Главная >  Публикации 

 

22. Обобщение и различение комплексных раздражителей



У ребенка увеличение количества речевых условных связей, необходимое для правильного пользования речью в каждом конкретном случае, происходит под влиянием слышимой речи. Ребенок повторяет то, что говорят окружающие, легко запоминая новые слова и обороты речи. Повторно слушая читаемые ему сказки и стихотворения, он воспроизводит их сначала частями, а затем и целиком. При этом каждая новая заученная комбинация слов и выражений обогащает его второсигнальные условные связи, приводя к все более свободному и разнообразному пользованию наличным фондом слов и речевых стереотипов. Отсюда понятно, какое огромное значение для развития речи имеет заучивание наизусть и пересказ рассказов и стихотворений.

Процесс овладения речью и мышлением неизбежно приводит к тому, что основная масса условных связей в коре больших полушарий человека образуется при обязательном и доминирующем участии речевых раздражителей, что-ускоряет образование условных связей, как положительных, так и отрицательных.

В развитии высшей нервной деятельности ребенка существенное значение имеет обобщение отдельных речевых раздражителей и образование речевых условных связей на слова, обозначающие видовые, а затем и отвлеченные понятия. В основе появления обобщающих понятий лежит процесс избирательной иррадиации возбуждения. Постепенно аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий ребенка становится источником все новых и новых обобщений, приводящих к отвлечению от действительности, к появлению абстрактного мышления. Обучение чтению и письму еще больше усиливает значение второсигнальных раздражителей, способствуя дальнейшему развитию процессов мышления.

22. Обобщение и различение комплексных раздражителей

Вычленение отдельных признаков раздражителей. При образовании положительных и отрицательных условных рефлексов на несколько сходных комплексных раздражителей происходит процесс вычленения отдельных компонентов или признаков, позволяющих как обобщать сходные комплексные раздражители, так и различать их. Значимость отдельных компонентов комплекса в процессах обобщения и различения выявляется при помощи контрольных проб и задач, а также на основании реплик детей и беседы с ними тотчас после наблюдения.

Происходящее с возрастом усложнение аналитико-синтетичес-кой деятельности коры проявляется в увеличении количества и изменении значимости признаков различения и в вычленении новых, все более существенных признаков, характеризующих отдельные группы положительных и отрицательных раздражителей.

Дети младшего дошкольного возраста различают положительные и отрицательные комплексные раздражители (различные игрушки, фигурки, картинки и пр.) по какому-нибудь одному частному признаку каждого из этих раздражителей, почти никогда не обобщая сходные признаки, характеризующие всю группу положительных или отрицательных раздражителей. Легко и быстро происходит различение раздражителей по цвету. Если цвет всех раздражителей одинаков, то одни дети различают их по форме, другие по размеру или расположению—так начинают проявляться первые намеки на индивидуальные особенности аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

Обобщение признаков. Дети старшего дошкольного возраста довольно быстро начинают различать не один, а два или несколько признаков, характеризующих каждый отдельный раздражитель. Часто это признаки случайные, малозначимые. В этом возрасте у детей заметно обобщение всей группы положительных или отрицательных раздражителей путем вычленения какого-либо признака, общего для всей группы раздражителей.

Если все положительные раздражители отличаются от отрицательных по цвету (например, одни зеленые, другие красные), то обычно после выработки двух положительных и стольких же отрицательных рефлексов дифференцировка новых раздражителей происходит «с места», т. е. при первом же их предъявлении. Обобщение других признаков, например формы, величины, расположения предметов, происходит медленней.

Индивидуальные особенности различения и обобщения признаков сходных раздражителей выявляются в этом возрасте отчетливее. Так, некоторые дети в первую очередь различают не цвет, а форму, другие — величину, а в отдельных, редких случаях даже количество предметов.

Если общие признаки, отличающие все положительные раздражители от отрицательных, отсутствуют, ребенок нередко «обнаруживает» несуществующий признак. Так, например, у ребенка были образованы условные связи натри положительных (подкрепляемых) и три отрицательных (неподкрепляемых) раздражителя. Все раздражители представляли собой картинки с изображением различных предметов. На одной из неподкрепляемых картинок часть предметов была расположена косо. В беседе ребенок утверждал, будто такое расположение предметов было на всех отрицательных картинках, в отличие от прямого расположения на положительных картинках. Привлечение фантазии в процессе различения и обобщения сходных раздражителей может рассматриваться как косвенное доказательство того огромного значения, какое имеет процесс обобщения в аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

23. Типы высшей нервной деятельности

Классификация типов. Греческий врач Гиппократ, живший в IV в. до нашей эры, писал, что каждого человека на основании особенностей его поведения можно отнести к одному из четырех основных темпераментов: меланхолическому, холерическому, сангвиническому и флегматическому. Эти темпераменты хорошо соответствуют четырем основным типам высшей нервной деятельности, установленным Павловым на основании многолетнего изучения образования и протекания условных рефлексов у животных. В основу деления на типы Павлов положил три основных свойства нервных процессов.

Первое свойство — сила процессов возбуждения и торможения. Она определяется пр-едёльнои силой раздражения, при которой могут быть образованы условные рефлексы. Второе свойство — соотношение силы процессов возбуждения и тпрмпжрння иными сло-вами, их уравновешенность или неуравновешенность. Третье свойство —псдвижяость пропесспв нпчужгтрир и торможрння, т. е. скорость, сШкой они могут сменять друг друга.

На основании проявления этих трех свойств И. П. Павлов выделил четыре основных типа: слабый; сильный, неуравновешенный; сильный уравновешенный подвижный; сильный уравновешенный медленный, или спокойный. Такое деление на типы высшей нервной деятельности применимо и к человеку, в частности к детям.

Слабый тип. Дети, относящиеся к этому типу, не переносят сильных или длительных раздражении, которые вызывают у них запредельное торможение. Легко возникает у них и индукционное торможение. Так, рефлексы тормозятся под влиянием посторонних раздражителей, особенно новых, необычных. Такой ребенок, впервые попав в новую обстановку, например при первом посещении детского сада, стоит, опустив голову, не отвечает на вопросы, держится за мать, а при настойчивых, повторных вопросах легко может заплакать. Условные рефлексы образуются медленно, после большого количества сочетаний с безусловным раздражителем, Двигательная активность невелика и малоустойчива. Ребенок производит впечатление трусливого и слабого.

Слабый тип соответствует гиппократовскому меланхолическому темпераменту.

Сильный неуравновешенный тип. Этот тип называют также возбудимым. Он характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. У детей этого типа положительные условные рефлексы образуются легко, и притом не только на слабое, но и на сильное раздражение. Торможение рефлексов, наоборот, затруднено. Посторонние, даже сильные раздражители часто не только не вызывают индукционного торможения, но усиливают рефлекторные реакции. Отрицательные условные рефлексы неустойчивы, часто срываются. Речь быстрая, громкая, но неровная. Дети очень подвижны, чрезмерно возбудимы. В ответ на болевое раздражение, например при лечении зуба, могут дать общую безудержную реакцию, долго не прекращающуюся. Такую реакцию может дать даже слабое болевое раздражение, например при нанесении йодной настройки на царапину. Вследствие чрезмерной возбудимости и слабости тормозных процессов дети плохо, подчиняются дисциплине, нередко (особенно в запальчивости) держат себя вызывающе, агрессивно. Если чрезмерное возбуждение затягивается, оно может смениться депрессией, т. е. упадком сил, общей' заторможенностью,.

Этот тип соответствует гиппократовскому холерическому темпераменту.

Различают несколько вариантов неуравновешенного типа:

1. Часто весьма способные, но повышенно возбудимые, темпераментные дети. Очень эмоциональны. Их речь и движения быстрые. Тормозные процессы хотя и снижены, но в слабой степени.

2. Вспыльчивые, взрывчатые дети. Нормальное поведение нарушается часто, но на короткое время. В период взрыва держат себя запальчиво, агрессивно.

3. Дети с сильно выраженным снижением процессов торможения. Легко становятся рабами своих инстинктов. Ради их удовлетворения нередко ни перед чем не останавливаются. Таких детей обычно называют распущенными и озорными. Трудновоспитуемы.

Сильный уравновешенный, подвижный тип. Условные рефлексы, как положительные, так и отрицательные, образуются быстро. Образовавшиеся условные связи устойчивы. Угашение, восстановление и переделка условных рефлексов происходит легко и быстро. Частый и резкий переход от возбуждения к торможению и обратно не нарушает корковой деятельности. Речь в достаточной мере быстрая, громкая, эмоциональная и вместе с тем плавная, с жестикуляцией и выразительной, но не чрезмерной мимикой. Дети живые, общительные, с яркими эмоциями; обычно проявляют большой интерес к окружающим явлениям. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий может достигать высокого уровня. Такие дети легко поддаются воспитанию; нередко проявляют большие способности.

Этот тип соответствует гиппократовскому сангвиническому темпераменту.

Сильный уравновешенный, медленный тип. Положительные и отрицательные условные рефлексы образуются медленнее, чем у детей предыдущего типа. Речь медленная, спокойная, без резко выраженных эмоций и жестикуляций. Переход от возбуждения к торможению и обратно замедлен. Ребенок, как правило, отличается спокойствием, усидчивостью при занятиях, хорошим поведением, дисциплинированностью; легко справляется, если перед ним возникла трудная ситуация. Нередко такие дети хорошо учатся и проявляют большие способности. Полученное задание выполняют медленно, но добросовестно.

Этот тип соответствует гиппократовскому флегматическому темпераменту.

Пластичность типов высшей нервной деятельности. Типологические особенности высшей нервной деятельности определяются наследственностью. Однако поведение обусловливается не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми ее особенностями, которые возникли под влиянием среды, окружающей организм со дня его рождения. Следовательно, врожденные свойства нервной системы нельзя рассматривать как неизменные. Они могут в той или иной степени изменяться под воздействием воспитания и обучения. Подверженность изменениям, или пластичность, типов нервной деятельности представляет собой, по существу, лишь одно из проявлений общего важнейшего свойства нервной системы — ее пластичности, приспособляемости к меняющимся условиям окружающей среды.

Пластичность типов нервной деятельности, возможность их переделки путем упражнения, воспитания представляют собой, по выражению Павлова, «важнейший педагогический факт». Поскольку окружающие воздействия влияют тем сильнее и прочнее, чем моложе организм, особое значение приобретают проблемы воспитания и обучения с раннего возраста.

Не все дети в равной мере поддаются воспитанию. Наиболее трудными следует считать детей с неуравновешенной высшей нервной деятельностью, особенно тех, которые выше были определены как взрывчатые и распущенные.

Если, однако, правильная воспитательная работа ведется с самого раннего детства, то, как показывает опыт, можно значительно уменьшить дурные проявления типологических особенностей, смягчить их, привив ребенку прочные навыки, которые предотвратят бесконтрольное влияние инстинктов, а также чрезмерную агрессивность и запальчивость.

24. Сон и его физиологическое значение

р> Сон и бодрствование. Регулярная смена сна и бодрствования — необходимое условие нормальной жизнедеятельности человеческого организма. Во время бодрствования повышенная возбудимость нервных клеток мозга поддерживается импульсами, идущими от органов чувств, от мышц и других органов тела. Поток афферентных импульсов резко уменьшается во время сна, а потому понижается возбудимость нервных клеток, наступает их торможение, что отражается на уровне общей жизнедеятельности организма: почти полностью прекращается двигательная активность, снижается обмен веществ, медленнее и слабее работает сердце, а дыхательные движения становятся более редкими и менее глубокими.

i. ча.-го содДйЮтл условия для появления тор р, угашение условного рефлекса), у животного >изникает вяло, шливое состояние. Переход клеток коры большим полушарий от а. вного, рабочего состояния к торможению происхо дит не сразу, а через несколько последовательных фаз.

У собаки был образован положительный условный рефлекс на музыкальный тон определенной высоты и тормозные рефлексы на 20 других тонов. Имелись у нее также положительные рефлексы на тихий и громкий треск. На тихий треск, как на слабый раздражитель, выделялось в 2—3 раза меньше слюны, чем на громкий треск. Многократное применение тормозных тонов вызывало у собаки сон.

Когда сонливое состояние только'начинало развиваться, реакция на тихий треск усиливалась и становилась такой же, как и на громкий треск. Эту фазу Введенский назвал уравнительной, так как эффекты слабого и сильного раздражения уравниваются. За ней появлялась фаза, названная парадоксальной. Она характеризуется тем, что слабый раздражитель вызывает более значительную реакцию, чем сильный. Мало того, на фоне развивающегося торможения сильный раздражитель может оказаться чрезмерным и лишь углубить торможение, и реакция будет наблюдаться только на слабое раздражение. Затем наступала фаза торможения, когда реакция исчезает и на слабые, и на сильные раздражители, и животное засыпает. Те же самые фазы в обратной последовательности наблюдаются во время пробуждения.

У взрослых людей, а часто и у детей фазы переходного состояния протекают очень быстро. Нередко, однако, ту или иную фазу удается проследить. Так, иногда можно обнаружить, что засыпающий ребенок реагирует только на слабые раздражители. Он не слышит звуков радиопередач или громкого разговора, но реагирует или даже просыпается в ответ на легкое прикосновение или на слова, произносимые шепотом. У маленьких детей переходные состояния часто осложняются явлениями положительной индукции, когда торможение, еще не распространившееся на всю кору, вызывает возбуждение незаторможенных участков. Возникшее возбуждение может иррадиировать по коре, снимая еще слабовыраженное торможение. Это проявляется в том, что, перед тем как заснуть, на некоторое время ребенок приходит» в состояние двигательного беспо-койсгва или начинает «беспричинно» капризничать. Такое состояние особенно легко возникает, если перед отходом ко сну ребенок был возбужден или если он ложится позднее обычного.

Изолированные очаги возбуждения во время сна. Сон может продолжаться несколько часов подряд. Однако интенсивность коркового торможения не остается постоянной. Раздражения, идущие из внешней и внутренней среды, могут изменять функциональное состояние отдельных пунктов коры, повышая или понижая их возбудимость и нередко приводя их в активное, деятельное состояние. При глубоком торможении коры очаги возбуждения, возникающие в отдельных ее пунктах, быстро затормаживаются и сон не нарушается. При меньшей интенсивности тормозного процесса возникший очаг возбуждения может, иррадиируя по коре, вызвать возбуждение значительной части коры больших полушарий и тем самым привести к прекращению сна.

В иных случаях возникший очаг приводит к частичному, избирательному распространению возбуждения, основанному на ранее выработанных условных связях. Ребенок может во сне, не просыпаясь, застонать или заплакать. У некоторых детей изолированный очаг возбуждения легко возникает в области двигательного анализатора. Такие дети проявляют во сне двигательное беспокойство. часто ворочаются, а иногда совершают и более сложные двигательные акты. Повышенная возбудимость двигательной речевой области проявляется в том, что ребенок начинает говорить во сне.  Сновидения. Сновидения также представляют собой результат активности многих корковых клеток на общем фоне коркового торможения. Во время сновидения многие пункты коры вступают в сложное взаимодействие, что может привести к некоторому подобию нормальной корковой деятельности. Однако это подобие лишь кажущееся. Деятельность корковых клеток во время сна резко отличается от их деятельности в состоянии бодрствования. Во-первых, многие пункты коры остаются в состоянии стойкого торможения и не участвуют в работе коры. Во-вторых, переход отдельных пунктов коры от состояния торможения к состоянию нормальной возбудимости сопровождается переходными фазами, нарушающими нормальные функциональные отношения между отдельными группами корковых клеток. Все это обусловливает бессвязность-, нереальность, фантастичность многих сновидений.

Постановкой специальных экспериментов удалось установить, что источником сновидений могут быть различные раздражения, исходящие из внешней или внутренней среды. Нередко источником сновидений могут быть следы дневной активности корковых клеток: отдельные пункты коры как бы сохраняют те функциональные взаимоотношения, которые имели место во время бодрствования.

Сторожевые пункты коры. Даже во время глубокого сна отдельные пункты коры могут сохранять состояние повышенной возбудимости. Это имеет большое биологическое значение. Высокая возбудимость пункта, раздражение которого имеет большую жизненную значимость, обеспечиваег возможность быстрого пробуждения в нужный момент. Вот почему Павлов назвал такие пункты коры «сторожевыми». В сохранении высокой возбудимости сторожевых пунктов коры существенную роль играют явления индукции: глубокое торможение других участков коры вызывает в сторожевом пункте положительную индукцию.

Наличием дежурных, сторожевых пунктов коры можно объяснить пробуждение человека точно в назначенный час (рефлекс на время), пробуждение матери при малейшем движении больного ребенка, хотя другие, более сильные раздражители не будят ее. i {!Г Гипноз как частичный сон. Экспериментальное изучение переходных состояний между сном и бодрствованием привело к пониманию физиологического механизма, лежащего в основе явлений гипноза. Если куриду быстрым, энергичным движением, подавляющим всякое сопротивление, опрокинуть на спину и затем через короткое время, отвести руки, то животное остается в полной неподвижности в приданном ему неестественном положении в течение нескольких минут, как правило, следя глазами за экспериментатором. Подобное же явление внезапного «обездвижения» (оцепенения) наблюдается и в естественных условиях под влиянием чрезмерно сильного или слабого, но длительного раздражения. Это явление можно рассматривать как своеобразный пассивно-оборонительный рефлекс при встрече с сильнейшим врагом, борьба с которым бесполезна.

В основе этого явления лежит резко выраженное индукционное торможение двигательной области коры, связанное с возникшим в других пунктах мозга сильным очагом возбуждения. Иными словами, происходит иррадиация торможения, но не гго всей коре, а в определенных ее областях. Следовательно, гипноз представляет собой частичный сон. В типичных случаях гипноза торможение распространяется главным образом в области двигательного анализатора.

Обычные способы гипнотизирования людей, по существу, воспроизводят те условия, которые приводят к гипнозу животных. Таковы слабые, повторяющиеся раздражения кожи или обычно применяющийся способ — монотонное повторение слов, ассоциируемых с сонным состоянием («Вас клонит ко сну; вы чувствуете, как тяжелеют веки; вы закрываете глаза, и вам трудно их открыть» и т. д.), Нередко, особенно при гипнотизировании истеричных людей, применяется сильный речевой раздражитель, например возглас «спите!» или другое резко сказанное слово

Далее:

 

Яшма «загадочная живопись природы».

Советы и рекомендации.

Анатомо-физиологические особенности кожи и подкожной клетчатки.

Что вызвало болезни миндалин у девочек семейства квинтс?.

Глава XV Первая помощь при несчастных случаях и внезапных заболеваниях.

Девочка-амфибия (С. Шенкман).

3.12 Сердечная недостаточность (нf).

 

Главная >  Публикации 


0.0011