Главная > Публикации
Классификации методов обученияНаиболее широкое распространение в современном мире получили практика медитации различных направлений йоги. Однако нет ни одной культурной традиции, которая не разрабатывала бы для тех или иных задач способы изменения состояния сознания -58. Исследования электрической активности головного мозга в состоянии аутогенной тренировки, медитации, диагностики по фотографии, направленном информационном воздействии с целью лечения, выявили специфические функциональные особенности изменений электрической активности -70,107. У испытуемых, обладающих выраженной экстрасенсорной деятельностью, наблюдаются отчетливые очаги повышенной активности (синхронизация потенциалов) в передних областях левого полушария, а также в задних и центральных правого. Изменение топографических карт у малопродуктивных индивидов не столь выразительно: преобладает диффузная активация различной степени интенсивности. Аналогичная направленность отмечается также по данным внутри индивидуальной успешности деятельности -107. В -70 отмечается, что в состоянии покоя у обследованных сенситивов выделяется три типа фоновой активности ЭЭГ: 1 - доминирование в общей картине биопотенциалов гиперсинхронного альфа-ритма, выраженного по эпилептоидному типу, проявляющемуся в виде пароксизмальных вспышек, иногда с преобладанием и экзальтацией в теменных областях коры; 2 - полиритмия (от медленных волн до бета-колебаний с эпилептоидной выраженностью), носящей дезорганизованный характер; 3 - общее снижение амплитуды биопотенциалов, отсутствие альфа-ритма, преобладание низкоамплитудных, синхронизированных бета-колебаний в сочетании с диффузными острыми волнами, эпилептоидными импульсами и колебаниями тета-диапазона. Примерное распределение типов фоновой активности ЭЭГ по индивидам 2:1:1. Для состояния диагностики характерным было появление на ЭЭГ острых волн, эпилептоидных импульсов диффузного порядка, иногда в виде генерализованных вспышек с большей амплитудой в лобных областях коры. При направленном воздействии ("лечении") ЭЭГ испытуемого-сенситива характеризовалось наличием эпилептоидной активности генерализированного типа в виде групп импульсов и разрядов (пароксизмально возникающих) с появлением в ряде наблюдений ЭЭГ-эквивалента эпилептоидного статуса ("пик-волна"), часто с группой гиперсинхронизированного бета-ритма в последействии; иногда наблюдалась гиперсинхронизация ритмики в теменно-центральных отделах полушарий в основном и бета-диапазоне; в ряде случаев отмечались полиморфные или ритмические дельта-колебания (2.5-3 Гц) в лобных и (или) теменно-центральных областях коры. Для состояния медитации характерным было появление на ЭЭГ пароксизмальных вспышек групп (или периодов) гиперсинхро-низированного и часто экзальтированного ритма эпилептоидного типа с преобладанием в теменно-центральных областях коры в основном тета-диапазоне (5 и 7 Гц), или альфа-ритме (8 Гц), реже - медленных волн или дельта-колебаний. Характерной особенностью ЭЭГ сенситивов по сравнению с ЭЭГ обычных людей было значительное возрастание степени синхронизации корковых потенциалов разных диапазонов частот, особенно в теменно-центральных областях коры. При доминировании определенного вида гиперсинхронизированной активности на ЭЭГ наблюдались резкие попеременные переходы на другие синхронизированные ритмы. Выраженная гиперсинхронизация обусловила, повидимому, общую эпилептоидную направленность изменений ЭЭГ. При исследовании регионарных и полушарных особенностей ЭЭГ испытуемых - сенситивов выявлены специфические изменения био-потенциалов в теменно-центральных отделах коры в виде превалирования тета-активности, преимущественно при медитации, или доминирования высокоамплитудного альфа-ритма в сочетании с группами гиперсинхронизированных бета-колебаний с преобладанием в теменных областях. Обращает на себя внимание несколько большая представленность эпилептоидных знаков при экстрасенсорной деятельности в лобных зонах коры (при диффузном распространении) или большая их амплитуда (при генерализированных вспышках). Что касается полушарных различий, то они отмечаются в теменно-центральных отделах по бета-ритму иногда в фоне, но чаще при направленном воздействии с превалированием высокочастотной активности в левом полушарии, а в правом - в виде преобладания групп дельта-колебаний в центральной области. При анализе межцентральных отношений ЭЭГ показано, что испытуемые-сенсетивы характеризуются повышенным по сравнению с обычными людьми уровнем сочетанности электрических процессов. Все данные по динамике электрических процессов головного мозга у испытуемых-сенситивов позволяют полагать, что одним из нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе экстрасенсорной деятельности, может быть направленное создание функционального очага раздражения в регуляторных системах мозга с ведущей ролью лобных областей коры. Авторы обращают внимание на то, что характерная особенность динамики ЭЭГ может возникнуть при поэтапном формировании новой системы межцентральных связей ЭЭГ в лобных долях мозга, как это происходит после коматозного состояния при выходе из комы и появлении сознания. Отмечается, что многие из испытуемых ранее перенесли коматозное состояние в основном в результате черепно-мозговой травмы. С точки зрения теории гомеостатики, цитированные выше результаты исследований указывают на создание новых динамических функциональных образований коры головного мозга, которые производят качественно по иному обработку поступающей информации и, соответственно, формируют новые ответные физиологические реакции индивида. Высшие функции коры и подкорки мозга состоят не в жестко (морфологически) закрепленных цепях обработки поступающей информации, а формируются квазипостоянными (т.е. временными), соответственно целевым установкам взаимодействия организма с физической и социальной средой. Таким образом для создания новых механизмов обработки поступающей информации (осознаваемой и неосознаваемой) необходимо: 1 - сформировать целевую установку; 2 - научить индивида формированию у себя функционального гомеостата, соответствующего целевой установке (т.е. подобрать систему методов специального тренинга). Целевая установка может формироваться неосознано и сознательно. Неосознанная целевая установка формируется в результате глубокого шока организма, связанного с восстановлением его функционирования как целого. При восстановлении здоровья гомеостаты организма работают в неустойчивом переходном режиме, происходят перестройки обратных и прямых связей между большим количеством гомеостатов, которые не закреплены жесткими морфологическими структурами. В этом процессе могут образовываться такие функциональные цепи, когда выходные информационные сигналы могут обладать некоторым стабилизирующим, конструктивным эффектом на данной стадии реабилитации и не имеют жизненно важной роли в здоровом организме. Они функционально закрепляются, формируя гомеостатические структуры, которые в дальнейшем при восстановлении здоровья, продолжая функционировать, проявляют в сознании получаемую информацию о состоянии окружающей среды в форме неспецифического ощущения. Если такой человек не игнорирует их, а пытается идентифицировать с известными состояниями и событиями во вне и внутри себя, он формирует осознанное восприятие ранее не воспринимавшейся реальности. Сознательно целевую установку можно сформировать только в том случае, если индивид убежден в принципиальной возможности существования таких явлений. Убежденность обычно возникает на базе космологических воззрений научного или мифологического плана, т.е. системе верований индивида. Система верований определяет методологию систем тренинга, а конкретный набор методик в том или другом случае в своей основе будет примерно одинаков, хотя последовательность и методологическая окраска этих наборов будут индивидуальными. Классификации методов обучения Классификации методов обучения разделяются на два больших типа методов. Первый тип классифицирует методы, не относящиеся непосредственно к прямым методам целительства, но создает необходимые предпосылки формирования психофизиологических состояний, способствующих быстрому обучению. Второй тип классификаций рассматривает методы прямого обучения целительства. В работе -58 автор систематизирует приводящиеся в разных источниках феномены людей, овладевших йоговской философией и практикой, выделяет следующие сверхнормальные способности: 1) свобода от ощущения голода и жажды; 2) устойчивость к холоду и жаре; 3) устойчивость к солнечной и другой радиации; 4) устойчивость к ядам и другим токсическим веществам; 5) устойчивость к сильным механическим воздействиям (например, способность выдерживать на груди слона, ходить босиком по битому стеклу; разбивание кувалдой кирпичей на груди и т.д.); 6) способность останавливать сердце и погружаться в состояние анабиоза, находиться закопанным в земле или воде; 7) прокамия - способность предотвращать старческую дряхлость тела и сохранять юношескую наружность; 8) способность видеть чужую ауру и диагностировать состояние тонкого тела; 9) лозоискательство; 10) совершенный контроль разума в связи с различными воздействиями на органы чувств; 11) контроль над элементами тела (Бхута-Джая); 12) ясновидение - способность видеть события, значительно удаленные в пространстве или во времени; 13) яснослышание - способность слышать звуки, производимые на большом удалении, или непроявленные как воздушные вибрации; 14) проскопия - предсказание будущих событий; 15) сверхбыстрый счет, операции с числами и большими цифровыми массивами; 16) знание своих прошлых жизней; 17) знание чужих прошлых жизней и всего, в них совершенного; 18) телепатия - чтение чужих мыслей; 19) способность "видеть" спиной, кожей рук и проч.; 20) способность "видеть" сквозь стены или другие препятствия; 21) понимание языка зверей, птиц и даже растений; 22) способность оживлять мертвых; 23) искусство вызывать массовый гипноз и галлюцинации; 24) дар укрощать или убивать диких зверей при помощи мантр или взглядом; 25) способность переселяться в мертвое тело, покидая свое собственное; 26) способность входить в тело другого, посылая туда часть своего тонкого тела, и одновременно существовать в своем теле; 27) мгновенное исцеление праной телесных недугов; 28) изгнание душ, "незаконно" вселившихся в другого человека; 29) способность совершать путешествия в тонком теле в другие места или даже на другие планеты; 30) способность останавливать время в каком-то участке пространства; 31) телекинез - перемещение предметов силой мысли; 32) остановка или запуск механических устройств (например, часов); 33) способность разгонять тучи и утихомиривать бурю; 34) повышение или снижение веса тела; 35) левитация - парение над землей в грубом теле; 36) способность стать невидимым для окружающих; 37) способность дематериализации тела в одном месте и его материализация в другом; 38) способность принимать любую телесную форму; 39) способность резко уменьшить или увеличить размеры тела; 40) способность ходить по воде "яко посуху"; 41) способность превращать элементы друг в друга (например, железо в золото). Многие способности приведенные здесь кажутся фантастикой и чистым вымыслом. Даже если бы некоторые из нас наблюдали в действительности, то большинство думало бы не о реальных механизмах и возможностях человека, а об иллюзионистской технике введения в заблуждение. Это потому, что наше обыденное сознание, сформированное на сегодняшней парадигме, отвергает саму возможность управления своим телом и физическим окружением. Чтобы мы могли глубоко поверить в вышеприведенные возможности необходима такая парадигма, которая бы не противоречила нашему ежедневному опыту и допускала возможность изучения и овладения новыми свойствами организма. Дух чистого отрицания всего, что невозможно проверить прибором или по крайней мере в принципе не допускается общепринятыми теориями физического строения вселенной в современном мышлении ученых, смыкается с давно установившимися узкими взглядами начетчиков канонизированных вероучений. Избавиться от косности мышления помогают другие парадигмы: пифагорейская, иудейская, христианская, мусульманская, индийские, южно-американские и т.п., в недрах которых были разработаны и многими поколениями выверены методы психофизиологических систем тренировок. I. Школы и учения, повышающие потенции к сознательному изменению психофизиологического функционирования организма (обучение парадигмам). 1) Пифагорейское учение -86,97. 2) Христианская практика (умное делание, практика Исихия, Г.Паламы, И.Лайолы и т.д.). 3) Практика даосов (выплавление "золотой пилюли", санс-энергетика, боевые искусства, цигун-терапия и др.) -2,14,15. 4) Брахманическая и Буддийская философии (пути концентрации, пути прозрения) -58. 5) Учение дона Хуана -61, Учение Икацо -164. 6) Учение Гурджиева -39,129,130. 7) Теософская школа Блаватской -12,13. 8) Антропософская школа Штайнера -152. 9) и др. Обсуждать особенности всех этих учений и школ не входит в нашу задачу. Однако каждое учение кроме космогенезиса имеет свои конкретные разработанные методы психофизиологического тренинга, позволяющие достигать некоторых состояний, подтверждающих ту или иную концептуальную структуру парадигмы. Следует отметить, что указанные выше учения, направленны на изменение состояния сознания таким образом, что потоки информации внешнего мира, преломляясь в особо сформированных временных гомеостатах высших центров отражения действительности, начинают смещать характеристики информационных фильтров входа гомеостатов частью за счет отключения информационных потоков из внутренней среды. Это вызывает особые переживания и ассоциации, связанные с объектом целевой концентрации. Такими объектами концентрации могут быть как абстрактные понятия, так и конкретные. II. Методы прямого обучения целительству 1) психотренинг -6,20,52,53,71,95,99,125,128,154 а) расслабление тела б) концентрация внимания на внешних и внутренних объектах; в) развитие зрительно-пространственно воображения г) вкусовое воображение; д) осязание е)тактильные ж) температурные 2) дыхательные упражнения -6,20,52,71,98,99,154 3) набор энергии -4,6,20,52,53,71,95,98,99,125,154 4) управление энергопотоком -4,6,20,52,53,71,95,99,154 5) тренировка чувствительности рук -6,20,52,71,98,99,154 Рис. 17. Гистограмма распределения приемов обучения целительству. Как видно из рисунка, все методы примерно с одинаковой частотой встречаются в литературе в качестве приемов для обучения. Наиболее высокий процент (25% относительных или 100%-е включение в тренировку любой системы методов) выявляется для метода освоения техники набора энергии. Фактически 100% авторов считает непременным условием обучению целительства психотренинг. Даже если автор не выделяет в руководстве специальную главу о психотренинге, по тексту изложения материала подразумевается, что целитель владеет методикой входа в измененные состояния сознания. Дыхательные упражнения и специальная тренировка рук включаются в процесс обучения в тех системах, где они используются как основные приемы диагностики и лечения. Классификация методов диагностики 1. Сканирование руками, пальцами -6,20,53,67,71,93,98,99,106,128,154. 2. Эмпатия, вхождение в образ и проецирование ощущений на себя -52,106,128,143. 3. По фотографии, портрету, скульптуре -6,53,67,106. 4. Видение на внутреннем экране -4,52,71,106. 5. По построенному энергоинформационному фантому -53,67,106. 6. По предмету (на воде, зеркале и пр.) -20,106. 7. По биофизическому эффекту (лоза, рамка, маятник) -4,93. 8. По голосу, телефону -20,106. 9. По числокоду -26. Рис. 18. Гистограмма распределения описаний методов диагностики и их процентное соотношение. За 100% принято суммарное число упоминаний методов. Классификация методов целительства 1. Лечение руками бесконтактно -6,98,154,4,53,99,71,20,95,52106,67. 2. Лечение наложением рук -6,26,125,98,154,4,99,71,20,95,52,106. 3. Лечение на расстоянии -6,98,4,53,71,95,128,52,106. 4. Лечение силой мысли -6,125,98,154,53,62,128,93,67. 5. Лечение по фотографии -6,53,71,106. 6. Лечение посредством передачи предметов -6,53,71,52. 7. Лечение дыханием -6,98,154,71. 8. Лечение взглядом -6,98,154. 9. Лечение молитвой, мантрой, самовнушением -4,95. 10.Лечение, принятием болезни на себя -128,67. 11.Пифагорейский метод лечения. Лечение гармонизацией через переживание ощущения числа -26. 12.Лечение через отрицание существования болезни как таковой. (Болезнь это лишь ошибка ощущений человека. На самом деле ты есть порождение Бога, а Бог есть только благо, значит зла не может быть) -140. 13.Прочие (редко практикующиеся методы, такие как музыкотерапия -59, терапия живописью -59, лепкой скульптуры больного и т.п. -72) 14.Комбинаторные, комплексные методы лечения. Лечение с применением сочетания нескольких вышеуказанных методов. Рис.19 .Гистограмма распределения встречаемости описаний методов лечения в литературе и процентные соотношения. За 100% принято суммарное число упоминаний методов. Анализ литературы по целительству позволяет сделать вывод, что за последнее столетие сложилась определенная система подготовки и практики целительства. По своему происхождению эта система является синтезом знаний и методов восточных учений с остатками западных традиций, которые теплились после известных процессов инквизиции, гонений клерикальной власти, цеховых интересов канонизированной медицины и апофатизма науки конца XIX середины XX столетия. Повышенная напряженность жизни, частые стрессовые ситуации заставили многих людей искать методы активного снятия напряжения. Сначала в северной Америке, а затем и в западной Европе все большее количество людей стало практиковать различные системы йоги, адаптируя их к условиям Запада. Но максимальное распространение получили различные виды медитативной практики (например, трансцендентальная медитация -123,124); их привлекательность состоит в том, что они не требуют особой психофизической подготовки, отрыва от привычного образа жизни и не поглощают большого количества времени на занятия. Вслед за массовыми увлечениями и убедительными положительными последствиями от занятий на нервную систему и психику человека возник интерес к этим системам тренинга у ученых нейрофизиологов, психологов, врачей психосоматической медицины. Исследования показали значительные отличия функционирования организма, находящегося в состоянии медитации от бодрствования, различных стадий сна и гипноза. Это, в свою очередь, оказало положительное влияние на ту часть общества, которая полностью отрицала психофизиологическое воздействие на организм и связывала психологический результат с аутообманом, самогипнозом и просто с отдыхом от напряженного ритма жизни. Тем не менее настороженность общественного сознания сохранялась в виду отсутствия научной теории, связывающей многообразие разнородных фактов воедино. С появлением понятийного аппарата гомеостатической медицины удалось показать внутреннее единство большинства казалось бы несовместимых друг с другом, противоречивых фактов. В гомеостатике, как во всех естественных дисциплинах о живом, практика предшествовала научной теории. Обучение приемам психофизиологического тренинга Психотренинг является неотъемлемой частью любой культуры, особенно в той области деятельности, которая сопряжена с опасностью для жизни. Однако в отличие от специальных видов тренировок, направленных на целевое изменение сознания, для адекватного реагирования в экстремальных ситуациях, для массовой аудитории представителем западной культуры Шульцем -167,168,169 была представлена переработанная система психотренинга индийской йоги - аутогенная тренировка Далее: Механизмы заражения воды в водопроводах; микрофлора водопроводной воды.. Неуправляемое мышечное напряжение и его лечение. Первое знакомство с гепатитом. 3.3. Индивидуальные особенности человека 3.3.1. Генотипические аспекты. 5. Общее строение деятельности.. 11. Вопросы и ответы. 2.5. Патогенез хронического уретрогенного простатита. Главная > Публикации 0.0008 |