Главная >  Публикации 

 

Народная медицина? народное целительство!



Теперь несколько слов о так называемой народной медицине и различном целительстве. Предвижу удивленные восклицания и даже возмущенные голоса, но, тем не менее, выскажу свое мнение. Народная медицина? Такой медицины не существует. Есть осколки древних мудрых оздоровительных систем, которые сохранены в народе в виде отдельных средств и методов в силу многовековой недоступности для него, народа, настоящей медицины. Эти осколки представляют собой отдельные рецепты из трав, минералов и частей животных, различные припарки и притирки, прием общеоздоравливающих природных средств и т. п.

Все это существовало в древних медицинских системах как отдельные маленькие элементы и было строго обосновано общими теориями здоровья. Многое из того, чем лечили в древности зажиточных людей известные врачи, просачивалось в народ, но не в виде системы, а в виде именно отдельных средств и методов. С течением времени они переносились в другие общины, трансформировались в соответствии с местными условиями и обычаями, переплетались с суевериями и оккультизмом, постоянно дополнялись подходами официальной медицины.

"Народная медицина" не имеет теории, абсолютно симптоматична, т. е. занимается лечением исключительно симптомов. Для того, чтобы убедиться в справедливости вышесказанного, достаточно сопоставить, например, труды Авиценны и любой народный лечебник и увидеть, что и рецепты из трав, минералов, частей животных, и водные и физиотерапевтические процедуры, и грязелечение, и применение в лечебных целях продуктов питания, ит. д. - все заимствовано из древних систем, но в упрощенном, чисто симптоматическом виде, не основанном, как у Авиценны, на строго индивидуальной диагностике.

Кроме того, последние десятилетия "народная медицина" практически не меняется. Посмотрите любой лечебник, и вы обнаружите поразительную вещь. Уже более полувека одной из основных проблем современного человека являются запоры, а в лечебниках чуть ли не самые большие разделы посвящены борьбе с поносами, т. е. с тем, что являлось повальным бедствием в прошлом веке и раньше.

На мой взгляд, народная медицина - это примерно то же, что народная физика, народная химия, народная биология и т. п. Правильнее, по-видимому, говорить о народном целительстве.

К сожалению, даже многие из тех, кто занимается так называемой народной медициной, часто смешивают ее с древними медицинскими системами, называя эту смесь традиционной народной медициной. Смешивать их - значит показывать свою профессиональную некомпетентность и обесценивать древнюю медицину.

Традиционная медицина - это то, чем владели единицы талантливых древних профессиональных придворных врачей, народная медицина - это различные варианты целительства, а по существу, шаманства, знахарства.

История медицины писалась не клиницистами (врачами-практиками), а историками (пусть даже и с медицинским образованием). Это и привело к упрощенному взгляду на древнюю медицину. Внешнее сходство ее рецептов и рецептов народного целительства не позволило разглядеть главного, а именно того, что на первом месте должна быть стройная система, а применению рецептов должна предшествовать диагностика, равная искусству.

Прочее целительство

С этим разобраться посложнее. Понятие это неоднозначное и часто аморфное. Самое важное, что большинство целителей - не профессиональные врачи. Сразу необходимо подчеркнуть, что здоровьем людей может заниматься только человек, имеющий достаточные базовые знания об истории медицины, о морфологии, физиологии, генетике, биохимии и биофизике человека, о врачебной этике. Конечно, и среди дипломированных специалистов не очень много хороших врачей, однако диплом обеспечивает ту базу, которая может позволить стать хорошим врачом.

Медицина - одна из сложнейших областей человеческого знания. Однако, если в механику, физику, плотницкое дело, программирование, архитектуру непрофессионалы просто "не суют свой нос", поскольку тут же будут разоблачены, то в медицине словоблудием и чудесами занимаются тысячи любителей. Как правило, все это хорошо заметно специалистам, но простым людям разобраться в происходящем сейчас на медицинском "рынке" очень непросто. Когда целители принимаются теоретизировать, это всегда выглядит очень наивно, а часто и просто глупо. Начинаются "умные" рассуждения о строении кишечника, или мочевыводящей системы, или клеток, об окислительно-восстановительных процессах, о премудростях кровообращения и т. п., но все это на уровне шестого класса средней школы. Сами целители этого не осознают, они не понимают, что все это можно изучить только систематизированно, по программам, которые разрабатывались не одним поколением педагогов, затратив тысячи часов под руководством опытных преподавателей в медицинских институтах, а затем все это необходимо еще "пропустить" через многолетнюю практику. Убедительно это можно показать на примере общей схемы функций, например, печени, принимающей участие не только в продукции желчи, но и практически во всех обменных (и не только) процессах в организме (рис. 2).

Почему столь популярны в последние годы различные целители, в частности, в нашей стране? Тому есть, по-видимому, две причины. С одной стороны, в последние десятилетия заметно вырос общий культурный уровень населения, и это привело к некоторому повышению понимания ценности здоровья и повышению спроса на него, а не только на отсутствие болезней. С другой стороны, официальная медицина движется как раз в другом направлении, то есть становится все в большей степени "медициной болезней", и потому не в состоянии удовлетворять растущий спрос. Образовавшуюся нишу как раз и занимают разного рода целители. Массовое сознание имеет много общего с сознанием ребенка, познающего мир: ребенок обязательно протянет руку к новой яркой игрушке. Кроме того, несмотря на отмеченное повышение общего культурного уровня населения, в обществе еще достаточно велика прослойка людей, прямо скажем, темных (причем это не связано непосредственно с уровнем образования и занимаемой должностью), мышление которых адекватно мышлению целителей, в большинстве своем таких же темных. Я не голословен. Мне приходилось общаться с целителями, иногда я листаю их опусы (нередко многотомные и неплохо изданные). Мои впечатления? Примерно такие же, как, например, у опытного политика, послушавшего политические рассуждения мужиков у пивнушки

Сказанное не означает, однако, моего однозначно отрицательного отношения к целителям и целительству. Деревенскими целителями-знахарями, как правило, становятся посемейной традиции и при наличии соответствующего природного дара, а не случайно. В этом случае накопленный потомственный опыт и личный дар позволяют некоторым целителям, пусть и не до конца осознанно, интуитивно, пусть и без строгой научной логики, но все же выходить на довольно правильное лечение болезней. К тому же их естественные методы хотя бы не очень вредят. Конечно же, в деревенских условиях это лучше, чем ничего, а часто и лучше, чем ортодоксальное лечение, всегда симптоматическое и практически всегда отчасти или существенно вредное. Честно говоря, зная современную медицину, я бы свое здоровье, если бы не владел системным подходом, доверил скорее настоящей опытной деревенской знахарке, чем любой, пусть даже самой элитной клинике. Ну, и конечно же, не доверил бы какому-либо из новоиспеченных плутоватых городских целителей.

Так кто же такие целители? Это часто бесспорно наделенные оригинальным мышлением самородки, но нередко и люди примитивные, одаренные лишь авантюрными способностями. Чаще всего целители практикуют рецепты "народной медицины", научной и народной фитотерапии, гипноз, психотерапию, экстрасенсорное (биоэнергетическое) воздействие, используют ряд элементов различных религиозных и оккультных учений, некоторые технические новинки, а также ряд сваленных в кучу "новых" изобретений -уринотерапии, хиропрактики, особых видов дыхания, особых строгих методик питания и голодания, чудодейственных средств (против рака, против всех болезней, против экземы, язвы и т. д., и т. п.).

Ничего принципиально нового во всем этом нет. Все это существовало в древних медицинских системах и отчасти в современной медицине, но не в виде "панацеи", а лишь в виде отдельных методик, важных составляющих. Именно составляющих, но не более. При этом в древности все это было доведено до совершенства, как отмечалось выше, благодаря единой философской базе, на которой создавалась стройная теория здоровья.

Сейчас происходит лишь возрождение утраченного или частично забытого. Что-то искажено временем, что-то искажается личностными особенностями целителей. К сожалению, нередко заимствование методик производится без ссылок на древность, как бы "впервые открывается" и поэтому как бы дает право "первооткрывателям" на искажение методик. Но самой большой бедой целительства как направления является представление своего метода как "панацеи", отсутствие системного взгляда на медицину и здоровье.

Очень большим недостатком целительства является то, что нередко в нем присутствуют надуманные, не имеющие под собой ни исторической традиции, ни теоретического обоснования методики (предлагаемые обоснования, как правило, наивны и абсурдны).

Есть и особая группа целителей. В нее входят, с одной стороны, врачи, которые забыли, что медицина, как отдельная наука, все же существует, пусть и со всеми ее недостатками, и строят свою работу на двух-трех новомодных методиках. Чаще всего заимствуются частные методики из восточных оздоровительных систем, иногда - отдельные технические новинки. С другой стороны, в эту группу входят "технари", разработавшие какое-либо техническое устройство, на котором они и строят всю лечебную тактику.

Сейчас нередко можно стать свидетелем абсурдных ситуаций - создаются лечебные центры на основе одной-двух частных методик. Комментарии, в контексте всех приведенных выше рассуждений, излишни. Жаль только больных, которые наивно ищут в таких центрах здоровье.

Особый разговор об экстрасенсах. Прежде всего хочется внести некоторую ясность в терминологию. Слово "экстрасенс", хотя и является самым емким для определения людей, занимающихся сверхчувственным восприятием тонких информационных потоков и управлением тонкими энергиями, из-за сотен авантюристов, ринувшихся в эту область в последние годы, получило негативный оттенок. А если смотреть в корень, то не очень высокие результаты работы экстрасенсов привели к дискредитации метода. Поэтому в последнее время появилась масса новых определений этого рода деятельности в медицине. Суть их сводится, тем не менее, к одному - к биоэнергодиагностике и биоэнергокоррекции (терапии). Кто и откуда берет "энергетику" и куда и как ее передает - вещь субъективная и не имеет принципиального значения.

Кроме того, как и все остальное в целительстве, этот метод уже был в совершенстве разработан в древности, и потому не очень этично, когда какой-либо целитель представляет свой подход к экстрасенсорике как новейшее открытие. В частности, в йоге существовали и существуют биоэнер-годиагностика и биоэнергокоррекция, ретровидение, предвидение и ясновидение. Однако там это не является самоцелью или способом зарабатывания денег, а представляет собой лишь обязательные ступеньки, или этапы самосовершенствования. Над этим долго (годами, десятилетиями) и кропотливо работают.

Как уже отмечалось, для целителей характерно возведение своей методики в ранг панацеи. Не избежала этого и экстрасенсорика. На каждом шагу приходится слышать категоричные высказывания о том, что "энергетика" первична, все в организме определяется деформациями биополя, недостатком "энергетики" и т. п. (Сейчас слова трансформируются, все это называется более красивыми фразами: космические энергии, энергии высших сил, духовные энергии, энергии галактических центров, и всяческие поля - все не хочу даже припоминать.) Чаще всего это связано, конечно же, с недостатком знаний о древних подходах к здоровью, отсутствием медицинского образования и, следовательно, профессионального взгляда на происхождение и развитие болезни. Другая причина - очень поверхностное образование в самой биоэнергетике, незнание ее фундаментальных основ, которые дают йога и восточные учения. Третья причина - практически отсутствующее или слабо развитое системное мышление. Понимание того, что человек - триединая сущность: тело, сознание и дух, где ни первое, ни второе, ни третье не является главным, дает и понимание того, что биоэнергетика - лишь один из методов лечебно-диагностического арсенала традиционной и нетрадиционной медицины. Нельзя лечиться только у экстрасенса, так же, как только у фитотерапевта, или только у мануального терапевта, или только у иглотерапевта, и; i' массажиста, или только ароматами, или водными процедурами, или только в барокамере, или только витаминами или минералами, или только лазером и т. д. - все это лишь маленькие частные методики. Ими просто невозможно охватить весь спектр возможных нарушений в организме.

Нельзя забывать также о том, что, как и любому методу, биоэнерготерапии сопутствует (нередко в преобладающей степени) психотерапевтический эффект. К сожалению, изучением этого компонента никто серьезно не занимается. Это необходимо не для того, чтобы в конце исследований сказать, что, мол, весь эффект- психотерапевтический, а от биоэнерготерапии - ничего, но для оценки возможного вклада этого частного метода в общее оздоровление человека.

Биоэнергетика - сложнейшая область знания, не менее сложная, чем учение о морфологии, физиологии и биохимии человека или о его сознательном, подсознательном и бессознательном. Для большинства же целителей все оказывается очень просто: ощутил себя экстрасенсом - и делаешь чудеса. Как-нибудь между прочим можно походить на курсы и получить "корочки". К сожалению, не все понимают, что сложность метода требует многолетнего обучения. Не меньшее сожаление вызывает и тот факт, что в этой сфере деятельности, как нигде, много не только авантюристов, но и людей просто примитивных. Хочется подчеркнуть, что все вышесказанное не относится к высокопрофессиональным специалистам в этой области. Но, как и в любом деле, таких специалистов - единицы на весь мир. Нет сомнения, что они очень болезненно переживают многое из того, что творится в сфере деятельности, которой они себя посвятили.

В заключение разговора о целителях мне бы хотелось прокомментировать случаи излечения ими, в том числе и "чудодейственного излечения", различных больных. Здесь есть несколько аспектов.

Представьте себе больного человека, который безуспешно лечится не один год в поликлиниках и больницах и наконец решает обратиться к целителю. Допустим, целитель назначает человеку сбор трав, укусы пчел и молитвы. Человек все делает и действительно постепенно выздоравливает. О чудо!

Теперь проанализируем ситуацию подробнее. Оказывается, за прошедшие годы человек получил в поликлинике и больнице по два курса массажа и лечебных ванн, курс иглотерапии, принимал разные таблетки, одни из которых были бесполезны, другие - хотя и немного, но полезны. Также его направляли в санаторий. За это же время, болея, человек подсознательно и сознательно изменил ряд приоритетов в своей жизни: перестал доводить себя до изнеможения зарабатыванием денег, стал следить за режимом питания, в то время как раньше "перехватывал" кое-как на ходу, стал регулярно заниматься хотя бы понемногу домашней физкультурой, купил и стал применять иппликаторы, аппараты магнитотерапии и вибромассажа, постоянно листает литературу по точечному массажу и делает себе, хотя и не совсем идеально, но с пользой, акупрессуру, пил все модные "чудодейственные" витаминно-минеральные комплексы, которые чуда, конечно, не принесли, но некоторую пользу дал и. Надеюсь, вы уже понимаете, почему человек в конце концов вылечился. Потому что он работал над своим здоровьем, применил много методов и средств, которые частично были бесполезны, частично же - хоть и в малой степени, но эффективны, а частично -даже очень хороши. Полезны были и рекомендации целителя: они явились той последней каплей, которая переломила ситуацию. Но при соответствующем менталитете больной будет всем рассказывать о том, как целитель вылечил его чудесными травами, либо пчелами, либо молитвами. И другие больные начнут наивно пытаться вылечиться только пчелами или только молитвами, но безуспешно.

Пройдет время, они интуитивно и методом случайного выбора наработают свой оздоровительный комплекс, затем попадут к другому целителю, который добавит им, например, соки и какую-нибудь глину. Больной постепенно придет в порядок и будет всем рассказывать, что его вылечил особый целитель особой глиной.

При этом отмечается одна закономерность: человек не придает значения "банальным" мерам, то есть тому, что он стал заниматься физкультурой, регулярно питаться, чаще бывать на свежем воздухе, пить простые общеоздоравлива-ющие травы и т. д.: весь результатом приписывает одному модному методу или средству, причем, что примечательно, либо тому, которое он применял последним, либо, что также характерно, самому противному или болезненному из них. Это вообще закономерность: чем невежественнее человек, тем больше он отдает предпочтение неприятному или болезненному лечению. Если лекарство не вонючее, или не очень горькое, или при проведении процедуры все не хрустит и потом не краснеет и не болит, то это и не лечение. Поэтому невежественные люди чаще прибегают к таким методам, как рвота, большие клизмы, уринотерапия, грубая мануальная терапия, выбирают травы поядовитее, диеты жестокие, контрастные процедуры зверские и т. п.

Второй вариант чудодейственных исцелений у целителей отмечается тогда, когда человек до целителя ничего не делал для своего здоровья. И вот, если больному повезет и целитель окажется не варваром, который замучает его окончательно, а, например, собрав группу больных, заставит oих крутить головой, руками, наклоняться, будет практиковать с ними медитативные упражнения, методики расслабления, групповые пробежки и прогулки, самомассаж, да еще если он даст принимать действительно всем полезные вещества, например, различные пчелопродукты и биостимуляторы, то эффект обязательно будет.

Особенно у тех пожилых людей, которые раньше абсолютно ничего не делали для своего здоровья. Дополнительным оздоравливающим фактором в таких случаях нередко бывает и психологическая составляющая - социальная реализация пожилых людей, бывших раньше в относительной изоляции и вдруг попавших в коллектив. Какой вывод из всего этого можно сделать? Раз помогает, все - вперед, к целителям? Во-первых, я не случайно сказал, что будет хорошо, если целитель не окажется варваром. К сожалению, слишком часто они оказываются не только варварами, но и просто проходимцами. Во-вторых, все, что я перечислял среди "чудодейственных" методов, доступно пониманию обыкновенного человека на уровне здравого смысла, и нет необходимости обращаться за этим к бородатому дядьке или к толстой тетке, или к прощелыге с полуинтеллигентной внешностью. Надо просто чуть-чуть проснуться, включить данный нам природой бесценный дар, называемый сознанием, и осознанно заняться своим здоровьем.

Наконец, встречаются особые случаи исцеления. Я с такими случаями сталкивался. В первом варианте больной считает что у него рак. Просто считает, и все, хотя никаких специальных обследований не проводил (и не хочет проводить), диагноз не подтвержден (это уже, конечно, темнота на уровне психического нездоровья). Второй вариант - когда имеет место диагностическая ошибка (и такое случается). Третий вариант - когда целитель, чтобы привязать к себе больного и как можно больше вытянуть из него денег, говорит ему, что у него рак или вот-вот будет рак, хотя на самом деле этого нет и в помине. Конечно, вы понимаете, что если постепенно добиться у таких больных улучшения самочувствия (безвредными методами, да и время лечит), а тем более если затем еще провести специальное обследование, показывающее, что рака действительно нет, какой будет резонанс, сколько будет разговоров!

Далее:

 

Градиент пористости пааг.

Глава вторая: дух высокий, деятельный, добрый.

Микоз гладкой кожи.

Как пить не пьянея.

Судороги.

Применение имплантантов с биологически активным пористо-порошковым покрытием.

6. Экспериментальное обоснование аурикулодиагностики.

 

Главная >  Публикации 


0.0099