Главная >  Публикации 

 

Как приучить малыша к горшку



Все мы ждем того дня, когда можно будет сменить последнюю пеленку, однако ждем его со смешанными чувствами. Помимо всего прочего, это еще и означает сказать «до свиданья» прекрасному периоду младенчества.

Обучить малыша пользоваться горшком — это занятие для двух партнеров, у каждого из которых своя самостоятельная роль. Вы, конечно же, можете привести ребенка в туалет, но не в ваших силах заставить его сделать то, чего вы ждете от него. И если ваш ребенок самым последним из всех знакомых малышей перестает бегать в мокрых штанишках, это вовсе не означает, что вы провалили свою родительскую карьеру. Так же, как с едой и сном, нельзя силой заставить ребенка быть сухим и чистым. Однако вы в состоянии создать для него такие условия, в которых он мог бы сам себя тренировать. Главное для вас — помочь малышу выработать здоровое отношение к процедуре туалета.

Начало приучения к горшку — это скорее занимательное взаимодействие, нежели ужасная обязанность, и вы здесь выступаете в роли инструктора. С точки зрения ребенка, умение пользоваться горшком — это его первый шаг к взрослой жизни, обряд посвящения из младенцев в дошкольники. (Этим объясняется, почему желание оставаться маленьким ведет к определенному замедлению всего процесса приучения.)

Факты, которые вам следовало бы знать

Прежде чем усаживать малыша на первый в его жизни (весьма приземистый) горшок, подумайте над тем, что включает в себя навык пользования туалетом. Во-первых, ребенок должен узнавать особые давящие ощущения (позывы) в прямой кишке и мочевом пузыре. Он должен видеть связь между этими ощущениями и тем, что происходит в его организме. Ребенок должен научиться реагировать на такие позывы определенным образом: поспешить к горшку, снять штанишки, поудобнее устроиться на своем туалетном сиденье, а главное — успеть все это проделать вовремя, не опоздать. В связи с этой множественностью последовательных операций нет ничего удивительного в том, что многие дети продолжают расхаживать в памперсах вплоть до 3 лет.

Мышцы прямой кишки и мочевого пузыря. Необходимо контролировать мышцы отверстия прямой кишки и мочевого пузыря (которые я называю «горячими мускулами»), чтобы они вовремя открывались и закрывались. Обычно тренировка прямой кишки предшествует тренировке мочевого пузыря, главным образом потому, что «горячие мускулы», окружающие заднепроходное отверстие, не настолько нетерпеливы, как мочевою пузыря. Между позывами на дефекацию и самим ее актом у ребенка оказывается немало времени, что позволяет ему среагировать прежде, чем он испачкает штанишки. Твердую субстанцию (кал) вообще легче контролировать, чем жидкость (мочу). Когда переполнен мочевой пузырь, позыв к мочеиспусканию приходит неожиданно быстро, он очень сильный и его трудно контролировать.

Обычная последовательность в выработке навыка контроля за прямой кишкой и мочевым пузырем такова: (1) контроль прямой кишки в ночное время; (2) контроль прямой кишки днем; (3) контроль мочевого пузыря днем; (4) контроль мочевого пузыря ночью.

Изменение характера испражнений и частоты стула. Малыши рано начинают осуществлять нечто наподобие самоконтроля. Многократные испражнения в течение дня, характерные для 1-го месяца, сменяются 1-2-разовым стулом в течение дня к году и 1-разовым к 2 годам. Частота испражнений в течение дня уменьшается, а объем каловых масс увеличивается (ситуация с мочевым пузырем значительно отличается от ситуации с прямой кишкой). К году большинство детей перестает испражняться по ночам. За первые 2 года жизни существенно увеличивается и интервал между заменой мокрых пеленок и памперсов.

Кого обучить легче? Считается, что девочек проще обучить пользоваться туалетом, чем мальчиков. Не думаю. Скорее это утверждение показывает, что основное значение здесь имеет пол не ребенка, а воспитателя. Обучение пользованию туалетом выпадает на долю матерей, естественно, что женщине удобнее и легче обучить дочку, а девочкам гораздо проще имитировать действия собственных мам. Согласитесь, гораздо сложнее маме показать сыну, как следует мочиться мальчику. Подражая взрослым, дети уясняют, что мальчики это должны делать стоя, а девочки — сидя; однако вначале мальчики тоже могут сидеть, стараясь не обмочить стены и пол.

Лучше позже, чем раньше

Прошли те времена, когда считалось, что чем раньше ребенок начинает пользоваться туалетом, тем лучше его воспитали. Тогда полагали, что чем раньше малыш перейдет на 3-разовое кормление, чем раньше его отнимут от груди и научат пользоваться туалетом, чем «независимее» он будет, тем лучше его мама. И это неудивительно. Постоянная стирка вручную и трудности с высушиванием белья были достаточным основанием для того, чтобы поскорее подтолкнуть ребенка к горшку.

Теперь, конечно же, проблему сухих пеленок нельзя принимать всерьез. Памперсы так легко поменять, что даже самые неприспособленные папаши с легкостью справляются с этим поручением. Новые типы пеленок сделали более легкими путешествия с ребенком, и большинство современных мам все проблемы с пеленками просто-напросто переложили на плечи поставщиков детского белья. Кроме того, теперь мы гораздо больше знаем о том, как работает система опорожнения кишечника и мочевого пузыря у детей. Установлено, что нервы и мышцы, управляющие актами испражнения и мочеиспускания, в достаточной мере развиваются лишь к 18-24 мес. Еще одним дополнительным аргументом в пользу более позднего приучения ребенка к пользованию туалетом является то, что дети, начавшие обучение позже, гораздо быстрее осваивают данный навык.

Шаг за шагом

Объясняя, как работает выделительная система, мы вовсе не имели в виду, что в период ее развитая у малыша вам следует сидеть сложа руки — пока ребенок не станет достаточно взрослым, чтобы пользоваться горшком самостоятельно. Последовательные шаги в этом направлении подготовят малыша и создадут лучшие условия для «туалетных» тренировок. В готовности ребенка начать обучаться этому новому навыку — проситься на горшок — огромную роль играют характеры матери и ребенка. Деловитый малыш, как правило, обучается очень быстро и может даже «тренироваться самостоятельно», особенно если у его мамы такой же деловой характер. Слегка ленивый, задумчивый ребенок, у которого такая же мама, может еще и в 3 года обходиться без горшка и ни о чем не беспокоиться Ситуация с ленивым ребенком и деловой мамой наиболее интересна, собственно говоря, именно этой паре мы и посвящаем остаток этой главы.

Быстрые перемены Старайтесь менять побыстрее мокрые и грязные пеленки и памперсы, чтобы приучить ребенка быть чистым и сухим. А когда он подрастет и сможет воспринимать ваши объяснения, убедите его в том, как это приятно. Малыш, который привык к чистоте и сухости, гораздо быстрее научится проситься на горшок и минует ту стадию, на которой справляется со своими «делами», не говоря вам об этом ни слова.

Первый шаг: убедитесь в готовности ребенка Учитесь читать язык телодвижений ребенка «Кажется, пора»: удаляется в спокойное местечко, перестает играть, успокаивается, приседает на корточки «Ну, началось» — хватается за пеленки, хрюкает, скрещивает ножки.

«Все, готово», вглядывается в выпуклость, образовавшуюся под пеленкой, снова начинает говорить или возобновляет игру.

Так же, как раньше вы определяли готовность ребенка перейти на твердую пищу, понаблюдайте за ним и ориентируйтесь не на календарь, а на определенные признаки, означающие, что ребенок достаточно развит для того, чтобы научиться пользоваться горшком:

подражает поведению старших при пользовании ими туалетом может сообщить о друг их своих потребностях (например, о том, что он голоден) понимает простые указания («Пойди принеси мячик») начинает вытаскивать из-под себя мокрые или грязные пеленки или памперсы, а также сообщает вам, что они испачкались старается вскарабкаться на стульчик с горшком или на сиденье в туалете изучает, как приспособлено его собственное тело для осуществления естественных отправлении Последнее предупреждение Обращайте внимание на внешние признаки того, что обстановка близка к аварийной: малыш начинает приседать на корточки, хвататься за штанишки, скрещивать ножки, хрюкать и гримасничать; он старается зайти за угол дивана, как это делает домашняя кошка прежде чем справить нужду. Все эти признаки подскажут вам: ребенок уже достаточно подрос и понимает, что происходит внутри него.

Как и во всех других постепенно совершенствующихся навыках, разум и тело работают здесь совместно и в определенном режиме. В интервале от 18 месяцев до 2 лет у ребенка настолько развиваются навыки, что он, понимая речь, и сам начинает общаться с помощью слов, одновременно становясь более независимым. Почувствовав соответствующий позыв, он может самостоятельно быстро добежать до туалета. Существуют, однако, и такие моменты в его развитии, когда желание приучить малыша к пользованию туалетом оказывается несвоевременным. Если у вашего ребенка вдруг появляется УСТОЙЧИВО плохое расположение духа, он начинает сопротивляться абсолютно всем нововведениям, а его словарный запас ограничивается лишь одним коротким «нет», отложите свое намерение приучить его к горшку на несколько недель, пока не исчезнет плохое настроение и малыш не станет более восприимчивым.

Иногда готовность ребенка пользоваться горшком настолько велика, что он как бы сам и даже случайно (по крайней мере так кажется на первый взгляд осваивает эту премудрость. Например, мама, снимая сухие памперсы с малыша, говорит ему: «Ну, прекрасно, уже можно надевать штанишки старшего братца». И действительно, через несколько дней она сможет эго сделать. Все произошло, к потрясению вашей свекрови, простотаки само по себе.

Второй шаг: убедитесь в своей собственной готовности Готовы ли вы? Выбирайте для обучения малыша этому навыку такое время, когда вы не слишком обременены перегружами, связанными с каким-то напряженным периодом в жизни старшего ребенка, доводящей до стрессового состояния работой, с близкими родами или в первое время после них (с появлением нового ребенка в доме старшим детям вы невольно уделяете меньше внимания) К «подручным средствам», способным помочь вам, относятся:

чувство юмора бесконечное терпение творческий подход стульчик с горшком специальные тренировочные штанишки Вот еще некоторые советы и «маленькие хитрости», которые вы можете использовать.

Покажи и расскажи. Старайтесь воспользоваться одним из первичных интересов, формирующихся на этой стадии развития, — желанием подражать взрослым. Дайте ребенку посмотреть, как вы идете «на горшок», и объясните ему, что, собственно говоря, вы делаете. Девочки гораздо лучше усваивают этот урок вместе с мамой, мальчику может помочь папа, хотя половое сходство не столь уж обязательное условие.

Поучительный пример. Если ваш малыш дружит с таким же карапузом, освоившим эту премудрость, организуйте «показательное» выступление на эту тему. В детском саду сверстники тоже очень быстро могут научить новичка пользоваться горшком, продемонстрировав, как они сами проделывают этот забавный фокус. Совершенно серьезно, иногда более опытные в этом деле малыши свысока смотрят на собрата в памперсах, и под таким давлением обучение идет быстрее.

Подсказки. Некоторые родители используют в качестве модели куклу, «приучая» ее к туалету. Малыш смотрит, откуда вытекает «моча», убирает «мокрые» пеленки куклы, усаживает ее на горшок, потом выливает его в туалет и спускает воду. Сочетание разных способов обучения позволяет быстрее добиться цели.

Обучение по книжке. Кроме перечисленных моделей можно воспользоваться и книжками, специально посвященными рассматриваемой нами теме. В них есть картинки, на которых нарисован ребенок, занимающийся этим важным делом. Увидев там сидящего на горшке ребенка, ваш малыш вполне способен сделать следующее заключение: «Если это могут делать другие, значит, и я тоже могу». Мы имеем в виду, в частности, книжку А. Мэкка «Приучение к туалету: техника использования туалета, изложенная в картинках для детей» (Литтл, Браун, 1983).

Третий шаг: объясните ребенку, куда идти и как это называется Когда вы посчитаете, что малыш готов к обучению, а у вас есть свободное время, начинаются сами занятия.

Место Вы должны решить, что удобнее — научить малыша пользоваться специальным детским горшком или приспособить для него каким-то образом взрослый туалет. Ребенок тоже должен выбрать (конечно, если есть из чего выбирать). Большинство детей предпочитают собственный горшок. (Вспомните, комфортно ли чувствуете себя вы сами, когда приходится пользоваться общественным туалетом? Не уверен, что вам это нравится.) Подходящая обстановка и маленький стульчик с горшком упростят дело и помогут вашему ребенку овладеть этим навыком. Стульчик с горшком очень хорошо поддерживает ребенка и позволяет ему удобно поставить обе ножки на пол, в то время как на высоком взрослом стульчике он остается без опоры и болтает ногами в воздухе. К тому же специальный детский стульчик-горшок можно не только переносить из комнаты в комнату, но и прихватить с собой в машину для дальней прогулки.

Выбор горшка Существует много различных вариантов как детских стульчиков, так и горшков. Вам же нужно выбрать наиболее подходящий. И отнестись к горшку малыш должен как к одной из первых и любимых игрушек. Осуществляя эту серьезную покупку, вы должны учесть несколько обстоятельств.

Мнение самого ребенка. Чтобы опробовать новое сиденье, возьмите малыша с собой в магазин; его присутствие при этой покупке так же необходимо, как и при выборе игрушки, детского стола или креслица. Посмотрите, насколько удобно сиденье этого специального стульчика для малыша, когда он снимет штанишки. Важно, чтобы ему было приятно хотя бы посидеть на нем, пока он не научится использовать встроенный в стульчик горшок.

Насколько легко вынимать горшок. Посмотрите, удобно ли вам будет вынимать горшок. Если конструкция такова, что он вынимается сверху, вам будет проще его доставать и мыть, чем тот, который вытаскивается сзади или сбоку.

Безопасность. Будьте осторожны и проверьте, нет ли у горшка острых краев или каких-либо зазоров между ним и стульчиком, чтобы ребенок не прищемил пальчики или попку.

Устойчивость. Убедитесь в том, что стульчик устойчив и его не так-то легко опрокинуть, даже когда малыш заерзает на нем. Поскольку вы будете использовать этот же горшок и на скользких поверхностях (на полу в кухне или в ванной комнате), снизу у него должны быть специальные резиновые наклейки, чтобы он не скользил.

Новшества. Вашему малышу, возможно, особое удовольствие доставит одна из новых разработок. — Музыкальные горшки. Чтобы привлечь непоседливого 2-летнего малыша, в некоторых первоклассных горшках предусмотрена даже музыка, которая начинает звучать, когда ребенок усаживается на него.

Трансформирующиеся стульчики-горшки. Эти очень разумно смонтированные устройства состоят из 3 частей: стульчика-горшка для малышей; специального устройства, позволяющего приспособить его к взрослому туалету, — для детей постарше; и специального сиденья для тех, кто уже способен всю процедуру проводить абсолютно самостоятельно.

Как это называется Научите своего 2-летнего ребенка тем словам, с помощью которых он смог бы назвать соответствующие части своего тела и соответствующие действия. Ребенок, знающий, что он должен делать и как назвать само действие, легче овладевает любым навыком.

Первый урок посвящен тому, как называются различные органы, задействованные в процессе испражнения (пенис, яички, вульва, влагалище). Теперь он знает эти слова, но сам пользоваться ими начнет в 2,5-3 года. Произносите эти названия столь таинственных частей тела так же легко, как вы говорите «рука» или «нога», без каких-либо специфических вибраций в голосе.

Теперь научите ребенка фразам, которыми он может выражать свои действия, например: «идти на горшок» или более специфическим «делать пи-пи» или «а-а». Избегайте замечаний, которые могут вызвать у ребенка чувство стыда, например: «вонючий» или «уже испачкал штанишки»? Пользуйтесь понятиями, которые малыш может усвоить и легко выговорить. Сложные термины «испражнение» и «мочеиспускание» находятся за пределами его восприятия (не говоря уже о произношении).

Четвертый шаг: научите ребенка связи между тем, что он ощущает и что должно произойти Помогите малышу установить связь между тем, что он чувствует и что должен делать. Иными словами, приучить его к туалету, — это значит подготовить к выполнению серии взаимосвязанных процедур: почувствовав позыв, отправиться на горшок, посидеть на нем и использовать по назначению. Давайте детальнее обсудим весь этот процесс.

Связь между ощущением и действием Первая цель тренировки — помочь ребенку установить взаимосвязь между тем, что он чувствует и что ему нужно делать. Когда поведение малыша показывает вам его готовность (например, если он приседает или ищет укромное местечко), вам следует вмешаться со словами: «Пойдем на горшок». Как только эта связь чувствую давление — отправляюсь на горшок укоренится в сознании ребенка, он сможет самостоятельно отправляться на горшок, не нуждаясь в ваших подсказках.

Почувствовать и сказать Расскажите ребенку, что он должен говорить вам. Как только вы заметите настораживающие сигналы, спросите: «Хочешь пи-пи? Скажи маме!» (или «Скажи папе!»). Таким образом, вы внедряете в сознание ребенка другую связь: когда он захочет в туалет, он должен сказать об этом вам.

Как только малыш усваивает эти две взаимосвязи (ощущение и соответствующее действие, ощущение и просьба к вам о помощи), вы вправе рассчитывать на первые успехи обучения. Обратите внимание на правильное распределение ролей: вы разрабатываете план игры, а остальное — дело малыша, будет ли он играть в нее с вами. Бывает, ребенок никак не реагирует на ваши усилия. Что ж, наберитесь терпения и повторяйте снова и снова.

Подходящие моменты для усаживания на горшок Следующая связь, которая должна возникнуть в сознании ребенка: его усадили на горшок, теперь дело за ним. Это называется условным рефлексом. Выработать его можно, правильно выбрав соответствующий момент. О готовности малыша, как мы уже писали, говорит его соответствующее поведение. Ваша задача — уследить и быстро среагировать, иначе говоря, успеть, пока не стало поздно, тогда штанишки останутся сухими. Со временем ребенок научится связывать воедино эти два момента: если попросился на горшок, не забывай, что нужно на нем делать.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Преломитесь струн нужно удалять, когда мальчик собирается сесть на горшок; он ни в коем случае не должен за него цепляться.

Чтобы вам не бегать весь день за ребенком по пятам, стараясь не пропустить нужный момент, можно облегчить свою задачу. Лучше определить готовность ребенка помогут записи (в течение 1-2 нед.) времени, когда у него чаще бывает стул. Предположим, вам удалось уловить определенный ритм: чаще это происходит после завтрака. Значит, именно в это время ребенка и нужно усаживать на горшок. Дайте ему возможность посидеть на нем, сколько душе будет угодно, можете дать ему на это время даже книжку с картинками. Важно, чтобы он все-таки сделал свое основное дело. Если вам не удалось выяснить ритм или стул нерегулярный, сажайте малыша на горшок через каждые 2 ч или так часто, как вам позволяет свободное время и в зависимости от собственного терпения.

Определить время, когда ребенок захочет в туалет, поможет знание некоторых физиологических особенностей малыша. Полный желудок стимулирует прямую кишку к опорожнению приблизительно через 20-30 мин после еды. Поэтому усаживайте ребенка на горшок в указанное время и терпеливо ждите. Лучше всего приурочить ежедневный стул ко времени после завтрака. Другой важный момент во всей этой процедуре — это то, что малыш учится прислушиваться к своему собственному организму. Установлено, что подавление позывов к испражнению может приводить к запору

Далее:

 

Омоложение души.

Подартериальная гипертензияра.

3. 6. Поддерживающие и адаптивные действия в отношении тяжелобольных, хронически больных и умирающих.

Глава XIII Психические болезни.

Суши как визитная карточка японской кулинарии.

 

Главная >  Публикации 


0.0006