Главная >  Публикации 

 

Дыхательная медитативная гимнастика



Начнем работу с дальних суставов - лучезапястные, локтевые, плечевые, голеностопные, коленные, тазобедренные.

Перед упражнениями на лучезапястном суставе немножко помассируем запястье круговыми движениями. Возникли неприятные ощущения, болезненность? Продолжайте! Массируйте до тех пор, пока не почувствуете теплые манжеты на своих запястьях.

Теперь, держа руки в стороны, представьте себе, что вы раздвигаете стены ладошками, сгибая руки в лучезапястных суставах. Затем опускаем кисти рук и давим на стену тыльной стороной. Когда возникнет чувство "достаточно", убираем напряжение.

Второй вариант упражнения: те же движения, но представив себе, что стена стоит перед вами и вы делаете упор в эту стену ладошками.

Теперь сделайте упор тыльной стороной кистей рук несколько раз. Вы чувствуете, что уже работают другие мышцы? Прекрасно.

** * Теперь переходим к работе с локтевыми суставами.

Первое движение - "Арлекино". Представьте, что вы повисли на турнике на локтевых сгибах, а руки от локтя висят свободно, под собственной тяжестью раскачиваются из стороны в сторону. Все, что выше локтя, - неподвижно лежит на перекладине, воображаемой, конечно. Это - пассивный "Арлекино".

А вот как выглядит активный "Арлекино". Прижимаем руки от плеч и до локтя к бокам - так чтобы движения могли быть только в локтях. И, немного помогая себе ладошками, делаем вращательные движения сначала в одну сторону, а затем в другую сторону. При этом работают руки от локтей до кончиков пальцев - этакие маленькие пропеллеры, которые вращаются в разные стороны.

* * * Теперь плечи.

Руки опущены вниз, плечевые суставы мы закручиваем вовнутрь, можем помочь себе локтями и запястьями, которые тоже закручиваются вовнутрь. Почувствуем приятное напряжение и тепло от работы мышц, затем выдохнем, расслабимся и закрутим плечи и руки в противоположную сторону.

Повторим еще раз - сначала закручиваем вовнутрь, потом - наружу. Как только появится чувство "хватит", убираем напряжение.

Следующее движение называется "Пропеллер" - вращения руки в плечевом суставе.

Здесь необходимо соблюдать два условия: во-первых, мы делаем это движение в плоскости перед собой, чтобы не вывихнуть руку, и, во-вторых, слегка наклоняемся - чтобы не задеть себя.

Будем раскручивать руку в плечевом суставе, при этом рука висит свободно и раскручивается под собственной тяжестью как можно быстрее. Затем делаем это же движение в другую сторону, также стараясь, чтобы "пропеллер" вращался как можно быстрее.

После этого движения рука краснеет, потому что мы работали с капиллярами.

Теперь точно так же делаем движение другой рукой и убираем напряжение.

Руки могут отдохнуть, теперь работать будут ноги.

* * * Перед тем как перейти на работу с суставами ног, хорошо повторить одно очень приятное движение - скрутку одновременно рук и ног. Вворачиваем все вовнутрь, руки - запястья, локти, плечи и ноги - голеностопы, коленки, тазобедренный сустав. Получилась уютная округлая фигура. Можно даже потоптаться немножко. Это движение называется "Мишка косолапый".

А теперь переходим на противоположное движение - раскручиваем всего себя наружу. Это поза называется "Чарли Чаплин". Раскрутили и потоптались.

Повторяем все несколько раз. Делая упражнения сознательно, сосредоточенно, вы почувствуете, как это приятно.

А теперь сцепим руки в замок за спиной так, как в бане мы держим мочалку, когда трем спину, закрутили все суставы назад -снова "Чарли Чаплин" и опять потоптались. Для того чтобы руки не уставали, меняем их.

Снова делаем замок и продолжаем повторять закручивания и раскручивания. Если замок за спиной у вас пока не получается, можно помочь себе, взяв в руки платочек или полотенце. Со временем вы будете приближать их друг к другу, пока они не сомкнутся в замок. Это движение очень важно, потому что оно работает со всеми суставами и всеми мышцами.

* * * И наконец, переходим на суставы ног - работаем с голеностопными суставами. Упражнения можно делать стоя, одной и другой ногой по очереди.

Вытягиваем пальцы ног, тянем их подальше, чередуя напряжение и расслабление. Затем тянем пяточку подальше. Движение делаем несколько раз, делаем осознанно, чувствуя, как работают разные мышцы.

Теперь повращаем ногу в голеностопном суставе в одну, потом в другую сторону. Все это можно выполнять сидя, подняв ноги параллельно полу. Стараемся попеременно пальчиками и пятками достать стенку, при это можно подключить и руки - постараться пальчиками рук дотянуться до стенки. Этот вариант, пожалуй, более мощный.

После этого делаем упражнение, которое называется "Ладушки".

"Ладушки" мы будем делать ступнями, выворачивая колени наружу. А потом сделаем "Ладушки" наоборот - выворачивая ступни наружу. Убираем напряжение.

Следующие суставы - наши колени.

Сделаем движение, называемое "Пружина". При этом вес тела переносится на колени: покачайтесь, чтобы почувствовать, как они вас хорошо держат. Внимание держим в коленных суставах, прислушиваемся к ощущениям в них. Больно? Это - сигнал, значит, там не все благополучно.

Переходим к следующему упражнению. Оно называется "Кузнечик". Так же как кузнечик, прогибаем коленки назад - даже стараемся их назад вытолкнуть.

И последнее движение для коленного сустава - вращение. Слегка приседаем, разводим коленки в стороны и вращаем ими, помогая себе руками, сначала в одну, а потом в другую сторону, слегка приседая при вращении.

Начинаем работу с тазобедренными суставами маховым движением.

Оно называется "Балерина". В балетном классе балерина тренируется, взявшись рукой за палку, которая называется "станок", и вы тоже приготовьте себе "станок". Можно использовать для этой цели спинку стула, край стола. Беремся рукой за станок, чувствуем себя устойчиво и не напряженно. Поднимаем перед собой ногу, согнутую в колене под прямым углом, бедро параллельно полу. И стараемся сделать махи в сторону согнутой ногой как можно дальше и выше. Нога работает в тазобедренном суставе, а все тело остается неподвижным. Постарайтесь, чтобы при махе ваше колено описало полукруг снизу вверх. Это естественное физиологичное движение в этом суставе, если делать мах как-то иначе, эффекта не будет. Меняем ногу и повторяем движение другой ногой.

После махов делаем упражнение "Пингвинчики". Не сгибая ноги в коленях, потопчемся, а внимание зафиксировано на ощущениях в тазобедренном суставе.

Завершая занятие, под любую музыку еще раз сделайте понравившиеся вам движения, особенно для тех суставов, которые их "просят". Это может быть вращение вовнутрь и наружу, скрутки, "Пингвинчики" - все, что вам захочется.

И на этом занятие можно закончить.

Когда вы освоите весь этот комплекс, не обязательно делать все упражнения от начала до конца. У вас появятся свои любимые движения. Постарайтесь делать их если не каждый день, то почти каждый день. Вы сами почувствуете, какое упражнение вам сегодня нужнее, массаж каких точек вам сегодня необходим. Эти занятия станут для вас такими же привычными и необходимыми, как утренняя чашечка кофе, макияж, бритье или ежевечерний душ.

Дыхательная медитативная гимнастика

Медитация: "Услышьте свою душу" После разминки, когда тело достаточно подготовлено к основным упражнениям, нам следует научиться входить в рабочее состояние или, другими словами, достигать состояния медитации, то есть определенного естественного душевного состояния, в котором обычно проводятся тренировки.

"Медитация"... Как много в термине сем для уха современного человека слилось. Слилось все, что угодно, кроме простого осознавания - мы ею пользуемся нефиксированно. В детстве, к слову, мы только при ее помощи и получали знания, опыт, набирались ума и сообразительности. В зрелые годы пользуемся от случая к случаю: "Не царское это дело", "Баловство", "Некогда...", "Что-то из жизни йогов...", "Делать мне больше нечего..." Вот самые распространенные суждения об этом простом и эффективном способе познания, обучения и оздоровления.

Именно медитация, а точнее, практика внимательности делает невидимое ранее - видимым. В книге я буду пытаться называть медитативный процесс фиксацией внимания или внимательностью. Все-таки слово "медитация" ассоциируется с чем-то экзотическим, а то и вовсе мистически-оккультным. Будем проще - будет больше всего хорошего.

С общепринятой точки зрения, медитация - многочасовое действие, происходящее в неподвижности с открытыми или с закрытыми глазами, которое происходит где-то в Индокитае или у нас в сектах, совершаемое монахами или тем, кому делать нечего.

Будем разбираться. Медитация - процесс, которым мы в детстве владели в совершенстве, которым мы владеем и сейчас, но редко**. Почему? Нет традиции заниматься собой, своей психогигиеной. Когда же мы заходим в тупик, вот тут-то на помощь нам спонтанно приходит медитативная практика.

Медитативная практика может пониматься как специально организованное состояние:

- кем-то (учитель, сосед, работа, супруг, дети); - чем-то (ситуация, чей-то пример, книга, картина, видео); - самим собой (предполагается высокий уровень заинтересованности); Медитативный процесс можно разделить по другому признаку:

- медитация на внутреннем (с закрытыми глазами); - медитация на внешнем (с открытыми глазами); - сочетанная медитация, объединяющая концентрацию внимания на внутренних изменениях, которые происходят в результате изменений, происходящих во внешнем мире.

Последний тип медитаций наиболее перспективен. Этому типу медитаций мы и будем учиться в процессе освоения этой книги.

Нашим умом, нашим поведением управляют обстоятельства, в которых мы находимся. Мы живем в среднем 15 минут в неделю. Все остальное время мы существуем, не обращая ни на что серьезного внимания. К примеру, пятилетний ребенок проживает до 30 минут в день - поэтому его один год жизни равен 5-10 годам жизни сорокалетнего человека. Не в этом ли ключ к долголетию? А не в клизмах, диетах и кефире. Активно и умело используя фиксацию, к пятидесяти годам можно прожить столько же, сколько бы прожил трехсотлетний человек.

Подобное невнимательное проживание приводит нас к неадаптивному, неадекватному, бестолковому, не устраивающему ни окружение, ни нас проживанию. Проживанию, которое в конце жизни позволило бы сказать: "Жизнь нужно прожить так, чтобы другим неповадно было!" Еще раз. Повторение - мать обучения.

Только пусть вас не пугает слово "медитация". Меня часто спрашивают, нет ли здесь противоречия с религией, с православной верой. Отвечаю: никакого противоречия с религией нет и быть не может - просто по той причине, что медитация - наше самое естественное состояние, просто мы в обычной жизни не называем это состояние этим словом, вот и все.

Представьте себе, что вы задумались о чем-то своем или замечтались - и как бы выпали на время из реальности. В таком состоянии можно и остановку свою в метро проехать, и мимо собственного дома пройти, правда? Если вы сильно увлечены каким-то занятием - вы не замечаете каких-то помех вокруг, не слышите шума, голосов. Вот это состояние сильной сосредоточенности на чем-то - это и есть медитация. В жизни мы очень часто бываем в состоянии такой спонтанной медитации. А если научиться вызывать это состояние по своей воле и осознанно в него входить - мы можем использовать это состояние для самоисцеления.

Существует связь между психическими состояниями человека, его внутренним состоянием, желаниями, устремлениями, комплексами и его болезнями - как функциональными, так и органическими. Психика влияет на физиологию. Впрочем, наоборот - тоже: "В здоровом теле - здоровый дух".

Схема очень проста: информация - эмоции - мысли - действие - расслабление. Если выпадает хоть одно звено, начинаются нарушения. Замечено, что сильный и продолжительный гнев ведет к сердечно-сосудистой патологии; травмы голеностопного сустава, голеней и коленей чаще бывают тогда, когда у человека (как ему кажется) нет выбора, свободы и очень нужной ему цели.

Человек, который живет под гнетом неослабевающей внутренней тревоги, вынужден постоянно сдерживаться. Это состояние можно сравнить с положением повара, старающегося удержать крышку на кипящей сковороде. Напряжение утомляет эмоционально, психически, физически. В развитии любой болезни присутствует психофизиологический компонент.

Внимательно разобравшись во взаимосвязях между здоровьем, стрессом, болезнями, вы поймете, почему медитация является простым процессом само- и взаимопомощи, помогающим снять привычную реакцию на возбуждение, возникшую еще в то время, когда жизнь человека была максимально приближена к природе, а реакция "бей или беги" служила важнейшим инструментом самосохранения.

Для большинства людей медитация не может стать панацеей или "сделать все". Скорее всего, она станет одним из этапов сложного процесса запуска механизма самовосстановления. Кроме того, есть целый ряд аспектов, таких как горе и незаконченные дела, карьера и работа, страхи и фобии, сексуальность и интимность, достижение совершенства в общении и на работе, ранние психотравмы и т. д, с которыми более эффективно справляется западная терапия. Но тем не менее западная терапия все больше и больше старается перенять опыт медитативных практик и привязать их к решению сиюминутных задач (психосинтез, райхианская работа с дыханием, ролевые игры в песочнице, трансперсональные методы).

Обратите внимание на схему. Человеческие общества были созданы с врожденной реакцией на внешние раздражители. При действии раздражителя организм вырабатывает избыточное количество гормонов, увеличивается артериальное давление, ускоряется число сердечных сокращений, мышцы приходят в тонус: и вот все тело готово к действию, но рамки приличий, страх перед УК России, моральные принципы, неуверенность в своих силах это действие чаще всего совершить не дают. И цепь "возбуждение - расслабление" разорвана.

Все дальнейшие действия представляют собой неудачные попытки цепь замкнуть. "Время - лучший врач", "Выпил и свободен", "Упорство и труд все перетрут", "Что нас не убивает, то делает сильнее" - вот малый список пословиц, которые отражают реакцию в "квадратиках" таблицы. Без фиксации, осмысленного наполнения пословицы лишь усугубляют и без того тяжелое состояние. Например: "Время - лучший врач".

А если все время со мной постоянно происходит одна и та же ситуация? "Терпение и труд..." - а если я все время пилю одно и то же дерево тупой пилой, так как не нахожу времени ее заточить?..

В настоящее время увеличилось количество раздражителей и уменьшилось количество возможностей снятия напряжения, которое накапливается в теле до тех пор, пока не находит выхода в виде головных болей, болей в спине или общего ослабления иммунной системы организма, снижения тонуса, усталости, сонливости, апатичного состояния. Потом врачи ставят диагноз "синдром хронической усталости", целители - "сглаз", "порча", родные и близкие - "невроз". Боли, дисфункция внутренних органов часто зависят от привычек и стереотипов поведения как на работе, так и в быту, от социума и индивидуальной психологической предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Пример. Нас обидели. Хочется рвать и метать. Убить. Как это можно было сделать 20 тысяч лет назад. И расслабиться. Цикл процесса завершен. Стимул - действие - расслабление. Но сейчас этого нельзя. Потерпел. Поставил защиту, а так как она ставится post factum, то что-то нас "зацепило". И так регулярно.

А сделать ничего (физически) нельзя. Вот и терпим. Принимаем успокоительное. Стимуляторы. Слабые наркотики (алкоголь, кофе, табак). Лечимся от последствий приема препаратов, которыми мы лечились от последствий приема успокоительных. Терпим. Не выдерживаем. Заболеваем серьезно. Лечимся. И так может продолжаться очень долго. Но только в том случае, если мы не замкнем цикл стресса. Через осознание проблемы путем концентрации на ней внимания: выделение ее сути, проживание ее, выполнение каких-то действий, принятие ее как данности, "отпущения" ее и т. д. - возможен реальный выход из тупика, в который мы себя завели сами. Фиксация на осмыслении: "Для чего мне ДАНА эта ситуация?" А как относится к медитациям Русская православная церковь? Если послушать, посмотреть, почитать современных иерархов, то складывается впечатление, что она решительно, со всем своим авторитетом, обрушивается на их практику, да и на самих практикующих. Если обратиться к православной классике - "Добролюбию", то здесь можно найти описание, которое ничуть не хуже современных психотехник.

"Вообрази свое сердце, наведи глаза свои, как бы смотрел на небо сквозь грудь, и как можно живее представь его, а ушами-то внимательно слушай, как оно бьется и ударяется раз за разом. Когда к сему приспособишься, то начинай к каждому удару сердца, смотря в него, приноравливать молитвенные слова.

Таким образом, с первым ударом сердца скажи или подумай "Господи", со вторым -"Иисусе", с третьим - "Христе", с четвертым - "помилуй" и с пятым - "мя" и повторяй сие многократно. Потом как к сему попривыкнешь, то начинай вводить и изводить всю Иисусову молитву в сердце вместе с дыханием, как учат отцы, то есть втягивая в себя воздух, скажем, вообрази: "Господи Иисусе Христе", а испуская из себя: "помилуй мя". Занимайся им почаще и побольше, и ты в скором времени почувствуешь тонкую и приятную боль в сердце, потом будет появляться в нем теплота и растеп-левание. Но при сем всемерно остерегайся от представлений в уме и являющихся каких-либо видов. Не принимай вовсе никаких воображений, ибо святые отцы крепко заповедуют при внутренней молитве сохранить безвидие, дабы не попасть в прелесть.

Когда рассеются облака, воздух показывается чистым, когда же солнцем правды Иисусом Христовым рассеются страстные мечтания, тогда обыкновенно в сердце рождаются световидные и звездовидные помышления по причине просвещения Иисусом Христом воздуха сердечного".

Еще один текст, посвященный практике "умного делания": "Итак, брате мой, желаешь ли, чтобы молитва была твоя благоплодна - никогда не ограничивайся в молитве своей одним молитвословием, но молись вместе и умом, и сердцем - умом разумея и осознавая все молитвословие; сердцем все то чувствуя".

Хоть о молитве уже написано невероятное количество тестов, тем не менее феномен молитвы без контекста медитации объяснить невозможно. Молитва очень проста и при этом сложна, есть молитвы длительные, а есть и короткие, как вдох ("Иисусова"). Адепты направления, которое исповедовало тайный, мистический аспект христианства, именовались исихастами. Во времена Антония Печерско-го их обвиняли в "прелести", в увлечении "ложными видениями".

Чтобы исцелиться, нам надо услышать Его в себе. В душе, в идеале, - тишина, покой. Эта тишина и покой расслабляют нас и позволяют почувствовать себя счастливыми только оттого, что мы рождены для этой жизни. Пусть эта мысль сейчас будет для вас основной и единственной.

Примите удобную позу, лучше всего сидя на стуле. Спина прямая, руки на коленях, ноги полусогнуты (ни в коем случае не садитесь в позу нога на ногу!). Все мышцы тела расслаблены. Для этого все группы мышц поочередно следует сначала напрячь, затем расслабить: мышцы бедер, голеней, предплечий, плеч, спины, плечевого пояса, мимические мышцы лица, мышцы глазных яблок. Убедитесь, что веки не дрожат, так как основной признак недостаточного расслабления - напряжение век и мышц лба.

Проверьте язык: он должен быть в полуподвешенном состоянии, не касаться стенок полости рта.

Самый же лучший способ убрать напряжение - это улыбка, легкая, еле уловимая, как у Моны Лизы. Попробуйте просто улыбнуться, только уголками губ. Внутренним взором зафиксируйте эту улыбку, все ваше внимание направьте на нее, и напряжение исчезнет как бы само собой.

Всегда, когда будете чувствовать внутреннее напряжение, улыбайтесь - проверено, действует безотказно. Развивайте в себе привычку смотреть на мир с улыбкой, как ребенок

Далее:

 

Ревматоидный артрит.

Переломы лопатки..

Омоложение души.

Подартериальная гипертензияра.

3. 6. Поддерживающие и адаптивные действия в отношении тяжелобольных, хронически больных и умирающих.

Глава XIII Психические болезни.

Суши как визитная карточка японской кулинарии.

 

Главная >  Публикации 


0.0007