Главная >  Публикации 

 

Поиск средств, опыт и осмысление оздоровления



В. И. Гарбузов подчеркивает, что природа заложила в фундамент личности каждого человека все инстинкты, но доминирование одного из них обеспечило первую приспособительно необходимую и целесообразную типологию: семь различных профилей личности, семь различных и целесообразных ориентации в соответствии с инстинктами, когда общее, универсальное — это удовлетворенность от реализации природного предназначения каждого.

Я склонен считать, что это не проработанные в прошлых жизнях инстинкты, которые ярко проявляются в этой жизни для их проработки и подчинения разумному началу в человеке.

Гарбузов считает, что главное заключается в одном: все отрицательные переживания сводятся к чувству неудовлетворенности. И если подавлен инстинкт, особенно доминирующий, или блокирована его реализация, человек испытывает глубинную, неистовую неудовлетворенность и идет по пути психосоматического риска, то есть формирует первопричину физической болезни.

Гарбузов указывает, что подавление или ущемление того или иного инстинкта вызывает следующие эмоции и чувства: инстинкта самосохранения — тревогу и страх; продолжения рода — неудовлетворенность, агрессивность и тоску; альтруистического — вину и муки совести; исследовательского — неудовлетворенность, агрессивность, печаль; доминирования — неудовлетворенность, агрессивность, враждебность, презрение; свободы — протест или депрессию; сохранения достоинства — гнев, отвращение или депрессию. В целом же ущемление или подавление инстинктов вызывает одну из двух наиболее универсальных эмоциональных реакций: агрессивно-протестную или капитулятивно-депрессивную.

От себя добавлю, что указанная эмоциональная неуравновешенность является причиной, которая приводит человека к закономерным болезням. Тревога и страх — проблемы с толстым кишечником, кровообращением; агрессивность — проблемы с пищеварением, печеночные болезни; вина и муки совести — депрессия, понижение тонуса организма, подавление иммунитета; неудовлетворенность и агрессивность — психические расстройства, язвы желудочно-кишечного тракта, болезни крови. Далее то же самое, но в иных комбинациях, в зависимости от того, какая эмоция больше всего выражена.

Темперамент В. И. Гарбузов характеризует темперамент как общий, врожденный стиль приспособления, реагирования, проявляющийся наиболее зримо в экстремальных ситуациях. Например, один человек в согласии со своей натурой идет навстречу опасности, другой ждет ее, не двигаясь с места, третий убегает от нее или обходит ее. Темперамент — это и темп реагирования, когда один действует вначале медленно, а потом по нарастающей, стремительно и мощно, когда второй медлителен всегда, а третий неизменно быстр.

Это и природный уровень энергетического потенциала, уровень силы и выносливости человека, когда одному они отпущены щедро, а другому — скупо.

Вот как Гарбузов описывает темпераменты, вкрапливая в их описание органически вытекающие из них черты характера.

Человек холерического темперамента непоколебимо упорен и настойчив, непреклонно целеустремлен. Его не отвлечь, не переубедить. Он борец. Холерик безжалостен к себе и требователен к другим. Он колюч и неуживчив, прямолинеен и бескомпромиссен, поэтому с ним трудно. Его девиз «все или ничего», и во имя достижения цели, во имя достижения «всего» он идет на любой риск. При этом у него подавлено чувство страха и снижен болевой порог. Со сбитыми в кровь локтями и коленями он упорно лезет в гору. Если он уперся в забор, то не ищет калитку, а таранит его, прокладывая себе дорогу. Узлы он не развязывает, а рубит. Это человек одной идеи, одной страсти, одной любви. Он неутомим. Его темперамент — «печеночный», и он подвержен гневным вспышкам, а в гневе неистов и безрассуден, зачастую ломает собственную судьбу. Это говорит, что у человека в прошлых жизнях не проработана и не контролируема такая черта характера, как гнев. Складывается кармическая ситуация, в которой возможно проявление нескольких чувств. Если гнев не проработан, не контролируется разумом, то он проявляет себя в полной мере — человек творит в гневе дикие вещи. Это создает кармический поступок, который в той или иной мере влияет на дальнейшую судьбу человека. (Разозлился и ударил, попал в тюрьму. Там особые условия, которые сформировали из него криминальный элемент.) Если гнев был бы проработан, то человек, контролируя себя, поступил бы по-другому.

Невзгоды, если они чрезмерны, не гнут, а ломают человека холерического темперамента. Однако холерик прямодушен, и его побеждают хитростью. Он не чувствует нюансов переживаний других и ему не присуща тонкая интуиция. Но, поняв другого, холерик помогает до конца, рискует жизнью во имя спасения другого. Он защитник слабых, он всегда впереди, пробивает дорогу другим, надрываясь и не жалея себя. Он — каменная стена для слабых.

Человек флегматического темперамента по характеру медлителен. Он делает все неспешно, терпеливо и на совесть. Он — молчун и от этого кажется бесчувственным, равнодушным, хотя в душе его — доброта и понимание других. По своей природе он справедлив, безотказен и не ропщет, а терпеливо ждет лучшего. Но он страшен, если чаша его терпения переполнена. Тогда перед его гневом бледнеет гнев холерика. Однако обычно, если ему становится невмоготу, он уходит, уходит молча, и это уход лучшего работника, лучшего семьянина. Его сила велика, но рассчитана на неспешность. Он более упорен, чем холерик, но это упорство терпеливого. Он, как и холерик, обладает непоколебимой волей, но опять-таки волей неторопливого. Там, где холерик ломается, флегматик начинает снова и снова поднимать разрушенное, строить новое. Он знает свою ахиллесову пяту — медлительность в мыслях и в действиях. Но, будучи тугодумом, он принимает верные, мудрые решения, избегая риска и авантюр. Он понимает: ему не вывернуться, мгновенно не сориентироваться в опасности. И флегматик избегает всего, что требует находчивости и быстроты. Естественно, он замкнут. Легковесные разговоры, быстрая перепалка не для него. Слово его, как и дело, надежно. Он солиден, домосед, как бы рожденный для оседлости, для мира, но непоколебимее всех и на войне.

Человек сангвинического темперамента быстр во всем: быстро думает и говорит, находчив и остроумен и не лезет за словом в карман. Он стремителен в действиях, и все горит в его руках. Он мгновенно оценивает людей, ситуацию и ориентируется молниеносно. Его не застать врасплох. Он внезапен, не зная, что такое внезапность, ибо всегда и ко всему готов. Естественно, он гибок и компромиссен, не таранит преграду, как холерик, и не берет ее осадой, как флегматик, а овладевает крепостью стремительной атакой или обходит ее. Он легко загорается, но и быстро остывает, не огорчается и не печалится, теряя или не находя. У него много целей, много идей, но, легко загораясь, он так же легко отказывается от цели, если путь к ней труден, от идеи, если она не может быть реализована сразу. Ему все дается легко, и он щедр, расточителен, влюбчив. Он, как летний день, когда солнце и дождик одновременно, и вот он плачет и тут же смеется. Он и огорчается, не унывая. Он общителен и находит общий язык с любым человеком. У холерика один друг, соратник, у флегматика—ни одного, у сангвиника много друзей. Он — среднее между холериком и флегматиком, он как бы мост между ними. Природа наделила его настолько выигрышными данными, что он может позволить себе быть легкомысленным. Он вывернется, извернется, как уж, выберется из-под упавшей стены, проскользнет в любую щель, догадается, найдется, даже обманет и, в конце концов, оставит холерика и флегматика далеко позади себя со сжатыми кулаками и разинутым от удивления ртом.

Вот как Гарбузов объясняет подавление темперамента у человека и к чему это может приводить.

«Подавление истоков Я опасно и чревато разрушением организма. Подавление или искажение темперамента — путь к неврозу или к психосоматическому заболеванию. Мы видим, что в основе сангвинического темперамента лежит „огонь", в основе холерического — „дерево", и, следовательно, оба эти темперамента у людей с доминированием комплекса тонкого кишечника.

В основе флегматического темперамента — „земля" и „вода", следовательно, флегматический темперамент у людей с доминированием комплекса толстого кишечника. И подавление того или иного темперамента как одной из основ Я разрушает соответствующий комплекс организма. Холерик ломается, если его постигает крах, если его цели непреодолимо блокируются и он безрезультатно бьется о стену, как рыба об лед, или если он должен быть компромиссным, покладистым, короче говоря, не холериком. Флегматика разрушает необоримая несправедливость, тщетность терпеливых усилий, внезапность непереносимой беды, жизнь, в которой его флегматичность не находит места, когда его терзают сроками и в итоге он начинает жить как сангвиник, то есть вопреки своей природе. Сангвиник впадает в болезнь, если его обложили как волка и даже он не видит выхода, если кругом одни неудачи, только беды, если спрос с него слишком суров и ему не прощают любую, даже ничтожную ошибку, если его заставляют жить на манер флегматика. И все это — путь в психосоматические болезни или в невроз.

Темперамент обеспечивает реализацию инстинктов, и вместе они составляют фундамент Я. Если инстинкты — фиксированные потребности человека, то темпераменты — фиксированные способы реализации этих потребностей. Однако в XX веке нет места истинным холерикам и флегматикам. Казалось бы, в этом стремительном веке должно быть вольготно сангвиникам, но доведенная до крайности ответственность за каждый поступок и действие изматывает и их. Для полноценной адаптации требуется нечто среднее, сплав основных качеств трех темпераментов: настойчивости, терпеливости и быстроты. И человека ломают с детства, стандартизируя развитие Я ребенка, пытаясь приспособить его к требованиям времени вопреки его натуре. Однако природное, индивидуальное не меняется, его можно лишь сломать. И чем больше рассудочных и „правильных" людей появляется в результате такой ломки, тем меньше оказывается здоровых. Подобно тому как женщина, живущая жизнью мужчины, страдает от „мужских" болезней, не будет здоровым и генетический лидер, вынужденный всю жизнь быть только исполнителем, равно как и генетический исполнитель, играющий роль лидера. Не будут здоровыми и холерик, флегматик, сангвиник, вынужденные жить вопреки своему темпераменту, своей врожденной натуре». Вывод напрашивается сам: первым делом человек «ломается» внутри, его сознание ломает общество, в котором он живет. Причем эта ломка начинается с раннего детства. Именно современное общество, далекое от совершенства, создает такие условия жизни, общения, отношений, которые делают людей больными. Надо менять законы общества, его уклад и идеологию с целью более справедливого развития каждого человека, а не насильственного заключения в какие-то общие, безликие рамки. Например, общество «развитого социализма» не принимало учение П. К. Иванова, а его самого изолировало как психически ненормального человека. Простой, естественный образ жизни, который вел Иванов, социализм (который делали люди) Не принимал и боролся с ним. Всех загоняли в рамки ГТО — «Мускул свой, дыхание и тело тренируй с пользой для военного дела», а почему не для нормальной жизни?

Конституция Далее В. И. Гарбузов рассказывает о конституции человека. «Третья составная часть натуры — конституция. Научная медицина выделяет три ее типа: гиперстенический, когда речь идет о широкоплечих, широкогрудых, круглоголовых людях с короткой и мощной шеей, малого или среднего роста; астенический — узкоплечие, узкогрудые люди с удлиненным, сухощавым лицом, с длинной и тонкой шеей, высокого роста; нормостенический — усредненный вариант. Однако в практической работе врачи, в сущности, не учитывают конституцию, быть может, отмечая только тот факт, что гиперстеники более предрасположены к гипертонической болезни и кровоизлиянию в мозг».

Тип телосложения как важная характеристика человека в целом интересовала врачевателей с древних времен. Тибетская медицина выделяла три типа конституции. Люди конституции «Ветер» имеют хрупкое или неправильное телосложение, быстры, хитры, находчивы. Люди конституции «Желчь» среднего телосложения, отважны и непредсказуемы. Люди конституции «Слизь» широкоплечи, мощного телосложения, упорны и неторопливы.

Гарбузов полагает, что конституция человека гармонично сочетается с его темпераментом, обеспечивая наиболее эффективные условия для реализации заложенных в нем тенденций. Он выделяет два полярных типа конституции: «сухощаво-жилистую» и «мышечно-округлую», а также переходные типы между ними.

«Сухощаво-жилистые» — высокого или среднего роста, крепкого телосложения, со средней шириной плеч, а иногда даже узкоплечие. Они мощно заряжены энергетически, чрезвычайно выносливы, обладают сильной половой конституцией. В такую «одежду» чаще всего облачен холерический темперамент. Такая конституция и такой темперамент гармонично сочетаются с «маскулинной» группой инстинктов.

«Мышечно-округлые» — среднего или малого роста, широкоплечие, широкогрудые, с выраженным брюшком, со средним энергетическим потенциалом и средней или слабой половой конституцией. В такую «одежду» чаще всего облачен флегматический темперамент. Такая конституция и такой темперамент соответствуют «фемининной» группе инстинктов.

Таким образом, если доминирующий инстинкт определяет врожденное призвание человека, а темперамент — стиль и способ реализации призвания, то конституция — это как бы «одежда» для темперамента. И воины по натуре — «сухощаво-жилистые», а «пахари» — «мышечно-округлые». Что же касается сангвинического темперамента, то ему соответствуют переходные типы конституции во всем их разнообразии.

Гарбузов отмечает два важных обстоятельства, касающихся конституции человека. «Первое состоит в том, что наиболее благоприятен вариант, когда у человека доминирует или „маскулинная", или „фемининная" группа инстинктов, т. е. или мужественность, или женственность. В этом случае у него или один — чистый темперамент, или смешанный, но с отчетливым доминированием одного темперамента. В этом случае у человека также или чистый тип конституции, или смешанный, но с отчетливым преобладанием одной конституции. И такой человек гармоничен. Он целен по натуре. Таким образом, нормально, если конституция чистая, но и нормально, если она смешанная, хотя все-таки большая гармоничность присуща человеку с чистым типом конституции. Другое дело, если конституция искажена, когда, например, человек по инстинктам лидер, но конституционально не „сухощаво-жилистый", а малого роста, невзрачен, „ни рыба ни мясо". В этих случаях речь идет об ин-стинктопатии — искажении в сфере инстинктов. Речь идет о трудных людях, которые несчастливы сами и причиняют страдания другим. Это скорее всего говорит о трудной кармической отработке в этой жизни.

Второе важное обстоятельство вытекает из первого. Взглянув на человека, можно мгновенно, только по его внешнему облику, силуэту, т. е. только по конституции, получить бесценную информацию о нем, при этом информацию достаточно глубинную. Так, например, при инстинктопатии конституция, как и внешние данные в целом, прямо указывает на порочное, сокрытое в глубинах человека. Это и есть впечатление первого взгляда, а когда первый взгляд обманывает, это означает, что при всей его значимости не все может быть оценено им, поскольку только на основании его нельзя судить о наличии или отсутствии у человека самого важного — истинной мудрости и нравственности».

Индивидуальность Говоря об индивидуальности, В. И. Гарбузов указывает, что врожденная сторона индивидуальности — это рост, телосложение, внешние данные: особенности лица, форма и величина носа, подбородка, цвет глаз и волос, а также способности и таланты. «Это то, что даровано человеку природой, ее милость или ее немилость, когда один красив и талантлив, а другой обделен тем и другим или талантлив, но-некрасив.

Нас особо интересует аспект именно такой немилости природы. Красивый и талантливый ощущает себя совсем по-другому, чем непривлекательный и обделенный способностями. Первому с рождения дует теплый ветер в спину, его приспособление к жизни облегчено. Люди осознанно и неосознаваемо благосклонны к красивым и неосознаваемо отвергают все некрасивое. Немилость природы — это более трудная судьба.

Обделенные красотой и способностями, талантами очень часто не уверены в себе или склонны к неосознаваемому протестному поведению. Неосознаваемо, а нередко и осознаваемо такие люди предъявляют претензии к своим родителям. Если подобное отношение к родителям не осознается, сын или дочь почему-то агрессивны, им нельзя сказать ни слова, они тут же взрываются, грубят... Осознанный же протест против родителей можно иллюстрировать словами нашей пятнадцатилетней пациентки, которая, совершив попытку самоубийства по причине своей непривлекательности, горько сказала своим родителям: „Как же вы, такие некрасивые, решились на рождение ребенка..." Еще чаще обделенные природой люди имеют претензии к своей судьбе, к Богу, считая обделенность одних и чрезмерную щедрость природы по отношению к другим величайшей несправедливостью на земле. В результате многие из таких людей отвергают свою судьбу, Бога, отрицают самих себя. И это очень серьезно, поскольку порождает болезнетворную неудовлетворенность, аутоагрессивность, а в итоге — психосоматические болезни.

Страдания .человека, обделенного природой, всегда затаенны, с ними не обращаются к врачу, а священник скажет: „Примирись и не богохульствуй!"» В этой беде не поможет никто, если человек не поможет себе сам, если он сам не найдет достойную компенсацию неблагоприятным врожденным качествам своей индивидуальности. Помощь самому себе только одна — прорабатывая свои дурные черты характера, разнообразные комплексы, активно занимаясь построением физического тела, человек лепит свою судьбу и свою внешность. Из беспомощного калеки становится красавцем-атлетом и т. д (например, В. Дикуль).

«Индивидуальность многогранна, формируется всю жизнь и воспринимается только в целом. Более того, приобретаемые качества индивидуальности важнее врожденных. В театральный институт не была принята писаная красавица. На вопрос к председателю приемной комиссии: „Как же так?!" он ответил: „У этой куклы нет индивидуальности..." Каждый ощущает притягательную силу обаяния, каждый знает, что кроется за понятиями „чертовски мила", „пикантна", „человек с изюминкой". И это очень часто о людях, не имеющих врожденных выигрышных данных. Подобно тому как личность более всего характеризуется наличием или отсутствием у человека чувства достоинства, индивидуальность более всего определяется природной значимостью, которая улавливается неосознаваемо, а также тем, что приобретается при жизни и именуется шармом. Шарм — это обаяние, элегантность, блеск ума и тонкая эмоциональность. Широчайшее самообразование, независимость мышления, оригинальность взглядов, тепло глаз, тонкость в понимании переживаний других формируют ярчайшую индивидуальность. Приобретенное превалирует над данным ему природой, обычным.

Бесталанных людей нет. Есть явная и сокрытая красота и одаренность. Сокрытая красота и одаренность подобны алмазу. Ведь алмаз — малоприметный тусклый камешек. Однако после обработки он превращается в бриллиант, сверкающий яркими бликами своих граней. И сокрытую красоту и одаренность часто не видят, не выявляют, не подвергают огранке. Между тем за этим — судьба человека».

Задача человека раскрыть и развить в себе свои таланты, «огранить» свой алмаз и стать бриллиантом — индивидуальностью. Если человек чувствует свои таланты, но не может их раскрыть и развить — это мучает его и приводит к разного рода болезням.

«История человечества пестрит примерами, когда великие люди в детстве и юности были неприметными и даже воспринимались как „гадкие утята". Насмешкам сверстников и учителей подвергались Ньютон, Эдисон, Эйнштейн. Ничем примечательным не отличались в детстве и юности Наполеон, Кант, Достоевский. Многие великие ученые оценивались в детстве и юности как тупые, начисто лишенные дарований. Их индивидуальность выявилась во всем блеске, когда они сами сделали себя, не поверив всем — всем, видевшим в них „гадких утят". Трагедия же в том, что во много раз чаще люди, которые могли бы состояться, которые имеют к тому же прекрасные врожденные данные, верят, принимают жестокую оценку их индивидуальности и пропадают, спиваются или живут серой, блеклой жизнью и умирают, уверенные, что именно таков их жребий

Далее:

 

3.3. Поддерживающая психотерапия как составная часть основного методического принципа врачебной помощи в медицине.

Клиническая картина.

Глава 8 Короли вирусов.

Виды выплат по государственному социальному страхованию.

Брюшина. Забрюшинное пространство (М. И. Кузин, Н. М. Кузин).

Утопление.

Группы крови.

 

Главная >  Публикации 


0.0012