Главная >  Публикации 

 

III. 2. Функциональная структура психики человека



Объект характеризуется точкой или зоной своих значений на такой шкале.

Если шкалы независимы, то их совокупность может рассматриваться как многомерная система координат, каждому объекту в которой соответствует определенная точка или область. Другие антонимы характеризуют диалектические противоположности объекта, определяющие его движение и развитие. Примерами могут служить пары:произвольное - непроизвольное (по отношению к памяти и вниманию), любовь - ненависть (по отношению к чувству) и т. п. В сложных объектах может одновременно существовать несколько иерархизированных дихотомий, определяющих движение силы их бытия.

Системный анализ предполагает их обнаружение и описание в первую очередь.

ибо главные противоречия, их единство и борьба в значительной степени характеризуют сущность изучаемого объекта.

Несмотря на кажущуюся простоту обнаружения и описания основных противоположностей, противоречий объекта, на практике мы постоянно сталкиваемся с многочисленными ошибками установления основных дихотомий, основных диалектических "полюсов". Встречаются самые различные ошибки уже в пределах одной пары понятий:противоположности отождествляются, разрываются, нарушаются их пропорции, уничтожается одна из противоположностей, производится ее подмена или отрицается превращение противоположностей друг в друга. При наличии нескольких противоположностей они часто неправильно ранжируются по значимости, рассматривается их неполный состава и т. п. Если удается избежать такого рода ошибок, то описание объекта совокупностью полярных категорий оказывается весьма содержательным и коротким.

В реальных системах имеет место единство противоположностей, и когда подчеркивается один из полюсов дихотомии (дискретные системы, непрерывные системы), то этим только фиксируется внимание на одной из сторон реальной системы, допускается определенная абстракция, облегчающая описание, однако для полноты необходимо объединение дискретного и непрерывного описания. В системных описаниях объективной действительности дискретный компонент является ведущим, но всегда необходимо выявлять и непрерывные компоненты.

Единство противоположных полюсов дихотомии может быть обнаружена и в теоретическом описании систем. Хотя со времен Гераклита известно, что "все течет, все изменяется", необходимо признать, что в одной и той же системе изменения происходят с разными скоростями, которые отличаются на несколько порядков. Так, например, свойства структуры и состояния систем изменяются во времени медленнее, чем акты, функции и процессы соответственно.

III. 1. 3. Семантические поля. Сложные объекты действительности, также как музыка, деятельность, психика, описываются богатой лексикой, содержащей сотни, а иногда и тысячи лексических единиц. Между последними существуют многочисленные семантические и логические связи, но главное, что их объединяет, - это общий предмет описания. Семантические признаки языковых единиц могут различные выраженность и степень близости друг к другу. Названное свойство лежит в основе построения семантических полей. В книге В. И. Кодухова и Ю. С. Степанова рассматриваются следующие группы семантических полей:

1. Поля Покровского - выделяются на основании совместного применения трех критериев: а) тематической группы (слова относятся к одному и тому же кругу представлений); б) синонимии; в) морфологических связей группировки по принципу названий деятельности, орудий, способов деятельности и т. д. (слова сгруппированы так, что имеют общие показатели в своей форме - суффиксы и пр. или выражают более сложные отношения, например отглагольные имена существительные и глаголы).

2. Поля Й. Трира - разделяются на лексические и понятийные. Понятийное поле - это обширная система взаимосвязанных понятий, организованных вокруг центрального понятия, например "ум, разум". Лексическое поле образовано каким-либо одним словом и его "семьей слов".

Определенное лексическое поле покрывает только часть понятийного поля, другая часть последнего покрыта другим лексическим полем и т. д.

Понятийное поле оказывается по форме выражения составленным подобно мозаике. Трир делит весь словарь на поля высшего ранга, затем расчленяет их на поля более низкого ранга, пока не доходит до отдельных слов. Слово играет в его системе подчиненную роль. Введенные принцип Трир подчеркнуто противопоставлял изучению лексики в связи с предметами материального мира.

Эта концепция подвергалась резкой критике исследователей разных направлений. Названный принцип полей сохраняет определенное значение при изучении явлений духовной культуры и их выражений в языке.

3. Поля Порцига - "элементарные семантические поля", ядром которых является либо глагол, либо прилагательное, так как они могут быть сказуемым, "выполнять предикативную функцию". Слово "схватить" обязательно предполагает в наличии в языке слова "рука". Но обратное отношение места не имеет. С помощью метода полей порцига изучается семантическая сочетаемость слова (например, данного существительного со всеми глаголами и прилагательными).

4. Поля ассоциативного типа (например, "хлопья - снег"). Одним из полей ассоциативного типа является, в частности, семантическое поле понятия "музыка5 в творчестве А. Блока -86. Проанализируем более подробно это поле.

Слово "музыка" в силу огромной содержательности связана с множеством других слов, которые образуют большое семантическое музыкальное поле. Поэтому слово "музыка" выступает у александра Блока в качестве-символа-мысли или символа-категории (по Д. Е. Максимову) либо художественной идеей (по Д. М. Поцепне), которые организуют его мировоззрение. Идеи-символы характеризуются многозначностью и приблизительностью своего содержания, т. е., по нашему мнению, похожи на размытые понятия. Вокруг слова "музыка" группируются меньшие символы, из которых строится семантическая система, лежащая в основе поэтического миропонимания А. Блока. В дневниках и статьях А. Блок понимает музыку как сущность мира (например, в статье "Крушение гуманизма, 1919 г.). Ключевой символ "музыка" имеет богатейшую чувственную основу, которая, объединяясь с семантической системой, становится еще более мощным средством описания, логического и чувственного отражения мира. Далее, музыка порождается физическим телом и человеческим голосом, противостоит огромному разнообразию немузыкальных звуков, и эти отношения еще более расширяют семантические поля ключевого слова "музыка". Если добавить переносные смыслы, то палитра описания поэтической области становится всеобъемлющей. Главными символами, примыкающими к слову "музыка", естественно, являются ее определяющие компоненты (мелодия, гармония, ритм, лад) с их организующей функцией. Им противостоят немелодичность, дисгармония, аритмия, разлад.

Музыка имеет полнокровное образное наполнение, идейное смысловое содержание. Она может быть средством отражения и самовыражения, но может выступать и как действенное преобразующее начало.

В качестве примеров применения семантических полей в психологии можно назвать совокупности понятий гештальт-психологии -129, а также понятийное описание компонентов деятельности Г. В. Суховским -107.

Множество единиц семантического поля может быть упорядочено по различным основаниям: по алфавиту, частоте, в соответствии с пространственно-временной упорядоченностью объекта описания, логическим и семантическим отношениям и т. д. Практически эта упорядоченность фиксируется в списках, матрицах, графических схемах и другими способами.

III. 1. 4. Система понятий. Когда объект характеризуется относительно небольшим числом (порядка нескольких десятков) хорошо определенных понятий, можно поставить задачу их систематизации и построения системно-понятийного описания объекта. В психологии такая ситуация встречается часто.

Под системой понятий будем понимать множество понятий, характеризующих один и тот же объект, разбитое на подмножества, между которыми установлены определенные отношения. Эти принципы (отношения) могут быть внутренними, принадлежащими к кругу описываемых явлений, или привнесенными, имеющими бо&льшую общность. В частном случае подмножества могут содержать одно понятие. Нас будут интересовать принципы разбиения множества понятий на подмножества и способы объединения последних в систему.

Системы понятий подразделяются на логические, логико-семантические, вербально-геометрические, вербально-графические, вербально-цветовые, вербально-звуковые и более сложные вербальные системы. Каждая система понятий описывает какой-то круг явлений или объект. Поэтому разбиение множества понятий на подмножества определяется свойствами объекта свойствами понятий. Система научных понятий не может быть замкнутой и обладать фиксированной структурой. Задача систематизации понятий не имеет единственного решения. Для построения системно-понятийного описания используется идея базиса, законы целого, двойная система координат.

В процессе познания система понятий может изменяться по составу и структуре в связи с появлением новых понятий и отмирания старых. Однако в соответствии с положением о движении познания от относительной истине к абсолютной в каждой данной системе понятий в виде инвариантного компонента содержится определенный процент абсолютной истины. Он должен быть перенесен в новый, усовершенствованный вариант системы. Конечно, в процессе познания имеют место рецидивы, когда на определенное время отбрасывается инвариантный компонент в накоплении знания (вследствие различных причин). Но это отдельные случаи, а не столбовой путь науки. Как по составу, так и по структуре (полистрктуре) в системе понятий особой устойчивостью обладает ее базис. Известно, что даже базисные словари претерпевают изменения, но эти изменения очень медленные.

Для систематизации понятий необходимо: 1) отобрать понятия, относящиеся к одному объекту, системе, множеству (личность, неравная система); 2) выяснить, отрытое это множество или замкнутое; 3) ограничить множество понятий по определенному принципу; 4) установить виды отношений между понятиями (логические и семантические); 5) произвести классификацию и сериацию понятий; 6) выбрать базис; 7) выбрать форму представления системы понятий (матрица, дерево и т. д.).

Систематизация множества понятий производится с помощью двух основных операций: классификации и упорядочивания, которые соответствуют отношениям эквивалентности и порядка. Классы и порядок устанавливаются на основе логических и семантических отношений между понятиями. Известно, что существую логические отношения равнозначности, подчинения, пресечения, внеположности, контрадикторности и семантические отношения лексико-синтаксической синонимии, смещения, переноса, расширения (сужения) и антонимии.

В процессе систематизации множества понятий можно выделить несколько этапов:

1. Рядоположность определим как единый уровень обобщенности. Тогда выделение рядоположных понятий требует построения иерархических систем обобщений.

2. Процесс построений обобщений (помимо того, что он зависит от особенностей субъекта, его состояния) определяется контекстом, алфавитом задачи.

3. Процедура систематизации складывается из:

а) выделения, понятий, объединенных отношением включения, иерархически организованных групп понятий; б) выделения групп и построения обобщающих понятий для понятий, не объединенных отношениями включения (что сопоставимо с построением оптимальных описаний классов в процессе классификации).

4. В результате мы получаем ряд групп, для которых характерны отношения иерархии. В них могут быть определены рядоположные понятия по отношению к единому обобщающему.

5. Процесс выделения групп, построения обобщений сравним с процессом выделения фигуры из фона. Когда "хорошего общего" не возникает, не возникает и стабильной структуры обобщений. Например, в последовательности:

простота, начало, случай, блок, задача, вероятность, выбор, объект, множество, дело, информация, поступок, мусор - выделение рядоположных понятий невозможно.

В качестве примера семантической группы психологических понятий можно назвать следующие понятия: суггестия, конформность, внушаемость, гипнабельность, инерциальность, внесенсорная внушаемость. Эти понятия объединяются по сходству процессов или свойств человека.

Процесс построения обобщений регулируется двумя антагонистическими тенденциями (общими и для задачи построения оптимального построения класса): а) размер группы может превосходить некоторый минимум, мощность классификационного правила; б) уровень обобщения должен быть минимальным в целях сохранения максимального количества информации об объектах.

Наличие родо-видовых отношений между понятиями делает естественной для системы понятий структуру иерархии. При научном описании сложных целостных явлений, в частности в психологии, используется иерархия со следующими уровнями: обобщение, интегральные понятия - психика, личность; системные (несущие) понятия - свойства, функции, отношения, процессы и т. п. - располагаются на определенном уровне иерархии.

Логическая независимость понятий позволяет использовать для интерпретации систем понятий как как бы ортогональные системы координат. Логические отношения хорошо изображаются диаграммами Венна. Различного рода геометрические параллели и опоры позволяют получить синтез системны понятий и наглядного образа. Такой синтез не только имеет мнемическое значение, но и в ряде случаев способствует более глубокому пониманию взаимосвязей в системе понятий. Когда она описывается как целостный реальный объект, между понятиями возникают как логические, так и многие другие отношения, прежде всего пространственно временные. Отражению этих связей также способствует сочетание систем понятий с графическими изображениями. Примером может служить система принципов и средств гармонизации целого. Все иерархические классификации опираются на структуру дерева. Геометрическая опора может быть регулярной, как это имеет место в системе атомов В. М. Клечковского -54.

Виды понятий определяются не только по логическим признакам (объем и содержание, характеристика границ, степень абстрактности), но и по свойствам отражаемых объектов, например, таким, как конечность и бесконечность. Вопросы определения внутривидовых отношений между понятиями, их дифференциации решаются по-разному.

Наборы существенных признаков понятий могут пересекаться, области пересечения служат связующими звеньями. М. И. Сетров отмечает, что формой связи может быть также одинаковая степень абстрактности понятий -97. Интегрирующим фактором в системе понятий является и общий принцип ее построения.

III. 1. 5. Текст. Текст как форма описания целостного объекта является универсальным средством и может отражать структуру, динамику, свойства и состояния объекта. В соответствии с общими законами восприятия текст должен отвечать схеме: нерасчелененное описание - анализ объекта синтезированное описание. Он может отвечать логике развития или динамике объекта. Объективный анализ текста может протекать на двух уровнях: 1) без учета соотношения с объектом, 2) при соотнесении с отражаемым объектом.

Структурной единицей текста является высказывание, характеризуемое: а) истинностью, правдоподобием, ложностью; б) инвариантностью истинности во времени; в) областью применимости; г) содержательностью; д) определенностью - неопреленностью; е) точностью; ж) обобщенностью; з) образностью. Существуют следующие средства вскрытия содержания высказывания: а) логический довод; б) алгоритмическое раскрытие (например, алгоритмическое нахождение решение дифференциального уравнения); в) перенос на основе изоморфизма, подобия или аналогии; г) толкование высказывания на основе комментария (толкование канонических текстов).

Простейшее суждение состоит из подлежащего и сказуемого (субъекта и предиката). В системе таких суждений отношения могут быть как между субъектами и субъектами, предикатами и предикатами, так и между субъектами и предикатами. Но отношения могут устанавливаться и через описываемый объект, т. е. не грамматическое и логическое, а семантическое.

Информативность вербальных описаний повышается при сочетании слова и образа. При этом должны быть максимально использованы возможности отражающей системы человека, всех ее уровней:сенсорного, перцептивного и вербально-понятийного. Целесообразно объединять процессы и изображения, кодирования и обозначения свойств описываемого объекта.Такие концентрированные описания должны решать следующие задачи:

1) глубокое проникновение в сущность объекта (вследствие более полного контакта субъекта с объектом); 2) установление общности целостных объектов различной природы; 3) интеграция разнородной информации о целостном объекте.

III. 1. 6. Лингвистические описания систем. С помощью математической модели языка может быть дано определение формальной системы. Для описания некоторых классов реальных систем предложены различные гибридные языки, получающиеся при комбинировании математического аппарата и естественного языка, либо искусственные языки.

Одним из наиболее разработанных примеров является описание Л. Заде -48, который вводит понятие лингвистической переменной, приближенные способы рассуждений, нечеткую логику. Лингвистической переменной называется переменная, значениями которой являются слова или предложения естественного или искусственного языка. Указанный арсенал средств используется для принятия приближенных решений. Аналогичный способ применен Ю. И. Крыловым для описания ситуационного управления системами -55.

III. 2. Функциональная структура психики человека

III. 2. 1. Функциональная структура психики человека в общенаучных категориях. Для ее определения применимы системные анализ и синтез. Два фундаментальных свойства психики позволяют осуществить системный анализ это ее неоднородность и целостность в норме. Неоднородность проявляется в существовании психических состояний и психических процессов, а также различных психических функций - непосредственного и опосредованного отражения и др. Современные данные о психике человека позволяют рассматривать е как полифункциональное и полиструктурное явление.

Системный анализ психики начинается с анализа функций: определения их состава и отношений между ними, т. е. рассмотрения ее функциональной структуры.

Функция отражения - одна из основных функций психики - не является единственной, ведь отражение объективного мира не самоцель, оно необходимо для ориентировки человека в мире, регулирования его поведения и деятельности, в конечном счете - для выживания и развития. Поэтому второй важнейшей функцией психики вялятся функция регулирования. Функции отражения и регулирования взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, получаемой в процессе отражения. "Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функцию регуляции поведения" -66, с. 39. Структуры, реализующие функции отражения и регулирования, "пересекаются" между собой, частично "взаимопроникают" друг в друга.

Теоретические и экспериментальные исследования психической регуляции во всех ее формах (см., например, -79) доказывают право функции психического регулирования на самостоятельное существование, несводимость ее к функции психического отражения. Они находятся в диалектической взаимосвязи. Каждый психический процесс и каждое психическое состояние участвуют и в отражении, и регулировании, но при непременном доминировании одной из функций: эмоции и воля преимущественно регулируют, восприятие и мышление преимущественно отражают.

Такая взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме,единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психикой жизни, психических состояний и процессов. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей его средой

Далее:

 

Укачивания синдром.

Вещества, загрязняющие окружающую среду: устранение свинца.

Энергетика оплачивается атеросклерозом.

Различные формы беспокойного, но нормального поведения ребенка.

4. Эффективность групповой психотерапии.

Глава XIII Психические болезни.

81. Герань луговая.

 

Главная >  Публикации 


0.0045