Главная >  Публикации 

 

7. Заключение



Собственные функции имеют в психотерапии как «концепты», так и «специальные методы». Концепты заранее подготавливаются внутренней системой упорядочивания, имеющейся у получателя информации (например, у психотерапевта). Методы же сами «прокладывают» себе очевидный путь и все больше и больше используются в зависимости от имеющейся информации. Они делают возможным, таким образом, осуществление только «чистой» коммуникации, исключая повседневную коммуникацию (однако они не отказываются от нее). Методы представляют собой практическую сторону познания и поведения, которая позволяет и делает оправданным применение специфических форм коммуникации. Добавим, что каждая ситуация в каждую минуту психотерапии является неповторимой. Нельзя осуществлять контроль над ситуацией с помощью привлечения третьего лица, с помощью обращения к коллегам или учителям. Ситуация может стать контролируемой лишь в рамках социальной референтной системы, в которой возможно взаимопонимание благодаря обширной системе взглядов, благодаря понятности и благодаря схожести действий, которые необходимо будет произвести, с теми, что имели место ранее. Способом осуществления контроля над проведением психотерапии является - и это принимается во внимание сторонниками всех направлений психотерапии - беседа с коллегами, которые сами не находятся в ситуации терапии (и, следовательно, у них нет предвзятого отношения). При этом безразлично, назовем ли мы этот контроль семинаром, контролем или надзором.

В то же время осуществление контроля является этической задачей психотерапии (если мы считаем психотерапию разделом общей медицины), которую можно полностью решить. Относительность доказательства психотерапевтами эффективности их приемов является одной из причин того, что психотерапия не может считаться областью медицины, которая способна представлять такие доказательства. Очевидно, что психотерапия, которую называют коммуникативной медициной, может также достичь достаточного контроля при помощи расширения и укрепления системы коммуникаций. Ее расширение и укрепление, в свою очередь, зависит от реалий взаимопонимания (при помощи теорий, при помощи концептов, при помощи замены методического опыта) даже тогда, когда они в отдельном случае ограничивают свободу действий психотерапевта.

Авторы также признают тот факт, что этими высказываниями они меняют направление рассуждений. Мы обычно склонны думать, что общие факторы воздействия загоняют психотерапию в определенные рамки, только внутри которых специфические методы могут оказывать влияние. Эти суждения, однако, не подтверждаются при проведении метааналитической проверки психотерапии. Обстоятельства усложняются, и факты говорят о том, что теоретическая убедительность, (коммуникативная) концепция и (коммуникативное) руководство к действию также, в свою очередь, задают неизбежные рамки для терапии как профессиональной и институциональной деятельности.

К счастью, теории и концепты, которые рассматриваются отдельными направлениями психотерапии как основные обычно всеми другими также - произвольно - используются. Все «хорошие» теории опираются, даже если они созданы независимо от других, на глобальную модель изменения личности, которая является общепсихологической. Чем разнообразнее (исторически, клинически и эмпирически-экспериментально) эти модели изменения личности подтверждаются, тем обширнее и в какой-то степени «естественнее», а следовательно, лучше, они становятся. Здесь можно упомянуть следующие модели.

• Изменение личности в процессе (понимающих, особенных) межличностных отношений как отношений между двумя людьми, так и тех, что существуют в группе и обществе. Нормативная, помогающая ориентироваться и придающая уверенности способность к социальной эмпатии при этом является важнейшим динамическим фактором. Легко заметить, что почти все направления психотерапии, пожалуй, за исключением консервативных сегментов в рамках поведенческой психотерапии, используют эту модель.

• Изменение личности при помощи взаимодействия. Согласно этой модели (например, Strong and Glaiborn, 1982), личность формируется и развивается при стечении определенных обстоятельств. Психотерапия, напротив, представляет собой область обучения и опыта, при помощи которого можно проверить эффективность старых образцов взаимодействия и приобрести и апробировать новые виды отношений.

• Изменение личности в результате преодоления кризисов развития и переломов в жизни, которые происходят преимущественно благодаря регрессии (репетиция развития) и пертурбации. Автоматические действия, привычки входят в это время (в период кризиса), прежде всего, в новые образования и позволяют переоценивать имеющееся или оценивать новое. Эта модель была адаптирована психоанализом (систематическая интерпретация повседневного окружения, конфронтация, интерпретация эффекта удивления, возможность регрессии) и приобрела значение в когнитивной поведенческой терапии. В противоположность этому, разговорная психотерапия отходит от использования ее как руководства к действию.

• Модель изменения личности при помощи научения является наиболее обобщенной. Она также является, как известно, основой для поведенческой психотерапии. Различные виды процессов обучения все же признаются в той или иной мере почти всеми психотерапевтическими направлениями и - в зависимости от этого - систематически используются (применительно к психоанализу см. Heigl und Triebel, 1977).

• Следующая модель изменения подчеркивает соматопсихическое взаимовлияние, которое, конечно, имеет свое особое значение для так называемых телесно-ориентированных методов. Часто не учитывается, однако, что та модель изменений имеет высокую степень обобщенности: полагают, что изменения в личности происходят благодаря телесным ограничениям или в результате преодоления тяжелой, опасной для жизни болезни.

7. Заключение

Итак, ссылка психотерапевтической теории и концептов на основополагающую модель изменений позволяет отдельным психотерапевтам добиваться поставленных целей. Функцией специфических факторов воздействия, прежде всего, является развитие структур психотерапии, без которых психотерапия становится научно-популярной. При всей специфичности выбора типа взаимодействия в различных психотерапевтических направлениях доминируют обобщенная и интегративная модель воздействия, поскольку ее влияние можно обнаружить эмпирически. Идея об эквивалентности различных типов вмешательства и способов установления отношений представляется нам интересной; она позволяет рассматривать проблему на более высоком уровне: при помощи каких специфичных методов достигает психотерапия каких общих эффектов? Авторы должны взять на заметку, что применение концептов исследования, которые являются обобщенными (например, сопоставление личности терапевта и пациента), приводит к выявлению общего эффекта. Поэтому специфические факторы трудно обнаружить эмпирически. Это происходит также потому, что традиционно сравниваемые направления (например, психоанализ и поведенческая психотерапия) однозначно разграничить невозможно. Бесспорно, ответ на вопрос о различных показаниях к применению того или иного метода становится важной задачей исследований в области психотерапии ближайшего будущего. Правда, можно усомниться, соответствуют ли традиционные диагностические, психологические и нозологические категории в качестве оценки психотерапевтического влияния своду правил системы «психотерапия», в связи с чем, по мнению авторов, возникает необходимость в расширении личностно-психологических аспектов социально-психологической модели и категорий (Enke, 1978; Czogalik, 1989). Многообещающим нам представляется в этом отношении исследование процесса взаимодействия (например, Smith and Benjamin, 1993). Мы думаем, можно ли будет однажды сказать о результатах, что они говорят о многом. Ведь до сих пор мы имели лишь возможность сопоставить программы различных направлений и не могли сравнить результаты применения их методов воздействия.

Глоссарий

Адаптивная терапия (Adaptive Therapie). Терапевтический процесс, целью которого является содействие хронически или неизлечимо больным в их адаптации к своему болезненному состоянию.

Алекситимия (Alexithymie). Неспособность адекватно воспринимать и описывать собственные эмоции. Ее значение как фактора патогенеза психосоматических заболеваний остается спорной.

Анамнез биографический (Anamnes, biographische). Диагностический метод, целью которого является тщательный сбор объективной и субъективной информации для получения как можно более полной картины настоящей и прошлой жизни пациента и прояснения при ее помощи диагноза, дифференциального диагноза, показаний, дифференциальных показаний и прогноза. Наряду с фиксированием жалоб пациента важное значение имеет прежде всего получение сведений о ситуации, порождающей проблемы пациента, и об относящейся к ней картине конфликтов и отношений.

Арт-терапия, терапия творческим самовыражением (Gestaltungstherapie). Группа терапевтических методов, которые в ходе процесса и с помощью результатов продуктивного художественного творчества пациента, используя при этом игровые формы, предоставляют возможность доступа к бессознательным и предсознательным элементам конфликта: освобождают эмоции, стимулируют экспрессивные способности и, наконец, способствуют тому, чтобы в ходе диалога с арттерапевтом, происходящего в рамках вербальной работы по достижению понимания и согласия и в контексте всего терапевтического процесса в целом, пациент смог увидеть сущность своих проблем, а в его состоянии произошли позитивные изменения.

Аутотренинг (Autogenes Training). Метод аутосуггестивных упражнений, принцип которого состоит в том, чтобы посредством ряда упражнений добиться полного «перевода» пациента в гипноидное состояние. Упражнения начальной ступени направлены на то, чтобы посредством расслабления мускулатуры и переключения вегетативной нервной системы достичь общей психосоматической гармонизации и приглушения аффективного резонанса. Наряду с врачебной беседой является важным методом, используемым при полном психосоматическом уходе за больным.

Аффект (Affekt). У Фрейда - одна из двух форм, в которых репрезентируется влечение; первоначально определяется количественно (как аффективный квант влечения), а затем также и качественно - как форма выражения этого количества. В своем социально-психологическом аспекте аффект наряду с наградой/наказанием, влечением и объектным отношением относится к известным на сегодняшний день системам регуляции человека. Деление аффектов на регулирующие отношения, обрабатывающие информацию и саморефлексивные оказалось оправданным и с клинической точки зрения.

Базисная регуляция отношений (Basisbezihungsregulation). Необходимая при любом социальном взаимодействии способность участников этого взаимодействия к управлению эмоциональной дистанцией (регуляция близости), распределением активности (регуляция активности) и сил (регуляция силы/бессилия). Психические формы нарушений характеризуются ослаблением способности к регулированию отношений. Вследствие этого при установлении отношений потенциальные пациенты вынуждают своих социальных партнеров к особенно интенсивным изменениям, тогда как то, в чем они нуждаются, это специфическая терапевтическая поддержка, например, для сохранения определенной дистанции (Краузе).

Базисный врач (Basisarzt). Врач, оказывающий первую врачебную помощь.

Бессознательное (Unbewu?tes, ubewu?t). Один из топосов, систем психического аппарата топографической теории. Содержит в себе вытесненное, которому цезурой запрещен доступ к предсознательному и сознанию. С момента появления структурной теории понятие выражается лишь при помощи имени прилагательного, используясь для обозначения психического качества, которое свойственно как Ид, так и компонентам Эго и Суперэго.

Разговорная психотерапия (Gesprachpsychotherapie). Основывающаяся на базисе психологии научения и социальной психологии систематическая, специально подбираемая форма вербальной и невербальной коммуникации и социального взаимодействия между двумя и более лицами, целью которой является уменьшение имеющихся у них психических недостатков посредством более дифференцированного восприятия ими самих себя и окружающего мира, дающее пациенту некую новую ориентацию.

Влечение к агрессии (Aggressionstrieb). Одно из двух противостоящих друг другу влечений в нашедшей сегодня клиническое применение дуалистической теории влечений. Согласно Фрейду, характеризует вторичное обращение вовне первично направленного внутрь инстинкта разрушения или смерти, который с этого момента становится нацеленным на разрушение объекта. Понималось Хартманном как отдельная категория влечений, регулирующаяся в соответствии с принципом удовольствия/неудовольствия.

Внутренняя потребность (Innerer Notstand). Состояние эмоциональной и когнитивной неуверенности участников терапевтической группы, появляющееся в результате структурной минимализации, соблюдения правил свободного взаимодействия и установки терапевта на умеренность и нейтральность; данное состояние должно провоцировать и стимулировать регрессию.

Воздержание (Abstinenz). Основополагающая установка аналитика, в соответствии с которой он не удовлетворяет обращенные к нему потребности и желания пациента, а способствует их переводу в вербальную форму.

Врач-лекарство (Droge Arzt). Введенное M. Балинтом понятие, обозначающее «исцеляющий характер» отношений врач-пациент. Воздействие этого отношения соответствует социогенным эффектам ухудшения и в полной мере сравним с эффектом, достигаемым при проведении терапии, основанной на иных принципах (например, фармакотерапии). См. также «Эффект плацебо».

Выбор объекта (Objektwahl). Процесс обращения субъекта к своему объекту, в котором различаются две разновидности: выбор объекта по типу опоры на кого-либо, определяемый внутренним образом предоставляющих заботу и защиту родителей, и выбор по нарциссическому типу, определяемый отношением субъекта к самому себе.

Гипноз (Hypnose). Метод поддерживающей психотерапии, при котором пациент посредством определенных внушений вводится в состояние, характеризующееся измененным сознанием (фокальная концентрация восприятия при ослабленном периферийном внимании), чтобы посредством последующих внушений были достигнуты определенные изменения в его состоянии. В соответствии с методом Эриксона таким образом достигается высокомотивированное состояние, в котором на фоне функциональных изменений происходит активное бессознательное обучение.

Главная задача посещения больного (Kernvisite). Часть врачебного обхода, для которой необходимо присутствие больного: беседа с пациентом и телесный осмотр. Обязательное выполнение главной задачи посещения больного подразумевает перераспределение функциональной значимости задач традиционного обхода и является предпосылкой его преобразования в посещение с психотерапевтическими функциями.

Групповые действия (Gruppenleistungen). Содержащие компромиссы проработки, которые производятся в группе и могут представлять собой как выработку нормативного регулирования, психосоциальных компромиссных образований, так и совместное сновидение наяву (совместную, провоцируемую бессознательными желаниями фантазию).

Дидактический анализ (Lehranalyse). Ядро, основная часть специальной психоаналитической подготовки, которая знакомит будущего психоаналитика с его собственной внутренней структурой и в особенности с ее конфликтными компонентами и, следовательно, должна создать предпосылки для возможности рефлексии относительно феноменов переноса и контрпереноса.

Дифференциация аффектов (Affektdifferenzierung). Техника интервенции (вмешательства), которая в психоаналитической диагностике и терапии используется для идентификации аффектов (по качеству, интенсивности и взаимодействию их компонентов) и для прояснения контекста их возникновения, а также для выяснения их функций в интрапсихических и межличностных конфликтах и отношениях.

Зависть к пенису (Penisneid). Согласно Фрейду, существенный элемент женской сексуальности, состоящий в том, что маленькая девочка переживает отсутствие у нее пениса как недостаток, как свидетельство того, что ей чего-то не дали или у нее что-то отобрали. Развитие зависти к пенису может происходить в разнообразных формах, как не связанных с нарушениями, так и патологических: желание иметь пенис в своем теле (как желание иметь детей или как желание коитального наслаждения, достигаемого при помощи пениса), развитие фаллически-мужских моделей поведения, мстительное желание кастрировать мужчину, обвинения и затаенная обида, неприязненное чувство по отношению к матери, на которую возлагается ответственность за отсутствие пениса.

Защита (Abwehr). Все меры, предпринимаемые Эго с целью избежать сознательного переживания связанных с невыносимым неудовольствием (страхом, депрессивным аффектом) конфликтов (тип: вытеснение), а также те действия Эго, которые при структурных нарушениях смягчают связанные с ними несоответствия посредством интеракционального ввода в этот процесс внешних объектов (тип: расщепление).

Защита от внешних раздражителей (Reizschutz). Наряду с восприятием внешних возражений важная функция Эго как той части Ид, которая претерпела определенные изменения ввиду близости и под влиянием внешнего мира. Эта функция защищает организм от раздражений, исходящих от внешнего мира и настолько интенсивных, что они могли бы представлять опасность для организма.

Защитные механизмы (Abwehrmechanismen). Защитные операции, протекающие по фиксированному сценарию, соответствующие определенным формам болезней, определенным конфликтам и определенным генетическим стадиям.

Ид (Es). Одна из трех инстанций структурной модели (понятой как интеллектуальный конструкт), которую следует понимать как своего рода внутреннее (душевное) пространство, в котором сохраняются бессознательные остаточные образы как родовой (филогенез), так и индивидуальной истории (онтогенез). К содержанию Ид принадлежит ставшее благодаря защитным мероприятиям бессознательным содержание детских, пубертатных и более поздних конфликтов, которые стали невыносимыми для сознательного переживания. Если рассматривать Ид, Эго и Суперэго в аспекте их динамики, то на передний план выходят постоянно возникающие между ними конфликтные напряжения. И Эго, и Суперэго понимаются как своего рода потомки Ид, ведут от него свое происхождение.

Идентичность (Identat). Характеристика согласования и постоянства репрезентаций самости, связанных с консолидацией структуры Эго и ее функций, а также соответствующего согласования и постоянства репрезентаций объекта.

Интроекция (Introjektion). Введенное Ференчи и понимаемое им как симметричное проекции и близкое идентификации понятие; в ходе этого процесса субъект в своих фантазиях позволяет объекту переместиться снаружи вовнутрь.

Исследование событий жизни (Life-event-Forschung - Lebensereignis-Forschung). Рабочее направление, которое исследует связь между биографическими нагрузками (смерть родственника, потеря работы и пр., но также и женитьба, рождение ребенка и т. д.) и проявлением болезни. При этом психосоциальная нагрузка наделяется количественными характеристиками. В многочисленных ретроспективных и проспективных исследованиях приводятся многочисленные доказательства того, что наступление болезней совпадает с периодами жизненных кризисов.

Кататимное образное переживание (Katathymes bildcrleben). Метод имажинативной психотерапии, при котором в условиях контролируемой регрессии ведется работа с техникой сна наяву. Во время управляемого сна наяву возникают оптические проекции, спонтанно изображающие в образно-символической форме бессознательное или предсознательное внутреннее душевное состояние и обрабатываемые затем в процессе терапевтического диалога.

Комплайэнс (Compliance). Поведение пациента, которое характеризуется следованием предписаниям и советам врача, а также содействием медицинским мероприятиям. Поведение противоположного характера называется нонкомплайэнсом

Далее:

 

Растения при легочных заболеваниях.

Литература.

Биомеханика силовых и скоростных качеств.

Переломы позвоночника..

Опухоли желчного пузыря и желчных протоков.

Комбинированная кожа.

Органические кислоты.

 

Главная >  Публикации 


0.0009