Главная >  Публикации 

 

Близнецы в дошкольном возрасте



Ребенок уверенно стоит и передвигается, держась за какой-либо предмет, а затем постепенно переходит к свободной ходьбе. Он произносит первые слова, понимает простые предложения. Если оставить его одного или отнять игрушки, бурно выражает неудовольствие. Продолжают развиваться симпатии и антипатии к людям и животным.

Однако все это только общие ориентиры. Между младенцами могут быть значительные различия в овладении теми или иными психомоторными навыками. Если ребенок осваивает все приведенные здесь элементарные действия в соответствии с возрастом или раньше срока, то это еще совершенно не значит, что перед вами будущий вундеркинд, хотя порой счастливые родители готовы именно так расценивать первые успехи своего ребенка. Исходя из уровня развития младенца, нельзя делать вывод о его будущих школьных успехах. И наоборот, незначительное отставание в развитии еще не дает повода для беспокойства: границы нормы в младенческом возрасте довольно широки и многое через год-два будет выглядеть совсем иначе.

То же самое относится и к близнецам. Бывает, что показатели их психомоторного развития в первый год жизни несколько ниже средних, особенно если они родились недоношенными. Как показывает опыт, подавляющее большинство близнецов преодолевают первоначальное отставание в развитии до поступления в школу. Безусловно, при значительном и стойком отставании следует своевременно проконсультироваться у специалиста.

Первый год является, бесспорно, самым трудным, самым напряженным не только для близнецов, но и для их родителей. Это и для них год обучения. Прежде всего это касается женщин, не имеющих никакого опыта по уходу за новорожденными. Если рядом с ними никого нет и они должны надеяться только на себя, им приходится прилагать большие усилия, чтобы справиться с двойней.

Многие женщины подчеркивают, что с рождением близнецов на них обрушилось очень много непривычной работы, но указывают в первую очередь на поддержку мужа, а также на помощь матери, свекрови, тети, а иногда и соседей, друзей, товарищей по работе. Вот что пишут матери близнецов об этом периоде:

«Честно говоря, жизнь матери близнецов очень тяжела. Вначале я думала, что не справлюсь. Мне приходилось вставать в 3 часа ночи и почти в полночь ложиться спать. Наши родители жили далеко, а муж был в армии. Но постепенно все наладилось».

«Благодаря помощи моей матери я со всем хорошо справилась. Одной было бы, конечно, очень трудно».

«К счастью, близнецы были не первыми. У меня уже был опыт, и муж активно помогал. Только теперь я по-настоящему оценила труд моей матери, которая вырастила четверых детей»,

«Сначала было очень трудно и я едва справлялась со всеми делами. Часто утешение находила в слезах. Но уже через 6—8 недель все пошло как по маслу. Все делалось по определенной программе. Вечерами очень много помогал муж».

«Дома все поразительно быстро наладилось. Мы заранее прочитали много книг по уходу за новорожденными и организовали идеальное разделение труда. Собственно говоря, мой муж участвовал во всем, от кормления и купания до стирки пеленок».

«Должна сказать, что я быстро научилась справляться с обеими своими «дамами». Ведь можно найти какие-то способы облегчить себе жизнь. Например, когда дети стали есть из бутылочки, я укладывала их вместе в кроватку, и, таким образом, они одновременно получали свое молоко. С кашей сразу так хорошо не получалось. Поэтому им пришлось рано научиться есть самим. Вообще с близнецами приходится больше внимания уделять воспитанию самостоятельности».

«Все жалели меня из-за нескончаемой работы, которую доставляли мне близнецы. Но, собственно говоря, все было не так уж плохо. Я быстро разобралась, как быть с ними. При кормлении, как правило, один еще спал, когда я заканчивала кормить другого. Домашние дела и стирку я делала утром, так что в течение дня у меня было достаточно времени для мальчиков».

Ясно, что матери близнецов объективно должны затрачивать значительно больше времени и сил на уход за двумя детьми. Это касается не только питания и гигиены, но также и времени на совместные занятия и игры. Двое детей обычно чаще и дольше болеют, чем один ребенок. Означает ли это, что близнецы доставляют вдвое больше забот? Опытные матери, однако, не согласны с этим.

«Близнецы доставляют много хлопот, но не вдвое больше. Варить ли кашу для одного или для двоих — одно и то же. Белье, так или иначе, стирает стиральная машина. Прогулки совершаются в одно время. К счастью, дети на первом году еще много спят, и в большинстве случаев одновременно. Позже они все чаще занимаются друг с другом и благодаря этому требуют от родителей даже меньше времени, чем один ребенок. Но во всех случаях близнецы доставляют двойную радость — если оба здоровы».

За некоторыми исключениями, матери близнецов в течение первого года сами ухаживают за своими детьми и вынуждены временно прервать профессиональную деятельность или учебу.

Лишь немногим студенткам удается совмещать занятия с обязанностями двойного материнства. Это возможно в том случае, если муж, родители или друзья оказывают реальную помощь.

Например, молодые родители пятимесячных близнецов, студенты факультета журналистики, с помощью друзей смогли даже позволить себе короткий отпуск. Они почувствовали, что им необходимо немного отдохнуть, и решили на одну неделю поехать к родителям — без детей! За близнецами с энтузиазмом ухаживали девушки из их группы. Каждая студентка хотела по меньшей мере один день побыть вице-мамой. Операция «Близнецы» содержалась в тайне, так как на факультете никто, кроме друзей, не должен был об этом знать. Мать близнецов, вернувшись, нашла их в наилучшем состоянии. Они выглядели здоровыми и чистыми.

В ГДР женщины могут использовать так называемый «бэби-год», то есть оплачиваемый отпуск до исполнения детям одного года. Однако для многих молодых матерей перерыв в профессиональной деятельности на 1—3 года становится проблемой. Они боятся потерять профессиональную квалификацию, связь со своим предприятием, со страхом думают о том, что придется менять коллектив. Неизбежны и финансовые потери. ,

Для некоторых семей с рождением близнецов обостряется жилищная проблема. Ведь число членов семьи сразу удваивается, и малогабаритная квартира молодых супругов теперь становится слишком тесной. Государственные органы помогают таким семьям в первую очередь.

Но все эти актуальные семейные и профессиональные заботы отступают на второй план, если близнецы здоровы, а супружеские отношения гармоничны. Большинство родителей близнецов единодушны в мнении: «Несмотря на все трудности и проблемы, близнецы — это самое прекрасное, что может выпасть на долю человека».

Близнецы от 1 года до 6 лет

Проходит еще пять лет, и близнецы уже готовятся к школе.

Между первым и шестым годом жизни лежит целый мир, который должен быть завоеван: от произнесения первых неясных слов до связной речи, от первых элементарных действий до понимания сравнительно сложных проблем начинающего ученика, от полной зависимости от окружающих людей до самостоятельной учебной деятельности.

Средние параметры физического развития в эти годы почти одинаковы у мальчиков и девочек (табл. 15).

таблица (находится в разделе приложений) 15 Рост и вес тела в зависимости от возраста

Возраст (лет)

Рост (см)

Вес (кг)

Рост тела до третьего года жизни идет довольно интенсивно, затем наблюдается некоторое замедление. В 6—7 лет ребенок переживает еще один скачок в росте, после чего он становится стройнее. Постоянно изменяются пропорции тела (см. рис., Дикхофф, 1960, с. 64).

У близнецов в среднем наблюдается лишь незначительное отставание в росте и весе от этих возрастных норм.

На третьем году жизни заканчивается рост молочных зубов. У однояйцевых близнецов в большинстве случаев совпадает время появления зубов, их форма и расположение. Поскольку эти показатели в высокой степени определены генетически, их следует принимать во внимание при определении близнецового типа.

Много хлопот некоторым родителям доставляет приучение детей к опрятности. 70% обследованных близнецов, по свидетельству родителей, стали совершенно чистоплотными к концу второго года жизни, 25%— к концу третьего года.

В яслях. Многие родители близнецов хотели бы, чтобы их дети посещали дневные ясли, но, пожалуй, они чаще, чем родители одного ребенка, сталкиваются с определенными трудностями. Например, не всегда легко сразу получить два места в яслях, несмотря на то что в ГДР в 1980 г. на 1000 детей раннего возраста было более 600 мест в яслях.

Кроме того, состояние здоровья близнецов чаще требует домашнего воспитания, особенно в случаях их общей подверженности заболеваниям, отставания в психическом развитии или излишней впечатлительности. Некоторые родители считают, что не стоит отдавать детей в ясли, потому что все равно оба друг за другом будут болеть всеми детскими болезнями и мать вынуждена будет работать с постоянными перерывами.

И все же в настоящее время примерно 40—50% близнецов посещают дневные ясли. Как правило, привыкают к новым условиям близнецы не труднее, чем другие дети. Поплакав вначале, они часто успокаиваются даже скорее, ведь их двое, а это лучшее утешение. Кроме того, в яслях близнецы обычно оказываются в центре внимания благодаря своей внешней схожести, одинаковой одежде и т.д.

Вот что пишет одна мать:

«В яслях не было никаких трудностей. Пока Юлия не ходила самостоятельно, Ульрике брала сестру за руку и водила ее по комнате. Они утешали друг друга, если, например, кто-то из детей отнимал у них игрушку, или общими силами выступали против «похитителя». Правда, они ссорились и между собой, если речь шла об игрушке, которой обе хотели обладать».

Воспитательницам яслей, конечно, бывает трудно различать однояйцевых близнецов. Если это плохо удается родителям, то как справиться с этим другим? Иногда близнецов узнают только по вышитым на одежде инициалам. Но и тогда забавной путаницы порой не избежать, поскольку дети еще не всегда различают свои имена. Ведь с ними постоянно заговаривают одновременно, и то, что относится к одному, как правило, относится и к другому. Взрослые и сами точно не знают, кто есть кто. Родители бывают рады, если им удается обнаружить у одного ребенка «на животе внизу слева» маленькое родимое пятно, которое отсутствует у другого. Некоторые матери, чтобы избежать путаницы, надевают детям разные браслеты, которые не снимают с них ни днем, ни ночью, или серьги только одной девочке и т.д.

«Когда они были маленькими, воспитательницы в яслях постоянно путали их. Даже в семье различали их только по разным оправам очков. Их голос, цвет глаз, уши, нос, волосы на макушке, расположение зубов совершенно одинаковы. Теперь они уже часто пытаются дурачить взрослых».

«Они похожи друг на друга до мельчайших подробностей. Единственным отличительным признаком для нас служит маленький изгиб на правом ухе у одного их них. Издали ни мой муж, ни я их не различаем».

В детском саду. Почти 90% близнецов в ГДР в настоящее зремя посещают детские сады. Большинство родителей совершенно справедливо видят в этом прежде всего пользу для социального развития детей, а также, конечно, реальную помощь семье.

Близнецы, как правило, без труда входят в коллектив детей, особенно если они раньше посещали ясли. Они часто пользуются особой любовью воспитательниц и товарищей по играм. Ровесники собираются вокруг них, старшие дети с удовольствием опекают их. С каждым годом они все больше укрепляют свою «власть в доме». Они поддерживают друг друга, равняются друг на друга и в ссорах с другими держатся вместе. Каждый из них становится сильнее благодаря интенсивной поддержке другого, следовательно, во многих отношениях они имеют преимущество перед другими детьми. Иногда близнецовые пары, используя это преимущество, чересчур настойчиво добиваются лидерства или затевают ссору, что может привести к конфликтам.

Матери близнецов рассказывают:

«Привыкли к детскому саду дети легко. Они охотно ходят туда, у них хорошие отношения с детьми и воспитательницами. Их там несколько балуют, дома мы с ними обходимся строже».

«С первого дня они с восторгом ходят в детский сад. Это было для них большим достижением».

«В первый месяц им было трудно оторваться от матери. Часто бывали слезы. Но потом привыкли. Теперь у них там много друзей, их все любят».

У воспитательниц детских садов возникают большие трудности в распознавании ОБ, и они иногда вынуждены обращаться сразу к обоим: «Близнецы, идите сюда. Близнецы, успокойтесь-ка». В 4—5 лет близнецы уже способны устраивать розыгрыши, пользуясь тем, что их путают.

У братьев и сестер, имеющих разницу в возрасте в несколько лет, складываются определенные отношения. Старший намного превосходит младшего и, само собой разумеется, принимает на себя роль «руководителя и учителя». Совсем иное дело у близнецов. Они имеют одинаковый опыт, обладают в большинстве случаев одинаковым уровнем умственного развития. И бесспорно, являются самыми частыми партнерами. Им постоянно надо считаться друг с другом, каждый из них такой же сильный, такой же умный, такой же любимый, как другой. И радость, и горе они делят с малых лет.

Такая интенсивная эмоциональная связь, стремление поддержать друг друга особенно сильно проявляются после двух лет. Сходство их характеров, интересов, пристрастий, привычек в более поздние периоды уходит корнями в первые годы жизни. Предположения некоторых исследователей, что якобы все совпадения у ОБ являются выражением только идентичной наследственной предрасположенности, не находят подтверждения. Значительно сильнее здесь проявляется типичная социальная ситуация близнецов. Конечно, отношения между ними складываются по-разному. У одних полная гармония, у других отношения делового характера, третьи соперничают друг с другом, и только немногие близнецы плохо понимают друг друга. Естественно также, что и у очень дружных пар иногда бывают серьезные разногласия. Но в сущности их отношения, как правило, проникнуты чувством глубокой симпатии и привязанности.

Матери близнецов так описывают свои наблюдения:

«Наши дети привязаны друг к другу, между ними почти не бывает ссор, и каждый готов защищать другого» (мальчики, 5 лет).

«Оба мальчика всегда играют вместе. Собственно говоря, редко случается так, чтобы они чем-нибудь занимались по отдельности. Если один не идет в детский сад, то другого бывает трудно уговорить пойти туда» (мальчики, 5 лет).

«Отношения близнецов между собой очень хорошие. Они постоянно играют вместе, как правило, без инцидентов, их в полном смысле слова «водой не разольешь». Но стоит к ним присоединиться старшему брату, как покой кончается. Дело часто доходит до ссор. Но с другой стороны, он заботится о них, следит за ними, охраняет их» (мальчики, 5 лет).

«В общем можно сказать, что девочки хорошо относятся друг к другу и очень друг в друге нуждаются. На целый день они до сих пор не разлучаются. Очень много играют вместе. По вечерам бывают и ссоры, вероятно, они иногда надоедают друг другу, но вскоре все забывается» (девочки, 6 лет).

«Когда Бастиану пришлось лечь в больницу, Гуннар за несколько дней очень изменился. Разлука далась ему тяжело. У него поднялась температура, и его пришлось уложить в постель, хотя никаких медицинских показаний не было. Когда брат вернулся, Гуннар снова стал прежним. Они всегда держатся вместе и заботятся друг о друге. Если одному что-то подарят, он требует того же для другого. Если один наказан — другой его утешает» (мальчики, 5 лет).

Сильное чувство привязанности и взаимопонимания в 94 дошкольном возрасте у ОБ наблюдается значительно чаще и чаще сохраняется в дальнейшей жизни. Особенно интенсивно это выражено у девочек-ОБ. Менее всего характерны такие отношения для разнополых пар.

Взаимоотношения близнецов существенно зависят от реакции родителей, которые в большинстве случаев всячески подчеркивают в этом возрасте сходство детей. Многие близнецы сами требуют одинакового отношения к себе, а также идентичности в одежде, прическах, игрушках и т.д. Это, конечно, не имеет ничего общего с наследственностью, а является результатом опыта, уже накопленного за несколько лет. Ведь для них привычка «делать все одинаково» стала нормой. Близнецы вызывают у взрослых желание одинаково их одеть, делать им одни и те же подарки, равно к ним относиться, что в свою очередь способствует развитию одинаковых вкусов, привычек и т.д.

«Девочки очень озабочены тем, чтобы у них всегда все было одинаково, идет ли речь об игрушках или об одежде. Если не удается получить две вещи, например, совершенно одинакового цвета, обязательно возникает спор. Они никогда не выходят из дома по-разному одетые. Если одна испачкает свое платье, другая переодевается вместе с ней» (девочки, 6 лет).

Чем больше родители поддерживают такие формы поведения, тем сильнее они выражаются. Но наряду с этим бывает, что один из близнецов становится лидером в паре, причем родители иногда не находят этому никакого объяснения.

«В яслях Йорг взял на себя обязанность быть опекуном Ральфа. Он обслуживал его, руководил им. Например, приносил брату домашнюю обувь, убирал за ним, подавал чашку и тарелку, отдавал ему лучшие игрушки. Если Йорга не было в яслях, то Ральф был просто беспомощным и покинутым. Такое положение сохранялось первое время и в детском саду. Только после длительной болезни Йорга все изменилось. Ральф стал самостоятельнее, сам о себе заботился и мог постоять за себя» (мальчики, 4 года).

Иногда близнецы в раннем возрасте испытывают затруднения в осознании самих себя.

В результате экспериментов Заззо установил, что двухлетние однояйцевые близнецы с трудом узнают собственное отражение в зеркале и считают, что видят другого близнеца.

Неопределенный образ «мы» и самосознание «мы» могут долгое время преобладать над конкретным самосознанием и образом «я». Это выражается в запоздалом употреблении личного местоимения «я». Близнецы долго используют форму «мы».

«Забавно было то, что они долгое время не осознавали, кто Райк, а кто Фальк. Если один из них видел себя в зеркале, он был твердо убежден, что это его брат. Когда кого-то окликали по имени, они реагировали оба».

«Инее и Анетт сначала не могли отделить себя друг от друга. Они не различали на слух свои имена и обе называли себя Анни».

Близнецовая ситуация в некоторых случаях может привести к значительным трудностям, связанным с социальной адаптацией. Это происходит прежде всего тогда, когда близнецы не имеют старших братьев и сестер и не посещают детских учреждений. Такие дети производят впечатление застенчивых, боязливых, они не стремятся к контактам с другими детьми, социально неактивны. Они с малых лет привыкли играть только вместе и вполне довольны друг другом. Родителям вначале это бывает очень удобно, но такая форма поведения близнецов может позже способствовать развитию проблемы контактов и интеграции в детском коллективе.

Один типичный пример:

«Уже в 2 года и 10 месяцев мы отдали мальчиков в детский сад. Хотя оба были очень живые и разговорчивые, они почти в течение года не произнесли в детском саду ни слова, только кивали головами. Если их просили что-то сделать, они выполняли поручение быстро и добросовестно.

«Служебные» обязанности, такие, как сервировка стола, мытье посуды и т.д., они всегда выполняли без напоминаний и неохотно принимали помощь других детей. Но разговаривали они только между собой, причем шептали друг другу на ухо, чтобы никто не слышал. Со временем это прошло».

Родители должны своевременно предупреждать такого рода замкнутость детей. Прежде всего этому поможет посещение детских яслей и детского сада. Кроме того, нужно чаще приглашать к ним играть детей, живущих по соседству. Возможно, также целесообразно разлучить близнецов на некоторое время.

Обратимся теперь к развитию речи и интеллекта, которые у детей особенно тесно взаимосвязаны

Далее:

 

1 Способ - "сверху вниз"..

Близнецы в юности.

Ветрогонные травы (вата-ануломан).

Гордыня.

1.Чрезмерный страх перед импотенцией..

Хочу хрен его знает чего, но точно знаю, что очень хочу!!!.

Камни спнего луча.

 

Главная >  Публикации 


0.0022