Главная > Публикации
Основные позы тантрической йогиБожественное присутствие, атман, проявляется в человеке как проблеск, который называется буддхи, начало высшего интеллекта, никогда не индивидуализированного и который выше, чем сознание "я". Этот проблеск атмана освещает все нижележащие центры индивида. Буддхи является фактически высочайшим началом проявленной человеческой природы. Она соединяет в человеческом существе личность (атман) и его отражение (дживатман). Ниже буддхи начинаются оформленные, индивидуализированные уровни бытия, высшим из которых является ахамкара - чувство индивидуальности. Оно создается под воздействием внешнего мира на внутренний мир человека. На этом уровне проявления имеется достаточно индивидуализированных составных частей, на которые можно воздействовать. Это проявление потом наполняется многими элементами, которые образуют многочисленные оболочки человеческого существа. Основные позы тантрической йоги Ниже приводятся физические упражнения йоги, как они описаны в тантрических текстах и как их передает традиция устно. Эти позы легко могут выполнять представители западных культур. Насагра-дриштхи Она состоит в продолжительной фиксации внимания на кончике носа. Эта асана должна выполняться постепенно и медленно. Ее воздействие на ум несомненно:она его успокаивает. Бхрумадхья-дриштхи Это продолжительное сосредоточение внимания на пространстве между бровями. Глаза естественно обращены вверх. Эти два упражнения заставляют активно работать зрительные нервы. Их надо выполнять постепенно и спокойно. При этом не должна возникать головная боль. Удияна-бандха (упражнение вечной молодости) Это упражнение для диафрагмы и живота можно выполнять сидя или стоя. Руки нужно жестко зафиксировать на коленях или на бедрах. Затем сделать как можно более глубокий выдох, постепенно сокращая внутренние мышцы живота. Грудь при этом также втягивается. Во время задержки дыхания путем сильного нажатия руками на колени или бедра растягиваются мышцы шеи и плеч. Затем, раздвигая бока туловища и не давая воздуху проникнуть в легкие, нужно сделать поверхностный вдох. В то же время полностью расслабляются передние мышцы живота. Три действия, составляющие асану, сводятся к следующему: оттягивание назад шеи и плеч; сильный, но поверхностный вдох, которому предшествует как можно более сильный выдох, и одновременное расслабление сокращенных мышц живота. Диафрагма при этом автоматически поднимается, а живот сильно втягивается и выглядит впалым. Если туловище слегка наклонено вперед, то большая брюшная впадина становится еще больше. Это положение необходимо сохранять в течение всего упражнения. Если появится неприятное ощущение, следует расслабить мышцы шеи, боковые мышцы туловища и начать медленно вдыхать, пока не исчезнет брюшная впадина. После этого упражнение окончено. Падмасана, или поза лотоса Санскритское слово "падма" означает лотос. Эта поза называется падмасаной (позой лотоса), потому что положение рук и ног в ней имитирует лотос. Две ступни, расположенные на противоположным бедрах, символизируют листья, а две руки, одна над другой, - цветом лотоса. Нужно сесть, вытянув как можно сильнее ноги. Затем согнуть их в коленном суставе, подтянуть стопу вверх и зафиксировать на противоположном бедре у паха так, чтобы она находилась у основания бедренной кости, а подошва была обращена вверх. Другая нога приводится в такое же положение. Две пятки располагаются таким образом, что они почти соединяются лобковой костью, причем каждая прижимается к противоположной половине тела. На соединенные таким образом пятки нужно положить ладонью вверх левую руку. Таким же образом на левую руку кладется правая. Глаза фиксируются на кончике носа, как уже было описано выше. Процедура выполнения лотоса завершается сокращением мышц ануса. При этом позвоночник должен удерживаться в вертикальном положении. Шавасана (поза отдыха) Упражнение носит такое название потому, что оно требует полного расслабления мышц, подобного тому, какое наступает при смерти. В этой позе имитируется состояние мертвого человека. Технику шавасаны легко понять, но довольно трудно осуществить. Состоит она в следующем. Нужно лечь на спину и полностью расслабить мышцы. Следует отметить, что мышцы всегда до некоторой степени сокращены, даже когда мы лежа отдыхаем. Это незначительное сокращение должно устраняться в шавасане. Для этого следует сделать волевое усилие и слегка сконцентрироваться, выбрать какую-либо часть тела и расслабить в ней мышцы. Затем необходимо сконцентрировать ум на этой части тела и представить, что вся ткань ее мышц стала еще более расслабленной, совсем дряблой. Если постоянно повторять этот процесс, разовьется способность полного расслабления различных мышц. Начинают асану с грудной клетки, затем переходят к животу, ногам, рукам, наконец, к голове. Глаза при этом закрыты. Расслабляясь, нужно в то же время пытаться воздействовать на другие части тела так, чтобы в конечном итоге была достигнута способность расслаблять все тело сразу. Такая полная релаксация и является конечной целью шавасаны. Когда достигается умение расслаблять все ткани тела одновременно, следует продолжать некоторое время концентрацию на них. Это завершает первую часть шавасаны. Сохраняя эту позу, нужно буквально на секунду сосредоточить внимание на регуляции дыхания, которое шавасана делает ритмичным. Это осуществляется следующим образом. Первая фаза. Состоит в наблюдении за дыханием, без попытки изменить его глубину или частоту. Оно должно быть нормальным, и длительность наблюдения за ним должна увеличиваться постепенно. Вначале наблюдение должно продолжаться две-три минуты, затем постепенно увеличиваться до десяти минут. Во время этой фазы, как и двух последующих, ум склонен легко отвлекаться. Поэтому требуется большая настойчивость в течение длительного времени, чтобы достичь способности концентрации. Желаю удачи! Вторая фаза. Примерно через две недели вы заметите, что ваше дыхание неравномерно, что не только продолжительность его вдохов и выдохов разная, но что вдохи, как и выдохи, различаются по продолжительности между собой. Такое неравномерное и неправильное дыхание часто является причиной плохого здоровья, поэтому его необходимо выправить. Вдох и выдох должны иметь одинаковую продолжительность. Желаемая регулярность достигается путем удлинения короткой фазы Дыхания или сокращения длинной. Чтобы выработать правильный РИТМ, необходимо упражняться во время второй фазы по четверти часа ежедневно. Правда, вначале возможно появление чувства удушья, но скоро неприятное ощущение проходит. Третья фаза. После месяца занятий ритмичность дыхания вызовет ощущение хорошего самочувствия. Теперь следует попытаться Увеличить глубину дыхания, делая более глубокие вдохи и, следовательно, более глубокие выдохи. В процессе всего упражнения ум Должен быть сосредоточен на процессе дыхания. Сделать дыхание ритмичным не так легко, как может показаться. Самое трудное - концентрация ума. Главное - терпение, не следует спешить переходить от одной фазы управления к другой. Вторую фазу следует начинать только тогда, когда освоена первая, третью - после того как хорошо отработана вторая. Для достижения ритмичного дыхания необходимо огромное мысленное напряжение, а потому следует избегать перенапряжения. Нервным людям, даже после некоторой тренировки, не следует выполнять асану больше десяти минут. В то же время люди здоровые могут выполнять его дважды и трижды в день. Правильно выполненная асана успокаивает нервы, результатом чего является сонливость. В процессе концентрации следует избегать такого состояния. Регуляция дыхания (пранаяма) (Для увеличения сексуальной энергии ци) Дыхательные движения йоги классифицируются по следующим фазам: 1. Речака, или выдох. 2. Кумбхака, пауза, или задержка дыхания. 3. Нурака, или вдыхание. Йогические системы большой упор делают на паузе, или задержке дыхания. Это очень важная фаза. Регуляция дыхания осуществляется путем вдоха и выдоха воздуха в определенном ритме и через одну или другую ноздрю. Поэтому одна ноздря должна перекрываться, для чего нужно пользоваться правой рукой. Указательный и средний пальцы держать прямо, а большой, безымянный и мизинец - раздвинутыми в стороны. Большой и средний с указательным пальцы могут закрывать ту или иную ноздрю. Приводим основные упражнения пранаямы, расположенные по нарастающей степени трудности. 1) Закрыв большим пальцем правую ноздрю, медленно вдыхайте через левую, затем медленно выдыхайте. Повторить 12 раз. Закрыв двумя пальцами левую ноздрю, медленно вдыхайте через правую, затем выдыхайте. Повторить 12 раз. Дыхание в этом упражнении не задерживается. 2) Закрыв правую ноздрю, вдохните через левую. Задержите дыхание. Затем, закрыв левую, выдохните через правую. Затем это же упражнение повторите, закрыв сначала левую ноздрю. Время трех фаз дыхания необходимо регулировать. Их продолжительность должна находиться в следующем соотношении: 1:4:2. Это означает, что если мы вдыхаем в течение 1, 2, 3, 4, 5 и т. д. секунд, мы должны сделать задержку дыхания на 4, 8, 12, 16, 20 и т. д. секундах и выдыхать в течение 2, 4, 6, 8, 10 и т. д. секунд. Практический результат - от 2 до 20 секунд на вдохе и до 80 (2054) секунд на задержке, что является максимумом, может быть достигнут только после нескольких недель тренировки. Упражнения должны выполняться строго по нарастающей степени трудности. 3) Упражнение, называемое уджаи, отличается большой сложностью. Оно выполнятся путем вдоха через обе ноздри, задержки дыхания и выдоха через одну ноздрю. Ритм этого упражнения поддерживается, как и в предыдущих упражнениях. При выполнении этого упражнения обычно слышится храпящий звук в горле, иногда напоминает храп спящего человека. Это объясняется вибрациями воздуха в задней части носоглотки, которые пробуждают некоторые дополнительные нервные центры. Ментальные методы Повышение умственного потенциала. Управление ума Дыхательные упражнения дополняются ментальными методами медитации, что способствует концентрации ума и его тренировке. Ум, или манас, является органом восприятия, подобным пяти органам чувств, но на тонком уровне. Он связан с центром физической активности и может быть освобожден, смягчен, очищен, успокоен. Его можно сравнить с центром, непрерывно излучающим мысленные волны. Ум объясняет работу органов чувств: мы воспринимаем вещи не извне, а изнутри. То, что мы видим, является видоизменением наших чувств, которые воспринимаем, а не сами вещи. Ничто не может Доказать внешнюю реальность наших восприятий. К примеру, человек, который носит зеленые очки, не может воспринимать Вселенную иначе, как зеленой. Из этого следует, что мы скованы цепями мысленных конструкций, которые сами постоянно создаем. Если бы они были сняты, мы бы смогли воспринимать реальность, скрытую игрой мысленных образов, нами же порождаемых. Тексты гласят, что "йога есть подавление изменений мыслящего начала". В то время как ум, предоставленный самому себе, непрерывно изменяется и преобразуется, лучше или хуже, раньше или позднее, вслед за воображаемым объектом, йога тренирует его, чтобы сделать его неподвижным и неизменным. Потому что "тогда человек, зная, остается в себе". Вместо блуждания от одной мысленной формы к другой, йог уходит в себя и может созерцать свое "я". Рабиндранат Тагор так сказал об этом: "Высшим видением в нашей душе является прямая и непосредственная интуиция, которая не основывается ни на рассуждении, ни на доказательстве". Наш ум могуществен в той мере, в какой сильны, глубоки и остры наши мысли. Цель йоги состоит в том, чтобы усилить ум путем повторяющихся и напряженных медитаций. Ключом к йоге является непривязанность, подавление желаний, избавление от забот мирской суеты. Высшая наука сверхсознания использует многочисленные методы устранения "блуждания" ума и его сосредоточения. Главное состоит в том, чтобы постепенно заменить деятельность обычного разума деятельностью силы, более непосредственно управляемой Божеством. Адепты называют ее шакти - творческое отражение пуруши в человеческом существе. Следует иметь в виду, что пока вы не достигнете состояния глубокого сна, вы можете остановить поток мыслей, но не ощущений; нужно большое усилие воли, чтобы, преодолеть обычные восприятия. Очищению желаний придается очень важное значение. Освобождаясь от них, следует остерегаться нечистых эмоций - ведь ум нужно оберегать для следующего перерыва. Нужно, чтобы воля была твердой, а сердце чистым. Поэтому необходимо избавиться как от хороших, так и от дурных желаний, сохранив только желание освобождения, от которого тоже в конце концов нужно избавиться. Змеиная сила кундалини Предупреждение: заниматься без учителя нельзя! Ищите духовного учителя! Когда спящая Кундалини разбужена милостью учителя, все тонкие лотосы и мирские узы легко пронизываются насквозь. Пусть же мудрый человек сильно и твердо поднимет богиню Кундалини, ибо она есть податель всех чудодейственных сил. Шива Самхита Далее: Тромбоцитопенические пурпуры. Дозированная физическая нагрузка. 2. Из истории вопроса. Основы здорового образа жизни студента. Малая сердечная энциклопедия, или «все о больном сердце». Вторичная недостаточность коры надпочечников. Глава XI Болезни, передаваемые половым путем. Главная > Публикации 0.0006 |