Главная >  Публикации 

 

Глава 18. О взрослении (23-30 Лет)



Сексуальное влечение может подтолкнуть их соединить свои судьбы, но оно не гарантирует ни совместимости характера, ни дружбы. Гармонично развитые люди осознают, что они сексуально привлекательны для многих. Возможность создать совместную насыщенную, творческую жизнь требует совместимости и во многих других сферах. В постели мы проводим сравнительно мало времени, сексуальная совместимость, безусловно, важна в близких отношениях взрослых людей. Тем не менее повседневные полноценные отношения требуют гораздо большего, чем сексуальное влечение супругов»'.

Сравнивая семью с микрокосмом, как это делают многие исследователи, надо не забывать о том, что макрокосмос сотворен, у него есть Создатель. Если у микрокосмоса его не будет, то он перестает быть таковым, исчезая как явление. У семьи таких создателей двое, и каждый из них может (и должен) быть написан с большой буквы. Ощущение его в себе это и есть переживание своих интегративных возможностей, когда собственное Я воспринимается как Я самоизменяющее' Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992.-С.75.

ся, обладающее достаточной степенью прочности и пластичности, то есть проявляющее свою силу, обладающее достаточным интеллектуальным потенциалом для того, чтобы дифференцировать разные проявления жизни.

Сила Я в эмоциональной жизни человека проявляется в возможности свободно переживать свои чувства, ясно для себя и других выражать их и управлять ими так, чтобы они не разрушали отношения, а создавали их. Серьезная проблема периода взросления состоит в том, что, основанные на чувстве, семейные отношения не являются в то же время непосредственными в процессе организации совместной жизни. На них буквально обрушивается шквал стереотипов в виде ожиданий и требований, которые в силу своей омертвелости разрушают живое чувство.

Это описывают как исчезновение романтических настроений, проявление не только положительных, но и отрицательных эмоций, конфликтные взгляды на разные вещи, несоответствие поведения партнера в быту и в период ухаживания. Причем кризисная ситуация может возникнуть и без влияния какихлибо внешних обстоятельств - социальных и экономических.

Содержание кризиса - это встреча живого чувства с его двойником - симулякром - словами, в первую очередь, со словами «любишь» - «не любишь». Разобраться в их содержании для себя и сделать это достоянием совместных усилий по построению жизни в новой семье - это задача борьбы с привидениями, которые заполняют сознание ненужными ожиданиями, известными сознанию одного человека, но присутствующими совсем в другом варианте в сознании его партнера. Это может быть, например, так: «Если ты меня любишь, то сделаешь то, что я прошу», «Если ты меня любишь, то будешь знать все мои желания, даже если я тебе об этом ничего не скажу» и тому подобное.

Честный ответ на вопрос о том, что означает любить и быть любимым для каждого из супругов, - это работа по созданию общего психологического пространства, которое отличается тем, что оно не разрушает психологического пространства каждого человека, а является совсем особым образованием, которое создается усилиями двоих (а потом и всеми членами семьи).

Так и хочется назвать это пространство защищенным от отчуждения, то есть таким, где человек переживает полноту своей жизни, приобретая необходимые силы для дальнейшего ее осуществления за его пределами. Полнота жизни связана с переживанием свободы творчества и ответственности, она наполнена радостью бытия, в ней нет тоски по экзистенции, она рассеивается в этой радости. Наверное, об этом лучше было бы говорить языком мировой художественной литературы. Я ограничусь еще только одним замечанием - человека, живущего счастливой семейной жизнью, можно без труда отличить в толпе по выражению спокойной уверенности и силы, которую он излучает. Он выглядит смелым, отважным, доверяющим себе и миру, знающим и чувствующим в себе свою уникальность как ценность.

Думаю, достигается это за счет того, что в психологическом пространстве семьи присутствуют в качестве его главных образующих такие элементы, которые отражают его экзистенциальность, именно они развивают чувство неповторимости у каждого члена семьи и оберегают его от превращения в раба, деспота, робота и прочих малосимпатичных персонажей, которых трудно назвать людьми. Недаром в языке есть и это слово - нелюди.

В словаре оно определяется просто - это плохие, дурные люди.

Успешность становления семейного психологического пространства зависит от того, насколько члены семьи могут осознавать свое сходство с другими людьми. Сходство это проявляется прежде всего в существовании чувств, о них еще говорят как о базальных, то есть основных, существенных человеческих чувствах. Осознание этих чувств в любой момент жизни объединяет человека с другими людьми. В супружеской жизни таких чувств, объединяющих с другим человеком, несколько, в их экзистенциальности нет смысла сомневаться, так как все они направлены на проявление и утверждение своей уникальности как человека.

Двойственность, или, как говорят, амбивалентность их проявления не должна пугать - это чувства, у них свои правила'. Э.Шостром, например, выделяет основные причины агрессии в семейных отношениях, все эти причины являются чувствами. Если они неосознанны, то возникает жестко структурированное восприятие другого человека, которое сразу начинает играть роль симулякра.

Я перечислю вслед за Э.Шостром эти причины, кратко характеризуя их: это - враждебность, гнев, вина, обида, ненависть, критичность, уход, безразличие. Все эти чувства, за исключением безразличия, вызывают боль, которую я бы хотела сейчас назвать признаком жизненности отношений. Только безразличие не вызывает ее - значит, чувства умерли, психологическое пространство исчезло, наступила смерть отношений. Кто возьмется реанимировать труп?

Живое экзистенциальное чувство, даже если оно называется гневом, бесконечно ценно, так как объединяет людей своей направленностью на их экзистенцию. Гнев смешан с заботой о том, чтобы человек проявил и сохранил свою индивидуаль' См. подробнее: Психология личности. Тексты. - М., 1982.

ность, поэтому он выполняет роль свежего ветра в закрытой надолго комнате, он придает чувствам динамику, открывая людям новые свойства силы их Я. Разрешить себе искренне гневаться нельзя, это можно делать только непосредственно, то есть безмерно любя и заботясь о другом человеке. Подавленный гнев в этом смысле похож на заживо похороненного.

Вина очень сложное чувство, она может быть (истинная, непосредственная) следствием принятой на себя, но не осуществленной ответственности. Но чаще всего это скрытая попытка критиковать других, то есть вина ложная, притворная, за ней стоит отсутствие у человека силы Я для осуществления интеграционных тенденций.

Обида - почти всегда мстительность, желание разрушить другого человека, причинить ему боль за боль свою. «Когда достаточно выражены и глубоко прочувствованы боль и обида, - пишет Э.Шостром, - личность имеет все возможности для роста». Думаю, что пережитые обида и боль открывают человеку глубину своего Я, силу жизни Я. Обида, по сути дела, одна из форм проявления жизни Я, конечно, если она не ложная, а истинная, идущая от Я, а не от других образований в психической реальности.

Чувства обладают такой же способностью породить симулякры, как и слова из-за их амбивалентности, то есть двойственности, противоречивости, о которых я уже упоминала.

Думаю, что решение человеком задачи устройства, организации жизни в новой семье делает актуальным и необходимо осознанным и его переживания собственной уникальности как человека и уникальности другого, партнера по браку, как человека же. Это еще раз актуализирует экзистенциальные переживания цели и смысла жизни, концепции жизни в ее собственном конкретном проявлении в отношении с другим человеком. Если эта концепция конкретно проста, то она отбирает у совместной семейной жизни радость процесса ее осуществления, тот праздник жизни, который может быть у каждого человека. Но... возможность угасить ее есть у каждого человека. В наибольшей степени эта опасность подстерегает человека в период взросления, особенно когда он приближается к цифре, которую многие воспринимают как магическую - четверть века, 25 лет. С этим возрастом связано множество мифов, в том числе и миф о том, что развитие человека к этому возрасту заканчивается. Я не могу обойти вниманием гениальную книгу П.Вацлавика «Как стать несчастным без посторонней помощи», в которой, как никто, он выразил эту возрастную ловушку взросления, связанную с необходимостью осознания отношений. Надеюсь, читатель по достоинству оценит иронию и чуткость автора цитаты:

«Быть любимым - штука весьма загадочная, даже тогда, когда все вроде бы складывается самым благоприятном образом. А вообще попытки прояснить что-нибудь насчет любви, как правило, не дают никаких реальных результатов, а если паче чаяния их и удается достигнуть, то это лишь еще больше усложняет и запутывает ситуацию. В лучшем случае ваш вопрос, почему вас любят, просто останется без ответа: в худшем же случае причиной любви неожиданно окажется какаянибудь такая ваша особенность, которую вы никогда не считали для себя слишком лестной - скажем, родимое пятно на левом плече. И вы в очередной раз убедитесь в справедливости поговорки, что слово - серебро, а молчание - золото».

Мне хочется еще раз попробовать сформулировать эту опасность, этот путь, ведущий к отчуждению, - это восприятие жизни, основанное на выделении какого-то одного ее свойства.

Учитывая, что таких свойств бесконечное множество, то невозможность их видеть целостно создает бесконечное число вариантов подмены самой жизни ее «родимым пятном» любого происхождения. Остается еще раз напомнить, что это путь к скуке, к разрушению спонтанности и целостности жизни.

Для периода взросления это особая трудность, так как предметное воплощение новой жизни в семье может заглушить своей силой целостное восприятие: деньги, пеленки, новое в поведении партнера по браку, новые родственники и так далее и тому подобное. Так, наверное, кому-то и хочется воскликнуть, тут не до целостного отношения к жизни - не до философии, не до поэзии, не до... своего Я и Я другого, усталость, сил не хватает на проявление чувств... - это уже начало пути к отчуждению от жизни, вместо освоения нового психологического пространства, новых источников сил для существования своей жизни и жизни другого человека. У взрослеющего человека всегда есть выбор, который всегда можно сделать осознанно, для этого надо учиться жить. Да, учиться, читать, беседовать со знающими людьми, анализировать свои удачи и неудачи, учиться управлять своими чувствами и проявлять их... Тогда и появляется то переживание собственной силы жить, которое антипод отчуждению, которое просто несовместимо с ним. Это та жизненная стойкость, которая рождается, возникает, появляется как проявление экзистенциальное™.

Период взросления - это и начало освоения экзистенциальных социальных ролей - роли Матери и роли Отца. Я специально написала их с большой буквы, чтобы читатель обратил внимание на их универсальный и в то же время уникальный характер. Недаром в культуре существует противоречие, обладающее огромным потенциалом для проявления творческих возможностей Я каждого человека - противоречие между юридическими (правильными для всех) нормами осуществления семейных ролей и нравственными, даже шире - нравственно-этическими. Если юридические нормы основаны на долженствовании как ограничении, как обязательном и необходимом ограничении спонтанных проявлений человека, то нравственно-этические требования поражают своей безусловностью и неограниченностью, думаю, что достаточно одного из примеров таких норм, чтобы почувствовать это: «Мать никогда не пожелает ребенку плохого», «Родители всегда хотят для своих детей только хорошего» и так далее.

В то же время существует и поддерживается (в каждой культуре) образ Настоящей Матери и образ Настоящего Отца. Это уже не роли, о которых можно достаточно конкретно сказать, как они осуществляются, это идеи, идеалы, которым можно следовать, но они труднодостижимы, так как не обладают выраженностью в конкретных действиях. Как быть Матерью, как ею стать? Об этом можно говорить будничным языком режима дня, диеты, игры и др. Как стать Настоящей Матерью? Об этом можно говорить, но при говорении будет возникать чувство невозможности выражения в слове всего содержания, которое доступно чувству и мысли. Это прикосновение к экзистенциальности, это то томление духа, которое говорит о его существовании.

Необходимость юридических норм осуществления социальной роли Отца и Матери состоит в том, что «инстинкт» материнства и отцовства неравен у человека половому влечению.

Его и пришлось написать в кавычках, так как уж очень сложно то, что происходит с человеком в процессе обретения этой роли. Достаточно только перечислить те чисто физиологические изменения, которые происходят в теле женщины с момента зарождения в нем новой жизни, чтобы увидеть потенциальную сложность и неоднозначность переживаний, которые они могут вызывать; это изменение в выделительной системе, в обонятельном и осязательном анализаторе, это изменение размеров тела, в том числе скелета и так далее и тому подобное.

Люди давно уже знают и о возможной послеродовой депрессии, и о молочнице, и о гормональных изменениях в организме женщины и так далее.

Давно известно и то, что вынашивание и рождение ребенка не делает женщину матерью. Наверное, в этом заключена величайшая мудрость природы, именно в этот период - в период появления нового человека создать условия выбора для проявления в других людях их изначальных, экзистенциальных качеств. Выбор этот далеко не однозначен, не по принципу или - или, в каждый момент его осуществления будет напоминать о себе противоречивая природа человека.

Безумный рост числа брошенных детей в нашей стране это не только социальная беда, но и экзистенциальная трагедия, уничтожаемая сущность, которая склонна превращаться в свою противоположность: люди - в нелюдей. Эту опасность видели и описывали еще в начале века, когда развитие медицины сделало возможным и относительно безопасным легальное прерывание беременности - аборты.

Думаю, что мы еще не в состоянии оценить последствия этого для современной культуры, возможно, найдется исследователь, который сумеет проанализировать это явление супружество без родительства как феномен (один из многих), рожденный в XX веке. Пока ограничусь двумя фактами из жизни: в буфете Московской библиотеки им. В.И.Ленина много лет назад задел за живое разговор моих соседок: «Он вымолил у меня этого ребенка. Я так не хотела связывать им себе руки, такая была интересная работа». Факт второй: невероятно располневшая после поздних родов женщина, глядя на свою стройную ровесницу: «Тебе хорошо, успела родить вовремя, а я все откладывала - то квартиры не было, то диссертацию писала, хотелось защититься...» Хватит об этом.

Освоение родительской роли - жизненная задача развития человека в период взросления. Какие там есть предпосылки для этого? Думаю, что самая главная в том, что родительская роль открывает по-новому конечность и бесконечность жизни, то есть она еще раз обостряет переживание смерти как реальности.

Противостоять ей может только ответственность - друг за друга и за себя, ответственность и любовь к жизни. Оказывается, что это очень важно - выяснить для себя и для партнера по браку содержание родительской роли для себя самого и для него, как своей собственной роли и роли другого человека, чтобы не попасть в плен к фантомам своего и чужого сознания.

Именно это прояснение позволит родиться собственной мысли, именно родиться, как новой, никогда не существовавшей, не чьей-то, а собственной. Мысль появляется тогда, когда есть ее предмет - есть содержание мышления, не чувства (не только чувства), а и мысли. Именно этаким предметом мысли в начале освоения родительской роли будет ее содержание. Какое оно, это содержание? Прислушаемся к людям, имеющим смелость рассказать о своем опыте освоения родительских ролей - это будет Л.А.Никитина «Я учусь быть мамой» и уже цитированный Домокош Варга.

Роль матери. Начинается она с освоения идеала Женщины и Мужчины, с освоения самой идеи о смысле жизни, с переживания возможности понять другого человека, с переживания своей собственной силы воздействия на другого человека, и его на тебя. Это школа духовного сближения, как пишет Л.А.Никитина, которая подготавливает человека к любви, определяя не только продолжительность и глубину чувств, но и сам выбор любимого или любимой.

Л.А.Никитина считает, что главным жизненным багажом, подготовившим ее к осуществлению материнской роли, были:

«Мое стремление быть независимой научило меня ответственности, а без нее мать - не мать. Мое отношение к труду определило мою готовность браться за любую работу и доводить ее до конца, а без работоспособности и терпения матери обойтись никак нельзя.

И именно мое убеждение, что семья нерасторжима, а любовь непреходяща, послужило стимулом моего великого старания выходить из семейных конфликтов без потерь. А дети...

...когда он родился, ничто не встало между нами - ни знания, ни предрассудки. Мы учились понимать друг друга без посредников - с этого и началась моя материнская школа...» Хочется в связи с этим поделиться впечатлением, оставшимся от случайного чтения книги с очень длинным и умным названием, - речь шла о языке животных, о том, что означает движение кошачьего уха или уса. Я представила себе хозяина кота или кошки, который по этой книге изучает желания своего любимца, стало смешно. Почти то же самое отношение вызывают и очень многие книги по уходу за детьми - откуда взять столько сил и времени, чтобы все это выполнять.

Как я была рада, прочитав только что процитированные для вас слова Лены Алексеевны, они были подтверждением и дополнением моих переживаний и наблюдений за людьми, осваивающими родительскую роль. Исступленное соблюдение кем-то когда-то для кого-то придуманных правил (не бери на руки, корми по часам, приучай к строгости и пр.) не давало проявиться радости общения с ребенком. Не давало сил на выращивание к нему чувства - он маленький человек, он твой человек, он наш человек.

Обращаться с ним надо не по инструкции, а иначе. Как? Боюсь, что мне снова придется повторить все, что знаю и про концепцию жизни, и про Я-концепцию, и концепцию Другого человека.

По сути дела начало освоения материнской роли требует, призывает к актуализации сил для нового осознания смысла жизни, чтобы воплотить его в отношении с маленьким человеком. Другое дело, если у человека нет резервов для такого осознания... но я уже не раз говорила, что эта книга о людях, а не о нелюдях.

Природа устроила женский организм так, что после родов в нем прибывают силы и энергия. Это нормальная реакция нормального организма. Но силы эти могут быть потрачены впустую, если они не создадут основы для новых переживаний ценности своей жизни для женщины. В этот момент практически решается по-новому вопрос о ее любви к самой себе, в частности, это проявляется в самооценке, которая, как известно, зависит от оценки других людей. Если женщина будет чувствовать себя любимой и значимой, она перенесет эту любовь и на ребенка. Он не будет восприниматься как «помеха» в отношении супругов.

Об этом приходится писать, так как одна из трудностей освоения женщиной роли матери состоит в том, что ей приходится переживать «борьбу» за ее же любовь и внимание со стороны мужа.

Вспомните, как круто падает на графике кривая спокойствия, отметка кризис становится угрожающе близкой. Это одна из причин, почему роль матери оказывается такой сложной.

Противоречивость этой роли приводит даже к тому, что женщина начинает себя вести в отношении и ребенка (детей), и мужа по-матерински, то есть происходит смещение ролей жены и матери, что сразу же вызывает санкции - возникают конфликтные отношения. Санкции вызваны тем, что смещение ролей приводит мужчину к переживаниям потери индивидуального места в структуре семейных отношений. Чувство потери собственного места обычно связано с тем, что нет другого человека (в данном случае, жены), который бы фиксировал, обозначал это (именно это, а не какое-то другое) место как психологическое пространство Я

Далее:

 

Вровень с трудом, вровень с любовью.

Актиномицеты как аллергены.

Оздоровительные тренировки.

Глава 18. О взрослении (23-30 Лет).

Препараты из ягод.

Глава 11 С чего это вдруг кто-то должен меня любить?.

Локализованные тонические судороги.

 

Главная >  Публикации 


0.0008