Главная >  Публикации 

 

Кто присмотрит за вашим малышом?



В палате я сказал Джиму: «Я должен присутствовать при других родах. Нужно, чтобы кто-нибудь побыл с ребенком, потому что дыхание у новорожденных лучше налаживается, когда их поглаживают и разговаривают с ними». Я подсказал Джиму, что он должен делать — прикоснуться к малышу, погладить спинку, помурлыкать песенку, т.е. отнестись с той любовью и заботой, на какие он способен. Он огляделся, как бы убеждаясь, что никто из приятелей его не видит, и согласился на эти «женские» штучки. Я вернулся через полчаса — Джим напевал песенку и поглаживал ребенка, словно они наконец нашли друг друга. Я сказал ему, что такое начало много значит для будущего. На следующий день, когда я делал обход и подошел к Мэри, она воскликнула: «Боже, что случилось с моим мужем? Он не отходит от ребенка. Он просто прилип к нему. Он бы кормил его грудью, если бы мог. Я никогда не думала, что этот здоровенный парень может быть таким нежным».

Еще несколько советов Попросите отложить обычную обработку. Зачастую сестра, принимающая роды, сразу после рождения ребенка начинает заниматься им — делает укол витамина К, вводит в глаза обеззараживающее средство и только затем передает матери. Попросите сестру отложить эти процедуры примерно на час, чтобы малыш мог насладиться первыми материнскими ласками. После обеззараживания глаз ребенок временно хуже видит или закрывает глаза. Ребенку важны первые впечатления от матери, нужно, чтобы он видел ее.

Оставайтесь вместе. Попросите врача и сестру положить ребенка на ваши живот и грудь сразу после рождения или после перерезания пуповины и отсасывания околоплодных вод, если с вами и с ним все в порядке.

Пусть ребенок сосет грудь сразу после рождения. Большинство детей просто лижут сосок, но есть и такие, которые сразу начинают жадно сосать. Как уже говорилось, такое стимулирование соска вызывает выработку гормона окситоцина, который способствует сокращению матки и уменьшению послеродового кровотечения. Стимулируется также выработка пролактина, который ускоряет появление молока.

Прикасайтесь к ребенку. Вам приятно чувствовать, что малышу хорошо лежать так, как он устроился: животик к животику, щечка к груди; поласкайте все его тельце. Мы заметили, что матери и отцы по-разному проявляли свою нежность. Молодые мамы обычно ласкали все тельце ребенка, осторожно касаясь его кончиками пальцев. Отцы чаще клали свою ладонь на головку ребенка, как бы показывая готовность защитить этот росточек жизни, который они породили. Поглаживание тельца, помимо удовольствия, приносит малышу пользу. Кожа очень богата нервными окончаниями. Когда ребенок начинает дышать воздухом, сначала он дышит нерегулярно, поглаживание стимулирует нервные окончания, делает дыхание более ритмичным — вот такое это лекарство, родительские прикосновения.

Смотрите на новорожденного. Новорожденный лучше всего видит на расстоянии от 8 до 10 дюймов (от 20 до 25 см). Удивительно, но это соответствует расстоянию от соска до глаз матери во время кормления. Подержите малыша перед собой, поддерживая его головку так, чтобы ваши глаза встретились. Получите удовольствие от такого визуального контакта в течение короткого времени, пока ребенок после рождения спокойно внимает всему (затем он крепко засыпает). Глядя в глаза ребенка, вы испытываете прилив материнских чувств.

Говорите с новорожденным. В течение первых часов и дней после рождения между мамой и ребенком начинается свой особый разговор. Исследования показали, что при звуках голоса матери ребенок успокаивается и начинает ритмичнее дышать.

Кто присмотрит за вашим малышом?

Несомненно, связь с малышом не только не кончается в миг его рождения, наоборот, она только начинается! Визуальные, тактильные, обонятельные и звуковые впечатления, сосание груди так объединяет вас с ребенком сразу после рождения, что у вас появляется желание не расставаться с этим крошечным существом, которое благодаря вам появилось на свет. Вы и не должны расставаться. Мы советуем здоровым мамам и здоровым новорожденным все время, пока они в больнице, находиться вместе.

Кто будет заботиться о ребенке сразу после его появления на свет, зависит от вашего здоровья, здоровья ребенка и ваших чувств к нему. Одни новорожденные совершают переход из чрева матери на белый свет без каких-либо осложнений, другие в течение нескольких часов нуждаются в дополнительном согревании, кислороде, удалении околоплодных вод и других мероприятиях по стабилизации работы всех жизненных систем. Затем ребенка возвращают матери.

Чувства, испытываемые после рождения ребенка, так же индивидуальны, как чувства после любовной близости. Многие матери начинают сразу же светиться материнством, они радостно взволнованы, как спортсмен после победного финиша. Это любовь с первого взгляда, они не могут дождаться, когда их руки ощутят тельце ребенка, они начинают нянчить малыша через доли секунды после рождения.

Другие испытывают облегчение, что роды позади, что ребенок родился нормальным. Теперь они больше всего хотят поспать и прийти в себя. Как сказала одна мать после затянувшихся нелегких родов: «Дайте мне поспать несколько часов, принять душ, причесать волосы — и я займусь ребенком». Если вы испытываете то же, отдыхайте, вы заслужили отдых. Не надо принуждать себя заниматься малышом, если ни ваше тело, ни ваши чувства не готовы к этому. Пока мама отдыхает, в контакте с ребенком может находиться отец. Важно, чтобы в этот период повышенной восприимчивости, длящийся 1-2 часа после рождения, когда ребенок не спит, а внимательно наблюдает, с ним был бы кто-нибудь из родителей. Нет ничего печальнее видеть малыша, которому всего час от роду, а он одиноко лежит в детской комнате с широко открытыми голодными глазами и общается взглядом лишь с пластиковыми бортиками своей постели. Обязательно пусть кто-нибудь побудет с ребенком — мама, отец или даже бабушка.

В зависимости от медицинских показаний и вашего самочувствия возможно несколько вариантов ухода за ребенком во время его пребывания в больнице — от палаты для новорожденных до постоянного нахождения с матерью.

Новорожденные в детской палате В этом случае за ребенком ухаживают медицинские сестры, которые приносят младенца матери каждые 3-4 часа по графику. Когда я был главным врачом отделения новорожденных при университетской больнице, я резко выступил против такого порядка. Я требовал, чтобы здоровые младенцы находились с мамами, а на попечение медсестер передавали лишь заболевших детей или детей больных матерей. Наши медицинские сестры знали, что лучшее лекарство для ребенка — это быть вместе с мамой, но им самим нравилось ухаживать за новорожденными. Как только эти сестры утром видели, что я подъехал к больнице, чтобы провести обход, они, пока я ставил машину на обычное место, быстренько относили детей их мамам и показывали мне почти пустую палату для новорожденных. Иногда я входил через заднюю дверь и ловил их на этом занятии — им хотелось больше быть мамами, чем медсестрами по уходу за новорожденными.

Я недаром поставил сестринский уход за ребенком на последнее место. Не только потому, что мать в этом случае лишена возможности заботиться о ребенке, которого она так долго вынашивала. Я искренне убежден, что и матери, и ребенку в этот важный период, когда они оба так нуждаются друг в друге, лучше быть вместе. Когда ребенка приносят матери по графику, она как бы отходит на вторую роль. Я постоянно советовал нашим сестрам: «Пожалуйста, не считайте, что время, которое ребенок проводит с матерью, это лекарственное средство, которое нужно давать в определенных дозах и в определенное время».

Мать и ребенок вместе большую часть времени При таком режиме новорожденный проводит большую часть дня с мамой, а ночь в детской, и, если возникает необходимость, его приносят матери для ночного кормления. Звучит хорошо, не правда ли? Вы можете отдохнуть, спокойно поесть, вашего ребенка приносят вам, когда вы нажимаете на кнопку. На деле все обстоит не столь уж заманчиво и для ребенка, и для матери. Некоторые новорожденные первые день-два много спят, они не кричат, требуя, чтобы их покормили, и сердобольные сестры часто «пропускают» кормление и не приносят ребенка матери, а ночью прикармливают его из бутылочки. Получается, что дети больше времени проводят в палате для новорожденных, чем с мамами. И в первом варианте и во втором мамы и новорожденные могут уйти из больницы чужими друг другу. Им придется заново учиться налаживать свои отношения дома.

Описанный только что режим оправдывает себя, если используется временно, после затянувшихся или осложненных родов, когда мама или ребенок нуждаются в лечении. В такой ситуации я обычно отдавал распоряжение перевести ребенка к матери, как только у него все наладится, а мать будет в состоянии им заниматься.

Ребенок и мать вместе все время Мы считаем, что такой режим лучше всего подходит большинству мам и новорожденных. Он позволяет вам следовать материнским инстинктам и указаниям ваших гормонов. Наш опыт и опыт других исследователей показал, что мамы и новорожденные, находящиеся в одной палате, получают целый ряд преимуществ:

Новорожденные выглядят более удовлетворенными, потому что взаимодействуют с одной нянькой — своей мамой.

Меняется поведение ухаживающего персонала. Больше внимания и заботы оказывается матери, которая в свою очередь чувствует себя лучше и может уделить больше внимания ребенку.

Новорожденные меньше плачут, у них скорее налаживается цикл бодрствования и сна. Новорожденных, находящихся в больших палатах, часто успокаивают, проигрывая ленту с записью биения человеческого сердца или музыки.

Ребенок, находящийся с матерью, успокаивается не электронным прибором, а естественными и знакомыми звуками — они помогают лучше.

У матери меньше проблем с кормлением грудью. У нее скорее появляется молоко, и ребенок выглядит более довольным.

Новорожденные меньше желтеют, возможно, потому, что они получают больше молока.

Матери обычно меньше устают. Они испытывают меньше беспокойства, не думают о том, как там их малыш в детской палате, а в первые несколько дней новорожденные в любом случае большую часть времени спят. Неверно распространенное мнение, что матерям, дети которых находятся в отдельной палате, удается лучше отдохнуть.

Матери покидают больницу в лучшем состоянии. В случае, когда они разделены с детьми, персонал послеродовой палаты имеет дело с мамами, а сестры палаты для новорожденных все внимание отдают детям. Когда мамы и новорожденные все время вместе, профессиональное внимание уделяется и советы даются взаимодействующей паре: мать-дитя.

У матерей, дети которых все время с ними, реже развивается послеродовая депрессия.

Поведение ребенка вызывает ответную привязанность

Постоянное присутствие ребенка особенно полезно для женщин, которые не сразу обретают радость в материнстве. Однажды во время обхода я посетил Джен, впервые ставшую матерью, и нашел ее в очень плохом расположении духа. «Что-то не так?» — спросил я.

Она призналась: «Эти чувства, которые я должна испытывать к ребенку, — у меня их нет! Я нервничаю, я вся в напряжении и не знаю, что делать».

Я постарался ободрить Джен: «Любовь с первого взгляда приходит не ко всем, это относится и к родительской любви. Для некоторых матерей и их малышей это долгий и медленный процесс. Не беспокойтесь, ваш ребенок поможет вам. Но вы должны создавать условия, которые позволят включиться системе взаимной привязанности». И я стал объяснять.

Все дети от рождения наделены специфическими чертами и свойствами, которые определяют как поведение, вызывающее ответную привязанность. Это также такие свойства и такое поведение, которые сообщают тому, кто заботится о малыше, о его присутствии и побуждают, подобно магниту, подойти к нему. К упомянутым чертам относятся округлые формы глаз ребенка, его щек, тельца; нежность его кожи, довольно большие глаза, проникающий взгляд, необыкновенный запах новорожденного, и, возможно, самым важным является язык, которым ребенок объясняется, — плач и звуки, издаваемые ребенком, собирающимся заплакать.

Вот как работает линия связи между матерью и ребенком в этот самый первый период их взаимодействия. Звуки, издаваемые плачущим ребенком, действуют на чувства матери. Здесь есть и физическая и психологическая составляющие. Как уже упоминалось в главе 1, плач ребенка вызывает у матери прилив крови к груди, сопровождаемый биологическим побуждением взять малыша на руки и нянчить его. Это один из самых ярких примеров того, как биологические сигналы, идущие от ребенка, включают биологическую реакцию матери. Нет в мире других таких сигналов, которые вызывали бы у матери столь сильный отклик, как плач ее ребенка. Только в этот ранний период жизни малыша его плач с такой силой влияет на мать и заставляет ее действовать.

Проследим, что происходит, когда ребенок и мать находятся вместе. Малыш начинает плакать. Мать, поскольку она рядом и настроена на восприятие ребенка, берет его и начинает кормить. Младенец перестает плакать. Когда ребенок снова просыпается, начинает извиваться, делает гримаску и затем плачет, мать реагирует точно так же. В следующий раз мать замечает сигналы, предшествующие плачу. Когда ребенок просыпается, начинает извиваться и кривит лицо, она берет его на руки и кормит до того, как он заплачет. Она научилась читать подаваемые ее ребенком сигналы и соответствующим образом откликаться на них. После того как такой диалог повторяется между матерью и ребенком много раз, они начинают работать как единая команда. Ребенок учится подавать более четкие сигналы, мать — быстро отзываться на них. Так как плач вызывает гормональный отклик в организме матери, у нее начинается прилив молока к груди, мать и ребенок находятся в биологическом равновесии.

Теперь представим себе, что происходит, когда ребенок находится в палате для новорожденных. Младенец лежит в пластиковой коробочке. Он просыпается, он голоден и плачет вместе с другими двадцатью голодными младенцами, которые к этому времени разбудили друг друга. Добрая и заботливая сестра слышит плач и спешит на зов, она делает все, что может успеть. Но у нее нет биологической привязанности к данному ребенку, она не запрограммирована на сигналы конкретного новорожденного, содержание гормонов в ее организме не меняется при звуках плача. Она относит к матери плачущего голодного малыша в установленное время. Проблема в том, что плач ребенка имеет две стадии: первые звуки плача вызывают чувство приязни, а затем, когда плач становится раздражительным, это может отталкивать.

Из дневника Марты: «Я посмотрела в глаза моего новорожденного и поняла, что чувство голода — новое для него. Он никогда не знал его раньше и не знает, что я могу быстро избавить от него. Голодный ребенок сначала беспокоен, потом быстро начинает просто неистовствовать. Я старалась успеть до того, как это произойдет».

Мама, которая пропустила первый выход на сцену в этом биологическом действии, потому что ее не было рядом, когда ребенок начал плакать, тем не менее должна заняться им несколькими минутами позже. К тому времени, когда малыша принесут к матери, он может продолжать плакать, или снова заснет, или встретит мать более или менее интенсивными и беспокойными всхлипываниями. Мама, которая биологически связана с ребенком, слышит этот сердитый плач, но, вероятнее всего, он волнует и огорчает ее, а не вызывает прилива нежности. Хотя у нее есть грудь, чтобы дать ребенку и успокоить его, она может быть столь уставшей и взвинченной, что молоко не пойдет, а ребенок расплачется еще сильнее. Мама начинает сомневаться в своей способности успокоить малыша, и он проводит все больше времени в детской палате, где, как кажется матери, «специалисты» лучше позаботятся о нем. Мама не может видеть сигналов, подаваемых ребенком, связи между ними рвутся, они уходят домой из больницы, не поняв и не узнав друг друга.

Совсем иначе обстоит дело с ребенком, который пребывает вместе с матерью. Сигналы, которые предшествуют плачу, улавливаются матерью, и она прикладывает его к груди до того, как плач (сигнал, призывающий на помощь) перейдет в отчаянный рев. Таким образом и мать, и ребенок выигрывают от нахождения вместе. Младенцы меньше плачут, матери не раздражаются, меньше сил тратят на то, чтобы успокоить малыша, реже наблюдается синдром дистресса новорожденных (беспокойство, спастические боли в животе, непрерывный плач). У нас принято говорить, что дети, содержащиеся отдельно, плачут сильнее, а дети, находящиеся вместе с мамами, плачут лучше.

Происходит взаимное приспосабливание. Проводя все время вместе и ведя непрерывный диалог сигналов-ответов, мать и ребенок учатся приспосабливаться друг к другу и открывают в себе лучшие стороны.

Как выглядит новорожденный

Первая статистика Примерно 5% доношенных новорожденных соответствуют приведенным здесь данным: — Весят от 2,5 до 4,1 кг (в среднем 3,4 кг) — Имеют длину от 46 до 55 см (в среднем 51 см) — Окружность головки варьирует от 32,5 до 37,5 см (в среднем 35 см) Частота дыхания и биения сердца у новорожденных в 2 раза больше, чем у взрослых.

Давайте немного рассмотрим новорожденного ребенка и потрогаем его.

Голова. Асимметричная тыквообразная форма головы вызвана смещением костей черепа при прохождении через родовой канал. Если вы положите ладонь на головку вашего ребенка, то сможете ощутить выступы, которые образовались в результате частичного наложения костей черепа в результате сдавливания во время родов. Деформация головки более заметна у младенцев с более крупной головой и после длительных родов; создается впечатление, что ребенок также сильно потрудился при своем рождении. Меньше деформация у детей, которые шли через родовые пути не головой, а ножками и ее может вовсе не быть у детей, появившихся на свет путем кесарева сечения. Деформированная головка за несколько дней принимает округлую форму.

Череп. Ваша ладонь продолжает нежно перемещаться по головке и в центре ее обнаруживает относительно мягкий участок, называемый родничком. Иногда можно заметить и почувствовать пульсацию под этим участком кожи. Второе мягкое пятно можно обнаружить по центру головки ближе к ее задней части. Эти мягкие участки можно трогать, мыть. Под ними находится прочная мембрана. Наслаждайтесь прикосновениями к ним, постепенно они уменьшаются — по мере того, как растут кости черепа. Ребенок может родиться и безволосым и с целой копной волос, спутанных и всклокоченных. Сестры, первые парикмахеры ребенка, быстро приведут волосы в порядок, и он предстанет перед вами уже гладко причесанным На черепе ребенка вы можете заметить «гусиное яйцо» — мягкую опухоль, образовавшуюся от скопления жидкости во время родов Это порвались мелкие кровеносные сосуды Иногда опухоль рассасывается в течение нескольких месяцев и может стать твердой на ощупь, так как кальцифицируется Очертания головки вашего малыша быстро изменяются Запоминайте эти черточки, которые вскоре исчезнут.

Глаза. Ваш первый взгляд может оказаться самым острым. Вы увидите припухшие веки, щелочки глаз, так как только что родившийся младенец прикрывает глаза, зажмуриваясь от яркого света Глаза обычно синие или серые, взгляд новорожденного блуждает, он немного косит В течение нескольких дней или даже недель веки могут нависать над глазами, младенец иногда открывает не оба, а только один глаз Слезы в течение нескольких первых недель появляются редко, но на глазах иногда возникает липкая пленочка, которую легко вытереть Хотя глаза вашего малыша большую часть времени могут быть закрыты, но в перерывах они широко распахнуты и спокойны, ребенок наслаждается, встречаясь взглядом с другими глазами — вашими.

Личико. Черты лица могут носить следы сильного сдавливания опухшие голубоватые веки, распухшие щечки с синеватым отливом, тоненькие штрихи лопнувших кровеносных сосудов, уплощенный нос, вдавленный подбородок, некоторая асимметричность. В течение первого дня жизни ребенок снимает с себя эту маску, опухоль постепенно спадает, лицевые кости становятся на место, черты лица меняются к лучшему. Фотоаппарат может, если вы захотите, сохранить для вас это первое лицо вашего малыша

Далее:

 

Туризм и здоровье.

Дополнительные упражнения для силовой разминки.

Глава IV когда он еще не родился.

Пути заражения и циркуляция патогенной микрофлоры в  воде морей и океанов..

Почему так сказал Архимед перед смертью?.

Омоложение с помощью голодания.

М.

 

Главная >  Публикации 


0.0092