Главная >  Публикации 

 

Вскармливание недоношенных детей



тельно «удерживать» температуру, согревание постепенно уменьшают, для чего убирают две грелки, оставив одну.

При использовании для выхаживания недоношенного ребенка каркаса с укрепленными в нем электрическими лампами ребенка помещают внутри каркаса так, чтобы его лицо оставалось открытым. Внутри каркаса путем включения необходимого числа ламп создают температуру 30—33°С.

Ребенка из теплого каркаса вынимают для перепеленыва-ния и проведения инъекций, если это необходимо. Остальные манипуляции (кормление, ингаляции кислорода, дача лекарств) можно выполнять и под каркасом.

Электрические кроватки-грелки и кувезы используют в соответствии с инструкциями. Кувезы закрытого типа представляют собой плотно закрытые со всех сторон металлические футляры со стеклянным окном и приспособлением для вентиляции, увлажнения воздуха и обогащения его кислородом. Ребенка в кувез помещают обнаженным. Регулирование температуры в закрытых кувезах несложно, в них полностью обеспечивается все необходимое: заданная температура, влажность, вентиляция, имеется прибор для пополнения воздуха кислородом (кислородный дозатор). Стерилизовать их легко.

Детская сестра должна хорошо знать устройство кувезов всех имеющихся в детском отделении типов и быть знакомой с техникой безопасности, внимательно следить за показаниями приборов, особенно за концентрацией кислорода (не больше 30—40 %) во избежание поражения глаз ребейка. Тщательного наблюдения требует и поведение ребенка. Время нахождения в кувезе ограничивается 7—10 днями.

Кувезы используют для выхаживания глубоко недоношенных детей; детей с более устойчивой температурой тела, т. е. с меньшей степенью недоношенности и незрелости, содержать в кувезах нецелесообразно.

Наиболее удобное положение ребенка в кроватке на спине с выпрямленной шеей, без пригибания головы к груди, что способствует осуществлению нормальных экскурсий диафрагмы и более свободному дыханию.

Для согревания недоношенного ребенка с массой тела до 1500 г и очень низкой температурой тела (32—33°С) необходимо применять согретые вату, белье, обложить его грелками либо положить под тепловой каркас или в кроватку-грелку при показателе температуры ее 45—50 °С.

Недоношенного ребенка с массой тела 1800—2000 г и температурой тела 35 °С согреть до нормальной температуры значительно легче. Для этого надо запеленать ребенка в согретое белье и обложить грелками.

Все процедуры н манипуляции (пеленание, купание, измерение температуры, инъекции и др.) следует проводить при дополнительном обогревании электроприборами.

Продолжительность п степень согревания находятся в зависимости от состояния ребенка.

При правильном вскармливании и дифференцированном уходе ребенку с глубокой недоношенностью (масса тела до 1500 г) указанное тщательное согревание продолжают в течение 5—6 нед, после чего ребенка осторожно и постепенно переводят на обычный тепловой режим доношенного ребенка.

У детей, родившихся с массой тела 1500—2000 г, нормальная температура тела, для поддержания которой не требуется дальнейших особых мер согревания, может быть достигнута через 2—3 нед.

Наряду с охлаждением отрицательное влияние на недоношенных детей оказывает и перегревание. Перегревание может вызвать у них ряд болезненных явлений: потерю аппетита, рвоту, понос и падение массы тела. Так называемая кувезная лихорадка является, как правило, результатом неправильного согревания недоношенных детей; поэтому при подъеме температуры воздуха з палате выше 24—25 °С необходимо проветрить палату, снизив температуру на 2°С, на батареи центрального отопления положить намоченные в холодной воде махровые полотенца, периодически (через 30—40 мин) вновь смачивать их, расставить лед в посуде. Можно увлажнить комнату, повесив на веревку небольшую простыню или две — три пеленки. При перегревании недоношенного ребенка, что определяется повышением его ректальной температуры до 37—38 °С, необходимо ослабить пеленание, напоить ребенка изотоаическим раствором хлорида натрия или 5 % раствором глюкозы и временно убрать грелки.

Очень важным моментом в организации ухода за недоношенными детьми является профилактика расстройства дыхания, а следовательно, и асфиксии. С этой целью рекомендуется проведение следующих мероприятий: 1) недоношенным детям с помощью подставок необходимо создать высокое изголовье для обеспечения более свободного движения диафрагмы; 2) внутрь 2—3 раза в день вводить 0,5 % раствор кофеина по 1 чайной ложке в течение 3—4 нед; 3) до и после кормления и купания необходимо давать кислород до 5—10 с в первые 2—3 нед. Все указанные мероприятия должны носить профилактический характер, они служат верной гарантией против асфиксии. При развитии асфиксии применяют увлажненный кислород, вводят 5—10 мл 5 % или 10 % раствора глюкозы, иногда в сочетании с 1,0—1,5 мл 10 % раствора глюконата кальция. При нарушении сердечной деятельности рекомендуется вводить коразол по 0,1—02 мл подкожно 2—3 раза в день, аскорбиновую кислоту по 0,01 г и витамин b - по 0,001—0,002 г внутрь 2 раза в день.

Серьезное внимание должно быть уделено уходу за остатком пуповины и пупочной раной. Процесс мумификации и отпадение пуповины происходят на 2-й неделе жизни. Чем меньше масса тела ребенка, тем позже отпадает остаток пуповины. При правильном уходе отпадение остатка пуповины и заживление пупочной раны происходят без каких-либо осложнений.

Для профилактики инфекционных заболеваний, помимо проведения общих гигиенических мероприятий, необходимо содержать в строжайшей чистоте предметы ухода, проводить осмотр и переодевание детей в кроватке с откидными стенками. При пользовании пеленальным столом следует обтирать его после каждого ребенка дезинфицирующим раствором (0,25 % раствор хлорамина).

Сбрасывать использованные пеленки и белье нужно непосредственно в передвижные (на колесиках) баки с педальными крышками. Использованное белье детей с инфекционными заболеваниями необходимо сбрасывать в баки с дезинфицирующим раствором.

В целях борьбы с перекрестным распространением инфекций нельзя допускать без крайней необходимости перемещения детей из одной палаты в другую или с одного места на другое.

Недоношенный ребенок, как и все дети раннего возраста, для правильного роста и развития нуждается в соответствующем гигиеническом режиме. После отпадения остатка пуповины и заживления пупочной раны ребенка обязательно купают. Детей с массой тела 1000—1500 г из-за неустойчивости их температуры в первые 2—3 нед лучше не купать; рекомендуется подмывать таких детей прямо в кроватке. Детям с массой тела более 1500 г гигиенические ванны нужно проводить при условиях, исключающих возможность их охлаждения или перегревания. Температура воды должна быть 38—39 °С, длительность купания 4—5 мин, температура воздуха во время купания не ниже 25 °С. Необходимо при этом иметь согретое белье и обогреватели. Уход за недоношенным ребенком надо осуществлять максимально осторожно и быстро, придерживаясь правила:

меньше его трогать и двигать.

Взвешивать недоношенного ребенка надо 2 раза в неделю, а иногда и чаще, в белье и одеяле, массу которых вычитают из общей массы.

Прогулки недоношенным детям показаны в возрасте не менее 1 мес и при массе тела 2000 г. Первую прогулку разрешают при температуре воздуха не ниже — 5°С в тихую, безветренную погоду, продолжительность прогулки 10—15 мин (1 или 2 раза в день). В теплое время года недоношенного ребенка можно начать выносить на воздух с 3-недельного возраста без ограничения времени прогулки.

К началу прогулок ребенок должен уже располагать некоторыми возможностями собственной терморегуляции, т. е. способностью сохранять нормальную температуру тела при наличии умеренного дополнительного согревания (грелка к ногам).

Критерием для выписки недоношенного ребенка из родильного дома являются следующие основные показатели его состояния: отсутствие заболеваний, восстановление первоначальной массы тела, более или менее устойчивая температура тела, нарастание массы, способность высасывать из груди матери хотя бы половину необходимого количества молока и усвоение необходимого количества докорма. В соответствии с этим сроки выписки недоношенных детей могут быть различными, однако ранее 15-го дня после рождения их выписывать не следует.

Дальнейшее развитие ребенка зависит от обстановки в доме, ухода, условий и характера вскармливания, воспитания и т. п. Конечно, существенное значение в развитии недоношенных детей после выписки из родильного дома имеют причины и степень недоношенности, перенесенные заболевания, масса тела при выписке и т. п.

Вскармливание недоношенных детей

При выхаживании недоношенных детей особое внимание должно быть обращено на организацию их вскармливания. При этом не следует забывать, что у недоношенных детей имеется повышенная потребность в основных пищевых веществах. Однако наряду с этим выражено несовершенство функциональных возможностей органов и систем, особенно системы пищеварения: малый объем желудка, слабое выделение пищеварительных соков, хлористоводородной кислоты, ферментов и др. Все Рис. 9. Кормление недоношенного ребенка из пинетки.

это создает определенные трудности во вскармливании таких детей.

При наличии у недоношенного ребенка выраженного сосательного и глотательного рефлексов его можно прикладывать к груди матери, обеспечивая при этом тщательное медицинское наблюдение, так как акт сосания груди для многих недоношенных является значительной функциональной нагрузкой. Следует учитывать, что даже при активном сосании недоношенный ребенок не всегда может высосать из груди необходимое ему количество молока, поэтому необходимо обеспечить контроль за количеством получаемой ребенком пищи и докармливать его сцеженным грудным молоком.

При наличии глотательного рефлекса и слабо выраженном сосательном рефлексе ребенка следует медленно кормить из ложечки и пытаться кормить из соски.

Перед кормлением должна быть проведена предварительная подготовка недоношенного ребенка. Необходимо перепеленать его в чистое белье, придать ему удобное положение, провести ингаляцию кислорода, приготовить прокипяченный баллон для аспирации и лишь после этого приступить, не спеша, к кормлению. Первое кормление недоношенного ребенка нужно проводить через 6—10 ч после рождения в зависимости от его общего состояния.

Приготовленную дозу молока вводят в рот ребенка ложечкой медленно, причем ложечку каждый раз наполняют лишь частично. Сестра следит за тем, чтобы молоко выливалось по верх языка и проглатывалось, а не скапливалось под языком.

Если у ребенка отсутствует не только сосательный, но и глотательный рефлекс, его следует кормить из пипетки или через зонд. При этом предварительная подготовка к кормлению также обязательна. Дозу грудного молока на одно кормление наливают в мензурку и ставят в кружку с теплой водой (39— 40 °С) во избежание охлаждения ввиду длительности кормления. Молоко набирают в стерильную пипетку и закапывают по одной капле поочередно сначала в одну, затем в другую ноздрю (рис. 9). На кончик пипетки целесообразно надеть короткую трубочку из мягкой резины во избежание травмы слизистой оболочки носа. Молоко втягивается потоком воздуха в нос и, стекая по стенке глотки, попадает в пищевод.

При глубокой степени недоношенности кормление производят через полиэтиленовый зонд, вводимый через рот или нос Рис, 10. Кормление недоношенного ребенка через зонд.

ребенка (рис. 10). При этом состояние ребенка должно быть спокойным. Перед зондированием, а также после него ребенку дают подышать кислородом. Зондирование проводят не чаще 4— 5 раз в сутки. При этом методе кормления ребенок не делает никаких усилий. Кормление путем зондирования занимает очень мало времени и в умелых руках не вызывает осложнений.

Техника кормления через зонд очень проста и ею должна владеть каждая детская сестра. Зондом может служить мягкий нелатонов-ский катетер № 12—14, соединенный с воронкой (можно обойтись и без нее, заменяя ее шприцем, наполненным молоком) . Зонд и воронку тщательно промывают перед употреблением снаружи и внутри, а затем кипятят в течение 15 мин, завернув предварительно в один слой марли. После кипячения сестра вынимает корнцангом зонд и кладет его на стерильную пеленку и стерильный стол. Приготовив теплое стерилизованное молоко для кормления, сестра моет руки, затем проверяет проходимость зонда кипяченой водой, смачивает конец катетера в растворе бората натрия с глицерином, наполняет его молоком, затем зажимает зонд у воронки. Подойдя к ребенку с правой стороны, сестра левой рукой открывает ему рот, нажимая слегка на подбородок, а правой, взяв зонд на расстоянии 7—8 см от конца, вводит его в рот поверх языка по средней линии, затем продвигает по пищеводу на глубину 10—12 см до соответствующей отметки на катетере. В момент введения зонда воронка лежит на стерильной салфетке у лица ребенка. Введя зонд, сестра наливает в воронку назначенное количество молока, которое быстро проходит в желудок. Затем, зажав зонд пальцем, сестра осторожно и быстро извлекает его во избежание срыгивания. При этом некоторое время челюсти ребенка нужно держать раздвинутыми.

В последние годы для кормления недоношенных детей все шире применяется эластичный полиэтиленовый зонд. После стерилизации зонда кипячением (перед стерилизацией зонд тщательно промывают с помощью шприца 2 % раствором гидрокарбоната натрия) конец его смазывают 2,5 % раствором бората натрия в глицерине, вводят через носовой ход или через рот на глубину 10—12 см и затем фиксируют к щеке новорожденного полоской лейкопластыря. Зонд соединяют со стерильной системой для капельного введения жидкостей, установленной на штативе у кроватки ребенка. В систему вливают стерильное или пастеризованное молоко. Отрегулировав частоту капель и определив соответствующую дозу молока на каждое кормление, можно обеспечить круглосуточное питание ребенка. Зонд можно оставлять на 3—5 сут. Раздражение слизистой оболочки полости рта при этом наблюдается редко. Способ прост и удобен, при нем экономится время медицинского персонала, в случае необходимости можно вводить с молоком лекарства. Как только у ребенка появляется глотательный рефлекс, необходимо переходить на кормление из пипетки или с ложечки.

Иногда во время кормления у недоношенного ребенка начинается приступ асфиксии. В этом случае сестра должна немедленно прекратить кормление, распеленать ребенка, дать ему подышать увлажненным кислородом, ввести под кожу лобелин, кофеин, кордиамин, сделать осторожно искусственное дыхание. Все эти меры нужно принимать быстро и своевременно. При оживлении сестра должна принять все необходимые меры для предотвращения охлаждения ребенка.

По мере улучшения общего состояния и повышения активности ребенка его следует начинать прикладывать к груди.

Число кормлений для недоношенных детей устанавливают в зависимости от степени недоношенности и функциональной зрелости. Наиболее рационально кормить недоношенных детей 7— 8 раз в сутки и только при глубокой недоношенности и заболеваниях можно увеличить число кормлений до 10 раз.

Количество пищи, необходимое недоношенному ребенку, следует определять с учетом его индивидуальной потребности и выносливости. Обычно в 1-й день жизни ребенок получает за одно кормление 5—10 г молока, на 2-й —10—15 г, на 3-й — 15—20 г. В течение последующих дней суточный объем пищи недоношенного ребенка ориентировочно определяют по формуле: п+10 на каждые 100 г массы тела ребенка, где n— число дней жизни ребенка. Так, ребенок с массой тела 1900 г на 3-й день жизни должен получать в течение суток (3+10)Х19= ==247 мл молока, т. е. при 7-разовом кормлении по 35 мл на каждое кормление.

После 10-го дня жизни суточный объем пищи ребенка должен приближаться к '/s массы его тела. Для недоношенных детей особенно важное значение имеет полное обеспечение их необходимым количеством всех составных частей пищи. Необходимо наладить точный учет фактически получаемой пищи каждым недоношенным ребенком и обеспечить систематический расчет потребностей в белках, жирах и углеводах на 1 кг массы тела.

Детям с глубокой недоношенностью расчеты питания надо сначала производить на имеющуюся массу тела, затем — на массу тела, которая должна быть в этом возрастном периоде. Это так называемая приблизительно долженствующая масса тела. Ее определяют путем прибавления к имеющейся массе тела ребенка 20 % от этой массы. Так, у ребенка с массой тела 2000 г, приблизительно долженствующая масса тела равна 2400 г (2000+400).

Условно можно считать, что детям, родившимся с массой тела до 1500 г, в течение 1-го месяца жизни расчет питания надо производить на имеющуюся массу тела, а после месячного возраста — на приблизительно долженствующую; детям, родившимся с массой тела 1500—2000 г, рассчитывать питание до 2-недельного возраста на имеющуюся массу, а затем на приблизительно долженствующую; детям, родившимся с массой тела более 2000 г, со дня рождения рассчитывать питание на приблизительно долженствующую массу тела.

Недоношенный ребенок должен быть обеспечен необходимым для него количеством жидкости. Уже в 1-е сутки ребенок должен получить 20—40 мл жидкости на 1 кг массы тела. В дальнейшем потребность ребенка в жидкости возрастает, достигая к 4— 7-му дню 100—160 мл/кг в сутки, а к концу 2-й недели — 150—200 мл/кг в сутки. Получаемое молоко включают в расчет жидкости. Для питья лучше давать смесь равных количеств 5 % раствора глюкозы с раствором Рингера или смесь 5 % раствора глюкозы с изотоническим раствором хлорида натрия.

При отсутствии грудного молока для вскармливания недоношенных детей с успехом может быть использована смесь «Малютка», в состав которой входит молочная основа (гомогенизированная, с вакуумной сушкой, распылением), растительное масло, сливки, жиро- и водорастворимые витамины (A, D, Е, С, РР, Be), глицерофосфат железа, декстринмальтоза, цитраты калия и натрия. Смесь «Малютка» представляет собой порошок с приятным запахом и вкусом.

Применяется также и биолакт — кисломолочный продукт, в состав которого входят ценные биологические компоненты (продукты расщепления белка, ферменты, витамины, микроэлементы, антибиотические вещества и др.). По своему составу биолакт приближается к женскому молоку, но не может заменить его. Из него готовят разведения с отварами круп (Б-биолакт, В-биолакт), которые применяют в те же сроки, что и другие смеси.

При организации вскармливания недоношенных детей следует помнить, что большинство из них, даже получая достаточное по объему количество грудного молока, испытывают недостаток в отдельных пищевых веществах. Учитывая это, недоношенному ребенку, начиная с конца 1-й недели жизни, следует дополнительно вводить белковые препараты в количестве, необходимом для обеспечения физиологических норм белка на 1 кг массы тела (2,5 г при естественном, 3—4 г при искусственном вскармливании).

Лучшим белковым препаратом является творог из кефира или молока. Творог (2—4 % к суточному рациону) тщательно растирают с грудным молоком до сливкообразной консистенции и дают ребенку в 2—3 кормления. Хорошим источником белка служат казеиновое молоко и каззоль (1—2% к суточному рациону) .

Вводить жир в рацион недоношенных детей (коррекция жира) нужно осторожно, так как у них имеется недостаточная устойчивость к жиру. Дополнительно жир лучше всего давать в виде рыбьего жира с 10— 12-дневного возраста каплями, постепенно увеличивая дозу, и в первое время расчеты жира производить на имеющуюся массу тела ребенка.

Для устранения недостатка углеводов используют сахарный сироп, расчеты потребностей в углеводах производят на приблизительно долженствующую массу тела. Длительность назначения указанных препаратов в среднем около Г/2 мес.

Особенно нуждаются в изложенных дополнительных мероприятиях дети, родившиеся от матерей, питание которых во время беременности было неполноценным

Далее:

 

Оправдание врача в том, что он учит, как вызывать половое наслаждение, суживать влагалище и согревать его.

Медь самородная.

Воспаление и инфекция.

35. вытягивание энергии из области коленных чашечек вдоль передней стороны бедер..

Формула для приготовления человеческого существа.

Глава 13 Самооценка.

7. Как справиться с тяжелыми воспоминаниями..

 

Главная >  Публикации 


0.0009