Главная > Публикации
Глава 20. О зрелости (36-50 Лет)Может быть, я преувеличиваю значение осознанной концепции жизни для периода зрелости, но такое количество жизненных фактов убеждает меня в этом, что хочется обобщить их ссылкой на русскую народную пословицу, утверждающую, что «в сорок лет ума нет и не жди - не будет...». Относится она прежде всего к сильной половине человечества, хотя, думаю, женщины не являются исключением. Итак^перяед зрелости^период постепендога. физического увядания, период изменения жизненного пространства за счет появления S нём новых чужих людей, которые будут в нем не случайными гостями, а спутниками жизни. Период зрелости, о котором человеку напоминают прежде всего окружающие, ожидая от него мудрости, понимания своего дела, если хотите, то совершенства, и в то же время склонные к оценке его как «предка», как человека устаревающего, отстающего от времени... «Я сорокалетний человеколом», поет известный певец. Что же происходит с людьми в этом периоде, какие психологические задачи стоят перед ними и как они их решают? Прежде всего, что происходит в семье, где дети уже вырастают и покидают дом? Обращаюсь снова к графику развития кризисов в семейных отношениях: его кривая резко начинает ползти вниз после 17-го года совместной жизни супругов. Бесстрастная статистика констатирует возрастание числа разводов у людей, достигших середины возраста зрелости - сорока - сорокапятилетних. Браки не выдерживают испытание вторым кризисным периодом, который, по мнению многих исследователей, менее глубок, чем первый, и может продолжаться год или несколько лет. «Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб, возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей, усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне, "пока не поздно"»'. Как протекает период зрелости для женщины? Как она справляется со всеми его проблемами? Поговорим об этом подробнее. Прежде всего, это возраст начинающегося физиологического увядания; помните, по старой пословице: «Бабий век - сорок лет, в сорок пять - баба ягодка опять». Запас физиологической прочности организма мощно дает о себе знать именно в "этом возрасте прежде всего эмоциональной окраской жизни, того, что еще называют жизненным тонусом, оптимизмом, жизнерадостностью и другими словами, характеризующими силу человека. Физдологмнаское увядание женщины происходит постепенно, обычно этот процесс дает о себе знать в полную силу о,коло_47 лет. Это время - перехода от половой зрелости к угасанию половой функции - называется климактерическим периодом. Точно так же как нет резких границ между процессом полового созревания и наступлением половой зрелости, так нет и резкой границы между полной половой зрелостью и пожилым возрастом. У различных женщин климакс наступает по-разному, одним из признаков его является прекращение менструаций. До сорокалетнего возраста менструации прекращаются весьма редко, примерно у 3% женщин, живущих в средней полосе Европейской части СНГ. От 40 до 45 лет - у 20%, от 46 до 50 лет у 45%, от 51 года до 55 лет - у 30%, а позже 55 лет только у 2% женщин. Врачи считают, что прекращение менструаций не является главным моментом в переходном возрасте женщины, а тягостные явления этого периода нет смысла рассматривать как прямое следствие прекращения менструаций. В медицинской литературе описано достаточное число фактов, говорящих о том, что даже после 3-4 лет прекращения менструаций женщина может сохранять работоспособность и чувствовать себя хорошо. В то же время описаны многочисленные факты, когда при сохранившейся менструации женщина этого возраста чувствует себя плохо, у нее падает работоспособность, наступают головные боли, приливы к лицу и прочие симптомы осложненного климакса. Исследования показывают, что и после прекращения менструаций в женском организме сохраняются половые гормоны, хотя в течение этого периода функция яичников ослабевает и почти совсем прекращается. Грозным симптомом физического неблагополучия в этом возрасте являются беспорядочные кровотечения, на которые многие женщины не обращают внимания, считая их естественным проявлением этого периода или даже воспринимают их как обновление и омоложение организма. К сожалению; это не так, в этих явлениях может таиться трудноизлечимая опухоль матки и яичников. Болевой порог у этих опухолей очень высокий, отношение же женщины к своему организму (так же как и мужчины - об этом речь далее) часто основано' на прошлых переживаниях, которые притупляют чувство реального самоощущения. Гормоны в организме женщины продолжают вырабатываться в коре надпочечника. Происходят изменения во внутренних органах - матка уменьшается в размерах, влагалище суживается. Соматический вид женщины претерпевает ряд изменений, часто они очень расстраивают ее, так как фигура полнеет, жир откладывается преимущественно в области бедер, живота, что объясняется понижением общего обмена веществ. Такие изменения наблюдаются у большинства женщин, но, несмотря на эти возрастные изменения, они себя хорошо чувствуют, работоспособность у них не падает, климактерический период проходит без осложнений - нормально, или, как говорят, физиологически. Однако у некоторых женщин климактерический период осложняется недомоганиями, которые носят название «климактерический синдром». Обычно в нем выделяют три группы нарушений: 1. Нервно-психические симптомы: раздражительность, нервозность, бессонница, депрессия, чувство страха, смена настроения, отсутствие аппетита или, наоборот, постоянное чувство голода. 2. Сердечно-сосудистые симптомы, которые выражаются в головных болях (мигрени), мелькании перед глазами, повышении кровяного давления, отечности, приливах крови к лицу, ощущении жара, потливости. 3.Эндокринные симптомы в виде нарушения функции надпочечника и щитовидной железы, чаще всего в виде повышенной ее функции. С этим связаны быстрая утомляемость, чувство холода, изменение веса тела, склонность к похуданию, заболеванию суставов и другое. Давно замечено, что климактерические расстройства наступают ранней весной - в феврале, марте и несколько реже осенью - в сентябре, октябре. Думается, что естественная усталость и пониженная реактивность организма после зимнего периода происходит вследствие значительного снижения солнечной радиации и гиповитаминизации организма. Самоощущение женщины существенно влияет на протекание климактерического периода, существование в ее психической реальности внутренней картины здоровья и внутренней картины болезни - соотношение между ними оказывает существенное влияние на все симптомы. Фантомизированное сознание, в котором существует представление о том, что с исчезновением менструаций начинается одряхление организма, делает женщину практически беззащитной перед реальными процессами, которые происходят в ее организме. Может сложиться такая ситуация, что фантомное проявление жизни потеснит все другие ее возможности и приведет к возникновению угнетенного состояния, депрессии. Женщина, которая ориентирована не на внутреннюю картину болезни, а на внутреннюю картину здоровья, обладает большей динамичностью Я, у нее есть возможность соотносить разные проявления жизни и достаточно энергии для того, чтобы жить полной жизнью. Для такой женщины вопросы организации здорового образа жизни являются естественными проявлениями ощущения полноты жизни, она решает их применительно к меняющимся качествам своего организма без ущерба для характеристики своего Я. Она перестраивает режим питания, режим дня, распорядок работы и отдыха в соответствии со своей концепцией жизни. Женщина в период зрелости переживает время как реальный, постоянно действующий фактор ее жизни, оно в разных вариантах напоминает о своем присутствии, чувство возраста становится одним из глобальных переживаний, влияющим на восприятие границ психической реальности. Сегодня психологи пытаются измерять психологический возраст человека", при этом считается, что самым простым способом такого измерения является следующий: надо попросить человека ответить на вопрос: «Если все содержание вашей жизни (событий прошлого, настоящего и будущего) условно принять за 100%, то какой процент этого содержания реализован вами к сегодняшнему дню?» Зная, как человек оценивает сделанное и прожитое, можно установить его психологический возраст. Для этого достаточно умножить «показатель реализованное™» на то число лет, которое человек надеется прожить. (В этом месте заинтересованный читатель может заняться нехитрой арифметикой и опросом близких людей.) Например, кто-то считает, что его жизнь реализовалась наполовину и предполагает прожить всего 80 лет. Его психологический возраст будет равен тогда 40 годам (0,5х80) независимо от того, 20 или 60 лет ему в действительности. Психологи позволяют себе иногда задавать странные вопросы (как вопрос о возможной длительности жизни), надеясь на правильную (собственную) интерпретацию полученного ответа. При этом если человек недоволен своим возрастом (а с женщинами это бывает), то современные психологи и психотерапевты предлагают путешествие во времени своей жизни, чтобы помолодеть или (если очень хочется) повзрослеть. ^ Переживания, связанные с временем жизни, делают женщину очень уязвимой к признакам прошлого. Ему может придаваться неоправданно большое значение, реальное настоящее обесценивается^ Наверное, каждый из читателей наблюдал сорокалетних женщин, которые вдруг начинают вести себя как подростки (избыток косметики, нелепые, многочисленные украшения, «странная» одежда и даже манеры). За этими фактами стоит страх перед реальностью, переживание прошлого как сверхценного. Психологи давно отмечают, что с годами сопротивляться прошлому все труднее, возникает соблазн уйти в него, искать ушедшую молодость в «золотом веке». К сожалению, это шаг к психологической смерти, шаг навстречу плену фантомного проявления жизни; чтобы избежать его над собственным будущим, женщине надо работать. Надо ждать, надеяться, мечтать, планировать, действовать, стремясь к своему будущему. Какому? Каким оно может быть для женщины, на которую надвигается неумолимо «климактерический синдром»? Ее будущее вырастает из настоящего, в котором она решает свои жизненные задачи'. Для меня важно, что все специалисты, занимающиеся периодом взрослости, отмечают, что состояние женщины, ее способность к решению жизненных задач определяется ее же отношением к тем изменениям, которые неумолимо готовит ей жизнь. Фактически женщина встает перед глобальной проблемой использования своего интеллекта для решения задач своего же развития. Из исследований умственной деятельности взрослых2, по данным Н.Подгорецкой (на основании сравнительного анализа), в мышлении обследованных взрослых и в интеллекте маленьких детей, участвовавших в экспериментах Ж.Пиаже, находятся общие дефекты, демонстрирующие неполноценность стихийно усвоенных логических приемов мышления. По данным Н.Подгорецкой, как и маленькие испытуемые Ж.Пиаже, ее взрослые испытуемые в трудных для них ситуациях выдавали глобальную, нерасчлененную оценку явлений. Второй существенный дефект, тесно связанный с первым, это ориентировка взрослых испытуемых на случайные признаки, несущественные отношения. В ходе экспериментов у них была выявлена большая связанность предметным материалом. (Одна и та же задача при изменении материала уже решалась неправильно. -А. Г.) Сходство испытуемых взрослых Н.Подгорецкой и детей, исследованных Ж.Пиаже, обнаруживается и в характере нарушений логических правил. Анализ результатов показывает далее, что взрослые испытуемые и маленькие не обученные дети Ж.Пиаже выбирают аналогичные способы объяснений, допуская при этом однотипные ошибки... Таким образом../у взрослых можно получить результаты мышления, сходные с результатами не обученных детеи^ориентировка на случайные признаки, которые являются наиболее «яркими», нерасчлененность параметров изучаемых объектов, неумение отвечать на заданный вопрос, подмена объективной оценки субъективной, большая связанность специ' Одна из тонких и умных книг, помогающих женщине реально смотреть на свое будущее,-кн. Вислоцкой М. Искусство любви (20 лет спустя). - М., 1991. 2 См.: Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б.Г.Ананьева, Е. И.Степановой. - М., 1972, 1977. 20 Г. С. Абрамова фикой предложенного экспериментального материала, отсутствие дифференцировки позиции равных людей, нечувствительность к противоречиям, давление житейского уровня' объяснений над логическим. Тут бы и перевес ги в изумлении дух, но Н.Подгорецкая пишет дальше о том, что у обследованных взрослых испытуемых не было в полной мере обобщения, осознания приемов мышления. Недостаточная обобщенность логической структуры приемов сказалась и в том, что взрослые легко поддавались различным «сбивающим соблазнам». Огромную роль при этом сыграл личный опыт испытуемых, степень их знакомства с предъявленным материалом. Если специфическое содержание экспериментальных задач использовалось испытуемыми различных профессий по-разному, то с точки зрения логики были допущены однотипные ошибки, показывающие существенные отклонения приемов от «логической нормы». (Тут уж впору говорить о профессиональной деформации.) Совсем уже потрясающее заключение, хотя и выраженное в весьма мягкой форме: в условиях стихийного усвоения логических приемов мышления взрослые обнаруживают явления, аналогичные «феноменам Пиаже», то есть у них так же нет чувства реальности, как и у маленьких детей, они эгоцентричны и не умеют видеть существования других позиций, то есть не обладают диалогичностью сознания. Это не приговор, это один из научных фактов в ряду других, показывающий, что вырасти еще не значит быть взрослым, зрелым. Ситуация эта становится особенно значимой для женщины, так как очень сильно возрастает нагрузка на все ее качества Я и все модальности психической реальности, отсутствие рефлексивной обобщенной позиции - концепции жизни - делает ее ситуативно зависимой, подверженной влиянию как изменений организма, так и воздействий извне. Многие женщины ощущают в себе недостатки собственного мышления о жизни. Сегодня на моих глазах разворачивается удивительное явление - обращение женщин зрелого возраста к философскому и религиозному знанию, чаще всего это происходит в виде самообразования, приобщения к церкви или, что бывает реже. но бывает, в виде общественных организаций, ставящих своей целью духовный рост человека. Женщины зрелого и пожилого возраста там бывают в роли организующего начала. Думаю, что это не случайно, так как самая главная жизненная задача, стоящая перед женщиной, связана с оценкой ею взятых жизненных обязательств как по отношению к себе, так и по отношению к близким. К этому ее побуждает множество реально и сильно действующих факторов - изменение собственного физиологического состояния (и, соответственно, партнера по браку), изменение состава семьи и своей роли в семье (бабушка, теща, свекровь и тому подобное), достижение высокого профессионального уровня. Каждый из этих факторов в своем конкретном проявлении может противоречить всем другим; чтобы они не пришли в неразрешимое, болезненное, патогенное противоречие, женщине нужно подняться над буднями, качественно в ином свете увидеть свою собственную жизнь, заново обрести уверенность в себе, в своей нужности, в своей ценности. Так она становится домашним философом, открывая для себя заново искусство жить, обучаясь ему. (Я стараюсь описать оптимистический вариант решения жизненных задач, о том, что он бывает не очень часто, говорит успех книг, описывающих психотехнические и психотерапевтические приемы самовоздействия. Такие книги, такие знания нужны многим, в том числе и женщине в период зрелости, если она собирается сама'отвечать за свое будущее.) Секреты уверенности в себе в период зрелости для женщины находятся во всех проявлениях жизни, если она овладевает обобщенной ее концепцией, основанной не на эмоциях, а на рефлексивном, рациональном, разумном отношении к ней. Для этого у нее есть все потенциальные интеллектуальные возможности, если она действительно будет учиться искусству жить в новом периоде жизни. Период зрелости - это время, когда женщина может найти в себе силы для достижения значимости в обществе, в семье, в собственных глазах за счет обновления границ собственного Я, за счет возвращения к смыслу своей жизни, за счет осознания своей экзистенциальное™. Пишу, а перед глазами стоят две женщины, с которыми пришлось встретиться практически в одно и то же время: одна из них седая, с плохими зубами, расплывшейся фигурой, кое-как одетая, в свои 47 лет могла говорить только о дочке, о внучке, о том, как им трудно живется и она все силы отдает им. Я не поверила своим ушам, когда она сказала, что ей 47 лет. За короткое время встречи она не раз сказала о своей усталости и нежелании жить. Думаю, что читатель догадался, какую вторую женщину я хочу описать, - да, она была совсем другой. Внешне могла бы еще вполне соперничать со своими взрослыми дочерьми, но самое главное для меня - она тоже помогала своим детям, она тоже любила и жалела их, но она не отказалась и от своей жизни, у нее был свой смысл, своя отдельная (и независимая от детей и мужа) жизнь, она была, наконец, бесконечно привлекательной и интересной собеседницей. Вспомнился факт жизни Маргарет Митчелл, написавшей свой знаменитый роман «Унесенные ветром» во время работы в газете, где никто, естественно, не сокращал ее рабочий день, вспомнилась и литературная карьера Астрид Линдгрен, начавшаяся в 48 лет книгой о Малыше и Карлсоне, вспомнилась и жизнь Марии Кюри... Наверное, моим современницам часто не хватает сил для переживания границ собственного Я как границ неприкосновенных в силу множества обстоятельств, среди которых, полагаю, можно назвать и отсутствие самых конкретных гуманитарных знаний об организации жизни, того, что еще в прошлой главе я пыталась назвать индивидуальным стилем жизни, в том числе и знаний о ней самой. Счастье, что в последние годы появилось так много журналов, обращенных к женщинам разных возрастов. Хотелось бы, чтобы их могли (а главное, хотели) читать и женщины зрелого возраста, находя в нем материал для осознания собственных проблем. Исследования показывают, что степень и глубина осознания потребности в знаниях зависят от того, насколько активное отношение взрослый человек занимает в той или иной сфере своей жизни. Потребность в знаниях неустойчива, если она направлена на решение частных, ситуацией обусловленных, задач. Однако степень ее устойчивости возрастает и потребность становится ярко выраженной, когда новые знания женщина связывает с перспективами и планами всей своей жизни, стремится к проявлению своей экзистенции, к развитию своей концепции жизни. Очевидно, что потребность в знаниях у женщины вырастает из жизненных планов, именно эта осознанная потребность как осознанная необходимость в новых знаниях приводит к появлению рефлексии на содержание собственного мышления. Функциональных возможностей для освоения новой информации как у женщины, так и у мужчины в период зрелости вполне достаточно для того, чтобы решить на новом интеллектуальном уровне свои жизненные задачи. Исследования' показывают, что уровень функционального интеллекта (способность решать задачи) взрослого человека I Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б.Г.Ананьева, Е.И.Степановой. - М., 1972, 1977.-С. 179-181. на разных этапах возрастной эволюции остается достаточно высоким. Никаких резких спадов (и подъемов тоже) в динамике этих функций не наблюдается. Мне нравится высказываемое в этих работах предположение о том, что эта функциональная база как раз и позволяет взрослому человеку осуществлять свое дальнейшее - не функциональное - развитие: углублять свои представления об окружающем мире, развивать взгляды и убеждения, осваивать все более эффективные методы практической и теоретической деятельности. Психологи часто отождествляют этот вид обучения с дифференциацией и интеграцией ролей Далее: Глава 22. О старости (старше 65 Лет). Узелковый периартериит. Лечение.. Секс - где им заниматься. Телесное измерение в психоаналитическом диалоге (Г. Хайштеркамп). Растения против рака. Доброго пути!. Главная > Публикации 0.0006 |