Главная >  Публикации 

 

Король должен быть умным!



Наша жизнь отнюдь не сплошной победный марш под фанфары. Тот, кто полагает, что она должна состоять из одних праздников, быстро разочаруется в ней и придет к мнению, глубоко ошибочному мнению, что жизнь плоха. А она хороша и может быть еще лучше, но только за это Надо бороться, по-умному бороться, а не впадать в отчаяние или в цинизм или переходить на позицию тех, для кого королем жизни являются радости на уровне протоплазмы. Обижаться на жизнь и предоставлять другим совершенствовать ее - это не позиция для Мужчины!

Но как ее совершенствовать? Помнишь, был у нас с тобою знаменательный разговор, когда мы возвращались с последнего восхождения в альпинистский лагерь? Те четыре недели жизни в горах многому научили тебя. Ты был потрясен действительно человеческими, подлинно товарищескими отношениями, которые существуют между альпинистами. Там других отношений и не может быть, ибо от жизни одного зависит жизнь всех остальных. Тебя поразили не только незапирающиеся дома и открытые тумбочки на базе, но главное - абсолютная честность, постоянная душевная готовность прийти на выручку, желание поддержать друга в трудную для него минуту, внутренняя потребность поделиться не только куском хлеба, но и остатками душевной бодрости. Ты сказал мне, что когда мы спустимся в долину, то ты всегда будешь жить по законам горного братства. А я ответил тебе тогда, что очень легко быть ангелом среди ангелов, это не составляет никакого труда, но ты попробуй настроиться на то, чтобы оставаться таким, каким ты хочешь быть, даже не среди бесов, но просто среди обыкновенных людей...

Эта задача непроста. Ее решение требует понимания, почему жизнь пестра. Ее решение требует активной жизненной позиции. И - замечу - позиции, умной в своей активности. Тема эта настолько важна, что я остановлюсь на ней особо.

Король должен быть умным!

С какой стати зашел у нас разговор о жизни-зебре, почему я вообще столь долго толкусь на теме противоречий и трудностей, с которыми обязательно сталкивается человек? Да потому, что сплошь да рядом приходится встречаться с молодыми (и не очень молодыми) людьми, которые разочаровались в действительности, ибо она оказалась вовсе не голубой и розовой, как им казалось раньше. Вот и жизненная драма!..

Значит, их плохо учили.

Значит, и сами они оказались неспособны к самоусовершенствованию, к уточнению программы своего поведения. А программа эта следующая: видеть жизнь такой, какая она есть, чтобы делать ее такой, какой она должна быть! К сожалению, иные из молодых людей твоего возраста оказываются не готовы ни к тому, чтобы увидеть жизнь, какая она есть, ни к тому, чтобы оборудовать планету для счастья, говоря словами поэта.

Мне запомнилась статья в "Литературной газете", которая называлась "Карась-идеалист предъявляет счет". В ней было рассказано о том, как учитель, воспитавший многих хороших молодых людей, столкнулся с горькими упреками своих бывших воспитанников. Они предъявили ему жесткий, но справедливый счет. Они чувствуют себя карасями-идеалистами, не умеют постоять за себя, их всюду затирают, во всем обходят. И результат разочарование в людях... Автор статьи. Цесарский, пишет с горечью: "Воспитав добрых людей, я не воспитал борцов. Обиды и человеческие слабости заслонили для них главное движение жизни..."

Столкнувшись с этой искренней и тревожной статьей, я обратил внимание на то, что подобных материалов в нашей прессе публикуется более чем достаточно. Это значит, что проблема назрела. Это значит, что многие молодые люди, воспитанные на альпинистских, условно назовем их так, принципах, спустившись с сияющих горных вершин нравственных абстракций в житейские долины, не выдерживают контраста между тем, что они представляли себе, и тем, что их встретило внизу.

Они теряются, опускаются, и нередки случаи, когда жизнь их начинает течь по законам, еще более неприглядным, чем те, которые они свысока осуждали... Они предают своего короля, самое дорогое в себе!

Это очень важная и сложная тема: активность в жизни. Она имеет бесконечное количество разных оттенков. Бороться ведь можно по-разному. Можно бороться шуткой, можно бороться дружеским участием, можно бороться и активными способами. Важно лишь, чтобы при этом учитывалась сложность той действительности, которая тебя окружает.

Карась-идеалист из бессмертной сказки Салтыкова-Щедрина ее не учитывал и полагал, что достаточно ему будеть спросить у Щуки: "А знаешь ли ты, Щука, что такое добродетель?", как Щука мгновенно перевоспитается... А Щука не перевоспиталась, она лишь настолько удивилась этому дурацкому вопросу, что пасть ее сама собою открылась, и Карася потоком воды втянуло прямо в желудок этой Щуки.

Какой вывод можно сделать из притчи великого русского сатирика? Слабые души иных карасей-идеалистов придут к выводу, что лучше всего будет, осуждая щук в тихих тинистых закуточках, держаться от них подальше. Но могут быть и другие выводы. Например, такие, которые предполагают реальное воздействие на щук, исходя из факторов, способных на них воздействовать по-настоящему.

Практика показывает, что ничто так крепко не объединяет всякого рода нечисть, как общие грехи. Сплошь и рядом подданные короля потребительства, лени, воровства, коррупции, бездарности объединены несравненно более прочными узами, чем караси-идеалисты. И сколько угодно известно случаев, когда пылкий, честный, исполненный самых высоких и справедливых принципов молодой человек с размаху, головой вперед, кидался на штурм бесхозяйственности, показухи, отсталости и лени, пылая праведным гневом, а в результате - в результате его обличительных речей и выступлений становилось хуже не только ему самому, но и делу. Конечно, внешне это выглядит благородно: размахивая шпагой, кинуться на средоточие зла!.. Явиться этаким спасителем, человеком со стороны, и с ходу все переделать!.. Но думается, чаще бывает гораздо более полезным напрячь свой интеллект, чтобы обдумать, как, каким образом цепкое, глубоко укоренившееся растение извлечь из той почвы, в которой оно так крепко сидит. Короче говоря, порыв хорош, когда нужно выбросить распоясавшегося хулигана из трамвайного вагона, но если речь идет о явлениях несравненно более сложных, то здесь нужен и более сложный подход, подход конструктивный, предполагающий не только готовность бороться за свои идеалы, но и умение за них бороться.

Понятие тактики и стратегии существует не только в военном искусстве! Одному молодому человеку, отчаявшемуся бороться с бюрократизмом, Ленин задал вопрос:

"Правильно ли вы боролись? По всем правилам военного искусства окружили врага?" И разве вся жизнь, разве вся деятельность самого Ленина не являет пример подобной стратегии, не являет пример того, как нужно готовить союзников для своей святой борьбы, как нужно избирать наиболее удачный момент для выступления, как нужно уметь в некоторых случаях идти на временные компромиссы и отступления, чтобы затем с новыми силами разгромить врага? Предпринимая какие-то усилия, нужно знать, к чему ты стремишься и что из этого может получиться. Если этого нет, то результаты поступков могут оказаться прямо противоположными тому, чего ты ожидал.

Помнишь роман Олега Куваева "Территория"? Этот роман столь понравился мне, что я написал о нем большую статью "Три маршрута по "Территории" Олега Куваева". В частности, я восхищенно писал о том, что шахматная игра, которую затеял начальник управления геологодобычи Чинков в противовес еще более высокому начальнику Робыкину, желавшему прикрыть поиски на золотоносной территории лишь потому, что он, Робыкин, лично не любил Чинкова, - так вот, эта шахматная игра Чинкова заключалась не в том, чтобы одержать словесную победу, и не в том, чтобы плести контринтриги в ответ на интриги, а в том, чтобы в сложившейся ситуации, несмотря ни на что, свое дело сделать и одержать победу! Одержать победу не в соревновании демагогии, а победу действительную, такую победу, от которой должно стать лучше и людям, и стране. "Добро должно быть с кулаками". Да, безусловно, но прежде всего - с головой. Партия, которую играл Чинков и которую он блистательно выиграл, вызвала у меня восхищение. Ее анализ показал, что Чинков исходил исключительно из реального соотношения сил, из тонкого и глубокого знания свойств человеческой натуры вообще и привлекаемых им к делу людей в частности. Он опирался на лучшие качества этих людей, на те качества, которые были способны поднять их выше своих возможностей, а не на темные стороны человеческой природы.

Битва жизненных принципов, война королей в жизни отнюдь не менее сложна, но, напротив, гораздо более многосторонна и тонка, чем борьба королей шахматных. И тем большее восхищение вызывают те замечательные люди, люди-маяки, которые примером всей своей жизни утверждают активную и мудрую позицию в борьбе за добро.

Вспомним: не раз и не два доводилось народному академику Терентию Мальцеву спасать хлеб Сибири и Казахстана. Его идеи поначалу казались сенсационными, переворачивающими тысячелетние устои, шедшими вразрез тому, что принято испокон, а потому вызывали сопротивление. Так, например, он предложил начинать сев как можно позже, и это при сибирском коротеньком лете, он выступил не только с теорией, но и с практикой безотвальной пахоты; его теория, направленная в защиту дерна как незаменимой лаборатории, где идет процесс накопления плодородия, поначалу вызвала шок у многих маститых теоретиков. Вся жизнь его была полна необыкновенно тяжелых испытаний. Через какое недоверие, через какое множество административных угроз и ущемлений ему пришлось пройти! Однако он не только вынес все это, но и победил.

А взять другого человека, которому тоже, по-моему, при жизни следовало бы поставить памятник: доктора-ортопеда Илизарова. Через какую клевету, недоверие, прямой подрыв своей работы пришлось ему пройти после того, как он открыл и начал внедрять принципиально новый метод лечения переломов!.. Некоторые видные и виднейшие специалисты-ортопеды, возросшие на старых принципах, сделали все возможное и невозможное, чтобы очернить этого человека, чтобы помешать ему, чтобы остановить и скомпрометировать тот способ лечения, который не укладывался в рамки их профессиональных представлений. Ну, предположим, что Илизаров сник, сдал, махнул бы на все рукой и в "лучших традициях" безвольных людей запил бы? Сколько больных в результате этого осталось бы несчастными? Не сосчитать... Но, к сожалению, немало честных и добрых людей вышло в жизнь, не будучи готовыми к борьбе за то, чтобы сделать ее лучше, умнее, счастливее. Вышли - и сломались...

Дорогой мой сын, завершая этот трудный, действительно драматический разговор, я хотел бы напомнить тебе о В. И. Ленине, человеке, чья жизнь урок для нас и в большом, и в малом. И, призывая тебя активно бqpoтьcя со злом, призывая видеть жизнь такой, какая она есть, и утверждая ее такой, какой она должна быть, я прежде всего вспоминаю Ленина, его принципы. Ему пришлось безмерно трудно смолоду: казнь любимого брата, постоянные преследования, тюрьмы, ссылки, эмиграция... Но цри этом: неустанные титанические усилия по созданию сплоченного союза единомышленников-революционеров и всепоглощающая работа по претворению своей светлой мечты, своих представлений о мире в реальность... Он не был сломлен обстоятельствами, он одолел их, и его мечта - эта наша с тобой нынешняя, свободная, социально-справедливая действительность. А его завет - это истовая, постоянная, умная борьба за то, чтобы жизнь становилась все человечнее, все лучше.

Глава III. О фундаменте крепком, на десятилетия король должен быть сильным!

Да, бороться за победу своего короля надо умно и умело. И бороться надо по всей доске, всеми фигурами, используя все ресурсы накопленных человечеством знаний. Всеми фигурами, по всей доске, используя все ресурсы!.. Понимая серьезность борьбы, ты, думаю, с этим согласишься.

Несколько раньше я с большим беспокойством уже говорил тебе о том, что обеспеченность, материальный достаток, спокойствие, отсутствие препятствий расслабляют человеческие души - даже добрые, даже незлонамеренные. Облегчив условия своего физического существования, мы где-то перешли или переходим ту допустимую грань, за которой начинается уже деградация не только нашей психологии, но и физиологии. Природа миллионы лет тренировала нас на преодоление физических трудностей, от нашего умения их преодолеть зависело все, вплоть до выживания, мы полностью отлиты, сформированы по этой программе, и вдруг - пустота, отсутствие реальной физической нагрузки. И как результат начинается разрушение системы и уродливые ее проявления.

Еще и еще раз подчеркну: я не хочу повторения тех бесчеловечных трудностей, через которые нам пришлось пройти, я не хочу, чтобы твои дети батрачили на огороде бабки Анны, выливая бессчетные тяжкие ведра воды в жадные соцветия огуречных плетей и в ужасе спасаясь от выпрыгивающих из-под земли тарантулов, но я не хочу и того, чтобы за спиною сытых, в пух и в прах разодетых родителей народилось целое поколение безвольных, расслабленных, безруких барчуков!

Природу обмануть нельзя! Человек, вырастающий вне, труда, вне преодоления трудностей, перестает быть человеком. Жизнь требует от нас ставить перед собой задачи, которые сложнее и больше того, что мы можем сделать Сейчас, ради того, чтобы мы непрестанно тянулись вперед. И одной из таких важнейших, фундаментальных задач всей жизни, и особенно раннего ее этапа, без успешного решения которой не может быть победы, потому что ты не сможешь и в малой степени реализовать свою духовную, умственную сущность, является необходимость сотворить себя физически.

Каждый человек и может, и должен быть прекрасным!

Сотворить себе содержательную голову - дело весьма сложное, а понять по внешнему виду, умному или глупому человеку эта голова принадлежит, кладезь ли это мудрости или внутренняя емкость футбольной камеры, - задача трудноразрешимая. С телом все проще - и сотворить, и понять! Каюсь, длительное время меня не оставляла зловредная утопия: а что если специальным указом повелеть всем людям хотя бы раз в неделю, летом разумеется, под угрозой крупного штрафа или публикации в спецвыпуске сатирического журнала "Фитиль" являться на учебу, работу, в магазины и общественные места, на зрелища и в транспорт - в самой минимальной одежде, например в плавках или в костюмчике бикини!

И сколько народа содрогнулось бы, увидав отвислое брюхо, сутулые спины, цыплячьи ножки... Содрогнулось бы и немедленно постаралось изменить такое преступное отношение к своему здоровью!.. Утопия, конечно, но нужно создавать здесь самое широкое и беспощадное общественное мнение, потому что физическая красота, потому что здоровье - это бесценное достояние народа. Красота-функциональна, и все эти безобразия свидетельствуют о том, что у людей нарушены важнейшие функции, что они, умные, трудолюбивые образованные, высоко нравственные, - проживут значительно меньше, чем могли бы, чем должны были бы!..

Я сказал "утопия". Впрочем, почему же так безнадежно? Могу сказать тебе, что буквально на моих глазах произошло физическое возрождение целого народа. Справедливости ради уточню, что оно было достигнуто не столь жестокой мерой - всенародного обнажения удручающей наготы, но тем не менее оно было достигнуто, причем в исторически крайние сроки. Я имею в виду опыт наших друзей в ГДР. Когда я впервые приехал в эту страну в 1962 г., сознаюсь, я был поражен обилием в этой стране расплывшихся, далеких от гармонии женщин и довольно часто попадавшихся навстречу мужчин, чьи головы едва держались на тонких шеях. Но когда я приехал в ГДР спустя всего лишь пять лет, я был удивлен и приятно растерян: как будто попал в совершенно иную страну. Мне пришлось тогда, после совместной работы с коллегами, совершить путешествие по всей республике, и мне встретились всего лишь две чрезмерно пухлые дамы. Как будто я попал совсем к другим людям, чем несколько лет назад! Меня окружали стройные, подтянутые, с грациозной осанкой женщины и крепкие, широкогрудые мужчины. Мне довелось и впоследствии работать с друзьями-коллегами в ГДР, я неоднократно приезжал к ним, и год от году росло мое восхищение физическим состоянием и культурой спортивного облика жителей этой страны. Конечно, это было не случайно. ГДР длительное время находилась в международной изоляции из-за происков империалистических держав, и важной возможностью прорыва на международную арену наряду с хозяйственными успехами для этого государства явился спорт. О блистательных победах спортсменов ГДР говорить не приходится, они у всех перед глазами и на памяти. Поставленная и проведенная в государственном масштабе пропаганда здорового образа жизни, создание общественного мнения в этой важнейшей области народной жизни привели к воистину восхитительным результатам!

Все это вопросы отнюдь не одной лишь эстетики. Это и вопросы долголетия. Не могу сказать тебе, не нахожу даже слов для того, чтобы передать свое возмущение, растерянность, когда вижу сплошь и рядом, как замечательные люди, выдающиеся умы, как работники-умельцы, которым цены нет, едва-едва войдя в возраст зрелости, уже движутся быстро и уверенно по тому шоссе, которое прямехонько ведет к кладбищенским воротам... Какая растрата государственного достояния! Какая несправедливость и какая глупость!

Но это вопрос нравственный, это и вопрос человеческих качеств. Слушай меня внимательно, сейчас я буду говорить сурово, рассчитывая не только на понимание, но и на повиновение. Ты знаешь, что к силе и власти непререкаемого родительского авторитета я прибегал в жизни крайне редко, только в исключительных случаях. Так вот, сейчас настал тот самый исключительный случай. Я требую, чтобы в твое сознание навсегда вошла следующая истина: чем выше у человека пик нервной, умственной нагрузки, тем выше у него должен быть пик физической нагрузки.

Объяснение простое: много миллионов лет все эмоциональные, нервные нагрузки человека находили разрешение только через двигательную сферу. И глупо думать, что за те несколько тысяч лет, в течение которых многие люди освободились от интенсивного физического движения, произошли существенные изменения в нашем физиологическом аппарате. Нет, но зато нервных нагрузок стало больше, а физической разрядки стало в десятки и сотни раз меньше. Не знать этого, не исходить из этого - непростительное невежество. Нервные потрясения, умственные нагрузки могут быть стерты начисто с магнитофонной ленты нашей быстротекущей жизни исключительно лишь движением, лишь физической нагрузкой.

Конечно, можно и без этого: можно глушить себя водкой, можно глотать контейнерами химические пилюли, но зачем? Зачем умирать от нервных стрессов или от непосильной психической перегрузки на целые десятилетия раньше, чем при естественном образе жизни?

Свобода есть осознанная необходимость, это известно. Ну так почему же не потратить несколько часов в неделю на наслаждение физическим движением, вместо того чтобы умерщвлять свой организм алкоголем или тратить бесконечные часы, дни и недели на приемы у врачей и больницы?

Именно здесь со всей возможной прямотой и суровостью я обязан сказать тебе правду о водке, чтобы не было в твоем сознании засоряющих его иллюзий и неверных, пошлых сведений. Водка - наркотик. Это тот выжигающий человека изнутри пожар, который со временем требует все больше и больше горючего. В ход идет все подряд, с треском горит абсолютно все: твои физические возможности, твои мыслительные способности, твое чувство чести. Ты становишься преступником против себя, против своей единственной, дарованной тебе судьбой и нами, родителями, жизни. Во имя чего? Ты становишься преступником против своей жизни, которую ты обездоливаешь? Во имя чего? Ты становишься преступником против своего народа, ибо какой же ты для него работник и какой ему защитник! Во имя чего? Но самое страшное в том, что ты становишься преступником против будущего всего человечества, ибо переданную нами тебе эстафету, свой святой долг, ты пересылаешь последующим поколениям через неполноценных, дебильных, умственно и физически отсталых детей, твоих детей. За что? Во имя чего? Почему?

Далее:

 

5. Концепции конвергенции двух факторов детского развития..

Экология семьи.

Часть девятая: оголтелым матерям посвящается! (или маленький ликбез будущим родителям)..

Глава 5. Нормализация сна.

Упражнение «от близкого к дальнему».

Оздоровительная физкультура при наиболее распространенных среди школьников заболеваниях.

 

Главная >  Публикации 


0.0005