Главная >  Публикации 

 

Разум тоже нуждается в чистоте



2. Освойте техники очищения йоги.

Очистить тело можно либо основательно упорядочив повседневный образ жизни, либо используя технику йоги.

Внутреннее очищение проводится с помощью периодических постов, соблюдения вегетарианской диеты, а также специальных процедур, описанных в главе 4. Там же вы найдете рекомендации и по способам внешнего очищения организма.

Практика асан — особых упражнений и поз — способствует укреплению здоровья, повышению общего тонуса, а также физическому развитию. Специальные позы помогают очистить организм от вредных шлаков и обеспечивают свободную циркуляцию праны по всему телу, что нормализует работу всех органов и систем, делает внешний вид моложе и продлевает жизнь.

Очищение «тонких» структур (нади и чакр) осуществляется с помощью пранаямы (об этом в главе 5). Кроме того, пранаяма способствует очищению сознания, избавляет его от всего, что мешает медитации, и, как следствие, стимулирует развитие человека.

Разум тоже нуждается в чистоте

Человек с чистым рассудком испытывает естественное ощущение спокойствия, умиротворенности; он способен сосредоточивать внимание, контролировать свои чувства, достигать самопознания, но важнее всего то, что его разум воспринимает Бога непосредственно.

Чистота разума подразумевает чистоту мысли, слов и поступков. Эгоизм, жадность, злоба, зависть, ревность и прочие отрицательные эмоции могут быть изгнаны из повседневного человеческого опыта путем занятия йогой или посредством медитации и верности Творцу. Как сказано в Библии: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мат. 5: 8).

1. Медитируйте и обращайтесь к Богу с чистым сердцем.

Будьте открыты Его воле и Его любви, отвергнув все свои личные желания и пристрастия. Глубокая медитация очищает разум и тело, помогает уловить поток божественного сверхсознания.

Кроме того, не забывайте и о молитве. Достигнув в медитации спокойной внутренней тишины, остановитесь в ней и обратитесь ко Всевышнему с искренней молитвой; попросите дать вам свет, познать Его присутствие внутри вас. Ибо Его божественный свет прогоняет тьму из сердца, а осознав присутствие Бога в душе, человек обретает чистую жизнь, озаренную божественной силой и любовью.

2. Будьте разборчивы, практикуйте сатсангу. Чем грубее и вульгарнее объект наслаждения, тем более скоротечным и низменным является приносимое

НИЯМА 67 им удовольствие. Азартные игры, пьянство, наркотики, пристрастие к сценам жестокости или порнографии на экране — все это примеры самых низкопробных удовольствий. Они не дают удовлетворения нашей душе, а напротив, разлагают ум и тело, делают их нечистыми и суетными, отнимают энергию и в итоге приносят боль, физические и умственные страдания.

Разум тоже способен «пачкаться», например, от неразборчивого общения с теми, кто эгоистичен и слабоволен, склонен к поискам низких удовольствий и духовно беден, завистлив и жесток.

«Сатсанга» в переводе с санскрита означает «общение с праведниками, с добродетельными людьми», другими словами — с теми, кто идет по пути духовности, кто предан Богу и любит Его, с теми, кто живет по правде. Подобное духовное общение может выражаться в совместных молитвах, в разговорах, пении или просто в тихой медитации. Сатсанга очищает сознание человека, открывает его проникновению божественной мудрости. Как говорил Иисус: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мат. 18:20).

А один из известных учителей йоги Парамханса Йогананда дополнил эту мысль: «Окружение человека довлеет над силой его воли. Требуется большое напряжение душевных сил, чтобы, общаясь с суетными людьми, не заразиться их суетностью. Станет человек праведником или грешником, во многом зависит от того, с кем он поддерживает общение».

Чистота окружающего мира

Необходимость поддержания чистоты в доме или на месте работы очевидна для каждого. Окружающая среда и ее состояние — не что иное, как отражение нашего разума. Если разум нечист, беспечен и беспорядочен, то и вокруг нас будут грязь, неустроенность и беспорядок.

На физическом уровне это будет проявляться в размножении бактерий, вредных насекомых и грызунов, на астральном уровне грязь привлекает бестелесные низкие существа.

Закоренелые курильщики, пьяницы, наркоманы тоже способны притягивать к себе эти зловредные существа, которые будут воздействовать на их астральное тело и «прилепятся» к их ауре, что может в итоге привести к душевным расстройствам и сумасшествию.

Чистоту можно трактовать и как упорядоченность: наше окружение одновременно и отражает наши особенности, и влияет на нас, поэтому так важно создать вокруг себя среду, которая служила бы нам опорой.

Ясный, организованно действующий рассудок способен разглядеть положительные моменты даже в самых плохих ситуациях; в его власти или улучшить такие ситуации, или оградить человека от их воздействия.

Наведите порядок в своих мыслях, в своих чувствах, в поведении, и тем самым вы сделаете упорядоченным и разумным окружающую вас действительность. Помните о том, что просил у Бога Давид: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50: 12).

Формула самовнушения

«Я вступил на стезю изменения и очищения, я хочу, чтобы свет моей души проявился и был виден ясно и чисто.

Я оставляю все привычки и взгляды, которые не приносят пользы для достижения цели моей жизни.

Я очищаю свой разум от нечистых помыслов, чувств и эмоций.

Я живу в гармонии с законами природы.

Я живу с ощущением Бога внутри меня и вокруг меня. Осознание божественного порядка вселилось в мое сердце и разум. Я — чистый светильник, зажженный от Божьего света».

Сантоша: удовлетворенность

Корень санскритского слова «сантоша» — «туш» — означает «быть довольным, удовлетворенным». Согласно заповедям йоги, «высшее счастье есть результат удовлетворенности».

Эту удовлетворенность можно толковать и как принятие вещей такими, как они есть, и как довольство тем, что вы имеете. Это подразумевает и трезвую оценку своих сил и возможностей и их пределов. Любой момент нужно принимать таким, каков он есть, не думая о том, что он должен или мог бы быть иным.

Живите, ценя настоящий момент, не стремясь познать природу будущего. Жизнь, заполненная мыслями о грядущем, ожиданиями и надеждами, часто приводит к разочарованию, влечет за собой тревогу и напряженность, отнимает жизненную энергию.

Заповедь довольства, однако, не означает ни пассивного принятия неизбежности тех или иных физических или психологических условий нашего существования, ни смирения перед ненужной болью и лишними страданиями, ни покорности судьбе. Она не запрещает нам строить планы на будущее — она лишь намекает, что эти планы должны основываться на реалиях настоящего момента, а не на пустых мечтах и тоскливых желаниях.

Когда мы удовлетворены, мы счастливы. Ведь счастье - это состояние рассудка, не зависящего от обстоятельств и неподвластного любым внешним условиям. Наше счастье не должно быть следствием того, что мы имеем или, наоборот, чего мы не имеем.

Вечно мятущийся разум не способен на довольство, не может удовлетвориться чем бы то ни было; с таким беспокойным разумом невозможно сосредоточиться на чем-либо, не говоря уже о медитации.

Как говорил в своих книгах Патанджали: «Йога — это успокоение движения мыслей».

Когда ум разрешает все конфликты и противоречия, течение мысли приостанавливается, и от этого спокойствия берет начало удовлетворенность, приносящая внутренний мир и ощущение счастья.

Удовлетворенность тесно связана с невозмутимостью и самообладанием (самата), что характеризуется уравновешенностью, рассудительностью, свободой от симпатий и антипатий. Как следствие, личность становится независимой от относительных реалий бытия — рождения и смерти, наслаждения и боли, добран зла.

Практика сантоши

1. Не позволяйте желаниям управлять мыслями.

Когда разум подчиняется желаниям, он становится беспокойным и неудовлетворенным. Внимательно следите за своими мыслями, старайтесь понять, откуда проистекают ваши желания. Можно сказать, что появление и развитие желания проходит следующие этапы:

— глаза находят объект, радующий чувственное восприятие;

— подключается разум, регистрирует увиденное и рисует мысленную картину;

— разум, получивший «отпечаток» увиденного, периодически возвращается к созерцанию этого предмета, а воображение (викальпа) и память (смрити), действуя совместно, обеспечивают ему мотивацию;

— возникает стремление, желание; это может происходить и в отсутствии объекта, поскольку неудовлетворенный разум постоянно думает об объекте.

Если же предмет ваших желаний недосягаем, довольствуйтесь тем, что имеете в данный момент. Скажите своему разуму: «Того, что ты желаешь, здесь нет! Ограничься тем, что имеется в наличии — здесь и сейчас».

Спросите себя: «Действительно ли мне так необходимо заполучить этот предмет?»

Внутри нас постоянно присутствуют три фактора, вызывающие неудовлетворенность и беспокойство ума: желание (или стремление), недовольство (или ненависть) и страх.

Страх формируется следующим образом:

— от невежества и незнания истины (авидья) возникает эго-чувство (асмита);

— эго-чувство («Я») ведет нас по одному из двух путей: «Мне это нравится» — одобрение (рага) или «Мне это не нравится» — неодобрение (двеша);

— на одобрение или неодобрение накладывается действие воображения (викальпы) и памяти (смрити);

— отношение по принципу «нравится — не нравится» отрицает принятие существующего таким, какое оно есть, и вызывает страх. Если же мы испытываем удовлетворенность, то принимаем положение вещей как данность, не оценивая его, и поэтому у нас не появляется причин для страха.

Позвольте своей жизни течь спокойно, примите ее как единое целое. Не дайте своему сознанию пребывать в состоянии постоянного выбора между «нравится» и «не нравится».

2. Живите настоящим.

Будьте счастливы и довольны тем, что имеете. Откажитесь от алчности, от погони за вещами, от накопительства. Истинная радость и свобода - это внутреннее состояние, достижимое только в единении с Богом, которого мы ощущаем внутри себя.

3. Будьте внутренне спокойны.

Разум подобен озеру, его естественное состояние — быть спокойным и кристально чистым. Для самого озера не существует ни движения, ни перемен, ни волн, ни ряби, ни течения — их вызывают внешние причины. А мысли, идеи и образы подобны тем бесчисленным волнам, которые тревожат разум от его поверхности до глубин, вызывают беспокойство и скрывают от него подлинную, чистую сущность.

Когда же разум ничто не тревожит - ни из глубины (память), ни с поверхности (чувственное восприятие), тогда в нем, как в зеркальной глади воды, отражается вечный и беспредельный дух.

Для успокоения разума нужно прежде всего отучить его от пристрастия к различным материальным объектам. Затем надо приложить все силы и сосредоточиться на единственной истинной реальности, которая есть Бог. Разум, поглощенный медитацией, становится тихим, а тишина и спокойствие несут удовлетворенность и радость, мир и познание Высшего.

4. Подчините свою волю воле Господа.

Такое подчинение означает внутреннюю удовлетворенность и согласие, признание абсолютной правоты Всевышнего, в какие бы условия или обстоятельства он ни помещал вас. «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты — Бог мой» (Пс. 142: 10).

5. Откажитесь от привязанностей.

Удовлетворенность означает, кроме всего прочего, способность воспринимать естественным образом все ниспосланное для потребностей нашего тела, разума и души. Используйте это наилучшим, самым полезным образом, но не позволяйте себе привязываться к вещам, не давайте им взять над собой верх. Удовлетворение имеющимся помогает сделать простоту основой образа жизни.

6. Живите просто.

Сделайте своим девизом слова: «Жизнь проста, мысли возвышенны». Следуйте путем «золотой середины», будьте во всем умеренны и уравновешенны.

7. Прислушивайтесь к своему опыту.

Те впечатления, которые мы обретаем извне, не так важны, как то, что мы постигаем с их помощью, и те перемены, которые они вызывают в нас.

Формула самовнушения

«Я спокоен: тихие глубины моей души не колеблют волны событий. Дух Божий во мне умиротворяет и успокаивает меня.

Что бы ни происходило вокруг меня, я невозмутим и внутренне сосредоточен.

Во мне живет источник истинной радости и мира.

Все, что я делаю, неотделимо от душевной радости.

Я живу только настоящим.

Я открыт всем переменам к лучшему и с радостью приемлю их.

Мудрость Божья направляет меня, с этой мудростью я познаю свое «Я», обретаю проницательность, чувство гармонии тела, разума и души. Только так в мою жизнь входят мир и покой».

Талас: аскетизм

Слово «тапас» дословно означает «жар, внутренний огонь». Как говорил Патанджали, «аскетизм (или самодисциплина) уничтожает все нечистое в разуме и является основой совершенства тела, разума и чувств».

Жар, тепло — признаки энергии. Тапас — это энергия, сконцентрированная волей и сознанием на конкретной идее, пробуждающая силу и движение. Тапас можно сравнить с увеличительным стеклом, фокусирующим солнечные лучи и воспламеняющим бумажный лист.

Постижение тапаса делает человека способным к принятию твердых решений, помогает развить силу воли, преодолеть эгоистическую природу разума, направить телесные и интеллектуальные способности на достижение высших духовных целей.

Практика аскезы имеет давнюю историю как на Востоке, так и на Западе. Еще при жизни святого Антония, родившегося около 250 года нашей эры и считавшегося основателем монашества, ранние христиане (так называемые «отцы-пустынники») удалялись в безлюдные места, жили в пещерах, стремясь обрести Бога через подвижничество, аскетизм, размышления и молитвы. Практика аскезы у восточных монахов (индийских, в частности, и йогов) была аналогичной. Именно в это время, в III—IV веках, и была создана школа йоги Патанджали.

Очень важно понять, что тапас — это не самоцель. Обучение тапасудолжно проводиться разумно и разборчиво, чтобы не мучить попусту тело и разум, не притуплять и не подавлять чувства. Тапас, практикуемый в подлинном духе йоги, ни в коем случае не является покаянием или актом искупления, вызванным чувством вины и раскаяния за совершенный грех. Стегать свое тело кнутом или лежать на кровати, утыканной гвоздями, не имеет ничего общего с отношением йога к жизни. Действовать так — значит препятствовать жизни. Аскеты причиняют себе боль для подавления удовольствий; миряне, напротив, получая удовольствие, стараются избавиться от боли. Но в обоих случаях боль и удовольствие неразделимы. И в том, и в другом случае мы лишаем себя свободы, душевного покоя и радости жизни. Необходимо найти равновесие между излишествами и воздержанием. Тренируя с помощью йоги свое тело и чувства, мы можем сделать их прекрасным инструментом бескорыстного служения другим, очищая тем самым разум и улучшая в меру своих сил окружающую жизнь.

Научившись руководить своим разумом и естественным образом управлять чувствами, мы тем самым очищаем каналы нашего тела, для того чтобы душа могла свободно выразить себя. Следовательно, целью тапаса является приведение тела, разума и чувств в спокойное, уравновешенное состояние, позволение им естественно и гармонично взаимодействовать, обеспечивая возможность чистого самовыражения души.

Практика тапаса

В одной из глав «Бхагавадгиты» Кришна говорит о трех видах аскетизма: аскетизме тела, речи и разума.

1. Аскетизм тела включает в себя телесную чистоту, честность, простоту, воздержание и ненасилие.

2. Аскетизм речи заключается в том, чтобы слова были правдивыми, добрыми, полезными и не обидными. Для того чтобы сделать такой свою речь, необходимо регулярно читать священные книги.

3. Аскетизм разума — это чистота мыслей, спокойствие, доброжелательность, молчаливость и владение собой.

Практикой этих трех неразрывных частей аскетизма устраняются все скорби и болезни как телесные, так и умственные; тело и разум очищаются, становятся сильными и здоровыми.

Основным условием аскетической жизни является чувство удовлетворенности и достаточности — только тогда аскетизм покажется естественным образом жизни. Наши желания и потребности сводятся лишь к самому необходимому, что обостряет чувственное восприятие.

Знайте, что путь к самореализации лежит не через изнурение тела голодом или бичеванием и не через истязание разума или угнетение чувств. Мы должны давать физическому телу все, что требуется для его здорового существования. Для духовной жизни необходимо и телесное, и психическое здоровье. Помните, что здоровый дух — в здоровом теле! Служить Богу храмом его духа может только тело, полное сил и жизненной энергии.

Главным из трех направлений аскетизма является аскетизм разума, ибо разум управляет и телом, и речью.

Формула самовнушения

«Я создан по образу и подобию Божьему, мое тело есть храм духа, оно — безупречный кладезь здоровья, дарованного Богом. Я уважаю свое тело, блюду его в чистоте, принимая труд, питание и отдых как законы жизни, установленные божественной природой.

Я знаю истинную цель своего существования — помнить о Боге и служить ему всем своим сердцем и разумом. Я слушаю мудрость святых, просвещенных и учителей и служу этой мудрости.

Я выбираю жизнь в божественном сознании, жизнь с чистым разумом и здоровым телом, жизнь простую, уравновешенную и скромную, которая поддерживает мой духовный рост и единение с Богом.

Я выражаю свои мысли и чувства словами, которые честны, добры и полезны окружающим. Я освобождаюсь от всего, что мешает мне познать и испытать свою подлинную духовную сущность. Я выражаю внутреннюю радость и успокоенность, я открываю себя для бесконечного добра, и благословение жизни течет через меня к другим».

Свадхьяя: самообучение

Патанджали в «Йога Сутре» писал: «Изучая священные книги и себя самого, человек соединяется с Божественным».

Свадхьяя подразумевает, кроме чтения книг, мысленное повторение мантр — то, что именуется словом «джапа». И то, и другое должно проходить в медитативном, сосредоточенном состоянии. Необходимо помнить, что свадхьяя — это не просто интеллектуальный процесс обучения, а погружение в мудрость древних.

Основа самообучения — сосредоточение на всех постулатах ямы и ниямы. С их помощью мы можем приложить к себе проблемы окружающих нас реалий, а затем постепенно сконцентрироваться на изучении внутреннего «Я».

Только укрепив свой дух на первых трех элементах ниямы, таких, как шауча, сантоша и тапас, можно считать себя подготовленным к самообучению, самоанализу и самопознанию. Наблюдая за собственными мыслями, чувствами, поведением и желаниями, мотивами и стремлениями, мы можем распознать заблуждения, вредные пристрастия и невежество, мешающие нам реализовать подлинную природу своей души.

Практика свадхьяи побуждает к духовному пробуждению, к познанию нашей божественной природы.

Если мы не осознаем того, что в самой глубине нашего «Я» лежит чистое божественное сознание, то лишь потому, что наше невежество отождествляет нас с разумом и объектами чувств. Все наши жизненные трудности проистекают в итоге от того, что мы отделены от источника божественного начала, то есть от Бога.

Большинство людей живет в первую очередь для себя, для своей семьи, и их мудрость и умение предвидеть редко поднимаются выше этого уровня. Общество (в лице политических лидеров, учителей, родителей, средств массовой информации) учит нас искать в жизни только исполнения наших желаний, достижения относительного успеха и счастья. Но Великие наставники учат людей другому. Иисус говорил: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мат. 6: 33)

Далее:

 

3. Агава американская.

Виды пластики дефектов черепа и твердой мозговой оболочки.

Гормональная регуляция обмена веществ.

Глава 3. Естественная нормализация сна..

Божественное оздоровление - омоложение сердца.

Счастливое и благополучное толино детство, или куда безвозвратно пропали-исчезли первые девяносто процентов.

Растения против рака.

 

Главная >  Публикации 


0.0026