Главная > Публикации
Лечебная физкультура при язвенной болезни“Движение может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения”. Лечебная физкультура является составной частью общей физкультуры и одним из важнейших методов комплексного лечения больных язвенной болезнью, а также эффективным средством предупреждения обострений при правильном построении занятий и всего комплекса. Цель этой работы — указать физиологические основы для применения ЛФК при данной болезни, некоторые методические рекомендации, а также примерную структуру занятий и основные упражнения. Начнем с физиологии. Импульсы от рецепторов внутренних органов поступают в центральную нервную систему, сигнализируя об интенсивности функционирования и состоянии органов. При заболевании происходит нарушение рефлекторной регуляции, возникают патологические доминанты и порочные (патологические) рефлексы, извращающие течение нормальных процессов в организме человека. Болезнь подавляет и дезорганизует двигательную активность — непременное условие нормального формирования и функционирования любого живого организма. Поэтому ЛФК является очень важным элементом лечения язвенных процессов. Уже известно, что выполнение дозированных физических упражнений, сопровождающиеся положительными сдвигами в функциональном состоянии центров подбугорной области и повышение уровня основных жизненных процессов, вызывает положительные эмоции (т. н. психогенное и условно-рефлекторное влияние). Особенно это применимо при язвенной болезни, когда нервно-психическое состояние пациентов оставляет желать лучшего (нормализация у больных выраженных явлений дистонии со стороны нервной системы). Следует отметить воздействие физических нагрузок на нервную регуляцию пищеварительного аппарата. При регулярном выполнении физических упражнений, как и в процессе физической тренировки, постепенно возрастают энергетические запасы, увеличивается образование буферных соединений, происходит обогащение организма ферментными соединениями, витаминами, ионами калия и кальция. Это приводит к активизации окислительно-восстановительных процессов и к повышению устойчивости кислотно-щелочного равновесия, что в свою очередь, благоприятно отражается на рубцевании язвенного дефекта (влияние на трофические и регенеративные потенции тканей ЖКТ). Влияние физических упражнений определяется их интенсивностью и временем применения. Небольшие и умеренные мышечные напряжения стимулируют основные функции желудочно-кишечного тракта, когда как интенсивные — угнетают. Отмечается благоприятное влияние ЛФК на кровообращение и дыхание, что также расширяет функциональные возможности организма и повышают его реактивность. В зависимости от клинической направленности заболевания и функциональных возможностей больного применяются различные формы и средства. Так как обычно в учебных заведениях применяют по возможности лишь третий (общеразвивающий) оздоровительный комплекс упражнений, то я тоже буду придерживаться его. К противопоказаниям к занятиям относят: - Свежая язва в остром периоде; - Язва, осложненная кровотечением; - Преперфоративное состояние; - Язва, осложненная стенозом в стадии декомпенсации; - Свежие массивные парапроцессы при пенетрации. При применении ЛФК к больным, страдающим язвенной болезнью, осуществляется оздоровительное влияние в следующих направлениях: - Повлиять на урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга; на усиление кортико-висцеральной иннервации и выравнивании соподчиненных расстройств вегетативной иннервации. - Улучшить согласованное функционирование систем кровообращения, дыхания и пищеварения. Путём правильной организации режима движений, физических упражнений и пассивного отдыха повлиять на урегулирование нервно-психической сферы больного. - Улучшить окислительно-восстановительные процессы во всех органах, способствовать нормальному течению трофических процессов. Противодействовать нарушениям функций пищеварительного аппарата, имеющим быть при язвенной болезни (запоры, потеря аппетита, застойные явления и др.). Принцип индивидуализации при применении лечебной физкультуры при данном заболевании обязателен. Общетонизирущий тренирующий режим упражнений Назначают после исчезновения болей и явлений обострения при отсутствии жалоб на основные признаки проявления заболевания при общем улучшении состояния. Сроки назначения — через 20 – 26 дней. Целевая установка Восстановление адаптации больного к нагрузкам расширенного режима. Возрастающая стимуляция обменных процессов, воздействие на урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, воздействие на нормализацию вегетативных функций. Борьба с застойными явлениями в брюшной полости. Содействие регенеративным процессам в желудочно-кишечном тракте. Содержание режима При относительном щадящем воздействии на область живота, происходит тренировка силы и выносливости. Постепенно расширяется амплитуда движений в крупных суставах и углубляется дыхание до максимально возможного в каждом случае. Для борьбы с дискенезией толстого кишечника учащается смена исходных положений. Исключаются резкие движения. Характеристика применяемых физических упражнений Из исходных положений лежа, на боку и др. постепенно расширяют движения до полной амплитуды для крупных суставов в медленном и среднем темпе. Включают упражнения для всех мышц брюшного пресса, выполняющиеся в медленном темпе с ограничением амплитуды и с исключением резких движений. Постепенно возрастает (примерно до 40 – 50%) и интенсивность выполнения упражнений на сопротивление для мышц плечевого пояса и межрёберных мышц с целью рефлекторного воздействия на органы пищеварения в сегментах D 6 – 9. Можно применять гантели весом до 2 – 4 кг, набивные мячи весом не более 2 – 3 кг, упражнения на спортивных снарядах. Для борьбы с застойными явлениями хороший эффект дается при диафрагмальном дыхании из различных исходных положений, которое доводится до большой глубины, чередуется с грудным и полным дыханиями; помогает также более частая смена и. п., упражнений, игр и нагрузок при их усложнении. Постепенно в занятия включаются усложняющиеся упражнения на внимание. Плотность занятий при этом остается не выше среднего. Ходьба доводится до 4 – 5 км в день. При общем хорошем самочувствии и отсутствии болей разрешается игры с мячом (волейбол и др.) с учетом индивидуальных реакций продолжительностью не более 25 – 35 минут. Включение в курс различного вида игр способствует поддержанию интереса и повышает продукцию положительных эмоций при общей физической нагрузке. В процессе всего курса следует указывать тренирующемуся на положительные сдвиги, достигнутые в его состоянии и физическом развитии, внушать, что нарушения со стороны желудка незначительны и легко поправимы (психологическое воздействие). ЛФК эффективна только при условии длительного, систематического проведения занятий с постепенным увеличением нагрузки как в каждом из них, так и на протяжении всего курса. Это должен знать и тренер, и учащийся для достижения подобающих результатов. Ниже приведена таблица (находится в разделе приложений) примерного построения занятия для стадии ремиссии язвенного процесса. Конечно, он не может приниматься как стандарт — каждый тренер и методист вносит свои поправки и дополнения, и создают свою, не похожую на все остальные курсы, специфичную тактику и методику упражнений. Строгая последовательность в увеличении нагрузки и её индивидуализация являются основными условиями при проведении всех занятий. При этом должно учитываться состояние, реакция занимающихся, особенности клинического течения, сопутствующие заболевания и физ. подготовленность учащихся. Важно и другое: занимаясь физическими упражнениями, больной сам активно участвует в лечебно-оздоровительном процессе, а это благотворно воздействует на его психоэмоциональную сферу. Занятия имеют и воспитательное значение: учащиеся привыкают систематически выполнять физические упражнения, это становится их повседневной привычкой. Занятия ЛФК переходят в занятия общей физкультурой, становятся потребностью человека и после выздоровления. Примерная схема в периоде ремиссии Содержание курса Дозировка в минутах Задачи разделов Ходьба простая и усложненная (сочетает движения рук и ног). Ритмично, в спокойном темпе. 5 – 10 Постепенное втягивание в нагрузку, развитие координации движений. Упражнения для рук и ног в сочетании с движениями корпуса и дыхательными упражнениями в положениями сидя. 7 – 14 То же, постепенное увеличение внутрибрюшного давления. Усиление кровообращения в брюшной полости. Стоя. Упражнения в метании и ловле мячей, эстафеты. Чередование с дыхательными упражнениями. 10 – 15 Общефизиологическая нагрузка. Создание условий для развития положительных эмоций. Развитие функций полного дыхания. Упражнения на развитие равновесия в чередовании с упражнениями на гимнастической стенке типа смешанных висов. 10 – 15 Общетонизирущее воздействие на нервную систему, развитие статико-динамической устойчивости. Лежа. Элементарные упражнения для конечностей в сочетании с глубоким дыханием. Снижение нагрузки. Развитие полного дыхания. Всего 37 – Библиографический список 1. Гишберг Л. С. Клинические показания к применению лечебной физкультуры при заболеваниях внутренних органов. СМОЛГИЗ, 1948 2. Козырева О. В. Лечебная физкультура при заболеваниях органов пищеварения. М., 1993 3. Мошков В. Н. Лечебная физкультура в клинике внутренних болезней. М., 1952 4. Методическое письмо: Лечебная физкультура при стационарном лечении. М., 5. Яковлева Л. А. Лечебная физкультура при хронических заболеваниях органов брюшной полости. Киев, 1968 Далее: Глава IV. Роль кислорода в борьбе со старостью. Глава 3. Мифы и реальность вегетососудистой дистонии. 48.3. Основные вопросы, решаемые судебно-медицинской экспертизой при исследовании крови. Производные фиброевой кислоты. Глава шестая - в продаже не бывает. 55-Я лекция. Лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. Главная > Публикации 0.0072 |