Главная >  Публикации 

 

Глава 15. О конце детства (8-12 Лет)



Современные исследования показывают, что ребенок не может .пастоянно^аходиться вситуации потребления грховй; /^"^ДйИИя^Он хочет и умеет, если научить его, быть активды^, самостоятельным в учебно-познавательной деятёльн^ги. Он выступает и формируется в ней как личность. Чтобы "такое происходило, чтобы ребенок был так же жаден до знаний, как и в дошкольном возрасте, так же стремился действовать, как взрослый, родители должны всеми способами поощрять его в учебе, приветствуя наималейшие успехи и не акцентируя внимания на временных неудачах. Сделать это бывает порой не просто, требуется совместная работа учителя и родителей. Но она тем более оправдывает себя, что цель ее всегда благородна: создание благоприятных условий для развития личности.

Прийти в школу не только по требованию учителя, не только с претензиями на его «необъективность», но прийти к нему как к единомышленнику, как к человеку, который заинтересован в развитии вашего ребенка, - это те новые для родителей отношения, возникающие с поступлением ребенка в школу. Осуществление их бывает не менее сложно, чем перестройка представлений о самом ребенке, да и своих методах воспитания. Но их необходимо построить достойным образом, так как и вы, и учителя являетесь для ребенка представителями мира взрослых, куда он так стремится попасть.

У младшего школьника еще только формируются общие способы ориентировки в существенных свойствах вещей и явлений. Он еще только учится отличать случайное и закономерное во всех областях человеческой жизни, только вырабатывает критерии оценки себя и других. Он еще только учится действовать с позиций своей оценки, произвольно выбирая способ поведения. Если взрослые не дадут ему настоящих, содержательных оценок, он заменит их фетишами и идолами, которые закрывают сущность вещей и человеческих отношений. Не видя, не зная, не имея оснований для свободного выбора и оценки, он пойдет на поводу случайных свойств вещей, на поводу стереотипов и шаблонов.

Ситуация учения; постоянной оценки действий ребенка порождает сложные явления, тормозящие, ограничивающие развитие личности. Эти явления находят свое отражение в школьных неврозах, которые 3. Гелус, - психолог, исследовавший их, называет «дефицитными» свойствами личности'.

Знание природы этих свойств позволяет родителям проанализировать те трудности, которые встречаются у ребенка в учении, и постараться найти их причину не только в самом ребенке, но и в себе как человеке, от поведения которого во многом зависит формирование характера школьника.

I Гелус 3. О диалектике внешних и внутренних условий в развитии личности // Психолого-педагогические проблемы становления индивидуальности в детском возрасте.

Итак, первая группа дефицитных свойств. Она характеризуется ориентацией на ошибки и возникает тогда, когда взрослые, а затем и сам ребенок, оценивают его действие по ошибкам в результате. Ребенок всеми силами стремится избежать ошибки, но страх перед нею вызывает такой чрезмерный контроль, что последний ограничивает ребенка, сдерживает его инициативу и творчество.

Преодолеть этот тип ориентации можно только в том случае, если взрослые, а потом и сам ребенок, будут рассматривать ошибку с точки зрения ее познавательного значения и преходящего характера. Вопрос о природе ошибки, который взрослый легко может решить без всяких упреков в сторону ребенка, позволяет сделать ее не мерилом действия, а точкой отсчета для совершенствования последнего.

Второе из дефицитных свойств: обесценивающее понимание себя: это есть неуверенность в себе, которая препятствует пониманию ребенком личной значимости в происходящих событиях.

Формирование этого свойства связано с тем, как взрослые объясняют значимые для ребенка причины достигнутого: низкими способностями ребенка или везением, случайностью или же качествами личности его (рассеянный, несобранный, не старательный). Это оказывает неодинаковое влияние на отношение ребенка к себе, неодинаковое самопонимание. В дальнейшем, если тип объяснения становится устойчивым, он начинает определять активность ребенка в выборе цели. Смысл таких дефицитных качеств и их происхождение хорошо отражает пословица: «Назови человека сто раз свиньей, он и захрюкает».

Преодоление таких дефицитных свойств личности, если они уже наблюдаются в поведении ребенка, связано прежде всего с формулированием уверенности в себе, в своих силах.

Стоит повторить, что довольно часто среди школьников встречаются дети, которые из-за неуверенности в себе учатся значительно ниже своих возможностей, боятся любой ситуации напряжения сил - как умственных, так и физических.

Одобрение при малейшем успехе - вот путь преодоления этих качеств личности.

Третий тип дефицитных качеств личности: сокращенная жизненная перспектива. Он проявляется в том, что у ребенка возникают ситуативные интересы, он легко поддается влиянию других, как бы не умеет, да и не стремится воспринимать свои действия как относительно независимые от других. Такие дети малоинициативны, не могут самостоятельно организовать собственное поведение, во всем ждут подсказки взрослого и ориентируются на сверстника.

Развитие самостоятельности таких детей - дело довольно трудоемкое. Оно требует от родителей умения дозировать, а потом и постепенно сокращать до минимума помощь ребенку.

Тут могут помочь чисто внешние формы организации действия: составление плана на день.

Есть еще одна группа дефицитных свойств, называемых исследователями «ограниченным языковым кодом». Основу ее составляет односторонняя ориентировка ребенка в системе оценок. Например, ребенок судит о способностях другого человека, да и своих, только по школьным оценкам. Или ценность другого измеряет какой-то вещью, которая есть у этого человека, или каким-то его качеством.

Ограниченность эту можно и нужно преодолевать, показывая ребенку разные качества других людей и его самого, которые проявляются во взаимоотношениях с другими, в действиях других. Есть смысл показывать ребенку ценность другого как абсолютную величину, которая не является ситуативной, так же как не зависит от ситуации ценность его самого.

Дефицитные свойства личности ребенок может приобрести еще в дошкольном возрасте. В школе они обусловливаются обучением и поведением родителей, которые ориентируют ребенка на результат его действий. Общее направление работы с такими детьми - это всесторонняя помощь взрослого, в которой раскрываются для ребенка те положительные изменения, которые происходят с ним самим и в его знаниях как результат обучения.

С точки зрения проблемы развития индивидуальности при существовании дефицитных свойств родители сталкиваются с ситуацией, в которой проявляется невысокий уровень развития способности ребенка ориентироваться на отношения других, а также на свое отношение к предметной ситуации. Одностороннее, часто не существенное для личности ребенка отношение становится как бы средством, эталоном оценки себя и других. Поэтому путь предотвращения дефицитных свойств личности может быть реально найден там, где ребенок может выделить все многообразие человеческих отношений, обобщить их, усвоить и применить. Он возможен только тогда, когда взрослые с первых дней жизни ребенка оставляют за ним важнейшее право каждого человека - право быть собой.

Требование уважения к ребенку звучит во всех исследованиях, во всех наблюдениях и литературных описаниях детства. Оно остается постоянным требованием, так как во многом определяет счастье наших детей.

При его выполнении не будет тех грустных явлений школьной а потом взрослой жизни, которые называются «механизмами заколдованного круга».

Эти механизмы состоят в том, что происходит закрепление пониженного уровня деятельности и ее результатов дефицитным свойством личности и наоборот - подкрепление дефицитного свойства пониженным уровнем результатов деятельности.

Такой механизм в дальнейшем сочетается с другим - социальным: взрослые начинают приписывать детям дефицитные свойства, которых у них даже и нет. Они буквально ожидают увидеть у них плохие качества, которые обязательно приведут к неуспеху, к плохим результатам в выполнении учебных заданий. При особо неблагоприятных условиях может возникнуть «синдром неуспешной личности», который уж никак не способствует проявлению индивидуальности ребенка.

Итак, преодолеть дефицитные свойства личности ребенок может только через изменение отношения к нему, через изменение системы оценок, которой подвергают его взрослые.

Нужно устранить ориентировку на ошибку, показать познавательное значение ошибки как средства контроля за своими действиями, как средства для дальнейшего углубленного понимания материала.

Потом у ребенка будет возможность осознанно исправить ошибку. Здесь страх перед ошибкой не возникает. Мастерство педагогического общения родителей с ребенком заключается в том, чтобы научить его владеть системой значимых, важных способов оценки и контроля своей учебной деятельности.

Такова она - первая школа в школе: школа оценок и отношений к собственным действиям, школа усвоения нового содержания окружающего мира - мира научных понятий.

Организуя содержание обучения и общения с младшим школьником, взрослые определяют развитие личности ребенка в этом возрасте. Тип мышления взрослого становится типом мышления ребенка. Оценки и отношения взрослого становятся эталонами действия ребенка. Но в младшем школьном возрасте происходит и важное изменение в жизни ребенка: он овладевает навыками ориентировки в своем внутреннем мире, что становится важнейшим условием для перехода к среднему школьному возрасту.

Средний школьный возраст «Период подростковой "ошалелости" обычно сбивает родителей с толку. Перестают помогать испытанные методы воспитания, наказания не приносят никакого эффекта, разговор по душам не получается. Подросток все больше и больше отгораживается от родителей, у него начинается личная жизнь, доступ в которую взрослым либо закрыт, либо резко ограничен»'.

У подростка уже есть все психологические предпосылки, чтобы жить своей личной жизнью: есть внутренний план действий, есть ориентировка на внутренний мир, есть способы понимания окружающего мира - тип мышления.

Подросток все еще в школе. Учение занимает большую часть его времени. Что дает учение подростку? Когда пятиклассников и шестиклассников спрашивали о том, хотели бы они учиться дома, одни или нет, все опрошенные дети отвечали довольно единодушно: «В школе ребята, с ними интересно», «В школе, если не знаешь, можно ребят спросить», «В школе лучше, там всякие дела интересные, в походы ходят, на экскурсии», «Нет, я бы не хотел один учиться, тогда не знаешь, как другие учатся»...

В таких высказываниях, как в зеркале, видно, что процесс учения привлекает не только содержанием, но и возможностями общения со сверстниками. Психологи сегодня считают, что развитие в этом возрасте определяется общением ребенка с людьми во всех формах общественно полезной деятельности: производственно-трудовой, художественной, спортивной, учебной и так далее. Самое основное в развитии личности подростка - это способность переходить от одного вида деятельности к другому, что обеспечивается освоением закономерности строения человеческой деятельности.

Закономерности проявляются как в строении деятельности (например, каждое действие надо спланировать, проконтролировать и тому подобное), так и в общности ее побуждений, в общности мотивации теми нравственными категориями, которые составляют единство оценок любого вида деятельности. Это оценки с точки зрения отношения долга и личного хотения, оценки ситуативные и по совести, оценки, дающие возможность человеку проявить и сохранить свое достоинство, оценки, в которых содержится решение вопроса о смысле жизни и назначении человека, и так далее.

Способность переходить от одного вида деятельности к другому предполагает, что подросток владеет общими способами организации своей деятельности в любой форме - умеет сам ставить цель, наметить план действий, может оценить и подобрать необходимые средства и соотнести их с действиями других людей. Ориентируясь на других, он умеет учитывать их чувства и интересы, желания и характер, может понимать другого и себя.

'Таран Л.Н., Петрунек В.П. Радости и тревоги. - М., 1978.-С.84.

Как проявляется это умение? Какое содержание нужно помочь освоить подростку, чтобы он полноценно развивался как личность?

Видимо, это прежде всего знание о содержании различных форм общественно полезной деятельности. Одной из ее важнейших форм является труд - труд, коллективно организованный, с общественно важным результатом. Именно он становится процессом, в котором проявляются все личностные возможности подростка.

Подростковый возраст как массовое социальное явление сформировался недавно в связи с развитием системы народного образования. Еще в 20-30-е годы советские психологи изучали подростка в первую очередь как рабочую единицу.

Подросток должен был работать, буквально для того, чтобы жить. Сегодня подросток - ученик, школьник, то есть ребенок. Требования общества к нему теперь совсем другие. Поэтому педагогические проблемы воспитания подростка связаны в первую очередь с тем, чтобы сформировать у последнего потребность в труде и способность к труду, сформировать нравственные нормы и идеалы взаимоотношений с другими, развить научное мировоззрение. Как это сделать? Ответ на вопрос содержится в основных положениях реформы образовательной и профессиональной школы, суть которой состоит в раннем участии школьников в общественно полезном труде.

«Отношение к труду, - писал В.А.Сухомлинский, - является важнейшим эталоном духовной жизни человека. Было бы недостаточным и наивным сказать, что трудолюбие воспитывается в процессе труда. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается и в процессе духовной жизни - интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Не может быть трудолюбивым человек, мало думающий, мало переживающий. Чем умнее человек, чем богаче у него эмоции и сильнее воля, тем ярче проявляется у него наклонность к разнообразным видам трудовой деятельности... Как нельзя воспитать трудолюбие одними словами о труде, так нельзя воспитать его без серьезных, умных слов»' .

Решение этой проблемы может быть найдено на пути организации жизни подростка таким образом, чтобы он освоил как можно больше общекультурных навыков действия с материальными предметами, чтобы он овладел содержанием основных форм общественно-полезной деятельности: знал, что ' Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду.-М„ 1959.-С. 197.

значит трудиться, учиться, заниматься спортом, искусством что значит организовывать людей и так далее. Освоение со'держания, выделение общих принципов построения деятельности обеспечивают переход от одного вида активности к другому. Как уже отмечалось, эти общие принципы связаны со способностью ставить цель, планировать, контролировать, оценивать себя, взаимодействовать с другими. Особенность их в том, что они применимы к любой деятельности человека.

Например, А.К.Макарова в советах ученику средней школы по самообразованию предлагает: «Учись применять такие приемы самоконтроля, которые помогут тебе "удерживать", сосредоточивать внимание в ходе выполнения работы»'.

Это же требование необходимо для осуществления и других видов деятельности: трудовой, спортивной и тому подобной.

Усвоение содержания различных видов деятельности связано с формированием разных двигательных навыков. Физиологические особенности подростка позволяют ему осваивать сложные движения. Можно смело утверждать, что если в данном возрасте человек не овладевает различными сложными движениями, то он на всю жизнь может остаться неуклюжим и неловким. Человек, который не научился в отрочестве и юности ездить на велосипеде, танцевать, работать пилой и рубанком, даже чистить картошку, овладеть этим в более позднее время будет значительно сложнее, а иногда и просто невозможно.

Обогащение жизни подростка за счет освоения содержания разных деятельностей дает богатый материал для воображения, для построения жизненных целей. А.С.Макаренко считал, что воспитывать человека - значит воспитывать у него перспективу. Чтобы подросток располагал жизненным материалом для постановки цели, он должен уметь ориентироваться на существенные свойства вещей и человеческих отношений, должен уметь действовать с этими свойствами. Научить его этому может только взрослый. Поэтому взрослый для подростка остается тем, кто организует его активность, знакомит с многообразием содержания человеческой деятельности. В этом смысле любой взрослый - образец отношения к делу, к людям, к жизни.

Не у каждого взрослого, к сожалению, хватает мудрости в общении с подростком, желания и умения признать одно из важнейших психических новообразований этого возраста чувства взрослости. Подросток уже ориентируется в мире общественных отношений и в своем внутреннем мире. Он уже может не только следовать образцам взрослого поведения, но Макарова А.К. Психология обучения подростка. - М., 1974.-С.60.

и применяет к себе взрослые отношения. Но для полноценного осуществления взрослого поведения подростку подчас не хватает устойчивой системы координат - той системы жизненных ценностей, которая позволяет ему давать настоящую оценку происходящим событиям. Подросток уже обобщает нормы и правила человеческого поведения, и в его жизнь входит то понимание их относительности, которое разграничивает нравственное и ситуативное, преходящее в поведении людей. Чтобы относительность норм человеческого поведения не вытеснила, не закрыла непреходящую ценность нравственных отношений и оценок, взрослые - в первую очередь родители - располагают реальной возможностью для дальнейшего развития нравственных отношений со своим ребенком, всем своим поведением показывая уважительное отношение к его человеческому достоинству. Если взрослые этого не учитывают, то создаются условия для глубокого конфликта с подростком, что ведет к внутреннему конфликту в самой личности последнего, так как лишает его устойчивых ориентиров в мире ценностей. Все подростки, а не только трудные, остро реагируют на неуважительное к себе отношение.

Сверстник, общение с ним позволяют подростку реализовать ценные, с его точки зрения, нормы. Но взрослые далеко не всегда могут оказать влияние на общение подростка со сверстниками, на формирование коллектива подростков, где бы они могли осуществить все. многообразие человеческих отношений, пережить их, получить и обобщить знание об их реальной ценности.

Исследователи подросткового возраста отмечают, что отношения в коллективе сверстников часто строятся на основе принципов «кодекса чести». Это правила взаимопомощи и взаимовыручки, которые не всегда совпадают с подлинными оценками нравственного содержания действий и отношений сверстников. Взрослый обязательно должен руководить детским коллективом, чтобы у подростков была возможность усвоить истинные человеческие ценности.

Большое значение в этом отношении имеет организация разновозрастных коллективов, где односторонность отношений практически исключается и в силу вступают истинные гуманные отношения людей, объединенных общей, социально значимой, целью. Забота о друге-сверстнике и забота о малыше - разные по содержанию отношения. Подчиняться сверстнику - не то же самое, что уметь поиграть с малышом. Как личность ребенок гораздо богаче развивается в многодетной семье, где он усваивает всю гамму человеческих отношений, оценок, норм взаимодействия с другими.

Подростковый возраст - время жизни, когда формируются нормы и способы общения с другими и с самим собой.

Общечеловеческие ценности добра, справедливости, равенства, красоты, ума понимаются конкретно и применяются в отношениях со сверстниками и взрослыми, в отношениях с самим собой, чтобы позднее стать обобщенными гуманистическими ценностями.

Центром внимания становится другой, и это находит выражение в интимной дружбе, в верном искреннем друге, а не в приятельских выражениях дружбы и верности. Огромное значение имеет общность интересов и увлечений, но не столько их содержание, сколько возможность общения с другим во время совместных занятий

Далее:

 

Теплообразование в толстом кишечнике.

Сегодняшние проблемы.

Лечение запахами растений.

Хроническая почечная недостаточность.

Оккультная интерпретация очистительных процедур Г. Малахова.

Водянка.

Световое излучение ядерного взрыва..

 

Главная >  Публикации 


0.0009