Главная > Публикации
Методы изучения близнецовИзучение близнецов, особенно после 1933 г., вошло составной частью в догматы фашизма о расовом превосходстве немецкой нации. Оно служило этим лжеучениям желанным парадным доказательством. И многочисленные видные ученые, антропологи, психологи, медики пошли на то, чтобы молодую науку о близнецах привести в соответствие с требованиями этого идеологического произвола. С современных позиций такое насилие над научным направлением и его искажение едва ли можно понять. Это было фактом истории всего несколько десятков лет тому назад. Воинствующая фашистская система нуждалась в идеологическом оправдании. Для этого ей годились все средства, презирающие человека и науку. Авторитет науки о близнецах был этим сильно дискредитирован. От такого позорного использования — к тому же в то время, когда сама теория еще находилась в зачаточном состоянии,— она долго не могла оправиться. Этим, возможно, объясняется недостаточная разработка близнецового метода в настоящее время. Главная ошибка многих исследователей близнецов со времен Гальтона состоит в том, что они ставят знак равенства между физическим и психическим развитием человека. Результаты исследований, полученные в отношении физических признаков, они автоматически переносят на такие свойства личности, как характер и интеллект. Они полагают, что если, например, обнаруживается большое сходство в телосложении, в оттенке кожи и цвете глаз, в папиллярных линиях кисти и пальцев, в форме носа, губ, ушей, в группах крови и функциях органов у ОБ, то такое же совпадение должно иметь место в уровне интеллекта, свойствах характера, интересах и т. д. Но такой подход недопустим, так как представляет собой грубое биологизаторское упрощение проблемы и игнорирует социальную сущность человека, что в свою очередь приводит к теоретически неправильному пониманию основ развития личности. Развитие человека в конкретную личность, раскрытие его врожденных задатков происходит только в активном столкновении (в деятельности) с конкретными условиями общественной среды. Общество формирует человеческую личность, которая должна быть выработана и обучена в самом широком смысле слова. Этого не могли или не хотели понять многочисленные исследователи близнецов, оказавшись в плену биологиза-торской концепции. Например, Л отце, который так заканчивает свою книгу о близнецах: «Таким ты должен быть, ты не можешь убежать от самого себя — вот последняя главенствующая истина, которую дают нам близнецы... С неумолимой силой встает перед нами великая истина, что мы должны прожить свою жизнь в соответствии с тем, что исходит от нас самих, от нашей наследственной судьбы» (1937, с. 171). Исследовать систематически и научно-исторически вопрос о том, куда привела в плане политики и идеологии теоретическая позиция, объясняющая психическое развитие человека так же, как и физическое, воздействием наследственных факторов, не является нашей задачей. Мы хотели бы только показать это на примере воззрений генетика и исследователя близнецов Фершуера. Влиятельный ученый, работающий над естественнонаучными проблемами, в идеологическом плане он полностью встал на службу фашизму и с позиции науки попытался оправдать его человеконенавистнические цели. Приведя несколько цитат, мы в самых общих чертах покажем ход его рассуждений и сделанные им выводы. Фершуер пишет: 1. «Наследственная обусловленность физического роста подобна наследственной обусловленности умственного развития... Ясно, что умственная и психическая стороны личности имеют один биологический корень, который восходит к наследственной структуре» (1933, с. 20, 23). Таким образом, он исходит из одинаковой наследственной обусловленности как физического, так и психического развития. 2. На основании этого он формирует понятие рас, которые, с его точки зрения, представляют собой физические и психические единства. Образцом такого единства является нордическая раса. «Нордическая расовая наследственность проявляется не только в немногих, особенно бросающихся в глаза внешних расовых признаках, но также — что намного важнее — в одаренности и характере» (1941, с. 225). 3. Он обосновывает требование сохранить чистоту нордической расы таким образом: «Самобытность немецкого народа окажется под угрозой, если биологические предпосылки перестанут быть одинаковыми. С опасностью смерти народа следует бороться мерами наследственной и расовой гигиены» (1933, с. 27). 4. Отсюда последовательно вытекает уверенность в необходимости изоляции неарийцев, особенно евреев. «В национальном государстве немцем может быть только тот, в чьих жилах течет немецкая или родственная кровь, или тот, кто принадлежит к той же расе... Борьба с загрязнением расы евреями... становится важнейшей задачей, которая требует высокой мобилизации всех расово-гигие-нических мыслей и действий» (1936, с. 6). 5. И наконец, Фершуер безоговорочно выступает в защиту нюрнбергского «Закона об охране немецкой крови», который он оправдывает в пространных комментариях (1936, 1941). Важнейшие параграфы этого пресловутого и гнусного закона, который он безоговорочно приветствовал, звучат так: 1. Заключение брака между евреями и гражданами немецкой или родственной ей крови запрещается. Заключенные вопреки этому браки считаются недействительными, даже если они в обход этого закона были заключены за границей... 2. Внебрачная связь между евреями и гражданами немецкой или родственной крови запрещается. 3. Евреям не разрешается использовать в своем домашнем хозяйстве гражданок немецкой или родственной крови... 5. Тот, кто нарушит параграф 1, карается принудительными работами. Мужчина, нарушивший параграф 2, карается тюремным заключением или принудительными работами...» («Дойчес эрцтеблатт» от 21.9.1935). Непостижимо, что видный ученый мог целиком разделять эту точку зрения. В этой связи становится понятным, что и многие близнецы стали жертвами садистской практики. Фашистский преступник врач Йозеф Менгеле занимался в Освенциме «изучением рас», специализируясь на близнецах, над которыми он проводил медицинские эксперименты. По свидетельствам оставшихся в живых узников, он сам разыскивал на платформе лагеря Биркенау пары однояйцевых близнецов из прибывающих транспортов с депортированными лицами. Одних он заражал тифом, чтобы наблюдать, насколько одинаково или по-разному будет протекать у них заболевание. Другие были использованы для опытов по стерилизации, которые в большинстве своем приводили к смертельным исходам. Тех, кто не выдерживал экспериментов, Менгеле собственноручно убивал. В конце 30-х годов получило широкую известность исследование близнецов, которое проводил психолог Курт Готтшальдт. Он организовал лагерь отдыха, где в общей сложности за два многонедельных курса побывало 140 пар близнецов. Готтшальдт надеялся, что в этих благоприятных условиях он получит возможность исследовать естественное поведение ОБ и ДБ, их интересы, конфликты, настроения, успехи и неудачи, их контакты между собой, со сверстниками и взрослыми, их повседневные жизненные привычки. Дети жили маленькими группами. Их обслуживали подготовленные в области психологии специалисты, которые одновременно выполняли функции наблюдателей и протоколистов. Вне всякого сомнения, это было интересное мероприятие как для близнецов, так и для исследователей. Однако вклад в науку, полученный в результате этих исследований, оказался довольно скудным. Большие ожидания не оправдались. Это было связано с серьезными недостатками в теоретическом и методологическом подходе Готтшальдта, который, как и большинство его современников, был убежден в доминанте наследственных факторов в психическом развитии и искал эмпирических доказательств. Однако методика его была очень неточной и открывала широкий простор для субъективных оценок. Наблюдатели должны были в течение всего дня регистрировать поведение близнецов, например участие в игре, настроение, эмоциональные реакции, волевые решения, проявления темперамента и т. д., и оценивать степень сходства между ними. В заключение они должны были дать обобщенный отзыв о характере, интеллектуальных способностях и успехах близнецов. Результаты можно было — преднамеренно или непреднамеренно -толковать односторонне, даже манипулировать ими. Это подтверждают и педагогические эксперименты. Например, если несколько учителей должны оценить личность ученика или только одну его определенную работу, будь это сочинение или домашнее задание, их суждения часто оказываются очень различными. Иногда выставляемые оценки расходятся на 2—3 балла. Даже психологи, как показывают соответствующие исследования, часто оценивают одно и то же лицо по-разному. При этом большую роль играет та теория личности, приверженцем которой является исследователь, а также образ человека, который он «создает» в соответствии с этой теорией, симпатия или антипатия по отношению к испытуемому и другие факторы. Результаты исследований близнецов в лагере Готтшальд-та изобиловали такими серьезными ошибками. Поэтому к приводимым ниже данным следует относиться очень критически. Готтшальдт обнаружил большие различия между ОБ и ДБ в психических сферах. ОБ были гораздо более похожи между собой, чем ДБ. Степень совпадения у ДБ он принял за 1 (табл. 7). Из этого он делал выводы о степени наследования этих, довольно смело определяемых, свойств. таблица (находится в разделе приложений) 7 Соответствие психических качеств у ОБ и ДБ Качество ДБ:ОБ Сообразительность 1,5 Мыслительная дисциплина 2,0 Темп умственной работы 3,5 Контактность 4,7 Инициатива 6,3 Общий настрой 12 По Готтшальдту получается: чем выше совпадение у ОБ, тем больше влияние наследственности. В соответствии с этим общий настрой, инициатива, контактность очень сильно обусловлены наследственностью, умственная деятельность — несколько слабее. Различия, установленные между ОБ и ДБ, он скоропалительно объяснял генетическими факторами. Однако, на наш взгляд, это неправомерно. Как правило, ДБ и ОБ имеют разные условия развития. Родители, родственники, учителя, друзья, знакомые реагируют на ОБ большей частью иначе, чем на ДБ. Это выражается прежде всего в том, что одинаковое поведение внешне очень похожих ОБ с малых лет одобряется окружающими. Различные условия социальной среды Готтшальдт, как и многие другие исследователи его времени, не учитывал. Он последовательно придерживался вывода, сформулированного Сименсом (1924), а позже Фершуером, о том, что каждый признак обусловлен наследствен ностью полностью или частично. У ОБ чаще, чем у ДБ, развиваются совпадающие признаки. Однако развитие психических качеств личности нельзя интерпретировать в соответствии с ростом организма. В более поздних публикациях Готтшальдт сам несколько отступил от своих прежних выводов, поскольку их не смогли подтвердить последующие исследования. Работы Готтшальдта сегодня имеют, пожалуй, только историческую ценность для науки о близнецах. Они наглядно показывают окольные пути и заблуждения, которые выросли на почве теории наследственности в ее крайнем выражении. После 1945 г. вокруг исследований близнецов в научной литературе ГДР и ФРГ наступило относительное затишье. Сравнение пропорции ОБ:ДБ не стало ведущим направлением к выяснению проблемы «наследственность — среда», как на это первоначально надеялись. Только в области медицины дело обстоит иначе. Течением близнецовой беременности и родов, естественно, особенно интересуются гинекологи. В психиатрии иногда используют сравнение ОБ и ДБ для выяснения роли наследственных факторов при определенных заболеваниях. Но это в основном очень специальные и небольшие исследования. Однако во многих других странах мира этой проблеме по-прежнему уделяется большое внимание. Известные ученые США, Англии, Италии, Франции, Бельгии, Швеции, Дании, Японии, Индии, Канады используют близнецовый метод. Например, Дания имеет национальный регистр, который содержит информацию о всех близнецах страны. Это, естественно, облегчает научные исследования. В Институте Менделя в Риме более 20 лет существует кафедра изучения близнецов, на которую был приглашен известный исследователь Луиджи Гедца. Прежде всего он занимается проблемами созревания и старения организма, а также проблемами наследственных заболеваний. Гедда впервые организовал в Риме в 1974 году Всемирный конгресс ученых, занимающихся изучением близнецов. С тех пор каждые три года съезжаются на такой конгресс исследователи со всего мира. Например, на конгрессе в Иерусалиме (1980) рассматривались научные проблемы, в решении которых используется изучение близнецов: происхождение и распространенность близнецов; формирование и развитие личности; интеллект: близнецы и усыновленные дети; исследования темперамента; близнецовый метод в физиологии и антропологии; изучение близнецов в клинических исследованиях; биология близнецов; эмбриология и тератология* близнецов; болезни сердца; курение, алкоголизм и наркомания; генетика поведения; значение изучения близнецов для биохимии и фармако генетики; анализ данных о близнецах; проблема многоплодной беременности. Совершенно очевидно, что в настоящее время учеными проделана солидная и ответственная научная работа по широкому кругу специальностей. Тем не менее наряду с этим известны и заслуживающие осуждения факты, связанные с именем С. Берта (1884— 1971), английского профессора психологии. Он был учеником Гальтона и приверженцем теории наследственности. При жизни он считался виднейшим ученым английской психологической школы, самым известным и наиболее часто цитируемым исследователем близнецов и вопросов одаренности. Он был удостоен высоких наград и даже возведен в дворянское звание английской королевой. Однако после его смерти стали сенсацией разоблачения методов его научной работы. В конце 70-х годов западная пресса, радио и телевидение широко информировали об этом. Берт допускал грубые упущения, с большим размахом занимался фальсификациями, тенденциозно искажая цифровые данные в духе догматической теории наследственности. Выяснилось также, например, что ассистенты, которых Берт называл соавторами некоторых публикаций, являются не более чем призраками. Во всяком случае, они не были известны ни в Лондонском университете, ни в Британском обществе психологов, не знали их и сотрудники Берта по работе. Среди 53 пар близнецов, выросших врозь, о которых часто сообщал Берт, многие оказались вымышленными, и т. д. и т. п. Последующими добросовестными исследованиями (Кэ-мин, 1979) он был дисквалифицирован и тем самым уже после смерти стал скорее авантюристом, чем серьезным ученым. Берт нанес большой ущерб не только науке о близнецах, не только психологии, но и всей науке вообще. В последние десятилетия изучению близнецов уделялось большое внимание в СССР и других социалистических странах, например в ЧССР и ПНР. Публикации советских ученых свидетельствуют об оригинальности в постановке вопросов, стремлении получить научно достоверные данные для установления тесных всеобъемлющих теоретических взаимосвязей (например, психологии и физиологии развития)1. Методы изучения близнецов При изучении близнецов используются несколько методов. Коротко остановимся на важнейших из них. Сравнение однояйцевых близнецов между собой (внут-рипарное сравнение). Предпосылкой для сравнения однояйцевых близнецов между собой по определенным физическим или психическим признакам является их генетическая идентичность, то есть наличие у них одинакового наследственного потенциала. Поэтому все различия между ними должны объясняться воздействиями внешней среды в самом широком смысле слова. Если речь идет о физических признаках, то прежде всего следует иметь в виду течение беременности («внутриматоч-ная среда»), влияние родовых травм, питание, болезни и др., различия же в психических проявлениях обусловлены прежде всего влиянием окружающей среды*. Если происхождение различного выражения одних и тех же признаков можно объяснить воздействиями внешней среды, то с одинаково выраженными признаками дело обстоит не так однозначно. В принципе при оценке этих признаков у ОБ следует исходить из диалектического взаимодействия генетических факторов и факторов окружающей среды. Особенно это относится к рассмотрению психических признаков. Этот методический вариант особенно часто используется в медицине. Экспериментальное сравнение однояйцевых близнецов. Такое исследование выходит за пределы простого сравнения близнецов. Здесь речь идет о классическом эксперименте по организации его проведения и целеустановке. В то время как один близнец подвергается определенным экспериментальным воздействиям (программа тренировки, специальный метод преподавания или обучения, прием лекарственных средств или других препаратов), другой освобождается от этого. Следовательно, один из близнецов является испытуемым в эксперименте, другой служит контрольным лицом. Отсюда название — контрольно-близнецовый метод. Первыми этот метод в 1929 г. применили американские психологи Гезелл и Томпсон. Одного близнеца тренировали в подъеме по лестнице в возрасте 46—52 недель, другого — 53—54 недель. Ожидаемый рывок вперед у первого, правда, был зафиксирован, но уже на 55-й неделе второй его догнал. Позднее было исследовано развитие других моторных навыков, методов запоминания, запечатления и воспроизведения содержания памяти, обучения чтению. Совершенно очевидно, что получить генетическую идентичность экспериментальной и контрольной группы можно, только сравнивая однояйцевых близнецов. Никаким другим путем этого достигнуть нельзя. Такие эксперименты имеют большое значение для медицины, психологии, педагогики. Сравнение однояйцевых близнецов с двуяйцевыми. Этот метод важен прежде всего для психологии, так как сравнения только однояйцевых пар бывает недостаточно при постановке большинства психологических вопросов. Ученые, исходя из того, что ОБ, как и ДБ, с первого дня жизни растут в относительно одинаковых условиях, выясняют, например, имеют ли пары ОБ по тем или иным признакам большее сходство, чем пары ДБ. Раньше это просто приписывалось действию наследственных факторов. Но, как уже подчеркивалось выше, у ОБ и ДБ не существует в равной степени одинаковой окружающей среды. Воспитатели и партнеры по контактам сильнее побуждают ОБ к идентичному поведению, чем ДБ. Чтобы делать выводы о наследственных факторах, надо исключить такие воздействия социальной среды. Сравнение близнецов с другими братьями и сестрами. Привлечение к исследованиям других братьев и сестер — неблизнецов — может иметь также значительную научную ценность. ДБ генетически похожи между собой не больше, чем другие дети в семье. Схожесть их интересов, установок, способностей, совпадения в мышлении и поведении можно объяснить отсутствием возрастной разницы в несколько лет, одинаковыми условиями внешней среды с первого дня жизни. Сравнивая близнецов в такой ситуации, можно проанализировать влияние внешней среды на формирование и развитие личности человека. Сравнение однояйцевых близнецов, выросших раздельно, с выросшими вместе. Это в высшей степени интересный аспект в изучении близнецов. Разлученные в раннем детстве и выросшие в разных семьях или детских домах однояйцевые близнецы по многим личностным признакам развиваются различно и тем самым отличаются от близнецов, выросших вместе. Заметные различия у раздельно выросших генетически идентичных пар ОБ возникают исключительно за счет влияний среды. Проблема состоит только в том, что такие случаи довольно редки. В англоязычной литературе до настоящего времени известны только четыре исследования, охватывающие 100 ОБ, разлученных в раннем детстве. С конца 70-х годов ведется большое исследование раздельно выросших ОБ в Миннесотском университете (США). Однако и эти исследования не принесли ошеломляюще новых результатов. Вообще следует напомнить, что близнецовый метод не является чудо-орудием науки, с помощью которого мгновенно можно было бы решить, например, проблему взаимодействия наследственности и среды Далее: Наши ошибки. Тиротоксическая аденома. 3 Занятие. Литература. Порезы. 2. Метод торможения. Патология индивидуальных идеальных диад. Главная > Публикации 0.0009 |