Главная >  Публикации 

 

Занятия на воздухе (зимой)



основные двигательные навыки, которыми должен овладеть ребенок до трех лет. Постарайтесь обеспечить сыну или дочери условия для активных занятий физическими упраж­нениями. Помните о том, что детям дошкольного возраста нельзя навязывать выполнение упражнений, принуждать их делать то, что им не хочется. Из этого ничего хорошего не получится. Занятия должны строиться в форме игры, заинтересовавшей ребенка.

Подобные игры можно проводить с детьми в специально оборудованном в квартире спортивном уголке. В продаже имеются различные спортивные снаряды и тренажеры, которые дети младшего возраста с успехом используют, удовлетворяя естественное желание подвигаться. В литера­туре по оздоровительной физкультуре содержатся описания этих тренажеров (как собственного изготовления, так и имеющихся в продаже), предлагаются комплексы упраж­нений. Рекомендуем воспользоваться книгой В. С. Скрипа-лева «Наш семейный стадион» (М.: Физкультура и спорт, 1986). Автором разработан специальный универсальный комплекс, который легко разместить даже в небольшой квартире. Огромным преимуществом этого спорткомплекса является то, что на нем может заниматься как годовалый малыш, так и его отец. Конструкция спорткомплекса позволяет упражняться на снарядах сразу нескольким ребя­там. В совместных занятиях родителей и детей заключен большой воспитательный смысл. Маленькие дети любят подражать, стремятся посоревноваться с мамой, папой, братом или сестрой. Такие занятия приносят радость общения, создают хороший контакт между родителями и детьми, одновременно способствуя укреплению здоровья, развитию силы, ловкости, гибкости, эстетики движений у детей. Как показывает опыт, ребята с большим удовольст­вием проводят время на снарядах спорткомплекса, потому что они подобраны в соответствии с потребностями детей в пределенных движениях: лазанье, висах, вращении, катании т. д. Здесь есть и лиана-качели, и горка для катания, и аклонная лесенка, и батут, и кольца.

Наряду с занятиями физическими упражнениями необхомо по-прежнему уделять внимание закаливанию ребенка, а и вы не делали этого раньше, то начать его. Лето — наиболее благоприятная пора для начала закали­вания. Оно дает возможность делать это с помощью солнца, воздуха и воды. Воздушные ванны (а начинать надо именно с них) рекомендуется принимать в движении: во время утрен­ней зарядки, бега, ходьбы или упражнений. Температура воздуха для первого занятия должна быть не ниже 18°. Время процедуры — 7—10 минут. После этого надо, чтобы ребенок принял теплый душ, или облить его теплой водой и энергично растереть. Ежедневно время приема воздушных ванн следует увеличивать на 2—5 минут, доведя процедуру до получаса.

В ветреную и влажную погоду необходимо уменьшить продолжительность процедуры, так как холодный и влаж­ный воздух способствует большей теплоотдаче, чем сухой.

Велика целебная сила солнечных лучей. Их действие стимулирует жизнедеятельность клеток, повышает обмен веществ, способствует выработке в организме витамина D, укрепляет нервную систему. Принимать солнечные ванны нужно в утренние часы, через час-полтора после завтрака. Начинать процедуру с 5—10 минут, постепенно доводя время пребывания на солнце до 2 часов. Продолжительность закаливания солнцем можно увеличить, если принимать ванны не лежа, а во время ходьбы или спортивных игр.

Однако не забывайте о том, что солнце может быть не только другом, но и врагом, если пользоваться его лучами неразумно, а также при наличии ряда заболеваний. Начинать проводить с ребенком солнечные ванны следует после обращения за советом к врачу.

Наибольший оздоровительный эффект дает воздействие на организм солнечных и воздушных ванн в сочетании с водными процедурами. Вода — прекрасное закаливающее средство. Через нервный аппарат кожи вода оказывает большое влияние на всю нервную систему, а через нее на организм в целом, воздействуя на различные процессы обмена веществ в клетках и тканях.

Закаливание водой проводят в виде влажного обтира­ния, душа, купания в водоеме. Наиболее щадящая водная процедура — обтирание. Начинать ее следует с температуры воды 26—28°.

Рукавицей, сшитой из фланели, льняной или полотняной ткани, проводится обтирание рук, шеи, груди, живота, ног по направлению от периферии к центру в течение 6—8 минут. После этой процедуры в таком же порядке проводится обти­рание сухим полотенцем. Постепенно (через каждые 2— 3 дня) температура воды снижается на 1 °.

Подготовив организм ребенка обтираниями, приступай­те к более сильному виду закаливания — обливаниям. Делать их можно в том же порядке, обливая отдельные части тела.

Главное место в этой процедуре занимает закаливание горла и ног. Полоскание горла и обливание ног надо начинать с температуры воды 25—26° и через каждые 2—3 дня снижать ее на 1°, доведя до 15—16°.

Очень хорошее действие на сопротивляемость организ­ма к простудным заболеваниям оказывают также закалива­ющие процедуры для ног. В два ведра или таза наливаете холодную и горячую воду. Ноги ребенка сначала помещают в горячую, а потом в холодную воду. Такая смена произво­дится 2—3 раза. Температура горячей воды 35° (с постепен­ным повышением на 1 ° до 40—42°), холодной — 20° (с пони­жением ее каждую неделю на 1 ° и постепенным доведением до 15°). В горячей воде ноги находятся 2—3 минуты, в холод­ной — 0,5 минуты. После процедуры необходимо тщательно растереть стопы до покраснения.

Морские купания являются хорошим закаливающим средством. Но при этом надо соблюдать ряд правил. Первые дни купаться только один раз в день, в дальнейшем можно два раза. Слабым детям нельзя купаться натощак и ранее чем через час после завтрака. Прежде чем разрешить ребенку окунуться, подождите, пока с тела исчезнет испарина. Но не доводите его до полного охлаждения и появления гусиной кожи. Кожа перед купанием должна быть теплой. Если тело охладилось, необходимо проделать согревающие движения. Не ждите появления вторичного озноба, гусиной кожи, побледнения кожных покровов. При выходе из воды надо быстро и досуха обтереть ребенка.

С наступлением осенних дней, а затем и зимних большой закаливающий эффект детям дошкольного возраста дадут упражнения, игры и бег на воздухе (доведенные постепенно до 30—40 минут). Занятия на свежем холодном воздухе являются отличной профилактикой простудных заболева­ний. В табл. 3 перечислены упражнения, которыми надо заниматься с детьми на улице, во дворе, в парке. Некоторые из них можно использовать не только зимой, а в любое время года (например, футбол, упражнения с обручем, мячом). Разумеется, это далеко не полный перечень возмож­ных вариантов движений. Родители могут сами придумы­вать различные игры, вспомнить те, в которые они играли в детстве.

Как и прежде, надо следить за тем, чтобы ребенок был правильно одет. Принцип тот же — не слишком тепло и не слишком легко. Это относится не только к одежде, в которой дети выходят на улицу. В квартире не всегда одина­ковая температура, поэтому одевать ребенка надо в соответ­ствии с ее микроклиматом.

Занятия на воздухе (зимой)

Катание игрушек (мишки, кук­лы). В санки сажают игрушку и предлагают покатать ее и от­везти на скамейку. Санки реко­мендуется везти за веревку дву­мя руками Ходьба за санками. Ребенок за­хватывает спинку санок и тол­кает их впереди себя Бег за мячом. Взрослый бросает мяч, просит ребенка догнать и принести ему. Мяч маленький, 5—7 см в диаметре Игра в футбол. Ребенка просят толкнуть мяч ногой и догнать его. Следить, чтобы мяч толкали правой и левой ногой. Мяч 25— 28 см в диаметре Прыжки в обруч с опорой. Взрос­лый, удерживая ребенка за обе руки, предлагает ему прыгнуть в обруч и обратно Прыжки в обруч. Аналогично предыдущему упражнению, но без опоры. Подскоки вокруг об­руча. Ребенку предлагают под­прыгнуть вокруг обруча, как зайка «Залезь на горку». Ребенок зале­зает ножками на горку с по­мощью и без помощи взрослого Метание «снежка». Взрослый, удерживая обруч в вертикальном положении на высоте вытянутых рук, на расстоянии 80—90 см от ребенка, предлагает бросить «снежок» правой и левой рукой. «Снежок» 3—5 см в диаметре «Перешагни через обруч». Взрос­лый, удерживая обруч на высоте 25—45 см, в зависимости от возраста ребенка, предлагает ему перешагнуть через обруч правой и левой ногой поочередно. Катание с горки за санками. Ребенок на ногах, держась за спинку саней, съезжает с горки. Это упражнение нужно проводить с большой осторожностью. Взрослому следует очень внима­тельно наблюдя т ь за ребенком «Достань обруч». Взрослый, удерживая обруч на высоте вы­тянутых рук ребенка, просит подтянуть обруч к себе. Обруч захватывается на ширине плеч ребенка.

«Достань мяч». Аналогично пре­дыдущему упражнению. «Убери снег». Взрослый пред­лагает собрать снег в кучу, а за­тем лопаткой перенести в другое место (следить за осанкой) Зону теплового  комфорта  можно  создать  подбором одежды по количеству слоев и качеству, например:

Одежда Температура воздуха 23° и выше 1—2-слойная: тонкое хлопчатобумажное белье, легое хлопчатобумажное платье с короткими рукавами, носки, босоножки или сандалии 21—22° 18—20° 16—17° Дышать прохладным воздухом очень полезно — это способствует закаливанию, тонизирует нервную систему, активизирует обмен веществ, в целом дает хороший оздоро­вляющий эффект. Поэтому сон ребенка в прохладной комна­те, на балконе, веранде, в сквере должен стать неотъемлемой частью его гигиенического режима.

Во время сна ребенку обеспечивается состояние теплово­го комфорта путем подбора одежды в соответствии с температурой окружающего воздуха.

Одежда и спальные принадлежности Байковая   рубашка   с   длинным   рукавом   или   пижама, теплое одеяло Спальный мешок, пижама байковая, шапочка, носки Спальный мешок, пижама, носки, шерстяная шапочка; поверх мешка — теплое одеяло (матрацы и спальные мешки хранить в теплом помещении).

В зимнее время дети должны находиться на свежем воздухе не менее 4—5 часов ежедневно. При этом важно одеть и обуть ребенка соответственно сезону и погоде, чтобы одежда не стесняла его движений и достаточно согревала его.

Одежда 4-слойная: белье, платье, трикотажная кофта, колготы, рейтузы, куртка или демисезонное пальто, сапоги 4-слойная: белье, платье, трикотажная кофта, колготы, рейтузы, зимнее пальто, утепленные сапоги — 8 — 12° Детей до трех лет выводят гулять зимой в безветренную погоду при температуре воздуха на улице -15°. Малышам от 4 до 7 лет можно разрешать прогулки при -18°—20°. Правда, время прогулки лучше сократить.

Летом вся жизнь ребенка должна быть по возможности перенесена на открытый воздух. Одежда с потеплением на улице постепенно облегчается (в жаркое время полезно раздевать детей до трусиков).

Хорошим средством закаливания, укрепления и форми­рования свода стопы в летнее время является хождение боси­ком, по траве, песку, скошенному лугу. Приучать малыша к этому надо в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения босиком с 2—3 до 10—12 минут. Окрепшие дети могут ходить босиком при +20°.

Различные занятия физическими упражнениями также должны проводиться на улице.

В холодное время года одежда детей при проведении занятий должна соответствовать температуре воздуха.

Зимой при тихой погоде —7 — 15° Спортивный шерстяной костюм, майка, рубашка фланелевая с длинным ру­кавом, колготы, шерстяная шапочка на матерчатой подкладке, шерстяные нос­ки, кеды, варежки. При ветре надевается куртка из болоньевой ткани и рейту­зы С сильно ослабленными детьми, страдающими хрони­ческими заболеваниями, целесообразно приступать к заня­тиям физкультурой на открытом воздухе в летнее время.

Советуем всем родителям приучать своих сыновей и дочерей с самого раннего возраста ходить на лыжах. Поверь­те — с годами эта привычка обернется для них крепким здоровьем.

Нередко родители спрашивают: с какого возраста можно ставить ребенка на лыжи? Как правило, с 3—4 лет. Но можно и раньше. Я, например, приучил своих детей ходить на лыжах уже в 2-летнем возрасте.

Надо сказать, что сделать из малыша «лыжника» дело непростое. Тут потребуется и терпение, и настойчивость, и немалый труд. Особенно нелегки будут для него первые шаги. Далеко не у каждого малыша появляется желание встать на лыжи. Поэтому, если его нет, не заставляйте ребенка насильно. Лучше всего начинать обучение с игры. Предложите малышу: «Давай поиграем в лыжника!» И поначалу наденьте лыжу на одну ножку. Так ему легче будет привыкнуть к новой «игрушке».

Эффект получается гораздо больший, если обучение проходит в компании. Часть ребят при этом будет с лыжами, а другая — без них. И особенно важно в данной ситуации, чтобы кто-то из малышей уже умел ходить на лыжах — его пример обязательно заразит других.

И так день ото дня, сначала на одной лыже, потом на двух малыш приучается скользить по снегу. И день ото дня это занятие нравится ему все больше и больше.

Помимо отличной физической нагрузки, которую полу­чит ребенок на лыжне, прогулка по зимнему, неповторимо красивому лесу окажет на него огромное эстетическое воздействие. А это также имеет немаловажное значение в воспитании юного человека.

Часто родители жалуются на плохой аппетит детей. Так вот, дорогие мамы и папы, если хотите, чтобы ребенок ваш хорошо ел, приучите его ходить на лыжах. Ничто так не возбуждает аппетита, как лыжная прогулка.

Очень хорошо, если вместе с ребенком вы сами встанете на лыжи. В выходные дни — всей семьей в лес на прогулку! Такие походы помимо здоровья дают очень многое и детям и родителям. И прежде всего порождают между ними дружбу, духовную близость.

Ну и что же еще, кроме закаливания и хорошего аппети­та, для здоровья дают лыжи? Регулярная ходьба на них повышает в полтора раза жизненную емкость легких, укрепляет мышцы рук и ног, улучшает кровообращение, избавляет от ожирения (а этим нередко страдают сейчас дети), предупреждает аллергические заболевания, нарушения опорно-двигательного аппарата. Если ваш ребенок (и вы вместе с ним) ходит на лыжах 2—3 раза в неделю, это в немалой степени компенсирует недостаток его двигательной активности.

Нельзя забывать и о том, что лыжи способствуют также выработке хорошей координации движений, ориентации в пространстве, развивают у детей смелость, выносливость, волевые качества.

В начале занятий желательно выбирать тихую погоду с температурой воздуха не ниже 2—8 ° мороза.

Вместо таблеток

А если ваш ребенок подрос и утренняя гимнастика не стала для него привычкой, вы не закаляли его и не привили любовь к движению?

Ответ однозначен: начав ходить в школу, он наверняка будет чаще простужаться, станет еще менее подвижным, а впоследствии вырастет болезненным человеком. Наиболее распространенными недугами у детей школьного возраста являются хронические заболевания верхних дыхательных путей, бронхиты, воспаления легких, бронхиальная астма. Часто встречаются и другие отклонения в состоянии здо­ровья детского организма: неврозы, нарушения сердечно­сосудистой системы, аллергия, нарушение обмена веществ, дефекты зрения, опорно-двигательного аппарата.

Между тем опыт многолетних наблюдений и данные исследований свидетельствуют о том, что на всех этапах школьного возраста систематические занятия физическими упражнениями оказывают огромное влияние на правиль­ное морфологическое формирование, физическое развитие и функциональное совершенствование организма. Благодаря целенаправленному и своевременному использованию оздо­ровительно-лечебной физкультуры можно добиться устра­нения слабых звеньев физического развития (врожденных или приобретенных). Подобрав соответствующие упражне­ния, можно исправить дефекты осанки — частой причины серьезных функциональных нарушений. Физические упраж­нения благотворно влияют на развитие дыхательного аппа­рата — повышается жизненная емкость легких, максималь­ная легочная вентиляция, а также бронхиальная проходи­мость.

Благодаря систематическим занятиям физическими уп­ражнениями сердце ребенка увеличивается в объеме, повыша­ется его тонус, утолщаются мышечные волокна сердца, что способствует развитию выносливости. Немалую роль игра­ют физические упражнения и в борьбе с нарушением обмена веществ.

Пусть меня правильно поймут мои коллеги медики — я не против медикаментов. Лекарства служат хорошую служ­бу в борьбе с различными заболеваниями. Но их надо применять исключительно там, где без них не обойтись. Ведь медикаменты не только действуют на болезнетворные микробы; они попутно наносят и определенный вред, вызы­вая аллергии и оказывая различные побочные действия на органы и системы детского организма.

Одному из ведущих фармакологов принадлежит такой афоризм: медикамент что слон в посудной лавке — выбирая из груды посуды свой сервиз, изрядно перетопчет ос­тальную.

Но рациональная физическая культура, специальные упражнения в комплексе с массажем и закаливанием делают чудеса, поднимая на ноги парализованных, исцеляя страда­ющих хронической пневмонией, бронхиальной астмой, сер­дечно-сосудистыми заболеваниями, помогая в тех случаях, когда лекарства бессильны.

Лечение хронических заболеваний и профилактика сред­ствами физической культуры — длительный процесс, кото­рый делится на три этапа.

Первый этап — адаптация к физическим нагрузкам, подбор упражнений и разработка правильного режима (2—3 месяца). В этот период все усилия направлены на устранение нарушений в здоровье, вызванных длительными заболеваниями, травмой или оперативным вмешательством, обусловившими длительное пребывание ребенка в малопо­движном состоянии.

На втором этапе практикуется режим общефизической подготовки (3—4 месяца).

Третий этап предусматривает тренировочный режим в течение всего последующего времени. Наряду с общефизи­ческой подготовкой рекомендуются занятия видами спорта, которые благотворно действуют на те или иные отклонения в здоровье.

Предлагаемая схема оздоровительной физкультуры себя оправдывает при многих хронических заболеваниях, таких как ожирение, хронический бронхит, хроническая пневмо­ния, бронхиальная астма, при ряде сердечно-сосудистых заболеваний, при нарушениях опорно-двигательного аппа­рата.

Научите ребенка правильному дыханию

Обучение правильному дыханию — одна из основных форм физического воспитания детей с ослабленным здо­ровьем. Нарушение функции дыхания препятствует нормаль­ному насыщению крови кислородом, приводит к нарушению обмена веществ, затрудняет выполнение физических нагру­зок. Правильное дыхание необходимо для здоровья ребенка так же как и правильное питание. Поэтому выполнять дыхательные упражнения надо с младенчества.

Они вводятся в комплексы упражнений уже для 1,5—2 ме­сячных детей. Когда малыш подрастет, мать может зани­маться развитием дыхательного аппарата ребенка в форме игры с ним. Например, дать одуванчик и предложить подуть на него сначала ртом, а потом носом. Обычно дети с удо­вольствием включаются в игру. К таким упражнениям-играм можно отнести пускание мыльных пузырей, задувание свечи, нюхание цветка и др. Во время прогулок за городом и в парке надо привлекать внимание ребенка к чудесному запаху чистого воздуха, заставлять медленно вдыхать носом, чтобы как следует почувствовать его, а потом медленно и глубоко выдыхать. Чтобы малышу было интересно, по­просите его проанализировать состав воздуха (кстати, так он быстрее научится различать запахи).

Нужно приучить ребенка к дыханию через нос. Это самое целесообразное и естественное дыхание. Дыхание должно быть полным, чтобы расширялась грудная клетка и развива­лись мышцы живота. Покажите, как втягивать живот и сокращать его мышцы во время дыхания. Для этого положите ребенка на спину и прижмите руками его живот, а потом попросите его втянуть живот, чтобы он стал плоским и впалым.

Помните, что дети запоминают дыхательные упражне­ния и овладевают навыками произвольного управления дыханием гораздо быстрее взрослых, но если занятия нере­гулярны, то они так же быстро утрачивают полученные навыки

Далее:

 

Потребление энергии у лиц, страдающих ожирением.

Раздел VI. Врачебная тайна.

46. Болиголов крапчатый.

Система ниши -наука о здоровье.

Признаки..

Система здоровья ниши и современная медицина.

Точки зрения.

 

Главная >  Публикации 


0.0015