Главная >  Публикации 

 

Каноны буддизма. Действия, приводящие в самсару (несчастье)



Вот четыре типа болезней и причин смерти, которые ответственны за многое, что творится в жизни окружающих нас людей; их, однако, не следует относить к психологическим причинам болезней, но рассматривать, и то очень кратко, в числе тех, что обусловлены групповой жизнью с ее предрасполагающими причинами заболеваний. Сюда относятся и инфекционные заболевания, однако такие ситуации, которые возникают, например, в результате автомобильных или железнодорожных катастроф, нельзя считать причинами, порождающими болезнь. Совершенно верно, что работа целителя может затронуть и такие случаи, однако она несколько отличается от той, которая имеет место при болезни, зародившейся в слабом теле, и тому подобное, либо при групповых заболеваниях и т. д.

По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано со стрессом.

При достаточно сильных и частых стрессах развивается гипертония, язва желудка, вовлекаются эндокринные системы, появляется риск развития инфаркта миокарда, повышается активность щитовидной железы и т. д. Стресс переходит в дистресс, разрушающий органы и сокращающий жизнь. Не проявляясь в каком-либо конкретном заболевании, хронические стрессы могут приводить к постоянно подавленному состоянию. Плохая работоспособность, вялость, пассивность, бессонница или неглубокий беспокойный сон - все это следы деятельности дистресса. На этом фоне возникают периодическое сердечное недомогание, частые головные боли, чувство беспричинной тоски.

Каноны буддизма. Действия, приводящие в самсару (несчастье)

Скопление (твоих) злодеяний есть корень страдания в самсаре. Именно аффекты-клеши ответственны за все пагубные деяния. Невежество, которым поддерживается сверхценность (представления о) "Я", обусловливает активность аффектов-клеш. Общая омраченность потока сознания есть корень невежества и всех (производных) аффектов-клеш. Именно из-за общей омрачен-ности мы не ведаем, откуда возникла самсара, какова ее природа, какие разновидности действия-причины-результата полезны, а какие разновидности вредны и т. д., ибо мы --во мраке! Например, когда Учитель разъясняет (природу Реальности), то, прослушав и обдумав все, что Он сказал, мы можем прийти к некоему концептуальному пониманию. Но, как и грезы о стране, которую мы никогда не посещали ранее, также когда мы навешиваем концептуальные обозначения-ярлыки на (Высшую Реальность), которая отнюдь не является некой "Вещью", тогда мы просто играем с концепциями-представлениями.

Посредством того же процесса мы навешиваем обозначение-ярлык "самость" на то, что отнюдь не является (незыблемой, самостийной, отдельной "самостью"), а затем цепляемся за эту "самость". А на этой основе возникает и заблуждение относительно Высшей Реальности, и множество прочих извращенных псевдосхем-установок (сознания). Затем возникает привязанность ко всему, что поддерживает эту "самость": к телу, богатству, знакомствам и т.п. - а вслед возникает гордыня, зависть, алчность. Одновременно извергается отвращение к тому, что представляется "другим", "инородным", и следом - жгучий гнев, злоба и т. п.

Если вы свободны от (умственной омраченности, пристрастия или отвращения) трех отрав-клеш, ваши деяния не будут накапливаться. А поскольку результаты не возникают без соответствующих причин-действий, то надо всевозможными путями стремиться к тому, чтобы вырвать эти три корня блуждания в самсаре.

Обобщим тему - "действия, заводящие в самса-ру": неблаготворное действие, включенное в число "десяти пагубных деяний" ведет к новому рождению в низших мирах. Благотворное действие, включая даяние и др., если оно не мотивировано желанием достичь нирваны, ведет к новому рождению в более высоких мирах богов или людей. Невозмущающее действие, такое как, например, самадхи, в котором, однако, содержится элемент цепляния, ведет к новому рождению (божеством) в Мире Формности или Неформности.

Короче - до тех пор, пока не будут исчерпаны наши склонности к концептуализации и объярлычиванию, до тех пор это постоянное русло кармического накопления не будет потревожено, и иллюзия, которая суть и есть самсара, будет устойчиво сохраняться. Тот глупец, который, уповая на свое медитативное созерцание, оказавшееся (в действительности) пустым (пробелом сознания), восклицает "А! Я постиг (высшую природу разума. Поэтому) мне не стоит беспокоиться относительно моих деяний и их последствий!" - такой глупец - это злейший грабитель Учения.

Пагубное действие

Определено десять пагубных деяний:

1. Сознательно лишать жизни любое живое существо, пусть то будет даже насекомое. Ведь разумей - когда оно вступает в жизнь, нет ни "малого", ни "великого"!

2. Тайком брать собственность другого.

3. Совокупляться: с несоответствующим партнером, т. е. с тем, кто принял обеты (целомудрия) или женат (замужем за другим); в несоответствующее время, т. е. во время беременности жены; в несоответствующем месте, т. е. рядом с Гуру, ступой, в монастыре или в молитвенном помещении, во время Великого поста; несоответствующим образом - таковы четыре нецеломудренных действия. И вышеперечисленное - три пагубных физических деяния (телом).

Это - четыре пагубных деяния речью:

4. Сознательно лгать, т. е. говорить то, что не соответствует истинному положению вещей.

5. Клеветать, т. е. говорить такое, что приведет других к раздору.

6. Отзываться дурно и грубо о других, т. е. называть человека вором, или придурком, или бить по его чувствам, грубо указывая на его недостатки и ошибки.

7. Предаваться праздной болтовне о военных действиях, торговле, женщинах, или увлекаться глупыми песнями, танцами, шутками и т. п.

Это - три пагубных рассудочных деяния (мыслью):

8. Завидовать кому-то и желать чьих-либо денег, жены, репутации и т. п., думая при этом: "О, если бы у меня это было!"

9. Сердиться, негодовать на других, т. е. испытывать недовольство от их счастья или удачи.

10. Цепляться за извращенные, неверные взгляды, т. е. не верить или сомневаться в факте прошлых или грядущих жизней, в действие-причину-результат, в особые качества Драгоценнейших. Обобщая, скажем: когда каждое из этих десяти пагубных деяний полностью вызревает, ты рождаешься вновь в низших мирах. Но даже если ты и рождаешься среди людей, то поскольку прежде ты лишал кого-то жизни, и твоя жизнь будет краткой и насильственно оборвется. Поскольку ты крал, ты будешь нищим. А поскольку все твои деяния ведут к многочисленным страданиям, то всячески избегай их! Отговаривай и других от совершения этого. Раскайся в тех, что уже совершил.

Благотворное действие

Оно -- прямая противоположность пагубному деянию, т. е.:

Вместо убийства спасай жизни других.

Вместо кражи раздавай свою пищу и деньги.

Сохраняй нравственное поведение независимо от того, наблюдает ли кто-либо за тобой или нет.

Говори истинно, правдиво.

Улаживай ссоры, вызванные клеветой.

Используй мягкие, тактичные слова.

Обсуждай в беседах достойные буддиста темы.

Радуйся удаче и благу других.

Думай только об их пользе.

Когда ты слышишь изложение взглядов иноверцев, не отвергай их, но просто упрочивай свою веру в слова Будды.

Таковы десять благотворный деяний. Как можно лучше верши их. Побуждай и других к тому же. Радуйся тем, что уже совершил. А в результате - быть тебе Долгожителем в высших сферах, обладающих достоянием и комфортом.

Ни благотворное, ни пагубное действие

Вы можете просто "убивать время" прогуливаясь, разминаясь, спать или сидеть - это беспоследствен-ные действия, т. е. ни благотворные, ни пагубные, и они вызревают ни в благом, ни в пагубном переживании. Но поскольку такие действия - просто пустая трата человеческой жизни, то, вместо разбазаривания своих способностей в праздных забавах, прилагай сознательные усилия к тому, чтобы посвятить все свое время только благотворным деяниям. Тщательно избегай даже малейших вредоносных деяний, памятуя о том, что "коготок увяз -- всей птичке пропасть". Не недооценивай силы даже малого благого деяния, памятуя о том, что "коготок увяз...".

Восемь "небесных" качеств

Следует развивать характер, обогащая его высокочтимыми "восемью небесными качествами", как основой для накопления в значительной мере заслуг в грядущих жизнях.

Вот они:

1. Долголетие, поскольку ты прекратил причинять зло другим.

2. Приятная внешность, поскольку ты подносил жертвенные светильники, одеяния и т. п.

3. Рождение в благородной семье, поскольку ты смиренно воздавал почести своему Гуру и членам Общины.

4. Сила богатства, поскольку ты подавал бедным ученым людям, больным и нуждающимся все то, что им требовалось.

5. Авторитетная речь, поскольку ты говорил только то, что созидательно.

6. Огромная власть и влиятельность, поскольку ты совершал лучшие подношения и молитвы Драгоценнейшим и своим родителям.

7. Мужское тело, поскольку ты покровительствовал мужчинам и спасал животных от оскопления.

8. Все разновидности сил в изобилии, поскольку ты по-дружески помогал другим, не рассчитывая при этом совершить свои личные религиозные обязательства.

Культивируй то поведение, которое принесет тебе эти качества.

Коль скоро ты освободился от страстной тяги к сам-саре, ты должен научиться отбрасывать и ее причину -пагубные деяния. И независимо от того, наблюдают за тобой со стороны или нет, не плутуй в совершении тех или иных благотворных деяний, в охране своих обетов, священных клятв и иных добродеяний, которые ведут к освобождению.

Действия, приводящие к Освобождению

Для достижения Освобождения ты должен быть, прежде всего, тем, кто неуклонно соблюдает нравственность в (тройственном) поведении, коль ты принял незыблемое необратимое решение вырваться из самса-ры. Соответственно ты достигнешь самадхи, в котором поток сознания неколебимо сохраняет свою однонаправленность. А в результате, благодаря и посредством истинной интуиции, которая постигла "без-самост-ность", ты узнаешь общие и специальные характеристики преходящности, страдания, пустотности и т. д. Твои ранее накопленные деяния, которые сейчас препятствуют (духовному прогрессу), будут устранены. Они не возникнут, не повторятся, не потревожат разум. Когда твое страдание, в конце концов, исчерпано, ты станешь пребывать в покое той реализации, которая за пределами любых крайностей, которую называют "Освобождением". Но достижение "освобождения" или "нирваны" отнюдь не влечет за собой уход в какое-либо иное место и превращение в кого-либо иного.

Врачебная наука Тибета

В нашем современном цивилизованном мире проблема продления человеческой жизни становится все более актуальной. Люди, механизировавшие свой труд, освоившие ближний космос, придумавшие много увлекательных развлечений, оказываются бессильными перед проблемой продления своих лет. В некоторых цивилизованных странах иногда даже наблюдается снижение среднестатистической продолжительности жизни. К сожалению, не является исключением и наша страна. Дети, которые были рождены в России в 90-е годы XX века, будут жить в среднем 57 лет. Также снижается уровень здоровья молодежи.

Человек может жить долго. Человек может жить, почти не болея, и в одиночку без врачей справляться со своими болезнями.

Современные наука и техника изобрели множество хитрых и эффективных приспособлений для сокращения человеческой жизни и лишения человека здоровья. Успехами же в продлении жизни современная цивилизация похвастаться не может.

Западной медицине известно более 50 тысяч названий болезней. Больным от этого не легче. Западная медицина лечит человека, рассматривая его отдельно от природы, от космоса. Каждую группу болезней лечит отдельный врач, который иногда может не учесть побочное воздействие своего лечения на другие органы и сферы пациента.

Тибетская медицина основана на идее единства всего живого. Одна из основных практик буддизма - религии Тибета - основана на сострадании всем живым существам. Тибетские ламы лечат не болезнь, а человека. Лечение сопровождается соответствующими ментальными установками на добро, на умиротворение, на разум и сострадание. Лечение не болезни, а человека - вот основное правило тибетских монахов.

Тибетский лама лечит не только и не столько следствие болезни. Он работает с причиной, вызвавшей болезнь.

Тибетский лама обязан уметь приготовить лекарство, находясь в любой точке земного шара. Он корректирует карму пациента, подключает человека к космосу, учит с любовью относиться ко всему живому.

Три системы

Тибетская медицина является древней системой, сформировавшейся примерно в VII веке в Центральной Азии. На формирование и последующее развитие тибетской медицины оказали большое влияние медицинские системы соседних с Тибетом стран: Индии, Ирана, Китая. При этом на ранних этапах развития предпочтение оказывалось китайским научным и практическим медицинским традициям.

В X веке более значительное влияние на состояние и последующее развитие тибетской медицины оказали философские и мировоззренческие позиции, а также медицинские традиции Индии.

Ключевыми положениями тибетской медицины являются два момента:

o три системы регуляции состояния организма; o понятия о тепле и холоде, горячих и холодных болезнях.

По представлениям тибетской медицины, состояние человека регулируют три системы: первая называется "рлунг" ("ветер"), вторая - "мкхрис" ("желчь") и третья - "бадкан" ("слизь").

Функции системы ветра:

1) жизненный, или поддерживающий жизнь, регулирует функционирование сердечно-сосудистой системы, дыхание;

2) движущийся вверх - участвует в развитии всех процессов, происходящих в верхней части тела, в области головы;

3) проникающий всюду - - регулирует разнообразные процессы в тканях и органах всего тела;

4) ровный огонь - участвует в регуляции пищеварения и усвоения пищи;

5) очищающий вниз - определяет выделение нечистот из организма и выполняет перечисленные ниже регуляторные функции:

Функции желчи и соответствующие разновидности желчи:

1) пищеварительная - - участвует в пищеварении;

2) меняющая цвет -- участвует в усвоении поступающего в организм. В кроветворении определяет окраску кожных покровов и других тканей;

3) сопутствующая - регулирует функции сердечно сосудистой системы, определяет ясность мысли, гордость, решительность, различные желания;

4) дающая зрение -- дает возможность видеть;

5) чистящая цвет кожи - определяет чистоту кожных покровов.

Функции системы слизи:

1) поддерживающая -- дает жизнь;

2) смешанная -- участвует в пищеварении;

3) испытующая - определяет формирование вкусовых ощущений;

4) удовлетворяющая -- регулирует функционирование всех органов чувств, участвует во всех процессах, происходящих в мозге;

5) соединяющая - "соединяет конечности", определяет чувствительность и движения в них.

Каждая из трех систем регуляции имеет свои центральные и периферические структурные образования - органы, а две системы ветер и желчь, также имеют сосудистую сеть.

Местоположение центральных структурно-морфологических образований, органов и их функций по каждой из трех систем регуляции просматривается, начиная с эмбрионального периода, со времени его закладки.

Так, центральный орган системы ветра у эмбриона закладывается в пояснично-крестцовой области, в тазу. У взрослого человека центральный орган этой системы регуляции находится также в поясничной области.

Центральный орган регулирующей системы организма - желчи - находится в печени эмбриона, а затем после рождения, система желчи, имея центральное местоположение в печени, распространяется по организму и присутствует практически во всех тканях взрослого человека.

Центральный орган третьей системы регуляции слизи закладывается у эмбриона в мозгу и затем на протяжении жизни это структурное образование в мозгу продолжает оставаться центральным органом этой системы. Система слизи также проникает во все ткани организма.

Ветер и желчь циркулируют в организме по сосудам. На схемах "Атласа тибетской медицины" такие сосуды обозначены соответствующими цветами.

Система слизи использует фактор регуляции, который действует местно в тех тканях, где он образуется, поэтому система слизи не имеет своей специфической сосудистой сети.

Европейская медицина, как известно, различает только две системы регуляции состояния организма -нервную и гуморально-эндокринную.

Тибетские представления о тепле и холоде можно прокомментировать следующим образом: состояние тепла - это способность клетки, ткани, органа функционировать; состояние функциональной активности - продуцирование клетками различных веществ; состояние холода - снижение способности функционировать, утрата этой способности, а также развитие процессов питания, роста, накопления в клетке веществ.

Преобладание активности ветра, слизи и желчи в организме зависит от таких факторов, как:

индивидуальная конституция (тип ветра, тип желчи, тип слизи, тип ветер-желчь, тип желчь - слизь, тип ветер-слизь, и, наконец, самый желательный - уравновешенный тип; возраст человека: детство - возраст слизи, молодость и зрелость - возраст желчи, старость - возраст ветра; сезон года: конец зимы, весна - время слизи, лето - время желчи, осень, начало зимы - время ветра; время суток: с 6 до 10 часов - время слизи, с 10 до 14 часов - время желчи, с 14 до 18 часов - время ветра, далее с 18 до 22 часов опять время слизи (не дожидаясь 22 часов рекомендуется лечь спать, чтобы засыпание было быстрым и комфортным, а сон - наиболее эффективным), с 22 до 2 часов ночи идет время желчи и с 2 до 6 часов - время ветра; физическая нагрузка: длительная, методичная с мускульной нагрузкой (типа накачивания мускулов гирями) - способствует активизации слизи; постоянная, разогревающая с умеренной мускульной нагрузкой (теннис, стайерские беговые дистанции) - способствуют активизации желчи; легкая нагрузка, требующая реакции, быстрого переключения и частых резких движений (гимнастика тай-цзи) - способствует активизации ветра.

Сбалансированная деятельность трех регулирующих систем является одним из условий сохранения здоровья, помогает предупредить появление многих серьезных заболеваний на их начальной стадии.

В связи с тем, что в различных разделах тибетской медицины фигурирует понятие о вкусах пищи и лекарственных средств, необходимо предварительно прокомментировать тибетские представления о вкусах.

Учение о вкусах имеет исключительное значение в тибетской медицине, оно представляет собой теоретическую основу для рекомендаций по профилактике и лечению заболеваний путем лечебного питания, а также обосновывает правила, принципы использования лекарственных средств для терапии заболеваний. Учение о вкусах закладывает причины сочетания лекарственных средств в сложных составах, дает информацию о фармакодинамике пищевых продуктов и лекарственных средств в организме, хотя и используются при этом термины, понятия, необычные для современного специалиста. Естественно, что информация о химическом строении лекарственных средств и пищевых продуктов в учении о вкусах отсутствует, но все особенности "поведения" того, что поступает в организм, начиная с его "ворот" - органолептического восприятия, последующего усвоения, тропности движения, и заканчивая специфическим результирующим действием, в учении о вкусах представлены. Тибетская медицина выделяет три основных этапа "поведения" в организме пищи и лекарственных средств: 1) формирование первичного органолептического вкуса и вторичного вкуса после переваривания в желудке; 2) приобретение вторичных свойств (по нашим представлениям, особенностей фармакодинамики метаболитов лекарственных препаратов и пищевых продуктов) и 3) действие поступившего и усвоенного на уровне регулирующей системы конкретного органа или ткани, процесса, троп-ностью к которым обладают носитель определенного первичного вкуса и его метаболиты

Далее:

 

Как снять стресс.

О том, как создавалась система здоровья ниши.

Путь человека и человечества.

Глава 2. Обучение - инвестиции в здоровье.

Растения при эндокринных и некоторых других заболеваниях.

3. Гимнастика.

Зоб.

 

Главная >  Публикации 


0.0008