Главная >  Публикации 

 

Глава 6. Грудничок. Тело.



Оказалось, что, поддерживая его, мы совершаем жестокий обман: запрещаем его телу научиться страховать себя, заставляя рассчитывать на нас.

Оказалось, что лучший гарант безопасности — не смирность и послушность, а ловкость, цепкость и умение падать.

В системе развивающего обучения (Эльконин, Давыдов, Дусовицкий) ребятам создаются условия, заставляющие их самостоятельно опредмечивать знания.

Там нет готовых ответов, правил и аксиом, которые надо выучить. Там есть только проблемы, которые надо решать, а учитель «ничего не знает». И ребята сами с увлечением создают правила и законы, проверяя их на опыте.

В традиционной системе опредмечиваются не знания, а отношения с учителем, и это тоже довольно интересная педагогическая тема.

Выводы: опыт — продукт личного опредмечивания и контакта, а не чужих слов и действий. Вы должны создавать условия для накопления опыта.

Не надо думать, что, залезая на стол, малыш всю жизнь будет лазить по столу.

Но если ему не запрещали это, у него определённо больше шансов покорить Эверест, или подняться по служебной лестнице.

5) Решил упомянуть — показалось важным.

Мы с пелёнок приучаем малышей здороваться, улыбаться тем, кто нам нравится, и даже умудряемся выказывать разочарование или недовольство, если он не делает этого.

Пожалуйста, предоставьте вашему человечку полную свободу решать — кому улыбаться, с кем общаться и здороваться.

Это — не ваши, а их отношения! И если вы сами вежливы, этого достаточно, чтобы не беспокоиться за его будущую вежливость.

Есть всего несколько человек, к которым ребёнок не может и не должен проявлять всю свою человечность. И это — ВЫ — те, кто попал в его реактивный банк.

«Ну, если он так относится к своей родной сестре (матери), то к другим будет ещё хуже относиться!..» Как мы любим решать за других! Правда состоит в обратном: другие (не имею в виду школьных учителей), как раз, не имеют претензий к вашему ребёнку. Ухитритесь быть этими другими.

6) Речь. Еще один удивительный парадокс.

Малыш учится говорить, подражая взрослым. Слыша человеческую речь, он сам начинает произносить слова. Но чему он может научиться, слыша в основном «Тю-тю-тю, ля-ля-ля и агу-агу», или иностранщину типа «Ди ти мой миленький синёцик!» Вместо того, чтобы учить его нашему языку, мы сами учимся доречевым коммуникациям. Конечно, это не столь категорично, но, мне кажется, что лучше бы малыш слышал красивую речь.

Кстати, если с пелёнок общаться с ним на двух или трёх языках, он и будет владеть ими одинаково хорошо.

Вообще, в соответствии с главным законом, приведённым в начале, способность к обучению сильнее всего в первые два-три года жизни. В это время можно сформировать главную способность — способность обучаться.

7) Знак.

В японских яслях и детских комнатах изображения цифр, букв и иероглифов заполняют интерьер, наравне с другими вещами.

Знаки — вторая сигнальная система, такая же, как и речь. Если шесть лет человек не обращал на них внимания, то, на седьмом году, возникнут проблемы. Мы и решаем их с минимальным эффектом путём насилия и натаскивания.

Поскольку знаки приходится воспроизводить рукой, которая созревает для этого, действительно, не так быстро, мы и думаем, что раньше шести-семи лет учить знакам не стоит.

Но мы упускаем, что ум созревает для знаков тогда же, когда и для опредмечивания других вещей, т. е., в 1-3 года.

Думаю, что если малыш будет принимать знаки, как нормальный элемент окружающего мира и не будет отделён от них, проблема обучения будет решаться проще.

Интересен здесь опыт вальдорфцев: идя с 3-4 лет к знаку через рисунок, они ждут, когда дети начнут сами писать в тетрадке по линеечке мелким почерком, и это наступает к 9-11 годам.

Учить читать их уже не приходится — они сперва научились выражать мысли на бумаге. В дальнейшем они стремительно осваивают чтение и письмо сами.

Выводы по главе 5:

Человек учится всему сам. Мы должны только дать ему возможность осваивать реальный мир, предоставив его для исследования в возможно более полном объёме, и помня, что развитие состоит из проблем, а не из ответов, из свобод, а не из запретов, из прав, а не из обязанностей.

Глава 6. Грудничок. Тело.

В предыдущей главе я часто выходил за рамки, и сейчас постараюсь быть кратким.

Главная информация: Тело новорождённого, в отличие от нашего, ещё пока очень мощный природный механизм с нерасстроенными функциями.

Никогда ничего не делайте такого, что не просит, не требует сам малыш. Мы не знаем, что лучше для его тела. Оно знает это само. Не навязывайте, а наблюдайте.

Ниже я перечислю кое-что из того, что уже удачно отнаблюдено Никитиными, посвятившими всю жизнь именно наблюдениям, и другими умными людьми.

1) Свобода и активность движения.

а) Если ваш малыш — не апатичный полумертвец, то пеленание для него означает то же, что означало бы для вас — шок от отчаяния в попытке высвободиться.

За месяц такого обращения, вы создаёте у него чёткое мнение, что мир враждебен, и это — путь, через протест, к апатии.

Для чего пеленать? Чтобы «распрямлялись ножки»?

Но гипертонус мышц и сжатая поза необходимы малышу для экономии тепла и согревания, и, как только терморегуляция наладится, он сам будет распрямлять ножки и ручки.

И лучшие стимулы для этого — трогать и толкать малыша под пяточки и давать пальцы, чтобы он висел на них.

Вместо пелёнок Никитины использовали распашонки и лёгкие одеяла.

б) Тут появляется вопрос о мокрых пелёнках. Африканские крестьянки и не представляют себе, как это в двухмесячном возрасте можно мочить пелёнки вместо того, чтобы проситься, как все нормальные дети.

Оказывается, нетрудно приучить малыша с первого месяца терпеть и проситься.

Для этого нужно две недели очень внимательно понаблюдать за ним. Скоро вы научитесь легко определять по его возне, когда он собирается опорожниться, — обычно, это происходит после кормления.

Тут надо подержать его за ножки над тазиком, и когда он сделает лужицу, обязательно сразу наградите его — приложите к груди и ласково похвалите.

Дело даже не в том, что так вы избавитесь от 9/10 стирки, а в том, что, во-первых, именно в этом случае нормально растёт мочевой пузырь (а его недоразвитие — причина энуреза), и во-вторых, человек приобретает нормальные гигиенические навыки.

в) Новорождённый малыш — не беспомощное тельце, а сформированная и мощная система. Относительная сила мышц его гораздо больше, чем у взрослого человека.

Держать голову, сидеть, стоять, висеть на руках и ногах он готов не с определённых месяцев, а сразу. Веря мифу о немощности малышей, мы целенаправленно делаем им немощными.

Нормальный малыш тощ, лёгок, силён, подвижен, свободно висит и лазает по всему, за что можно уцепиться, свободно бегает бегом на четвереньках до того, как начнёт ходить, кал его крут и не обладает плохим запахом.

Если бы малыш рос вообще без нашего вмешательства где-нибудь в лесу, он приобрёл бы, примерно, такие качества. Это и был бы здоровый малыш, не заторможенный в развитии, — ваша цель.

Вот некоторые способы нормального обращения с малышом.

С первого дня, вместо того, чтобы подхватывать малыша, как хрупкую вещь, давайте ему пальцы для хватания.

Малыш, который перемещается из кроватки и в кроватку, вися на пальцах, к полугоду развивает удивительную цепкость и силу, и потом уверенно развивает себя, лазая и вися везде, где возможно, и так учится ходить.

В доме обязательно должно быть место для лазания, висения, качания, кувыркания — спорткомплекс. Если его нет, малыш будет приспосабливать для этой цели мебель и прочие предметы, что может вызвать проблемы.

Пожалуйста, ставьте на ножки, побуждайте ходить, ползать, сидеть, висеть и лазать с первых дней. Делайте малыша живым организмом, а не куклой.

Очень мощный стимулятор и прекрасная Среда для развития — вода. Есть много литературы под рубрикой «Плавать раньше, чем ходить».

Ванна — все, что нужно для этого, а прибавка в силе, здоровье и развитии очень велика, — я это наблюдаю на своем сыне, а Б. Чарковский «спасал» таким образом очень недоношенных и смертельно истощённых детей.

2) Питание и зубы.

Благодаря исследованиям молока, как продукта питания, пищевых расстройств и ожирения малышей, получилась такая картина естественного питания:

Женское молоко — единственный подходящий и полностью достаточный продукт для малыша до появления первых зубов.

Зубы появляются для расширения ассортимента, за счёт «подножного корма», и именно в это же время перестраивается биохимия пищеварения — появляются новые ферментные системы.

При этом, у большинства людей исчезает, или почти исчезает, механизм усвоения молоко, и оно превращается в один из самых шлакогенных продуктов.

Из этого механизма следует:

а) Коровье молоко — не замена женскому хотя бы потому, что оно в 2,5 раза жирнее, и быстро приводит к ожирению.

Молочные смеси ещё более неподходящи, они здорово нарушают состав кишечной микрофлоры. Возможно, среди них есть удачные, но я не знаю таковых.

Зато, знаю приведенный Л. Р. Хаббардом старинный римский рецепт питания, которое улучшило состояние очень многих грудничков. Это — ячменная формула, и я приведу её:

450 г ячменной воды, 300 г молока и две-три ст. ложки глюкозо-фруктозистого (не сахарозистого и не лактозистного) сиропа, или мёда.

Ячменную воду делают так: стакан чистого ячменя (перловка) кладут в х/б мешочек, завязывают с расчётом на расширение и варят в неалюминиевой посуде, чуть сдвинув крышку, в 2,2 л воды, примерно, 6 часов. Когда раствор порозовеет, значит, консистенция — нормальная.

Всё это смешивается, разливается по бутылочкам и хранится в холодильнике, и даётся теплым. Можно критиковать эту формулу, но она явилась единственной годной пищей для малыша, который умирал от того, что не мог ничего есть.

У многих других малышей исчезала нервозность, восстанавливался сон и улучшалось здоровье. Думаю, вы без риска можете применять её и наблюдать эффект.

б) До прорезывания зубов не нужны никакие прикормы — они не усвоятся, расстроят пищеварение и создадут проблемы.

Начав прикармливать, следует придерживаться одного из главных законов питания: не смешивать растительное с животным. Такие смеси являются страшной проблемой для желудка.

Мы видим, как наши желудки изнашиваются уже к 20-30 годам, а ведь, их ресурс — на порядок выше. Такое пищеварение отнимает энергию у развития, а не прибавляет её.

в) Логично, видимо, было бы максимально нагружать грызущий аппарат в то время, когда он развивается, и снижать нагрузку, когда он уже ослабевает.

Странно, но мы делаем всё равно наоборот: когда малыш сам тянет в рот твёрдые предметы и с удовольствием грызёт все, что грызётся, чтобы укрепить и развить свой зубной аппарат, мы отнимаем у него это и кормим протёртыми через мелкое сито яблоками.

А когда, в результате такого недоразвития, наши зубы крошатся в 30 лет, норовим грызть шашлык и орехи.

С момента появления первого зуба у малыша, у него под рукой всегда должны быть сырые овощи и фрукты, сухофрукты и сухарики.

это — самый лучший и полезный прикорм: он нагрызёт столько, сколько ему нужно.

3) Иммунитет. Два соображения, одно из которых — вам знакомо.

а) Регулярное купание в холодной (4-10°С) воде или валяния в снегу — единственный гарант высокого тонуса иммунной системы. Уже через неделю тепличной жизни, этот тонус снижается.

Оптимальная температура воздуха для малыша — 18°С. Для нас это уже холодновато, но и мы быстро привыкаем!

В таких условиях малыш прекрасно чувствует себя в распашонке, а принимать пищу ему лучше всего голеньким.

Поймите: новорождённый малыш имеет все приспособления для жизни на этой планете вообще без одежды. Если бы не наши насильственно-тепличные условия, он и был бы таким.

Порфирий Иванов, обходящийся зимой без одежды, — не исключение, а забытая, но физиологически реальная норма для нас.

б) Не создавайте вокруг малыша стерильную среду: его иммунитет должен работать творчески. Только способность создавать внутреннюю стерильность гарантирует его устойчивость к среде.

Особенно опасны антибиотики — они буквально оглушают иммунитет, надолго выводя его из строя.

За редким исключением, они нужны не ребёнку, а врачам и нам, — снять с себя ответственность и успокоить страх.

4) Пища. Просто напомню принципы, позволяющие не навредить ребёнку.

а) Никогда не заставляйте, не побуждайте обманом, не уговаривайте есть.

Во-первых, это — насилие, часто рестимулирующее и расстраивающее психику.

Во-вторых, только сам ребёнок знает, что и сколько есть. Если ему не здоровится, или у него низкий тон, тело просто не имеет энергии справиться с пищей, и переходит на внутреннее питание, направляя силы на очистку и восстановление органов.

Это спасительное свойство утеряли мы, за что и расплачиваемся болезнями и депрессиями. У малыша оно ещё живо, и надо сохранить его.

Ни одно живое существо не умрёт с голоду если поголодает неделю (конечно, исключая насекомых и очень мелких животных).

Никто не станет, без необходимости, голодать, если есть еда. Ваша задача — обеспечить грамотность пищи и её доступность, а остальное — личное дело ребёнка.

б) Желудок наш нормально обрабатывает или растительное, или животное.

в) Все звери пьют отдельно от еды.

Во-первых, существует слюна, и «сухомятка» — миф, выдуманный обжорами.

Во-вторых, разбавление нарушает концентрацию ферментов и пища недопереваривается, вызывая нарушения в кишечнике.

г) И последнее: с нашей рафинированной, концентрированной, ядовитой пищей, содержащей до 90% шлаков (пример — жареный картофель), молодой организм, конечно, будет в поте лица справляться какое-то время.

Но, именно так он изнашивается и стареет. Поэтому, питайтесь природнее. Вместе с малышом. Даже только на время человечкоделания, такой подвиг окупится многократно!

Послесловие в 2001-М

Я обливал своих детей. Никогда не кормил насильно. Всерьёз принимал их личную свободу. Водил по горам.

В доме принимались законы. Например, о том, что дети не обязаны есть то, что наложили не сами себе. Или — о возмещении нарушенного порядка работой по поручению родителей.

Или о том, что если ты позволил себе заболеть, ты теряешь право голоса и обязан принять 10 вёдер холодной воды и ограничить себя в пище, потому что болеть — стыдно.

Позже я научил их учиться, применяя «технологию обучения до результата» Хаббарда.

Друзья посмеивались над такой «американизацией». Сейчас уже не смеются, а приходят за советом.

Мои дети — здоровы, этичны, жизнерадостны, способны, двое закончили школу с медалью, третья идёт туда же. Поступают в вузы своими силами.

Мы с удовольствием дружим с ними и пользуемся их охотной помощью — несмотря на то, что росли все в двух комнатках сельской хаты.

Подтверждаю: то, что я написал 6 лет назад — результативно.

Разумности и успехов вам.

Апрель 1995 года. - НИК http://kurdyumov.ru

Далее:

 

Доброкачественные опухоли и кисты пищевода.

Искусство поцелуя.

Заключение.

Заболевания позвоночника.

Поль брэгг и его система (С. Шенкман).

Кровотечение травматическое.

Приложения.

 

Главная >  Публикации 


0.0005