Главная >  Публикации 

 

Часть II. Организация профилактики венерических болезней



1.2. Граждане России, возвращающиеся из зарубежных поездок длительностью свыше 3 мес (по возвращении).

1.3. Иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Россию на учебу, работу или в других целях (в течение 10 дней после прибытия), за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших из стран, сертификаты которых об исследовании на антитела к ВИЧ признаются в России.

1.4. Граждане России, выезжающие в страны, по требованиям которых необходим сертификат о прохождении освидетельствования на заражение ВИЧ.

1.5. Граждане России и иностранные граждане, имевшие половые контакты с больными СПИД или ВИЧ-инфицированными лицами и выявленные при эпидемиологическом расследовании (1 раз в 6 мес в течение года).

1.6. Больные по клиническим показаниям:

• лихорадящие более 1 мес; • имеющие увеличение лимфатических узлов двух или более групп свыше 1 мес; • с диареей, длящейся более 1 месяца; • с необъяснимой потерей массы тела на 10% и более; • с затяжными и рецидивирующими пневмониями или пневмониями, не поддающимися обычной терапии; • с затяжными и рецидивирующими гнойно-бактериальными, паразитарными заболеваниями, сепсисом; • с подострым энцефалитом и слабоумием у ранее здоровых лиц; • с волосистой лейкоплакией языка; • с рецидивирующей пиодермией; • женщины с хроническими воспалительными заболеваниями репродуктивной системы неясной этиологии.

1.7. Больные с подозрением или подтвержденным диагнозом:

• саркомы Капоши; • лимфомы мозга; • Т-клеточного лейкоза; • легочного и внелегочного туберкулеза; • гепатита В, С и HBg-антигеноносительства (при постановке диагноза и через 6 мес); • заболевания, обусловленного цитомегаловирусом; • генерализованной или хронической формы инфекции, обусловленной вирусом простого герпеса; • рецидивирующего опоясывающего лишая у лиц моложе 60 лет; • мононуклеоза (через 3 мес после начала заболевания); • пневмоцистоза (пневмоцистной пневмонии); • токсоплазмоза (центральной нервной системы); • криптококкоза (внелегочного); • криптоспоридиоза; • изоспороза; • гистоплазмоза; • стронгилоидоза; • кандидоза пищевода, трахеи, бронхов или легких; • глубоких микозов; • атипичных микобактериозов; • прогрессирующей многоочаговой лейкоэнцефалопатией.

1.8. Дети, родившиеся от ВИЧ-инфицированных матерей (при рождении, через 6 и 12 мес после рождения).

1.9. Больные гемофилией, болезнью Верльгофа, болезнью Вил-лебранта, анемиями различного генеза и др., систематически получающие переливания крови и ее препаратов (1 раз в год).

1.10. Беременные женщины, употребляющие наркотики парентерально или занимающиеся проституцией (при взятии их на учет по беременности и в 32 нед беременности), а также при направлении их на искусственное прерывание беременности).

1.11. Беременные женщины, обследующиеся для искусственного прерывания беременности, проводимого анонимно.

1.12. Взрослые пациенты, поступающие в стационары для проведения плановых и экстренных оперативных вмешательств (при поступлении).

1.13. Дети, поступающие в реанимационные, онкологические, торакальные и гематологические отделения стационаров (при поступлении).

1.14. Лица, страдающие заболеваниями, передающимися половым путем (при обращении за медицинской помощью и в дальнейшем по показаниям).

1.15. Лица, работающие с ВИЧ или обеспечивающие диагностику, лечение и непосредственное обслуживание больных СПИД и ВИЧ-инфицированныхлиц (обследуются 1 раз в год).

1.16. Лица, страдающие наркоманией, токсикоманией, гомосексуалисты и бисексуалисты, лица, занимающиеся проституцией (обследуются 2 раза в год).

1.17. Лица из групп риска, поступающие в следственные изоляторы, находящиеся в исправительно-трудовых учреждениях (при поступлении и перед освобождением).

1.18. Лица без определенного места жительства, занимающиеся бродяжничеством.

2. Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, изъявившие желание пройти освидетельствование на ВИЧ, в т. ч. и анонимно.

3. Основным методом медицинского освидетельствования на выявление заражения ВИЧ является лабораторное исследование крови. Освидетельствование на выявление заражения ВИЧ проводится только в государственных лечебно-профилактических учреждениях, имеющих лицензию на проведение таких исследований.

4. По желанию граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, прошедших лабораторное или клиническое освидетельствование, им выдается медицинское заключение установленного образца (ф. № 082 1/У-88, утв. Минздравом СССР 07.04.88) о его результатах.

5. По желанию граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства может быть проведено их повторное освидетельствование в другом учреждении здравоохранения.

6. Медицинские работники и другие лица, которым в связи с выполнением обязанностей стали известны сведения о проведении медицинского освидетельствования на выявление заражения вирусом иммунодефицита человека и его результаты, обязаны сохранять эти сведения в тайне.

7. Медицинские учреждения, осуществляющие сбор абортной и плацентарной крови, плаценты и других биологических жидкостей и тканей обследуют пациентов до поступления в стационар в соответствии с пунктом 1.1. настоящих Правил.

Часть II. Организация профилактики венерических болезней
Глава 15. Стратегия профилактики зппп

По сравнению с эпиднадзором, эпидемиологическими исследованиями, лабораторной службой и оказанием медицинской помощи службы клинической профилактики и профилактическая наука в РФ развиты слабо. В бывшем СССР кожно-венерологическая служба, поддерживаемая законодательными актами, была, согласно официальным данным, эффективна в отношении выявления и лечения ЗППП бактериальной природы. Последнее представляется вполне вероятным, принимая во внимание авторитарную систему, в рамках которой эта служба осуществляла свою деятельность, отсутствие альтернативных источников медицинской помощи и законодательные санкции за отказ следовать требуемым стандартам оказания помощи и наблюдения за партнерами. Несмотря на то, что профилактика хорошо соответствовала обеспечению помощи при ЗППП, в бывшем СССР деятельность кожно-венерологической службы находилась под диктатом режима и нередко воспринималась населением как карательная мера. Ныне возникает необходимость в восстановлении доверия между КВД и населением, которое они обслуживают. Необходима гуманизация существующих программ для создания атмосферы доверия, уничтожения барьеров и обеспечения доказательств того, что в кожно-венерологической службе, так же, как и во всей стране, произошли изменения. Во многих случаях из-за наличия старого клинического персонала население с трудом верит в то, что по мере того, как ответственность за здоровье перекладывалась с плеч государства на отдельных людей, происходят какие-либо перемены в доступности или конфиденциальности служб. Каждый из этих ощутимых барьеров на пути достижения доверия может препятствовать действенности профилактических программ.

Перемены в социальных и экономических условиях повлияли на социальные и поведенческие факторы, способствующие росту заболеваемости ЗППП, и изменили всеобщую доступность государственной медицинской помощи и скрининга в соответствующих КВД. Бурный подъем заболеваемости поддающихся лечению ЗППП произошел в результате изменения социальных и экономических тенденций как прямое следствие ограничения национальных ресурсов, снижения доходов на душу населения, роста безработицы, социальной мобильности, проституции и потребления наркотиков. Все эти факторы потребуют создания новых моделей и установления взаимоотношений сотрудничества между системами федеральной власти, имеющими отношение к проблеме ЗППП, наркомании и ВИЧ-инфекции, с одной стороны, и клиническими службами и НПО, с другой. На фоне ограниченной доступности ресурсов важно, чтобы профилактическая наука была интегрирована в разработку новых профилактических инициатив для оценки эффективности и экономической целесообразности деятельности профилактических служб в направлении изменения моделей поведения, приводящих к заражению ЗППП.

Первичная профилактика Первичная профилактика предполагает осуществление теоретически обоснованных вмешательств, направленных на изменение моделей поведения в популяциях высокого риска для предотвращения заражения ЗППП. В настоящее время в РФ отсутствуют спонсируемые федеральными органами инициативы по первичной профилактике, однако имеются немногочисленные попытки работы в этих группах, финансируемые неправительственными учреждениями. Выполнение этих программ не сопровождалось их оценкой; следовательно, неизвестно, насколько они эффективны в отношении достижения поставленных целей. В настоящее время в РФ не существует эффективной системы первичной профилактики, поэтому дискуссии рабочих групп фокусировались на первоочередных шагах по разработке программы профилактики. Участники дискуссии согласились с тем, что при отсутствии прецедента первичной профилактики Минздраву РФ следует предоставить расширенную техническую помощь и провести обучение по методам выполнения и оценки эффективности работы в этой области.

В других странах эффективные меры по первичной профилактике адресуются отдельным лицам, половым партнерам, небольшим группам, находящимся в зоне высокого риска, через целенаправленные кампании по работе непосредственно в этих группах, образовательные программы для молодежи в школах, работу среди отдельных групп населения, а также на популяционном уровне — через проведение кампаний с использованием средств массовой информации. Примеры эффективных моделей профилактических вмешательств были представлены на пленарных заседаниях, а рабочая группа детально обсуждала, каким образом подобные вмешательства могут быть адаптированы и успешно осуществлены в РФ.

В процессе обсуждения этого вопроса рабочая группа указала на недостаток эффективных инициатив по профилактической работе в группах риска и созданию сети добровольцев в этих группах для взаимного обучения, которые могли бы успешно работать с такими труднодоступными контингентами, как работники сферы секса, подростки, наркоманы, мигранты, заключенные, уличная молодежь и мужчины, занимающиеся сексом с мужчинами.

В РФ реально не существуют программы профилактики для групп, характеризующихся поведением высокого риска, за исключением мелкомасштабных программ (оценка эффективности этих программ для каждой группы высокого риска в России не проводилась). Этот вид деятельности является абсолютно новым для правительственного сектора. Имеется настоятельная необходимость в обеспечении службами первичной профилактики, скрининга и клинической помощи подростков, особенно в связи с ростом заболеваемости ЗППП в этой возрастной группе.

Некоторые участники дискуссии высказали сомнение по поводу очень незначительного внимания к проведению первичной профилактики ЗППП через обучение и мероприятия по охране здоровья, особенно в школах; указывалось также на недостаток теоретически обоснованных кампаний в средствах массовой информации и семинаров по пропаганде здорового образа жизни, которые могли бы использоваться в школах как стратегическое направление первичной профилактики.

Вторичная профилактика Вторичная профилактика направлена на лиц с диагностированными ЗППП для снижения вероятности передачи возбудителей инфекции другим лицам во время заразного периода при половом контакте или через общие с партнерами инъекционные иглы. Основу советских программ по контролю ЗППП составляла вторичная профилактика через активное выявление случаев и установление контактов, что, согласно официальным данным, было высокоэффективно. На фоне важных перемен в размещении ресурсов, а также изменений клинических, социальных и поведенческих факторов, произошедших в последнее десятилетие, эти, ранее эффективные подходы, уже недостаточны. Согласно широко распространенному мнению, старая высокоэффективная система выявления контактных партнеров вырождается, а рост анонимного партнерства, связанного с использованием наркотиков, еще более подрывает эффективность. Кроме того, существует мнение, что не доверяющие государственным службам лица пользуются услугами частных служб или занимаются самолечением чаще, чем это было в прошлом.

Программы вторичной профилактики, особенно в клинических учреждениях, могут быть представлены на рассмотрение государственных и неправительственных органов, но это происходит исключительно редко из-за отсутствия финансирования этой деятельности. Клинические учреждения не имеют программ распространения презервативов или развития навыков обучения, однако презервативы можно приобрести в некоторых лечебных учреждениях. Консультативная помощь больным обычно не оказывается, а если и оказывается, то основывается на авторитарных инструкциях или обращении к вопросам морали, а не на эффективных методологиях консультирования для изменения моделей поведения.

В процессе дискуссий рабочая группа определила как приоритетное направление расширение сотрудничества между правительственными и неправительственными организациями с целью обеспечения скрининга на ЗППП, лечения и профилактики в других специализированных учреждениях, таких как клиники планирования семьи, акушерско-гинекологические клиники, тюрьмы и учреждения, выполняющие программы лечения наркомании. Небольшое число таких организаций уже внедрили новейшие программы, которые гарантируют оценку эффективности и разработку рекомендаций по их усовершенствованию. Например, «Ювентус» — клиника для подростков в Новосибирске, предлагает дружественную для молодежи клиническую обстановку и консультации специалистов.

Стратегия профилактики сифилиса и других ЗППП в странах ВОЗ Важное значение придается точной регистрации ЗППП и конфиденциальности при ведении больных и их половых контактов. Точная идентификация и своевременное сообщение о случаях ЗППП являются частью успешного контроля заболеваемости. Отчетность важна для оценки тенденций заболеваемости, выделения необходимых средств, помогая персоналу местных органов здравоохранения выявить половых партнеров, которые могут быть инфицированы.

Сифилис, гонорея и СПИД являются регистрируемыми заболеваниями в каждом штате США. Хламидийная инфекция регистрируется в большинстве штатов. Перечень других ЗППП, подлежащих регистрации, в том числе бессимптомной ВИЧ-инфекции, различен в разных штатах, и врачи должны быть осведомлены о местных требованиях к составлению отчетности. Отчетность основывается на клинических и лабораторных данных (САНАМ, 1998).

Программы по контролю и профилактике сифилиса и других ЗППП приобретают важное значение в связи с изменениями эпидемиологии сифилиса, ростом ВИЧ-инфекции, глубокими социальными преобразованиями в обществе.

Современный подход к профилактике сифилиса предусматривает три направления: первое — использование средств уведомления партнеров и их консультирование по вопросам сексуального поведения, а так скрининг и лечение; второе — выбор эффективных профилактических мероприятий применительно к конкретной эпидемиологической ситуации; третье — установление стратегических связей и сотрудничества с другими пограничными программами органов здравоохранения по профилактике ЗППП.

Программы профилактики включают элементы первичной и вторичной профилактики сифилиса. К первичной профилактике относят медицинское просвещение, направленное на информирование населения о ЗППП и их последствиях, изменение поведения групп риска, сокращение числа сексуальных партнеров и избегание партнеров венерологического риска, пропаганда использования презервативов, повышение их доступности. Вторичная профилактика предусматривает улучшение качества диагностики и лечения сифилиса и других ЗППП в специализированных учреждениях, увеличение числа учреждений и работников социальных служб для оказания помощи при ЗППП, повышение объема этой помощи, улучшение качества и доступности, а также своевременности лабораторных услуг, эпидемиологическое массовое лечение, уведомление (нотификация) половых партнеров, скрининг по инфекциям, передаваемым половым путем, обязательная регистрация всех случаев заболевания, содействие больным, нуждающимся в квалифицированной специализированной помощи, модификация экономических аспектов оказания помощи заболевшим (материальная помощь).

Мероприятия, способствующие повышению эффективности профилактики, предусматривают эпидемиологические исследования и анализ динамики и персистенции сифилиса среди популяций для определения наиболее эффективных путей деятельности, целевую направленность медицинских служб применительно к отдельным лицам, сообществам, субпопуляциям, интенсификацию усилий по контролю, профилактике с надлежащей концентрацией персонала и средств. Профилактические мероприятия по борьбе с сифилисом имеют целью усиление связей с другими программами и инициативами органов здравоохранения (профилактика СПИД, охрана здоровья населения и ребенка, охрана здоровья меньшинств и т.п.).

Сексуальная революция и либерализация движения гомосексуалистов способствовали появлению групп риска как в отношении сифилиса, так и ВИЧ-инфекции. Употребление кокаинового крэка и связанная с этим проституция, возрастающие урбанизация и бедность, а также разрушение браков и семей привели к распространению сифилиса, особенно среди национальных меньшинств (США). Усилия здравоохранения должны быть направлены на изменение различных аспектов жизни общества, приводящих в возникновению групп высокого риска.

Эпидемии сифилиса свойственна определенная динамика передачи возбудителей инфекции. В начале эпидемии довольно быстро достигают пика, который определяется характером сексуального поведения участвующих в эпидемиологическом процессе популяций. В конечном итоге повышение иммунности в популяциях ведет к угасанию эпидемии.

Эпидемию можно предотвратить путем прерывания передачи возбудителей инфекции в ядерных группах до эпидемического спада. Для достижения этого система эпидемического надзора должна быть переориентирована на непрерывное выявление популяции, где регистрируются свежие формы сифилиса, а также достигается своевременное определение специфической социальной динамики передачи возбудителей инфекции в указанных группах населения. При исследовании сексуального поведения больных сифилисом у 4,5% женщин и 5,5% мужчин зафиксированы показатели наиболее частой смены партнеров, которые, в соответствии с принятыми при моделировании критериями позволили их классифицировать как источники инфекции ядерных групп. Остальные 95% являются следствием, а не причиной передачи возбудителей инфекции.

Меры контроля за инфекцией могут быть эффективными, если они направлены на предупреждение передачи возбудителей инфекции среди лиц, вовлеченных в ядерные группы. Профилактика эпидемии возможна, когда численность ядерных групп не достигает критической массы необходимой для развития эпидемического процесса.

Нотификация (уведомление) и лечение сексуальных партнеров является одним из основных средств контроля заболеваемости ЗППП. Это теоретически обосновано, так как сифилис относится к редким болезням, при котором заражение происходит в основном половым путем с инкубационным периодом в течение 3 и более недель. Однако расходы на нотификацию очень велики (США), и они должны быть оправданы практическими результатами в условиях современной эпидемиологической и социальной обстановки. При низкой эффективности выявления анонимных сексуальных партнеров усилия органов здравоохранения могут быть использованы только избирательно; при этом работники социальных служб сами посещают и интервьюируют половых партнеров. Необходим критический и одновременно этический подход к получаемой в процессе эпидемиологического обследования информации.

Превращение контроля ЗППП в самое приоритетное направление с высоким уровнем финансирования является исключительно экономически выгодной стратегией любого правительства. Экономическая эффективность профилактики и контроля ЗППП может быть значительно повышена за счет снижения расходов на лечебные учреждения, а также прицельного проведения профилактических и лечебных мероприятий в ядерных группах с высоким риском инфицирования и передачи возбудителей инфекции другим лицам. Как свидетельствуют материалы совещания Европейского бюро ВОЗ «Эпидемия заболеваний, передаваемых половым путем в странах Восточной Европы (Копенгаген, 1996), имеется ряд причин неудач контроля ЗППП. Специализированные клиники ЗППП могут быть недоступны для большей части популяции. Вместо синдромного подхода к лечению медики часто увлекаются многочисленными диагностическими тестами, применяя неэффективные антибиотики, уделяя мало внимания первичной профилактике. Наличие ЗППП может стимулировать передачу ВИЧ. В свою очередь ВИЧ-инфекция ведет к развитию иммунодефицита, повышая восприимчивость к заражению ЗППП, ухудшая их прогноз. Эффективный контроль за ЗППП достигается при направлении приоритетных усилий во всех аспектах этой проблемы.

Далее:

 

310. Черёмуха обыкновенная.

Лечебные травы и сборы для оздоровления легких.

Комбинированное очищение коллоидов клетки и внутренних сред организма.

Шпора пяточная.

Подагра, остеохондроз.

 

Главная >  Публикации 


0.0088