Главная >  Публикации 

 

Первые шаги и познание окружающего мира



Активные упражнения ребенок выполняет самостоятель­но (ползание, вставание, ходьба и т. д.). Для стимулирова­ния самостоятельных движений рекомендуются простейшие сооружения.

Активные упражнения как правило возможны уже после 5-месячного возраста, когда ребенок начинает присаживать­ся, подтягиваться. К 6—7 месяцам малыш способен выпол­нять большее число активных упражнений.

Выбор гимнастических упражнений для детей раннего возраста, число повторений каждого упражнения, длитель­ность каждого занятия в целом зависят не только от возраста ребенка, но и от индивидуальных особенностей его физического и психического развития и, конечно, от состоя­ния здоровья.

Первые занятия с ребенком должны занимать по времени не больше 6—8 минут. Постепенно время занятий надо увеличивать (в 5—6-месячном возрасте до 10—15 минут), ориентируясь на реакцию малыша — если он спокоен, гулит, а тельце и конечности теплые. Чтобы упражнения приноси­ли пользу, занимайтесь с ребенком ежедневно.

Приводим примерные комплексы гимнастики и массажа для детей в возрасте от 1 до 12 месяцев (рис. 2, 3, 4, 5) Для детей 1—3 месяцев



  1. Дыхательный массаж. 



  2. Массаж рук и ног. 



  3. Вызывание слухового и зрительного сосредоточения в

    положении лежа на спине.



  4. То же самое, только в положении лежа на животе. 



  5. Рефлекторное ползание. 



  6. Рефлекторные повороты вправо и влево. 



  7. Дыхательный массаж. 



  8. Рефлекторное «ползание» на спира 



  9. Дыхательный массаж. 



Для детей 3—5 месяцев



  1. Вызывание улыбки, гуления. 



  2. Массаж рук, ног. 



1, 2. Вызывание слухового и зрительного сосредоточения в положении лежа на спине и на животе. 3. Хватание игрушки из положения лежа на животе. 4, 5- Попеременное и одновременное сгибание ног. 6, 7. Доставание игрушки из положения лежа на спине. 8. Активный поворот со спины на живот (с по­мощью).

Рис. 3 1. Отведение плеч назад и сведение лопаток. 2. Приподнимание ног из поло­жения лежа на животе. 3. Рефлекторное ползание (отталкиваясь ногами от ладони взрослого). 4. Сгибание туловища, ног. 5. Присаживание за отведенные в стороны руки. 6. Разгибание позвоночника, ног, поднимание головы. 7. Сги­бание и разгибание ног в голеностопных суставах. 8. Доставание ногами игрушки  (мяча)



  1. Попытка к присаживанию за руки. 



  2. Активные повороты с помощью (2—3 раза). 



  3. Ползание с помощью (1—3 раза). 



  4. Захватывание игрушки в положении лежа на спине

    одной, двумя руками (1—3 раза).



  5. Упражнение на сопротивление для ног (1—3 раза). 



  6. Дыхательный массаж, дыхательные упражнения. 



Для детей 5—8 месяцев



  1. Вызывание реакции оживления, гуления, улыбки. 



  2. Захватывание игрушки полусогнутыми и вытянуты­

    ми руками в положении лежа на спине (по 2—3 раза).



  3. Упражнение на сопротивление для ног (3—4 раза). 



  4. Активные повороты за игрушкой вправо-влево (2 ра­

    за).



  5. Ползание за игрушкой на животе (3 раза). 



  6. Дыхательный массаж. 



  7. Захватывание игрушки в положении лежа на животе

    попеременно правой, левой рукой (по 2 раза).



  8. Вставание на ноги из  положения лежа на  животе

    (3—4 раза).



  9. Упражнение на сопротивление для ног в положении на

    спине.



  1. Неполное присаживание за руки, за предмет (кольцо). 



  2. Дыхательный массаж. 



Для детей 8—12 месяцев



  1. Вызывание улыбки, громкого смеха. 



  2. Повороты за игрушкой, находящейся на расстоянии,

    из положения лежа на спине (2—3 раза в разные стороны).



  3. Вставание на ноги из положения лежа на животе

    (3—4 раза).



  4. Ползание на четвереньках. 



  5. Вставание на ноги из положения лежа на спине с

    небольшой поддержкой (3—4 раза).



  6. Присаживание, сопровождаемое словом «сядь!» (3—

    4 раза).



  7. Доставание игрушек, лежащих на столе (3—4 раза). 



  8. Вставание на большие кубики с небольшой поддерж­

    кой (3—5 раз).



9.        Доставание игрушки из положения стоя (3—4 раза).

10 Залезание на наклонную плоскость (1—2 раза).



  1. Доставание игрушки с разных расстояний из поло­

    жения лежа на спине (3—5 раз).



  2. Дыхательный массаж. 



Комплексы гимнастических упражнений могут выпол­няться полностью или частично, а некоторые упражнения заменяться по указанию врача. Прежде чем приступить к занятиям с ребенком, каждая мать должна пройти курс обучения при детской поликлинике или врачебно-физкуль-турном диспансере.

Рис. 5 1. Присаживание и вставание на ноги при поддержке за кольца.  2.  Ползание за игрушкой с помощью. 3. Упражнение на сопротивление для ног. 4, 5. Сгиба­ние и разгибание рук с кольцами сидя и стоя.

Но даже если мать регулярно занимается с малышом физическими упражнениями, после 4—6 месяцев, когда потребность в движении у него возрастает, этого недоста­точно. Чтобы стимулировать у ребенка дополнительную активность, следует устроить для него специальный уголок в хорошо освещенной и легко проветриваемой части комнаты.

Рис. 6 Для этой цели используется обычный манеж, который можно реконструировать и оборудовать перекладиной с качелями и маленьким канатом, лесенками, разновысокими площадками, катальной горкой (рис. 6). В разных углах манежа прикрепляются яркие и контрастные по цвету игрушки, чтобы привлечь внимание малыша и побудить его передвигаться по всему пространству манежа (игрушки периодически заменять другими).

Известно, что дети (даже самые маленькие) любят играть с мячом. Поэтому в манеже должно быть несколько тоже ярких, разного размера мячей. Даже 5—6-месячный малыш будет охотно катать мяч по полу и ползать за ним.

Планки, на которые крепится перекладина, должны иметь отверстия: это позволит менять ее высоту по мере роста ребенка. Угол наклона горки для катания и лесенок можно также регулировать в зависимости от того, насколь­ко малыш сумеет приспособиться к этим снарядам.

Практика показала, что дети с большим удовольствием проводят время в таком манеже, развиваясь как физически, так и умственно. Да и родителям удобнее. Они могут заниматься другими делами, не беспокоясь, что начавший ползать малыш заберется в какое-нибудь опасное для него место. Манеж может с успехом прослужить ребенку до 1,5— 2 лет.

Занятия в оборудованном манеже особенно полезны детям с ослабленным здоровьем, вялым и малоподвижным. Приведу пример. Коля П. (7 месяцев) часто болел ОРЗ, плаксивый и раздражительный (успокаивался только на ру­ках у родителей), аппетит плохой. После того как для него устроили физкультурный уголок, положение значительно улучшилось. Малыш большее время бодрствования прово­дил в манеже, перестал капризничать и плакать, аппетит улучшился. Коля окреп, гораздо реже стал простужаться. В 10 месяцев он начал произносить слова, а в 11 месяцев ходить. К году (т. е. за 5 месяцев) Коля догнал своих сверст­ников по всем данным физического развития.

В манеже могут одновременно играть и двое детей (оздо­ровительный эффект от этого даже больший). В семье М. родились двойняшки Дима и Катя. Дети появились на свет раньше срока, росли со значительным отставанием в физическом развитии. На втором месяце жизни переболели ОРЗ с последующим воспалением легких. С помощью регулярной гимнастики и массажа (с двухмесячного возрас­та) удалось значительно повысить жизненный тонус малы­шей, улучшить здоровье. Начиная с 7 месяцев дети почти все время бодрствования, свободное от прогулок на свежем воз­духе, находились в манеже. Результат превзошел ожидания: к полутора годам Катя и Дима превратились в крепких и веселых малышей, без малейших признаков отставания в физическом развитии. Трудно представить, что еще год назад их здоровье вызывало серьезные опасения врачей и родителей.

Массаж Основные приемы массажа — поглаживание, растира­ние, разминание, вибрация.

При проведении массажа помните, что у младенца кожа в первые месяцы жизни сухая, тонкая, легкоранимая.

Поэтому вначале приемы массажа должны быть щадя­щими (поглаживание), потом постепенно можно вводить и другие приемы (легкое растирание, похлопывание, разми­нание).

Поглаживание делают ладонью или тыльной поверх­ностью кисти по направлению движения лимфы (от перифеРис. 7 1. Массаж живота — круговое поглаживание 2. Массаж живота — расти­рание косых мышц 3. Массаж живота — круговое разминание 4. Массаж яго­диц — растирание 5. Массаж ягодиц — поколачивание 6. Массаж ног 7, 8. Мае саж стопы - растирание 9. Массаж спины - поглаживание 10. Массаж спи ны — поколачивание рии к центру). Поглаживать надо легко и плавно, с неболь­шим нажимом.

Растирание воздействует не только на кожу, но и на подкожную жировую прослойку, связки, сухожилия, поверх­ностно расположенные мышцы. Это очень нужный прием, который выполняется ладонью, короткими круговыми дви­жениями с небольшим нажатием. Растирание оказывает более благоприятное действие, если его чередовать с погла­живанием.

Разминание* делается короткими движениями пальцев с более энергичным нажимом и действует на глубоко рас­положенные мышечные группы.

Вибрационный прием имеет специальное назначение и требует строго индивидуального подхода.

Массаж надо делать на специальном столе, застелен­ном сложенным вчетверо одеялом, клеенкой и пеленкой. Перед массажем необходимо снять кольца, браслеты, часы, броши. Ногти у матери должны быть подстрижены, а руки теплые и сухие (рис. 7).

Массаж и гимнастику рекомендуется проводить не раньше чем через 40—60 минут после кормления, и, конечно, ни в коем случае нельзя их делать непосредственно перед кормлением малыша.

Если вы в течение всего года регулярно занимались с малышом, закаливали его и соблюдали правильный режим дня, то есть все основания полагать, что в следующий год своей жизни он вступит с хорошими предпосылками нор­мального физического и умственного развития.

Первые шаги и познание окружающего мира

На втором году жизни ребенок начинает осваивать сложные движения: ходьбу, лазанье, преодоление препятст­вий, различные игры с мячом, игрушками. В это время необ­ходимо стимулировать его интерес к новому, помочь ему развить и укрепить мышцы рук, ног, спины и живота, укрепить вестибулярный аппарат. В табл. 2 перечислены * Самый простой и распространенный вариант этого приема масса­жа — ординарное разминание — выполняется так: прямые пальцы плот­но обхватывают мышцу, затем сжимают ее и вместе со всей рукой де­лают вращательные движения, одновременно скользя вдоль мышцы и захватывая новые ее участки. Всего различают семь видов разминания.

Психомоторное развитие детей 1-

Далее:

 

Ишемическая болезнь сердца.

Функции кожи.

Глава IV Приготовление гомеопатических лекарств.

Часть II. Организация профилактики венерических болезней.

315. Чистотел большой.

7.4. Цветовой тест отношений.

Способности исполнительские и творческие.

 

Главная >  Публикации 


0.002