Главная >  Публикации 

 

Практические соображения



В широком плане состав молока независим от пищи, потребляемой матерью, ибо пока необходимые тканеобразующие вещества имеются в организме матери, у нее вырабатывается молоко определенного содержания. Молочные железы энергично извлекают необходимые вещества - жиры, белки, сахара, витамины, минералы - из тканей матери, и источник молока не „усыхает", пока материнский организм может поставлять вещества, требуемые для его выработки.

На количество вырабатываемого молока большое влияние оказывает диета матери, но она не может оказать значительного воздействия на его качество, пока для восполнения недостающего питания не начнут расходоваться ее собственные ткани. Когда же поступление любого тканеобразующего вещества падает, уменьшается и количество молока, однако состав его остается практически неизменным. Если целиком отсутствует хотя бы один тканеобразующий элемент в диете и в материнском организме, выделение молока задерживается. Доктор Карл Роуз длительное время проводил опыты с козами и, по его словам, не мог обнаружить того, что большие различия в их рационе привели к каким-либо изменениям в составе их молока. Конечно, ни одна самка не может неопределенно долгое время поставлять в свое молоко элементы, не содержащиеся в диете. Постоянное лишение ее собственных тканей этих веществ с целью снабжения детеныша приводит и к их истощению и серьезным заболеваниям самки. Ухудшается и молоко, что порождает, как установили Стинбок и Харт, у молодняка дебиль-ность. Длительное недоедание, наблюдаемое во время Второй мировой войны, приводило к дегенерации молочных желез. Доктор Каупи (Германия) исследовал молоко кормящих матерей во время войны и нашел его жировое содержание практически нормальным. Но он прибегнул к вымышленной интерпретации психического воздействия как объяснения неспособности грудных младенцев выжить на материнском молоке в то время. Тогда в центральной Европе полуголодные матери не могли вскармливать своих детей, и сколь же смешно взывать к „психическому воздействию для объяснения того, что явно было следствием частичного истощения.

Практические соображения

Энергия, проявляемая организмом плода для обеспечения питательными веществами, необходимыми для его жизни и роста даже при самых неблагоприятных обстоятельствах, и энергия, выделяемая в том же направлении молочными железами матери, - т.е. органами, в основном ответственными за питание молодого организма сразу после родов, демонстрируют, насколько полна решимости Природа обеспечить жизнь „молодого поколения". Одно поколение существует просто ради другого и приносит себя, если необходимо, в жертву ради следующего поколения.

Практический вывод: эти факты говорят о необходимости со стороны матери иметь адекватное питание как во время беременности, так и кормления грудью. Ибо, если она не делает этого, страдает ее собственный организм, и после того, как он „обескровлен", страдает и организм ребенка. Мать может дать плоду и кормящему организму лишь то, что у нее есть. И если потребности организма не обеспечиваются соответствующей диетой, ее собственные ткани и накопленные резервы становятся „диетой" ребенка.

Беременность и кормление грудью не есть „болезни". Они не требуют специальных диет, специального ухода или лечения. Мать просто должна тщательно соблюдать все правила гигиены и питания, правильного сочетания пищи (которые приводятся в этой книге). Она должна снабжать себя и своего ребенка обилием витаминов и минералов, потребляя большое количество свежих фруктов и овощей - в основном целиком и сырых.

Слишком много детей, которые должны были бы характеризовать начало жизни, рождаются тщедушными и слабыми, потому что их матери неправильно питаются. Потребление до родов, в младенческом и детском возрасте малого количества фруктов и зеленых овощей приводит к постоянной слабости, которая дает о себе знать, когда ребенок сталкивается со стрессами и напряжениями. Доктор Берг рекомендует потреблять „в пять -семь раз больше овощей, картофеля и богатых минеральными солями фруктов (яблоки и груши в этом отношении бедны), чем мяса, яиц или злаковых, ибо в противном случае нужное количество оснований (щелочей) не может быть гарантировано" для удовлетворения потребностей растущего организма ребенка. Такой стандарт оказывается идеальным для беременных и кормящих матерей. Берг отмечает, что „когда в клинике солнечных ванн при Венском университете зимой на восемь недель было вынужденно ограничено снабжение свежими овощами, возникла сильная вспышка цинги". Это подчеркивает огромную важность свежих фруктов и зеленых овощей в диете каждого, но особенно кормящих матерей.

Злаковые, видимо, способствуют появлению дефектных зубов, особенно когда не балансируются большим количеством зелени и свежих фруктов. По словам Макколума, „есть все основания считать, что распространенная практика ограничения диеты слишком большим количеством хлеба, мяса, сахара, картофеля, бобов, гороха и злаковых до родов и после них, во время кормления грудью не в малой степени ответственна за неспособность многих матерей к выработке молока удовлетворительного качества и количества для питания новорожденного. Нет никакого вреда (но зато большая польза) от ограничения потребления мяса и прочих подобных продуктов и увеличения молока, фруктов и зеленых овощей, и мать, делающая это, снижает до минимума опасность прерывания здорового развития своего ребенка".

Матери, похоже, переедают крахмалы, белки и жиры, хотя на такой односторонней диете они могут получить лишь неадекватные белки. Этому мешает разнообразное питание. Пищевые элементы, которых, по всей вероятности, особенно не хватает цивилизованным матерям, - это минералы и витамины. При питании в основном рафинированной и ненатуральной, вареной пищей минеральное и витаминное истощение является одним из величайших зол, связанных с диетой матери. Любое требование питания можно удовлетворить натуральными продуктами и ничем иным. Консервированные фрукты - это „конфеты", а не фрукты. Их питательная ценность мала. Ешьте фрукты сырыми.

В завершение разрешите вновь подчеркнуть необходимость правильной общей гигиены ума и тела. Ненормальное умственное состояние так же вредит питанию матери, как и дефектная пища, и тем самым наносит вред и ребенку, калечит его. Недостаток свежего воздуха и солнца, сна и отдыха, переутомление на работе, эмоциональное перевозбуждение, половые излишества и прочие иннервирующие и деэнергезирующие воздействия и влияния приводят к извращению метаболизма, токсемии и расстройствам как для матери, так и для ребенка.

Основы лечебного голоданияОпределение голодания

Питание можно удобно разделить на две фазы - позитивную и негативную - в зависимости от того, является ли это периодом собственно питания или периодом воздержания от пищи. Негативное питание обозначается терминами „голодание", „истощение", „изнурение". Но голодание и истощение - разные явления, четко отличающиеся друг от друга. А изнурение охватывает оба процесса.

Слово „голодание" („фаст") происходит от англосакского „фаест", что означает „стойкий", „непреклонный". Практика обходиться без еды в определенные периоды времени называлась „фастинг" - от англосакского „фастен", или „воздерживать себя от питания". Таким образом, словарь определяет голодание как „воздержание от пищи, частичное или полное, или от предписанных видов пищи". В большинстве религиозных голоданий имеется в виду воздержание лишь от предписанной пищи. Мы можем сказать так: голодание - это воздержание, частичное или полное, на более или менее длительное время от пищи и питья или только от пищи.

Неправильное применение термина „голодание" очень распространено. К слову „голодание" прибегают и тогда, когда называют какую-то конкретную диету. Мы читаем и слышим о фруктовых голоданиях, молочных голоданиях, о водных голо1 даниях и т.п., когда говорят о фруктовой диете, молочной диете, водной диете и т.п. Фруктовое голодание - это воздержание от фруктов, молочное голодание - воздержание от молока, водное голодание - воздержание от воды и т.д.

Словарь определяет слово „диета" как „регулируемое направление питания и питья, специально предписываемый режим, стол, рацион, норма питания". Соблюдать диету значит регулировать или ограничивать питание и питье соответственно режиму, питаться внимательно или умеренно, принимать пищу, есть".

Под термином „голодание" мы понимаем добровольное и полное воздержание от всякой пищи, кроме воды. „Маленькие дробленые приемы пищи, — говорит доктор Ч. Пейдж, -не являются голоданием. Нельзя принимать ни крошки, кроме воды, которая выпивается небольшими глотками время от времени и то в зависимости от желания". Мы не используем слово „голодание" для обозначения, например, диеты из фруктового сока. Пишут о голодании, когда ребенок сидит на фруктах. Это означает, что того кормят фруктами и он находится на фруктовой диете. Голодание и питание не являются идентичными процессами. Мы должны осторожнее обращаться с терминами. „Изнурение" - это технический термин, буквально означающий „опустошение" и применяемый абсолютно ко всем формам и стадиям воздержания от пищи и ко многим видам недоедания по разным причинам, даже тогда, когда человек питается. Мы можем избежать путаницы, если сохраним термин „изнурение" для всякого воздержания, термин „голодание" - для периода воздержания от пропуска первого приема пищи до возврата голода, а термин „истощение" для периода от возврата голода до наступления смерти.

Профессор Моргулис дает следующую классификацию изнурения в зависимости от его истока.

1. Физиологическое изнурение, которое является нормальным постоянным явлением в природе. Оно составляет или определенную фазу жизненного цикла животного, сезонное событие или сопровождающий периодический возврат половой активности. „Примером могут служить тюлени, лосось, животные, наделенные способностью к спячке. Добровольное голодание нормальных субъектов в рекламных целях или для научного изучения доктор называет физиологическим голоданием. Он не объясняет, почему это должно называться физиологическим голоданием, а периоды вынужденного голодания вследствие кораблекрушения, аварий в шахтах и др. истощением вследствие несчастного случая, хотя шахтеры и потерпевшие аварию моряки не всегда испытывают истощение. Часто у них периоды воздержания от пищи относительно короткие, и они выживают.

2. Патологическое изнурение в „различных стадиях тяжести, связанных с разными органическими нарушениями", - расстройство пищеварительного тракта, неспособность удержать пищу (рвота), чрезмерное разрушение тканей организма (инфекционные лихорадки) и отказ от приема пищи из-за утраты аппетита или психической болезни. Доктор Бенедикт относит термин патологическое изнурение к нарушениям пищеварительного тракта, при которых невозможен прием пищи.

3. Случайное, или экспериментальное, изнурение. К этой категории, конечно, относятся все индивидуальные эксперименты, которые были объектом тщательно проведенных научных исследований. К этому должна быть добавлена четвертая классификация, или класс, с которым профессор Моргулис, видимо, почти совсем не знаком и который является целиком или в основном добровольным воздержанием, но при котором такое воздержание от пищи проводится не просто для экспериментальных целей, а для содействия или восстановления здоровья. Я предпочитаю называть это „гигиеническим голоданием". Другие называют его „лечебным (терапевтическим) голоданием". Голодание этого типа при острой болезни не является полностью добровольным, разве только не в смысле, что все действия инстинкта являются добровольными. Здесь мы касаемся главным образом „гигиенического голодания", хотя и приводим сведения о других типах голодания, которые могут быть полезными •для нас для лучшего понимания и более правильного проведения голодания.

Доктор Бенедикт упоминает случаи голодания при гипнотическом сне, но не приводит детали. У меня не было опыта в таких случаях и я не изучал их. Я полагаю, что этот феномен при гипнотическом сне действует таким же обычным путем. Возможно, при гипнозе более полный отдых, хотя я и склонен считать это состояние состоянием напряжения. Я, естественно, не рекомендую использовать ни в какое время гипноз для любой цели, ибо считаю его безусловным злом.

В работе „Изнурение и недоедание" доктор Джексон заявляет, что термин „истощение" „чаще всего используется для обозначения крайних стадий изнурения, ведущих к смерти". К сожалению, слишком часто это не так.

Слишком часто термин „истощение" применяется ко всему периоду воздержания от пищи с первого его дня до смертного конца. По словам Кэррингтона, „многие врачи говорят о лечении голоданием, или истощением. Это просто показывает, что они не знают, о чем говорят. Голодание абсолютно отлично от истощения; первое - благодеяние, второе - вред; первое является ценным терапевтическим методом, второе - смертельным экспериментом".

Необходимо, как это будет видно из нашего последующего исследования, провести различие между голоданием и истощением. Голодание не есть истощение. Различие между голоданием и истощением огромно и четко обозначаемо. Доктор Хаззард выразил это в следующих словах: „Истощение является следствием отказа от пищи из-за несчастного случая или приверженности системе, требующей питания. Голодание заключается в намеренном воздержании от пищи организмом, страдающим от болезней и не желающим пищи, пока не получит отдых, не будет очищен и не будет готов к работе по усвоению пищи".

Голодание не является, как его иногда называют, ни „лечением голодом", ни „лечением истощением". Голодающий не голоден, и голодание не есть метод лечения и излечения от „болезни". По словам доктора Ч. Пейджа, „часто применяемый термин „лечение истощением" вводит больного в заблуждение и деморализует: дело в том, что он обречен и на истощение, и на отравление пищей, когда рухнула надежда на ее усвоение и ассимиляцию, что действительно имеет место при всех приступах острой болезни и особенно при слабости и отсутствии аппетита".

Голодание - это отдых, физиологические каникулы. Это - не суровое испытание и не наказание. Это - очистительная мера, которая заслуживает того, чтобы ее лучше знали и более широко использовали.

Голодание у человека

Человек есть животное и как таковое подчинен тем же законам бытия и условиям существования, что и другие животные. Как часть большого органического мира, он не является существом, отгороженным от обычных и постоянных условий жизни, регулируемых законами и требованиями существования. Неудивительно поэтому, что мы находим человека не только способным голодать продолжительное время и делать это с пользой, но голодать при самых разных обстоятельствах и по самым разным поводам. Далее мы вкратце рассмотрим самые важные из условий, при которых он голодает, и причины, по которым он это делает.

Религиозное голодание

Голодание как религиозный обряд издавна практиковалось во исполнение некоторых благодеяний. Религиозное голодание имеет древнее происхождение, уходящее в предысторию. Частичное или полное воздержание от пищи или от определенных видов пищи в установленные периоды времени существовало в Ассирии, Персии, Вавилоне, Скифии, Греции, Риме, Индии, Палестине, Китае, в Европе среди друидов и в Америке среди индейцев. Это была широко распространенная практика, часто используемая как средство покаяния, при трауре и в качестве подготовки к участию в таких религиозных ритуалах, как крещение и причастие.

На самой заре цивилизации Древние Таинства, тайное поклонение или религия, тысячелетия процветавшие в Египте, Индии, Греции, Персии, Фракии, Скандинавии, у готов и кельтов, предписывали и практиковали голодание. Религия друидов среди кельтских племен требовала длительного переходного голодания и молитв прежде, чем посвященный мог продвинуться дальше. В религии Митры (древний Иран) требовалось голодание из пятидесяти дней. Фактически голодание было общим для всех таинств, которые были сходными с таинствами древнего Египта и, возможно, от них происходили. Говорят, что Моисей, который был обучен „всей мудрости Египта", голодал более 120 дней на горе Синай. Таинства Тира, которые были представлены в Иудее тайным обществом, известным под названием „ессеи" (essenes), также предписывали голодание. В I веке нашей эры в Александрии существовала секта евреев - аскетов, которые назывались „терапевты" (therapeute), напоминали ессеев и многое заимствовали из Каббалы и из пифагорийской и орфической систем. Терапевты обращали большое внимание на больных и очень высоко ценили голодание как лечебную меру. О голодании довольно часто упоминается в Библии, где зафиксированы несколько голоданий большой длительности: Моисей - 40 дней (Исход, 24:18,34:28), Илия, сорок дней (Первая Книга Царств), Давид, семь дней (Четвертая Книга Царств), Иисус, сорок дней (Евангелие от Матфея, 4:2), Лука: „Пощусь дважды в неделю" (Евангелие от Луки, 18:12), „Сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Евангелие от Матфея, 17:21). Библия предостерегает против голодания ради тщеславия (Евангелие от Матфея, 6:17,18). Она также советует святым отцам не носить печального выражения лица (Евангелие от Матфея, 6:16), а искать удовольствие в голодании и исполнении своей работы (Книга пророка Исайи, 58:3), посты должны быть постами радости (Книга пророка Захарии, 8:19).

Мы вполне можем предположить, что некое великое добро было целью многих голоданий, упомянутых в Библии, даже если (можно считать это) они не всегда предназначались для „исцеления" от „болезней". Можно быть также уверенными в том, что у древних не было страха пред смертельным голодом в результате пропуска нескольких приемов пищи.

В течение двух тысяч лет христианская религия рекомендовала „молитву и пост", и тысячи проповедников излагали историю о сорока днях голодания в пустыне. Религиозные посты часто практиковались в раннем христианстве, в средние века. Томмазо Кампанелла рассказывает, что болезненные монахини в периоды своих истерик нередко искали спасение в голодании „семь раз по семьдесят часов", или в течение двадцати одного с половиной дня. Джон Кальвин и Джон Уэсли - оба решительно настаивали на голодании в качестве благотворной меры как для знати, так и для простого народа. Среди ранних христиан голодание было одним из обрядов очищения. До сих пор голодание является обычной практикой среди народов Дальнего Востока, особенно среди индийцев Восточной Индии. Хорошо известны многочисленные голодовки Ганди.

Члены раннехристианской церкви, на которых была наложена епитимья, часто удалялись в пустыню на месяц или два, чтобы побороть соблазны. В это время они пили воду из старой дряхлой посудины и прием даже просяного зернышка рассматривался ими как нарушение обета и разрушал достоинства раскаяния. В конце второго месяца „исхудалые и от мира отрешенные" обычно имели достаточно сил, чтобы вернуться домой без посторонней помощи.

Автор книги „Пилигрим Сильвий", описывая Великий Пост в Иерусалиме при посещении его около 386 года н. э., отмечает: „Во время Великого Поста они полностью воздерживались от всякой пищи, за исключением суббот и воскресений. Они ели в полдень в воскресенье и после этого не принимали ничего вплоть до утра следующей субботы. И так на протяжении всего Великого Поста". Хотя католическая церковь и не имеет закона, требующего голодания, в прошлом оно добровольно практиковалось многими католиками. Эта церковь рассматривает воздержание - полное или от предписанной пищи - в качестве покаяния. Она также учит, что Иисус голодал, дабы обучать и поощрять веру в практику покаяния.

Римская церковь имеет как „дни голода", так и „дни воздержания", что необязательно одно и то же. „Закон воздержания" имеет основой дифференцирование пищи и регулирует не количество, а качество разрешенной пищи. Он закрепляет прием мяса или мясного бульона, но не яиц, молока или приправ любого вида, даже из животного жира. В голодании правило церкви гласит: „Что образует голодание - так это лишь один прием пищи в день". В древности строгое голодание соблюдалось до захода солнца. Ныне полный прием пищи может быть в любое время после полудня или, как считают признанные церковные авторы, вскоре по еле него. Некоторые даже полагают, что полный прием пищи может быть в любое время суток. Однако этот один полный прием пищи за двадцать четыре часа не запрещает приема какой-нибудь пищи утром и вечером. Фактически „местный обычай", который часто есть некое неясное выражение, исходящее от местного священнослужителя, определяет, какую дополнительную пищу можно принимать ежедневно. В Америке правило заключается в том,.чтобы утром прием пищи не превышал двух унций хлеба, в Вестминстере (Англия) лимитом являются три унции хлеба. Конечно, такого рода „голодание" не то, что мы имеем в виду под действительным голоданием, ибо таким образом человек может есть достаточно для того, чтобы потолстеть. Не могут гигиенисты принять и так называемый моральный принцип Римской Церкви - „парвум про нихило репутатур" и „не потус нокеат": „малое считается ничем", дабы „питье, не сопровождаемое ничем твердым, не стало вредным". Мы считаем, как это заявил и Пейдж, что малые дробленые приемы пищи не являются голоданием

Далее:

 

Приложение к главе "личность целителя".

Животные, растения и уринотерапия.

15 Инфекционные заболевания.

Бронхиальная acIWa.

Заболевания легких и плевры.

307. Частуха подорожниковая.

Маленький рост.

 

Главная >  Публикации 


0.0008