Главная >  Публикации 

 

85. Укусы и попадание в организм инородных тел



Тепловой и солнечный удары. При длительном пребывании ребенка в сильно натопленном, душном помещении или в жаркий, безветренный день вне помещения, в тени у него может произойти тепловой удар. При этом нарушается нормальная теплорегуляция и температура тела повышается. Появляется вялость, покраснение лица, обильное потоотделение, головная боль, нарушение координации движений. В более тяжелых случаях дыхание учащается, лицо бледнеет и может наступить потеря сознания. Такие же явления происходят при солнечном ударе, который нередко возникает в жаркий солнечный день при длительном действии на непокрытую голову ребенка прямых солнечных лучей.

При первых признаках теплового или солнечного удара пострадавшего необходимо перевести в тенистое, прохладное место, уложить, расстегнуть или снять одежду, напоить и смочить голову и грудь прохладной водой. При отсутствии дыхания или сильном его ослаблении необходимо искусственное дыхание. После теплового или солнечного удара дети обычно долгое время (до одного месяца и дольше) плохо переносят прямые солнечные лучи и высокую температуру воздуха, а поэтому их особенно тщательно следует оберегать от перегревания.

Обморожение. Обморожение может наступать не только при очень низких температурах воздуха, но и в условиях повышенной влажности или сильного ветра даже при температуре 3—5° выше нуля. Оно чаще возникает у детей ослабленных, малокровных, которые мало двигаются во время пребывания на воздухе. Обычно обмораживаются открытые или плохо защищенные части тела, а также места недостаточно снабжающиеся кровью: кончик носа, уши, щеки, пальцы рук и ног (особенно при тесной обуви). При обморожении кожа бледнеет вследствие сужения кровеносных сосудов, появляется ощущение пощипывания или покалывания, сменяющееся в дальнейшем полной потерей чувствительности.

Различают три степени обморожения. При обморожении первой степени после согревания в поврежденном месте появляется болезненность, отечность, синюшная окраска, которые в течение одной-двух недель полностью проходят. Восстановление нормального состояния кожи сопровождается зудом и шелушением. При обморожении второй степени на коже образуются пузыри, наполненные мутной, кровянистой жидкостью. При обморожении третьей степени наступает омертвение кожи, а иногда и глубже лежащих тканей. Обморожение второй и третьей степени обычно обнаруживается не сразу и сопровождается сильной болью.

При первых признаках обморожения надо устранить действие холода на пораженные ткани. Если невозможно сразу отвести пострадавшего в помещение, надо найти место, укрытое от ветра, растереть поврежденную часть тела чистой рукой или носовым платком до появления в ней нормальной окраски, укутать ее теплой одеждой и, если возможно, заставить ребенка произвести несколько интенсивных движений, что способствует усилению кровообращения и согреванию тела. Растирать обмороженный участок снегом нельзя. На поврежденные части тела при обморожении первой степени хорошо наложить повязку с вазелиновым, касторовым маслом или рыбьим жиром. При обморожении второй степени пузырей не срезать, а наложить на них повязку с пенициллиновой или стрептоцидовой мазью. При наличии на коже открытых раневых поверхностей накладывается сухая стерильная повязка, и ребенка отправляют в ближайшее" лечебное учреждение.

После любой степени обморожения на поврежденном месте надолго остается повышенная чувствительность к холоду. Даже при небольшом снижении температуры воздуха, особенно в сырую погоду или в сыром помещении, обмороженная в прошлом кожа припухает и синеет. Уменьшить эти явления можно, смазывая болезненные участки жиром, ихтиоловой или камфарной мазью.

85. Укусы и попадание в организм инородных тел

Первая помощь при укусах. В летнее время, в особенности за городом, дети нередко подвергаются укусам комаров. На месте укуса появляется припухлость, покраснение, зуд, иногда настолько сильный, что дети становятся беспокойными, плохо спяг. Расчесыванием укушенных мест можно внести в них возбудителей гнойной инфекции. Чтобы уменьшить зуд и дезинфицировать кожу, надо протереть укушенные места спиртом, одеколоном, водкой. При наличии комаров наиболее открытые части тела (лицо, шею, руки, ноги) смазывают кремом «Тайга», отпугивающим комаров. Особенно важно делать это в первые дни пребывания детей за городом, так как наблюдения показали, что в дальнейшем у большинства детей чувствительность кожи к укусам комаров снижается.

При укусах пчел в первую очередь необходимо найти и удалить жало, содержащее яд насекомого. Затем место укуса протирают раствором спирта, иода или другим дезинфицирующим средством и для уменьшения боли и отека на место укуса прикладывают холодные примочки или пузырь с холодной водой. Нельзя на укушенное место класть землю, так как с ней можно занести возбудителей гнойной инфекции и столбняка. При признаках общего отравления, а также при укусе в зев, глотку или глаз ребенка нужно срочно доставить в медицинское учреждение.

Ядовитые змеи встречаются в средней полосе Советского Союза (гадюка), а также на Кавказе, в Крыму и в Средней Азии (кобра, гюрза, эфа). Пострадавшему надо создать полный покой и срочно доставить его на носилках в ближайший медицинский пункт. Для летнего отдыха детей надо выбирать места, где ядовитые насекомые и змеи встречаются редко. Не следует гулять с детьми в сырых, низких и особенно болотистых местах, заходить с ними в высокую траву, густой кустарник, разрешать им играть и валяться на сене, соломе.

Инородные тела. При попадании в глотку или пищевод кости, пуговицы, монеты, иголки и т. д. у ребенка появляется боль, усиливающаяся при глотании, затрудняется или становится невозможным глотание; срыгивание кровянистой слизью; при больших инородных телах — затрудненное дыхание. Первая помощь, особенно если проглочен острый предмет,— немедленное направление к врачу. Запрещается прием пищи или проглатывание хлебных корок для проталкивания инородных тел в желудок. Если неострое инородное тело попало в желудок, то, как правило, через 2—3 суток оно безболезненно выходит естественным путем.

При попадании инородного тела в желудок не следует ни ограничивать ребенка в пище, ни давать ему слабительные средства. Голодная диета, уменьшая перистальтику, задерживает выход инородного тела, слабительные же средства, наоборот, значительно усиливают сокращение стенок кишечника, что может способствовать их повреждению инородным телом. Ребенку нужно давать мягкий хлеб, каши, слизистые супы, кисели, т. е. такую пищу, которая, обволакивая инородное тело, защищала бы стенки желудка и кишечника от повреждений.

При попадании инородных тел в гортань, трахею или бронхи у ребенка внезапно наступает приступ асфиксии, т. е. удушья, сопровождающийся посинением лица и губ, судорожным кашлем. Если, как это часто бывает, кашель не привел к удалению инородного тела и появились признаки асфиксии, ребенка следует немедленно отправить в больницу.

На конъюнктиву и роговицу глаза могут попасть песчинки, частицы угля, выпавшие ресницы, мошки и т. п. Признаки: чувство жжения в глазу, слезотечение, светобоязнь. Если инородное тело хорошо видно, его надо удалить кусочком марли, намотанной на спичку и смоченной в 1%-ном растворе борной кислоты. Можно попытаться удалить инородное тело, интенсивно промывая глаз водой из пипетки. Если это не поможет, надо немедленно отправить ребенка к специалисту.

При попадании инородных тел в ухо ребенок жалуется на шум, на наличие в ухе чего-то постороннего; нередко ухудшается слух. Особенно неприятные ощущения могут вызвать заползшие в ухо муравьи, мухи, пауки. Для удаления инородных тел, а также для того, чтобы умертвить и удалить из уха попавших туда насекомых, в слуховой проход вливают  чайной ложки подогретого до 36° жидкого масла, глицерина, спирта или водки, а затем ребенка на 5—10 минут укладывают на больное ухо. Инородное тело или погибшее насекомое при этом, как правило, удаляются вместе с вытекающей из уха жидкостью. Если не удалось удалить инородное тело, ребенка нужно отправить к врачу.

При попадании инородного тела в нос ребенок начинает усиленно чихать, у него появляется затрудненное дыхание через соответствующую половину носа, а в запущенных случаях кровянистые гнойные выделения. Удалить инородное тело можно, зажав здоровую ноздрю ребенка и предложив ему с силой высморкаться через ноздрю, в которой имеется инородное тело, или раздражая слизистую носа перышком, бумажкой, вызвать чихательный рефлекс. Если предлагаемые меры не помогут, ребенка следует отправить к врачу. Пытаться удалить инородное тело из уха или носа ребенка с помощью каких-либо инструментов (крючок, пинцет и др.) не следует, так как при этом можно протолкнуть его очень глубоко, повредить барабанную перепонку или слизистую носа, внести инфекцию.

86. Потеря сознания

Обморок. Потеря сознания, вызванная наступившим малокровием мозга, называется обмороком. Причиной обморока могут быть усталость, сильное волнение или нервное потрясение, голод, сильная боль, потеря крови, угар, длительное пребывание в плохо проветриваемом помещении и др. При обмороке лицо бледнеет, дыхание становится редким, пульс слабым. Иногда перед обмороком может возникнуть головокружение, слабость, потемнение в глазах, тошнота, удушье; нередко обморок наступает внезапно, например при сильной боли..

Если обморок произошел в помещении, надо обеспечить наилучший приток чистого, свежего воздуха. У больного расстегивают воротничок, лиф, пояс и укладывают его на спину так, чтобы голова была слегка ниже, а ноги выше туловища. При таком положении тела приток крови к голове усиливается. Затем смачивают ватку нашатырным спиртом и подносят ее к носу больного на короткое время (20—30 секунд). Отняв ватку, через 1—2 минуты можно поднести ее снова на 20—30 секунд, проделывая эту процедуру до тех пор, пока больной не придет в сознание. При глубоком обмороке, помимо этого, следует производить искусственное дыхание. В случае появления рвоты голову ребенка повернуть набок и удалять рвотные массы изо рта, чтобы они не попали в дыхательные пути. Когда ребенок придет в сознание, ему можно дать крепкий чай или кофе.

Первая помощь утонувшему. Утонувшего можно вернуть к жизни, даже если он пробыл под водой сравнительно долгое время. Вытащив его из воды, надо снять или срезать мокрую одежду, очистить пальцами, обернутыми чистым платком или марлей, рот и глотку от грязи, тины и земли и, вытянув язык, удалить из дыхательных путей и желудка воду. Для этого надо стать на одно колено, положить пострадавшего поперек другого своего колена головой вниз и, осторожно надавливая на спину, сжимать его грудь. После того как вода будет удалена, пострадавшего следует уложить на теплую подстилку и делать ему искусственное дыхание, избегая надавливания на живот, чтобы остатки воды ,из желудка не попали в дыхательные пути.

Когда пострадавший придет в сознание, надо надеть ему сухое, по возможности нагретое белье и одежду, потеплее укрыть, напоить чаем иликофе и отправить в лечебное заведение.

Вопросы: 1. Как должна быть организована первая доврачебная помощь? 2. Что такое закрытые и открытые травмы? 3. Какие последствия могут возникнуть при сильном ушибе головы, какую помощь в этих случаях необходимо оказать ребенку? 4. Какие изменения возникают в конечностях при вывихах или переломах, какова первая помощь при этих травмах? 5 В чем опасность открытых травм? Какую помощь следует оказать при артериальном кровотечении? 6. Каковы причины и первая помощь при кровотечениях из носа? 7. Каковы причины и степени ожогов, в чем должна заключаться первая помощь при ожогах? 8. Каковы причины и первая помощь при тепловом и солнечном ударе? 9. При каких условиях может наступить обморожение, какова первая помощь при нем? 10. Какую помощь следует оказать ребенку при укусах насекомых и ядовитых змей? Как предохранить детей от этих укусов? 11. Какие симптойы возникают при попадании инородных тел в глотку или пищевод, какую помощь следует оказать ребенку в этом случае? 12. Что следует делать при попадании в желудок острого инородного тела? 13. В чем заключается первая помощь при попадании инородных тел на конъюнктиву или роговицу глаза? 14. Каковы симптомы и первая помощь при попадании инородных тел в нос или ухо? 15. Каковы причины, симптомы и первая помощь при обмороке? 16. Как оказать первую помощь утонувшему?

17. Санитарно-гигиеническая работа в дошкольных учреждениях87. Гигиеническое воспитание детей

Привитие детям гигиенических навыков. Гигиеническое воспитание детей имеет целью привитие им гигиенических навыков и сообщение элементарных знаний, обосновывающих эти навыки. Одно из обязательных условий эффективности такого воспитания—санитарно-гигиеническая организация среды, постоянный пример со стороны взрослых, в первую очередь родителей и воспитателей. Гигиенические навыки' должны воспитываться с самых ранних лет и постепенно превращаться в устойчивую привычку. В основном они сводятся к поддержанию чистоты кожных покровов, полости рта, к соблюдению чистоты и аккуратности в одежде и посгельных принадлежностей, чистоты и порядка в комнате, на рабочем месте ребенка, в шкафах с книгами, игрушками и проч.

Хорошее усвоение гигиенических навыков требует соответствующих условий. Так, необходимо иметь: индивидуальные предметы туалета (мыло, зубная щетка, расческа, мочалка, кружка для полоскания рта), хранящиеся в определенном, доступном для ребенка месте; стеллажи и шкафы для хранения книг и игрушек такой высоты, чтобы ребенок без затруднений сам мог взять и положить на место нужные ему предметы; приспособления для вытирания ног (мат, тряпка), щетки для чистки обуви и одежды, что должно находиться в передней или вестибюле. Детей надо обучать правильным приемам намыливания рук и смывания мыла водой, умывания лица, чистки зубов, полоскания рта и др. Надо разъяснять им в доступной форме значение того или иного гигиенического правила, а также плохих последствий, которые могут возникнуть при его нарушении.

Воспитание гигиенических навыков должно проводиться так, чтобы вызывать у детей положительные эмоции, в частности во время игры, прогулки, при чтении соответствующих рассказов, сказок. Большое значение имеет сознательное отношение к задачам гигиенического воспитания и активная помощь родителей и технического персонала детского учреждения.

88. Санитарно-просветительная работа

Санитарно-просветительная работа с родителями.

Работа с родителями, направленная на повышение гигиенических знаний по уходу и воспитанию детей, должна проводиться в дошкольных учреждениях по специально разработанному плану, в необходимых случаях и сверх плана, например при появлении в дошкольном учреждении инфекционных заболеваний, при проведении профилактических прививок, закаливающих процедур и пр.

При поступлении ребенка в детское учреждение после предварительного знакомства с ним и его медицинского обследования следует провести беседу с родителями (санитарно-просветительный инструктаж). Обычно это делает врач или медицинская сестра в присутствии воспитателя, в группу которого поступает ребенок. Родителей знакомят с правилами ухода за ребенком, мерами предупреждения инфекционных заболеваний, гигиеническими основами детского питания, закаливания, подчеркивая необходимость соблюдения дома режима дня, установленного в дошкольном учреждении, и закрепления прививаемых ребенку гигиенических навыков.

Если лекции проводятся главным образом врачом или заведующей и приурочиваются к родительским собраниям, когда собирается большая аудитория, то беседы должны в основном проводить воспитатели, чаще с небольшой группой или отдельными родителями при приеме и выдаче детей, при посещении детей на дому, когда воспитатель знакомится с бытовыми условиями семьи. Если родители нарушают санитарно-гигиенические правила, воспитатель должен разъяснять необходимость их соблюдения и регулярно проверять, соблюдаются ли они в дальнейшем.

Всякое запланированное выступление требует предварительной подготовки. Надо по каждой санитарно-просветительной теме заранее составить план или перечень основных вопросов в той последовательности, в какой воспитатель предполагает их излагать во время лекции или беседы. План этот надо проконсультировать с врачом, обслуживающим детское учреждение. Беседы и лекции не следует читать по написанному: они должны быть непринужденными, доступными, без излишних иностранных слов или научных терминов. Для лучшей наглядности во время бесед и лекций хорошо демонстрировать муляжи, макеты, рисунки, плакаты, таблицы и пр., пользоваться проекционными фонарями, эпидиаскопами или фильмоскопами.

Санитарно-гигиенический уголок. В вестибюле (приемной) дошкольного учреждения желательно оформить специальный санп-тарно-гигиенический уголок. Здесь на отдельном столике можно разложить соответствующие памятки, листовки, брошюры, журналы: повесить лозунги и плакаты, санитарную стенную газету, доску вопросов и ответов.

Здесь медицинский персонал, заведующая, воспитатели могут регулярно проводить беседы и с родителями, и с техническим персоналом. Для лучшего оформления уголка можно использовать выставочные диапозитивы, которые помещаются в специальных деревянных конструкциях (вертушках), освещенных изнутри, а также диапозитивы в ширмочках, которые располагают на подоконниках. В стенных газетах, бюллетенях желательно главным образом использовать местный материал, освещать те или иные конкретные примеры из жизни данного дошкольного учреждения, Вопросы: 1. Какие гигиенические навыки следует прививать детям в дошкольных учреждениях, какое значение они имеют для ребенка? 2. Какие условия необходимо соблюдать при привитии гигиенических навыков детям? 3. Какие задачи преследует санитарно-просветительная работа с родителями? 4. Какие средства следует использовать при проведении санитарно-просветительной работы с родителями?

Задание: Пронаблюдать, какие методы и средства используются в дошкольном учреждении для привития гигиенических навыков детям и санитарно-просветительной работы с родителями

Далее:

 

Глава 28. Саркоидоз в глобальной сети интернет.

Ночное недержание мочи.

Малые срамные губы.

Правила полноценного питания.

317. Шалфей дикий, луговой.

313. Чеснок посевной.

Периферическое зрение и поле зрения.

 

Главная >  Публикации 


0.0011