Главная >  Публикации 

 

Питта



таблица (находится в разделе приложений) конституции человека /пракрути/

Конституциональные характеристики

Телосложение

Вес тела

Волосы

Аппетит

Наклонность к болезням

Экскременты

Физическая активность

Психика

Эмоциональные отклонения

Верность

Память

Отношение к рсходам

Астеничное

Низкий

Сухая, грубая, холодная, смуглая, темная

Черные, густые, курчавые

Выступающие, редко поставленные, искривленные, слабые десны

Маленькие, сухие, активные, карие, черные

Изменчивый, плохой

Нервные нарушения, боли

Изменчива

Сухие, твердые, запоры

Активны очень

Непоседливы, активны, любопытны

Пугливые, чувство неуверенности, беспокойства

Колеблющиеся, непостоянные

Короткая память -- хорошая, отдаленная -- плохая

Скудный, прерывистый

Быстрая, хаотичная, без пауз

Расходуют быстро, импульсивно

Нитевидный, слабый, змееобразный

Умеренное

Средний

Мягкая, маслянистая, теплая, рыжая, желтая

Мягкие, маслянистые, желтые, рано седеют, рыжие

Среднего размера, мягкие или кровоточащие десны

Быстрые, пронзительные, зеленые, серые, желтые

Хороший, обостренный, избыточный

Перегрев, инфекции, воспаления

Избыточная

Мягкие, маслянистые, легкий стул

Умеренно активны

Агрессивны, умны

Агрессивные, раздраженные, ревнивые

Целеустремленные

Острая

Непродолжительный, но крепкий

Острая, четкая, отточенная

Расходуют умеренно и методично

Умеренный, прыгающий как лягушка

Плотное

Большой

Толстая, маслянистая, холодная, бледная, белая

Густые, маслянистые, вьющиеся, темные или светлые

Крепкие, белые, хорошей формы

Большие, привлекательные, синие, густые ресницы

Умеренный, но стабильный

Избыток воды, слизи

Умеренная

Плотные, маслянистые, обильные, дефекация медленная

Летаргичны

Спокойные, замедленные, восприимчивые

Жадные, привязчивые, самодовольные

Стабильные, верные

Медленная, но надежная

Тяжелый, избыточный

Медленная, монотонная, мелодичная

Расходуют мало, копят

Полный, медленный, подобный движениям лебедя

Примечание: Кружки даны для тех, кто бы хоте представить себе реально концепцию конституционного "состава". В каждом кружке следует проставить В /вата/, П /питта/ или К /капха/, соответственно наиболее подходящему в данной рубрике. Когда речь идет о чертах, не согласующихся с соответствующей дошей, то это может указывать на нарушение соответствующей доши.

Следует просуммировать все знаки. Доша, фигурирующая наиболее часто, и будет указывать на первичную конституцию соответствующего лица. Доша, частота которой при маркировке стоит на втором месте, является его вторичной дошей. Возможна ситуация, когда обе доши представлены в примерно рапвной степени, т.е., когда конституция оказывается двойственной /вата/питта, вата/капха, питта/капха. Иногда все три типа могут быть представлены в примерно равной степени, так что наблюдается тип тридоши.

Такие люди обычно относятся к творческому типу, они активны, быстро воспринимают, быстро схватывают и отличаются беспокойным характером. Они говорят быстро. Движения и походка энергичны, однако они легко утомляются.

В психологическом плане для них характерны быстрота восприятия, однако часто их отличает короткая память и рассеянность. Они легко адаптируются к переменам, однако наклонным к нерешительности и нетерпеливости. им обычно следует развивать такие качества как выдержка, уверенность в себе и смелость. Они наклонны к рефлексии и беспокойству, зачастую они нервозны и подвержены таким чувствам, как страх и беспокойство.

Питта

Люди, относящиеся к констиуции питта, обычно имеют средний рост и вес, умеренное развитие скелета и мускулатуры. Их грудная клетка не так плоска, как у людей с конституцией вата, и у них можно видеть лишь умеренное число вен и мышечных сухожилий. У них могут наблюдаться родимые пятна или веснушки, которые имеют синеватый или темно-красный цвет. Кости профилируются в меньшей степени, чем у людей с конституцией вата.

Общий тип пигментации у людей с конституцией пита -- с медным отливом, желтоватый, либо рыжеватый, либо светлый. Кожа отличается мягкостью. Она теплая и менее наклонна к морщинам, нежели у людей с конституцией вта. Кожа имеет хороший цвет и зачастую имеет розовую окраску. Волосы тонкие, шелковистые, рыжеватые или темные, причем отмечается тенденция к раннему поседению или облысению. Глаза могут быть серыми, зелеными или медно-коричневыми. Глазные яблоки выступают в умеренной степени; зрение зачастую снижено. Коньюктива обычно увлажнена и имеет медный оттенок, ногти мягкие; нос имеет острые контуры, а кончик носа зачастую оказывается покрасневшим. В физиологическом плане люди, относящиеся к конституции питта, отличаются ативным метаболизмом, хорошим пищеварением и хорошим аппетитом, обычно они принимают большие количества пищи и жидкости, и отдают предпочтение холодным напиткам. Сон у таких людей обычно умеренной продолжительности, однако, непрерывный; каловые массы желтоватого цвета, мягкой консистенции и обильные. Они обычно сильно потеют. Температура тела повышенная, а руки и ноги обычно теплые. Они легко переносят теплый и жаркий климат и не боятся быть на солнце.

В психологическом плане для конституции питта характерно быстрое и хорошее восприятие; они имеют хороший интеллект и остроту реакций, могут быть хорошими ораторами. В отношении эмоциональных характеристик для них характерна наклонность к гневливости, к гневу, ревности, и, пожалуй, к ненависти. Зачастую они честолюбивы и олюбят, стремятся быть лидерами.

Капха

Для конституции капха обычно характерно хорошо развитое тело. Однако эти люди наклонны к полноте. Их грудная клетка объемная и широкая, вены и сухожилия не просматриваются из-за толстого кожного покроя. Мышечная система хорошо развита и кости не выделяются.

Для пигментации капха характерны светлые тона, белая или бледная окраска. Кожа отличается мягкостью, известной маслянистостью, она влажная и холодная. Волосы густые, темные, мягкие и волнистые. Глаза у людей этой конституции интенсивно черные или голубые, белок глаза обычно яркий, большой и привлекательный. Коньюктива лишь редко имеет красноватый оттенок.

В физиологическом плане типа капха отличаются небольшим аппетитом, однако он стабилен; для их пищеварения характерна замедленность и обычно их потребность в пище снижена по сравнению с другими типами. Для них типична замедленная двигательна активность, их экскременты обычно мягкой консистенции и могут быть несколько обесцвечены, причем эвакуация кишечника замедленна. Потоотделение умеренное. Сон у них крепкий, продолжительный, либо избыточный. Для них характерны сильная резистентность и большая жизненная сила; они обычно пребывают в хорошем здоровье и довольны жизнью. Психологически они терпимы, спокойны, легко прощают, любящегося темперамента. В части негативных характеристик отмечается наклонностть к жадности, привязанность, зависть и нетерпимость. Их восприятие земедленно, однако отличается четкостью. Хотя уяснить себе что-то у людей этого типа зачастую требует времени, однако приобретенные знания удерживаются прочно.

Три доши и растения

Три доши существуют и среди растений, аналогично тому, как они существуют во всей природе. Капха -- растение - характеризуется буйным ростом, обильной листвой и соком; они плотные, тяжелые, сочные, с высоким содержанием воды. Вата -- растение (типа вата) отличается скудной листвой, оно грубое, с потрескавшейся корой, искривленное, с уродливыми ветвями, неравномерным характером роста и содержит лишь небольшое количество сока. Растение типа питта отличается яркой окраской и яркими цветами; они умеренны в отношении своей силы и содержания сока, причем сок может быть ядовитым или оказывать обжигающее действие.

Почвы, климаты, геограческие зоны и страны могут быть аналогичным образом распределены по типам дошей. Благодаря такой классификации, мы лучше понимаем присущие им формы жизни и каким образом адаптироваться к ним.

Корневая система и кора растений (представляющие такие элементы как земля и вода) действуют, главным образом, на состоянии типа капха. Цветы (как огонь) оказывают действие на состояние питта. Листья и плоды (как воздух и эфир) преимущественно действуют на состояние типа вата.

Три доши и лечение болезней

Для эффективного лечения травами, равно как и успешного применения других видов лечения, необходимо знать уникальную конституцию соответствующего индивида, равно, как и характер заболевания, которым он страдает. Западная медицина также, как и в определенной степени западный гербализм не располагает этой наукой индивидуальной конституции.

Одна и та же болезнь может встречаться у людей разной конституции и в таких случаях она должна лечиться по-разному. Например, астма может быть обусловлена нарушением капха, то есть заключаться в избыточном содержании воды в легких; нарушением ваты, иными словами, нервной сверхчувствительностью легких; нарушением питты, в таком случае она обусловлена накоплением влажного тепла в легких.Одно и то же лечение не будет эффективным в каждом случае. Знать только то, что определенное растение "действует" на определенное заболевание еще не обязательно открывает путь к излечению.

С другой стороны, та же проблема конституции, та же агравированная доша могут обусловить развитие разных заболеваний и в таком случае все они могут лечиться аналогичным образом, а именно умеряя агравированную дошу. Повышенная вата, например, может проявляться в виде люмбаго, артрита, запора, головных болей, сухой кожи, газоотделения и несварения кишечника, причем извлечение всего симптомокомплекса достигается лишь за счет терапии одного профиля.

Информация о том, на какое заболевание действует та или иная трава, дает нам одну линию отсчета. Сведения же о том, на какую конституцию соответствующая трава воздействует дает другую, комплиментарную к ней линию отсчета. Учитывая обе эти линии, мы располагаем значительно большими возможностями для того, чтобы определить подлинно эффективный вид лечения.

Семь тхату и оджас

Аюрведа систематизирует растения в соответствии с теми дхату, или тканями, на которые эти травы воздействуют. Аюрведа также содержит сведения о тех травах и веществах (минералах и металлах), которые воздействуют на более тонко организованные ткани, включая нервную и репродуктивную.

Сперма или репродуктивная ткань является основой всех тканей организма и содержит в себе не только способности к репродукции, но и способность к омоложению. Главным элементом спермы, являющейся "сливками" организма, является оджас, что означает "то, что придает силу". Та им образом, оджас является главным элементом организма, веществом, входящим во все гормональные выделения организма. Оджас поддерживает ауто-иммунную систему.

Растение, подобно человеку, да и всей вселенной, состоит из семи дхату, или семи уровней. Сок растения является его плазмой. Смола растения -- его кровь. Его древесина -- это мышцы. Камедь -- это аналог жира. Кора растения -- это его кости. Листья -- это костный мозг и нервная ткань. Цветы и плоды -- это репродуктивная ткань. Цветущее дерево демонстрирует эти ткани в их наиболее развернутом состоянии. По отношению к рстительному царству дерево представляет собой аналог человеческого существ в царстве животном.

Дхату растения воздействует на соответствующие дхату организма человека. Его сок воздействует на нашу плазму, его смола -- на нашу кровь, его древесина -- на наши мышцы; камедь -- на наши жировые отложения, кора -- на наши кости, а листья -- на наш костный мозг/нервы. Тогда как цветы/плоды -- на наши репродуктивные органы. В результате семена растений оказывают лечебный эффект на врожденные заболевания и дисфункции в силу того сродства, которое им присуще в отношении спермы и конгенитальных корней человека.

Растения, подобно человеку, также обладают своей оджас-энергией и любовью, содержащихся в их системе. И они могут передавать оджс, если их используют с любовью. Лекарства, которые приготовляютс с любовью, даже если они не оказываются "терапевтически ааадекватными" могут оказывать поистине феноментальное действие. Именно любовь является подлинно исцеляющей силой. Травы и другие средства являются лишь носителями.

Имеются специальные травы, такие как ashwagandha, которые содержат высокие концентрации оджаса; имеются также специальные методы, позволяющие приготовлять травы таким образом, чтобы оджас передавался непосредственно. Мантра и медитация являются частью соответствующего процесса.

По этому вопросу мы отсылаем читателя к Аюрведе: наука самоисцеления, с.44-47.

Пять пран

Концепция жизненной силы занимает центральное положение во всех древних традициях врачевания, подобно концепции тхи в китайской медицине. В Аюрведе -- эта жизненная сила, называемая прана, представлена пятью функциональными вариантами. Травы классифицируются в зависимости от того, на какую из этих пран они оказывают свое действие.

1. Прана: прана сосредоточена в мозгу, она движется вниз, регулируя вдох и глотание. Она имеет отношение к интеллекту, к сенсорным и моторным функциям, и в первую очередь к деятельности нервной системы и органам дыхания.

2. Вьяна: сосредоточена в сердце; ее действия охватывают весь организм, поскольку она управляет циркуляцией крови и движениями суставов и мышц.

Самана: сосредоточена в тонком кишечнике, управляет системой пищеварения.

4. Удана: сосредоточена в горле, управляет речью, энергией, волей, усилием, памятью, выдохами.

5. Апана: сосредоточена в нижней части живота и управляет всеми функциями, ответственными за удаление из организма кала, мочи, соляной жидкости, менструальных выделений, а также -- изгнанием плода.

Эти пять пран обычно называют пятью ваю (ваю означает воздух или детерминирующая сила). Они представляют собой пятипрофильное деление жизненной силы и ее функциональную дифференциацию в части энергизации нервной системы.

Системы организма (сротас)

Согласно представлениям Аюрведы, организм человека состоит из бесчисленных каналов. Они обеспечивают метоболизм различных тканей, управляя процессми ассимиляции и удаления из организма, элиминацией. С этих позиций заболевание представляет собой нарушение тока через эти каналы: избыточный ток, недостаточный ток, ток в неправильном направлении, ток, идущий из неадекватных каналов, блокирование соответствующего тока. Главным фактором болезни являются блокирование тока через каналы. Это может вызываться биологическими жидкостями, ватой, питтой, или капхой, либо накоплением токсических веществ(аму, см. стр.44). Поддержание должного тока в каналах является существенным фактором здоровья и предотвращения заболеваний.

Некоторые из этих систем идентичны системе западной нозологии, тогда как другие сходны с концепцией меридианов китайской медицины. Травы классифицируются соответственно системам каналов, на которые они воздействуют. Они представлены:

1. Пранаваха сротас: каналы, которые несут дыхание или прану. Они сходны с дыхательной системой.

2. Аннаваха сротас: каналы, которые несут пищу, которые, по существу, идентичны пищеварительной системе.

3. Амбуваха сротас: каналы, которые транспортируют воду или которые регулируют водный обмен, что представляет собой другой аспект пищеварительной системы.

Первые три системы каналов регулируют поступление веществ в организм. Следующие семь обеспечивают (питают) семь дхату, или семь тканей организма.

4. Розаваха сротас: каналы, которые транспортируют плазменный компонент крови и ткани. Они специфически связаны с лимфатической системой, однако также и с некоторыми элементами циркуляторной системы.

5. Рактаваха сротас: каналы, которые транспортируют кровь, особенно гемоглобиновый компонент крови, а также часть циркуляторной системы.

6. Мамсаваха сротас: каналы, которые питают мышечные ткани, или мышечную систему.

7. Медаваха сротас: каналы, которые питают жировую ткань или жир, которые заправляют жировыми обменом организма; жировой системой.

8. Астиваха сротас: каналы, которые питают костную систему, или скелетную систему.

9. Мажжаваха сротас: каналы, которые питают костный мозг, нервную ткань мозга, особенно нервную систему.

10. Шукраваха сротас: каналы, которые управляют спермой или репродуктивной системой мужчины.

Следующие три системы, или группы каналов, управляют выделением отработанных веществ из организма.

11. Пуришаваха сротас: каналы, которые несут фекальные массы, -- экскреторная система.

12. Нутхаваха сротас: каналы, которые транспортируют мочу или -- мочевая система.

13. Сведаваха сротас: каналы, которые транспортируют пот или система потоотделения.

В организме женщины имеются две других системы.

14. Артаваха сротас: каналы, которые транспортируют менструальные выделения, или репродуктивная система женщины, которая соответствует шукраваха сротас в организме мужчины.

15. Станьяваха сротас: каналы, которые транспортируют молоко, или ответственны за лактацию, что представляет собой другой элемент женской гормональной системы.

Наконец, имеется специальная система каналов для мозга. Они связаны, главным образом, с мажжаваха сротас, с нервной системой, а также с системой репродукции.

16. Мановаха сротас: каналы, которые обеспечивают мозг, или транспортируют ментальную энергию -- психологическая система.

В нашей классификации трав соответствующая функциональная система может и не упоминаться, то есть, мы можем ограничиться указанием на ткани. Например, если мы знаем, что та или иная трава действует на костную систему, то нет необходимости упоминать, что она действует на скелетную систему.

Агни и растения

Согласно представлениям Аюрведы, здоровье организма является проявлением функционирования биологического огня, управляющего обменом веществ. Он называется агни. Агни - это не просто символ пищеварительного потенциала. В более широком смысле -- это творческий огонь, который осуществляет базовую работу, базовую, фоновую работу на протяжении всей жизни, создавая вселенную как постадийное развитие самого себя, что, таким образом, заключает в себе ключ ко всем преобразованиям.

Агни содержится не только в человеке, но и во всей природе. Особым средоточием агни являются растения, которые содержат агни фотосинтеза.

Когда агни являются мощными, то переваривание пищи совершается правильным образом, а различные токсины, главным образом, возникающие из непереваривающихся частиц пищи (в Аюрведе называемых ама) накапливаются в организме и приводят к заболеванию.

Растения содержат агни, посредством которых они переваривают солнечный свет и создают жизнь. Травы могут переносить свою агни к нам; передавать нам свою способность к перевариванию и трансформации. А это может усилить нашу собственную потенцию к пищеварению, или дать нам способность переваривать вещества, которые обычно мы не можем утилизировать. Таим образом агни растений могут питать наши агни. Благодар этому взаимодействию мы приобщаемся к космическим агни, к созидательной силе жизни и исцеления.

Агни растений магнетическим образом притягивается к обладающей противоположными характеристиками отрицаптельной жизненной силе, амы, или соответствующей силе различных токсических отложений в нашем организме. Результатом является их нейтрализация и восстановление гармонии.

Трвы могут применяться с тем, чтобы восполнить агни и, тем самым, восстановить нашу ауто-иммунную систему. Это восстанавливает мощность нашей ауры, которая является не чем иным, чем высвечиванием наших агни

Далее:

 

Долой лишние килограммы! (С. Шенкман).

Глава IX. Реакции сосудов мягкой мозговой оболочки ги сосудов внутри мозга на нервные и гуморальные воздействия.

Слепни.

3. Важность занятий любовью.

В. Пренатальная ци: изначальная энергия человеческого существа.

Эпизоотология инвазионных болезней.

Нарывы.

 

Главная >  Публикации 


0.0211