Главная >  Публикации 

 

Выводы



Предположим в качестве примера, что ребенок полностью освоился с третьим и четвертым этапами, когда высота букв достигала 5 см, но затрудняется читать те же самые слова, напечатанные в книге. Очевидно, что они являются для него слишком маленькими. Тогда вам нужно просто приготовить дополнительные слова и простые предложения, написанные все тем же шрифтом в 5 см. Используйте для этого те слова и предложения, которые легко представить и которые вашему ребенку будет приятно читать. Спустя два месяца снова попытайтесь перейти к книге с мелким шрифтом. Очевидно, что если шрифт слишком мелок, то вам самим будет трудно его читать.

Если к тому времени, когда вы перешли к чтению книг, отпечатанных шрифтом в 1 см, вашему ребенку уже исполнилось три года, у вас, по всей видимости, не возникнет особых проблем. Если же вы приступили к чтению книг, когда ребенку еще нет и 2 лет, то с большой долей уверенности можно предположить, что вам придется сделать самим или приобрести для него книги со шрифтом от 2,5 до 5 см. Если это сработает - прекрасно, поскольку такое чтение будет способствовать скорейшему развитию и созреванию его мозга.

Родителям следует особо позаботиться о приобретении той книги, по которой они будут учить своего ребенка читать. Она должна содержать слова и предложения уже знакомые ребенку. Правильный выбор книги очень важен, поскольку при этом необходимо придерживаться следующих правил:



  1. Ее словарный запас должен составлять от 50 до 100 слов. 



  2. В ней должно быть не более 1-го предложения на страницу. 



  3. Высота печатного шрифта должна составлять не менее 1 см. 



  4. Текст должен предшествовать иллюстрациям и идти отдельно от них. 



Однако одной или двух книг будет явно недостаточно, чтобы удовлетворить интерес вашего юного читателя - таких книг вам понадобится много. Поэтому самый простой выход из положения - покупать интересные книги и переписывать их тем большим, отчетливым шрифтом, который необходим вашему ребенку. А вырезая иллюстрации, вы будете подклеивать их к вашей самодельной книге.

Иногда бывает необходимо упростить текст, чтобы сделать его более понятным ребенку. Или может быть такой вариант - вы нашли книгу с прекрасными иллюстрациями, но глупым содержанием, которое может наскучить вашему ребенку. Сочините текст сами, используя более обширный словарь и более сложную структуру предложений.

Содержание книги является чрезвычайно важным. Ребенок хочет читать книги по тем же самым причинам, что и взрослый. Он жаждет развлечения или новой информации, точнее, и того и другого. Ему нравятся хорошо написанные приключенческие истории и сказки. Его увлекает волшебный мир вымысла, но не только. Книги, которые рассказывают о жизни знаменитых людей или о жизни животных, тоже очень популярны среди малышей.

Если книга покажется вам интересной, то почти наверняка она понравится и вашему малышу.

Далее, если даже книга покажется вам немного трудна, то лучше вы слегка поможете ребенку в процессе ее чтения, чем купите слишком примитивную книгу, которая может ему наскучить.

Помните о следующих правилах:



  1. Делайте сами или приобретайте книги, которые будут интересны вашему ребенку. 



  2. Прежде чем приступать к чтению, выучите его всем новым словам, которые в ней встречаются. 



  3. Текст должен быть крупным и разборчивым. 



  4. Убедитесь в том, что вашему ребенку придется сперва прочесть текст, а уж потом перевернуть страницу, чтобы взглянуть на иллюстрации, которые следуют за текстом. 



После того, как все эти условия соблюдены, можете приступать к чтению. Сядьте вместе с ребенком и начните читать ему книгу. Если он захочет прочитать некоторые слова самостоятельно - прекрасно. Впрочем, это во многом зависит от его возраста и личных особенностей. Чем моложе ребенок, тем меньше он хочет читать вслух. В таком случае читаете вы, а он слушает.

Читайте с энтузиазмом, не спеша и как можно выразительнее. Нет необходимости указывать ребенку на каждое прочитанное слово. Однако он сам может захотеть этого. Что ж, замечательно! Главное, чтобы это вас не слишком задерживало.

Читайте книгу два-три раза в день и на протяжении нескольких дней. Каждая книга имеет свою собственную судьбу. Некоторые возвращаются на полки через несколько дней, другие будут занимать ваше внимание неделями.

Ваш ребенок начнет собирать свою библиотеку. Прочитанную книгу ставьте к нему на полку - пусть он потом читает ее самостоятельно столько раз в день, сколько захочет.

Постоянное пополнение библиотеки - предмет удовольствия и гордости вашего ребенка. На этой стадии он уже обычно берет с собой одну из книг, куда бы он ни шел.

В то время как другие дети будут скучать, путешествуя в автомобилях, стоя в очередях магазинов или сидя в кафе, у вашего малыша есть его книги - старые, которые он готов перечитывать снова и снова, и новые, которые он будет ждать от вас каждую неделю.

На этой стадии книг не может быть слишком много, поскольку ребенок начнет их буквально глотать. Чем больше книг он получает, тем больше хочет иметь. В мире, где 30% 18-летних учащихся нашей образовательной школы не способны нормально читать, а многие выпускники даже не могут прочесть собственные дипломы или аттестаты успеваемости, необходимость обеспечения вашего ребенка книгами будет самой приятной проблемой.

Выводы

В процессе обучения чтению существуют 3 уровня понимания. По мере того как ребенок достигает их одного за другим, он демонстрирует окружающим обилие новых волнующих открытий. Даже радость Колумба, открывшего Новый Свет, едва ли может сравниться с радостью ребенка, достигшего очередного уровня понимания.

Естественно, что в первую очередь он получает удовольствие, обнаружив, что написанные слова обозначают известные ему предметы и людей. Для ребенка это равносильно постижению некоего секретного шифра, которым пользуются взрослые и который теперь знает он. Его охватывает огромная, неописуемая радость. Далее он замечает, что читаемые им слова могут использоваться вместе и в таком виде служат уже не только для обозначения объектов. Это не менее чудесное открытие.

Последнее из открытий, совершенных ребенком, будет непременно замечено родителями, поскольку является самым значительным. Да, книга, которую он читает, дает ему возможность насладиться пониманием того, за каким из секретных названий таится тот или иной объект; да, он способен расшифровать цепочки слов и узнать, что сообщают они о предметах или людях. И все же главное то, что ребенок внезапно осознает, что книга разговаривает с ним, причем только с ним одним. С того момента, когда он приходит к осознанию этого факта (а этого порой не случается даже тогда, когда он прочел уже много книг), его уже ничто не остановит. Только теперь он стал читателем в подлинном значении этого слова, поскольку отныне понимает, что знакомые ему слова можно переставить в другом порядке, тем самым создав новую мысль. И ему уже не надо больше изучать новые наборы слов каждый раз, когда он захочет что-нибудь почитать.

Какое великолепное открытие! Немногие другие открытия в последующие годы жизни могут сравниться с этим. Теперь уже с ребенком будут разговаривать как со взрослым всякий раз, когда он сам этого захочет. Для этого достаточно просто открыть книгу.

Ему стали доступны все накопленные человечеством знания, а не только знания членов его семьи или соседей. Более того, он может познакомиться с людьми, которые жили за много веков до него самого, в других странах и на других континентах.

Обретая способность писать и читать, мы начинаем брать судьбу в собственные руки. Благодаря двум этим умениям человек может получить в наследство знания другого человека, жившего в другой стране и лет за 100 до него. Человеческие знания обладают свойством накапливаться. Человек потому и является человеком, что он умеет читать и писать.

Именно в этом состоит подлинная значимость того, что обнаружит ваш ребенок, когда научится читать. Как только он сделает это открытие, то наверняка попытается донести его до вас, чтобы не потерять самому. Если он обратится к вам с этим, то выслушайте его уважительно и с любовью. Все, что он должен сказать вам, является чрезвычайно важным.

Глава 18 - Как дать ребенку энциклопедические знания

Приобретение знаний, по большому счету, это цель жизни. Наука, искусство, музыка, язык, литература - все это имеет для человека большое значение.

Знания основаны на информации, а получение информации происходит через факты. Каждый факт представляет собой один бит информации. Когда такой факт надлежащим образом предъявляется ребенку, то его можно назвать битом интеллекта. Ведь он не только будет способствовать развитию детского мозга, но и ляжет в основание всех его будущих знаний.

Эта глава посвящена программе обучения разносторонним знаниям об окружающем мире. Родители, которые захотят узнать об этом более подробно, могут обратиться к нашей книге "Как дать ребенку энциклопедические знания".

Данная глава адресована компетентным матерям, но она будет полезна для всех родителей. Разве не прекрасно, что знаний существует намного больше, чем мы можем изучить в течение всей своей жизни? Программу обучения энциклопедическим знаниям стоит начинать уже после того, как вы начали программу обучения чтению и успешно по ней продвигаетесь. Разница во времени между началом той и другой программы может составлять от нескольких недель до нескольких месяцев. Они великолепно дополняют друг друга.

Разумеется, что программа обучения чтению является наиважнейшей. Но и программа обучения разносторонним знаниям доставит вам и вашему ребенку немало приятных минут, не говоря уже о том, что позволит ему в дальнейшем успешно ориентироваться в мире науки, искусства, музыки, истории и других интереснейших областях культуры.

Что из себя представляют карточки бит интеллекта?

Эти карточки содержат один бит информации. На них наклеен аккуратный рисунок, иллюстрация или фотография. Карточка должна отвечать следующим требованиям: отчетливость, дискретность, недвусмысленность, а также она должна быть новой. Моментальная фотография бывает довольно расплывчатой и потому не отвечает требованию отчетливости. Под ней мы понимаем такое качество карточки, которое позволяет различить все изображенные детали.

Дискретность означает то, что каждая карточка должна быть посвящена только одному факту. Например, если на ней изображена ворона, то это должна быть только ворона - без пейзажа или каких-либо других животных.

Недвусмысленность - это определенность значения. То есть, факт изображен на карточке так, что может быть интерпретирован единственным образом. Если изображена ворона, то она должна быть воспринята именно как ворона, а не как "большая черная птица".

Кроме того, все карточки должны содержать элемент новизны, то есть на них надо изображать то, что еще неизвестно вашему ребенку.

Ниже приводятся примеры правильных и неправильных карточек. На неправильной карточке ворона изображена недостаточно отчетливо, и, кроме того, она изображена на фоне пейзажа, а на заднем плане видна и другая птица. Карточка не дискретна, поскольку содержит не только изображение вороны, и она двусмысленна, хотя под ней и написано "ворона". Ведь кроме вороны там изображены и другие предметы.

Другая иллюстрация служит примером правильной карточки. Ворона изображена во всех деталях, на пустом белом фоне, и кроме нее, на рисунке нет абсолютно ничего.

Таким образом, визуальная информация, содержащаяся на карточке, может быть названа "битом интеллекта" только в том случае, если удовлетворяет следующим шести требованиям:



  1. Отчетливо видны все детали. 



  2. Изображен только один предмет. 



  3. У него должно иметься специальное название. 



  4. Этот предмет должен быть незнаком вашему ребенку. 



  5. Карточка должна быть большой. 



  6. Она должна быть чистой. 



Если данная карточка не удовлетворяет тому или другому требованию, то ею нельзя пользоваться для обучения: если полностью удовлетворяет, то можно. Убедитесь в том, что вы правильно поняли все требования к карточкам "бит интеллекта" и лишь потом приступайте к выполнению этой программы.

Откуда брать материал для карточек "бит интеллекта"? Компетентные матери изготовляют для своего ребенка тысячи таких карточек. Основным их источником являются книги, журналы, карты, почтовые открытки, путеводители. Чем именно пользоваться - дело вашей изобретательности.

Как изготавливать карточки бит интеллекта

Прежде всего - обратите внимание на качество, поскольку именно в нем найдет свое отражение ваше уважение к ребенку и к тому, чем вы с ним занимаетесь. Они должны стать вашей семейной реликвией, ведь по ним впоследствии будут учиться и ваши внуки.

Изготовить дома высококачественные карточки несложно, если иметь пол рукой следующие материалы: фотографии, рисунки, почтовые открытки, канцелярский клей, белый картон, ручка и ножницы.

Вы быстро научитесь изготавливать правильные карточки. Например, однажды вам может попасться хороший рисунок, но на слишком мрачном, черном фоне.

Тогда вы просто вырежете его и наклеите на более подходящий фон. При этом помните о полях, которые создают лучшую контрастность и облегчают задачу вашему ребенку. Если на хорошей картинке изображены несколько объектов, вырежьте их и наклейте каждый на отдельную карточку. Если под картинкой содержится какая-то невразумительная надпись, заклейте ее и сделайте собственную - четкую и недвусмысленную. Например, надпись "черепаха" не слишком информативна, поэтому лучше заменить ее на "большая галапагосская черепаха".

Ну и, наконец, прежде чем выбрасывать уже отработанный материал, просмотрите его внимательно - не упустили ли вы чего-нибудь стоящего? Да и вообще, стоит ли выбрасывать, нет ли там чего-то такого, что пригодится вам в будущем?

Теперь еще несколько дополнительных замечаний. Наилучший размер карточек 28*28 см. Они должны быть достаточно твердыми, чтобы их можно было держать в одной руке и использовать неоднократно (особенно если вы в будущем собираетесь завести еще одного ребенка). Кстати, изготовленные карточки можно даже заламинировать. В этом случае они будут долговечными, и вы сможете даже одалживать их своим знакомым, у которых есть дети.

Ручка нужна вам для того, чтобы подписывать обратную сторону карточки (для себя) или делать надпись к изображению (для ребенка). Увлекшись изготовлением карточек, не забывайте и о самообразовании. Помните, что по поводу любого "бита интеллекта" у вас должна быть исчерпывающая информация. Иначе что вы будете отвечать на вопросы своего ребенка?

Все карточки должны быть систематизированы и разложены по разделам. Например: птицы, музыкальные символы, картины, части тела, орудия труда, писатели и т.п.

Спустя полтора года после начала вашей программы, вы убедитесь, что количество категорий резко возросло, а некоторые из них породили подразделы. Теперь у вас есть не просто раздел "птицы", но и подразделы "птицы водоплавающие", "хищные птицы", "домашние птицы" и т.п. Короче говоря, ваша систематизация будет постоянно изменяться и совершенствоваться, чтобы отражать растущие интересы вашего ребенка и его способность находить взаимосвязи между различными разделами.

Каждая категория должна состоять как минимум из 10-ти карточек. Ну а максимальное их количество зависит от того интереса, который ваш ребенок проявит именно к этому разделу.

Выводы


  1. Научитесь отличать правильные карточки "бит интеллекта" от неправильных. 



  2. Найдите источники материалов для них. 



  3. Систематизируйте весь найденный материал, выбрав из него то, что пригодится вам для изготовления карточек. 



  4. Приготовьте заготовки для карточек из плотного белого картона или аналогичного материала, размером 28*28 см. 



  5. Наклейте изображения и сделайте надписи как под ними, так и на обратной стороне карточек. 



  6. Можете их заламинировать. 



  7. Систематизируйте получившиеся карточки, разложив их по разделам. 

Категории карточек бит интеллекта

Исходя из критериев отбора материала, для вас должно быть очевидно, что любая информация, которую можно представить в отчетливой, дискретной и недвусмысленной форме является "строительным блоком" интеллекта. А цементирующим раствором служит систематизация.

Раздел - это группа из десяти и более карточек, которые имеют между собой нечто общее. Вот, например, раздел "птицы":



  1. Обычная ворона 



  2. Малиновка 



  3. Соловей 



  4. Орел 



  5. Курица 



  6. Цапля 



  7. Страус 



  8. Тетерев 



  9. Зяблик 



  10. Воробей 



Ее можно расширить как за счет ныне существующих птиц, так и за счет тех, что уже давно вымерли. Расширять данную категорию можно настолько, насколько это вам позволят собственные знания.

Почему так важны категории?

Ответ на этот существенный вопрос достаточно очевиден и мы об этом уже говорили. Если вы в течение десяти секунд покажете ребенку не просто 10 случайных карточек, а 10 карточек, относящихся к определенной категории, то, тем самым, предоставите ему возможность составить 3'628'800 комбинаций из полученных знаний. Теперь он не просто запомнит на всю жизнь десять бит информации, а овладеет целой системой знаний. Поэтому систематизированные по категориям карточки "бит интеллекта" можно даже назвать "категории интеллекта".

Выбор категорий

Мы разделили все существующие области знаний на десять разделов:



  1. Биология 



  2. История 



  3. География 



  4. Музыка 



  5. Искусство 



  6. Математика 



  7. Анатомия человека 



  8. Общие знания 



  9. Язык 



  10. Литература 



Очевидно, что таких разделов могло быть 5 или 100. Почему мы выбрали именно эти, станет ясно из дальнейшего изложения вопроса.

Ваша цель - заложить в своем ребенке фундамент для дальнейшего познания. Для начала вам стоит выбрать в каждом из этих разделов по одной категории. Ниже приводятся несколько примеров этого:

РАЗДЕЛ:

Биология

КАТЕГОРИЯ:

Птицы

НАБОР КАРТОЧЕК:

Обычная ворона, малиновка, соловей, зяблик, орел, страус, курица, воробей, тетерев, цапля и т.д.

РАЗДЕЛ:

История

КАТЕГОРИЯ:

Правители и политические деятели России

НАБОР КАРТОЧЕК:

Николай II, Александр Невский, Столыпин, Александр 1, Ленин, Иван Грозный, Петр I, Eкатерина II, Брежнев, Керенский и т.д.

РАЗДЕЛ:

География

КАТЕГОРИЯ:

Города России

НАБОР КАРТОЧЕК:

Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Ярославль, Красноярск, Новосибирск, Суздаль, Сочи и т.д. (Открытки с видами этих городов или что-нибудь подобное.)

РАЗДЕЛ:

Музыка

КАТЕГОРИЯ:

Композиторы

НАБОР КАРТОЧЕК:

Бетховен, Моцарт, Чайковский, Бизе, Верди, Кальман, Бах, Шопен, Мусоргский, Скрябин и т.д.

РАЗДЕЛ:

Искусство

КАТЕГОРИЯ:

Картины Ван-Гога

НАБОР КАРТОЧЕК:

"Школьник", "Подсолнухи", "Мадам Рулин со своим ребенком", "Почтальон Рулин", "Печальный старик", "Терраса кафе ночью", "Автопортрет", "Цыганские телеги", "Церковь в Оверне", "Поля с персиковыми деревьями в цвету" и т.д. (Репродукции с изображениями этих картин.)

РАЗДЕЛ:

Анатомия человека

КАТЕГОРИЯ:

Далее:

 

Источники кальция.

4. Высший синтез.

Гигиенические основы питания.

Кавинтон в лечении дисциркуляторных церебральных расстройств у пациентов с ожирением.

От автора (вместо резюме).

Коренные народы сибири.

Manganum acetICum уксуснокислый марганец.

 

Главная >  Публикации 


0.0047