Главная >  Публикации 

 

Традиционная народная медицина - наука о человеке



Этим можно объяснить действие обряда вызывания дождя, когда привлекали духов и имитировали дождь распрыскиванием воды, а грозу шумами, подобными звукам грома. Так же считалось, что предметы, которых когда-либо касался человек в своем обиходе, оставленные следы на земле, а уж тем более его кровь, волосы и ногти - имеют с ним непосредственную и постоянную связь.

В процессе постепенного разделения труда, в родовой общине выделилась особая группа людей - шаманы. Именно на них была возложена обязанность соблюдения ритуалов и обрядов. Иначе говоря, они выполняли функции исполнителей и хранителей традиционной родовой культуры.

В те времена болезни, полученные ранения и травмы воспринимались не как случайность, а как следствие вмешательства духов природы или же магического воздействия другого человека.

Нарушение табу, обрядов и ритуалов считалось одной из главных причин, которые позволяли злым духам проникнуть в тело человека и вмешаться в его жизнь. Для того, чтобы заручиться поддержкой добрых духов или изгнать злых, защитить своих соплеменников от внешнего колдовства, шаманы использовали опыт родовой магии. При исполнении языческих обрядов, которые составляли основу общения с духами, активно использовать ритмичные звуки, песнопения и танцы, дополнявшиеся применением огня, воды, которым приписывались мистические свойства. Соблюдение языческих традиций всеми членами рода считалось гарантом их безопасного существования.

Однако использование одних обрядов в лечении человека было недостаточно. Наблюдения за животными дали возможность использовать различные растения и минералы. Для их применения уже требовалось изучение человеческого тела, его строения, функций различных его частей. Начался поиск природных средств, вызывающих целевые изменения в организме. Накопленный опыт применения целебных растений, минералов и процедур органически вошел в традиции родовой культуры. Использование пламени костра, водяного пара, разогретых камней, также дали начало ряду традиционных лечебных приемов, таких как прогревание, прижигание, целебные ванны, бани.

В рамках соблюдения родовых традиций на шаманов так же возлагалась задача сохранение здоровья следующих поколений. Они принимали участие в формировании семейных отношений, контролировали время зачатия, определяли правила воспитания детей в соответствии с канонами родовой культуры.

Свои сокровенные знания шаманы передавали своим преемникам (главным образом членам своей семьи) как самый бесценный дар. И лишь со временем этот эмпирический опыт лечения становился достоянием всех членов рода.

Шло время, род разрастался, расширялся его ареал, и наступала пора соприкосновения различных родов. Возникли условия для обмена орудиями труда, накопленным опытом и знаниями. Начинался процесс слияния родовых культур. Первыми, кто соприкоснулся с проблемами данного процесса и понял необходимость установления правил межродового общения, были шаманы. Причин тому было несколько.

Одна из них заключалась в том, что выработанные веками традиции одной родовой культуры не безболезненно объединялись с другими. Так, навыки, быт, обряды и приемы лечения родовой культуры основанной на рыбной ловле, как традиционном занятии одного рода, отличаются от культуры рода, в основе традиционного занятии которого была, например, охота. Для решения проблемы соединения родов потребовалось либо изменить основы одной родовой культуры, то есть разработать такие основополагающие принципы поведения, которые позволили бы человеку с иными традициями („чужака" из другого рода) адаптироваться к иному укладу жизни. Решение данной проблемы лежит в разработке приемов психологического воздействия, которое непосредственно не затрагивает бытовую сторону процесса воссоединения, а лишь изменяли реакции человека для его быстрейшего приспосабливая под иные условия родовых традиций.

Вторым камнем преткновения стали различия в объектах поклонения родовым идолам. Эта проблема решилась слиянием родовых культур, когда культ идолопоклонства одного рода плавно входил в родовую культуру другого. В отдельных регионах языческое многобожие в последствии так и осталась основой традиционных верований. Но такие изменения в обществе предъявили к хранителям родовой культуры - шаманам новые требования. Для них стало необходимым соблюдать традиции уже не одной родовой культуры, а межродовой, ставшей прототипом национальной культуры.

Совмещать решение задач излечения недугов и выполнения культовых обрядов стало невозможно физически. И институт шаманов разделился на два - касту жрецов, которые следили за традициями и соблюдением обрядов языческого многобожия, и знахарей - хранителей и практиков традиционных способов лечения.

Надо полагать, что такое разделение происходило не гладко. Знахарские приемы своими корнями уходили в глубь родовых культур и поэтому не редко затрагивали область деятельности, принадлежащую жрецам. Так же и жрецам, исповедующим многобожие, корни которого также лежат в традициях языческих родовых культур, нередко приходилось заниматься лечением.

Ярким примером проявления такого совмещения служит существовавшая в дохристианской Руси иерархия языческих богов, между которыми были распределены как жреческое, так и знахарское участие в жизни и здоровье человека. Знахари, использующие эту систему, приписывающую каждому идолу ответственность за конкретные функции организма человека, в соответствии с ней распределяли средства лечения, питание и обряды. Главным божеством был Перун, затем два вторых - Белее, воплощающий в себе мужское начало, и Златая мать женское начало.

За здоровье человека несли ответственность многие божества. Распределение их „ответственности" на современном языке можно представить примерено так. Знич отвечал за щелочные балансы в организме, Световид - за гормональные, Белбог - регулировал нервную систему. Лада - отвечала за кислотный баланс. Силбогу был ответственен за мышечные ткани, Леда - за костную систему, Животу отводилась роль регулировать лимфосистему, Триглаве - женские гормоны, Могоши мужские гормоны, и т.д.

Большое количество идолов позволяло определить причину недугов через взаимоотношение божест. Так, диагноз „... не ублажил Услада, он пожаловался Могошу, послав ему тень, и рассорился с Силбогом, отказав в помощи, Световид заступился и отобрал у Зни-ча силу, погасив огонь. Велес пожаловался Перуну на Златую мать..." означает примерно следующее: „... из-за нарушения питания (Услад) возникло ослабление мужских гормонов (Могошу) и потеря тонуса мышечной ткани (Силбогом), что нарушило гормональные (Световид) и щелочные (Знич) балансы. Компенсаторно организм (Перун) перераспределил нагрузку по другим системам...".

Такие объяснения уже требовали, кроме выполнения языческих обрядов, соблюдения комплекса требований по питанию, применению трав, ограничении физических нагрузок.

Отождествление с каждым из идолов определенного набора лекарственных трав позволяло достаточно тонко учитывать их влияние на организм человека. Назначение трав определялось не только их свойствами по принадлежности к идолу. Некоторые из них переходили от одного к другому в зависимости от места, времени и условий сбора.

Такое „незаконное" использование института многобожия не могло не вызвать ответной реакции у жрецов. Знахари оказались в сложной ситуации - имелись приемы и способы лечения, но не было своей системы, основанной не на идолопоклонстве. Для решения этой очередной проблемы постепенно стал выделяться особый круг людей, который взял на себя роль создания мировоззренческих теорий, позволяющих систематизировать накопленные традиционные знания. Естественно, что данный исторический процесс проходил не в отрыве от развития самого общества и, в первую очередь от развития философии, как науки о поиске закономерностей в знании. Знахарская практика, дополненная учением о работе организма, положила начало развитию нового направления - лекарства.

Этот процесс познания происходил на фоне дальнейшего развития национальных культур и общества при активной миграции людей. В результате бок о бок существовали несколько национальных культур. Но язычество, лежащее в их основе, уже не обеспечивало дальнейшего развития.

Знахарство сыграло свою историческую роль и отошло в прошлое вместе с язычеством. Его преемником стало лекарство, которое в рамках национальной культуры стало заниматься сохранение здоровья человека.

Лекари в своей практике уже использовали (в доступном объеме) знание физиологии, строения организма человека, действие трав и снадобий из них. Значительную роль на развитие лекарства оказала алхимия - эта пранаука, лежащая в основе целого спектра современных прикладных наук. В процессе достижения своей главной цели - познать сути преобразование веществ, алхимия дала начало и таким новым для того времени наукам как химии и фармакологии. Только после этого появились методы получения универсальных препаратов, выделенных из природных продуктов.

Исследование химических и биологических процессов в организме с учетом его реакций на внешнее воздействие дало, в свою очередь, начало современной медицине.

Изложенная выше последовательность развития традиционных знаний в области народной медицины, естественно, приблизительная, но отражает основные направления исторического пути ее развития, составляющего следующие основные этапы становления народной медицины:

- шаманство, опиравшееся на опыт одной родовой культуры; знахарство, использующее опыт нескольких языческих родовых культур в лечении травами и природными веществами; лекарство, опирающееся на опыт национальной культуры; медицина, основанная на знание строения тела человека, химических и физиологических процессах в его организме.

Рассматривая каждый из этапов, можно выделить общие, характерные для них моменты:

1. Предметом рассмотрения и изучения являлся человек - состояние его организма, способность быть полноценным членом общества и продолжателем рода.

2. Состояния человека определялась по оценке характера реакций его организма на окружающую среду.

3. Нарушения в состоянии организма человека исправлялись путем последовательного использования различных приемов и процедур.

Каждому этапу развития соответствовали свои критерии оценки состояния организма.

На этапе шаманизма таким критерием являлось соответствие реакций принятым нормам родовой культуры. Все болезни и травмы рассматривались как нарушение определенных правил поведения.

Знахарство оценивало заболевания и полученные травмы как реакцию на конфликт языческих богов, вызванный усилением или ослаблением влияния одного из них (с учетом его положения в иерархии). Оценка ситуации давала возможность определить, что нарушено, и как это нарушение устранить.

Лекарство рассматривало состояние человека с учетом традиций национальной культуры как уравновешенность составляющих элементов универсальной философской (религиозной) системы. Критерием оценки являлась состояние ее элементов (четырех элементная система Аристотеля, пятиэлементная и „канальная" Китайская система). Суть таких систем заключалась в том, что понятие состава всего сущего складывалось из неких „первоэлементов" - не измеряемых (неделимых) категорий, с помощью которых было возможно провести описание любой ситуации как процесса смешения этих „первоэлементов", их соединения и разделения, порождения и подавления. Все рассматривалось как совокупность и сбалансированность этих начал. Абу Али Ибн Сина (Авиценна) использовал учение Аристотеля в систематизации традиционных способов лечения, давая характеристики лечебным травам, продуктам питания и состоянию организма человека. Четыре категории свойств материи „тепло", „холод", „сухость" и „влага" позволили ему создать великолепный инструмент сопоставления. Например, если у человека в его характеристиках присутствует избыточность тепла, то соответственно нужно использовать продукты, травы и процедуры, несущие в себе холод и влагу. Но количество сочетаний четырех „первоэлементов" ограничено, и тогда были введены градации (четыре степени активности) - например, „горячий в первой степени", „влажный в третей степени". Все эти приемы Авиценна изложил в „Каноне врачебной науки".

Особенность восприятия национальных лекарских традиций состоит в том, что они используют качественные, а не количественные оценки (например, „влажное в третей степени") Для приобретения необходимых навыков и знаний требовалось усвоение сложной системы непараметрических оценок и сравнений. Но она уже была способна интегрировать методы народной медицины, развивающиеся в условиях различных национальных культуры и вероисповеданий.

Сложность системы качественных оценок и необходимость подготовки значительного числа лекарей-профессионалов привела к поиску более доступных подходов. Развитие наук (химии, физики, механики, металлургии, строительства, земледелия) потребовали введения метрических систем исчисления, в том числе и в лекарстве для описания и единообразного приготовления препаратов. Это привело от целостной интегральной качественной оценки реакций организма, принятой в лекарстве, к количественной оценке состояния отдельно взятых органов (медицине). В этот период реализуется классическая (с современных позиций) система распознавания, состоящая из ряда детерминированных процедур - классификации и идентификации. Основой для медицинского заключения становится состояние внутренних органов, оцененное по ряду количественных показателей (полученных из анализов). В медицине патология или заболевание распознается только при наличии отклонений, полученных из количественных исследований. Если есть жалобы и фиксируются отклонения, то заболевание можно определить. В медицине критерием является соответствие количественного показателя некоторой норме. Если же присутствуют одни жалобы и не обнаружено количественных отклонений в исследованиях, - заболевание не распознается.

Каждому этапу развития национальной культуры соответствуют различные сочетания средств и приемов лечения.

На этапе шаманства использовались различные языческие обряды „изгнания", „очищения" или „принесения жертвы". Для каждого обряда в дополнение к приемам психологического воздействия, магии и колдовства, использовались соответствующие наборы трав и снадобий.

Этап знахарства характерен тем, что нарушения рассматривались как внутренний конфликт богов. Каждому божеству в многоуровневой системе иерархии были определены травы и процедуры. По характеру конфликта определялся состав необходимых лекарственных трав, снадобий, совершались обряды и ритуалы. В практике знахарства целебные препараты и языческие обряды стали равнозначными и взаимно заменяемыми.

Этап лекарства отличается введением классификации нарушений в реакциях организма по качественным признакам и соответствующих им приемах лечения. Основой традиционных знаний стало использование при приготовлении препаратов действия целебных трав, минералов и лечебных процедур.

Медицина, развивавшаяся вне национальных культур, использует количественные оценки состояния организма человека и инструментальные методы диагностики. В соответствии полученным количественным оценкам определяются необходимые лекарственные формы, препараты и процедуры.

Переход к медицине сделал невозможным применение индивидуального подхода к каждому человеку, с учетом его национально-культурных традиций. От тщательной персональной диагностики медицина перешла к схемам лечения определенных болезней. Причем перечень последних постоянно возрастает. Все большую роль в медицине начинают оказывать правовые нормы, поскольку становится возможным определить меру ответственности врача за причиненный ущерб по критерию отклонения от принятой схемы лечения.

Но медицина сумела решить многие вопросы сохранения здоровья и жизни человека. Победа над инфекционными заболеваниями, достижение хирургии и травматологии, лекарственные препараты, которые продлевают срок жизни человека с такими недугами, как диабет и сердечная недостаточность.

Проблема сохранения национальной культуры в современный период породила объективную социальную потребность сохранения народных способов лечения.

Востребованность традиционных народных методов лечения в середине XX века, вызванная коммерциализацией знаний (в том числе и традиционных) не только возродила интерес к казалось бы, канувшим навсегда в лету способам лечения, но и ввела в оборот новые наукообразные формы, такие как биоэнергетика, биоинформатика, парапсихология, валеология и т.п.).

Медицина так же пытается учесть потребность общества. Все большее место приобретают доступные адаптации методов народной медицины. К ним можно отнести, например, натуропатию - лечение экологически чистыми природными продуктами. Но, так как критерий при этом один экологическая чистота, без учета особенностей национальных культур, она изначально не сможет таким образом решить свою главную задачу сохранения здоровья нации. И как следствие, натуропатия превратилась в отрасль фармакологии и высоких технологий.

Различия в национальных культурах не всегда могут быть преодолены чисто механически. Попытка их насильственного объединения всегда заканчивается конфликтом. Искусственное насажде ние традиций чужой культуры приводит к синтезу языков, понятий, нарушению целостности своей национальной культуры. В результате появляются новые культы и секты, деятельность которых губительна для национальной культуры. Самой доступной и незащищенной составляющей национальной культуры оказалась на родная медицина, под видом которой предлагаются различные не свойственные ей приемы оздоровления и чудодейственные лечебные препараты.

В Советском Союзе занятие народной медициной было официально запрещено и преследовались по закону. Но, не смотря ни на какие запреты, почти что в подполье продолжали работать травники и костоправы. Их преследовали, сажали в тюрьмы, публиковали разгромные статьи о „дедовских" методах лечения, устраивали публичные процессы, но они выживали и передавали ученикам много вековой опыт народной медицины. И тысячи людей, раньше тай ком, сегодня легально обращаются к ним за помощью.

Отрицание части традиционной российской культуры позволило свободно манипулировать и в конце концов подменить народную медицину колдовством и магией. В результате тысячи людей оказались ввергнутыми в заблуждение - они обращались к своим национальным традициям, а вместо этого попадали к современным колдунам и магам.

Русская народная медицина берет свое начало из язычества. Но с крещением Руси колдовство, ведовство и чародейство были исключены из арсенала народной медицины. С этого момента Православие начало формировать иной путь развития народной медицины, проходящий вне традиций языческих и колдовских обрядов. Похожая ситуация сложилась в 900-1000 годах на Востоке в тех странах, которые приняли Ислам.

Традиционная народная медицина - наука о человеке

Во всех уголках земли с самых древних времен и по настоящее время происходит накопление эмпирического опыта лечения. Накопленные традиционные знания о методах и способах лечения в настоящее время представлены практически во всех национальных культурах, имеющих даже неглубокие исторические корни.

Главная причина такой притягательности и жизнестойкости видится в том, что народная медицина является частью той национальной культуры, которую осознанно или нет формируют социально организованные сообщества людей.

Конкретный пример. Русский, воспитанный в национальных традициях, после тяжелой физической работы предпочтет пойти в русскую баню, где с удовольствием попариться березовым веником. Японец предпочтет принять обжигающую горячую ванну. У китайцев принято сухое потение. Если же человек воспитан вне национальных традиций, - его действия могут быть самыми разнообразными, из которых самое простое - взять, да и принять лекарство (а такие существуют даже от усталости?!) При легком недомогании русский постарается в первую очередь согреться, выпить горячего малинового чая, принять мед, т.е. вызвать обильное потоотделение доступными природными средствами. Ну а если даже это не помогает, то и принять лекарство. Но он никогда не станет сразу хвататься за таблетки. В этом проявляется национальные традиции лечения недуга.

Далее:

 

Третий день школы. Знак — золотое солнце.

Аденовирусная инфекция.

Диабет и сопутствующее заболевание у подростков.

8. Атака: как отстаивать власть, чтобы вернуть контроль.

Источники кальция.

4. Высший синтез.

Гигиенические основы питания.

 

Главная >  Публикации 


0.0028