Главная >  Публикации 

 

Беседа четвертая о питании дошкольников и школьников



Грудное кормление - важнейшее средство профилактики Все необходимое и полезное для правильного развития ребенка имеется в организме матери, и она передает это малышу через грудное молоко. Так, если мать переболела корью, она передаст ребенку противокоревые антите ла, и малыш не заболеет при встрече с больным корью. Передаются через молоко витамины, многие особые вещества, предохраняющие малыша от разных заболеваний не только в раннем детстве. Даже впоследствии, уже в дошко льном и школьном возрасте дети, вскормленные молоком матери, значительно реже и легче болеют. У них также реже возникают, например, хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, так распространенные среди детей старшего возраста в последние годы.

Если молока мало

Если вам кажется, что у вас вдруг уменьшилось количество грудного мо- лока, то сразу не пугайтесь. Скорее всего, это только временно. А вот если вы начнете волноваться по этому поводу, плакать, так молоко может действительно исчезнуть. Нужно не отчаиваться, а часто прикладывать ре бенка к груди и думать, что молока обязательно прибавится. Еще в таких случаях хорошо в питание ввести орехи, пить чай с молоко гонными травами (например, с тмином). Перед кормлением полезно сделать водный массаж груди (теплым душем по часовой стрелке). Иногда при достаточном количестве молока мать все же хочет ввести смеси, считая, что у нее "плохое", нежирное молоко. Это неправильно. Только материнское молоко будет полностью усвоено ее ребенком. Ценность материнского молока заключается вовсе не в количестве жира в нем. Как правильно кормить грудью?

Во время кормления мать должна сосредоточиться, внимательно следить за тем, чтобы ребенок взял не только сосок, но и околососковый кружок. Таким образом предупреждается захватывание воздуха при сосании. Если ре бенок захватывает воздух, то у него создается ощущение полноты в желудке и он перестает сосать. Обычно в первые пять минут кормления малыш выса сывает почти 3/4 необходимого ему молока. После этого он начинает сосать медленнее, может задремать у груди. В таких случаях хорошо спокойно и медленно перевести ребенка в вертикальное положение и подождать, пока выйдет воздух из желудка, а потом снова приложить к груди. Достаточно кормить малыша 25-30 минут, но это время должно быть полностью отдано ребенку. Во время кормления не надо отвлекаться, разговаривать с окру жающими и по телефону, думать о несделанных делах. Малыш очень хорошо чувствует отвлеченность матери, начинает плохо сосать, плохо прибавлять в весе.

Во время кормления грудью отвлекаться не следует! В моей практике были дети, которые плохо развивались, недостаточно прибавляли в весе, хотя родились здоровыми и были на грудном вскармлива нии, и вся обстановка вокруг них не представляла ничего необычного. Ока залось, что мамы кормили своих детей во время работы, одна из них читала в это время, а другая, держа ребенка у груди, вытирала пыль или делала другие домашние дела. Чем внимательнее и любовное будет отношение матери к ребенку и во время кормления и во время бодрствования, тем крепче бу дет впоследствии привязанность ребенка к своей матери. Подумайте и об этом.

Как отлучить от груди?

Когда придет срок, отлучить от груди нужно сразу. Лучше уйти на ночь. При этом создайте для малыша максимально комфортные условия. Приготовьте его любимое питье: компот, отвар из фруктов, сок. Оставьте с малышом на ночь папу или бабушку. Отвлекайте малыша всеми возможными способами. И проявите решительность, скажите себе: "все". Это трудно, но надо пере жить.

Как долго нужно кормить грудью?

Можно ли кормить ребенка грудным молоком (давая пробовать другую пи- щу) до двух-трех лет? Сейчас это рекомендуется многими авторами. Однако при таком длительном грудном кормлении дети обычно плохо едят прочую пи щу. В течение дня и ночи они часто требуют у матери только грудное моло ко, отказываясь от обычной пищи. Есть еще одна опасность длительного грудного кормления: ребенок не может оторваться от матери, плохо контак тирует с другими детьми и взрослыми членами семьи. Эта привязанность пе реходит в зависимость и нежелание выходить во внешний мир. Надо искать другие, нежели грудное кормление, формы близости с малышом, соответст вующие его возрасту. Кроме того, к концу первого года у детей наблюдает ся снижение активности ферментов, расщепляющих белок грудного молока. О питье младенцев

С первого дня жизни ребенок нуждается в воде - летом в большем коли- честве, зимой в меньшем. Лучше давать воду (без сахара!) по 1-2 чайной ложки между кормлениями. Необходимое количество воды ребенок установит сам. Если здоровый ребенок отказывается пить, то это, по всей видимости, означает, что ему хватает воды, которая есть в грудном молоке. Во всех руководствах по педиатрии рекомендуется вводить детям соки уже с 1,5-2 месяцев. В последнее годы такое раннее введение соков стало приводить у некоторых детей либо к появлению экссудативного диатеза, ли бо к нарушению процессов переваривания. При этом дети становились беспо койными, живот вздувался, изменялся стул: некоторые дети страдали от за поров, другие - от частого, жидкого, пенистого, плохо переваренного сту ла. Возможно, эти неблагоприятные явления связаны с тем, что овощи, осо бенно морковь, содержали в себе азотистые вещества, которые в последние десятилетия широко применяют в сельском хозяйстве. Не исключено также, что такие явления бывают обусловлены нарушениями нормальной флоры в ки шечнике у большинства современных детей, о чем мы говорили во второй бе седе.

Поэтому в последние годы я перестала назначать детям соки до 4-4,5 месяцев, если они находились на чистом грудном вскармливании, за исклю чением небольшого количества лимонного сока. Этот сок обладает противо рахитическим действием и вводить его можно с 3-3,5 месяцев. Важны местные фрукты!

Начинать следует с соков из местных фруктов. Маленькому ребенку из Африки я бы дала бананы как первый прикорм, а маленькому москвичу - яб локи. Летом следует давать ребенку соки из черники, черной смородины, овощей, выращенных на своем участке. Не увлекайтесь экзотикой. Исключе ние в наших сегодняшних условиях составляет только лимонный сок. Лучше усваиваются разведенные соки

Ферментативная система у современных детей нередко недостаточно раз- вита. И поэтому очень многие дети плохо переносят концентрированные цельные соки. Лучше давать соки, разведенные водой в пропорции 1:1 или даже 2:1. Разведенные соки хорошо стимулируют выделение ферментов в же лудке и ферментов поджелудочной железы, улучшая тем самым пищеварение. Фрукты и соки лучше давать до еды

Лучше всего давать детям фрукты и соки до еды, а не после нее. Дело в том, что когда сок входит в желудок, он, не задерживаясь в нем, проходит в двенадцатиперстную кишку. Переваривают же сок в основном ферменты под желудочной железы. И вот этот проход стимулирует и ферменты поджелудоч ной, и соответственно ферменты желудка. А что такое аппетит у ребенка? Это выход желудочных ферментов в желудок. Таким образом небольшое коли чество разведенного сока, выпитое за 15 минут до еды, прекрасно стимули рует аппетит.

Используйте такие фрукты, как сливы, яблоки и груши. К сожалению, в последние годы приходится отказываться от арбузов и дынь, они стали для детей опасны. Но зато нам остаются лесные ягоды (клюква, брусника, чер ника), которые человек еще не пытался удобрять. Будем ими пользоваться.

Когда вводить прикорм?

Когда надо вводить ребенку прикорм? Есть мнение, что это надо делать только после появления первого зуба. Но есть дети, у которых первый зуб появляется к году. Обычно такая особенность передается по наследству или является следствием рахита. И если ждать этого момента, то ребенок может ослабнуть, так как в год ему не будет уже хватать одного грудного моло ка.

Пока не установлено какой-либо связи между первым зубом и необходимо- стью начала прикорма. Даже если у матери достаточно молока, то прикорм обычно вводится в 5-7 месяцев.

Как вводить прикорм?

Каждая мать должна знать три правила введения ребенку прикорма: - не вводить прикорм нездоровому ребенку; - начинать прикорм всегда с маленьких количеств новой для малыша пи щи, постепенно увеличивая количество до полного объема кормления; - никогда не вводить в один день несколько видов новой пищи. Эти же правила относятся и к введению докорма. Если у ребенка на коже появились покраснения - первые признаки диате за - то сразу же снизьте количество продукта по крайней мере вдвое. А через некоторое время снова попробуйте увеличить количество этого при корма.

Если вы уезжаете с ребенком далеко

И еще одно. Если вы куда-то уезжаете с ребенком, меняете климат - помните, что для него это экстремальная ситуация. И в такое время тоже нельзя назначать новое питание.

Сроки введения прикормов для детей на естественном и искусственном вскармливании отличаются. Поэтому об искусственном вскармливании гово рится отдельно в конце беседы. А сейчас мы поговорим о прикармливании детей, находящихся на естественном вскармливании.

Первый прикорм

Лучше всего в качестве первого прикорма ввести кашу. Если у ребенка отмечались какие-то аллергические состояния или в семье у ближайших род ственников, особенно у матери, имелись аллергические заболевания, то та кого ребенка лучше прикармливать кашей, сваренной на отваре из яблок (сухих или свежих), а не на молоке. Дети обычно хорошо едят гречневую, рисовую, овсяную каши. Крупу в сухом виде необходимо хорошо смолоть (до состояния муки). Вначале приготовить отвар из яблок (без соли и без са хара) и на нем варить кашу из размолотой крупы. В первый раз можно дать ребенку до грудного кормления одну столовую ложку такой жидкой каши (консистенция жидкой сметаны), а затем докормить грудным молоком. На следующий день дать уже две столовые ложки каши. В дальнейшем, постепенно прибавляя каши, целиком заменить ею одно грудное кормление.

Осторожней с манной кашей!

Начинать при этом лучше с гречки или овсянки. А почему не с манной? Есть работы, показывающие, что она способствует падению гемоглобина в крови. Кроме того, связываются кальций и фосфор, и таким образом подсте гивается рахит. А он у наших детей и так встречается часто. Поэтому до года лучше обойтись вообще без манной крупы и содержащих ее смесей. Как вводить соки?

О соках мы подробно говорили выше, и теперь уточним лишь дозировки. Первый раз дайте до еды две капельки. На второй день посмотрите на кожу. Если все хорошо, то, прибавляя по капле в день, дойдите до 15-20 капель. Если до введения каши ребенок уже получал соки, то лучше давать их за 15-20 минут до кормления кашей. Как вводить яйцо?

К 5-5,5 месяцам неплохо ввести ребенку желток как средство борьбы с рахитом. Хорошо бы иметь свежее яйцо от курочки. Но в любом случае ва рить яйцо надо 4-5 минут в кипящей воде. Вначале дается 1/4 часть желт ка. Через день такая же доза, а далее, при отсутствии каких-либо прояв лений диатеза, увеличить количество до 1/2 желтка. При этом все время следует смотреть на кожу! В дальнейшем можно кормить ребенка целым желт ком раз в 2-3 дня. Допустимо дать желток перед грудным кормлением (развести его грудным молоком) или положить его в кашу. Последующие шаги по прикорму

К 6 месяцам можно ввести вторую кашу и так же постепенно снять еще одно кормление.

К 7-8 месяцам можно ввести овощное пюре. Его в настоящее время прихо- дится вводить с осторожностью в связи с тем, что овощи нередко содержат в себе гербициды. В частности, следует остерегаться белокочанной капус ты. Дети часто очень плохо ее переваривают. У них появляются такие при знаки, которые свидетельствуют об общем нарушении процесса пищеварения: вздутие живота, беспокойство, нарушение стула. Поэтому до года белоко чанную капусту, зеленые огурцы, бобы лучше совсем не давать. Морковь, картофель, кабачки лучше вначале вымочить в воде (достаточно получаса), а потом варить. Обязательно ввести в пищу корень петрушки - это сделать просто необходимо. Вначале берите для приготовления пюре немного состав ляющих: корень петрушки, морковь, одну картофелину, кусок кабачка. Все это сварите, добавьте растительное масло (до чайной ложки на полную пор цию). Так же, как и каши, овощное пюре надо вводить начиная с одной сто ловой ложки. Когда ребенок привык к этому пюре, постепенно добавляйте при варке новые овощи: кусочек свеклы, если малыш страдает запорами, или немного цветной капусты.

Если у вас есть овощи, которые вы вырастили на своем огороде, то да- вайте морковный сок до обеда, иногда (после года) мелко тертую морковь, салаты из очень мелко порезанных сырых овощей, в овощные пюре добавляйте сок помидора. В день достаточно давать столовую ложку морковного сока. Большее количество дети обычно плохо усваивают. Желательно делать соки самим, так как на заводах для сохранения соков в них добавляют консерванты. Но когда наступает весна и во фруктах и овощах ценных веществ остается мало, можно попробовать давать детям соки заводского приготовления, соблюдая правила введения прикорма. Таким образом, к 7-8 месяцам ребенок может получать разведенные соки до еды (яблочный, лимонный), 1-2 вида каши, желток и овощное пюре. Введение молочных продуктов

К 9-10 месяцам можно ввести в питание творог, кефир. Не раньше! Это очень насыщенная белковая пища. Если бы вы жили в деревне и могли брать молоко у коровы, то можно было бы дать и раньше. А в большом городе не стоит.

Не увлекайтесь мясом!

К году в питание малыша может добавляться протертое мясо (говядина или телятина) начиная с одной чайной ложки и постепенно увеличивая его количество до 1-2 столовых ложек. Ежедневно кормить детей мясом не сле дует. Обязательно 2-3 дня в неделю должны быть вегетарианскими. А мясные бульоны надо вводить очень осторожно, не ранее, чем с двух-трех лет. Су пы предпочтительнее давать вегетарианские. Введение рыбы

Если ребенок не дает аллергической реакции на рыбу, то после года можно ввести в его питание рыбу и рыбные супы. Один раз в неделю можно давать ребенку отварную рыбу или рыбные фрикадельки, сочетая их с рыбным бульоном.

Об искусственном вскармливании

А как же все-таки кормить "искусственника"? Если мы вынуждены прибе- гать к смесям, то лучше всего использовать западные смеси. По моему опы ту, достаточно хороши смеси из Голландии, Дании. Допустим, ребенок при вык к ним за 1-1,5 месяца. Но уже в 2,5-3 месяца дайте ему гречневую кашку, приготовленную, как описано выше, только еще жиже. Готовить ее можно и на овощном отваре. И у вас уже меньше будет коровьего белка в рационе. Потом вводите пораньше вторую кашу, и дальше по той схеме, о которой я говорила. Только в более ранние сроки, чем у ребенка, находя щегося на естественном вскармливании. После года вводится протертое мя со, и ребенок уже 3-4 раза в неделю получает мясную или рыбную пищу. Но два дня в неделю обязательно должны быть вегетарианскими! Желудок должен отдыхать от тяжелой работы.

Меню ребенка от полутора до трех лет

После года можно давать ребенку более разнообразную пищу. Можно вве- сти поджаренную картошку, сырники, творожную запеканку. Можно давать и более острые вещи, например, сок от квашеной капусты, что очень полезно. Саму капусту ребенок прожевать пока не может.

Я очень рекомендую вам познакомиться с прекрасными работами доктора Шелтона. Они базируются на трудах крупнейших ученых-физиологов, в частности, И.П.Павлова. Питание по методу доктора Шелтона способствует лучшему усвоению продуктов и при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, и просто при недостаточной ферментативной активности.

Четыре приема пищи

В этом возрасте (обычно называемом ясельным) дети, как правило, полу- чают 4-разовое питание.

Утром - фрукты или разведенные соки. Но помните, что яблоки дети ино- гда разжевывают плохо. Поэтому лучше дать и яблоко, и немного сока. Че рез 15-20 минут - любая каша. Желательно больше ничего в завтрак не да вать. Если ребенок любит поесть, то во второй завтрак дайте ему чай с кусочком хлеба грубого помола (содержит витамин B) с повидлом или дже мом.

Обед обычно состоит из одного блюда. Это или овощной суп-пюре с мясом 2-3 раза в неделю, или один раз в неделю - рыбный день, или чисто веге тарианский. Можно дать фрикадельки, паровые котлеты. Но в качестве гар нира - не картошку, а кусок соленого огурца, свежего помидора, тертой свеклы или квашеной капусты с растительным маслом. И два дня - вегетари анские. Компот лучше дать через два часа после еды.

В полдник можно предложить ребенку фрукты или компот, чай с сухарями, сушками, зефиром или нежирным печеньем.

Ужин должен быть белковый. Можно дать ребенку творожные блюда, соче- тая их с кефиром, или омлет (лучше в постные дни). Или сварить еще раз кашу. Можно поджарить картофель и предложить к нему в летнее время све жие помидоры или огурцы, редис, а в зимнее - квашеную капусту, любые со ленья. Соль

До года не стоит давать детям соль. Но после года, при введении в ра- цион мяса, лучше немного прибавлять соли в мясную и рыбную пищу. Сначала хорошо добавлять квашеную капусту, соления. А потом, особенно если ребе нок сам просит, добавлять уже непосредственно соль. При низкой кислотно сти ребенок требует досаливания. И не забудьте, что человеческая плазма (жидкая составляющая крови) - это 0,89% раствор поваренной соли. Почему иногда приходится снижать количество соли в пище? Это объясняется общим перееданием копченостями, солениями, маринадами. Орехи

Прекрасная пища, содержащая полноценный растительный белок, - это орехи. Только давать их следует детям с 9-10 месяцев в перемолотом виде. Например, насыпать в кашу. Старшим детям вместо покупных леденцов лучше давать самодельные конфеты из орехов и меда, из клюквы и сахара. Это и удовольствие, и польза для малыша.

Нередко в 1-1,5 года начинают кормить детей с общего стола. Следует помнить о том, что в этом возрасте дети еще плохо разжевывают пищу. Луч ше по-прежнему пока давать ребенку протертое мясо с вегетарианским су пом-пюре. Такое питание вполне достаточно для малыша до двух лет. Торты и шоколад

Торты, шоколад у детей старшего возраста должны быть на столе только в праздник. А маленьким детям этого вообще давать не нужно. Что есть не следует? В питание детей не должны входить колбасы, печень и другие субпродук ты.

Беседа четвертая о питании дошкольников и школьников

Поговорим о том, как должны питаться дети дошкольного и школьного возраста. Почему так важны вопросы питания современных детей? Вы все знаете, как часто сейчас встречаются у детей различные хронические забо левания. Уже с раннего возраста формируются такие хронические поражения желудочно-кишечного тракта, как, например, хронический гастрит, хрониче ский холецистит, дискинезия желчных путей и другие. В становлении этих хронических поражений органов пищеварения, а также других заболеваний (аллергические поражения дыхательной системы, кожи) немалое значение имеет нерациональное питание.

Сосиски и колбасы опасны для здоровья!

Необходимо так построить питание, чтобы используемые продукты не спо- собствовали возникновению заболеваний. И, как это ни печально, в настоя щее время приходится исключить как раз те продукты, которые мы довольно часто употребляем в пищу, так как они не требуют долгой обработки. Боль шинство мам работает, у них не остается сил и времени на приготовление домашней пищи, и они широко используют полуфабрикаты типа сосисок и кол бас, бутерброды и т.п. Но почему их нельзя постоянно есть, особенно де тям?

Примерно в середине 70-х годов на нас свалился вал хронических желу- дочно-кишечных заболеваний у детей дошкольного и школьного возраста. Ес ли ранее пик язвенной болезни у школьников приходился на 14-15 лет (как правило, ею страдали мальчики), то в эти годы он переместился на 7-8 лет. Многие врачи считали, что виноват стресс, связанный с поступлением в школу, тем более, что и больных было больше среди ребят, ранее не по сещавших детские сады (домашних детей). Однако все это нельзя объяснить только школьным стрессом, так как с тех пор обстановка в наших школах сколько-нибудь существенно не изменилась.

Далее:

 

Опыт дурака, или мой личный опыт.

Слюна, моча, пот и другие выделения.

Аритмия сердца.

Рак и воспалительные заболевания кишечника.

Несколько «если бы…».

Глава X арахнозы и клещи-переносчики возбудителей инвазионных и инфекционных болезней.

Рентгенологические методы в диагностике заболеваний сердца и сосудов.

 

Главная >  Публикации 


0.0003