Главная >  Публикации 

 

"как жить будем дальше?"



Тут я насмотрелась на халатность некоторых медсестер, когда ребенок без матери (отказные), по какой-либо причине мать не могла лечь (либо педикулез, либо лежит еще в роддоме, либо ребенок без матери), то за ним уход уже не тот; ведь мамочка сразу перепеленает, если он сырой, а вот такие дети (смотря какая сестра дежурит) лежат под капельницей несколько часов (а они мочатся из-за капельницы), так и лежат сырые, а если там еще какое-то лекарство, то ягодички, а у них кожа нежная, быстро разъедаются, и появляются раны.

Насмотревшись на все это, я категорически отказалась от своего лечения, тут была выдвинута версия, что у меня рожа. Пришлось доказывать, ведь должна быть рана. Потом поставили ревматизм, хотя я тоже не согласилась, ведь ревматизм - это когда болят-ноют ноги, а у меня этого не было. И чтобы уточнить диагноз, послали в поликлинику, ехать надо было.

Что творилось в моей душе:

1) сын - неспокойный, как он будет без меня, пока меня не будет?

2) ноги распухли так, что сапоги не налезали, на ногах по две коленки, и все. А уже таять начало. Пока ходишь - они промокнут. Но спорить не стала. Дали молодую (интернатуру) женщину. Она бегом по лестнице, и я бегу, отставать нельзя. Ревматолог отказался принимать, а терапевт сказал, что ее (меня) уже ждут в отделении. На что я наотрез отказалась ложиться. Побегав по лестницам и промочив ноги по весеннему снегу, на следующий день ноги еще опухли. Когда в детское приехала, там опять скандал (зав. отделением хоть и накричала, но назначила мне лечение)... В общем, с 25/02 - по 11 марта я вместо воды слезами умывалась. Два дня не ела ничего - решила, что раз запретили кормить, то можно и не есть. А тут, как назло, на выходные кончилась смесь несладкая, которой Алеша питался, тут опять хоть плачь (я-то думала, почему столько испытаний на маленького Алешу, я-то ладно). Детолакт - не принимает, других смесей нет, 4 сладкие смеси, а одна несладкая кончилась, что интересно - все импортное, а наша промышленность перевелась?! Хотя кругом безработица! И что решили - взяли молоко и развели его водой 50:50. А он не пьет. Дежурный врач сказала: корми своим. Я воспротивилась - ведь оно отравленное из-за антибиотиков: ампицилин, пенициллин и таблетки флугамин. На что она ответила, что они уже из меня вышли (когда это все завертелось, то от последней очереди я отказалась - решила, что как-нибудь дохожу, а опухоль была еще большой). Как было тяжело на душе - думала, когда же это все кончится, как назло, ноги подвели. Мне кушетку выделили, но было поздно. Спала в сутки приблизительно по три часа. За десять дней некормления молока стало мало, да еще два дня не ела, молоко было на грани.

Отказалась от уколов, хотя ноги больные, ходить, даже сесть было тяжело, но я ходила, чтобы меня на носилках не унесли в другую больницу. Жила под страхом. Прожили там 3 недели. Ноги мои - утром им полегче, а к ночи опухали, как вновь начинающие болеть, и я запросилась домой. Мне нужно было выспаться, отдохнуть, чего в больнице нельзя было сделать. Условий у них нет для отдыха: ни вымыться, один туалет на 50 человек. Отпустили домой. С зав. отделением прощались как добрые старые знакомые, она ко мне в конце лечения очень хорошо относилась, даже, можно сказать, уважала меня. Ее понять можно - есть женщины, которые бросают детей, и у нее в отделении было много, а тут женщина (это я) с больными ногами, у меня должен был быть постельный режим, а я только ночью на 3 часа голову прикладывала - Алеша наорал грыжу пупочную, очень неспокоен по ночам.

Домой нас выписали с курсом лечения: бисептол, фолиевая кислота, Б12, бифидум, панзинорифортс.

Принимаем все это, а у меня душа разрывается: с таких лет сидим уже на лекарствах - не сбылись мои мечты. А как по-другому лечить? Алеша, когда родился, в глазках, возле зрачков, у него была желтая яркая полоса, ободок, как у целителей, думала, радовалась, целителем будет, а сейчас нет этой полосы. Как жаль, что все в тумане.

Не зря же видела сон под новый год: пустота душевная.

Только бы Алеша была жив!!! Как было бы здорово мне Вам рапортовать о своих успехах:

1) что по Никитиным родились бы; 2) закаливались бы; 3) росли, опережали бы в весе, росте.

А мне приходится писать о негативной нашей жизни. Как жаль! Наши медики говорят, что виноват в этом вертолет, летает тут у нас военный, и говорят, что "отходы" захоранивает. Виновата экология. После меня в роддоме было уже 4- 5 случаев желтушных. А из одного городка "пачками" поступают. Кто его знает, отчего заболели? Может, вина тому и моя кровь (по подгруппам)? Не знаю. Может, яблоки, которых я ела беременная, были нитратные (меня изжога мучила). Может, моя щитовидка, от которой начинаю уже закашливаться, может, поджелудочная железа, а может, еще в чем причина - очень затрудняюсь.

Теперь я дома, опухоль с ног спадает. Но тело мое температурит, слишком затянуто было. И тело температурит интересно - треугольник на спине: от седьмого шейного позвонка до поясницы.

Кормить грудью стала еще в больнице. Я полтора дня не принимала уколов и стала кормить - может, было рано, но что лучше: смесь или материнское молоко? Вернее сказать, что хуже?! Что опаснее?! Что отравленное тогда было?!

За десять дней некормления молока очень мало стало, на что малыш отвечал скандалами. До сих пор раздоиться в полную силу не могу.

Дорогой Юрий Андреевич! Если Вам нужно написать что-то из моих писем - пожалуйста. Пишу только правду. Только будет от этого прок? Ведь есть люди, которые внемлют советам, есть, которые пропускают мимо ушей. Наши же медики хотят тихой жизни. После приезда нас посетили: патронажная медсестра, солнце наше, которая, можно сказать, спасла нашего Алешеньку, которой я выразила благодарность (не она бы - врачихе не догадаться бы). А на следующий день врач, которой "благодарны" 25-дневной желтухой. Прием шел без инцидентов, а в конце я все-таки спросила, кто будет отвечать за последствия? Ведь вытерпеть все даже взрослому тяжело, а материнская ласка - болезни не помеха. Конечно, врачу это не понравилось, врачи привыкли, что родители должны безропотно воспринимать все ужасы, ходить на цыпочках. Ведь нашим медикам нет альтернативы: ни бабки-знахарки, ни кооператива, ни другой больницы. Они все равно знают, что к ним придем. Получился серьезный разговор. Как жить будем дальше?!"

"Как жить будем дальше?" - звучит трагически. Будем жить все хуже, если не изменим по существу поход к подбору и обучению врачевателей. По правде говоря, я не очень рассчитываю, что приведенная выше вереница фактов (которая могла бы быть несравненно длиннее) хоть в чем-то изменит стиль работы профессиональных медиков, которые формировались в обстоятельствах безответственности перед людьми и перед Богом. Нет, я хотел бы, чтобы эти кошмарные строки попали на глаза юным душам, тем, которые еще не закоснели в цинизме, в ремесленной узости, для которых слово "совесть" значит много больше, чем "корысть". А зубробизоны от кастовой медицины, чего ждать от них?

Никогда не забуду того "Круглого стола", проведенного телевидением в начальные годы перестройки, когда на экране появился синклит тогдашних начальников министерства здравоохранения: что это было за трагическое зрелище! Собрание тучных, отечных, задыхающихся от множества болезней деятелей!.. И практически на любой вопрос ведущего о той или иной новой или новаторской методике то один, то другой из них вздыхал: "Не знаю... не слышал...". И вот такие-то недужные телом и разумом "светочи духа" стояли во главе важнейшей отрасли народной жизни... Это я видел с экрана, но подобное же, только пропитанное ядом жгучей, смертельной ненависти лично ко мне воспринимал со страниц четырех-пяти писем, написанных профессионалами и присланных в журнал "Нева" после того, как там была опубликована в 1988 году моя коротенькая статья "Три кита здоровья". Тысячи и тысячи одобрительных и заинтересованных писем хлынули в редакцию, ко мне на работу и домой, в том числе в значительной мере и от медиков, решительно поддержавших выраженную в статье концепцию универсального подхода к здоровью. Я хочу, однако, глянуть сейчас современным взглядом на аргументы тех "титулованных", которые, образно говоря, кожей ощутили в статье ветер опасных для них перемен. Итак, некоторые характерные цитаты.

"Чего стоит утверждение, что ледяные ванны снизят температуру тела, что будет означать выздоровление! Разве мы - холоднокровные, и наша температура, как у лягушек, зависит от окружающей среды, а не от гомеостазиса? А рассуждения об очистке лимфы!!! Советы кушать белки, жиры, углеводы отдельно... Возможно, Ю. А. Андреев может питаться "божьей росой" и пищей из одуванчиков, и на здоровье, но зачем это солидному журналу?".

"Не иначе как конгениальна по манере и системе доказательств авторская "концепция чистого организма", призванная, по его мысли, не оставить камня на камне от господствующих в медицине представлений относительно причин болезней и преждевременного старения. Все, оказывается, до абсурда просто - как в "Жигулях": виновато "внутреннее зашлаковывание", и все тут... А медики-то навыдумывали Бог знает что! Человеку, зачарованному такой доходчивой и неотразимой в своей убедительности аналогией, не остается ничего другого, как воспользоваться "прекрасным и радикальным способом" выжигания своей "внутренней грязи", иначе говоря, одновременно и голодать, и интенсивно двигаться. Такое самоедство, полагает автор, наилучшим образом свидетельствует достижению цели. Содержание текста недвусмысленно свидетельствует о совершенно особом отношении автора к своим (прошу прощения, но я цитирую) "потрохам". Казалось бы, ощущение их чистоты должно было бы благотворно сказаться не только на эмоциональном, но и интеллектуальном потенциале их носителя. Однако, испытав много большую по приятности - сравнительно с другими поводами - "радость чистых потрохов", автору, как мне думается, не удалось использовать это состояние души для повышения качества своей литературной продукции, особенно по части критического отношения к тому, что выходит из-под его пера. Больше того, с едва уловимым сомнением им высказывается мысль, что ряд положений предлагаемой теории "трех китов" способны произвести "определенный переворот в наших представлениях".

"А вообще говоря, ничего страшного в подобных публикациях нет. Всегда, во все времена существовали наивные полуграмотные натурфилософы, которые создавали секты солнцепоклонников, искали летающие тарелки, занимались телепатией и телекинезом, изобретали лучи Кирлиана и тому подобное. Есть ведь довольно много "интеллигентных людей", которые "верят" в загробную жизнь и зачитываются ксерокопированными лекциями какого-то американского психолога, который изучал людей, побывавших в состоянии клинической смерти. В условиях демократизации статьи, подобные статье Ю. А. Андреева, способны вызвать лишь улыбку. Ну, еще некоторое количество обывателей получит тему для бурных разговоров, а кто-то и пользу извлечет. Действительно перестанет обжираться тортами, может быть, будет чаще мыться и по утрам начнет бегать".

"По специальности я - врач, и часто сталкиваюсь с различными новейшими системами здоровой жизни, а также способами ее поддержания. Это и доморощенные изобретения, и переводные "самиздатовские" - например, книга Уокера о лечении свежими овощными соками. Среди творцов издевательств над своим и (что страшнее) над чужим здоровьем есть и медики (как тот же Уокер), есть и дилетанты (вроде уважаемого автора). Объединяет их максимальная уверенность в том, что их постулаты годны на все случаи жизни, и человек, не пьющий "талую воду" и др., в осчастливливании и оздоровлении (что подразумевает следование данной системе) в принудительном порядке. Права эвтандии (то есть жить и умереть без сыроедения и хатха-йоги) они не признают... Наконец, зададим вопрос: а чего добился Ю. Андреев "концлагерной диетой" и прочими деяниями? Лишь освободил жену от необходимости "забить холодильник" при отъезде. Той же цели можно добиться, научившись готовить самому. Некий автор, усердно пропагандировавший систему тренировок на основе хатха-йоги, в 1946 году умирал, а в 1963 ожил и даже восстановил "воспроизводительные органы", как он выразился. А тут человек допенсионного возраста, на физически нетяжелой работе, живущий в условиях изобилия продуктов. Странно, если бы в таких условиях не сохранилось бы здоровье. А что делать человеку, работающему на конвейере ВАЗа или в литейном цехе? Хватит ли у него силы после смены следовать Ю. Андрееву во всем, и купит ли он брюкву или гречку в Орловской (например) области?".

Пожалуй, достаточно. Я хотел бы лишь заметить, что во всех без исключения письмах гневно муссируется тема доктора филологических наук, забравшегося в чужую епархию, и славная тенденция любым способом представить его то ли невежественным дурачком, то ли зловеще восставшим из-под земли Лысенко. Прошло всего несколько лет, значительно возросло общественное осознание путей и принципов здорового образа жизни, и нужно ли сейчас опровергать адептов консерватизма? Тем более, что от других врачей (в том числе и украшенных профессорскими эполетами) в то же самое время приходили письма прямо противоположного содержания - иногда с предложениями о сотрудничестве, иногда с благодарностью и просьбами о помощи конкретными советами.

Я далек от представления о победе рациональных взглядов на здоровье в нашем отечестве: нет, это в преуспевающих странах, например, в Америке стремятся к раздельному питанию (согласно практическим разработками замечательного теоретика и практика Г. Шелдона) и к преимущественно растительному питанию (согласно чудесным результатам, исповедуемым удивительными долгожителями Н. Уокером и П. Бреггом). У нас же господа ученые высмеивают эту неопровержимую практику либо изящно ("божья роса и пища из одуванчиков"), либо пролетарски-вдохновенно ("а что делать человеку, работающему в литейном цехе?"). Я получил и получаю множество писем от людей разных профессий с благодарностью за новые горизонты, открывшиеся с переходом на концепцию "Трех китов здоровья", но в то же время храню в качестве "документа эпохи" некое уникальное послание, которое свидетельствует о диалектической смычке светлых верхов и самых темных низов. Вот оно:

"Тов. Андреев! Прочитала в журнале "Нева" No 2 за 1988 г. статью "Три кита здоровья", и захотелось Вам сказать по-русски: "Хватит х...ней. заниматься!" Три сушеные, вернее, две груши, брюква, капуста и прочая ерунда. Если сами с ума по-маленьку сходите, так других не пугайте. Ешьте, что угодно, но рабочему человеку, а это испокон веков велось, если сытно не поесть, то и ноги протянешь. Видно, не за так Вы напечатали свой полусумасшедший бред, а журналу "Нева" больше, видимо, нечего печатать, как эту муть. Московская обл., Одинцовский р-н, п. Голицино. 7.04.88 г. Р.S. Тебе бы в поле работать, а не просиживать портки в кабинетах, х...в ты филолог. Много вас теперь развелось, дармоедов, на Руси".

Умри, Денис, лучше не скажешь!..

Для чего, спрашивается, в этой книге, посвященной принципам врачевания, я привожу следы предбывших словесных баталий? Да только для того, чтобы тот, кто вступает на трудный путь заботы о здоровье человеческом, не тешил себя надеждами на бравурный марш под фанфары. Нет, на него будут коситься те, кому легче работать в узких, но привычных рамках старой парадигмы, его разными способами будут "ставить на место". Уж если своего коренного, заслуженного врача-профессионала Илизарова били и третировали, как только могли, за дерзкую новизну, за разрушение удобного и прибыльного монополизма, то что уж говорить об отношении этих нравственных мертвецов к тем, кто их помоложе, у кого хребет пожиже!..

Но это лишь одна сторона медали. Другая - это невероятная инерция обывателя, ничем абсолютно не желающего себя утруждать, даже во имя укрепления своего же собственного здоровья. Он предпочитает, не "трепыхаясь", отжить свои гарантированные статистикой 60 лет, обжираясь при любой возможности, пальцем не шевеля для своего психофизического восстановления, а затем помереть либо скоропостижно, либо растянув это "удовольствие" для родичей на многие свои параличные годы. У этой мошной, увы, прослойки населения подход к здоровью такой: врачам платят (или: я им плачу), вот пусть они свое дело и делают!.. Для данной категории пациентов те врачи, которые относятся к ним, как к неодушевленным тушкам (дать таблетку, посмотреть язык, вскрыть скальпелем внутренности, назначить физиотерапию и т.п.),суть совершенно соответствующие, адекватные им специалисты. Это два равноценных электрода, которые один без другого существовать не могут, каждая из оных категорий черпает незыблемую уверенность в собственной правоте у своего визави, и сплоченная сила их неприятия всего, выходящего из их ряда, способна сломать и стоптать в грязь любого из слабодушных, мыслящего иначе.

Разумеется, я ни в коем случае не против таблеток (в аварийных ситуациях), не против осмотра языка (но при ясном понимании врачом, какие именно органы сигналят о своем состоянии на какие именно участки языка), не против операции (если действительно некуда без нее деваться), не против физиотерапии (с очень осторожным ее дозированием) и т.д., я лишь с негодованием отвергаю воинственную ограниченность воздействия одними лишь физическими средствами только лишь на физическое тело пациента. Это с одной стороны. И с другой: с сожалением воспринимаю наличие толстого инертного слоя болящих, которые не желают всерьез, с увлечением заниматься сохранением и приумножением одной из основных ценностей, дарованных жизнью - своим здоровьем.

Любопытный нюанс - придя к традиционному врачу, традиционный больной сразу учует "своего человека": если это мужчина, от него, как правило, разит табачной вонью, под глазами темные мешки, чрево, как на шестом месяце; коль это дама, она нервична, торопливо-невнимательна и потому груба, а уж как следит за собой -Бой ей судья... Врачи этой категории по-своему весьма последовательны: они живут так же, как исповедуют, если недуг прижмет их, они и себя начнут накачивать таблетками, они и свой засорившийся желчный пузырь бросят под нож такого же, как и они, коллеги, они на курорте будут объедаться, лежать на боку, сутками рубиться в безумно задымленной комнате в преферанс.

Сказанное отнюдь не означает, что среди них нет мастеров своего ремесла. Нет, это могут быть великолепные умельцы-хирурги, стоматологи, офтальмологи и другие специалисты, главным образом, имеющие дело с дефектами, нуждающимися в устранении или механической починке. Но сколь часто чудовищный образ их жизни ничем не отличается от того, который приводит к ним их пациентов.

Вот почему и для чего я выше воспроизвел здесь озлобленную брань по поводу статьи, посвященной здоровью человека многомерного: тот, что двинется исцелять человека интегрального (то есть целостного - исцелять и целостный - слова одного корня), кто захочет возвращать ему полноту его субстанции, тот будет остракирован не только косной научной верхушкой, не только массой тех врачей, которые не просто не знают ничего иного, помимо того, чему их учили лауреаты и профессора хорошей старой выучки, но и - главное - непониманием и враждебным неприятием любых новаций со стороны очень и очень многих больных.

Чтобы с предельной наглядностью показать бесперспективность этого упрощенного подхода к здоровью (своему или пациентов), нарисую простенькую картинку:

Что это за беспорядочно разбросанные кружочки? Не более, не менее, как срез цветущего дерева в двухмерном пространстве. Да, вся эта грандиозная колышущаяся под ветром буйная роскошь, чудо природы, которое существует в трехмерном, объемном пространстве (и более того - также в четвертом измерении, во времени, то есть в процессе развития), выглядит в плоскостном измерении вот так-то убого, жалко и, главное, не так, как в натуре.

Такова модель восприятия человека большим, на беду, числом медиков. Чего нет за пределами плоскости, того нет, значит, и в натуре. А перестраивать мышление -ой, как трудно! Не потому ли врачи с философским миропониманием типа академика Н. Амосова столь редки, не потому ли вторжение идей из трехмерного пространства столь враждебно воспринимается в двухмерном мире? Вспомним, например, какой залп ненависти со стороны геррен докторен вызвали публикации моторостроителя (!) акад. А. Микулина с его нетривиальным подходом к устройству человека!

Далее:

 

Впечатления электротехника, 27 Лет.

Вместо заключения.

Евгеника.

268. Свёкла обыкновенная.

Принципы натуральной гигиены.

Послеоперационный наркоз.

О кровопускании с помощью банок.

 

Главная >  Публикации 


0.0006