Главная >  Публикации 

 

Глава 8. О том, как теории влияют на жизнь, или о педагогических позициях



Максимилиан Волошин исходит из другой целостности и движется с ее помощью от одной позиции к другой. Я позволю себе прокомментировать каждую из процитированных строчек:

в первой строчке сразу говорится о целостности человека («дитя»), о его тождестве самому себе (именно в нем «растет иной»), эта же строчка показывает, что целостность человека не мертва, она жива - противоречива; во второй строчке указание на экзистенциальность человека («не женщиной рожденный»), которая тоже не является статичной (человек «непокорный»), третья строка потрясает сходством с философскими текстами, где слово «тоска» относится к экзистенциальным переживаниям человека - именно ими связана мать со своим ребенком, и в четвертой строке эта связь обозначается как «родовая связь», как общность экзистенции. Пятая строка начинается с Я, обретенного дитятей, и мать уже мать, а не просто женщина, - это уже личные отношения, персонифицированные в шестой строке в «ты» и Я, где экзистенциальная сущность их взаимосвязи в слове «распят»; седьмая строка дает новое слово для воплощения экзистенциальных отношений - «любовью», а восьмая усиливает это ее качество словами «в ней самой».

Мне трудно вместить в простую логическую формулу то отношение к другому человеку и себе, которое проявляется в этих строках, назову его, в отличие от первого высказывания, более сложным и неоднозначным. Здесь как бы нет одной позиции и в то же время она есть, ее не выразить уравнением, так как не знаю уравнения свободы и любви. Да и выразить-то существование всех разных позиций могут, наверное, только поэты: словом - рефлексивную, образом - личностную, чувством - трансцендентальную, а остальным смертным остается читать и узнавать в их текстах свои же переживания, если случится чудо встречи и чьи-то чувства приобретут звучание поэтических строк.

Необходимость обсуждать существование еще одной позиции - педагогической - связана с тем, что бытие человека представляет собой три реальности, относительно независимые друг от друга: психическую, социальную и телесную. Его личностная позиция воплощает переживания, идущие от психической и телесной реальности, это делает ее относительно независимой от реальности социальной. Можно сказать, что личностная позиция - это «Я-бытие», тогда как в социальной реальности начинается «Мы-бытие», или необходимость жизни с другими людьми.

Обоснование воздействия на других и на себя, как я уже пыталась показать, человек получает из переживаний глубины и высоты своей экзистенции.

Социальная реальность дает возможность персонифицировать переживание экзистенции другого человека через сопоставление с ней переживаний своей личной позиции. Персонификация связана с переживанием своего равенства или неравенства с другим как момента принятия решения о мере воздействия на другого человека, это разрешение на воздействие, которое обосновывается через экзистенциальные переживания.

Если кратко обозначить эту феноменологию, то она могла бы быть выражена в следующей фразе: «Педагогическая позиция отражает переживание степени зависимости людей друг от друга». Полярные ее варианты: «Мне никто не нужен», «Все мы зависим друг от друга» - оба утопичны, так как ориентированы каждый только на одну из реальностей, в которых протекает жизнь человека: первый - на психическую, а второй - на социальную.

О том, что они только относительно зависимы друг от друга в потоке жизни, уже говорилось неоднократно.

Воспользуюсь еще одними поэтическими строчками для прояснения своей точки зрения на существование педагогической социальной позиции. Максимилиан Волошин:

Из всех насилий, Творимых человеком над людьми, Убийство - наименьшее.

Тягчайшее же - воспитание.

Правители не могут Убить своих наследников, но каждый Стремится исковеркать их судьбу:

В ребенке с детства зреет узурпатор, Который должен быть Заране укрощен.

Смысл воспитанья Самозащита взрослых от детей.

Поэтому за рангом палачей Идет ученый комитет Компрачикосов, Искусных в производстве Обеззараженных, Кастрированных граждан.

13.04.1922 Из стихотворения «Государство» Сейчас, наверное, надо бы обратиться к истории педагогики, где все идеи о воспитании выстроены в хронологическом порядке, отражающем шаги в познании человеком своей сущности. Но я не буду этого делать, так как существовали и существуют как минимум две педагогики - народная (бытовая) и официальная, государственная. История первой рассыпана в этнографических работах и в истории философии, а вторая представлена в разных государственных распоряжениях, регулирующих степень насилия человека над человеком. Желающие могут с этим материалом познакомиться сами.

Анализируя наблюдения, вижу, что «правители» - семейные, школьные, производственные - не очень изобретательны в своем стремлении исковеркать судьбу ближнего, их позиции давления вполне поддаются классификации. Что и делаю, выделяя типы педагогических позиций - типы «самозащиты взрослых от детей».

Прежде чем перейти к их описанию, приведу примеры нескольких бытовых текстов, где представлены эти разные типы позиций как с точки зрения взрослого (В), так и с точки зрения ребенка (Р):

- Замучила своими наставлениями (Р); - Нет сил больше выносить его выходки (В); - Я не знаю, что с ним делать (В); Когда мама плачет, я не могу понять, почему она плачет и не могу ей помочь (Р); - Я же говорил, что надо вместе делать, вместе, понимаешь (В); - Мне стыдно признаться, но я не хочу иметь с ними ничего общего (Р); - Пример - лучшее средство воспитания (В); - Только и говорит, что он в моем возрасте уже... (Р) и так далее. В этих текстах выражены переживания разных воспитательных воздействий, они отличаются, конечно, от прямых форм насилия - брани, битья, изоляции и прочих средств. Я бы не хотела, чтобы у читателей сложилось впечатление их однозначности, но они действительно могут защитить одного человека от другого и этим пока интересны.

Занимать педагогическую позицию - это значит принимать решение о воздействии на другого человека, учить его через это воздействие целесообразному поведению, то есть становиться для другого человека носителем цели, отвечать на вопрос что надо. При этом обоснованность второй части этого вопроса «потому что» будет предполагать уже обсуждаемое переживание экзистенциальное™ человека. Эта вторая часть может только подразумеваться, а не обязательно присутствовать во взаимодействии человека с человеком, то есть уйти в подтекст или исчезнуть из контекста реального взаимодействия. Это «что» цель - задается в педагогических позициях следующим образом:

тип 1 «Делай, как Я». Это значит - Я знаю цель, Я равен ^ д я Ты- равен Мне, поэтому если Ты не делаешь, как Я ^следствия вполне предсказуемы). Или, иначе говоря, Я учу У fi° так как Я считаю возможным, Я - критерии правильнои (истины) всего, что происходит во взаимодействии с другим человеком (Ты).

Одномерное взаимодействие Мне бы не хотелось предлагать одну какую-то оценку этого типа позиции (как и других); она имеет много конкретных форм, и, думаю, есть смысл представить ее плюсы и минусы с точки зрения разных людей, участвующих в этом взаимодействии. Обозначим их как Я и Ты.

Итак, плюсы и минусы этой позиции с точки зрения Я:

- целеустремленность - энергичность - активность - напряжение - лидерство - самореализация - состоятельность - самодостаточность - полнота жизни - исчерпываемость цели - отсутствие релаксации - постоянная самостимуляция - эмоциональная холодность других - страх перед потерей лидерства - механистическая картина жизни - рассудочность - страх потери компетентности - сужение круга общения - страх перед собственной слабостью Теперь продолжение этого анализа с точки зрения Ты (человека, который переживает воздействие).

- присутствие другого человека - существование психической реальности - переживание осуществимости цели - ограничение психологического пространства - частичное использование свойств психической реальности (ущербность)

Далее:

 

Молитва архангелу божиему михаилу.

Патофизиология пролапса митрального клапана.

§ 6. Санитарно-микробиологическое исследование пищевых продуктов.

Кровотечение при язвенной болезни желудка как пример кровотечения из верхних отделов желудочно-кишечного тракта.

Питание детей в возрасте от двух до шести лет.

1.1.2 Сосудистая система.

Понятия о внутрибольничной инфекции.

 

Главная >  Публикации 


0.0006