Главная >  Публикации 

 

Управление доминантами.



Именно поэтому так тяжело "начать новую жизнь", приучить себя к постоянным тренировкам, правильному питанию и т.п.

Наше подсознание боится любых перемен и не важно, какой знак имеют эти перемены - положительный или отрицательный.

И это же самое происходит всегда, когда мы начинаем любое новое дело: приходим заниматься в спортзал, начинаем питаться по-новому, решаем делать утренние пробежки и т.п.

Подсознание относится ко всему новому настороженно и стремится от него любым способом отделаться. Именно в этом причина того, что так тяжело заставить себя делать что-то новое.

И не важно, насколько это все будет полезно в будущем для нашего здоровья - подсознание будет всячески препятствовать любым нововведениям.

И есть только один способ обмануть наше подсознание - сразу, после введения чего-то нового, успокоить подсознание чем-то приятным.

Это называется положительное подкрепление.

Как только нужное событие выполнено - его нужно положительно подкрепить.

Это невероятно важно. Собственно только это и будет определять получится у вас привить себе новые полезные привычки или не получится.

Именно в этом причина того, что плохие привычки быстро усваиваются. Первая сигарета вызывает кашель и отвращение, но вместе с этим рядом стоят твои одногодки, подзадоривают, и, если ты не выкурил эту сигарету, они назовут тебя "трусом". Зато, выкурив сигарету, подросток получает приятное чувство того, что он стал взрослым, кроме того, от никотина возникает своеобразное легкое состояние, подобное опьянению. Многие начинают курить в армии, где после тяжелых физических нагрузок, разрешается покурить. Все это является сильным положительным подкреплением и привычка закрепляется.

Когда человек впервые в жизни пробует спиртное, то он с ужасом спрашивает сам себя: "Какая гадость, неужели ЭТО можно пить?!" Настолько отвратительной по вкусу ему кажется водка или пиво. Но веселые компании, сопровождающие застолье, последующее чувство опьянения являются прекрасным положительным подкреплением. И эта привычка закрепляется.

Но это простые и все ясные примеры. Есть привычки, гораздо менее заметные, но имеющие даже более серьезные последствия. Это привычки, приводящие к неврозам.

Молодая девушка мечтает похудеть и ее ненависть к лишнему весу такова, что она начинает вместе с лишним весом, ненавидеть и еду. Если она что-то и съест то тут же бежит в туалет и вызывает у себя рвоту. При этом она испытывает приятные эмоции от того, что она отказывается от еды. То, что она не ест, вызывает у нее чувство восторга, это для нее становится самым большим удовольствием.

Так она сделала голод приятным, приобрела привычку не есть. Постепенно она худеет и худеет, превращается в дистрофика и умирает от истощения. Болезнь называется анорексия, смертность - 20%, как и при раковых заболеваниях. Только помощь опытного психотерапевта может помочь. Это не шутка.

Например, только в 1999 году от анорексии, вызванной жесткими диетами, из жизни ушло более 18 тысяч молодых англичанок в возрасте от 16 до 35 лет.

Власти Великобритании пошли на крайние меры - они ввели цензуру (!) на телевидении и поставили под контроль показ по телевидению худых моделей. На законодательном уровне вышло постановление о том, что соотношение тощих и полных девушек на телевидении должно быть не менее 50 на 50. Или больше, в пользу полных девушек. Т.е., понимая всю трагичность проблемы, правительство Соединенного Королевства решило поставить под удар даже свою "священную корову" - свободу слова - и воздействовало на средства массовой информации и, как следствие, на неокрепшие умы юных леди. В итоге, худых моделей стали показывать по TV значительно меньше.

Но самым частым поощрением для возникновения вредных привычек выступает удовольствие от избегания.

Предположим, что мальчик учится в школе. У мальчика требовательная мама, которая сурово его наказывает за плохие отметки. Страх перед будущим наказанием настолько тяготит мальчика, что как-то раз, когда учительница подняла его с места и попросила ответить на вопрос, он сам неожиданно для себя начал немного заикаться при ответе. "Хорошо, успокойся",- прервала его учительница: "Я тебя потом спрошу".

Мальчик сел за парту, испытывая невероятное облегчение. Он избежал ответа и у него начал формироваться стереотип "заикаясь - я могу избегать неприятностей". Теперь, если и в следующий раз ситуация повториться, то стереотип сформируется окончательно и мальчик получит громадную проблему на всю жизнь. Он станет заикаться всегда, даже, когда не отвечает у доски, и это может ему помешать и построить свою личную жизнь, и поддерживать отношения с окружающими людьми, и чувствовать себя полноценным человеком.

Еще пример. Человек много лет летал на самолете, но как-то после полета ему попалась на глаза газета, где была статья, расписывающая недавнюю автокатастрофу. Человек испугался и решил: "А, ладно, поеду обратно поездом, так надежнее". И это решение избежать опасности принесло ему ощутимое удовольствие - как камень с души свалился. Но вся его работа была связана с командировками. И в следующий раз, когда он садился в самолет, все его тело тряслось от страха, он покрылся потом и с ужасом ждал взлета и посадки, т.е. тех моментов, когда и происходит большая часть аварий. Образовалась стойкая привычка - привычка бояться самолета. Этот невроз со временем вынудил его уйти с высокооплачиваемой работы.

Еще пример. Мальчик решил пропустить школу, где его все тяготило. Удовольствие от этого неожиданного решения было столь большим, что он не пошел и на следующий день и на следующий и т.д. После того, как он пропустил неделю, об этом узнали родители. Но у него уже сформировалась настолько устойчивая связь между пропуском школы и положительными эмоциями, что он не хочет идти в школу даже под пистолетом. И родители и преподаватели думают, что он боится наверстывать пропущенные уроки, боится напрягаться, и даже хотят ему помочь в учебе и нанять репетитора. Но дело, как раз в обратном. Он ни чего не боится, просто у него сформировалась привычка в школу не ходить.

Последний пример. В школе был объявлен конкурс на лучшее выступление. Девочка жутко боялась этого выступления, настолько жутко, что сказалась больной и пропустила этот день в школе. Факт избегания публичного выступления был таким приятным, что она запомнила его в своем подсознании. Сформировалась устойчивая привычка избегать публичных выступлений, она стала бояться обращать внимание на себя, выбрала себе профессию бухгалтера, и в итоге, вообще стала избегать общения.

Итак, в основе приобретения любой новой привычки лежит положительное подкрепление. И только наше не понимание этого приводит к тому, что мы не может привить себе положительные привычки.

Хуже того, чаще всего мы делаем все наоборот. Для примера возьмем очень распространенный пример - занятия физическими упражнениями.

Нет нужды говорить, как полезны умеренные физические нагрузки. Все об этом знают. Но посмотрите, как мы обычно действуем.

Вот, допустим, приходит в тренажерный зал новичок. Он знает, что физические занятия принесут ему пользу, он насмотрелся фильмов со Шварценнегером, начитался книжек и готов стать сильным и здоровым. Для достижения своих целей он составил по модным журналам себе комплекс упражнений из 10-15 штук и начинает их упрямо выполнять.

Но его мышцы не привыкли к такой нагрузке. После первой же тренировки он не может поднять руку, не может пошевелить ногой, все мышцы переполнены молочной кислотой и жутко болят при малейшем движении. Это не положительное подкрепление, а отрицательное.

Если первоначально подсознание сопротивлялось только самому факту пойти на тренировку, воспринимая такое поведение, как новое и неизвестное, то теперь оно получило подтверждение этому в виде сильнейших болей в уставших мышцах.

Но парень, полный уверенности, что все дело в силе воли, выжидает неделю, и как только боль проходит, начинает себя мучить в спортзале дальше, совершенно ничего не меняя в своем подходе к нагрузкам. Он опять перетренировывается, давая своим мышцам чрезмерную нагрузку, и опять получает отрицательное подкрепление.

В его мозгу происходит раздвоение - сознание уговаривает его пойти в зал, т.к. это полезно, подсознание в ужасе от одного только вида спортивного зала. В подсознании сформировалась привычка бояться спортзала.

Это приводит к тому, что теперь парень на каждую тренировку идет как на пытку и совершенно логично, что подобное самоистязание долго протянуться не может - продолжительность его занятий спортом определяется лишь его уровнем мазохизма. Вскоре, он неизбежно бросает всякие тренировки.

Итак, в то время, как подсознание противится всему новому, и убеждает новичка прекратить это дело и вернуть все как было, парень еще и начинает себя отрицательно подкреплять, чем вызывает в своей душе настоящий страх перед тренировками. Он не только не помог своему подсознанию преодолеть страх нового, он сделал все наоборот - он этот страх усилил.

Что же надо было делать? Надо было подкреплять себя положительно. И каждый спортсмен интуитивно ищет для себя способы сам - кто-то идет в душ, кто-то ложиться на массажный стол, кто-то выпивает сладкий белковый коктейль и т.п.

Не важно, как вы себя положительно подкрепите после тренировке, лишь бы это вызвало чувство радости.

И, конечно, тут на первое место выходит своевременность положительного подкрепления. Его нужно делать сразу после нужного вам события.

Например, вы решили делать утреннюю зарядку, это значит, что как только вы ее выполнили, сразу же после этого события и делаете себе что-то приятное.

Еще раз повторю, время очень важно в этом случае. Чтобы сформировать в мозгу устойчивую связь (динамический стереотип), надо поощрять себя сразу после нужно нам события. Мы же всегда обычно запаздываем, желая сказать приятное. Но согласитесь, что фраза "Послушай, дорогая, вчера вечером ты выглядела замечательно", - звучит совсем не так, как та же фраза, сказанная вовремя.

Для того, чтобы себя поощрять, нужно составить список всего того, что приносит вам удовольствие: массаж головы, ступней или тела, теплый душ, для женщин это могут быть посещение парикмахерской, покупки и многое другое. У каждого человека будет свой список. Например, моя знакомая очень любит кофе, но выпивает его только одну чашечку и только утром, а потом в течение всего дня отказывает себе в этом удовольствии. Зато следующим утром она опять наслаждается этой чашечкой кофе. Поищите, у вас наверняка есть подобные источники удовольствия.

Таким образом, мы имеем список удовольствий. Теперь наша задача, сделать так, чтобы после выполнения какого-либо нового и полезного действия, вы тут же доставили себе удовольствие. Для этого воспользуйтесь любым пунктом из вашего списка удовольствий.

Всеми силами надо стремиться установить эту устойчивую связь в нашем подсознании между новыми полезными привычками и положительными эмоциями. Именно в этом и кроется залог успеха.

Теперь несколько слов о том, как отказаться от старых привычек и изменить их на новые. Как уже было сказано выше - мы все переполнены привычками. Мы привыкли реагировать на вызов начальник тревогой, на грубость продавцов гневом, на неудачу на работе разочарованием и т.д.

Если вы знаете об этих своих привычках и теперь решили изменить эту ситуацию к лучшему, то нужно действовать следующим образом. Во-первых, учтите, что при встрече с ситуацией, вызывающей у вас по привычке отрицательные эмоции, у вас возникнет желание этой ситуации избежать. Если вы это сделаете, поддадитесь своему чувству и испытаете облегчение, то этим только усугубите ситуацию, т.к. этим вы превратили избегание в положительное подкрепление. Во-вторых, дав эмоциям выход, вы ничуть не продвинетесь в деле избавления от этих привычек.

Отсюда следуют одно очень важное правило: отменив старую реакцию, надо тут же заменить ее на новый способ реагирования. И этот новый способ реагирования на привычную для вас ситуацию, которая вызывала отрицательные эмоции, нужно придумывать заранее. В момент, когда все произойдет, времени на раздумья не будет.

Причем надо заранее подумать, какое негативное чувство у вас вызывает ситуация - страх, гнев или горе.

Если страх, то новая реакция должна исключать всякое избегание, если гнев, то новая реакция должна исключать ваше нападение на раздражающий объект, если горе, то новая реакция не должна быть пассивной.

Т.е. первое правило - начать на привычный для вас раздражитель реагировать противоположным образом. И не забудьте про положительное подкрепление, которым вы будете этот новый способ действия поощрять.

Второе правило: так как отрицательная эмоция связана с чувством опасности, то неизбежно возникает мышечное напряжение. Дальнейшее чувство напряжения будет еще больше усиливать отрицательную эмоцию. Вот почему не получится снять стресс физической нагрузкой, наоборот, от физической нагрузки стресс может только возрастать. Нужно постараться расслабить мышцы и переключить внимание с внутреннего состояния на внешнее пространство, которое вас окружает.

Третье правило: в момент стресса сознание полностью подчинено эмоции (т.е. подсознанию) и всячески ищет ей оправдание, придумывает логические доводы, оправдывающие эмоцию, ищет (и находит) какие-то причины и следствия. Сознание всегда сможет достаточно веско доказать проявление любой негативной эмоции, поэтому верить своему сознанию в момент страха, гнева или печали категорически нельзя. Следует заранее себе твердо сказать, что любое проявление эмоций страха, гнева или печали нельзя оправдать никакими логическими построениями.

Вот собственно и все. Продумывайте, ищите в своей жизни факторы, при которых срабатывает привычная негативная реакция, моделируйте ее иначе, и при встрече с ней заново действуйте по придуманному плану, расслабляя мышцы, и не слушаясь доводов разума, предлагающих "раскрутить" конфликт "по полной". Если вы продержитесь 2-3 раза и отыграете ситуацию по новому сценарию, то привычка реагировать на нее отрицательными эмоциями исчезнет.

Управление доминантами.

С доминантами дело обстоит сложнее, ведь они захватывают большую часть ресурсов мозга, образуют мощный очаг возбуждения и противостоять им совсем не легко.

Доминанта - это сильное желание и избавиться от него можно всего двумя путями: или исполнить это желание или противопоставить ему еще более сильное желание, которое выиграет в конкурентной борьбе за ресурсы мозга. Рассмотрим оба этих варианта.

Естественный конец доминанты (другими словами, исполнение желания) очень прост, если желание естественное. Например, желание поесть, попить, согреться, удовлетворить половую потребность и т.д.

Но, дело в том, что большинство наших доминант не имеют логического конца, они иллюзорны и в принципе не достижимы. Любая страсть, охватывающая нас, не имеет логического конца.

Например, посмотрим на игрока, просаживающего все деньги в казино или на игровых автоматах. По статистике в среднем игрок оставляет в казино 80-92% приносимых с собой денег, хотя приходит туда с верой, что непременно выиграет.

Начинается эта зависимость, как правило, с небольших случайных выигрышей. Здесь работает один очень интересный закон человеческой психики. Исследователи изучали вопросы мотивации персонала на всевозможных производствах и пришли к любопытному факту. Если человеку регулярно платят заранее оговоренную зарплату, то очень быстро ему становится скучно, он начинает халтурить и работать "спустя рукава". Если же человек не знает сколько ему заплатят и заплатят ли вообще, то качество его труда резко повышается. Элемент неожиданности очень сильно мотивирует - зарплата выступает в роли нерегулярного положительного подкрепления.

Игроманы попадаются на крючок точно такой же мотивации с помощью нерегулярного положительного подкрепления. Они когда-то выиграли небольшую сумму и теперь в подсознании хранится это приятное переживание и требует повторения ситуации. Все, коготок увяз, пропала птичка. Игроман попал под власть своего желания "выиграть казино", доминанта полностью завладела им.

Теперь он будет спускать немыслимое количество денег, постоянно жить в долг, его мысли будут заняты только игрой, поисками "свой системы", и тем, где еще найти средства для игры. Порой они понимают всю тяжесть положения, но ничего поделать с этим не могут. Вот как в письме к своим близким описывал это состояние Ф.М.Достоевский, который в Сибири, на каторге, пристрастился к азартным играм и тоже стал игроманом: "Ух, как жарко играли! Скверно, денег нет. Такая чертова игра - это омут. Вижу и сознаю всю гнусность этой чудовищной страсти, а ведь так и тянет, так и всасывает". Достоевский проигрывал тогда немыслимое количество денег, а свой собственный опыт и описал потом в романе "Игрок".

И очень поучительно то, как Достоевский избавился от этой патологической зависимости - долги вынудили его взяться за перо, и он стал писать свои книги. Доминанта страсти к игре уступила свое место доминанте творчества.

Любая страсть является патологической доминантой и с ней надо бороться. Особенно опасны современные компьютерные игры. Ребенок, сидящий возле компьютера, совершенно отрывается от реальности - ни что не может привлечь его внимания, ничто не может отвлечь его от этого занятия. Он начинает вести себя как настоящий наркоман - он думает только компьютерных играх, ворует деньги, чтобы попасть в компьютерный клуб, тратит на игру не только свободное время, но и время сна, прогуливает школу.

Доминанта завладела ребенком, теперь компьютерная игра заменяет ему живое общение, он становится напряженным, неуравновешенным и замкнутым, перестает заниматься физически. У ребенка образовалась зависимость и она совсем не безобидна. И надо что-то срочно с этим делать. Причем сразу можно сказать, что разъяснить пагубность этой страсти ребенку невозможно, запрет малоэффективен, а физические наказания бесполезны - доминанта страсти так просто его не отпустит.

В этом и в других случаях, когда человеком завладела доминанта и никак не получается переключиться на другое, можно воспользоваться методом размывания доминанты.

Дело в том, что возможности мозга все-таки ограничены, и на этом можно сыграть. Т.е. грубо говоря, если мы будем увеличивать количество желаний, то каждое новое желание будет забирать на себя часть психической энергии мозга. А тем самым уменьшается и доля энергии, приходящаяся на доминанту страсти.

Причем, что важно - желания исполнять не обязательно! Нужно просто их осознать.

Поэтому, если вы в себе обнаружили какую-то доминанту от которой не получается отделаться, то поступаем так.

Берем ручку и лист бумаги. И записываем туда все свои желания, какие у нас есть - а их всегда бездна. Мы желаем и здоровья родным, и удачной личной жизни себе, и скушать что-нибудь вкусненькое, и на шашлычки с друзьями съездить и т.д.

Список будет очень большим.

В этот момент в вашем мозгу происходит очень важная вещь - ваши желания, которые тоже доминанты, только подавленные, начинают наполняться энергией. А это значит то, что в тот момент, когда вы о них думаете, когда вы задаете себе вопрос "А что мне еще хочется?", на вашу страсть энергии остается все меньше и меньше. Когда вы доходите до конца списка (а это должно быть не менее пары тетрадных листов), ваша страсть - доминанта, так волновавшая ваш мозг, исчезнет.

Но это временная победа, как только вы немного отвлеклись - она тут же опять вернется.

Такой "список желаний" нужно составить не менее 3-4 раз, прежде чем доминанта патологической страсти от вас отстанет.

Но это еще не все. Конечно, самый важный вопрос - остается открытым: а почему, собственно, возникает та или иная доминанта, не имеющая логического конца?

Далее:

 

Глава 8. Аналитик и пациент как объекты друг друга.

HelonIAs dIOICa хамелириум желтый.

73. Внутренняя секреция растущего организма.

3.23. Хламидиоз и хламидии.

Камни в почках, мочевом пузыре, печени, желчном пузыре.

258. Рогоз узколистный — камыш.

Физиологическая релаксация.

 

Главная >  Публикации 


0.0014