Главная >  Публикации 

 

10. Органы выделения



Водоснабжение. Водоснабжение детского учреждения должно обеспечивать достаточное количество воды для приготовления пищи и питья, гигиенического содержания помещений, привития детям гигиенических навыков.

В яслях-садах с дневным пребыванием детей расход воды исчисляется из расчета 75 л на одного ребенка в сутки, с круглосуточным пребыванием детей— 100 л.

Там, где центрального водопровода нет, устраивают местные источники водоснабжения. Гигиенически наиболее полноценным источником является артезианская скважина. Можно использовать шахтные колодцы, но при этом должны соблюдаться строгие меры охраны колодца от загрязнения. Чтобы не загрязнять воды, возле нее нельзя стирать белье, сваливать мусор, поить скот. Воду из колодца следует набирать общественным ведром. Недопустимо для детского учреждения брать воду из реки ниже того места, где полощут белье, поят скот и купаются люди.

В детских дошкольных учреждениях в туалетах при групповых комнатах, в изоляторе, в кабинете врача, в местах, предназначенных для мытья посуды, в постирочной должно быть обеспечено холодное и горячее водоснабжение.

Туалетную для детей преддошкольного возраста оборудуют двумя умывальниками высотой 45—50 см, сливом и раковиной для мытья горшков.

Вопросы: 1. Каково-строение и функции печени у детей? 2. Какие особенности имеет обмен веществ в детском возрасте? 3. Какое значение для организма ребенка имеют минеральные вещества? 4. Как осуществляется в организме обмен воды и солей? 5. Почему в пище ребенка должны быть витамины? 6. Какие явления наблюдаются при недостатке витамина А? 7. Какое значение имеет витамин С, какие симптомы возникают при его недостатке? 8. Какова роль витаминов группы В? 9. При недостатке какого витамина возникает заболевание рахитом и каковы симптомы этого заболевания? 10. Каковы особенности обмена веществ в период роста ребенка? 11. Как расходуется энергия в различные возрастные периоды? 12. Каким должен быть состав и калорийность пищевого рациона детей раннего и дошкольного возраста? 13. Что такое аппетит и отчего он зависит? 14. Почему для правильного пищеварения важен режим приема пищи? 15. Какой должна быть обстановка при приеме пищи? 16. Какие преимущества имеет естественное (грудное) вскармливание в первые месяцы жизни ребенка? 17. Какие гигиенические требования предъявляются к приемной комнате и месту, предназначенному для кормления грудных детей? 18. Какие условия требуется соблюдать при кормлении ребенка грудью? 19. Когда следует начинать прикорм грудного ребенка, какими продуктами и в каком количестве? 20. По каким показателям ребенка следует переводить на смешанное или искусственное вскармливание? 21. Какие существуют способы обработки молока? 22. Какие молочные смеси применяются при смешанном и искусственном вскармливании? 23. Какие условия требуется соблюдать при кормлении детей молочными смесями? 24. Какие требования предъявляются к составлению меню в дошкольных учреждениях? 25. Как правильно организовать питание детей? .26. Какие гигиенические навыки необходимо прививать детям при приеме пищи? 27. Какие мероприятия необходимо проводить в целях предупреждения диспепсии у деюй, какие симптомы и осложнения она вызывает? 28. В каком сезоне и при каких условиях чаще всего дети заболевают дизентерией? Какие профилактические меры необходимо проводить в дошкольных учреждениях для предупреждения этого заболевания? 29. В чем опасность инфекционной желтухи, какие симптомы характерны для этого заболевания? 30. Какие глисты наиболее часто встречаются у детей, какое влияние они оказывают на организм, как предупредить детей от заражения ими? 31, Каковы причины, признаки и меры оказания первой помощи при пищевых отравлениях? 32. Какие гигиенические требования предъявляются к пищевому блоку и его оборудованию? 33. Какие требования предъявляются к продуктам питания и их хранению? , Задание: 1. Познакомиться а) с методикой кормления детей грудью и молочными смесями; б) с качественным и количественным составом пищи детей различных групп дошкольного учреждения.

2: Дать гигиеническую оценку организации приемов питания в различных возрастных группах.

10. Органы выделения
70. Образование мочи

Пути выделения продуктов обмена. Каждая клетка выделяет продукты распада, образующиеся в процессе обмена веществ. Они поступают в тканевую жидкость, а оттуда в кровь. Своевременное их удаление необходимо для нормальной жизнедеятельности организма.

У человека органами выделения служат почки, в которых образуется моча. Однако частично продукты обмена выводятся и другими органами. Так, через легкие выделяется углекислый газ; кро- ме того, выдыхаемый воздух всегда насыщен парами воды; потеря воды через легкие за сутки составляет 300—400 г. Путем отделения пота теряется большое количество'воды через кожу. Вместе с водой через кожу выделяются соли и очень 'небольшое количество продуктов обмена белков.

Строение почек. Почки (рис. 87) расположены в задней части брюшной полости, по обе стороны позвоночного столба. Внутри почки имеется полость, которая называется почечной лоханкой. От нее отходит мочеточник — тонкая трубка, отводящая мочу из почки в мочевой пузырь.  .

В почке различают два слоя : наружный и более светлый— внутренний. Бнаружном слое при помощи лупы можно обнаружить массу темных точек. Это клубочки кровеносных капилляров. Они лежат в небольших полостях, илцапсулах (рис. 88).

От каждой капсулы отходит тонкий канадец. Сначала он извивается, затем становится прямым, снова извивается и наконец впадает в соединительные трубки, которые, сливаясь друг с другом, образуют общий проток. Таких протоков в почке много. Все они впадают в почечную лоханку. Количество капсул в обеих почках Превышает 2 миллиона, а общая поверхность находящихся в них клубочков кровеносных капилляров примерно равна поверхности тела человека (1,8 кв. м). Длина всех, канальцев обеих почек составляет не менее 70 км, а их внутренняя поверхность по крайней мере 4—6 кв. м.

Первичная и конечная моча. Образование мочи начинается с фильтрации жидкости из капилляров клубочка в полость капсулы. Эта жидкость, или первичная моча, по своему составу отличается от крови только отсутствием кровяных телец и белков, которые не проходят через стенку капилляров. Фильтрация крови происходит очень интенсивно. У человека за 1 час образуется более 7 л фильтрата, т. е. первичной мочи, что составляет примерно 170 л в сутки, тогда как суточное количество выделяемой мочи в 100 раз меньше.

Такое расхождение объясняется тем, что при прохождении первичной мочи по канальцам происходит обратное всасывание воды и ряда других веществ в кровь, причем одни вещества полностью переходят из первичной мочи в кровь, другие частично, а третьи совсем не переходят. Поэтому по своему составу конечная моча, т. е. та, которая поступает в почечную лоханку, сильно отличается от первичной мочи. Так, например, глюкоза всасывается целиком, и конечная моча ее не содержит. Почти целиком всасываются натрий, хлор и некоторые другие вещества; концентрация этих веществ в моче почти такая же, как в крови. Адотистме пррртря кррптиннн и моедица, сера, содержатся в моче в гораздо большей концентрации, чем в крови, так как они всасываются в кровь лишь в незначительном количестве.  ' Такое избирательное всасывание — результат активной деятельности клеток извитых канальцев. В стенке канальцев происходят и другие активные процессы. Так, здесь, как и в печени, обезвреживаются некоторые ядовитые вещества. Кроме того, эти клетки выделяют в просвет канальцев аммиак, креатинин и ряд других веществ. Все это свидетельствует о том, что почки (точнее, клетки извитых канальцев) выполняют очень большую и сложную работу. Именно поэтому каждый грамм почечной ткани потребляет в 8 раз больше кислорода, чем такое же количество" мышечной ткани сердца.

Ппцуи нппг.рпжпрнипгпц.№.п nnTilueiJy пппдруцт' КОТОраЯ характерна для внутриутробного периода. Исчезает дольчатость только на 2-м году. Размеры почек относительно велики: их-дёс-по отншещио-н-*есу-.телавдвоебодьше, чем у взрослых. Внутренняя структура почек в-огнпрнпм тчкдаа-жр, как н у нчрпрпу Основные различия сводятся к тому, что у новорожденного слабо, развиты извитыр кдндчьцы, меньше капсул с клубочками (их окончательное количество появляется в течение первых месяцев жизни), слабо выражено обратное всасывание воды-длругих веществ и почти совсем отсутствует способность клеток канальцев обезвреживать ядовитые вещества. -' Почки быстро растут в течение 1-го года жизни, а затем их рост замедляется. Извитые канальцы растут очень интенсивно так' Рис. 87. Органы выделения:

/—правая почка (наружный вид); 2 — левая почка (продольный разрез); 3—кровеносные сосуды; 4 — наружный слой почки; 5 — внутренний слой почки; 6 — почечная лоханка; 7 — мочеточник; 8 —мочевой пузырь, часть стенки которого вырезана, чтобы показать место впадения мочеточника (9); 10 — надпочечники.

Рис. 88. Схема «строения капсулы п канальцев, в -которых происходит образование мочи:

/ — клубочки капилляров; 2 — полость капсулы; 3 — начальная извитая часть каналь-ца; 4 — прямая часть канальца; 5 — конечная извитая часть канальца; 6 -— соединительная трубка; 7—примеры обратного всасывания и выделения различных веществ в канальцы.

же на 1-м году жизни. К 3—4 годам ширина их просвета, а также структура и функции клеток,, образующих их стенку, становятся такими же, как и у взрослых, К этому же времени устанавливается столь же интенсивное, как у взрослых, обратное всасывание из пер-вичной мочи воды и разлчччнх вещв.

Особенностями обмена, веществ.-.ловоражденных и грудных детей объясняется относительно большое содержание в моче аммиака, аминокислдтикреатина. У взрослыхпо?тИ?есь ядови-тый аммиак превращается в неядовитую мочевину, креатин — в креатинин а -избыток аминокислот дезминируется,- т. е. аммиак отщепляется. У детей же эти процессы протекают менее интенсивно.

71. Выведение мочи из организма

Мочевыводящие пути. Из почечной лоханки моча поступает в мочеточник — полую трубку длиной около 30 см. В стенке мочеточника имеются гладкие мышцы. Они перистальтически сокращаются 3—5 раз в минуту, перемещая жидкость по направлению к мочевому пузырю. Основная масса стенки пузырл-соа.ащ.из цадкой мускулатуры. При ее сокращешпгтюлбстьпузыря почти совсемисчезает. При этом толщина стенки пузыря достигает у взрослых 1,5 см. При полном расслаблении мускулатуры емкость пузыря увеличивается до 350—450 мл. Однако под влиянием поступающей мочи пузырь Сильно растягивается, причем толщина его стенки может уменьшиться до 2 мм. Объем сильно растянутого пузыря достигает 700—1000 мл.

У новорожденных емкость мочевого пузыря при его максимальном растяжении не превышает 50 мл, к 3 месяцам она достигает 100 мл, к 1 году — 200 мл, к 3 годам — 250 мл, к 6 годам — 600 мл.

При пустом мочевом пузыре его мускулатура находится в со-, стоянии очень слабого (1—2 см водяного столба) тонического, т. е. непрерывного, сокращения. По мере поступления мочи сила тонического сокращения несколько возрастает. Когда у взрослого количество мочи достигнет 200—300 мл, появляются первые позывы на мочеиспускание. Они становятся частыми и сильными при растяжении пузыря мочой до 600—700 мл.

От нижней части мочевого пузыря отходит мочеиспускательный канал, по которому моча вытекает наружу. В стенке мочевого пузыря вокруг отверстия мочеиспускательного канала находятся гладкие мышечные волокна, которые образуют кольцо, запирающее выход из пузыря, — это внутренний сфинктер, или жом. Моча может проникнуть в мочеиспускательный канал только при расслаблении этого сфинктера. Другой, наружный сфинктер образован поперечно-полосатой мышцей, охватывающей кольцом начало мочеиспускательного канала.

Мочеиспускание. Испускание мочи — рефлекторный процесс. Подъем давления внутри мочевого пузыря до 12—15 см водяного столба раздражает рецепторы, находящиеся в стенке пузыря, Возникшее в них возбуждение доходит до центра мочеиспускания, находящегося в нижней части спинного мозга. От центра мочеиспускания идут ответные импульсы к мускулатуре пузыря, заставляя ее сокращаться. Одновременно тормозится центр симпатических нервов, которые поддерживают внутренний сфинктер в состоянии тонического сокращения. В результате внутренний сфинктер расслабляется и моча устремляется в мочеиспускательный канал\. Появление в нем мочи вызывает поток афферентных импульсов, который вызывает рефлекторное расслабление наружного сфинктера, и моча выходит наружу. Так возникает непроизвольное .испускание мочи у грудных детей. Старшие дети, как и взрослые, могут произвольно задерживать и вызывать мочеиспускание. Дело в том, что афферентные импульсы от растянутого мочевого пузыря идут не только в спинномозговой центр мочеиспускания, но и в кору больших полушарий. Возникший в коре очаг возбуждения становится источником ощущения позыва на мочеиспускание. Ответные импульсы из коры больших полушарий могут либо вызвать мочеиспускание даже при слабом растяжении мочевого пузыря, либо, наоборот, задержать мочеиспускание, несмотря на очень сильное растяжение пузыря.

Такое влияние коры больших полушарий может осуществляться лишь в результате образования соответствующих условных рефлексов. Такие рефлексы начинают образовываться у маленьких детей, когда после каждого очередного кормления и после просыпания, т. е. в момент наиболее вероятного возникновения позывов, ребенка держат над горшком, пока он не помочится. Установлению условных связей между положением тела над горшком (а позднее на горшке) и мочеиспусканием способствует отсутствие отрицательных эмоций, связанных с ощущением мокрых пеленок или штанишек при непроизвольном мочеиспускании (известно, что в таких случаях ребенок становится беспокойным, кричит). При правильном воспитании ребенок начинает «проситься» в конце 1-го или начале 2-го года.

Если не считать первых 3—4 дней жизни, когда ребенок выделяет очень мало мочи, до трехмесячного возраста мочеиспускание происходит маленькими порциями (15—30 мл), но очень часто — до 25 раз в сутки, а иногда и больше. За последующие 9 месяцев в связи с увеличением емкости пузыря порции выпускаемой мочи несколько возрастают (30—40 мл), а частота мочеиспускании уменьшается до 15—20 в сутки. К середине 2-го года жизни, а у некоторых детей позднее частота мочеиспускания снижается до 10—12, а количество единовременно выпускаемой мочи становится сильно изменчивым — в среднем около 60 мл, а в отдельных случаях более 100 мл. Это объясняется появлением условнорефлек-торной задержки мочеиспускания: оно может наступать не при первых позывах, а при более значительном наполнении мочевого пузыря.

В последующие годы корковая, т. е. условнорефлекторная, регуляция мочеиспускания становится все более выраженной, о чем свидетельствуют способность удерживать пузырь в значительно растянутом состоянии и уменьшение числа мочеиспускании в сутки до 6—10 раз.

Ночное недержание мочи. Известно, что условные рефлексы могут затормозиться под влиянием достаточно сильного стороннего раздражителя. Чем менее прочен условный рефлекс, тем легче он тормозится. Условные связи, обеспечивающие возможность задерживать выделение мочи, также могут оказаться заторможенными. Нередко' ребенок, увлеченный игрой, долгое время задерживает позывы на мочеиспускание, но в момент, когда возбуждение, связанное с игрой, внезапно усилилось, в коре возникло индукционное торможение, которое ослабило влияние коры на центр мочеиспускания. Ив результате произошло непроизвольное испускание, или недержание, мочи.

Корковый контроль особенно легко нарушается ночью. Как правило, маленькие дети, еще недавно научившиеся задерживать мочу и проситься на'горшок, по ночам, во сне продолжают мочить простыню. Очевидно, распространившееся по коре торможение оказалось достаточным, чтобы понизить возбудимость соответствующего участка коры, сделать его нечувствительным к импульсам, поступающим с мочевого пузыря. Прекращение реакций коры на эти импульсы и привело к непроизвольному мочеиспусканию.

В дальнейшем, когда условные связи станут прочными, возбудимость коркового центра регуляции мочеиспускания повысится, и даже во сне он будет реагировать на приходящие к нему импульсы. При слишком интенсивном потоке афферентных импульсов возбуждение центра мочеиспускания станет столь сильным, что начнет распространяться на другие участки коры, и в конечном счете тормозное состояние коры прекратится, ребенок проснется. Так обстоит дело у большинства детей.

Однако у детей возбудимого и слабого типов высшей нервной деятельности, а также, независимо от типа, у переживших сильный испуг или какое-либо другое нервное потрясение, импульсы, поступающие в корковый центр мочеиспускания, могут оказаться чрезмерными и привести его в состояние торможения или, наоборот, недостаточными, чтобы вызвать возбуждение всей коры. В результате возникнет недержание мочи.

Родители, а иногда и воспитатели стыдят, запугивают, наказывают детей, страдающих недержанием мочи. Однако такая реакция окружающих только портит дело: недержание мочи становится более частым, а психика ребенка травмируется. Надо помнить, что это явление —результат не плохого поведения, а заболевания ребенка.

Недержание мочи, которое обычно наблюдается во время сна, а потому называется ночным, — это один из видов невроза. Ребенка надо лечить, а не наказывать. Создание спокойной обстановки, беседы с целью убедить ребенка, что он не плохой и не инвалид, а больной и что его болезнь излечима,, если он сам будет хотеть этого,— и далее все, что выше было рекомендовано при неврозах,— таковы должны быть меры воздействия на нервную систему ребенка в целях его скорейшего излечения. Дети, страдающие недержанием мочи, должны быть под наблюдением врача.

Вопросы: !. Как развивается регуляция мочеиспускания у ребенка? 2. Каковы причины и профилактика ночного недержания мочи?

11. Железы внутренней секреции
72. Гормональная регуляция функций организма

Значение желез внутренней секреции. Жеде1амивлу-тренней секррпии нячырятптгп ftprnniii) трпит ткань которых вырабатывает и выделяет в кровь или .пимфл/ биологически атгтгв-ные вещества, или гормоны, нр.обхолимыр для нормальной жизнедеятельности организма В отличие от желез внешней ,секреции, например слюнных, желудочных и др., железы' ппутррипги ""nf-ni-n-i не имеют выводных протоков. Различие строении желез внешней' и внутртптЬй секреции резко бросается' в глаза при рассматрива-' нии под микроскопом поджелудочной желе.зы. Одни участки этого органа имеют выводные протоки и вырабатывают поджелудочный сок, который поступает в двенадцатиперстную кишку. Другие, называемые, островками, представляют собой железу внутренней секреции. Они не имеют выводных протоков и весьма обильно снабжены кровеносными сосудами. Вырабатываемый клетками островков гормон инсулин, который способствует превращению глюкозы в животный крахмал, попадает непосредственно в кровь.

Основные железы внутренней секреции показаны на рисунке 89. Кроме того, внутрисекреторной функцией обладает слизистая оболочка желудка и тонких кишок, плацента, а' возможно, и некоторые другие органы.

Функции отдельных желез внутренней секреции. Щитовидная железа расположена на шее, чуть пониже щитовидного хряща гортани (рис. ЯП Пня стимулирует энергетическую сторону обмена" веществ,-, в частности окис.питр.пьные процессы. У детей в связи с ростом организма энергетический обмен значительно 'выше» чем у мрпглых Пониженир обмена при недостаточной выработке гор-ид шрдчой железы ведет к резкому нарушениюг>ос1.адз-вития прганшма.

Иногда железа полностью или почти полностью прекращает свою деятельность. Это приводит к болезни, называемой слизистым отеком или микседемой. Пораженные ею дети почти совсем не растут. Резко-Задерживается окостенение скелета (рис. 91). Подкожная соединительная ткань набухает и перерождается, что вызывает отечный вид кожи; глаза едва раскрыты, рот широкий, и из него нередко высовываетсяязык. Оомен веществ понижен. Замедляется деятельность всего организма: сердце сокращается реже, чем у здоровых детей, снижается температуря теля, вялсГработа-ют органы пищеварения. С возрастом такие дети превращаются в уродцев-идиоТов','нёспособных к труду. Обычно они живут недолго и.умирают молодыми.

Далее:

 

Дефективные дети.

К специальной части (главы XXIX).

Апельсин.

Как действует ловкость?.

266. Ряска маленькая.

Глава IX. Реакции сосудов мягкой мозговой оболочки ги сосудов внутри мозга на нервные и гуморальные воздействия.

Глава 15 - Как можно использовать 30 Секунд.

 

Главная >  Публикации 


0.0015