Главная >  Публикации 

 

Приложение 5 Литература.



Более высокий уровень психического развития в период первого детства позволяет продолжать обучение произвольной регуляции дыхания с использованием как вербальных, так и невербальных механизмов обучения. Целью такого обучения должно быть формирование устойчивой психологической установки на правильное выполнение саморегуляции дыхания, навыков произвольной регуляции дыхания в покое и при движении. Возрастной период 4-7 лет имеет ряд особенностей - завершается формирование альвеоло-капиллярной диффузии, для состава альвеолярного газа характерна гипокапния, углубляется дыхание, повышается резерв дыхания, происходит экономизация дыхания. В этом же возрасте увеличивается двигательная активность, продолжается, как правило, обучение глубокодыхательным упражнением. Негативным следст-вием подобного обучения является формирование грудного типа дыхания с участием вспомогательной дыхательной мускулатуры в условиях покоя, возможность развития хронического гипервентиляционного синдрома.

Развитие валеологических аспектов образования, необходимость оздоровления детей в дошкольных учреждениях и школах предполагает создание программы практического обучения навыкам контроля и регуляции состояния здоровья. Удобной и эффективной формой реализации данной задачи является групповое обучение (группа в ДДУ, школе, группа здоровья и т.п.).

Учитывая ведущее значение дыхания в жизнеобеспечении, актуальность биологической потребности в дыхании, максималь-ную доступность функции внешнего дыхания для произвольной регуляции с раннего возраста, широкий диапазон адаптации дыхательной системы можно рассмотривать дыхательную гимнастику как основу реабилитации и профилактики, повышение резервных возможностей, уровня здоровья уже с дошкольного возраста. В возрасте 5-7 лет расширение бронхиального дерева преобладает над его удлинением, заметно улучшается проходимость дыхательных путей, бронхиальное сопротивление значительно снижается. От 5-го к 7-му году жизни возрастает в 1,5 раза резерв дыхания периоды интенсивного прироста ЖЕЛ, ФОЕЛ, ОЕЛ, ООЛ совпадают и приходятся на возраст 5-7 лет (Кузнецова Т.Д., 1986 г., 1998 г.) это позволяет успешно сочетать эффект дыхательной гимнастики на ТДИ-01 с анатомо-физиологи-ческими особенностями данного возраста.

В процессе гигиенического обучения детей регуляции дыхания используются специально разработанные психологические тесты, рисунки учебного пособия. Цветовая индикация учебного пособия позволяет использовать невербальные механизмы формирования психологической установки на правильное выполнение регуляции дыхания. Игровая форма обучения, психологические тесты обуславливают формирование психологической установки путем убеждения. В процессе обучения дети получают элементарные знания по анатомии, физиологии, гигиене дыхания, что позволяет охарактеризовать предлагаемую программу как вариант лечебной педагогики. Одна из задач гигиенического обучения регуляции дыхания - сохранение естественного механизма диафраг-мального дыхания в соответствии с тенденцией экономизации дыхания.

В предлагаемой методике дыхательной гимнастики на ТДИ-01 получили дальнейшее развитие идеи и методические приемы обучения детей дыхательной гимнастике (см. Зинатулин С. Н. "Способ лечения гемогипо-карбии. Заявка № 4898607/14 (000305) от 02.01.91 г. Благовещенский гос. мед. институт и "Организация и методика гигиенического обучения детей регуляции дыхания", методические материалы. Архангельск, 1991 г.) Процесс обучения детей можно условно разделить на 3 этапа: изучение дыхания, регуляции в покое, регуляции дыхания во время движения.

Программа обучения

I этап. Изучение дыхания

Задачи:

1. Обратить внимание детей на важное значение воздуха и дыхания для жизни и здоровья.

2. Сформировать понятие правильной осанки, обучить навыкам самоконтроля осанки.

3. Разобрать основные элементы дыхательной системы (нос - легкие, диафрагма) и их значение.

4. Изучить фазы дыхания, "правильное и неправильное" дыхание.

II этап. Обучение регуляции дыхания в покое

Задачи:

I. Обучение диафрагмальному дыханию.

2. Изучение дыхательного тренажера Фролова.

3. Адаптация к дыхательному тренажеру Фролова.

4. Дыхательная гимнастика на ТДИ-01.

5. Дыхательная гимнастика без ТДИ-01.

III этап. Регуляция дыхания в движении.

Задачи:

1. Обучить ребенка регуляции дыхания в процессе выполнения физических упражнений.

2. Обучить ребенка способам восстановления дыхания после физической нагрузки.

Практический курс обучения

I этап. Изучение дыхания

Перед началом работы с детьми необходимо достичь взаимопонимания с родителями и педагогами, ознакомить их с основами теории и практики дыхательной гимнастики на ТДИ-01, с результатами клинических апробаций в НИИ "Спорт", НИИ педиатрии, информацией из прессы, с памяткой для больных, для родителей.

Во время занятий с детьми необходимо максимально стимулировать активность детей, принимать все ответы, дать возможность ответить каждому, записывать наиболее интересные и точные ответы. Обычно педагог, врач задает вопрос, дети излагают свое мнение, затем формулируется правильный ответ.

Содержание занятий условно можно представить в таблице.

Далее:

 

Несахарный диабет.

Саркоидоз женской половой сферы и мочевыводящих путей..

Как жить дальше?.

Секретный даосский метод мочеиспускания.

Рецепты.

Лучший отдых- с рюкзаком! (С. Минделевич).

Ингибиторы секреции поджелудочной железы.

 

Главная >  Публикации 


0.0011