Главная >  Публикации 

 

Мысли, возникающие при медитации



Постарайтесь не есть вечером возбуждающей и острой пищи (чеснок, лук, приправы, сахар, соль); совершенно исключите возбуждающие напитки. Кофеин, содержащийся в кофе, и бром, содержащийся в чае, оказывают противоположное действие на нервную систему (кофеин особенно стимулирует действие надпочечников и ухудшает сон). Алкоголь дает искусственное расслабление, но когда его действие заканчивается, в теле остается ощущение тяжести, а ум становится вялым и угнетенным. Не следует пить, особенно на ночь, колу и какао.

5. Избегайте активной деятельности перед сном. С приближением вечера нужно готовиться к медитации и сну, а для этого необходимо расслабить мышцы и внутренние органы; следует также успокоить разум и нервную систему. Чтобы ум сохранил спокойствие, не нужно читать газеты и смотреть телевизор, тогда вы не растревожите ум беспокоящей его информацией. Если вам необходимы спокойствие ума, крепкий сон и вы хотите рано вставать и медитировать, будьте очень разборчивы в том, что вы смотрите, слышите и читаете. Избегайте споров, жарких дискуссий и продолжительных разговоров, возбуждающих нервную систему телепередач. Ближе к ночи старайтесь больше молчать.

6. Расслабляйте ум и тело. Медленно и осознанно выполните несколько асан йоги, при дыхании чередуйте ноздри. В шавасане (как и в практике йога нидры — см. главу 7) достигайте полного расслабления и ясности восприятия. После этого вы освободитесь от напряжения, почувствуете прилив сил и будете готовы к медитации, а затем вас ждет спокойный сон.

Асаны йоги снимают напряжение в мышцах с помощью легкого сжатия и растягивания. Они также согласуют движение в теле потоков тонкой энергии, давая вам возможность полностью расслабиться.

7. Дайте себе установку рано встать. Подсознание особенно восприимчиво к внушениям непосредственно перед сном. Сосредоточившись на «третьем глазе», убежденно и твердо повторяйте предлагаемое ниже внушение. Начинайте громко, затем переходите на шепот, а в конце мысленно повторяйте эти слова, устремляясь своим сознанием к сверхсознанию:

«Во сне я отдохну и наберусь сил и энергии. Я проснусь в шесть часов утра с чувством бодрости и силы, полный желания медитировать».

Можно завершить внушение молитвой, направляя ее к Богу.

«Матерь Божия, пробуди меня рано для медитации. Пробуди во мне любовь к Тебе и помоги мне проснуться с мыслью о тебе».

Лучшее время для медитации — период с четырех до шести часов утра, который называется «брахмаму-хутра» (час Бога). Чтобы медитировать так рано, необходимо лечь спать не позже девяти-десяти часов вечера: спать нужно не менее шести часов. Со временем при регулярных занятиях и с углублением уровня медитации вы сможете сократить количество необходимого сна. Парамхансе Йогананде требовалось всего 2—3 часа сна. Столь же короткого сна достаточно и другим йогам и гуру, стоящим на высших ступенях знания.

Очень многие растрачивают свою жизнь на сон. Тем, кто ведет здоровый образ жизни, практикует йогу, пранаямуи медитацию, достаточно шести часов сна, в то время как при сне продолжительностью от семи до двенадцати часов бесцельно расходуются время и энергия. Большую часть этого времени йог с пользой посвящает медитации. Кроме того, важно не количество часов, отданных сну, а то, насколько сон освежает. Йог, познавший искусство сна и йога нидры, способен при помощи силы воли решить, когда ему пробудиться. Самые же опытные йоги ночами продолжают заниматься садханой (духовной практикой).

Вот упражнение в самостоятельном пробуждении: тренируйте свое подсознание будить вас в течение ночи через заданные промежутки времени. Первый промежуток должен быть длиной в три часа. Перед тем как уснуть, сосредоточившись на духовном оке, дайте себе установку, что вы сами проснетесь в два часа ночи, вернув себе сознание и стремление к Богу. Выполняйте это упражнение без будильника. Затем осознанно внушите себе, что следует проснуться еще раз, например в три часа, после чего вернитесь ко сну, осознанно расслабляя ум и тело, зная, что в вашем сердце Бог, который есть сама любовь. Подчините этой любви свою душу.

Мысли, возникающие при медитации

Без глубокого сосредоточения ума медитировать невозможно. Беспокойный ум блужданием мыслей будет отвлекать ваше внимание от объекта медитации. Медитация — это непрерывный сплошной поток осознанного внимания и сосредоточения на Боге; она похожа на гладкую, непрерывную струю масла, льющуюся в одну точку.

Разум же в медитации можно уподобить стакану с грязной водой. Если воду взболтать, частицы грязи замутят ее. Чтобы добиться прозрачности, надо дать воде отстояться, тогда муть осядет на дно, оставляя воду чистой.

Можно представить разум и в виде океана с волнами мыслей и эмоций. В естественном состоянии океан спокоен. Волны образуются под действием вихрей, вызванных бурей, ветром или сильными подводными течениями. Когда же ураган стихает, волны исчезают, и поверхность океана сглаживается.

Если во время медитации в вас поднимаются бесчисленные волны-мысли и волны-эмоции, не поощряйте их, а преобразуйте или сливайтесь с ними. Не пытайтесь с ними бороться или брать их под контроль. Пусть они поднимутся, как волны в шторм, и сами собой улягутся. Осознайте появление каждой мысли, затем позвольте ей спокойно вернуться в недра сознания, следуя за ней.

Мышление — это основное свойство ума. Чтобы выйти за пределы мысли и успокоить ум, требуется понимать не при помощи мышления, а при помощи непосредственного осознания движений ума.

Важно сознавать, что мысли вас отвлекают, но при этом не углубляться в них. Чистое сознание, составляющее вашу истинную сущность, — это не преходящие мысли, сознаваемые вами, а стоящий за ними молчаливый свидетель.

Когда появляется мысль, спросите себя: «К кому она обращена? Чья она? Откуда возникла?» Затем задайтесь вопросом: «Кто есть я?»

Если тело и разум не подготовлены к медитации должным образом, отвлекающих факторов, как физических, так и умственных, будет в избытке. Для медитации необходимо добиться того, чтобы тело находилось в удобном положении, будучи расслабленным и неподвижным, иначе разум не будет спокоен. Тело можно подготовить занятиями Хатха-йогой, расслаблением позвоночника, тазобедренных, коленных и голеностопных суставов. Хорошо успокаивают ум асаны йоги, особенно пра-наяма (см. главу 5). После того как разум освободится от умственного напряжения, обусловленного мыслями, от тревог и волнений, мы отвлекаем его внимание от чувств и предметов, воспринимаемых чувствами, закрывая доступ внешним отвлекающим факторам и направляя свою жизненную силу внутрь себя. Когда разум отделен от чувств, отвлечение чувств (пратьяхара) происходит само собой. В практике пратьяхары очень полезны бесстрастие и отречение. Тот, кто способен управлять умом и чувствами, обретает внутреннюю силу, сильную волю, добивается полной концентрации и достигает спокойствия духа.

Затем разуму предоставляется объект для сосредоточения (мантра, чакра, внутренний свет, внутренний звук, дыхание), который полностью поглощает его внимание и исключает все остальное. Когда ум спокоен и безмятежен, открывается осознанное постижение нашей истинной сущности.

Наставления по медитации из «бхагавадгиты*

В «Бхагавадгите» Кришна дает наставления по практике медитации.

«Йог, освободившись от ненасытных желаний и привязанностей, должен медитировать в уединении, управляя телом и разумом, стремясь познать свою внутреннюю сущность.

Выберите чистое место, не высокое и не низкое, и устройте себе сиденье. В основание положите траву куша, затем оленью шкуру, сверху покройте все тканью и сядьте удобно и плотно. Управляя умом и чувствами, сосредоточьте луч своего внимания на предмете медитации, чтобы очиститься сердцем.

Держите туловище, голову и шею прямо и ровно, сохраняя неподвижность. Не давая глазам отвлекаться, сосредоточьтесь взглядом на точке между бровями.

Йог, спокойный духом, не тревожимый страхами, твердо решившийся соблюдать воздержание, йог, разум которого поглощен и управляется Мною, должен медитировать, стремясь ко Мне, своей конечной цели.

Йоги, неустанно постигающие овладение телом, умом и чувствами, обретают вечный покой Моего существа, состоящий в вечном блаженстве, исток которого во Мне» («Бхагавадгита» 6: 10—15).

Основной вид и техника медитации

1. Очистите тело. Примите теплый душ, а вслед за ним холодный, чтобы очистить и освежить тело. Чистота тела и места, где вы медитируете, важны для очищения сознания.

2. Наполните тело энергией и расслабьте его. Пробудите тело и клетки мозга, заряжая их энергией. Для медитации особенно важно усилить приток праны к позвоночнику, чтобы ее можно было направить к высшим мозговым центрам. Когда жизненная сила отвлекается от чувств и сосредоточивается в позвоночнике, а затем направляется по нему вверх к мозгу и «третьему глазу», тогда сознание человека может слиться с сознанием, не имеющим границ.

Парамханса Йогананда обучил своих учеников комплексному методу, получившему название «Упражнения, питающие энергией». Он разработал их, чтобы можно было по желанию усиливать приток жизненной силы к любой части тела, заряжать ее энергией, лечить и укреплять. Будучи приверженцем Йогананды, я выполнял комплекс этих упражнений и ощутил пользу непосредственного притока энергии в тело. Эти упражнения дают телу заряд энергии, если их выполнять с искренним желанием и внутренним пониманием.

Те занимающиеся йогой, которых привлекает Крийя-йога и которые хотят познакомиться с этими упражнениями, заряжающими энергией, более подробно, могут найти соответствующий материал в других пособиях по йоге. Заниматься Крийя-йо-гой нужно под руководством и пристальным наблюдением опытных наставников.

Зарядить тело энергией можно, выполнив перед медитацией несколько асан. Осознанно выполняя их, сосредоточивайтесь на движении энергии по позвоночнику. Есть особые асаны и мудры, способствующие усилению потока энергии в позвоночнике. Это маха мудра (см. главу 4), бхуджангасана (см. ниже,), випарита карани мудра (см. главу 4) и дханурасана (см. ниже). Асаны и мудры также помогают снять стресс и расслабить тело при подготовке к медитации.

3. Правильно входите в асану. Расслабив тело и освободив от напряжения ум, сядьте, держа прямо голову и, шею и позвоночник. Поза должна быть удобной, тело в ней не должно напрягаться. Осознавайте естественное дыхание и движение энергии в позвоночнике.

Бхуджангасана («поза кобры»)

Способ выполнения:

1. Лягте лицом вниз, вытянув руки вдоль тела. Лоб касается пола, ноги разведены на расстояние около 30 см.

2. Согните руки так, чтобы кисти оказались под плечами.

3. Сделайте вдох и медленно поднимайте голову и шею, а затем грудь. Поднимаясь, опустите плечи и расслабьте их. Смотрите прямо перед собой.

4. Медленно поднимитесь в завершенную позу кобры. Для этого выпрямите руки и до предела отведите назад позвоночник и шею. Не отрывайте от пола стопы, ноги и бедра. Поднимите грудь, отведите плечи от ушей назад и вниз.

Ровно дыша, оставайтесь в этом положении 10—20 секунд. Подготовленные обучающиеся могут увеличить этот период до 1 минуты.

5. Перед выходом из асаны сделайте выдох, после чего постепенно опускайте сначала живот, затем грудь, потом шею и голову. Расслабьтесь. Повторите асану до пяти раз.

Внимание! Асана противопоказана при

— язве желудка или двенадцатиперстной кишки;

— грыже. Полезный эффект:

— асана придает гибкость позвоночнику, расширяет грудную клетку;

— она помогает при астме и заболеваниях дыхательной системы;

— асана стимулирует работу, массирует нервы и мышцы позвоночника;

— у женщин поза улучшает тонус яичников и матки;

— асана благотворно действует на печень и почки.

Дханурасана («поза лука»)

Способ выполнения:

1. Лягте на пол лицом вниз, касаясь лбом пола.

2. Согните ноги в коленях и возьмитесь руками за лодыжки. Колени слегка разведены.

3. Сделайте вдох и поднимите, насколько можете, голову, грудь и бедра так, чтобы пола касался только живот.

4. Сохраняя это положение, задержите дыхание на время трех глубоких вдохов.

5. Выдохните, опуститесь на пол и расслабьтесь.

6. Повторите асану еще дважды. В заключительной фазе постарайтесь выполнить несколько качаний вперед-назад, массируя живот.

Полезный эффект:

— это наилучшая асана для массажа и оздоровления всех внутренних органов;

— она повышает тонус брюшных мышц;

— регулирует деятельность поджелудочной железы, печени и селезенки;

— придает гибкость позвоночнику;

— полезна для диабетиков.

Внимание! Асана противопоказана беременным женщинам.

Успокойте ум. Если ум постоянно беспокоен, подобно непоседливой обезьяне, перепрыгивающей с дерева на дерево, вам будет очень трудно добиться успехов в медитации. Очень важно достичь спокойствия ума, и если вам удалось удержать его в таком состоянии, то это уже большой шаг вперед. При медитации ум спокоен, но в то же время чуток и восприимчив.

Занятия пранаямой помогут вам успокоить ум. При беспокойном дыхании ум откликается волнением, а когда дыхание выравнивается или успокаивается, соответственно изменяется и активность ума.

Выполните девять циклов лома пранаямы (см. главу 5). Это дыхание через ноздри, состоящее из равных фаз. Вдох на счет «6», задержка на счет «6», выдох на счет «6» (6:6:6). Можно также выполнять нади шуддхи (дыхание с чередованием ноздрей — см. главу 5). Эта пранаяма поможет вам медитировать, успокаивая нервную систему и уравновешивая поток воздуха, проходящий через каждую ноздрю. Если этот поток одинаков, начинается движение праны в центральном канале нади — сушумне.

Повторяйте мантры и молитесь. Прежде чем приступить к медитации, три раза повторите мантру «ом» и обратитесь с проникнутыми любовью и преданностью молитвами к Богу, святым или гуру, вдохновляющим вас. Молитесь об их милости, о том, чтобы настроиться на их сознание, чтобы сознавать присутствие Бога, чтобы они помогли вам выйти на глубокий уровень медитации и достичь внутреннего единения с Богом. В молитве мы стремимся приблизиться к Богу, призвать Его милость; молитесь на языке своей души и приготовьтесь осознать Божье присутствие.

За молитвой могут следовать декламация или пение, пробуждающие любовь и преданность Богу. Когда мы искренне, от души, поем или повторяем нараспев имя Бога, то этим создаем в себе энергию, любовь и радость. Это искреннее стремление пробуждает в позвоночнике энергию, ум успокаивается, а сердце наполняют любовь и преданность.

Начинайте декламацию громко, вслух, чтобы пробудить в себе энергию, затем переходите на шепот и в заключении декламируйте это мысленно от всей души и сердца.

Будьте сосредоточенны. Сидите прямо, расслабившись, не открывая глаз. Сохраняя неподвижность, сосредоточивайте расслабленное внимание на точке между бровями, отрешитесь от всех мыслей. Сосредоточьтесь только на настоящем моменте.

Продолжая смотреть в «третий глаз», осознанно следите за естественным дыханием. Если ваш ум пытается блуждать, плавно верните его к осознанному наблюдению за дыханием. Обращайте разум внутрь себя, углубляя сосредоточение до состояния полного погружения в себя.

Повторяйте мантру «хонг сау». О ней рассказано в главе 7.

Медитируйте — шагните через потайную дверь в бесконечность. Продолжайте дыхание по методу «хонг сау», пока ваш разум не достигнет спокойствия и глубокого внутреннего сосредоточения. После этого оставьте мысли о всех приемах и упражнениях и войдите в покорное, восприимчивое состояние «сущности». Пребывайте, сколько сможете, в глубоком умиротворении душевного покоя.

Подчиняя разум и душу Богу, растворите границы эго-сознания (ваше чувство индивидуальности и отделенности), подобно тому как растворяется пузырек соли в массе морской воды. Почувствуйте себя чистым сознанием без имени и формы, слейтесь с предметом медитации.

Острее ощутите присутствие в себе Бога, вслушиваясь в божественные звуки внутри себя (такие, как «ом»), мысленно глядя «третьим глазом» на свет и испытывая внутреннюю радость, покой и божественную любовь.

Находясь в этом состоянии глубокого безмятежного покоя, знайте, что Бог вездесущ и Он в вас. Позвольте чувству преданности и ощущению возвышенного сознания изливаться любовью в ваш разум, душу и все существо, пока каждая клетка вашего тела не начнет вибрировать от любви и блаженства.

Помолитесь в завершение медитации. Завершите медитацию молитвой о своем наставнике, о тех, кто вам близок и дорог, и о мире в целом. Ощутите чистоту разума и тела, почувствуйте их энергию и гармоничную связь с жизнью и Вселенной.

По окончании медитации сохраняйте внутреннюю сосредоточенность. Оставайтесь собранным и целенаправленным, сохраняйте желание вернуться к своим делам и знайте, что Бог живет в вас и божественный разум руководит вами.

Формула самовнушения

«Ежедневно я отвожу время для общения с Богом. Погружаясь в умиротворяющие глубины медитации, я отрешаюсь от всех мыслей, проблем, тревог и волнений. Я отдыхаю душой среди божественного покоя.

Медитация возвращает в мою жизнь порядок, равновесие и гармонию. В тишине медитации я интуитивно прислушиваюсь к внутреннему голосу мудрости. Я получаю наставление и божественное вдохновение. Решаются все трудности и сомнения. То, что казалось невозможным, оказывается выполнимым. Благодаря медитации я ощущаю прилив сил, становлюсь энергичным и заряжаюсь оптимизмом».

Крийя-йога: средство ускорения духовного разума

Древняя и высокоразвитая техника медитации Крийя-йоги была впервые открыта в 1861 году великому Учителю Лахири Махасайе его великим Учителем Махаватаром Бабаджи. До 1861 года это духовное знание держалось в строгом секрете, но Лахири Ма-хасайя получил от Бабаджи разрешение поделиться им со всеми, кто искренне стремится к истине.

Крийя-йога, передаваясь от учителя ученику, связывает нескольких великих йогов (все они были аватарами — воплощениями божества) в следующем порядке: Махаватар Бабаджи, Лахири Маха-сайя, Свами Шри Юктесвар. Последним в этом ряду великих гуру был Парамханса Йогананда, который оставил телесную оболочку в 1952 году в состоянии махасамадхи (уход из физического тела и единение с Богом на уровне сверхсознания).

В Индии Лахири Махасайя (1828-1952) объединил вокруг Крийя-йоги 5000 адептов. Свами Шри Юктесвар (1855—1936), посвященный своим гуру Лахири Махасайей, и Парамханса Йогананда (1893—1952) посвятили еще тысячи последователей в тайны священной медитации.

От Лахири Махасайи и Шри Юктесвара идет самостоятельная череда просветленных последователей, которым было позволено приобщать к священным знаниям Крийя-йоги и других людей.

Парамханса Йогананда был единственным великим Учителем, создавшим общество Крийя-йоги, получившее название «Братство самовоплощения».

В 1920 году великий Бабаджи поручил Йогананде нести послания Крийя-йоги на Запад.

«Крийя-йога, научный метод осознания Бога, со временем распространится во всех странах и с помощью личного, трансцендентного восприятия каждым человеком безграничной сущности Бога-Отца поможет всеобщей гармонии утвердиться среди народов мира» (Парамханса Йогананда. «Автобиография йога»).

Вдохновленный своей миссией, Йогананда покинул обитель своего возлюбленного гуру и в 1920 году отправился из Индии на Запад с целью распространения идей Крийя-йоги. Его задачей было также продемонстрировать единство между религиозными учениями Индии, отраженными в «Бхагавадгите», и учением Христа, изложенным в Библии. Йогананда показал, что все религии, независимо от внешних форм, имеют своим истоком одну основополагающую истину.

Далее:

 

Глава V. Мероприятия по профилактике заражений инфекционными заболеваниями через воду..

Техника выполнения внутривенных вливаний и новокаиновых блокад..

Аптека нептуна.

Глава первая.

5.5. Психическое здоровье. Основные понятия.

Глава 19. Саркоидоз лор-органов и ротовой полости,.

2. Сходство между древними и современными исследованиями секса.

 

Главная >  Публикации 


0.0006