Главная >  Публикации 

 

Чувствовать человека...



Ребенок, который любит бегать, играя с товарищами в мяч, и делает это успешно, что очень важно, скорее всего найдет себе применение в спортивных играх. Нужно только обязательно познакомить его с футболом, баскетболом, волейболом, ручным мячом, регби, хоккеем с шайбой и с мячом, теннисом, настольным теннисом, бадминтоном, водным поло, ибо в любой из этих игр могут обнаружиться те наиболее созвучные его характеру черты, которые позволят в будущем говорить о нем как о способном спортсмене.

Координация движений имеет огромное значение не только для спорта, но и для жизни человека вообще. Определить, насколько она развита у ребенка, можно с помощью проверки мышечно-суставных и пространственных ощущений.

Поставьте ребенка спиной к стене и скажите ему, чтобы он все время смотрел в одну точку перед собой. Отведите одну его руку (пальцы должны быть вытянуты) в сторону или вверх и зафиксируйте ее под каким-либо углом к туловищу, отметив для себя точное положение по отношению к стене конца среднего пальца. Затем предложите ребенку опустить руку и вновь - теперь уже самостоятельно - поднять ее в заданное положение. То же самое нужно проделать другой рукой, а также ногами. Незначительные ошибки (в 3-4 сантиметра) свидетельствуют об удовлетворительном развитии мышечно-суставной чувствительности.

Кроме того, при хорошо развитой координации движений дети могут без особого труда научиться делать прыжок на двух ногах с поворотом на 360 градусов.

Степень развития пространственных ощущений (чувство равновесия) можно определить таким способом:

стать так, чтобы ступни располагались одна впереди другой, кисти рук поставить на пояс и в этом положении наклоняться из стороны в сторону с частотой примерно один наклон в секунду. Если ребенок (после некоторых предварительных проб) в состоянии, не меняя положения ног, сделать около десяти наклонов, то можно считать, что он обладает нормальным чувством равновесия.

Надо сказать, что присущая тому или иному человеку ловкость в подавляющем числе случаев проявляется далеко не во всех видах движений. Так, у отменно ловкого в обращении с мячом футболиста подчас не очень хорошо получаются упражнения на гимнастических снарядах.

Имея это в виду, следует внимательно подмечать, в каких видах двигательной деятельности ребенок проявляет наибольшую ловкость. Если он, скажем, из всех упражнений особенно удачно попадает мячом в цель, значит, у него есть несомненные способности к спортивным играм, а возможно, и к стрельбе из лука.

То же можно сказать о быстроте. Бывает, что человек очень быстро бегает, но медленно реагирует на внезапно поданную команду, на неожиданно изменившуюся окружающую обстановку. А есть люди не очень скорые, например, в беге, но способные, увидев падающую со стола чашку, немедленно подхватить ее. Вот такая быстрота реакции очень важна для боксера, фехтовальщика, борца, вратаря.

Когда девочка готова с утра до вечера прыгать с подружками через скакалку и к тому же мечтает заниматься спортивными прыжками, тут все ясно. А как быть, если девочка мечтает заняться конным спортом, хотя она и лошади-то живой никогда не встречала? Нам кажется, в таких случаях все же стоит дать ребенку возможность попытать счастья, пусть даже у него нет явно выраженных способностей к данному виду спорта. Странное желание иной раз в состоянии пробудить их. И вообще, надо всегда помнить, что наличие желания в спорте играет очень большую стимулирующую роль. Заставить мальчишку, который мечтает стать боксером, полюбить фигурное катание - дело почти безнадежное.

Рассмотрим еще такую ситуацию, встречающуюся довольно часто: ребенок не выдержал приемных испытаний и не поступил в спортивную школу. Что надо делать? Прежде всего побеседовать с тренером и выявить мотивы отказа. Здесь можно предвидеть два варианта. Первый: ребенок не без способностей, но физически слабенький. Таким детям тренер может посоветовать немедленно приступить к регулярным домашним занятиям по предложенной им методике и попытать счастья на следующий год. Второй вариант менее благоприятный: способностей у ребенка к данному виду спорта нет, и потому нецелесообразно тратить время на подготовку к поступлению в ту же секцию. Надо выбрать какую-то другую секцию. Если же к твердому выбору прийти будет затруднительно, рекомендуем попытаться определить сына или дочь в одну из групп по спортивной гимнастике, легкой атлетике или современному пятиборью. Давая совет, мы руководствуемся тем, что в названных видах спорта отчетливо проявляются самые различные физические и духовные качества. Следовательно, если новичок и: не найдет себя в них, то сможет с довольно большой точностью определить наиболее подходящий для него вид спорта.

Занятия в детских спортивных группах - отличная форма физического и духовного воспитания. Но пока еще детские спортивные школы не могут принять всех желающих. А здоровье наших детей не ждет. Оно зависит прежде всего от нас, родителей. Наверное, не надо дожидаться, пока все вопросы физического воспитания наших детей решат учителя в школе, руководители ЖЭКов, директора стадионов, ученые, которые напишут, может быть, учебник по физкультуре... Нашим детям нужны мы сами. Наш пример для них - самый увлекательный. Заразимся спортом мы - увлекутся дети.

Естественно, не каждый из малышей станет чемпионом, но каждый обязательно должен вырасти крепким и здоровым. Когда люди говорят о счастье, они прежде всего желают друг другу здоровья. Так пусть наши дети будут здоровыми и счастливыми. А это значит, что здоровыми и счастливыми будем мы все.

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!

Ж. Руссо

Величайшая ошибка при воспитании - это чрезмерная торопливость.

Ж. Руссо

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.

Ж. Руссо

Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца.

Д. Дидро

Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.

Р. Эмерсон

Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка.

А. Герцен

Пусть дитя шалит и проказит, лишь бы его шалости и. проказы не были вредны и не носили на себе отпечатки физического и нравственного цинизма; пусть оно будет безрассудно, опрометчиво, лишь бы оно не было глупо и. тупо, мертвенность же и безжизненность хуже всего.

В. Белинский

Гораздо легче стать отцом, чем остаться им.

В. Ключевский

Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.

В. Гюго

Главной функцией новой семьи должна быть функция воспитания человека и гражданина.

А. Грамши

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически.

К. Ушинскии

Вся гордость мира от матерей. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя.

М. Горький

Дети - это живые цветы земли,

М. Горький

Как раз те родители, которые плохо воспитывают своих детей, и вообще те люди, которые отличаются полным отсутствием педагогического такта, - все они слишком преувеличивают значение педагогических бесед.

А. Макаренко

Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать.

Н. Островский

Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

В. Сухомлинский

Мы, наши соседи и друзья

В. Сухомлинский

Чувствовать человека...

(Из статьи "Нравственная сущность человека. Постижение человечности")

Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир - радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжелых переживаний другим людям. Умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое же горе может постигнуть и тебя. Не будь равнодушным. Равнодушие - это душевная слепота. Существует в этике понятие - хамство. Это один из пороков человека, невежественного в нравственном отношении. Хам не понимает и: не чувствует душевного состояния человека; он способен сыпать соль на сердечные раны; громко стучать грязными сапогами там, где нужно затаить дыхание; ломиться в дверь, когда надо тихонько и незаметно отойти на цыпочках от этой двери; смеяться, когда всем грустно. Умей воспитать себя так, чтобы ты не только сам не был дремучим невеждой, но и ненавидел невежество, хамство.

Чувствовать человека - прежде всего понимать мотивы его поступков. Многие детские поступки, кажущиеся нам, взрослым, предосудительными, часто бывают побуждаемы благородными порывами души, и если вы не поняли, не заметили этих порывов, вы можете угасить маленький, еле заметный огонек человеческого благородства.

В школьной теплице - царство цветов. На дворе трескучий мороз, а здесь, под стеклом, синие, розовые, голубые, алые хризантемы. Рано утром в теплицу пришла Тина, маленькая первоклассница. В теплице никого не было. Цветы повернули свои головки к солнцу, которое скоро должно показаться из-за горизонта. Когда Тина открыла дверь, головки цветов вздрогнули. Они любили тишину, и стук двери испугал их. Успокоившись, цветы стали ждать первых лучей неяркого зимнего солнца, но каждая головка хризантем одним глазом смотрела на девочку: зачем она пришла? Тина пришла в теплицу за Радостным Цветком голубой хризантемой. Нигде нет такого цветка, только в школьной теплице. У нее тяжело больна бабушка. В полночь бабушке стало очень плохо. Тине хотелось принести бабушке радость, облегчить страдания.

Только сорвала Тина Радостный Цветок, скрипнула дверь. Головки цветов снова вздрогнули, но, увидев Учителя, заулыбались. Это был их верный друг. Он приходил к ним каждый день. Приходил на рассвете и в сумерках, будил хризантемы от сладкого сна и желал им спокойной ночи, поливал их и рыхлил землю.

Тина знала Учителя, хотя он и не занимался с ней. Он был добрым и строгим человеком. Он любил цветы, любил и уважал людей, любящих цветы. Учитель ненавидел лень, нерадивость, расточительство, безделье. Зимой в теплице никто не срывал ни одного цветка, все только творили и оберегали красоту, ходили сюда любоваться ею.

Увидев Тину с голубой хризантемой в руке, Учитель остановился изумленный. А Тина смотрела в глаза Учителю, но думала о бабушке. Перед ее глазами лежала страдающая от боли бабушка, и губы девочки шептали ~ слова о Радостном Цветке, утоляющем боль. Глаза Тины просили, умоляли Учителя. И он почувствовал мольбу. Он понял, что это не шалость. Девочка сорвала цветок не для того, чтобы выбросить его. В ее руках теплилась жизнь, которую ей, маленькой Тине, надо было понести другому человеку. Тончайшие порывы детской души потрясли Учителя. Он подошел к Тине, обнял ее и сказал:

- Сорви еще три цветка. Тина. Один тебе - за то, что у тебя доброе сердце. Один матери и один отцу - за то, что они воспитали человека с добрым сердцем.

Весной Тина пришла с бабушкой в школу. Бабушка благодарила Учителя за Радостный Цветок и подарила школе фиолетовую хризантему.

С той поры у нас в теплице растет удивительный цветок - фиолетовая хризантема.

Мы часто говорим друг другу: желаю всего доброго, желаю вам добра и счастья. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей - не только показатель этической культуры, но и результат огромной внутренней духовной работы. Искреннее, чистосердечное желание добра неотделимо от самовоспитания. Поистине добрый человек сегодня становится лучше, чем был вчера; чувствование добрых побуждений приносит ему самому счастье. Добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Истинная доброта выражается в желании видеть лучшим человека, с которым ты соприкасаешься. Если в твоей душе зашевелилось чувство радости в связи с тем, что твой товарищ хуже тебя, - значит, тебе надо еще много, очень много учить, воспитывать самого себя, изгонять из себя эгоизм, тщеславие и малодушие - да, потому что зависть - дитя слабости, страха, безволия, а эти черты при сложении дают малодушие.

Мы говорим друг другу: здравствуйте, доброго вам здоровья. В этих словах заключается глубокий моральный смысл; в них - самая сущность прикосновения души к душе. Этими словами мы выражаем свое отношение к величайшей ценности - человеку. Не сказать человеку "здравствуйте" - значит показать моральное невежество.

Мы говорим друг другу: благодарю, спасибо. Благодарить - значит давать добро, творить благо. В слове "спасибо", ставшем формулой человеческих взаимоотношений с незапамятных времен, выражается наше отношение к сделанному для нас добру, наше пожелание, чтобы доброму для людей человеку всегда сопутствовало добро. Дело не столько в том, чтобы уметь произносить эти слова в нужный момент, сколько в сердечной чуткости, в умении отвечать на добро движениями своей души.

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. В этом простом и чудесном слове, способном производить волшебное воздействие, заключается наше уважение к достоинству человека, почитание в нем его самостоятельности, независимости, доброй воли. Развивай в себе человеческое достоинство, чтобы обращаться человеку с уважением, и в то же время умей ответить на "пожалуйста": просьба - это порыв души. Бывают такие отношения, когда человек умоляет человека. Надо услышать человеческую мольбу и ответить на нее. Воспитанность и невежество в этой тонкой сфере духовной жизни ведут к черствости, бессердечию, равнодушию. Опасайся равнодушия - это один из самых опасных пороков. Быть равнодушным - значит, по существу, потерять способность к чувствованию рядом с собой человека. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо овладеть соучастием, сочувствием, состраданием и в то же время высокой принципиальностью и требовательностью, нетерпимостью и непримиримостью к злу, умением отличать безобидные человеческие слабости от пороков, уродующих душу.

Умение правильно, по-доброму видеть своих товарищей, умение желать добра воспитывается лишь в том коллективе, где происходит постоянное интеллектуальное и моральное развитие, совершенствование каждого человека. Способен желать добра другому тот, кто сам чувствует, что он сегодня стал лучше, чем вчера. Добрые желания, доброжелательность - главное противоядие от зазнайства, себялюбия. Коллектив не любит недоброжелательных людей.

Учитель должен зорко следить за тем, чтобы в детскую душу не падали зерна недобрых желаний. Если это происходит - неминуема беда,

Для воспитания нравственной культуры очень важно, я считаю, чтобы человек и в личных и в коллективных духовных отношениях был связан с другими людьми узами добрых желаний. Пусть одновременно с первыми шагами познания окружающего мира он испытывает радостное волнение и тревогу в связи с благополучием или горечью другого человека. Пусть на собственном опыте убедится, что от того, как он видит другого человека, как к нему относится, зависит мир и покой его души. В годы детства невозможно представить полноценного, даже минимально удовлетворительного воспитания без того, чтобы при встрече с человеком, связанным со мною узами добрых желаний, у меня не возникло желания узнать, как его здоровье, как он себя чувствует. Это одна из самых тонких сфер воспитания взглядов, убеждений, жизненного идеала.

Маленькая сельская школа. В ней учатся тридцать два ученика. В школьном дворе - колодец. Часто приходят за водой колхозники. Ежедневно, почти всегда в одно и то же время, идет в школьный двор с ведром дед Александр. Дети хорошо его знают. Он - инвалид Великой Отечественной войны; вместо левой ноги у него протез, но дедушка работает - ухаживает за пчелами в колхозе, выращивает саженцы. Каждый раз, когда дед приходит за водой, к колодцу бегут дети. Они помогают вытянуть ведро из колодца.

- Как ваше здоровье, дедушка? - спрашивают дети, когда дед заходит во двор.

- Спасибо, дети, - отвечает дед. - Здоровье крепкое. Пчелы жужжат, приходите - медом угощу... Саженцы зеленеют... А у вас как с учением? Все уже хорошо читаете?

- Нет, дедушка... не все... Учимся, но еще спотыкаемся на отдельных словах.

Дед сокрушенно качает головой и обещает почитать интересную книгу, когда они придут на пасеку. У детей разгорается интерес: а какая у вас интересная книга, дедушка? И дедушке и детям доставляет удовольствие уже то, что они встретились, беседуют, чувствуют потребность друг в друге. Они связаны друг с другом узами добрых желаний. Это огромное духовное достояние. По существу, во имя того, чтобы дать это достояние каждому своему питомцу, мы, учителя, горим и сгораем.

"Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери", - гласит старинное украинское изречение, приписываемое народному философу XVIII века Григорию Сковороде. В этом изречении - большая мудрость народной педагогики. Невозможно воспитать человечность, если в сердце не утвердилась привязанность к близкому, доброму человеку. Слова о любви к людям еще не любовь. Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности.

Т. Афанасьева

Семейные портреты

Двадцатый век прибавил людям жизни. Детям он на несколько лет продлил беззаботное детство, взрослым увеличил время полноценной активной деятельности. У нынешних женщин в 40-50 лет отмечается самая высокая производительность труда и самые значительные достижения в профессиональной карьере. Так что общее самочувствие у бабушки в этой "вилке" лет ныне такое, какое у ее предшественницы и в тридцать-то бывало редко.

Очень часто молодые бабушки и выглядят как старшие сестры своих взрослых дочерей. И фигуры спортивные, подтянутые. И лицо в косметике, и одеты без различия в возрасте и семейном положении, да и внешним поведением мало чем отличаются от молодежи.

И это объяснимо: бабушка сплошь и рядом трудится вместе с молодыми, и никто не делает различия, скидки на возраст, на ее солидное положение. Почему она тогда должна запрещать себе то, что позволено молодежи в бытовой сфере, блюдя свою "солидность"?

...Главный водораздел, который определяет типы бабушек, проходит между работающими и неработающими старшими представителями семьи. Это часто даже важней, чем возрастные различия. Попробуем осмыслить социально-психологическое состояние работающих.

Смотрите... Женщина к этому сроку достигает вершины профессионального мастерства. Уважение, почет, звания и должности. Соответственно самые высокие заработки в семье часто бывают у них же. Отсюда при появлении в доме маленького существа, требующего заботы и ухода, молодая мама часто даже речи не заводит о том, чтобы бабушка осталась с внучкой или внуком дома, а она пойдет работать. Это не оправдывается общесемейными интересами. И денежные потери будут большие, и деловые, и престижные. И наконец, старшей маме необходимо заработать пенсию, обеспечить себе существование на то время, когда она наконец осядет дома.

Так что это юные мамы нынче шьют и вяжут, рассказывают сказки и снуют по дому. А многим бабушкам некогда этим заниматься. Зато у них появляется время и охота к разного рода увлечениям, хобби, к красивым вещам и дорогостоящим путешествиям, благо и на это им средства не у детей занимать. Мне, к примеру, довелось встретить большие когорты путешествующих бабушек на таком, прямо скажем, некомфортабельном и утомительном маршруте, как Красноярск - Диксон...

Далее:

 

Половое поведение в зрелом возрасте.

2. О развитии вариантов диагностического подхода.

Полимеразная цепная реакция.

Дифференциальный диагноз.

230. Пижма обыкновенная.

Создание условий для удовольствия..

Часть первая предистория.

 

Главная >  Публикации 


0.0008