![]() | |
Главная > Публикации
2. Опасности для здоровьяИ чем более развитыми и витиеватыми будут хороводы мыслей — тем сложнее оказывается ими управлять и отслеживать разные тенденции или уровни-пласты мышления. Но научиться распознавать эти уровни — откуда, как говорится, «ветер дует» — не только важно и возможно, но и порой жизненно необходимо! Одна из типичнейших и наиболее распространенных ошибок здесь — считать, что планы вашего ума могут полностью соответствовать планам Господа. Планы Бога принципиально непостижимы умом, и даже самое чистое зеркало, в котором отражается солнце, никогда не заменит настоящего солнца! О, да! Блестящие интеллектуальные конструкции и построения, например немецких философов-романтиков Шлегеля или Шлейермахера, доставляют немало умственных наслаждений и имеют собственную эстетическую ценность. Новалис, к примеру, тоже пишет о Боге, и это романтическая поэзия в прозе в немалой степени возвышает душу, зовет куда-то ввысь, в запредельные дали... Но принцип «не сотвори себе кумира» здесь, на этом уровне, выражается в том, что не следует заменять ЖИВОГО БОГА интеллектуальным Его подобием, неким застывшим, идолом. Последний аспект — идолопоклонничество, только на Ментальном плане. Даже разговоры о Боге, которые действительно очищают и способствуют просветлению, на более высоко» уровне тоже все-таки имеют предел. Как справедливо заметила испанская святая 16-го века Тереза Авильская, «лучше говорить с самим Богом, чем о Боге»... Если мирским человеком правят потребности желудка и чувственные наслаждения, а религиозным — боязнь нарушить заповеди Божьи, то человеком интеллекта правят его мысли. Причем даже не мысли, а мысленные обоснования потребностей Астрального и Физического тел. И если мирской человек, скажем «пролетарий», не думает о жизни, а просто «живет», то склонный к философствованию часто даже не живет, а думает о жизни (!). Когда же его интеллект начинает вторгаться в область теософии и высшей философии, то и здесь основная его потребность остается прежней — оправдать свое понятие не столько даже о своей святости, сколько о том, что он стоит на правильном пути. Но и здесь образ Бога сводится у него к интеллектуальным понятиям о Боге (впрочем, такая подмена есть и множества религиозных людей), высшее благо (summum bonum) — к идее высшего блага... А в экстренных ситуациях, когда требуется, практически не думая, просто соблюсти Закон Божий, он, вместо решительных действий, может задаться вопросом «а что бы это псе значило?» Вот здесь-то он и может попасться в разнообразные ловушки темных сил. Они, кстати, могут неплохо манипулировать склонностями интеллекта человеческого. Вы спросите, какое это имеет отношение к йоге и ци-гун? — Те развивают не просто интеллект, но качественно переводят его на более высокие плоскости. Тренировки йоги и ци-гун прежде всего развивают в человеке способности к многомерному и многоуровневому мышлению. Разница между обычным интеллектуалом и теософски подкованным йогином — как между маленьким «кукурузником» и реактивным «Боингом» международных авиалиний! То есть разница качественная, а не количественная. И те же самые опасности попасть в ловушку к собственному интеллекту сохраняется и здесь, так что йога и ци-гун негативные качества излишнего теоретизирования не уменьшают, но, наоборот, в определенной степени увеличивают. При этом сами привычки низшего ума (камаманасической области, в терминологии «Тайной Доктрины» ЕПБ) остаются прежними. Что касается религии, это выражается, в частности, примерно так: проходил мимо храма, заглянул в церковь, перекрестился, приложился к иконе, и побежал дальше по своим делам. Дескать «некогда, Господи, отвяжись, пожалуйста, потом уж как-нибудь себя переделаю». И так очень незаметно для самого человека, который, кстати, тоже потихоньку может укрепляться в ходе йогических практик и тренировок ци-гун — это потребительский и даже утилитарный подход к Божественному. Как много людей просто утилитарно пользуются Божественным, словно умывальником для совести. Умылся и пошел дальше, снова умылся и снова пошел... Вектора внутренней устремленности нет! Магнетической тяги к Богу нет, внутреннего непреодолимого стремления Господнему царству, к тому, чтобы стать чистым для Бога — нет... А когда нет внутренней чистоты, тогда собирание Праны-Ци , ее накопление и «осаждение» не просто бесполезно, но и вредно. Или обернется уродливыми результатами. Кстати, одна из довольно типичных склонностей интеллектуалов — это познание «борьбы светлых и темных сил». О, сколько здесь поводов для открытий ума! И бесконечный хоровод мысленных движений здесь тоже находит много поводов для подкормки. Но Бог — Он даже выше этой борьбы, и преданное служение позволяет выйти за пределы внешней этой борьбы, она постепенно переносится на внутренние планы самого человека. ГОРДЫНЯ. Гордыня — это искажение в духовном Пути, которое, фактически, ведет к прекращению всякого духовного развития. Поскольку духовный путь (Садхана) связан прямо или косвенно с разными уровнями жизни — грубоматериальными или тонкоматериальными — гордыня бывает грубой и тонкой. Поскольку духовный Путь также включает в себя тысячи различных нюансов, аспектов и сторон этого в высшей степени многогранного и неописуемого процесса, то и видов тонкой гордыни может быть тоже множество. Но большинство этих тонких форм гордыни все же никогда не превышают уровней Ментального плана, и даже не выходят за пределы Каузального тела (или Кармического яйца). Поэтому развитие духовного разума Буддхического тела уже свободно от любой гордыни, и основные качества Буддхи — такие, как Милосердие, Сострадание и проч. — их развитие происходит независимо и автономно в сравнении с интеллектуальными конструкциями ментала. Сила духовного разума — Буддхи — намного больше сил интеллекта. Поэтому развитие Буддхи ведет к лучшему контролю интеллекта Ментального тела. Очень часто сами по себе занятия Йогой привносят в ученика элемент гордыни — «я — йог; я — не такой как все». Эти проговариваемые внутри тезисы часто оборачиваются поначалу незаметным нарастанием убеждения в собственной исключительности. А когда уже достигаются некоторые успехи в освоении йогических или даосских алхимических практик — тогда и вовсе можно подумать о том, что ты уже вышел за пределы материальных ограничений Плотного мира и даже тонких пространств. И когда занимающийся, вычитав, что «дела ни черны, ни белы для йога», он, не познавший стоимость этих слов на своем личном опыте, начинает воображать себя стоящим над законом, надо всем... Да, для йога действительно «дела ни белы, ни черны». Но это для йога, а не для того, кто считает себя йогом, пусть даже практиканта с 30-летним стажем. Важен не стаж, а достигнутый результат. И процитированный мною тезис надо сначала прочувствовать самому — после достижения истинной вайрагьи (бесстрастности), погруженности в Бога, достижения уровня Божественной Любви, действительно надстоящей над миром. Нужно ли говорить, что гордыня — один из самых тяжких грехов. Вы спросите, почему? Ведь я, к примеру, никого не убивал и не грабил? В индийской философии Веданты есть такой термин — «убийца души» (атма-ханах), и речь здесь идет, конечно, не о буквальном «убийстве Атмы». Хотя бы потому, что никто не может убить Атму: она — частица Самого Господа, необоримого и несокрушимого. Но вот вред своей Атме (Искре Божьей — в православных терминах) и ее развитию человек действительно приносить может, и это, как раз, и называется «убийством души». Поэтому гордыня — прежде всего суть «убийство души», а грех, в самом широком истолковании этого слова, есть повреждающий духовное развитие фактор. Так что и получается, что крайняя форма греха — это гордыня. В то же время, гордыни бояться — значит не заниматься духовными практиками. Вера в истинного Гуру, смирение перед истинным Гуру, служение истинному Гуру — вот «лекарства» от гордыни. Гордыни надо не бояться, а, вовремя распознав методами самоанализа, изжить ее в себе, ликвидировать. Гуру здесь часто похож на хирурга, который должен вовремя распознать и вскрыть душевный нарыв у ученика. Умелый хирург может прямо разрезать нарыв, чтобы выпустить гной, что бывает очень болезненным. Но он может и сделать надрезы вокруг (блокаду), чтобы перекрыть источники накопления гноя и увеличения нарыва. И тогда гной со временем рассосется и исчезнет сам. Вот почему следует очень серьезно отнестись к выбору духовного Учителя, и на это может даже уйти год или два. 2. Опасности для здоровья Эта категория возможных негативных следствий разнообразных психотехник или физических тренировок включает в себя очень большой круг явлений. Хотя бы потому, что последствия неправильной работы с чакрами и последствия механического набивания мозолей на костяшках пальцев (как это широко до сих пор распространено в некоторых школах у-шу) будут заведомо разными и даже разного порядка. Если в первом случае — при механических открываниях чакр — возможен инсульт или «психушка» с кошмарными видениями, то во втором случае это будет саркома или артрит. Впрочем, саркома еще поддается оперативному вмешательству, а артрит можно убрать затем с помощью той же биоэнергетики. Но можно ли даже сравнивать между собой последствия столь разных уровней повреждения? Поэтому легче будет рассмотреть проблемы, связанные с физическими расстройствами, не на каком-то одном или на нескольких уровнях семеричного человека, но по группам, в связи с типичными ошибками занимающихся и повреждающим факторам. Рассмотрим кратко, не имея возможности вдаваться здесь в различные частности. «Третий глаз». Вряд ли какой здравомыслящий человек сейчас будет сам или с помощью приятеля высверливать себе дырку во лбу, чтобы открыть «Третий глаз». Но некоторые напрасно считают, что энергетические упражнения здесь намного безопаснее подобного варварского сверления. Насильственное открывание «Третьего глаза» методами нагнетания энергий Праны-Ци спереди или, за счет поднятия сил Кундалини, чревато не только возникновением патологического ясновидения, но и появлением физических уродств (тератологического изменения органов и тканей Плотного тела в ходе формообразовательных процессов). Что такое «патологическое ясновидение»? Ясновидение может быть нормальным явлением, когда человек, обычно это йогин или отшельник, может управлять своим состоянием ясновидения. Или же оно может быть патологическим, поскольку при потере способностей к контролю этого состояния теряются ориентиры в повседневной жизни, идет усиленное истощение нервной энергии, ну а демонические сущности (бесы — в православных терминах), воспользовавшись этим, будут нагонять на беднягу самые разные галлюцинаторные явления. Последние, кстати, хорошо описаны у Е. П. Блаватской в книжке «Заколдованная жизнь». Почему могут возникать уродства во внешнем строении органов? Потому что «Третий глаз» напрямую связан с гипофизом, выделяющим в кровь гормоны роста. А что будет при нарушении в крови гормонального баланса из-за не скомпенсированного титра гормона роста? — конечно различные физические уродства. При этом, для молодых людей, особенно до 18 лет, подобные опасности оказываются, понятно, намного более реальнее, чем для пожилых. Чакры и треугольники Сил. О том, что каждая чакра имеет систему предохранительных клапанов или мембран, я уже упоминал выше. Прожигание этих защитных механизмов тонкими энергиями, истощение Эфирного тела из-за, например, хронического алкоголизма или наркомании — все это ведет к развитию патологического ясновидения. Неверно будет думать, что в этих видах повреждений виноватыми могут быть только нагнетания энергий в чакры или практики насильственного открывания чакр (что, по сути, одно и то же). Нет. К сожалению, самостийные занятия с Фиолетовым Пламенем также открывают двери для прожигания чакровых предохранительных клапанов. В моей практике был случай — а во всем Петербурге их было как минимум три, причем удивительно похожих один на другой — когда вызывания Фиолетового Пламени и медитации со Световым Облаком фиолетового цвета по несколько часов в день, привели к фактическому сжиганию эфирных перемычек, и ложные «махатмы», явившиеся занимающимся, затем напрямую сменились бесовскими атаками. Что касается силовых треугольников, составленных из связанных между собой тонкими энергетическими потокам чакр, то здесь нарушение сложившихся балансовых соотношений внутренних потоков Праны-Ци ведет или к различным расстройствам и болезням, или же к психическим синдромам. Причиной физических болезней, дисфункций и разнообразных уродств являются нарушения в следующей цепочке нисхождения вниз тонких энергий, если начинать её с уровня чакр: тонкие энергии –> чакры –> эндокринные железы –> кровь –> органы Плотного тела, ткани и клетки Гиперстимуляция каких-то отдельных чакр или одной чакры приводит к увеличению выброса в кровь соответствующего железе гормона, а там уже — гормональный дисбаланс. О психике я уже не говорю... В немалой степени нарушение баланса внутренних Пран — ветров и гормонов в крови может быть вызвано и обратным процессом: насильственным подавлением какой-то чакры или нескольких низших чакр. Особенно часты эти явления в желании «убрать» сексуальные желания. Так вот: здесь напрямую подавлять психикой низшие чакры нельзя. Здесь могут возникнуть различные опухоли или иные расстройства половой системы. Есть специальные методы сублимации половых энергий, и воспользоваться лучше точными методами, от квалифицированного наставника. Но самый простой — это умеренное голодание в одиночестве с отслеживанием сознанием занимающегося энергетических пучков сексуальных желаний. Половые импульсы тогда должны как бы «вобраться вовнутрь». Но последний метод требует уже некоторой квалификации и развитых навыков управления внутренними энергетическими потоками на уровне отдельных пучков. Поэтому рекомендовать его всем нельзя, а те, кто практикуют подобное – должны быть осторожными. «Синдром Кундалини». Попытки популяризовать как-то теорию йоги приводят порой к неправомерным огрублениям и искажением реальных аурических качеств. Кундалини никогда не поднимается вверх непосредственно по Сушумне! Сушумна — это эфирный спинномозговой канал, тогда как внутри Сушумны есть еще более тонкие каналы — на Астральном плане и выше. Кундалини может подняться лишь по наиболее тонкому из них, называемому Брахма-нади. И для безопасного подъема Кундалини, поэтому, недостаточно иметь чистые внутренние органы, ткани и клетки Плотного тела. Нет! Надо иметь чистое Астральное тело (уровень человеческих желаний), без любых негативных примесей страха, злобы, жажды мести и т. п. И, кроме того, надо иметь чистое Ментальное тело, т. е. только чистые и благородные мысли. Легко ли соблюсти все эти условия все вместе и по отдельности? Конечно, нет! Значит, нечего и заниматься подобными механистическими «подъёмами». Даже если Плотное тело не будет сожжено или частично повреждено пожигающим пламенем Кундалини (что бывает при пробках эфирных каналов и отложениях шлаковых веществ в тканях), то будут иные повреждения. При недостаточно чистом Астральном теле возникнет какая-то патология в желаниях, при грязных мыслях (нечистое Ментальное тело) – будут маниакальные идеи и навязчивый бред... Вот вам самый простой путь в «дурнушку» — насильственно поднимать Кундалини, как рыбу за жабры пытаются вытащить из воды. Если же почитать различные материалы по наблюдению за людьми, которым удалось все-таки частично или хотя бы немного поднять Кундалини, то здесь можно видеть с огромным сожалением целое поле для деятельности психиатров. Ибо, как иначе можно назвать потери контроля над элементарными повседневными способностями и системой ориентации в жизни из-за выпадения сознания из обычной реальности. Заметьте одну принципиальную разницу — когда Бхакти-йог может терять ориентацию в пространстве материального мира, его бережет сам Господь, над образом Которого он всё время медитирует. И уж Господь не может не позаботиться о каждом из Своих детей, даже если они попадут в какие-то ловушки или с ними что-то случится. Но, когда человек, не преданный Богу, теряет ориентиры и выпадает из обычного внутреннего и внешнего психического пространства, это уже называется только одним слоном — психопатология! Энергетические перекосы. Этот вид расстройств наиболее распространен и обычен, и он, к счастью, не вызывает обычно непоправимых последствий, как то бывает с «Третьим глазом» и Кундалини. Поэтому я и не буду на нем останавливаться подробно. Упомяну лишь, что нельзя складывать пальцы в некоторые мудры лишь одной рукой (симметричные мудры — это прежде всего Джнани-мудра), если это не предусмотрено каноном или конкретной специальной психотехникой. Ограничения для асан и пранаям Хатха-йоги. Здесь основным фактором, снижающим риск физических болезней является лишь достаточная квалификация тренера и наличие у него медицинских знаний. Упомяну лишь об одной проблеме, достаточно элементарной и серьезной одновременно. Практика асан и пранаям Хатха-йоги в условиях городского загрязнения — метод накопления городских шлаков, которые тем самым загоняются намного глубже, нежели у тех, кто вообще Хатха-йогой не занимается. То же самое относится к перекрестному дыханию (Сукх-пурвак и похожие пранаямы Хатха-йоги) — загрязнения из воздуха глубже переносятся в ткани и межклеточные пространства. Поэтому вместо желаемого очищения результат оказывается здесь обратным. Что касается задержек дыхания — разнообразных вариантов Кумбхаки — то задержка в легких изначально грязного воздуха будет еще больше способствовать накоплению в организме шлаков, чем если вообще обходиться без таких задержек. Я уже не говорю об эмфизематозных явлениях. Если же брать медицинскую статистику травм, полученных из-за неудач в исполнении асан Хатха-йоги, то на первом месите, конечно, стоит риск сломать шею при стойках на голове (Сиршасана), а уж затем — различные растяжения связок, сердечные приступы или обострения. В целом же асаны скорее полезны, чем вредны: по крайней мере, они намного безопаснее при правильном исполнении, чем биоэнергетические упражнения и непроверенные психотехники. 3. Общие методы предосторожности За время почти 20-летних занятий у меня постепенно сложился некий свод «золотых правил», которых я придерживаюсь и по сей день. Они сводятся к следующим общим положениям: не доверять голословно всему, что пишется в книгах; развить способности к здравой критике и допускать возможные огрехи переводчиков; научиться читать между строк; поговорка «бумага стерпит все» относится как раз к этим случаям; особенно критически и недоверчиво относиться к контактерским посланиям: для них обычна максимальная вероятность возможных искажений Истины и подтасовки фактов; не повторять вслух каких-либо магических формул или заклинаний (заговоров), не выяснив предварительно источник их происхождения, принадлежность тому или иному эгрегору (массовому трансфизическому полю) и личной целесообразности гласного их произнесения; не практиковать никакие оккультные или йогические практики и не использовать никакие «магические средства», если не знаете толком продолжительность их исполнения или иные точные «дозировки» и связанные с ними условия применения; можно использовать только те методики, в которых указаны также длительность упражнений и условия их практики; перед практикой какой-либо методики желательно сначала выяснить для себя, на чем они основаны; перед любыми видами практик сначала сформулировать для себя конкретное намерение, определить, для чего конкретно вы собираетесь делать то-то или то-то; сопоставить намерение и используемый метод с Божественными принципами и законами; если есть какие-либо противоречия, или совесть не чиста, или обиды не прощены — лучше не начинать занятий; внимательно и беспристрастно оценивать последствия каждой практики для состояния тела, психики и ума после ее начала; не все дисфункции свидетельствуют о вредности или неправильном исполнении метода – иногда скрытые болячки вылезают наружу, и это хорошо. Далее:
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Главная > Публикации 0.0008 |