Главная >  Публикации 

 

Происхождение болезни



Другим крупнейшим тибетским врачом, возведенным в ранг "царя медицины", был и Ютогда-младший (1112-1203 гг.). С его именем связано появление "Чжуд-ши" в том варианте, который дошел до нас.

Ютогда-младший создал свою школу, традиции которой прослеживаются в тибетской медицине до настоящего времени. В значительной мере они определяют ее своеобразие как самостоятельного направления восточной системы медицины.

Тибетские медики особое значение придавали такой триаде: правильному образу жизни, питанию, одежде. Следуя древнейшим медицинским трактатам, считают они, более 1/4 всех заболеваний, если они не приобрели хронического характера, можно лечить диетой, правильным образом жизни, не применяя специальных средств.

Главный принцип тибетской медицины - лечить не отдельные проявления болезни, а добиваться нормализации деятельности всего организма как единого целого. При этом важно болезнь распознать на самых начальных стадиях. Трактаты подчеркивают: неосложненные болезни следует лечить быстро и решительно, чтобы предотвратить их распространение на другие органы.

Лекарь, действовавший по канонам тибетской медицины, лечение пациентов проводил в такой последовательности. Прежде всего он восстанавливал нарушенное равновесие, активность. Далее он выявлял "количество" в организме человека того "начала", которое вызвало заболевание. Затем с помощью лекарственных средств он стремился нормализовать деятельность функциональных и регулирующих систем жизненно важных органов и одновременно усилить защитные силы организма, чтобы повысить общую устойчивость его к воздействию неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Как убеждает многовековой опыт, человек, живущий по канонам тибетской медицины и пользующийся ее достижениями, может добиться хорошего здоровья и психического равновесия.

Цели медицины, которые указаны в "Чжуд-ши", сводятся к главному: жизнь без болезней; продление жизни; достижение совершенства в познании и благополучия в жизни; избавление от болезненных страданий всех живых существ...

Правители Тибета строго следили за тем, чтобы сохранить знания в тайне, чтобы они не смогли попасть в руки каких-либо безумцев или невежественных людей. Ученикам лам приходилось выучивать наизусть огромные талмуды, сдавать весьма сложный экзамен, который продолжался порой до двух суток.

Тибетский лама - это, прежде всего, духовный учитель, помощник, который обязан прийти на помощь любому человеку в любой точке земного шара. Лечение медик начинает с перестройки мышления (сознания), с формирования здоровых понятий и добролю-бия, т. е. доброжелательного отношения к людям и окружающей среде.

В тибетской медицине существует 40 методов диагностики и 108 методов нелекарственной терапии. Это такие методы, как: биокоррекция, коррекция психоэмоционального контура, психокоррекция, метод наложения рук, снятие вставок и блокировок позвоночника, тентрация пупка относительно белой альба-линии, бесконтактный массаж, точечный массаж, лечение белой глиной, минералотерапия, лечение мыслью на любом расстоянии, лечение взглядом, заговаривание крови.

Центр жизни, по мнению тибетских медиков,- это лучевая артерия с ее пульсом, расположенная в нижней части предплечья. По состоянию пульса они судят о работе внутренних органов, о настоящих и будущих заболеваниях, о продолжительности жизни. Установив пульсовую диагностику, тибетские медики таким образом распознают причину болезни, предполагают характер ее протекания, а значит, соответственно и назначают лечение, которое, согласно древним заповедям, должно быть безвредным.

В арсенале восточных врачевателей пять основных лекарственных форм растительного происхождения: порошки, кашицы, отвары, пилюли и масла.

Ламы сами готовят лекарственные средства, при этом применяя микродозы. Единичной дозой является драхма - 0,2 г.

Жизнь человека теснейшим образом связана с природой, с растительным и животным миром. Большое влияние на развитие фитотерапии оказали первые народы Ближнего Востока. Вавилоняне, шумеры, ассирийцы, проживавшие задолго до нашей эры, накопили много сведений о различных целебных травах. Широко использовались лекарственные травы и в индийской медицине. Одно из древнейших санскритских произведений Индии по медицине "Наука о жизни" ("Аюрведа") написано еще до нашей эры. В наиболее известном ее виде, переработанном врачом Сушруты, содержится описание более 700 видов лекарственных растений. Большинство древнеиндийских сочинений по медицине было переведено на тибетский язык, а наиболее известное тибетское произведение "Сущность целебного" ("Джуд-ши") написано на основе "Аюрведы".

Великий восточный мыслитель и врач Ибн-Сина (Авиценна), живший 1000 лет назад, в своем знаменитом труде "Канон врачебной науки" описал около 9000 различных лекарственных средств, значительная часть которых растительного происхождения.

Немалый вклад в изучение лекарственных растений внес средневековый врач Парацельс (1493-1541 гг.) Он первым ввел в медицину методы химических анализов и с их помощью подтвердил предположения Галена о наличии в лечебных травах действующих веществ.

Основной принцип древней традиционной медицины - "ближе к природе". Древние медики в качестве лекарственных средств широко использовали лечебные свойства плодов, ягод, фруктов, овощных культур и других целебных растений.

С каждым годом пополняются сведения о лечебных свойствах лекарственных растений. Чем глубже становятся наши знания о целебных свойствах лекарственных растений, тем строже и критичнее мы относимся к показаниям и противопоказаниям по их применению. Несмотря на весомые достижения современной фармакологии и фитотерапии, химико-фармакологические свойства многих фруктов, овощей и съедобных растений остаются неизученными. Поэтому в отдельных случаях характеристика их лечебных свойств основывается только на опыте древних медиков. На протяжении веков народная медицина обогащалась и развивалась на основе практического опыта и благодаря постоянному стремлению человека постичь тайны лечебных свойств растений.

На Востоке народная мудрость гласит: "...нет такого растения, которое не являлось бы лекарственным, нет такой болезни, которую нельзя было бы вылечить растениями".

Биологически активные вещества (БАВ) растений относятся к природным соединениям, которые вырабатываются растительным организмом в процессе жизнедеятельности и обладают специфическим и выраженным влиянием на живой организм, определяющим то или иное лечебное действие.

При приготовлении естественных лекарств в домашних условиях важно сознание того, что это сделано своими руками из своего сырья, а значит, человек уверен в его содержании и лечебном действии.

Биологически активные вещества растений (действующие начала) содержатся в том или ином количестве во всех частях растительного организма. Однако в наибольшей степени они могут накапливаться избирательно в определенных частях: корнях, стеблях (или их видоизменениях -- корневищах), листьях, плодах, семенах, цветках. Поэтому целесообразно заготавливать именно эти части растений.

Следует также учесть, что максимальное накопление действующих веществ приходится на определенное время года. В другое время эти вещества находятся в растениях в малом количестве или отсутствуют совсем. Поэтому ценность собираемого сырья будет зависеть и от времени сбора. От соблюдения правил сушки во многом зависит сохранность целебных свойств растений.

В тибетскую фармакопею входят около двух тысяч лекарственных средств. И хотя многие из них еще не до конца исследованы и расшифрованы, в любой точке земного шара можно найти заменители тибетских трав. А значит, используя местную лекарственную флору, можно составить необходимые лечебные сборы.

Фармакотерапевтическая направленность лекарственных средств определяется вкусовыми качествами отдельных компонентов, а вкус имеет в своей основе пять материальных стихий, или субстанций: стихия земли определяет основу всех лекарств; стихия воды увлажняет; стихия огня собирает энергию (теплоту); стихией воздуха приобретается подвижность; стихией эфира -- пространство.

Среди трав здоровья - мелисса, сныть, примула, крапива, чистотел, листья малины и земляники, медуница, березовые почки, бедренец-камнеломка, жасмин, полынь, проростки ржи, овса и пшеницы, побеги сосны, лимонник, цикорий, элеутерококк, барбарис, осокорь (почки).

Лечебные свойства растений обусловлены наличием в них различных по своему составу и строению биологически активных веществ: алкалоидов, гликозидов, витаминов, ферментов, органических кислот, дубильных веществ, эфирных масел, и многих других составных частей. Первым существенным преимуществом является то, что растительные вещества образуются в живой клетке. Каким бы ни было различие между растениями и животными, основная структурная единица - клетка - имеет много общего. И не только в подобии строения, но и в тождественности очень многих важнейших биохимических процессов, которые протекают в них.

Вещества, образованные в растениях, в известной мере близки по своим свойствам к жизненным процессам живой клетки, потому "зеленая аптека" лесов и лугов может принести огромную пользу при грамотном ее использовании.

Происхождение болезни

Все в этом мире, все живые существа, все, что дышит,- будь то люди, животные, кто угодно,- подвержены различным видам страдания. Согласно тибетской системе мировоззрения, считается, что независимо от того, каким является наше физическое самочувствие, по существу все мы больны. Хотя болезнь может и не проявляться, она присутствует в спящей форме, и поэтому трудно определить ее границы.

Относительно происхождения болезни Будда Шакь-ямуни провозгласил, что имеется 84 тысячи различных видов влекущих болезни омрачений, таких как страсть и ненависть, которые оказывают соответствующее воздействие на живые существа и тем самым приводят к возникновению 84 тысяч различных видов болезней. Их можно свести к 1016 видам болезней, а далее свести к 404 видам.

Факторами, способствующими возникновению болезней, являются причины и условия, причем последние позволяют причинам созревать или проявляться. Причины бывают двух видов: отдаленные и близкие. Близкие причины - это ветер, желчь и слизь. Что касается отдаленных причин, то трудно перечислить определенные причины каждой болезни, потому что в основе своей все болезни происходят от определенного состояния ума в прошлом - - от предшествующих влекущих за собой болезни омрачений --и именно эти психические факторы в конечном счете ответственны за все виды болезней. Эти омрачающие эмоции возбуждают действия (карму), зарождающиеся в сознании потенциальности, впоследствии созревающие как особые болезни. И поэтому невозможно определить все соответствующие той или иной болезни отдаленные причины; однако основной сутью этих причин являются три яда: страсть, ненависть и омрачение. А они, в свою очередь, опираются на неведение.

Неведением называется такое состояние ума, при котором не только нет понимания того, как на самом деле существуют вещи, но также имеется заблуждение относительно самой природы явлений. Неведение влечет за собой страсть, которая, в свою очередь, порождает ненависть, гордость, зависть, злословие, еще большую омраченность и так далее. В общих чертах, от деятельности этих неблагих состояний ума возникает три вида нарушений жизненных начал: ветра, желчи и слизи.

Страстью обусловлено возникновение 42 видов болезней ветра; факторами ненависти, такими как гордость, зависть, обусловлены 26 видов болезней желчи; и омрачением обусловлены 33 вида болезней слизи - всего, таким образом, получается 101 болезнь.

Классификация болезней

Болезни можно классифицировать разными способами: по локализации в теле больного, по их типу, по факторам окружения и т. д. Итак, принимая по внимание четыре класса 101 болезни, насчитывают 404 болезни:

101 болезнь из-за сильного влияния деяний (кармы) предшествующих жизней;

101 болезнь данной жизни - те, причины которых кроются в раннем периоде жизни и которые проявляются в данной жизни;

101 болезнь, связанная с духами;

101 болезнь поверхностная, называемые так потому, что простым соблюдением диеты и правильно го образа жизни можно устранить их, не прибегая к лекарствам и дополнительной терапии.

Последний вид болезней, поверхностные, могут быть следствием приема неподходящей пищи (несбалансированной диеты) или неправильного образа жизни; таким образом, эти болезни являются самоизлечивающимися без лечения в какой-либо форме, если исправляются временные обстоятельства, связанные с питанием и образом жизни, которые послужили их возникновению. Однако же болезни одной жизни, причина которых кроется в раннем периоде жизни и которые проявляются позднее, будучи связаны с кармой, обычно оказываются смертельны, если их не лечить. В этом случае назначение лечения является жизненно важным. Кроме того, в некоторых случаях одних материальных лекарственных средств может оказаться недостаточно; надо будет прибегнуть к духовным практикам, таким как раскаяние в прошлых дурных деяниях и уменьшение силы их воздействия путем осуществления благих действий и развития намерения воздерживаться от подобных действий в будущем. В таких случаях добродетельные действия и лекарственные средства работают сообща.

Что касается болезней, связанных с вмешательством злых духов, то, согласно буддийским представлениям, существуют невидимые силы, которые могут наносить вред человеку. Таким образом, даже без каких бы то ни было видимых причин болезни, человека могут мучить боли и различного рода недомогания, обусловленные воздействием таких злых духов. Человек, несмотря на то, что длительное время получает лечение медикаментами, не чувствует облегчения и продолжает страдать. Причина этого в том, что в основе болезни кроется злой дух, и если не победить его духовными методами, то никакое лечение - внешнее и любое другое - не сможет освободить человека от такой болезни. Если же духа изгнать, то болезнь проходит.

Что же касается 101 вида болезней, обусловленных прошлыми деяниями, то буддисты верят в перерождение: болезни этого вида приписываются неблагим действиям, совершенным в прошлых жизнях. Когда эта карма созревает и болезнь проявляется в настоящей жизни, то она очень сильна и обычно смертельна. В Тибете люди с такого рода болезнью часто отрекались от всякого рода мирской деятельности и занимались духовными практиками; однако же выживали при таких болезнях немногие, потому что эти болезни являются результатом созревания последствий значительных поступков, совершенных в прошлом.

Разбирая причины заболеваний, мы будем исходить из того, что фундаментальная конечная космическая причина лежит вне нашего постижения и что только тогда, когда наступит Царство Божие на Земле, мы получим более или менее верное понимание того общераспространенного заболевания, которому подвержена наша планета во всех четырех царствах природы. Можно привести, однако, несколько основных положений, которые со временем будут признаны истинными в макроскопическом смысле и могут уже демонстрировать свою истинность там, где интеллектуально рассматривается микрокосм.

o Любое заболевание вызывается отсутствием гармонии, дисгармонией между аспектом формы и жизнью. То, что соединяет форму и жизнь, или, вернее, то, что является результатом этого намеренного единения, мы называем душой, самостью, когда речь идет о человечестве, и интегрирующим принципом, когда речь идет о дочеловеческих царствах. Болезнь возникает при отсутствии равновесия между различными факторами: душой и формой, жизнью и ее вы ражением, субъективными и объективными реальностями. Как следствие этого, дух и материя не свободно связаны друг с другом.

Отсутствие гармонии, т. е. болезнь, пронизывает все четыре царства природы, создавая такие условия, которые порождают боль и повсеместные застои, разложение и смерть.

Ошибка человека в настоящее время состоит в следующем:

а) его неспособности правильно осознать значение боли; б) его неприятии страдания; в) непонимании им закона непротивления; г) преувеличении им значения природы формы; д) его отношении к смерти и чувстве, что исчезновение жизни из видимой формы и последующее разложение этой формы означают катастрофу.

Когда человеческое мышление изменит свою обычную точку зрения на болезнь и примет болезнь как факт природы, человек начнет работать с законом освобождения, с правильным мышлением, ведущим к непротивлению. В настоящее время мощью своего направленного мышления и сильным антагонизмом к болезни он лишь увеличивает трудности. После того, как он перенаправит свое мышление на истину и душу, горести физического плана начнут отпадать. Болезнь существует, формы во всех царствах полны дисгармонии и выведены из равновесия с пребывающей внутри них жизнью. Болезнь и разложение, тенденция к смерти встречаются повсеместно.

С одной стороны, болезнь есть процесс освобождения и враг всего статического и закристаллизовавшегося. Из того, что я сказал, не подумайте, что болезнь поэтому надо приветствовать, а процесс смерти любовно лелеять. Если бы дело обстояло так, мы бы культивировали болезнь и давали награду за самоубийство. К счастью для человечества, вся тенденция жизни направлена против болезни и жизни формы присущ страх перед смертью.

Наши соображения относительно причин болезни разделим на:

психологические причины; причины, вытекающие из групповой жизни; наши кармические наклонности, кармические причины.

Во всем этом мы можем говорить лишь об общей идее, объясняющей наличие болезни в человеческом семействе и, частично, в животном царстве. Изучающим искусство целительства надлежит равным образом помнить, что лечение может осуществляться тремя путями, и что все три пути равно правомочны и эффективны в зависимости от степени эволюции исцеляемого субъекта.

Прежде всего, существуют паллиативы и облегчающие методы, которые постепенно излечивают болезнь и устраняют нежелательные состояния; они закрепляют жизнь формы и стимулируют витальность, отбрасывая тем самым болезнь. Эти методы хорошо представлены аллопатическими и гомеопатическими школами, а также различными школами остеопатии и хиропрактики и другими терапевтическими школами.

Во-вторых, налицо работа и методы современного психолога, который старается разобраться в субъективных условиях и выправить неправильные состояния ума, чьи зажимы, психозы и комплексы приводят к внешним проявлениям болезни, вызывают болезненные состояния и невротические и ментальные катастрофы.

В-третьих, наивысший и новейший метод заключается в том, чтобы вызвать к положительной активности собственную душу человека. Истинное будущее це-лительство утвердится, когда жизнь души сможет протекать без помех и задержек через все аспекты природы формы. Тогда она сможет ее оживить и устранить те излишки и заторы, которые создают столь питательную среду для болезни.

Случайному мыслителю может показаться, что многие болезни и причины смерти объясняются окружающими условиями, за которые он никоим образом не ответственен. Последние варьируются от чисто внешних случайностей до наследственной предрасположенности. Их можно свести к следующему:

несчастные случаи, которые могут объясняться личной небрежностью, групповыми событиями, легкомыслием людей, а также явиться результатом столкновений, таких как рабочие забастовки или войны; инфекции, поражающие человека извне, а не в результате его конкретного состояния крови; болезни, обусловленные плохим питанием, особенно в молодости, - состояние недоедания предрасполагает тело к болезни, снижает сопротивляемость и жизнеспособность и ослабляет "защитные силы" человека, приводя к преждевременной смерти; наследственность. Существуют определенные виды наследственной слабости, которые либо предрасполагают индивида к определенным болезням и в дальнейшем к смерти, либо создают в нем такие условия, которые ведут к неуклонному убыванию в нем вкуса к жизни; имеются, кроме того, такие тенденции, которые вызывают опасные наклонности, что ведет к нежелательным привычкам, попранию морали и представляет опасность для воли индивида, лишая его способности бороться с такой предрасположенностью. Он ей поддается и расплачивается болезнью и смертью.

Далее:

 

Глава 15. пророк без славы.

Введение.

2. Сходство между древними и современными исследованиями секса..

Легкие.

Глава XIX.

14. Надеюсь и верю.

Советы и наставления белого ламы.

 

Главная >  Публикации 


0.0014