Главная >  Публикации 

 

Закалка психики



Многие люди хотят быть здоровыми, счастливыми, любимыми, богатыми, вечно молодыми и способными к творчеству, но чтобы всего этого добились для них другие - врачи, экстрасенсы, знахари, кто угодно! При этом никто не хочет признаться себе, что первопричина болезни или неудач находится в нем самом - его лени, невежестве, дурных привычках, а выздоровление и успех зависят только от проявленной ими воли и приобретенных знаний, умений, навыков.

Но разве можно самое главное свое достояние - жизнь и здоровье - отдавать в руки другого?

Есть одна непреложная истина: никто, никогда, ничего не делает, не удовлетворяя при этом прежде всего свои, а не ваши потребности.

Не теряйте времени в бесплодных ожиданиях, что кто-то позаботится о вас лучше, чем вы сами о себе. Только вы способны сделать себя здоровым, счастливым, любимым. Только вы одни! А поэтому вооружайтесь знаниями, умениями, навыками, информацией.

Проявляйте упорство, волю и безжалостность к собственной инертности и лени. Отбросьте жалость к себе! Это только повысит уважение к вам окружающих. Прежде всего вы должны:

- уважать свое тело как высочайшее проявление жизни; - воздерживаться от всякой ненатуральной, нежизнеспособной, безвитаминной, неминерализованной пищи и стимулирующих напитков; - питаться только натуральной, живой, а не искусственно созданной пищей; - когда вы больны физически или духовно, воздерживайтесь от еды, это поможет вам избавить себя от накопления в организме ядов, их можно вывести только голодом; - постоянно очищайте клетки, ткани, кровь чистым воздухом, водой, упражнениями; - правильно сочетайте активность и отдых - труд и сон; - укрепляйте здоровье для милосердия, самоусовершенствования, бесконечной любви к миру; - содержите свои мысли, слова, чувства в чистоте и спокойствии; - постоянно и неуклонно увеличивайте свои знания законов природы. Живите с ними в согласии и наслаждайтесь плодами своего труда.

Для счастья человек должен выработать в себе три привычки, - говорил П. Брэгг: привычку к постоянному здоровью, привычку к постоянному труду и привычку к постоянному учению.

Вы можете достигнуть счастья, если начнете жить по Системе здоровья Ниши, потому что только она поможет Вам выработать эти три привычки.

Напевайте, танцуйте. Держитесь подальше от тех, кто сеет печаль и раздоры. Мир - это сумасшедший дом! Делайте все, чтобы он стал лучше.

Постоянно изучайте законы Природы. Если мы будем следовать им, Природа даст нам радость и комфорт.

Доверяя Природе, следуя ее законам, повышая свои физические возможности и заботясь о них, человек может создать мощную нервную силу, которая принесет ему невероятное счастье.

Закалка психики

Начните день с улыбки. Очень полезно начинать день так: утром перед зеркалом вспомните что-нибудь приятное, вызывающее улыбку, сделайте приветливое лицо, настройте себя на добрые отношения с близкими и коллегами по работе. Всегда помните и удерживайте с помощью аутогенной тренировки целительные черты радости.

У жизнерадостного человека глаза излучают доброту, сердце бьется "весело", движения выразительны, походка уверенная, дыхание глубокое. Будьте доброжелательны ко всем!

Любому раздражению противопоставьте "скрытую гимнастику": отведите плечи несколько раз. Мысленно поверните голову через левое плечо, посмотрите на правую пятку, проведите взгляд от пятки по ноге, от копчика к шее. То же - через правое плечо. Приподнимитесь чуть-чуть на носках и опуститесь на пятки несколько раз. Подумайте, как вы сидите, идете: подтяните позвоночник, распрямитесь.

Учитесь самообладанию. Вот несколько советов известного физиолога Г. Селье.

Стремясь к хорошим отношениям с окружающими, все же старайтесь не заводить дружбы с "трудными", неуживчивыми людьми.

С какой бы жизненной ситуацией вы ни столкнулись, подумайте, стоит ли сражаться.

Если вам предстоит удручающе неприятное дело, не откладывайте его.

Даже после сокрушительного поражения боритесь с угнетающими мыслями с помощью воспоминаний о былых успехах. Это действенное средство для восстановления веры в себя, необходимой для будущих побед.

Старайтесь сосредоточить внимание на светлых сторонах жизни и действиях и игнорировать разговоры о беспокойствах.

Лучший способ уменьшить стресс - отвлечься. Очень помогают упражнения по Системе здоровья Ниши и контрастный душ, а также приятный собеседник, хороший кинофильм, книга, спектакль.

Отоспитесь и начинайте жить снова.

Ищите, где бы посмеяться. Юмор - это защита от невзгод.

Духовные силы человека

Долгое время душа человека была выведена за рамки науки.

"Придет время, - говорил великий физиолог И.П. Павлов, - когда ученый возьмет в руки душу и отнесет ее в лабораторию для исследований".

Пророчество великого ученого осуществили физиолог академик П.В. Симонов и театральный педагог, режиссер, кандидат искусствоведения П.М. Ершов. Они провели исследования на актерах, призванных своим искусством создавать "жизнь человеческого духа".

В результате совместной работы ученого и режиссера была сформулирована научно обоснованная теория о первопричине и движущей силе человеческого поведения. Ее назвали "потребностно-информационная теория".

За многообразием человеческих эмоций, действий, поступков человеку, вооруженному потребностно-информационной теорией, открылась область, почти не изученная, - потребности человека. Это позволило подойти к ответам на вопросы: что такое душа человека? Как понимать себя, других? Как воспитывать духовность?

Поскольку все это вопросы животрепещущие, рассмотрим их хотя бы коротко.

Чем занимается потребностно-информационная теория? Все живое отличается от неживого одним неопровержимым фактом - наличием биологической энергии (энергии Жизни). Эта биоэнергия проявляется в виде многообразных и многочисленных потребностей (желаний, влечений, любви). Иными словами, человек жив, пока функционируют его потребности.

"И море, и Гомер - все движется Любовью!" - говорил О. Мандельштам.

По уровню развития потребностей весь живой мир делят на четыре класса: (1) микроорганизмы, (2) растения, (3) животные, (4) человек.

Потребностно-информационная теория рассматривает потребности человека.

"Каждый человек- стоит ровно столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет", - говорил Марк Аврелий. Иными словами, человеческую личность определяют его потребности.

Но человек редко осознает свои исходные потребности. Ему свойственно понимать лишь цели и дела, в которые эти глубинно скрытые потребности переходят. А трансформация потребностей происходит от информации, которая поступает к нам постоянно: извне, изнутри, из прошлого, в продолжение всей жизни. Восприятие и оценка новой информации всегда окрашена какой-то эмоцией - положительной (в случае прогноза удовлетворения потребности) или отрицательной (в случае прогноза ее неудовлетворения).

Процесс перехода любой потребности в конкретные поступки и действия сопровождается эмоцией, поэтому мы привыкли рассматривать эмоцию и вызвавшую ее информацию как причину данного поступка. Хотя в действительности поступок продиктован не информацией, не эмоцией, а потребностью.

Например, вам срочно надо быть в городе М. Вы знаете (у вас есть информация), чтобы попасть в этот город, надо поехать на вокзал, купить билет, сесть в поезд и проехать 12 ч. С этой предварительной информацией (И,) вы отправляетесь на вокзал, идете к кассе, а там закрыто, билетов нет. Какая у вас будет эмоция? Отрицательная. Вдруг вам некто предлагает билет. Какая эмоция? Положительная! Но стоимость билета недоступна вам. Опять эмоция. (Уже отрицательная.) В это время открывается касса. Снова эмоция! И так бесконечно. Вся жизнь человека в сплошных эмоциях - то положительных, то отрицательных. Но наши эмоции зависят только от наших потребностей. Если бы вам не надо было ехать в город М., неужели вас взволновала бы стоимость билета и работа кассы? Конечно же, нет! Зачем я об этом пишу?

Зависимость эмоций (Э) от наших потребностей и вновь полученной информации (И2) помогает лучше понять свои в чужие чувства, внутренний мир человека. "Познай себя, и ты познаешь мир", - говорил Сократ.

Эмоция - лакмусовая бумажка, проявитель ваших скрытых потребностей. Можно даже представить себе формулу чувств: Э = П х (И, + И2), где: Э - эмоция, П - потребность, И, - ранняя информация, И2 - новая информация. Таким образом, мы понимаем, что любая наша эмоция зависит от потребности и вновь полученной информации. А это значит: чтобы управлять своими эмоциями, надо знать и понимать свои потребности.

Каковы потребности у человека?

1. Потребность жить и обеспечивать свою жизнь. Эта группа потребностей названа "витальные потребности". Они проявляются в двух видах - "для себя" (лично) и "для своих" (для продолжения рода).

2. Потребность занять определенное место в обществе или в умах людей. Эта группа названа "социальные потребности". Они базируются на справедливости (правах и обязанностях) и тоже выступают в двух видах - "для себя" (мои права) и "для других" (мои обязанности).

3. Потребности познавать мир (как внешний, так и внутренний). Эта группа потребностей получила название "идеальные" или "познавательные потребности".

На три основные (исходные) группы потребностей человека - витальные, социальные, идеальные - обратил внимание впервые Ф.М. Достоевский.

4. Кроме того, человеку свойственно стремление к идеалу. Эту группу потребностей назвали "идеологическими".

Гегель называл их религиозными.

5. Историк-этнограф Л.Н. Гумилев выделил еще одну группу потребностей - потребность принадлежать не только ко всему человечеству, но и к определенному роду, нации, расе. Эту группу потребностей он назвал "этнические".

Этнические и идеологические потребности, в отличие от трех исходных (витальных, социальных, идеальных),; принадлежат к группе промежуточных потребностей, поскольку этнические потребности, с одной стороны, близки к витальным ("для своих"), а с другой - к социальным, а идеологические потребности, с одной стороны, близки к социальным, а с другой - к идеальным.

Это легко можно себе представить на таком образе: вы - зеленая Елочка. Какие у вас потребности? Да их множество, как иголочек на одной елочке. Можно их пересчитать? Невозможно! Но их можно сгруппировать. И для удобства мы возьмем и сгруппируем их.

Нижний ярус нашей Елочки соберет все витальные потребности. Средний ярус соберет все социальные потребности, а верхний - идеальные. Между витальными и социальными расположен будет ярус этнических потребностей, а между социальными и идеальными - идеологический. У нас получилась очень стройная и даже красивая Елочка (рис. 15).

6. Удовлетворение всякой потребности требует преодоления препятствий. Специфическая потребность в преодолении препятствий обнаружена академиком П.В. Симоновым и названа "воля". На стадии животных И.П. Павлов выявил ее как "рефлекс свободы". Воля всегда выступает слитно с какой-либо потребностью, усиливает ее, придает ей устойчивость. В некоторых областях деятельности воля имеет первостепенное значение (например, спорт, искусство, наука).

7. Наблюдая слепоглухонемых новорожденных, врач А.И. Мещеряков обратил внимание еще на одну специфическую группу потребностей, присущих всем животным, но в большей мере и в наиболее богатом содержании - человеку. Эта группа потребностей была названа "потребность в вооруженности" (или "компетенции"). Потребность в вооруженности наращивается у человека с первых минут рождения в следующей последовательности: мускульное движение, подражание, игра, коллекционирование, любознательность.

Потребности "воля" и "вооруженность" отнесены к разряду вспомогательных потребностей. Они подкрепляют любую другую потребность. Если нет воли, никакая потребность не может быть осуществлена, если нет потребности в наращивании средств и способов удовлетворения потребностей (т.е. потребность в вооруженности), - ваши усилия будут или мучительны, или напрасны. И поэтому мы поместим эти две вспомогательные потребности - воля и вооруженность - в ствол нашей Елочки. Корни их уходят в животный мир, а их энергия бежит током по стволу Елочки, питая все ее иголочки-потребности.

Итак, все поступки любого человека, вплоть до мельчайших, всегда продиктованы его потребностями. Их многообразие можно представить себе в виде следующих групп: три исходных в двух видах (витальные, социальные, идеальные), две промежуточные (этнические и идеологические), две вспомогательные (воля и вооруженность).

Индивидуальная неповторимая композиция и внутренняя иерархия потребностей конкретного человека определяют его личность.

Помните, в нашем детстве была такая игрушка - калейдоскоп. Трубочка - смотришь в глазок - один рисунок, встряхнул трубочку - другой, а все из 7 разноцветных стеклышек. Еще пример: 7 нот - до, ре, ми, фа, соль, ля, си - и все многообразие музыки Штрауса, Бетховена, Шостаковича! Так и здесь - всего семь групп потребностей и неисчислимое разнообразие человеческих характеров, темпераментов, личностей, душ!

Что такое душа? Все потребности естественны. Они присущи человеку любой расы, нации, класса, вероисповедания и т.п. Ни одну из потребностей ни создать искусственно, ни ликвидировать нельзя.

Можно оперативно ликвидировать половую потребность, можно усилить одну, ослабив другую. Так, не удовлетворяя витальные потребности (в пище, одежде, жилье, комфорте), можно усилить их, и тогда потребности в справедливости (т.е. социальные) и потребности идеальные отступят на второй план. Но подобными средствами исходные потребности не ликвидируются, они лишь на более или менее длительный срок уступают свое место другим, сокращаясь в силе.

Если же в основе жизни лежит потребность, если каждый человек - букет или определенная композиция потребностей, сочетание каких потребностей создает его неповторимый духовный мир, его уникальную душу?

Совершенно очевидно, к духовности можно отнести ту группу потребностей, которая стремится к познанию, стремится открыть новое. Это стремление к правде, истине.

Однако этого мало. Говоря о духовности, мы представляем себе качества, связанные с добром.

Значит, к духовности мы можем отнести группу социальных потребностей, которая названа "для других" и которая нередко побуждает человека действовать даже в ущерб своим личным интересам, из альтруизма, из любви к ближнему. Этот принцип альтруизма и способствовал развитию человека на планете.

В силу еще не вполне ясной закономерности эти две группы потребностей - стремление к истине, правде (потребность познания) и стремление к добру (социальная потребность "для других") - постоянно оказываются рядом.

"Жизнь для меня определяется любовью к людям и свободным исканием истины", - говорил В.И. Вернадский. Примеры жизни замечательных людей на Земле иллюстрируют и подтверждают эти слова.

Для духовной жизни и деятельности человека характерно бескорыстие. Деятельность "для других" осуществляется без расчета на немедленное социальное вознаграждение, а познание не преследует конкретных целей.

Так потребностно-информационная теория приводит нас к мысли, что "душа" и "духовность" человека - не в его знании, не в его словах, эмоциях и занимаемой должности или месте в обществе, а в индивидуально выраженной структуре двух фундаментальных потребностей личности -идеальной потребности познания и социальной потребности "для других".

Конечно, у каждого человека эти качества развиты по-разному, по-разному вооружены, и каждый представляет по-своему, что есть добро и правда. И очень часто на практике эти представления вступают в конфликт (либо правда, либо добро). Но мы пока рассматриваем схему человеческих потребностей. А на схеме мы уже можем увидеть, сколько "духовного" изначально заложено в нас Природой.

Попробуем позолотить нашу Елочку - пусть загорятся золотом места, где расположена потребность в Правде и Добре, составляющая духовность человека.

Представьте себе! Ярко засверкает вершина, верхний ярус, где расположены познавательные (идеальные) потребности, загорятся социальные потребности в варианте "для других". В идеологических потребностях все будет зависеть от того, насколько у конкретной личности эти потребности бескорыстно служат добру и истине, ведь они легко перерождаются в фанатизм и ритуал. Но даже в этнических, витальных и социальных потребностях мы обнаружим россыпи золота -там же есть потребности "для своих", т.е. "для других".

Надо заметить, что потребности "для себя" бессмысленно противопоставлять потребностям "для других", поскольку все потребности несут свою полезную функцию. Потребности "для себя" оберегают человека, порождают в нем чувство собственного достоинства, независимость суждений, самостоятельность мысли. А потребность "для других" делает человека доброжелательным, способным к сочувствию, сотрудничеству, взаимопомощи, милосердию.

"Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только за себя, зачем я?!" Человек ощущает смысл и цель своей жизни лишь тогда, когда сознает, что нужен другим (нужен -значит, любим).

Итак, позолотив Елочку, мы видим, что на ней очень много мест, которые указывают нам, что в человеке значительно больше духовного, чем бездуховного. Причем духовное заложено в потребностях человека. А потребности неистребимы. Откуда же тогда в жизни так много зла?! Проституция, наркомания, воровство, мошенничество, войны, голод, нищета, социальная несправедливость - откуда все это?!

Ответ на эти вопросы кроется в двух основных причинах - в самом человеке и в тех нормах, которые бытуют в самом обществе, - не провозглашаются, не декларируются, а бытуют.

Первое. Нельзя сбрасывать со счета, что человек неразрывно связан с природой, ее растительным и животным миром. Неповторимая композиция потребностей каждой личности строится прежде всего на генетической, наследственной структуре потребностей и предынформированности вновь рожденного человека. Если в течение десятилетий извращать знания в области морали, нравственности, добра, то уже в предынформированности вновь рожденного человека будут заложены извращенные, противоестественные потребности.

Чтобы понять это, надо представить себе: как "работают" потребности? Движимый многими потребностями человек определенное время занят наиболее актуальной из них. Это доминанта: либо ситуативная, вызванная острой нуждой, либо практическая, требующая какого-то времени (большего или меньшего), либо доминанта Жизни - наиболее устойчивая из всех присущих данному человеку. Реально мы всегда заняты удовлетворением практических доминант.

Удовлетворение, практических доминант так или иначе зависит от вооруженности человека, силы сопутствующих потребностей и силы доминанты Жизни.

Что такое вооруженность человека? Потребность в вооруженности (т.е. в овладении средствами и способами удовлетворения потребности) всегда идет по пятам всякой сильной устойчивой доминанты. Если у доминанты нет этого спутника, значит, доминанта слаба и неустойчива.

Но часто бывает так, что обстоятельствами жизни человек вынужден заниматься не своей личной доминантой, а выполнять дела, лежащие вне его доминанты Жизни. Вот тогда получается, как говорил Наполеон:

"Многие беды на Земле происходят от того, что люди занимаются не своим делом: великий портной прозябает в бесталанном муже науки, а гениальный брадобрей мается в министерском кресле".

В основу вооруженности человека входит его предынформированность - те знания, которыми человек располагает уже в генетической наследственности и которые влияют на своеобразную структуру его потребностей. Эту предрасположенность (к музыке, рисованию, технике, ремеслу и т.п.) рассматривают как врожденную вооруженность.

Предынформированность человека в целом проявляется в трех уровнях: подсознание, сознание, сверхсознание.

Далее:

 

Статическая гимнастика.

Авторский реферат.

Неотложная помощь..

Болезнь окельбо.

2. Механизмы целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии.

Сто прекрасных принципов дыхания, или "куда же бедному крестьянину податься?".

"как жить будем дальше?".

 

Главная >  Публикации 


0.0009