Главная >  Публикации 

 

Что такое крийя-йога?



«Крийя-йога, которую я через тебя передаю миру, сейчас, в XIX веке, является возрожденным учением, вверенным Арджуне Кришной тысячелетие назад; позже оно стало известно Патанджали, Христу, а также Иоанну, Павлу и другим апостолам» (слова Махаватара Бабаджи, приведенные в «Автобиографии йога» Парамхансы Йогананды).

«Неустанно медитируй, чтобы научиться в один миг рассмотреть в себе бесконечную сущность, свободную от любых бед и напастей. Перестань быть узником телесной оболочки; пользуясь тайным ключом учения крийя, научись освобождать свой дух» (Лахири Махасайя).

«Крийя-йога — это средство, способное ускорить эволюцию человечества» (Свами Шри Юктесвар).

«Крийя, управляющая разумом посредством жизненной силы, является наиболее легким, самым эффективным и научным способом приближения к бесконечному» (Парамханса Йогананда).

Слово «крийя» на санскрите означает «делать», «действие», а «йога» переводится как «союз», «единение». Таким образом, выражение «крийя-йога» обозначает определенное действие или активный процесс, помогающие постигнуть науку единения человеческой души с Богом.

Крийя-йога есть квинтэссенция всех учений йоги; она является самым эффективным подходом к познанию Бога. С помощью правильной и постоянной медитации Крийя-йоги, наполненной любовью и преданностью к Богу, крийябан, или крийя-йог, может в состоянии расширенного сознания напрямую воспринимать вездесущую любовь и блаженство Божественного начала.

Медитация Крийя-йоги пробуждает тонкие токи энергии в позвоночнике и высших центрах головного мозга. После того как позвоночник и мозг «магнетизируются» этой энергией, крийя-йог по своему желанию направляет жизненную силу вверх по позвоночнику и через мозг — к «третьему глазу», где йог медитирует на внутреннем звуке или свете, чтобы расширить свое сознание до пределов космического сознания.

«Крийя-йог усилием разума направляет свою жизненную энергию вверх и вниз вокруг шести центров позвоночника (мозгового, шейного, спинного, поясничного, крестцового и копчикового сплетений), которые соответствуют двенадцати знакам Зодиака, символического Космического человека. Полминуты вращения энергии вокруг чувствительного спинного мозга человека оказывают сильное воздействие на его развитие: эта половина минуты крийи равняется году естественного духовного развития» (Парамханса Йогананда. «Автобиография йога»).

В этой книге приемы медитации Крийя-йоги не рассматриваются, так как, согласно заветам учителей крийи, они не должны стать достоянием любопытствующих или желающих «попробовать», что это такое. Путь приверженцев Крийя-йоги требует долговременной ответственной работы.

Крийя несет в себе благословение великих Учителей, познавших Бога и ставших наставниками (гуру) на этом пути: Иисуса Христа, Бабаджи, Лахири Ма-хасайи, Шри Юктесвара, Парамхансы Йогананды. Души подобного величия редко приходят в мир; затем они становятся посланниками Бога, способствуя духовному росту человечества. Благодаря им, а также с помощью Крийя-йоги, мир обретет великое благословение, или «новый закон», как называл его Йогананда.

Что необходимо для посвящения в крийя-йогу

Крийя-йога включает в себя техники пробуждения энергии, мантры «хонг сау» и «аум», которые нужно постоянно практиковать на протяжении нескольких месяцев перед посвящением. Подготовка занимает в среднем около года. Ниже приведены требования, необходимые для посвящения в Крийю в Церкви Ананда, которую я представляю, являясь руководителем общества медитации «Ананда» в Лондоне.

1. Получение базовых знаний. Если вы еще не прочли «Автобиографию йога» Парамхансы Йогананды или «Путь» Крийянанды, то знакомство с этими трудами должно стать вашим первым шагом. После чтения этих книг вам следует вернуться к этой главе. Все эти духовные истины будут постоянно вдохновлять вас, пока вы постигаете Крийю.

2. Признание ученичества. Вам следует осознать себя учеником и приверженцем череды великих Учителей Крийя-йоги: Иисуса Христа, Бабаджи, Лахири Махасайи, Шри Юктесвара и Парамхансы Йогананды. Вы должны в особенности желать пройти посвящение в Крийю через Ананду, лучше всего прийти к посвящению уже последователем Анан-ды. Для этих целей Крийянанда разработал церемонию посвящения в ученичество, которая часто проводится в поселении Ананда-Вилледж, в отделениях Всемирного братства «Ананда» и всюду, где проходит путь служителей Ананды. Для посвящения в Крийя-йогу посвящение в ученичество необходимо.

3. Медитация. Крийя основывается на технике медитации, поэтому ко времени посвящения вы должны выработать привычку к регулярной медитации минимальной продолжительностью полтора часа ежедневно. Сюда входит лишь безмолвная медитация, без учета времени, проведенного за такими занятиями, как зарядка энергией, асаны йоги и повторение мантр, хотя все эти упражнения важны для повышения эффективности безмолвной и неподвижной медитации. Эти полтора часа могут делиться на два-три ежедневных сеанса по 30—45 минут. Ваша садхана (духовная практика) должна включать в себя ежедневные занятия упражнениями и повторением мантр.

1. Питающие энергией упражнения. Вы должны досконально знать технику их выполнения, а также понимать заложенные в их основе принципы. Учитель говорит нам, что эти упражнения являются «краеугольным камнем крийи». Их следует практиковать раз в день, а лучше — дважды в день (с техникой их выполнения можно ознакомиться с помощью аудио- и видеозаписей, однако лучше всего осваивать их под руководством одного из служителей Ананды).

2. Техника «хонг сау». Это техника сосредоточения для медитации, при которой разум фиксируется и приводится в состояние покоя; ее нужно выполнять ежедневно. После полугодовой практики хонг сау обучающийся получает право пройти посвящение в ученичество и технику «аум» (с техникой «хонг сау» можно познакомиться в заочном курсе «Уроки йоги: четырнадцать ступеней к высшему сознанию» видеокурса из двух частей «Курс медитации» или освоить ее со служителем Ананды).

3. Техника «аум». Это техника медитации высокой ступени, которая недоступна посторонним. Техника «аум» изучается непосредственно под руководством служителя Ананды, обычно одновременно с посвящением. Ее выполняют вместе с заряжающими энергией упражнениями и хонг сау. Три эти техники должны постоянно присутствовать в регулярных ежедневных занятиях по меньшей мере в течение полугода перед посвящением в Крийя-йогу.

4. Изучение источников. Изучать труды Йоганан-ды и Крийянанды очень важно. Чтобы пройти посвящение в Ананде, необходимо познакомиться с «Автобиографией йога» Йогананды. Следует прочитать книгу Крийянанды «Путь: духовная автобиография», его пособие для учеников «Новый Закон», необходимо также освоить его «Уроки йоги: четырнадцать ступеней к высшему сознанию». Можно порекомендовать изучить и другую литературу о йоге.

5. Церковь познания Бога «Ананда». Присоединение к Церкви познания Бога «Ананда» станет для вас средством постоянной связи с источником вдохновения Йогананды, нашедшим свое воплощение в семьях Крийянанды и Ананды. Помимо служению Крийе, Церковь руководит деятельностью Общества Ананды по всему миру. Вы получите поддержку и вдохновение, обратившись к изданиям Церкви, письмам Крийянанды, и помощь служителей Ананды.

6. Просьба о посвящении. Выполнив все вышеперечисленные требования, можно обратиться в Духовное управление Крийи с просьбой о посвящении.

Заполненное вами заявление внимательно рассмотрят, после чего уведомят вас в письменной форме, по телефону или лично о сроке вашего посвящения или сообщат о дальнейших мерах, которые вам необходимо принять, чтобы получить право на посвящение.

7. Преданность Крийе. Необходимо осознавать, что посвящение в Крийя-йогу — это всего лишь первый шаг по пути, которого вам предстоит преданно придерживаться всю жизнь. Для продолжения и углубления занятий ваши умения будут дважды в год проверяться опытным служителем Крийя-йоги; кроме того, посвященным нужно посещать собрания и групповые занятия для крийябанов.

Несколько раз в год «Ширящийся свет», приют для гостей Ананды, проводит пятидневный подготовительный курс. Он не является обязательным, но пройти его рекомендуется всем стремящимся к посвящению. На занятиях рассматриваются подготовительные упражнения (зарядка энергией, техники «хонг сау» и «аум»)\ слушателей также знакомят со специальными методами подготовки. В курсе предусмотрены и часы для уединения и молчания. Тем, кто получил одобрение наставников, в конце курса предлагается пройти посвящение.

Посвящение в крийя-йогу в ананде

В 1949 году Крийянанда, ученик самого Парам-хансы Йогананды, был облечен полномочиями проводить посвящения в Крийя-йогу, и с тех пор он продолжает свою работу. Недавно, исполняя высшую волю Йогананды, он наделил этим правом Джотиша (Джон Новак) и Джайю (Джон Хелин). Посвящение проводится служителями Ананда Крийи почти ежемесячно в Ананда-Вилледж, изредка и в других местах: в Ассизи (Италия), Сиэтле, Вашингтоне, Портленде, на восточном побережье США и в других местах.

Постоянная поддержка

Регулярной практике Крийи способствует общение с другими крийябанами, повторение клятвы Крийи, а также регулярные проверки техники Крийи. Помимо проведения служб, Церковь предоставляет услуги особого служителя, который поможет вам в подготовке к посвящению и поддержит вас в процессе занятий. В каждой из колоний Всемирного братства Ананды (в Сакраменто, Пало-Альто, Сиэтле, Портленде, Остине и Ассизи) есть служители, готовые помочь советом. Ежемесячно в Ананда-Вилледж и колониях Ананды проводятся медитации крийябанов под руководством наставников.

Кроме того, Церковь обеспечивает посвященных записями уроков, ежеквартальными изданиями, а также дает возможность пользоваться своей библиотекой. Ежегодно в июне Крийянанда возглавляет трехдневные сборы крийябанов. Каждый год несколько сотен посвященных собираются, чтобы обрести вдохновение, повторить клятвы, осмыслить свою технику Крийи вместе со специально подготовленными служителями, а также медитировать вместе с другими крийябанами.

Самадхи

Теперь настало время познакомиться с путем достижения высшего состояния сознания и обретения истинной цели жизни.

«Когда исчезает сознание разделенности субъекта и объекта и остается только истинная сущность созерцаемого объекта, растворение в нем, это и есть погружение (самадхи») (Патанджали. «Йога Сутра» 3: 3).

Различие между медитацией (дхьяна) и самадхи

При медитации происходит непрерывное, продолжительное движение потока внимания к предмету медитации, в то время как в состоянии самадхи разделенность объекта и сознания медитирующего исчезает. Разум перестает осознавать себя, сливаясь с объектом медитации; тело также утрачивает чувствительность.

При медитации наблюдается последовательное движение идентичных мыслей-волн к объекту медитации; когда же медитация достигает кульминации в просветленном состоянии самадхи, медитирующий утрачивает свою индивидуальность (эго-созна-ние), ощущая расширение сознания и его растворение. Вне пределов разума, пространства и времени индивидуальное сознание медитирующего оказывается полностью поглощенным и отождествленным с Абсолютом (исходной реальностью), всепроникающим, не имеющим ни названия, ни формы космическим сознанием, в котором без следа растворяется ощущение разделенности с предметом медитации.

Поясним сказанное примером. Когда внимание собрано в одной точке, это сосредоточение (дхарана); когда оно течет туда непрерывным потоком, это медитация (дхьяна). Например, если я пристально смотрю на вас, это сосредоточение. Если же мое внимание полностью поглощено вами, это медитация. При более глубоком погружении эти три фактора (я — процесс рассмотрения — вы) объединяются, и получается, что вы — единственная реальность, а моего «Я» уже не существует. Это состояние и называется самадхи.

Поскольку мое сознание заполнено этим объектом до такой степени, что я словно бы не существую и только объект существует во всей полноте и реальности, я могу познать этот объект близко, непосредственно и во всей его полноте. Вспомните историю о юноше и буйволе: молодой человек лишился своей индивидуальности и слился в сознании с буйволом.

Ступени самадхи

В Раджа-йоге говорится о двух основных видах самадхи. Ими являются:

— сампраджната-самадхи, известная, как сабиджа-самадхи, - самадхи «с поддержкой» или «с корнем»;

— асампраджната-самадхи, известная, как нирби-джа-самадхи, — самадхи «без поддержки» или «без корня», а также нироджа-самадхи — остановка мыслительных волн (вритти) и полное управление ими.

Разница между сампраджната-самадхи и асам-праджната-самадхи состоит в том, что в первом случае разуму для медитации необходима объективная опора (аламбана), грубая (витарка) или тонкая (ви-чара), до тех пор пока не будет достигнуто конечное состояние самадхи (дхарма-мегха-самадхи). Асам-праджната же не требует такой опоры для медитации (это называется «нираламбана»).

«Сампраджната, самадхи мудрости, сопровождается логическим рассуждением, созерцанием, блаженством и ощущением Вечного, абсолютного бытия.

Асампраджната-самадхи предполагает прекращение всякой умственной активности; разум сохраняет только непроявленные впечатления» (Патанд-жали «Йога Сутра» 1: 17—18).

«Тот, кто способен постоянно сохранять состояние полного отсутствия желаний, даже по отношению к наивысшему состоянию просветления, и поддерживать сильный интеллект и сознание, тот способен достичь дхарма-мегха-самадхи — облака, проливающегося дождем божественной добродетели и благодати.

В результате человек освобождается от печалей и горестей (клеши), вызывающих боль и страдания, и от действий кармы» (там же 4: 29—30).

Низшие ступени сампраджнаты (самадхи мудрости)

Патанджали говорит о четырех типах сампраджната-самадхи — это витарка, вичара, сананда и сасмита (там же 1: 17).

Названия ступеней сампраджната-самадхи содержатся в первых двух словах сутры.

1. Витарка (савитарка и нирвитарка самадхи). Савитарка самадхи является низшей самадхи, отмеченной невежеством и незнанием (авидья). Первичным объектом сосредоточения является слово «объект» или идея грубых физических форм (пять «тяжелых» элементов) и объектов, познаваемых посредством чувств.

На этапе нирвитарка самадхи происходит непосредственное восприятие объекта сосредоточения. В памяти, наложенной на физический объект сосредоточения, слово — объект — идея» не содержатся. Разум отождествляет себя с объектом сосредоточения.

2. Вичара (савичара и нирвичара самадхи). При са-вичара и нирвичара объектами сосредоточения и созерцания являются пять тонких элементов (тан-ма-тры) и тонкие чувства. При савичаре концентрация происходит на «тонких» аспектах физического объекта применительно к его характеристикам пространства, времени и причинности. Нирвичара же предполагает, что тонкие аспекты объекта сосредоточения не ограничиваются свойствами пространства, времени или причинности.

3. Сананда самадхи (экстаз). При третьем типе самадхи, сананда самадхи, прекращается сосредоточение как на плотных, так и на тонких объектах. Ум становится спокойным, никаких движений мысли не происходит. Разум погружен во внутреннюю радость, человек испытывает состояния типа «Я счастлив», «Я купаюсь в блаженстве». Когда этот этап божественного блаженства достигнут, оно не утрачивается с переходом на следующие ступени самадхи.

4. Сасмита самадхи. Четвертый тип самадхи, сасмита самадхи, предполагает только самосознание

(сознание «Я»-бытия). Наше «Я» сосредоточено на истинном «Я», оно свободно от эго. В сасмита са-мадхи главенствует чистота саттвы (первого из космических начал).

Высшая ступень самадхи

В сампраджната самадхи, известной также как сабиджа или сабикалъпа самадхи (зависимая/обусловленная временем самадхи), сохраняется некоторая разделенность субъекта и объекта. Если медитирующий выходит из этого состояния, его сознание не может оставаться погруженным в бесконечность. На этой ступени самадхи сознание (читта) все еще зависит от объекта или идеи созерцания.

Усердная практика глубокой медитации и погружения в самадхи позволяет достичь высшей ступени — нирбикальпа самадхи (известной также, как нирбид-жа самадхи, асампраджната самадхи и дхарма-мегха самадхи). «Нирбикальпа» означает «неподвластный времени», то есть не подверженный изменениям; это высшая ступень самадхи. Находясь в этом божественном состоянии, йог теряет осознание всего внешнего, полностью освобождается от разделенно-сти с предметом и утрачивает свое «Я» (асмита). Разум, ум и чувства перестают действовать, а время и пространство утрачивают границы. Это и есть полная погруженность в себя.

Йог, полностью утвердившийся в совершенном осознании нирбикальпа самадхи, «сжигает» остатки своих прежних поступков (впечатлений прошлых жизней — самскары). Душа его освобождается — он именуется «дживанмукта» («освобожденный при жизни»). Достигший этого возвышенного состояния больше не сможет опуститься до заблуждений.

«Йог, достигший самадхи в этой жизни, обретает освобождение, и в огне йоги немедленно сгорает вся его карма» (Вишну-пурана 6: 7: 35).

Тот, кто поднялся до состояния нирбикальпа самадхи — «единения с Богом», вершины духовного опыта — и вернулся к осознанию своего тела, продолжает обычную жизнь в материальном мире, но всегда пребывает в единстве с бесконечностью. Просветленные живут и двигаются, но все время находятся своей сущностью в Боге.

Состояния нирбикальпа самадхи удалось достичь очень немногим, но те йоги, кому это удалось, считают свой опыт не поддающимся осмыслению и описанию. Если вам не приходилось пробовать клубнику, то как вам понять ее вкус со слов того, кто ее ел? Это знание находится вне вашего опыта. То же самое можно сказать и о самадхи: чтобы осознать это состояние, надо его испытать.

В главе 14 «Автобиографии йога» Парамханса Йогананда делится своим опытом восприятия космического сознания:

«Тело мое стало неподвижным, словно вросло в землю; дыхание как будто извлек из легких огромный магнит. Душа и разум немедленно расторгли свою физическую связь и пронизывающим светом заструились из всех пор. Тело мое словно умерло, но в своем напряженном сознании я знал, что никогда еще не был так полон жизни. Мое ощущение самого себя больше не ограничивалось жесткими рамками физического тела — оно охватило окружающие меня атомы. Люди на улицах в отдалении, казалось, плавно перемещались над вынесенными за пределы моего тела частями меня самого. Сквозь потерявшую твердость почву смутно вырисовывались корни растений. Я различал, как движутся по ним живые соки...

Все объекты в пределах моего взгляда дрожали и колебались, словно кадры кино. Мое тело, тело Учителя, дворик с колоннами, мебель и пол, деревья и солнечный свет — все это раз за разом приходило в неистовое волнение, пока не слилось в светящемся море, подобно тому, как брошенный в стакан с водой сахар растворяется, когда стакан встряхивают. Всепоглощающий свет чередовался с воплощениями формы; метаморфозы отражали закон причины и следствия при творении.

Океан радости нахлынул на бесконечные берега моей души. Божий Дух, осознал я, есть неисчерпаемое наслаждение; тело Его — нескончаемая ткань из света. Внутри меня разрасталось неземное блаженство, постепенно охватывая все города, континенты, Землю, Солнце и другие солнечные системы, газообразные туманности и движущиеся галактики. Весь космос, мягко светясь, как ночные огни далекого большого города, сиял внутри моего бесконечного существа. Резко обозначенные контуры сферы терялись где-то по краям — там мне виделось немеркнущее мягкое свечение. Оно было неописуемо нежным; очертания небесных тел были созданы из более плотного света.

Далее:

 

Построение навыка. В. Разверстка фонов.

Баня парит, баня правит (А. Галицкий).

Философия. Принципы. Приемы..

Сократим хоздела и украсим немного....

Предоперационная подготовка больных.

Глава 9 - От рождения до шести лет.

Операции по поводу бедренной грыжи с использованием лоскутов на ножке из апоневроза наружной косой мышцы живота.

 

Главная >  Публикации 


0.0018