Главная >  Публикации 

 

В. И. Козлов народы нашей страны. Как и почему изменяется их численность



Уже за первые десятилетия Советской власти наша страна превратилась из отсталой аграрно-промышлен-ной в передовую индустриальную державу. В сельском хозяйстве успешно завершился процесс коллективизации. Быстро устранялась прежняя культурная отсталость населения, прежде всего массовая неграмотность. К середине 30-х годов в СССР был в основном построен социализм. Особо быстрыми, невиданными ранее в истории темпами шло развитие народов, живших на юго-восточных окраинах страны и в Сибири. Многие из них пришли к социализму, миновав стадию капитализма, а некоторые и стадию феодализма. Это касалось прежде всего изменения производственных отношений и общественно-политического строя. Однако многие элементы материальной, а тем более духовной культуры, обычаи, традиции общинно-семейной жизни, повседневного домашнего быта, особенно те из них, которые в прошлом подкреплялись религиозными установками и вместе с ними вошли в личное и этническое сознание, имели большую инерционность и изменялись медленно. Их устойчивость была связана также с распространенным у народов СССР традиционным почтением к старым людям, значительная часть которых так или иначе были хранителями прежних обычаев и традиций.

А теперь вернемся к динамике национального состава населения Советского Союза. Попытаемся ответить па вопросы: чем же вызваны столь большие различия в численности народов страны? Почему их численность изменяется во времени неодинаково?

Динамика численности народов определяется тремя основными факторами или, точнее, группами факторов: демографическими процессами, этническими процессами и миграциями. Отметим, что последние необходимо учитывать как отдельный фактор лишь при изучении численности народов в пределах той пли иной страны и лишь в виде так называемых внешних миграций (эмиграции и иммиграции). В СССР такие миграции были развиты слабо и не оказали заметного влияния на изменение численности большинства национальностей. Что касается внутренних миграций, то активное участие в них многих национальностей СССР сказывается на их численности лишь косвенно — через изменение демографических показателей или через более сильное развитие этнических процессов среди мигрантов в местах их оседания.

Среди двух других групп факторов, определяющих изменения в численности отдельных народов, более важную роль в целом играют факторы демографические, которым мы и уделим дальше основное внимание.

Целесообразно, однако, рассмотреть вначале роль этнических процессов, менее знакомых читателям демографической литературы. Этническими процессами в широком значении этого термина называются все процессы, которые приводят к возникновению тех или иных народов, а в случае уже сформировавшихся народов — к изменению отдельных этнических элементов (особенностей культуры, языка и пр.) во всем народе или в отдельных его группах, обусловленному как всем ходом социально-экономического и культурного развития, так и конкретными особенностями жизни народов, их взаимодействием- Из двух основных типов процессов— этноэволюционных и этнотрансформационных — наибольшего внимания в данном случае заслуживают последние, связанные с переменой этнической принадлежности. Совершенно ясно, что именно такие процессы оказывают влияние на динамику численности отдельных народов.

Двумя основными видами этнотрансформационных процессов являются процессы этнического разделения и этнического объединения. Под первыми понимаются процессы разделения прежде единого народа на несколько частей, каждая из которых становится самостоятельным народом, причем исходный этнос может полностью прекратить свое существование. Такие процессы были особенно характерны для первобытно-общинной эпохи, когда от одних племен по тем или иным причинам отпочковывались другие племена, и для раннеклассовых формаций, когда государственные границы могли разрезать на части более или менее однородные в этническом отношении массивы и служить рамками, внутри которых формировались новые народности и нации. На территории СССР в исторически обозримый период среди процессов такого вида выделяется процесс разделения древнерусской народности на три самостоятельных народа — русских, украинцев и белорусов.

Большее распространение в классовых формациях в период новой и новейшей истории получили этнообъединительные процессы. Они подразделяются на процессы этнической консолидации, этнической ассимиляции и межэтнической интеграции.

Под этнической консолидацией понимается слияние двух или нескольких более или менее самостоятельных народов (иногда крупных частей народов), обычно родственных по языку и культуре, в единую этническую общность, сохраняющую название наиболее крупного компонента или получающую новое наименование. В начале XX в. почти все народы России находились еще в той или иной стадии процесса консолидации. Даже среди таких в целом уже сложившихся наций, как русские, украинцы и латыши, были особые территориально-этнические группы. Они по тем или иным признакам отделяли себя от основного этнического ядра и применяли для своего обозначения определенные названия (например, среди русских — поморы, донские и другие казаки, среди украинцев — гуцулы, лемки, среди латышей — латгальцы). У многих народов окраинных областей процессы этнической консолидации были еще более далеки от завершения и развернулись в полную силу лишь в годы Советской власти. Это отчасти нашло свое отражение и в том, что в материалах переписи населения 1926 г. было отражено 194 «народности», а в переписи 1939 г. и последующих — почти вдвое меньшее число «национальностей». Развитие консолидационных процессов было весьма заметным. В состав татар вошли мишари, нагайбаки, кряшены, в состав грузин — аджарцы, в состав узбеков — сарты, кьшчаки. Из многочисленных тюркоязыч-ных племен юга Западной Сибири сложились алтайцы, шорцы, хакасы и т. п. Естественно, что такие процессы непосредственно сказывались на численности вовлеченных в них народов.

Сущность этнической ассимиляции заключается в том, что отдельные группы людей одной этнической принадлежности, вступая в контакты с другим народом (особенно если они оказываются среди этого народа), утрачивают свои прежние особенности культуры и быта, усваивают культуру другого народа, воспринимают его язык и относят себя к этому народу (обычно в последующих поколениях). Это и отражается в материалах переписей населения, учитывающих этническую (национальную) принадлежность. В отличие от процессов этнической консолидации, охватывающих целые этнические общности и часто приводящих к исчезновению одних и появлению других народов, ассимиляцион-ные процессы обычно не затрагивают самого сущест-вования участвующих в них народов, хотя н отражают-ся в той или иной степени на их численности. В царской России процессы естественной ассимиляции, являющиеся результатом прямых контактов между различными народами, были осложнены ассимиляторской политикой правительства и местных властей.

В Советском Союзе, где достигнуто равноправие всех народов и созданы условия для развития нацио-нальных языков и культур, ассимиляционные процессы утратили прежнюю противоречивость, развиваются в ходе дружной совместной экономической, политической и культурной жизни разных народов. Особенно боль-шое влияние на них оказывают национально смешан-ные браки, число которых постоянно увеличивается и измеряется в настоящее время уже многими миллиона-ми. Важным этапом развития ассимиляционных про-цсссов является перемена родного языка, что также фиксируется переписями населения и выявляется при сопоставлении данных о национальной принадлежности и родном языке.

Процессы этнической ассимиляции распространены повсеместно. Наиболее сильно они действуют на этни-ческие группы, живущие среди других народов, в смешении с ними, особенно в городах. Здесь этнические меньшинства в силу объективных причин не могут поддерживать тесные связи и должны овладевать языком окружающего населения, воспринимать стиль его жиз-ни и т. д. Такие процессы распространены среди нацио-нальностей, издавна живущих почти исключительно в городах, среди инонационального населения.

При анализе материалов советских переписей насе-ления обнаруживается значительное распространение ассимиляционных процессов среди карел и мордвы, особенно за пределами соответствующих автономных республик. Так, в пределах Мордовской АССР нахо-дится лишь около трети всего мордовского населения страны. Постепенное снижение численности этих паро-дов (например, у мордвы с 1 285 тыс. в 1959 г. до 1 192 тыс. в 1979 г.) произошло в результате ассимиля-ционных процессов. Численность же русских, с которы-ми сливаются отдельные группы этих народов, соответ-ственно увеличивается. Следует сказать, что коренные национальности союзных и автономных республик, давшие им названия, в пределах этих республик обычно имеют тенденцию к увеличению своей численности в результате процессов этнической ассимиляции, а за их пределами — к се уменьшению.

Третий вид объединительных этнических процессов — межэтническая интеграция — развивается в пределах всей страны или ее крупных историко-географических областей, представляет собой постепенное сближение всех обитающих там больших и малых народностей и наций в социально-экономическом и языковом отношении, в области материальной и духовной культуры и других сферах жизни. В. И. Ленин в своих работах по национальному вопросу называл этот процесс процессом сближения и слияния наций, относя возникновение некоторых условий ее развития к эпохе зрелого капитализма, ломающего национальные перегородки, создающего интернациональное единство капитала, экономической жизни вообще, политики, науки и т. д. и идущего к своему превращению в социалистическое общество'. В своем предвидении усиления таких процессов при социализме В. И. Ленин опирался прежде всего на объективные законы развития экономики, сближающей нации в хозяйственном отношении. В Советском Союзе, где уже давно сложился единый хозяйственный организм, процессы межэтнической интеграции обусловливались также общностью социально-политической и идеологической базы всех входящих в него народов, широким распространением русского языка как основного языка межнационального общения. По данным переписи населения 1979 г., русским языком как родным или как разговорным владели около 215 млн. человек, т. е. 82% всех жителей страны. Важным этапом развития, процессов межэтнической интеграции стало формирование новой исторической общности людей — советского народа, одним из существенных компонентов которого является общесоветская культура.

Завершая обзор этнотрансформациошшх процессов, приводящих к изменению этнической принадлежности людей и тем самым влияющих на динамику численности народов, которые в них вовлечены, необходимо сказать о том, что в переписях населения эти процессы отражаются неполно. Миллионы советских людей, и прежде всего те, кто родился в этнически смешанных семьях и живет в инонациональном окружении (например, дети от брака татарина и белоруски в том или 1 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 24, с. 124.

ином городе Казахстана) с преобладающим русским населением, имеют нечеткое этническое самосознание. В таких случаях отнесение опрашиваемых при переписи людей к той или иной конкретной национальности из имеющихся в официальном перечне выглядит очень условным. Но для точного отражения их этнического статуса пока нет соответствующих принятых терминов.

Обратимся теперь к демографическим процессам, памятуя, что их главными составными частями являются рождаемость и смертность, разность которых дает прирост или убыль населения. Каждый человек, прежде чем умереть, должен родиться, и этой банальной истиной прямая связь между рождаемостью и смертностью по существу исчерпывается. Каждый из названных двух важнейших демографических процессов определяется своим комплексом факторов, большей частью не связанных или слабо связанных друг с другом. Это приводит к различным количественным сочетаниям показателей рождаемости и смертности не только у различных народов, но и у одного и того же народа в ходе его исторического развития.

Для всех народов нашей страны в далеком прошлом был характерен высокий уровень рождаемости и высокий уровень смертности. Высокий уровень рождаемости, приближавшийся к физиологически максимальному, обусловливался ранним и по существу обязательным для большинства девушек замужеством (у многих народов вскоре после достижения половой зрелости) и нормальной репродукцией, без применения каких-то предохранительных средств, а тем более абортов. Первые были в то время слабо известны и несовершенны, а вторые могли производиться лишь примитивными средствами с большой угрозой для жизни женщины. Впрочем, дело было не только и не столько в несовершенстве контрацептивных средств. Очень важное значение имели повсеместно распространенные в то время традиции многодетности. Каждая брачная пара объективно стремилась к тому, чтобы иметь многочисленное потомство — помощников родителям в зрелые годы и кормильцев в старости. Общественное мнение было направлено на прославление многодетности, осуждало предохранительные средства и аборты. Это находило то или иное отражение и в установках различных религий2.

2 См.: Козлов В. И. Динамика численности народов. М., 1968; Современные этнические процессы в СССР. М., 1977.

В ходе истории уровень рождаемости у тех или иных народов не оставался постоянным: он мог существенно снижаться в периоды войн и в голодные годы, однако с восстановлением более или менее нормальной жизни уровень рождаемости вновь становился высоким.

Более сильными в прошлом были колебания уровня смертности, основными причинами которой являлись болезни, голод и войны. В отличие от рождаемости смертность не имеет верхнего физиологического предела. В экстремальных ситуациях она может подняться до уровня, знаменующего собой гибель всей группы людей, полное физическое исчезновение того или иного небольшого народа. Безусловно, именно различия в смертности, вызванные действием какого-то одного из ее факторов, а чаще их совокупностью определяли в историческом прошлом основные особенности динамики численности конкретных народов, да и саму их абсолютную численность. В суровых природных условиях тайги и тундры, например, могли существовать лишь малолюдные группы оленеводов, охотников или рыболовов. Их хозяйственному и культурному прогрессу, могущему создать предпосылки для увеличения численности, сильно препятствовала изолированность жизни, отсутствие контактов с другими народами. Все современные крупные народы СССР (русские, украинцы и др.) сформировались и умножались в своей численности в областях, где можно было развивать зерновое (и шире — злаковое) хозяйство, продукция которого допускала длительное хранение и в летних, и в зимних условиях, и практиковать стойловое животноводство, менее подверженное капризам погоды, особенно в зимний период.

Демографическая ситуация на территории СССР начала изменяться главным образом во второй половине XIX в., что проявилось прежде всего в постепенном снижении уровня смертности у более развитых народов европейской части страны и увеличении благодаря этому их естественного прироста. Этот процесс продолжался и в начале XX в. Основной же размах он получил после Октябрьской социалистической революции, когда советская система здравоохранения стала охватывать все, даже самые отдаленные, районы страны. Сильное положительное влияние на этот процесс оказало общее повышение уровня благосостояния советских людей. К сожалению, этот процесс нарушался действием неблагоприятных факторов, главный из которых — громадные людские потери в годы Великой Отечественной войны. Самый сильный урон в этой войне (как, впрочем, в первой мировой и гражданской войнах) был нанесен народам европейской части страны, особенно тем из них, на территории которых непосредственно шли военные действия. Численность белорусов, например, достигла уровня 1939 г. (в новых границах) лишь в начале 60-х годов, т. е. спустя более 15 лет после войны. Военные потери основных народов Закавказья и особенно Средней Азии, большинство которых во время первой мировой войны вообще не подлежало мобилизации, как свидетельствуют данные последних переписей населения об их возрастно-поло-вом составе, были относительно невелики. Поэтому их численность продолжала быстро увеличиваться вследствие успехов в борьбе с другими факторами смертности. Следует отметить, что в послевоенный период уровень смертности повсеместно сильно понизился и в настоящее время ее показатели у различных народов страны близки между собой.

Второй важной причиной изменения демографической ситуации было снижение уровня рождаемости. Этот процесс стал ощутимо проявляться позже, чем снижение уровня смертности, и в целом определялся другими факторами. К основным из них, как установлено демографами, относятся повышение уровня образования и обычно связанное с этим более позднее вступление в брак, вовлечение женщин в общественное производство, распространение городского образа жизни, проявляющегося, в частности, в автономизации брачных пар и сокращении их непосредственных контактов с родственниками, которые могли бы взять на себя часть забот по уходу за детьми работающих матерей. Немаловажное значение- имело увеличение расходов, связанных с воспитанием и образованием детей при уменьшении значения их обратной отдачи стареющим родителям, особенно с распространением пенсионного обеспечения. Следует особо отметить существенное, хотя и относительно кратковременное, значение войн, что сказывалось в разрыве брачных связей, массовом вдовстве и безбрачии женщин детородного возраста. Не останавливаясь на анализе действия всех этих факторов рождаемости более подробно, уместно заметить, что почти все они наиболее сильно сказались опять-таки на народах европейской части страны, активно участвовавших в процессах индустриализации и урбанизации, а в последнее время в научно-технической революции и сильно пострадавших в годы войны. В последнее время, когда влияние войны 1941 — 1945гг. на рождаемость стало сходить на нет, у этих народов, как в городах, так и в сельской местности, отчетливо проявилась тенденция перехода к семье с одним-двумя детьми.

В то же время у некоторых южных и юго-восточных народов нашей страны прежде высокий уровень рождаемости снизился сравнительно мало. Очень характерны в этом отношении народы Средней Азии, в частности таджики, общий коэффициент рождаемости у которых в 1960—1970 гг. составлял свыше 40 на 1000 жителей, что обеспечивало уровень естественного прироста в несколько раз больший, чем, например, у украинцев.

Сохранение многодетности у этих народов объясняется сравнительно слабыми миграциями в города, относительно невысоким уровнем занятости женщин в общественном производстве, приверженностью к сельскому образу жизни, в условиях которого дети сравнительно рано приобщаются к производительному труду. Немаловажное значение для сохранения высокого уровня рождаемости имеет и относительная устойчивость соответствующих установок на ранние браки и многодетность, предписывающих женщине быть прежде всего женой и матерью. В результате многовекового выполнения такие установки крепко вошли в быт, воспринимаются как народные традиции и сохраняются до сих пор.

В результате изменения демографической ситуации и в меньшей степени вследствие развития этно-трансформационных процессов динамика численности основных народов СССР существенно изменилась. При сравнении результатов переписей населения 1959 и 1979 гг. (см. табл. 1) выделяется прежде всего сравнительно слабый прирост численности восточнославянских народов — русских, украинцев и белорусов — в среднем на 18,8%, что ниже общего по СССР прироста (25,5%). Высоки темпы прироста народов тюркской группы и других народов Средней Азии и Кавказа, близких к ним по культуре, быту и демографическому поведению: общая численность тюркских народов выросла за рас-

3 Подробнее см. п кн.: Современные этнические процессы в СССР. М., 1977, с. 493—494.

Далее:

 

Салаты.

Почему мы запускаем болезни?.

Вскармливание.

Болезни, связанные с вибрацией на производстве.

Глава 7. О жизни и смерти.

Движение - пульсирующая сердцевина бытия.

Панические состояния.

 

Главная >  Публикации 


0.0152