Главная > Публикации
5.4. Организация специальной и тактико-специальной подготовки на объекте здравоохранения.В составе поста работает дозиметрист, определяющий величину загрязнения радиоактивными веществами одежды и незащищенных кожных покровов у поступающих пораженных. Пораженных имитируют статисты, которым раздаются билеты с характеристикой поражения. Все поступающие пораженные на распределительном посту подразделяются на носилочных и ходячих; из их числа выделяют инфекционных больных и пораженных с психическими расстройствами, подлежащих изоляции, а также загрязненных радиоактивными веществами. В зимнее время для частичной санитарной обработки носилочных больных отводится специальное теплое помещение. На распределительном посту и площадке частичной санитарной обработки весь личный состав при необходимости работает в табельных средствах индивидуальной защиты или в обычной одежде, используя ватно-марлевые повязки или респираторы. Сортировочные для носилочных и ходячих пораженных должны размещаться таким образом, чтобы не получилось встречных и перекрещивающихся потоков их поступления внутри ОПМ. Площадь помещения сортировочной для носилочных пораженных должна быть не менее 250-300 м2, чтобы можно было одновременно разместить 80-100 носилочных пораженных, столы для их регистрации, столы для медикаментов, оборудовать место для мытья рук, стерилизации инструментов и шприцев и развернуть хозяйственный уголок. Сортировочная для носилочных пораженных (рис. 8) должна развертываться так, чтобы пораженные из нее могли поступать в операционную, перевязочную, противошоковые и госпитальные палаты, в инфекционный и психоневрологический изоляторы, а также в эвакуационное отделение. Площадь помещения сортировочной для легкопораженных должна быть 80-100 м2. На ней можно одновременно разместить сидя до 100 ходячих пораженных, оборудовать перевязочную на один стол, разместить стол регистратора и развернуть хозяйственный уголок. В перевязочной необходимо иметь столик для медикаментов, инструментальный столик и место для стерилизации инструментов. В процессе тактико-специального занятия при развертывании сортировочно-эвакуационного отделения и площадки частичной санитарной обработки необходимо добиваться сокращения сроков готовности к приему пораженных, что во многом зависит от правильности расстановки личного состава и его слаженности в работе. Сортировочно-эвакуационное отделение должно быть готово к приему пораженных не позже чем через 30-45 мин после прибытия к месту развертывания. Занятие с личным составом сортировочно-эвакуационного отделения завершается разбором. Проведение тактико-специального занятия с сортировочно-эвакуационным отделением, развернутым для приема пораженных отравляющими веществами, требует изменения его схемы развертывания. Предусматривается выделение помещения для размещения пораженных, ожидающих санитарной обработки. В этом помещении должна проводиться антидотная терапия, стимуляция дыхания и сердечной деятельности, здесь надо иметь и средства для дачи кислорода, необходимые предметы ухода за тяжелопораженными. Для раздевания пораженного выделяются два помещения: в первом снимается верхняя одежда и обувь, производятся дегазация открытых участков тела и перекладывание пораженного на чистые носилки, во втором помещении снимаются нательное белье и противогаз. После этого пораженного переносят в следующее помещение, где осуществляется полная санитарная обработка. В этом помещении должно быть предусмотрено проведение кислородной терапии, введение сердечных и возбуждающих дыхание средств. После санитарной обработки пораженного переносят в одевальню, где на него надевают чистое белье. Затем он поступает в отделение, которое требуется ему по показаниям и сложившейся ситуации. Ходячие пораженные с распределительного поста поступают на площадку (в летнее время) или в помещение (зимой) частичной санитарной обработки. Здесь пораженные ФОВ получают таблетированный или в виде инъекции антидот (если он не был принят ранее). При ухудшении состояния пораженного его переводят в поток для тяжелопораженных. После проведения частичной санитарной обработки ходячие пораженные направляются в сортировочные палаты. Отделение частичной санитарной обработки для ходячих, развертываемое в зимнее время, имеет две комнаты: для снятия сначала верхней одежды и обуви (в первой комнате), а затем для проведения частичной санитарной обработки открытых участков тела (во второй комнате) с помощью дегазирующих растворов; тут же пораженным надевают чистую одежду. В отделении санитарной обработки, куда поступают тяжелопораженные, работают врач, 2 медицинские сестры, 1 -2 санитарных звена дружины, а в отделении частичной санитарной обработки для ходячих — фельдшер, 1 медицинская сестра, 1 -2 санитарные дружинницы. Весь личный состав на распределительном посту и в отделении санитарной обработки работает в средствах индивидуальной защиты кожи и органов дыхания (противогазах). Сортировочные должны вмещать одновременно 150-200 пораженных. Основная задача сортировочно-эвакуационного отделения заключается в сортировке поступивших пораженных и направлении или на эвакуацию, или в госпитальное отделение. В этом отделении на всех пораженных заполняют медицинские карточки ГО. При проведении занятия уделяется внимание расстановке личного состава отделения и входящей в штат отделения санитарной дружины, изучению функциональных обязанностей, отработке схемы развертывания отделения, его оборудованию, достижению слаженности в работе личного состава. Подчеркивается необходимость обеспечения безопасности работы личного состава при приеме пораженных. Тактико-специальное занятие с операционно-перевязочным отделением по организации его работы при развертывании ОПМ в очаге ядерного поражения проводится для уточнения схемы развертывания отделения с распределением медицинского и санитарно-хозяйственного имущества и расстановкой личного состава отделения в соответствии с его функциональными обязанностями в условиях приспосабливаемого помещения; привития навыков бригадного метода работы по оказанию неотложной хирургической и терапевтической помощи пораженным и проведению противошоковых мероприятий. В составе операционно-перевязочного отделения развертываются операционная (с предоперационной) не менее чем на 2 операционных стола, перевязочная (с предперевязочной) на 4-6 столов, противошоковые палаты и стерилизационная (рис. 3). В отделении по рабочим местам распределяется медицинский персонал с учетом его квалификации, создаются хирургические и противошоковые бригады из врачей и среднего медицинского персонала, младшего медицинского персонала. Бригады распределяются следующим образом: в операционную — 1 хирургическая и 1 сестринская, в перевязочную — 2-3 хирургические и 2-4 сестринские, в противошоковые палаты — 1 врачебная и 2 сестринские бригады. В ходе занятия оттачивается слаженность в работе отделения при его развертывании и выполнении функциональных обязанностей каждым должностным лицом во время поступления пораженных. Операционно-перевязочное отделение должно быть готово через 60-80 мин с начала его развертывания. За это время оборудуются операционная, перевязочная и противошоковые палаты, стерилизуются инструментарий и операционное белье, полностью должен быть готов медицинский персонал к работе в операционной и перевязочной. В операционно-перевязочном отделении осуществляется окончательная остановка наружного кровотечения, проводятся противошоковые мероприятия, профилактика и лечение раневой инфекции, ведется борьба с асфиксией и принимаются меры по ее предупреждению, накладываются и исправляются повязки, осуществляется транспортная иммобилизация по показаниям, делаются но-вокаиновые блокады, и оказывается неотложная терапевтическая помощь. В условиях массового поступления пораженных в операционно-перевязочном отделении ОПМ нет возможности широко проводить первичную хирургическую обработку ран и ожогов. Хирургические вмешательства должны проводиться только по неотложным показаниям: опасное для жизни кровотечение; необходимость трахеотомии; закрытие клапанного пневмоторакса; отсечение нежизнеспособной, висящей на лоскуте кожи конечности. Имитация поступающих пораженных обозначается заранее заготовленными билетами с характеристикой поражения. В соответствии с этим врачебные и сестринские бригады организуют свою работу, добиваясь слаженности действий; каждое должностное лицо отделения определяет свою роль и место, практически изучает свои обязанности. К примеру, операционная сестра в соответствии с характером поражения после установления врачом диагноза и принятия решения об объеме медицинской помощи должна подобрать соответствующий инструментарий, а при необходимости подготовить все нужное для наркоза или переливания крови и кровезамещающих жидкостей. Тренировки с личным составом госпитального отделения имеют цель научить личный состав быстро развертывать отделение, умело приспосабливать различные нетабельные средства для оборудования мест размещения пораженных, изучить и выполнять свои функциональные обязанности, чтобы обеспечить решение основных задач, возложенных на эти отделения (рис. 4). Такие тренировки позволяют рационально распределить личный состав по рабочим местам, правильно планировать и осуществлять контроль за использованием имеющегося оборудования и медикаментов. После практических тренировок и тактико-специальных занятий с отделениями проводится тактико-специальное учение. Оно может проводиться в ходе комплексных объектовых учений медицинских учреждений и учений ГО или самостоятельно только с одним ОПМ. Темами тактико-специального учения с ОПМ могут быть:
Тактико-специальное учение с ОПМ готовит и проводит руководитель медицинского учреждения, на базе которого создан отряд. Если же такое учение является показным и на него приглашаются руководители других медицинских учреждений, а также начальники ОПМ в масштабе города или района, то оно готовится и проводится начальником медицинской службы ГО города, района. В период подготовки тактико-специального учения уточняется списочный состав ОПМ и приписанных к нему санитарных дружин, проверяется обеспеченность медицинским и другим имуществом, проводится рекогносцировка района учений, изучается планировка района учений и того помещения, в котором предполагается развернуть ОПМ. Только после этого с учетом местных условий и данных, полученных при рекогносцировке района учений, разрабатываются документы учения. Для проведения тактико-специального учения с ОПМ по любой из указанных тем надо иметь следующие документы:
При проведении тактико-специального учения с ОПМ нецелесообразно разрабатывать отдельно план имитации и план материально-технического обеспечения. Эти вопросы должны найти отражение в календарном плане подготовки и проведения учения. Начальники отделений ОПМ разрабатывают частные планы, составляют заявки и проводят занятия с личным составом ОПМ при подготовке к проведению учения. Тактико-специальное учение с ОПМ заканчивается разбором, на котором отмечается положительный опыт работы личного состава функциональных отделений, разбираются ошибки и указываются пути их устранения. Таким образом, основу тактико-специальной подготовки ОПМ составляют практические тренировки и тактико-специальные занятия с его отделениями, тактико-специальное учение по основным темам программы с участием всего личного состава ОПМ. Сроки проведения занятий и учений с ОПМ определяются планом подготовки лечебно-профилактического учреждения, на базе которого он создан. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕНИЯ С ОПМ* Тема: "Организация развертывания и работы ОПМ на границе очага ядерного поражения", Учебные цели: совершенствовать организацию управления отделениями ОПМ при выдвижении, развертывании и работе по приему пораженных; научить личный состав ОПМ развертывать его отделения в приспособленном типовом здании школы и выполнять функциональные обязанности в условиях массового приема пораженных. Время проведения учения: 9.00 — 17.00. Место проведения: район новостройки, здание школы. Состав участников: группа руководства — главный врач больницы — начальник штаба ГО ЧС, заместитель главного врача по лечебно-профилактической работе, заведующий хирургическим отделением больницы; личный состав ОПМ; санитарные дружины от предприятия — 2; группа имитации — 3 человека от хирургического отделения городской больницы; статисты — 50 человек (учащиеся школы). Материальное обеспечение: учебный комплект имущества ОПМ; автотранспорт от автохозяйства (бортовых автомобилей — 11, легковых ГАЗ-69А — 2, мотоцикл — 1)г средства радиосвязи и дозиметрическая аппаратура по табелю оснащения от управления ГО ЧС городского района; перевязочные средства и подручный материал для иммобилизации на 50 пораженных (статистов) от городской больницы; билеты с симптоматикой поражения — 50 шт. Учебные вопросы и примерный расчет времени для их отработки. 1. Оценка обстановки и постановка задачи на выдвижение ОПМ к очагу ядерного поражения — 30 мин. * Приложения к плану: замысел тактико-специального учения с ОПМ (рис. 7) и схема развертывания ОПМ в типовом здании школы (рис. 8).
Рис. 7. Замысел тактико-специального учения с ОПМ. 4. Работа ОПМ по приему пораженных, оказанию медицинской помощи и эвакуации на больничную базу — 180 мин. 5. Подведение итогов учения — 60 мин. Медико-тактическая обстановка в очаге ядерного поражения: при угрозе нападения противника в соответствии с приказом начальника ГО городского района ОПМ, одновременно с эвакуацией городской больницы, выведен в загородную зону, полностью укомплектован личным составом, обеспечен транспортом и имуществом. Из состава ОПМ выделена и подготовлена одна медицинская разведывательная группа (МРГ). Имущество ОПМ (по отделениям) погружено на транспорт, уточнены схема построения колонны ОПМ и порядок ее выдвижения к очагу ядерного поражения. В 8.30 по городу нанесен ядерный удар противника, в результате которого объекты 3,6,8 оказались в зоне средних разрушений, а район новостройки и школа — в зоне слабых разрушений. Уровень радиоактивного загрязнения через 1 ч после взрыва на объектах 3, 6 составил 10 Р/ч. К 10.30 в районе новостройки отмечены одиночные пожары, здание школы имеет слабое разрушение, этажи здания могут быть использованы для развертывания ОПМ. Получено задание вести медицинскую разведку на маршруте выдвижения, в предполагаемом районе развертывания и на объектах 3, 6, 8; развернуться для приема пораженных с объектов 3, 6, 8. Рис. 8. Схема развертывания ОПМ в типовом здании школы (первый и второй этажи). 1 — распределительный пост: 2 — поток ходячих пораженных; 3 — поток носилочных пораженных; 4 — инфекционный изолятор; 5 — площадка частичной санобработки и частичной дезактивации; 6 — сортировочная для тяжело-пораженных; 7 — сортировочная для легкопораженных; 8 — перевязочная для легкопораженных; 9 — управление ОПМ; 10 — автоклавная; 11 — предоперационная; 12 — операционная на 2 стола; 13 — предперевязочная; 14 — перевязочная на 6 столов; 15 — противошоковые палаты; 16 - эвакуационное отделение для носилочных пораженных; 17 — инфекционный изолятор; 18 — госпитальные палаты для нетранспортабельных; 19 — палата для рожениц; 20 — детская палата; 21 — психоизолятор для мужчин и женщин; 22 — аптека; 23 — лаборатория; 24 — процедурная; 25 — хозяйственное отделение; 26 — морг. С 11.15 начать оказывать первую врачебную помощь и квалифицированную помощь по жизненным показаниям; производить эвакуацию тяжело-пораженных (до 200 человек) с 13.00 в эвакоприемник на станцию погрузки железной дороги; остальных транспортабельных пораженных эвакуировать по маршруту №1 в головную больницу больничного коллектора №3 автомобильным транспортом, выделяемым по заявке начальника ОПМ. По данным медицинской разведки, на объектах 3, 6, 8 имеется около 800 пораженных, из них в первые 2 часа поступят в ОПМ до 100 человек (60% ходячих, остальные носилочные), в последующие часы первых суток — до 600 пораженных, из которых 20% ходячих, остальные носилочные. Ход учения Далее: Бактериальный вагиноз. Глава IV Хирургические болезни. Контрпереносные отклики. Глава 3. Анатомия сознания.. В ожидании результатов. Литература. Коварство комфорта. Главная > Публикации 0.0005 |