Главная >  Публикации 

 

Заключение



При всей интимности дружеских отношений масштаб дружбы определяется прежде всего социально-нравственной ценностью деятельности, которой посвятили себя друзья, тех идей и интересов, на которых зиждется их союз.

Примеры античной дружбы неизменно связаны с героическими деяниями, воинскими подвигами или борьбой за свободу. Романтическая дружба опосредствуется совместными духовными исканиями, протестом против холодного "вещного" мира, художественным творче ством и т. п. Много ярких примеров дружбы дает история революционного движения.

Дружба А. И. Герцена и Н. П. Огарева зародилась как безотчетная эмоциональная привязанность двух одиноких мальчиков-подростков, но судьбой их она сделалась благодаря тому, что верность дружбе стала для них верностью не только друг другу, но и той благородной идее, которой они посвятили свою жизнь. То же самое можно сказать и о дружбе К. Маркса и Ф.

Энгельса, отношения которых, по словам В. И. Ленина, превосходили "все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе" .

Но если кодекс дружбы - воплощение моральных норм идеального человеческого общежития вообще, то и личные качества друзей не могут быть этически нейтральными. Многие личностные свойства, от которых зависит общение индивида, формируются независимо от его воли и желаний и не могут быть поставлены ему лично ни в вину, ни в заслугу. Это особенно касается таких коммуникативных качеств, как общительность или замкнутость. Однако моральный кодекс дружбы несовместим с эгоизмом, предательством, нестойкостью убеждений. В самом деле. Если дружба предполагает честь и честность, можно ли не согласиться с Цицероном, что "дружба возможна только между честными людьми..."?

Сама потребность в дружбе - нравственная потребность, которая возвышает личность, делает ее добрее, гуманнее, щедрее к людям. Как писал В.

А. Сухомлинский, "именно дружба является одной из сфер воспитания любви к человеку, взаимного уважения, ощущения тончайших душевных движений в другом человеке" .

Образ дружбы, существующий в этике, идеален и потому неизбежно отличается от реальных дружеских отношений, какие мы видим в жизни или в зеркале социологии, психологии и других наук. Однако он не просто плод воображения. Нравственный кодекс дружбы воплощает выработанные культурой представления о том, какими должны быть человеческие взаимоотношения. И степень реализации этого идеала во многом зависит от наших собственных усилий.

1 Экстраверсия и интроверсия - понятия, характеризующие индивидуально-психологические особенности личности - ее преимущественную направленность либо на мир внешних объектов, либо на собственный субъективный 2 В русском переводе И. Анненского: "Он был мой враг, но умирает братом..." - этот важный оттенок смысла пропадает.

3 Транзитивность - перенос чувства или отношения на какой-то другой объект или ситуацию. Это свойство хорошо выражено в пословицах: "Любишь друга - люби и его собаку", "Друг моего друга - мой друг" и т. д.

4 Тао Цянь - китайский поэт (365-427 гг.).

Далее:

 

Лимфатическая система в фило- и онтогенезе.

Бактериальный вагиноз.

Глава IV Хирургические болезни.

Контрпереносные отклики.

Глава 3. Анатомия сознания..

В ожидании результатов.

Литература.

 

Главная >  Публикации 


0.0004