Главная > Публикации
Поиск средств, опыт и осмысление оздоровления«Первый принцип натуральной гигиены — не лечить болезни, а учиться, как их избежать, используя знание Законов Жизни. Природа создает живой организм здоровым. Она закладывает в него защитные и целительные силы. Великий русский физиолог И. П. Павлов писал: „Человеческий организм есть в высшей степени саморегулирующаяся система, сама себя направляющая, поддерживающая, восстанавливающая и даже совершенствующая". Это значит, что необходимо создать для человека такие условия, при которых станет возможным устанавливать и поддерживать в дальнейшем всесторонние связи организма как с внутренней, так и с внешней средой. Это — и только это — гарантирует беспрепятственное действие заложенных в нем природой мощных приспособительных сил — сил иммунитета, саморегуляции, самовосстановления и самосовершенствования». Проще говоря, жить в единстве с природой, не отгораживаться от нее с помощью удобств и комфорта. «Второй принцип натуральной гигиены — комплексный (системный) подход к человеческому организму как к единому целому. Сторонники натуральной гигиены выступают против узкой специализации в лечении. Они считают, что достаточно знания основных биологических законов управления организмом и умения использовать главные „рычаги" для профилактики и выздоровления. К таким „рычагам", они относят: восстановление клеточного дыхания (лечебное обнажение, контрастные водные процедуры, виброгимнастика и специальные упражнения)^, питание (свет, воздух, вода, пища); состояние конечностей (виброгимнастика и другая двигательная активность); очищение организма; воздействие на психику (оптимистический настрой, самовнушение)... Обязательно комплексное воздействие на организм естественными методами (системный подход). Лишь комплексное воздействие естественных методов обеспечивает реализацию принципа чистоты внутренней среды, действия объективных, не зависящих от нашей воли законов саморегуляции и самолечения, которые и лежат в основе всей жизнедеятельности человеческого организма». Комплексный подход — хорошо, но Воля и Мысль способны быть самыми активными лечебными факторами. Об этом говорят авторы многих систем — М. Норбеков и Л. Фотина, Д. Чопра, Г. Сытин и другие, которые активным образом используют целительный потенциал собственных мыслей, настроений, эмоций и образов. «Излечение от простуды или иного ненормального состояния, которое люди называют болезнью, зависит от самоцелительных способностей живого организма. Они являются такой же жизненной функцией, как дыхание, экскреция и питание. Третий принцип натуральной гигиены — четкое понимание феномена здоровья. По определению Г. Шелтона, феномен здоровья трактуется натуральной гигиеной как „состояние целостности и гармоничного развития, роста и адаптации каждого из органов друг к другу без единого недостающего и без единого излишнего органа". Слово „здоровье" („хелс") происходит от англосаксонского „хоул" (цельный, целостный), слово „лечить" („хил") — от того же корня и означает восстановление целостности. В полном смысле этого слова „здоровье" означает законченность, совершенство организации, то есть жизненную надежность, гармонию функций, энергию и свободу от любых напряжений и скованности (трактовка Г. Шелтона). В основе здоровья лежит принцип взаимодействия и взаимозависимости каждой клетки, ткани, органа, системы органов. Как отмечает Г. Шелтон, „сейчас уже хорошо известно, что каждый орган более отчетливо действует на благо целого (организма), нежели на собственное благо". Таким образом, подчеркивается известный „альтруизм", способность жертвовать своим благом ради другого частного (клетки, органа) по отношению к целому (организму). Если бы в обществе люди научились так жить! К сожалению, признаки и симптомы здоровья не изучаются. Медицина занята болезнями. Никто и нигде не обучает население и студентов-медиков тому, как налаживать и поддерживать здоровье не у больничных коек, а в обычной жизни. Вместо этого много рассуждают о происхождении болезней, но так, как будто у болезней нет причин. Четвертый принцип натуральной гигиены — четкое понимание феномена болезни. Болезнь — это нарушение целостности, потеря способности сопротивляться внешним и внутренним врагам живого организма. Любая болезнь — от легкого покраснения кожи до рака любого органа — есть разрушение целостности всего организма (болезнь всего организма, а не отдельного участка его). Называют ли болезнь тонзиллитом, эндокардитом, колитом, гастритом, циститом или она носит название пиорея, туберкулез, язва, рак — все они вызваны накоплением в организме токсинов (ядов), которые отравляют организм, откуда бы они ни поступали — извне (пищевые, растительные, животные, лекарственные и др.) или образуются внутри как результат жизнедеятельности самого организма либо тех микроорганизмов, которые его населяют. При этом всякая болезнь начинается незаметно от возбуждения нервных волокон, далее появляется раздражение (покраснение), затем воспаление (зуд), дальше изъязвление (язвы, распад тканей, трещины), затем уплотнение (наросты), наконец, образование опухоли (рак). Г. Шелтон называет такую последовательность „единой патологической цепочкой" и напоминает, что рак начинается за много лет до того, как он окончательно проявляется». Я склонен считать, что единая патологическая цепочка Шелтона неверна, и приведу некоторые свои цепочки возникновения патологии. 1. Элементарная безграмотность и следование чувственным удовольствиям (особенно в питании и комфорте) приводит к загрязнению организма. Изменение характеристик жидкостных сред в клетках и снаружи приводит к ослаблению функций и защиты организма, превращая его в питательную среду для разного рода паразитов (начиная от глистов и кончая гноеродной инфекцией — хламидий и т. д.). Далее развиваются самые разнообразные болезни. 2. Эмоциональная неуравновешенность и разнообразные стрессы порождают всевозможные напряжения — психические зажимы и раковины в физическом теле. В этих местах возникает застой энергии, крови, шлаков, что ведет к развитию соответствующих болезней. 3. Изменение общего заряда тела в результате ношения искусственной одежды, обуви ведет к изменению рН внутренней среды, неправильному распределению электрического заряда, что ведет к блокировке распределения энергии в энергетических каналах и также вызывает болезни. Можно привести и другие цепочки, но в любом случае все болезни возникают от одной самой главной причины — невежества, отсутствия образованности человека. «Пятый принцип натуральной гигиены — новая стратегия здоровья. Объяснив основные понятия „здоровье" и „болезнь", натуральная гигиена выдвинула и новую стратегию здоровья, которая строится не на устранении симптомов болезни (симптоматическое лечение), а на устранении ее первопричины. При этом натуральная гигиена особое внимание уделяет четырем видам отдыха и покоя для накопления энергии и экономии сил организма: физический отдых, физиологический отдых (воздержание от пищи — лечебное голодание), умственный отдых, душевный отдых». К сожалению, отсутствует главный принцип, основанный на законе тренируемости и свертывания функции, — принцип разумной, достаточной и своевременной тренировки всех функций и систем организма. Без этого основополагающего принципа организм человека может атрофироваться. Натуральная гигиена немыслима без тренировки органов и систем. После разумных и своевременных тренировок должен быть отдых. Прекрасный исследователь омоложения организма С. А. Аракелян по этому поводу говорил, что для нормальной работы организма и омоложения необходимы: физиологически полезное питание, физиологически полезное движение и физиологически полезное голодание. «Человеческий организм нуждается в постоянном восстановлении и поддержании экологических связей как внутри организма между клетками, тканями, органами, системами органов, так и связей внешних с окружающей его средой. Так была выдвинута концепция пяти видов связей. 1. Психоэмоциональные связи организма. Человеческому организму необходимо восстановление психоэмоционального равновесия, психоэмоциональных связей с окружающей его природой, в том числе с космосом и социальной средой (с обществом, его идеалами, нормами, с друзьями, семьей и т. п.). Всего этого можно достигнуть через культивирование в своем сознании оптимистического настроя, представления о мире, добре, единстве и взаимопомощи людей доброй воли как факторе и законе эволюции; последовательное воспитание в себе бескорыстия, отказ от эгоизма во всех его проявлениях. Такой настрой оказывает благотворное влияние и на физиологию человека, способствует вырабатыванию организмом полезных гормонов, эндорфинов и других подобных им веществ. 2. Биохимические связи организма. К биохимическим связям организма натуральная гигиена относит восстановление кислотно-щелочного равновесия в крови как главного физиологического закона жизни организма. Прежде всего этого можно добиться с помощью правильного естественного питания, поскольку в самой природе заложены естественные соотношения элементов щелочной и кислотной валентности (силы атомов к образованию химических связей), а также с помощью виброгимнастики и спинно-брюшного упражнения по Системе здоровья Ниши. 3. Биофизические связи организма — восстановление естественных связей кожного покрова и внутренних органов через его биологические точки с внешней средой и ее основными сферами — Космосом, Землей, Водой, Воздухом, Светом, Энергетикой. Этому способствуют так называемое лечение обнажением, воздушные ванны, водные процедуры, световые, солнечные ванны, хождение босиком и др. 4. Биомеханические связи организма — восстановление правильного и активного кровообращения, особенно капиллярного и прекапиллярного, посредством особых физических упражнений, разных форм двигательной активности и выправления осанки. 5. Биоэнергетические связи организма — восстановление и поддержание правильного дыхания через знание его законов и практических навыков». Физическая нагрузка способствует восстановлению и укреплению в организме человека биомеханических и биоэнергетических связей. Без нее в организме происходит их угасание и рассогласование. Этот факт особенно подчеркивает Ю. Власов. «Концепция „пяти связей" дает возможность правильно понять и оценить вклад народной медицины, те средства и приемы, которые (если на них посмотреть с точки зрения концепции) оказываются объективно направленными на восстановление той или иной нарушенной связи или комплекса связей в организме больного человека (целебные травы, „заговоры", мази, костоправные манипуляции и т. п.). Шестой принцип натуральной гигиены — естественное питание. Ни один оздоровительный комплекс не может считаться полноценным без соблюдения четких и строгих законов питания. Пища, по убеждению натурогигиенистов, не только определяет состав крови, качество „строительного материала" для образования новых клеток, но и формирует характер и даже мировоззрение человека. На питание сторонники натуральной гигиены смотрят как на двуединый питательно-очистительный процесс, в котором питание неотделимо от очищения организма. Натуральная грубоволокнистая пища обеспечивает как биомеханическое, так и биохимическое очищение благодаря щелочным радикалам в сырой пище, способна нейтрализовать патологические кислоты, образующиеся в процессе жизнедеятельности организма. Согласно исследованиям ученых, растительное волокно в натуральной пище является средством предупреждения и даже лечения опухолевых заболеваний толстого кишечника. Седьмой принцип натуральной гигиены — отрицание любой лекарственной терапии. Гигиена должна целиком и полностью уничтожить лекарственную систему и дать народу систему ухода за телом и психикой, основанную на законах природы. Все существующие вещества по отношению к живому организму — или продукты питания, или яд. Ядом (лекарством) является все то, что не может быть ассимилировано живым организмом и использовано им для поддержания жизни. Восьмой принцип натуральной гигиены — четкое разграничение медицины и натуральной гигиены. Объясняя смысл такого разграничения, натуропат Вирджиния Ветрано пишет: „Медицина с самого начала основывала свою практику на ложных принципах, поэтому выбросила прочь физиологию и отравляла людей патентованными средствами.,. Не ищем же мы тепло на айсберге! Почему же искать здоровье в яде? Сделаем наши принципы четкими: источник здоровья — в здоровых воздействиях и в здоровых средствах. Лекарства же, которые все являются ядами, не относятся к факторам жизни, приносящим здоровье. Могут возразить, что медицина — это наука экспериментальная, а гигиена таковой не является. Но истина как раз в обратном: медицина не является и никогда не была наукой, она — метод, прием, стиль лечения. Физиология, биология, анатомия относятся к наукам, но это не медицина. У медицины отсутствует единый принцип, который можно было бы продемонстрировать рационально или экспериментально. Ее методы эфемерны, чего не было бы, будь она научной... Гигиена не только определенно истинная, она неизменно истинная наука. Практика, основанная на ее широких принципах, следует определенным правилам, и в каждом случае результаты можно предвидеть. Этого, однако, нельзя сказать о медицинской практике, ибо каждый раз, когда человеку дается лекарственная доза, можно ожидать неожиданного". Девятый принцип натуральной гигиены — обучение народа, распространение знаний и создание здорового образа жизни. Натуральная гигиена проникнута духом альтруизма, оптимизма и гуманизма. Авторы книги „Величайшие открытия здоровья" писали: „Сторонники Грэхема были заинтересованы не столько в физиологических исследованиях, связанных с экспериментами на животных, сколько в распространении знаний о физиологии среди простого люда и создании образа жизни, основанного на физиологии". По мнению Вирджинии Ветрано, наш мир — „это мир мужчин и женщин, которые прекрасно образованы в области непозитивных знаний, то есть знаний, не связанных с человеком и природой... Можно быть Эйнштейном в математике и болеть несварением желудка. Со всем своим образованием человек принимает аспирин или антацидные препараты от дискомфорта и ведет себя так, как будто у этого дискомфорта нет причины"». Каждый из нас может согласиться или не согласиться с таким изложением девяти принципов натуральной гигиены, но несомненно то, что здесь имеется желание помочь людям. К. НИШИ Поиск средств Он прошел тот же путь — самостоятельного добывания знаний и опробования их на самом себе. Любые книги, рассказывающие о методике улучшения здоровья, он читал с огромным вниманием, применяя на себе все советы и рекомендации. Однажды ему в руки попала работа Флетчера, в которой утверждалось, что для поддержания здоровья необходимо так тщательно жевать пищу, чтобы получать максимально возможное количество полезных питательных веществ из каждого ее элемента. Как ни проста была эта теория, она совершила настоящий переворот в сознании К. Ниши. Все доктора, у которых он консультировался до тех пор, ограничивались лечением только болезни или только ее симптомов. Теория Флетчера расширяла горизонты: она учила, как улучшить здоровье организма в целом! Благодаря трудам Флетчера, К. Ниши понял, что лучший лекарь для человека — сама природа. Ниши решил хорошо пережевывать пищу. Если человек жует пищу надлежащим образом, он может положиться на свой собственный вкус, на свое природное чутье в вы- боре того или иного продукта. Если ему вкусно, если он ест с аппетитом, значит, организм получает от такой пищи то, что ему нужно, а если не хочется есть, то и не надо. Применяя на практике тщательное жевание пищи, Ниши заметил, что стал переедать, а если ел мало, то терял в весе. Это заставило его не прерывать поиск лечебных средств, обдумывать проделанное. Флетчер рекомендовал удалять все трудноперевариваемые части пищи, хорошо очищать от кожуры фрукты. Ниши следовал его советам, но начал страдать от запоров. Флетчер говорил, что запор не должен вызывать беспокойства, но Ниши заметил, что нарушение нормального опорожнения вызывает у него сильную головную боль и различного рода кишечные расстройства. К. Ниши познакомился с работами и других специалистов. Из этих работ он узнал, почему страдает от своих болезней. На практике Ниши познал простую истину: любая пища, которая не усваивается, накапливается в толстой кишке, превращаясь в «пиршественный стол» для бактерий, вырабатывающих ядовитые вещества (токсины). Эти вещества всасываются стенками толстого кишечника, попадают в кровь, разносятся по всему организму и вызывают болезни. Отсюда он сделал такой вывод: пища имеет не только созидательное, но и разрушительное действие на организм. Перед ним встала задача так организовать питание, чтобы оно строило и очищало организм. Далее К. Ниши познакомился с работами Синклера о лечении голодом. Теория голодания Синклера несколько отличается от того, что он изучал, посещая буддийский храм для практики религиозного аскетизма. Принципы, заложенные в этой теории, были более разумными, и Ниши был склонен думать, что нашел средство, которое вылечит его от кишечной болезни. Размышляя, он пришел к выводу, что «ненормальные» люди, как правило, страдают от запоров, а обладатели светлых голов в большинстве случаев страдают от склонности к расстройству кишечника. Это заставило его дальше искать взаимосвязи кишечника с мозгом. К. Ниши изучил труды ученых о циркуляции крови. Особенно заинтересовала его работа профессора Московского университета Зеппа «Динамика циркуляции крови в мозге». Прочитав ее, он узнал, что кровоизлияние в мозг возникает в основном от воспаления ушей, а воспаление ушей — это следствие заболевания горла. Горло становится больным в том случае, если почки не выполняют свои функции. Почки, в свою очередь, часто выходят из строя тогда, когда человек спит в теплой, мягкой постели и надевает теплое, плохо пропускающее воздух белье. При этом нарушаются функции и почек, и кожи, что сопровождается заболеванием печени. Но вся эта цепочка патологии начинается с плохой работы кишечника. Если нарушается перистальтическая работа кишечника, то возникают запоры, которые ведут к расширению и разрыву кровеносных сосудов мозга. К. Ниши привлекла работа доктора Пасеппа «Клиника и лечение воспаления мозга», в которой приведены результаты исследования под микроскопом гноя при воспалении мозга. При воспалении мозга в гное содержится более 10 видов бактерий, таких как стафилококк, стрептококк, бактерии пневмонии, менингита, туберкулеза, тифа и другие. Не менее 23 групп таких бактерий иногда находятся внутри расширенных кровеносных сосудов мозга, причем это может быть и у здоровых людей. Все это натолкнуло Ниши на мысль, что в организме есть какие-то целительные силы, способные противостоять внешним и внутренним разрушающим факторам, а также обеспечивать целостность организма. Он начал собирать информацию о таких целительных силах. Он изучил опыты доктора Шибата, который искусственно создавал кишечные запоры у кроликов, и это приводило к расширению мозговых кровеносных сосудов и кровоизлиянию в мозг, причем кровоизлияние наблюдалось лишь у кроликов, у которых были длительные запоры, в то время как у забитых или умерших от ядов кроликов кровоизлияния в мозг не было. По мнению Ниши, результаты опытов доктора Шибата можно было использовать для лечения слабоумных и душевнобольных. В современной медицине калорийности питания уделяется больше внимания, чем способности организма ее полноценно усвоить, а остатки вывести вон. При полном усвоении пищи образуется СО2 — углекислота, нужная организму, но при неполном усвоении пищи появляется СО — окись углерода, разрушающая организм. Накапливаясь в организме, окись углерода наносит вред мозгу и нарушает перистальтику кишечника. Без совершенной перистальтики не может быть совершенного пищеварения, растворения и усвоения пищи, прохождения и удаления отходов. Далее: Ночное недержание мочи. Панкреатит. 236. Подмаренник цепкий. 5.4.2. Половые различия психофизиологических качеств. Кислород. Совмещение работы и грудного вскармливания. Модели профилактики. Главная > Публикации 0.0007 |