Главная >  Публикации 

 

Оздоровительная физкультура



Здорового ребенка невозможно представить себе не­подвижным, хотя сейчас, к сожалению, малоподвижных детей можно часто встретить среди школьников и даже дошкольников из-за резко снизившейся в последние годы физической нагрузки. Если дефицит двигательной актив­ности у взрослых людей постепенно приводит к разви­тию патологических процессов и ухудшению здоровья, то для детей деятельность скелетной мускулатуры имеет жизненно важное значение. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологи­ческих систем и, следовательно, определяют темп и ха­рактер нормального функционирования растущего орга­низма.

Двигательная активность положительно влияет на все психологические функции детей. Например, в иссле­дованиях психологов показана прямая корреляционная связь характера двигательной активности с проявления­ми восприятия, памятью, эмоциями и мышлением. Дви­жения способствуют увеличению словарного разнообразия детской речи, более осмысленному пониманию слов, формированию понятий, что улучшает психическое со­стояние ребенка. Иными словами, двигательная актив­ность не только создает энергетическую основу для нор­мального роста и развития, но и стимулирует формиро­вание психических функций.

Основными качествами, характеризующими физиче­ское развитие человека, являются сила, быстрота, лов­кость, гибкость и выносливость. Совершенствование каж­дого из этих качеств способствует и укреплению здо­ровья, но далеко не в одинаковой мере. Используя тяже­лоатлетические упражнения, можно стать очень сильным, к чему стремятся многие подростки и юноши. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гиб­ким, применяя гимнастические и акробатические упраж­нения. Однако при всем этом не удается сформиро­вать достаточную устойчивость к болезнетворным воз­действиям. Известно много примеров, когда хорошо под­готовленные тяжелоатлеты, гимнасты, бегуны-спринтеры и даже пловцы не .участвовали в соревнованиях из-за... простуды!

Ученые пришли к выводу, что для эффективного оздо­ровления, профилактики массовых респираторных болез­ней необходимо тренировать и совершенствовать в пер­вую очередь самое ценное в оздоровительном плане физи­ческое качество — выносливость, которая в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового обра­за жизни обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

Какие же упражнения способствуют повышению об­щей выносливости? Достигнуть ее высокого уровня мож­но, используя упражнения циклического характера, т. е. достаточно длительные, равномерные, повторяю­щиеся нагрузки. К циклическим упражнениям относятся бег, быстрая ходьба, плавание, бег на лыжах, езда на велосипеде, ритмическая гимнастика, а также, с опреде­ленными оговорками, такие виды спорта, как баскетбол, теннис, ручной мяч, футбол и др.

Обратите внимание на последовательность перечи­сления упражнений — она соответствует степени их влияния на состояние здоровья. И не случайно оздоро­вительный бег и быстрая ходьба находятся на первом мес­те. Научные исследования и практика во многих странах мира убедительно доказали первенствующее оздорови­тельное влияние медленного бега на здоровье людей всех возрастов.

История еще не знала такого явления, чтобы около 300 миллионов человек (как в настоящее время, по под­счетам Всемирной организации здравоохранения) стали приверженцами оздоровительного бега. Доступный, не требующий особых затрат и имеющий не слишком много противопоказаний, бег со скоростью 8—10 км/ч для взрослых и б—8 км/ч для старших дошкольников и школьников оказался при правильном использовании эффективным оздоровительным средством, благоприятно воздействующим на все физиологические системы и пси­хические функции.

О многостороннем влиянии беговых упражнений имеется обширная литература. Правда, в отечественных источниках приводятся лишь элементарные сведения, относящиеся в основном к сердечно-сосудистой системе и дыханию. Поэтому приведем здесь некоторые резуль­таты новейших зарубежных исследований.

Доказано, что бег улучшает кровоток во всех внут­ренних органах, включая мозг. Последнее особенно цен­но, так как обеспечивает энергетическую базу для совер­шенствования мозговой регуляции и психической дея­тельности. Значительное улучшение обменных процессов у любителей джоггинга (так по-английски называется оздоровительный бег) происходит и за счет повышения микроциркуляции — кровотока в сосудах малого диа­метра.

Заметные положительные изменения наблюдаются после систематических беговых занятий в состоянии нервной системы. Улучшаются зрение и слух, преобла­дает положительное эмоциональное состояние, значительно повышаются мыслительные возможности, воз­растает объем и лучше запоминается полученная инфор­мация. Очень редко возникают головные боли, улучша­ется" "сон, увеличивается умственная и физическая работоспособность. Все это, вероятно, наряду с улучше­нием мозгового кровотока обусловлено возрастанием в тканях мозга особых веществ — нейропептидов, состав­ляющих биохимическую основу психической деятельности.

Беговые нагрузки благоприятно отражаются на деятельности эндокринной системы, обеспечивающей в числе других функций и нормальные процессы роста и развития, что очень важно для растущего организма.

Как и в какой мере оздоровительным бегом могут заниматься дети и подростки? Что касается последних, то, как показывает имеющийся многолетний опыт в ряде стран, никаких проблем здесь не возникает. В 1988 году в австралийском городе Брисбене (надо заметить, что «эпидемия» джоггинга началась в 60-х годах именно в Но­вой Зеландии и Австралии) я побывал на беговых заняти­ях школьников разных классов. Ежедневно перед уроками все учащиеся вместе с учителями бегали кросс (20— 25 мин в начальных классах, 30 и более — в остальных) по пересеченной местности. Неоднократно участвуя в этих пробегах, я, имеющий 20-летний опыт оздоровительного бега, был удивлен замечательным уровнем выносливости и мальчиков и девочек. В беседах выяснилось, что боль­шинство ребят начали бегать в дошкольном возрасте; в австралийских детских садах везде беговые занятия чередуются с плаванием.

В работах советских специалистов также доказана возможность, целесообразность, высокая оздоровитель­ная эффективность применения элементов бега на заня­тиях у 3—4-летних детей, а у детей более старшего воз­раста — бега уже в темпе 6—8 км/час.

Остановимся на методике приобщения ребенка-до­школьника к беговым упражнениям. Прежде всего надо преодолеть некоторую психологическую сложность. Ведь, в отличие от взрослого или подростка, «за здоровьем» малыш не побежит. Поэтому лучше проводить игры, в ко­торых присутствовал бы в большом объеме бег, приду­мывая соответствующие роли для себя и для своего ре­бенка. Начинать эти беговые «забавы» можно уже с ре­бенком 3-летнего возраста, чередуя их с ходьбой, прыж­ками на одной и двух ногах, дыхательными и гимнастическими упражнениями. Дистанцию первых пробежек -не более 40—50 м — повторять несколько раз за одно заня­тие. В сюжетных играх папа или мама могут изображать катер или автомобиль с ребенком-водителем. В беговые упражнения старших дошкольников и школьников сле­дует включать соревновательные элементы.

На этих занятиях важно не допускать обычного стремления детей к ускорению, в противном случае из-за утомления эффект упражнений от этого снижается. Необ­ходимо следить за постепенным увеличением нагрузки, которая регулируется повторением пробегаемой ребен­ком дистанции. У старших дошкольников можно посте­пенно переходить от пробежек в 150—200 м к дистанциям в 400—500 м. Если в детских садах правильно организо­ваны занятия оздоровительным бегом, то их выпускники будут без особого напряжения пробегать 1,5—2 км. Так, на моих глазах группа пятилетних австралийских детей пробежала дистанцию в 5 км, после чего мы вместе пла­вали в бассейне, и никаких признаков утомления у ребят не наблюдалось.

Ну а каков результат таких беговых тренировок? От­вет однозначный: отличное физическое и психическое раз­витие и практически полное отсутствие респираторных заболеваний.

Поскольку действующая программа воспитания в наших детских садах пока еще не предусматривает заня­тий бегом, задача родителей, желающих укрепить здо­ровье ребенка, состоит во введении бега в его режим дня. Как и когда это можно делать в условиях повсеместного дефицита времени? Прежде всего, по пути в детский сад и обратно. Это должны быть энергичные веселые прогул­ки в форме игр или шутливых соревнований с мамой или папой. Ну и, конечно, для беговых занятий надо использо­вать выходные и праздничные дни, особенно при выездах всей семьей за город.

Циклические беговые упражнения должны обяза­тельно включаться в комплекс утренней зарядки для здо­ровых ребят начиная с 4—5-летнего возраста. Зарядку лучше проводить под музыку. Начиная с ходьбы на месте, далее после дыхательных гимнастических упражнений (с обязательным шумным выдохом, наклонами вперед и в стороны) дети вместе со взрослыми бегают в медленном темпе на дистанцию около 100 м (затем дистанцию посте­пенно увеличивают до 200 м). Бег чередуют с ходьбой и прыжками на одной и двух ногах. Зарядка заканчивает­ся быстрой ходьбой с постепенно снижающимся темпом, дыхательными упражнениями и водными процедурами. По возможности зарядку следует проводить на открытом воздухе и в облегченной одежде.

Что касается школьников, то в новой программе по физкультуре с ее ежедневными уроками беговые уп­ражнения должны занять ведущее место.

Другие циклические упражнения также обладают хо­рошим оздоровительным действием, хотя и уступают бегу. К ним, в частности, относятся быстрая ходьба в течение достаточно длительного (1,5—2ч) времени. Однако, преж­де чем рассказать об оздоровительной ходьбе, необходимо хотя бы коротко поговорить о походке.

К сожалению, неправильная походка все чаще на­блюдается не только у малышей, но и у школьников. Она, в свою очередь, рано или поздно приводит к деформации стоп и позвоночника и ко многим другим заболеваниям. (Кстати, когда ребенок учится ходить, лучше его дер­жать сзади за плечи, а не за руки, так как в этом случае возможен вывих. Для поддержки сзади за плечи нужно использовать специальные широкие ленты.) Родителям необходимо специально заниматься отработкой правиль­ных движений ног и корпуса малышей при ходьбе. Вы­работке правильной походки способствует ходьба с выно­сом поочередно коленей вперед (спина прямая), с высо­ким подниманием ног, «солдатским шагом» (выбросом ног вперед и размахиванием в такт руками), с приседания­ми и длинными шагами. Эффективное средство для укреп­ления мышц ног и улучшения их формы — ходьба боси­ком по мелководью вдоль реки или моря. При этом повы­шается кровоток, особенно в сосудах ног, создаются ус­ловия для роста мышц в длину и ширину, а попутно дости­гается отличный закаливающий эффект.

Не меньшей заботы и внимания требует от родителей профилактика плоскостопия. Оно часто сопровождается болями и судорогами мышц при ходьбе, обычно слабо выражены или отсутствуют своды стопы. Самые полезные упражнения для предупреждения плоскостопия — это ходьба на носках и босиком по неровной поверхности (песку, мелкой гальке), а также ходьба на наружных краях стоп с согнутыми пальцами, катание и захватыва­ние шарика пальцами ног. Все эти упражнения выпол­няются в игровой или соревновательной форме.

Оздоровительная ходьба эффективно используется в семейных туристских походах, которые становятся все более популярными. В соответствии с правилами их ор­ганизации в туристских походах разной сложности могут участвовать и подростки и даже малыши. (Последние, правда, совершают «поход» в основном у пап за спина­ми в специальных сидениях.) Такие походы благоприят­но влияют на здоровье и взрослых и детей. Однако до отправления в поход ребенок должен быть обучен пра­вильной технике ходьбы. Особого внимания и осторож­ности требует поход в лес. Ребенок должен научиться следить за впереди идущим, идти с опущенными руками и глядя под ноги.

Продолжительность похода с детьми дошкольного возраста не превышает 3 — 4 часов с остановками на при­вал после 50 — 60 минут ходьбы. При первых признаках начинающегося утомления (появление капризности, плаксивости) лучше остановиться для короткого отдыха, в течение которого дети могут выпить воды и поиграть.

В обязанности взрослых участников походов входит умение оказать детям первую медицинскую помощь при травмах или повреждениях. Прежде всего, не впадая в панику, надо успокоить ребенка и правильно оценить си­туацию. У начинающих юных туристов часто бывают потертости ног. При легких повреждениях кожи эти уча­стки смазывают йодом и накладывают на них стерильную повязку. При ушибах делают холодный компресс и дают покой на 10 — 15 минут. При растяжениях связок на­кладывают давящую повязку и крестообразно забинтовы­вают сустав. Сверху кладут грелку с холодной водой. При более серьезных травмах (вывихах и переломах) на­кладывают шину и как можно быстрее доставляют ребен­ка в лечебное учреждение.

Один из видов оздоровительных циклических упраж-нений-'-^- это езда на велосипеде, которая укрепляет мыш­цы ног и рук, развивает силу, ловкость и выносливость. Дети становятся более смелыми и настойчивыми. А сколь­ко положительных эмоций возникает во время велопро-гулок!

Езде на велосипеде также необходимо научиться еще в дошкольном возрасте. Велосипед должен быть правиль­но подобран в соответствии с ростом ребенка. Высота седла и руля велосипеда регулируются так, чтобы нога при нажиме на педаль полностью выпрямлялась в колене,  а  ребенок сидел   немного  наклонившись вперед,   но не горбился.

Начиная обучение, взрослый становится с правой стороны от велосипеда, берется одной рукой за ручку руля, а другой — за сиденье и начинает движение вперед. Ребенок, сидя на велосипеде, должен смотреть не вниз, а вперед, держаться за руль без излишнего напряжения, крутить педали, не отрывая от них ног. Спустя какое-то время взрослый может поддерживать велосипед уже только за седло; постепенно ребенок перейдет к самостоя­тельной езде.

Из всех циклических видов спорта плавание отлича­ется от других тем, что им можно заниматься чуть ли не с рождения. Возникшее более 20 лет тому назад движе­ние под девизом «Плавать раньше, чем ходить» стало популярным во всем мире. (Некоторые специалисты, правда, считают «плавание младенцев» делом бесполез­ным, если не вредным — см. брошюру И. А. Аршавско-го «Ваш малыш может не болеть» — «Советский спорт», 1990.) И в то же время многие_ дети более старшего воз­раста, подростки, юноши и даже—вз-рвелие в нашей стра­не или вообще не умеют плавать или передвигаются в воде неправильно, не испытывая достаточных нагрузок,, а стало быть, плавают без особой пользы для здоровья.

Плавание, как и другие циклические упражнения, оказывает благотворное влияние на сердечно-сосудистую систему, способствуя увеличению ее мощности, экономич­ности, жизнедеятельности. При систематических заняти­ях плаванием улучшается терморегуляция, увеличивается интенсивность кровотока, укрепляются сердечные мыш­цы. Улучшается и газообмен, что весьма важно для пол­ноценного развития растущего организма. (Но все это, конечно, только при достаточно верной технике плава­ния и правильном дыхании.) Умеренные плавательные нагрузки оказывают благотворное воздействие на нерв­ную систему, «снимая» утомление, улучшая сон и повы­шая работоспособность.

Плавание может эффективно использоваться для пре­дупреждения и даже лечения довольно распространенных среди современных детей и подростков нарушений осанки и сутулости. Так, при плавании брассом происходит вы­прямление позвоночника. А у подростков, плавающих вольным стилем, обычно отмечаются высокие темпы роста.

Плавание, тренирующее и совершенствующее системы терморегуляции и дыхания, служит эффективным средст­вом профилактики респираторных заболеваний.

Как известно, для того, чтобы уметь плавать, надо этому научиться. Существует ряд методик обучения пла­ванию детей разного возраста. Хороший опыт группово­го обучения детей дошкольного возраста в бассейнах-«лягушатниках» накоплен в ГДР, а соответствующее по­собие Герхарда Левина «Плавайте с малышами» переве­дено на русский язык. Имеются и другие методические пособия * по обучению детей плаванию, поэтому далее при­водятся лишь общие соображения и советы родителям начинающих пловцов.

Начинать всегда следует с обеспечения безопасного пребывания ребенка в воде. Лучше всего использовать бассейн-«лягушатник» глубиной от 50 до 100 см, которые сейчас имеются при многих детских поликлиниках и в больших закрытых плавательных бассейнах. Оптималь­ная температура воды в бассейне около 27° С, при жаркой погоде вода в открытых бассейнах может быть и более низкой температуры (до 23° С). Длительность первых занятий зависит от поведения ребенка: при первых при­знаках появления легкого озноба и снижения внимания занятие нужно прервать, ребенку сделать теплый душ, после чего растереть полотенцем. Обычная длительность занятий в начале курса не превышает 7—8 минут с посте­пенным увеличением до 15—20. Детям до шести лет лучше учиться плавать нагими, как это принято, например, в ГДР. Ведь детский организм охлаждается быстрее, чем организм взрослых, а мокрая одежда дополнительно за­бирает тепло.

По методике обучение плаванию делится на несколько этапов. Первый из них — и один из самых важных -заключается в проведении на суше упражнений, имити­рующих основные плавательные движения. Это гребковые движения руками с поворотами головы, маховые движения прямыми ногами от бедра, не сгибая коленей, прогибы в позвоночнике в положении лежа и др. Детям очень нра­вится заключительное упражнение этого этапа, когда, сидя на бортике бассейна, они весело бьют по воде выпрям­ленными в коленях ногами.

Следующий этап — освоение ребенком пребывания в воде и обучение движениям в ней. Вначале ребенка обучают правильному положению тела при скольжении и нырянии, при этом взрослые поддерживают его за ноги или за руки. Самое трудное на данном этапе — это на­учить ребенка делать выдох в воду медленно и посте­пенно. Вначале такие упражнения выполняются, как и другие, на мелком месте и под команду взрослого «Вы­дох!». Овладение навыками выдоха в воду и первыми скольжениями с отталкиванием ногами от бортика бассей­на — это итог обучения второго этапа.

На третьем этапе проводится обучение движениям ногами при плавании вольным стилем: ребенка при этом поддерживают за руки. Важно следить за тем, чтобы на­чинающий пловец не закрывал глаза в воде и смотрел прямо перед собой. Итог первых трех этапов — а это 3— 4 занятия — умение плыть с помощью ног, держа в руках резиновый круг или пенопластовую доску. Затем начинают обучать движениям рук и дыханию с поворотами головы на вдохе.

С 6—7-го занятия наступает новый этап обуче­ния — полной координации плавательных движений сна­чала при задержке дыхания, а затем и при согласовании движений с дыханием. Дыхание при плавании имеет свои особенности. Продолжительность выдоха, выполняемого в воде, значительно превышает длительность вдоха; при­мерные соотношения — 4 : 1 и даже 5:1. При плавании вольным стилем за один дыхательный цикл (вдох — вы­дох) пловец выполняет гребки правой и левой рукой и 4—6 движений ногами. Именно совершенствованию та­ких координированных действий посвящаются последние занятия курса обучения плаванию, рассчитанного на 11 — 12 «уроков». Разумеется, лучшие результаты в обучении дошкольников могут быть получены на занятиях со спе­циалистом-инструктором.

Тренировке и закреплению навыков плавания помо­гают игры на воде типа «Поймай меня» (бег в воде на мелком месте), «Лягушка» (прыжки на мелководье), «Дельфин» (погружение с головой в воду с последую­щим выскакиванием из нее по пояс), «Водолаз» (ны­ряния для доставания предметов со дна). Используются также надувные резиновые круги и пенопластовые плоти­ки, на которых малыши плывут подгребая руками.

Далее:

 

27. Ваш последний бокал.

3.12. Герпетическая инфекция.

Пороки трехстворчатого клапана.

1.2. Предпосылки возникновения валеологии.

2. Механизмы целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии.

Мышцы и фасции частей тела.

Приступы удушья.

 

Главная >  Публикации 


0.0014