Главная >  Публикации 

 

Научность



Привлечение науки для познания закономерностей фехтования, так же как рациональная физическая и психологическая подготовка спортсменов, отличает советское фехтование от зарубежного.

Научный подход к фехтованию освободил наших тренеров от гнета устаревших догматов фехтовальной "классики", чего нельзя сказать в полной мере о многих зарубежных тренерах. Наши ученые, тренеры и спортсмены анализируют фехтование со всех сторон, проникая в его существо и выявляя то, что тормозит и лимитирует его дальнейшее развитие.

Наши фехтовальщики - знатоки своего вида спорта

За рубежом учитель фехтования для своих учеников - непререкаемый авторитет. Его требования и обоснования не подлежат сомнению и критике и принимаются на веру. Такое слепое подчинение авторитету тренера происходит, во-первых, потому, что обучаемые фехтованию молодые люди, как правило, не обладают достаточными специальными знаниями в области физической культуры и спорта, а во-вторых, потому, что учитель фехтования не стремится и не желает делать из своего ученика знатока фехтования.

Иная картина у нас. Советские тренеры считают, что на современном уровне развития спорта наивысшего мастерства можно достичь лишь при совместных усилиях тренера и ученика, а также при самостоятельной работе спортсмена над собой. Эффективность же самостоятельной работы над повышением своего спортивного мастерства возможна лишь в том случае, если ученик обладает специальными знаниями в постигаемом им виде спорта.

На этой основе у нас, у тренера и ученика, достигшего высокого уровня спортивного мастерства, появляются особые отношения. Результат этого возникновение творческого дуэта, творческой бригады, в которой самостоятельная работа младшего сотрудника бригады - спортсмена - проходит под руководством старшего сотрудника- тренера. Создается глубокий творческий контакт между учителем и учеником.

В работе с сильным фехтовальщиком тренер вырабатывает общее направление и пути к разрешению отдельных конкретных задач в тренировке, не игнорируя предложения самого спортсмена. У такого тренера фехтовальщик всегда находится в курсе его педагогических устремлений.

Обстановка индивидуального урока с паузами активного отдыха способствует постоянному влиянию тренера на ученика как в вопросах общей и специальной эрудиции, так и воспитания в спортсмене эстетического вкуса, оптимистического мировоззрения и правильного отношения к своей спортивной деятельности.

Тренер - "конструктор" спортсмена, его воспитатель. Тренер и сильный фехтовальщик богаты по-разному, и только глубокий синтез этих богатств приводит к большим спортивным взлетам. Утверждая, что спортсмен - главная фигура спорта, мы вовсе не принижаем роли тренера, наоборот, в формировании таких спортсменов решающая роль принадлежит педагогическому мастерству тренера.

Планирование

Вопросы планирования при подготовке фехтовальщиков к основным соревнованиям года пользуются у нас большим вниманием. Особенно глубоко разработана у нас система планирования спортивной деятельности сборных команд СССР по фехтованию и кандидатов в них. Наши главные зарубежные противники на первенствах мира уже заметили наше умение точно подгонять состояние высшей спортивной формы наших фехтовальщиков к ответственным соревнованиям.

В заключение нельзя не сказать о том, что для более полного раскрытия существа нашей отечественной школы фехтования приходилось пользоваться методом сравнительной характеристики. С этой целью фехтовальная "классика" бралась в наиболее типичных ее проявлениях в период своего наивысшего расцвета. Однако теперь в Италии, во Франции и других странах появились (правда, их еще немного) молодые тренеры, которые используют в своей практике некоторые существенные методические и организационные моменты нашей, советской, школы фехтования и венгерской (сабельной).

Такая ситуация в мировом фехтовании не смущает наших ученых, тренеров и спортсменов. Они полны творческого энтузиазма, стремления еще интенсивнее развивать фехтование в СССР.

Фехтование как средство физического воспитания

Современное фехтование -увлекательный и полезный вид спорта, предъявляющий к человеку разнообразные высокие требования. Поэтому овладеть этим видом спорта без большой тренировочной работы невозможно.

И действительно, фехтовальщик должен обладать быстротой движений и реакции, чтобы опережать движения противника как в нападении, так и в обороне. Ему необходимо быть ловким, чтобы в неповторимых ситуациях боя при быстрой смене положений и движений сохранять точность движения и меткость ударов. Он должен быть выносливым, чтобы в затянувшемся бою или к концу соревнований сохранить активность, быстроту, ловкость, а также свежесть внимания и остроту мысли. Фехтовальщик должен обладать и силой, которая необходима ему для резких бросков своего тела вперед, назад, в стороны и для мгновенного преодоления инерции оружия. Без этих хорошо развитых качеств и умений спортсмен никогда не достигнет высокого мастерства.

Однако в бою одной техники, даже отличной, недостаточно. Нужен еще волевой, мужественный характер, чтобы любить борьбу. Но и этого мало. Успешно фехтовать- это значит в совершенстве уметь сочетать технику с физическими и психическими качествами, т. е. владеть еще искусством ведения боя - тактикой.

Чтобы познать тактическое мастерство, необходимо обладать целым рядом психических качеств и умений. Например, самообладанием, чтобы в напряженной обстановке боя сохранять ясность мышления и уметь подавлять отрицательные эмоции, не теряя управления своим телом. Смелость нужна фехтовальщику для того, чтобы в трудном и ответственном бою он мог идти на разумный боевой риск, без которого немыслимо единоборство.

Решительность должна помочь фехтовальщику быстро принять решение и немедленно воплотить его в боевых действиях. Настойчивость необходима для преодоления неудачно складывающейся обстановки в трудном бою и в процессе тренировки, особенно в периоды затухания роста его мастерства бойца.

Находчивость, основанная на быстроте ориентировки, нужна фехтовальщику для того, чтобы в неожиданно острых ситуациях боя он мог действовать раньше противника, и притом наиболее целесообразно, понимать психологию противника, предугадывая его намерения и действия, чтобы самому вести бой как можно безошибочнее.

Все перечисленные качества, умения и навыки, необходимые фехтовальщику в бою, развиваются и воспитываются в процессе боя, поскольку там они постоянно проявляются и используются. Помимо учебных или соревновательных боев эти качества воспитываются также с помощью различных упражнений без оружия и с оружием. Подобные упражнения должны занимать значительную часть времени в подготовке спортсменов.

Тренировка фехтовальщика слагается из общефизической, технико-тактической и морально-волевой подготовки. Такая всесторонняя тренировка укрепляет здоровье фехтовальщика, развивает его физические и морально-волевые качества, содействуя достижению наилучших спортивных результатов.

Разносторонность спортивной подготовки фехтовальщика не затушевывает специфического воздействия на спортсмена основного фехтовального акта ведения боя. Спортсмены-фехтовальщики любят преодолевать трудности, создаваемые противником.

Такая борьба насквозь психологична. Поединок воспитывает внимание спортсмена к движениям противника, как к сигналам, помогающим разгадать его психологию. Угрожающие моменты, создаваемые противником в бою, многочисленны и разнообразны и, как правило, неожиданны. Это развивает у фехтовальщиков сложную двигательную реакцию, смекалку и быстроту ориентировки.

Основы тактики ведения боя

Индивидуальная практика ведения боя приводит к познанию определенных закономерностей ведения фехтовального единоборства, т. е. к тактическим знаниям. Тактика имеет своей задачей создать наилучшие условия для ведения боя. Освоенные фехтовальщиком тактические знания освобождают его от непроизвольной потери времени в бою и от лишних затрат умственной и даже физической энергии.

Наша задача сводится к тому, чтобы помочь фехтовальщикам накопить необходимые в ходе боев тактические знания и заострить снимание спортсменов на тактическом боевом творчестве.

Выступающий на соревнованиях по фехтованию сильный спортсмен обычно ставит себе целью завоевать первое место. Фехтовальщики, которые не могут рассчитывать на высшее достижение, стремятся достигнуть хорошего для себя результата, например, улучшить результат по сравнению с предыдущим соревнованием, попасть в финал первенства республики, войти в состав кандидатов в сборную СССР, войти в десятку лучших фехтовальщиков Советского Союза и т, д.

Участник соревнований может не задаваться целью достигнуть только самого высокого спортивного результата. Он может поставить перед собой главную задачу - совершенствовать свое мастерство. Спортивный результат в соревнованиях складывается из результатов проведенных боев. Поэтому от каждого отдельного боя зависит общий успех участника соревнования. В свою очередь, успех боя зависит от успешного разрешения задач нанесения противнику уколов-ударов. Однако это не исключает возможности проведения боя не в полную силу по соображениям тактического характера.

В настоящее время как в литературе, так и среди наших советских и зарубежных тренеров и спортсменов существуют разные нюансы в определении тактики. Синтезируя общее, можно прийти к выводу, что под тактикой фехтования подразумевается умение вести бой, целесообразно строя его и применяя различные приемы фехтования с целью победить противника. Целесообразность применения различных приемов определяется соответствием боевого поведения и действий фехтовальщика поведению, действиям, намерениям, состоянию противника, его индивидуальным особенностям, внешней обстановке боя и своим боевым возможностям.

Тактику боя можно условно разделить на две части: целенаправленное боевое мышление, оперирующее определенным объемом специальных знаний, и выполнение решений, принятых в результате этого осмысливания боевых восприятий.

Тактическое боевое мышление и боевые действия во время поединка порознь существовать не могут.

Единственным критерием оценки тактики является конечный результат. Тактика, приведшая спортсмена к победе над противником, - правильная тактика. Тактика, в результате которой фехтовальщик потерпел поражение, неправильная тактика.

Оценка тактики в зависимости от результата боя является относительной, так как учитывается частный конкретный случай применения тактического умения.

Тактика, как специальное умение вести бой, - понятие обобщенное и не зависит от одиночного результата. Умение владеть тактикой является достоянием фехтовальщика. Про такого спортсмена говорят: хороший тактик, плохой тактик, тактика - его сильное место и т. д.

Взаимосвязь техники с тактикой

Практика фехтования показывает, что умение технически совершенно, т. е. правильно, быстро и автоматизирование, наносить уколы и удары во время выполнения упражнений может еще не обеспечить успеха в соревновательном единоборстве. В боевых схватках фехтовальщиков, обладающих примерно равными физическими и морально-волевыми качествами, а также одинаково владеющих техникой выполнения приемов, победит тот, кто окажется сильнее тактически.

Тактика и техника неотделимы друг от друга, поскольку тактика формально является искусством применения технических приемов. Поэтому несоответствие технических средств тактическим замыслам приводит к поражению в бою. Спортсменов, отличающихся бедной техникой, обычно можно узнать по упрощенной тактике и, наоборот, владеющих богатой техникой - по разнообразной и сложной тактике. Тактически верное действие, но выполненное технически плохо, так же как и отлично выполненное действие, но примененное некстати и не вовремя, обычно не достигает цели, а часто приводит даже к поражению. Техника фехтовальщика должна быть на высоте его тактических замыслов, а замыслы - не выходить за пределы технических возможностей. Но, несмотря на полную взаимообусловленность техники и тактики, фехтовальщик не может без ущерба для спортивного результата отвлекаться в бою и думать о технике. Он должен свое внимание направить на тактическую подготовку на несения укола или удара. Поэтому техническое выполнение приемов должно быть автоматизированным. Именно поэтому обучение элементарной технике предшествует обучению тактике.

Тактика и техника взаимосвязаны, взаимообусловлены независимо от того, что мы подразумеваем под словом "техника": выполнение приема или сумму приемов, составляющую боевой арсенал фехтовальщика. Поэтому правильное обучение технике включает элемент тактики, а упражнения тактической направленности неизбежно содействуют упрочению техники.

Только гармоничное сочетание тактики с автоматизированной техникой поднимает фехтование до уровня искусства.

Боевые действия

Бессознательно производимые движения фехтовальщика независимо от того, какими частями тела они осуществляются и движется ли при этом оружие или нет, называются боевыми действиями. Обязательным условием в характеристике действия является его боевая целенаправленность. Поскольку тактическая задача фехтовальщика - победить, следовательно, всякое боевое фехтовальное действие является оружием тактического арсенала.

Психологическая характеристика боевых действий

Несмотря на то что все действия фехтовальщика, ведущего бой, направлены на достижение победы, они могут резко отличаться одно от другого. Боевые действия имеют различный характер. Спортсмен и особенно тренер должны ориентироваться в характере боевых действий, чтобы тактическая подготовка наиболее соответствовала индивидуальным особенностям ученика.

Схематично боевые действия можно разделить на следующие группы: действия преднамеренные, ответно-вынуждепные, инстинктивно-защитные, действия рефлекторного характера, инициативные действия экспромтного характера.

Преднамеренные действия в бою возникают, когда фехтовальщик собирается применить какой-то определенный боевой прием и только ждет случая, чтобы , в подходящий момент реализовать свой замысел, свое намерение. Дождавшись или организовав в бою подходящую ситуацию, фехтовальщик проводит задуманное действие. Это преднамеренное, заранее задуманное действие обычно отличается хорошим выполнением. Объясняется это тем, что боец, действующий преднамеренно, хорошо представляет себе движения, которые ему надо совершить.

Например, противник периодически и умышленно не очень быстро выполняет ложную атаку с показом укола; боец принимает решение встретить одну из этих ложных атак истинной атакой с батманом в 4-е соединение и последующим уколом прямо.

Примеров преднамеренных действий можно привести много, так как эти действия отличаются боевым разнообразием и исчерпывают почти весь арсенал приемов фехтования.

Тем не менее действовать в бою только преднамеренно невозможно. Объясняется это тем, что не всегда в движениях противника есть моменты, удобные для проведения этих действий.

Кроме того, фехтовальщик все время подвергается неожиданным инициативным действиям противника, что заставляет его отвечать вынужденно и без выбора момента. Часто непредвиденные действия противника дают такие благоприятные поводы для нападения, что пропускать их в надежде, что когда-нибудь возникнет запланированный в уме фехтовальщика момент, было бы просто неразумно.

Ответно-вынужденные действия возникают в таких боевых ситуациях, когда спастись от поражения боец может только выполнив определенное действие. Обычно ими бывают действия обороны. Например, боец попал под внезапную атаку противника с захватом во 2-е соединение, подпустив его так близко, что иного спасения от укола прямо, кроме применения отводящей прямой защиты, уже нет.

Инстинктивно-защитные действия выполняются почти без контроля сознания фехтовальщика, застигнутого врасплох непосредственной угрозой противника нанести укол-удар. Неожиданность угрозы может вызвать растерянность, замешательство атакуемого и тогда его оборонные действия приобретают характер инстинктивно-защитных действий.

Характерным боевым моментом, способствующим их возникновению, является крайняя увлеченность бойца подготовкой своей атаки, доведенной до атакового старта. Обман-финт противника в этой психологической ситуации часто даже у техничного фехтовальщика вызывает такую бурную защитную реакцию, что спастись от финальной попытки атакующего нанести туше практически невозможно.

Действия рефлекторного характера имеют некоторое сходство с боевыми импровизациями, но по своей боевой ценности стоят значительно ниже последних.

Основной характерной чертой действий рефлекторного характера является высокая степень их автоматизированности. Возникают они в условиях боя, обычно в результате невдумчивого ведения учебных боев и злоупотребления определенными упражнениями в индивидуальном уроке. Тем не менее некоторая шаблонная разработка действий рефлекторного характера (недостаток тактической, а следовательно, и технической вариативности) может в какой-то степени компенсироваться быстротой боевых реагирований.

Например, фехтовальщик привык атаковать из возникшего 6-го или 4-го соединения непременно с контрзахватом и последующим обманом с переводом. Получив в такой атаке один-два укола, противник прибегнет к контратаке с переводом против контрзахвата. Фехтовальщику необходимо перестроиться, но возникающие неожиданно по замыслу противника верхние соединения рефлекторно вызывают шаблонное реагирование в виде того же выхода в атаку с контрзахватом. Боец понимает. что он проигрывает бой, но расстаться со стереотипными боевыми реагированиями он не в силах.

Инициативные действия экспромтного характера занимают большое место в боевой деятельности фехтовальщика. Стремление бойцов действовать неожиданно создает предпосылки для боевых экспромтов. Непредвиденные боевые ситуации, возникающие на ближних дистанциях, рождаются обычно в завязках, и здесь у спортсмена уже нет времени размышлять о том, какому действию следует отдать предпочтение как наиболее рациональному. Способность импровизировать зависит от скоростных качеств спортсмена и быстроты его сложной двигательной реакции.

Наибольшей боевой и обобщенно-жизненной ценностью обладают преднамеренные действия и особенно инициативные действия экспромтного характера. Тем не менее было бы ошибкой пытаться воспитать бойца, который действовал бы только преднамеренно и экспромтно, не имея возможности действовать рефлекторно и защитно-инстинктивно.

Действия любого типа в определенные моменты боя могут сыграть положительную роль. Однако в специальной тренировке фехтовальщика и его подготовке в целом необходимо следить за тем, чтобы рефлекторные и защитно-инстинктивные действия не занимали слишком много места в бою и не тормозили развитие и совершенствование других действий. Кроме того, преднамеренно действующему бойцу легко сохранять правильность движений в атаке, поскольку он значительно реже, чем импровизирующий фехтовальщик, встречается с возникновением неожиданных ситуаций.

Импровизированные действия требуют от фехтовальщика более высокой автоматизированности и вариативности движений. Особое значение приобретает техническая вариативность, т. е. ловкость - качество, присущее большинству фехтовальщиков-импровизаторов.

Действия и противодействия

В фехтовании нет верных средств поражения противника. Каждое действие имеет спое возможное опровержение, свое возможное противодействие, которому, в свою очередь, противостоят контрдействия и т. д. Возникает теоретически бесконечный ряд боевых акций и реакций, который практически но своему техническому содержанию замыкается в небольшой круг.

Далее:

 

7. Эффективность метода бэйтса.

Вопросы для самоконтроля.

Энцефалопатия у детей, взрослых и пожилых.

Двойная чистка печени (1).

Нужны ли негативные переживания (1).

6.2.5. Бактериальный уретрит полового происхождения.

Лимфатическая система в фило- и онтогенезе.

 

Главная >  Публикации 


0.0014