Главная >  Публикации 

 

Необходимо и достаточно



Согласно теории и практике японца Джорджа Осавы, воссоздавшему в XX веке науку о практике долгой жизни - макробиотику, - основными продуктами питания являются злаки как высшее творение растительного мира (неочищенный рис, греча, пшено), затем - овощи, бобовые и морские водоросли. Мясо употреблять возможно, но только экологически чистое и с изобилием зелени. Сахар, согласно макробиотике, закисляет кровь и ведет к раку, молоко - это продукт, предназначенный природой лишь для вскармливания потомства, соль -едят по вкусу, особенно если она грубая, каменная, содержащая много минеральных добавок.

К теснейшей связи, существующей между питанием и духовностью, приходили мыслители высокого ранга в самых разных регионах планеты. Основатель макробиотической теории энергетически уравновешенного растительного питания японец Осава так же, как датчанин Мартинус, отчетливо прослеживал путь от некачественного питания к духовному упрощению человека. Вот эта цепочка: 1) переедание, усталость, 2) боли, 3) закисание межклеточной жидкости, инфекционные заболевания, 4) расстройства эндокринной системы, ухудшение работы почек, 5) перерождение клеток в кислой среде, предпосылки для рака, 6) нарушение естественного восприятия действительности, 7) отчуждение от своей связи со Вселенной, утрата чувства любви.

Вот слова Мичио Куши из его книги "Ду-ин":

"Ежедневное соблюдение принципов макробиотического питания дает нам возможность почувствовать уже через десять дней различные положительные изменения в нашем физическом состоянии, включая следующее:

1. Освобождение от усталости. 2. Большая ясность мышления. 3. Постепенное восстановление гибкости и выносливости. 4. Начало избавления от различных физических и умственных недугов. 5. Обретение душевного равновесия и спокойствия. 6. Появляется чувство любви к людям. 7. Человек обретает уверенность в себе, становится честнее. 8. Улучшение адаптации к изменениям окружающей среды. 9. Освобождение от тяжкого бремени чувств смятения, алчности и эгоизма. 10. Постепенное развитие такого качества, как инициатива. 11; Развитие и совершенствование чувства признательности. 12. Возрастающее стремление к упорядоченности во всех сферах жизни.

В этой книге можно найти много глубинных совпадений с "Идеальной пищей" Мартинуса. Есть в ней, в частности, и такое положение: "Всегда найдутся люди, которые, бессистемно питаясь, достигли, тем не менее, высокого уровня физического, умственного и духовного развития. Но это означает, что в детстве и еще находясь во чреве матери, они получали правильное упорядоченное питание. Таким образом, у них от природы здоровая конституция, которая и служит основой их успехов. Но после 50-60 лет их здоровье, как правило, быстро приходит в упадок.

Все древние философы, мыслители, все основатели учений и систем, направленных на совершенствование физической и духовной природы человека, придерживались в действительности макробиотического образа жизни, как и все выдающиеся люди, самостоятельно проложившие себе дорогу в жизни".

Внимательный читатель заметит некоторые различия между "Макробиотикой" и "Идеальной пищей". Так, например, по Осаве, наиболее высоким классом продуктов, в отличие от Мартинуса, являются злаки, а не мякоть фруктов; по Осаве, возможно употребление некоторого количества мяса в пищу (я упоминал об этом) и т.д. С одной стороны, логика Мартинуса мне представляется более последовательной, с другой, взгляды Осавы (например, питание с акцентом на "инь" или "ян" в зависимости от природных и личных обстоятельств) -более конструктивными. Тот же придирчивый читатель найдет различие между этими указанными рекомендациями и тысячелетним индийским учением, например, Хатха-йоги, достойным всяческого уважения. Если Д. Осава настаивает на малом количестве воды, то Хатха-йога, напротив, требует пить ежедневно не менее 12 стаканов подогретой воды, причем только малыми порциями и только при чувстве жажды. Важнейшей рекомендацией Хатха-йоги является отсутствующее в других учениях неукоснительное требование тщательного и долгого пережевывания пищи, что позволяет не только многократно улучшить ее переработку, но и извлечь из нее пищевую прану, то есть особо высокий вид энергии, который, конечно же, подразумевается, например, Мартинусом в его теории о все более тонких вибрациях все более совершенной пищи, но здесь эта теория прямо и конструктивно претворяется в практику. Меня восхищает в Хатха-йоге ее комплексный подход к питанию, в частности, неразрывная связь потребления пищи с необходимостью регулярной очистки организма от шлаков.

Да, конечно, серьезный читатель увидит некоторые разночтения между всеми упомянутыми здесь учениями и великой "Аюрведой", где особенности питания человека определяются одним из трех психофизических типов, к которому он принадлежит. Тот же читатель обнаружит еще более заметные различия между древнеиндийской "Аюрведой" с этими ее тремя типами человеческого организма и восьмью - в таджикской "Мудрости веков" (при наличии еще редчайшего девятого типа - универсального). Ознакомившись же с книгой Адираджа Даса о традиционной кришнаитской кухне "Ведическое кулинарное искусство" с ее 133 рецептами вегетарианских блюд и с самыми этими блюдами, ваш аналитический разум тоже найдет повод для сравнения познанного здесь с узнанным там. Если йоги, например, вкушают прану из пищи, то кришнаитские повара стремятся внести особую благодать в пищу в процессе изготовления своих прекрасных изысканных блюд, предлагая ее Господу, который отведывает ее и тем самым одухотворяет. "Так обычная еда становится прасадом Кришны, а обыкновенный прием пищи представляется как трансцендентный акт поклонения Господу и любовного общения с Ним", - написано во введении к этой книге. Да, но разве не то ли самое, что исповедует Мартинус о связи материального с божественным, слышим мы в словах Мунунда Госвами, одного из духовных вождей сознания Кришны: "Если вы едите обыкновенную пищу, вы только развиваете в себе страстное желание наслаждаться этим материальным миром, но если вы едите прасад, то с каждым съеденным куском в вас усиливается любовь к Богу"? Так же, как и у Мартинуса, вегетарианство здесь - не только система питания, но и неотъемлемая часть философии и образа жизни.

И в то же время: Мартинус выступает против прямых и чрезмерно острых приправ (и я с ним согласен - по отношению к европейским, в частности русским людям), а Ведическая кухня ими перенасыщена; йоги советуют употреблять в еду пищи немного и простой по составу, а Ведическая кухня рекомендует питание из многих блюд, а по праздникам и вообще устраивать пиры разливанные, с необозримым количеством блюд; П. Брегг считает правильным питаться только тогда, когда подступает чувство голода, Ведическая же кухня регламентирует прием еды в строго определенные часы. Д. Осава категорически против употребления молока в последетенышевом возрасте, ведическая же кухня допускает не только кисломолочные продукты, но и цельное коровье молоко, и т.д. Различий, как видим, немало. Число их увеличится еще более, если мы начнем вникать в классические и современные пособия, посвященные натуральному питанию.

На мой взгляд, все подобные разночтения абсолютно объяснимы: они определяются не столько различным национальным опытом их создателей, сколько несовпадением временной координаты их нахождения на общем пути к богочеловеку. Дорога эта достаточно широка и предполагает различные варианты движения по ней. Принцип дополнительности - вот что объясняет отмеченное выше внешне противоречивое множество. Каждый из продвигающихся по пути к реальному совершенству способен найти здесь свой индивидуальный путь.

Попытаемся же осторожно размотать этот запутанный клубок. Начнем с того, что по своим возможностям человек всеяден, и спектр потребляемых им в питание продуктов столь широк, что в нем свободно размещаются, не совпадая ни в чем, вкусы диаметрально противоположных едоков: от тех, кто питается лишь мясом и животным жиром, до тех, кто потребляет лишь фрукты и злаки. Замечу вскользь, что подобно радуге, имеющей за границами видимого спектра инфракрасный и ультрафиолетовый участки, здесь также имеются запредельные возможности в обе стороны (святости и вампиризма, условно говоря).

Это - с одной стороны. Но с другой: нужно ли человеку, царю природы, очень уж далеко в сторону отходить от той основной базы своего питания, что сложилась на протяжении миллионов лет эволюции человеческой популяции? База эта определяется проще простого: по зубам, прежде всего, по устройству кишечника, во-вторых. Зубы человека с их плоскими бугристыми площадками для перетирания пищи растительного происхождения разительно отличаются от острых, кинжального типа, зубов хищных животных, предназначенными для разрывания мясной плоти. Кто может возразить, пожалуйста. Кишечно- желудочный тракт человека, хотя и короче, чем у парнокопытных, но намного длинней, чем у волка или тигра, например, ибо он предназначен для более длительной переработки пищи и расщепления ее на необходимые именно его организму составные элементы. Историко-генетические доказательства безусловно свидетельствуют в пользу преимущественно вегетарианского образа питания человека.

Тут я тотчас вижу пренебрежительные взмахи многих рук ("А, это не мужик!.."), тотчас слышу: "Как же охота древних людей на мамонтов?" Читаю озабоченную действительным недоумением записку: "Что могут потреблять в пищу, кроме мяса, жители Крайнего Севера?".

Чтобы снять возникшее напряжение, процитирую известного блистательным остроумием английского писателя Бернарда Шоу. Когда ему минуло семьдесят лет, его спросили, как он себя чувствует: "Прекрасно, прекрасно, - отвечал писатель, - только мне докучают врачи, утверждая, что умру, потому что не ем мяса". Прошло 20 лет. Девяностолетнего Бернарда Шоу опять спросили, как он себя чувствует. "Прекрасно, - отвечал он. - Больше меня никто не беспокоит. Все врачи, которые пугали меня, что я не смогу прожить без мяса, уже умерли". Остроумие остроумием, но за поведением этого писателя- долгожителя стояла и высокая философия. В послании Вегетарианскому обществу по случаю его семидесятилетия Б. Шоу писал: "Совершенно ясно, что человек может насытиться как бифштексами, так и хлебом с сыром. Весь вопрос в том: более или менее высокую форму жизни создает он себе, питаясь бифштексами? Я думаю, более низкую".

Здесь проставлены уже примерно те же акценты о тесной связи нравственно- этических установок человека (этаж целостно-психологический) с молекулярным фундаментом организма, которые (акценты) позволил себе сделать в этой книге и я, разумеется, позже Б. Шоу, позже Пифагора (VI-V века до н.э.), позже Леонардо да Винчи, Вольтера, Ньютона, Льва Толстого. Я рад тому, что практика привела меня к тем же выводам, которые задолго до меня уже сделали эти более чем достойные люди.

Однако, вернемся к тем ядовитым вопросам, которые я уже неоднократно слышал.

Насчет "мужских возможностей": нелепо да и неприлично ссылаться на свой собственный отличный опыт, отошлю-ка я лучше господ мясоедов к таким несомненным авторитетам в данной области, как бык и жеребец.

Лев и тигр - славные ребята в плане личной храбрости, однако прославленными богатырями по части сексуальности являются все же не они (тут их возможности достаточно скромны), а богатыри-травоеды. Не забуду никогда, наверное, как в поселке Сосново (что по Приозерской ж/д ветке) из общественного хлева утром первого мая 1990 года вырвались два молодых быка, разъяренных весенним солнышком, и с ревом двинулись вдоль улицы Зеленая горка, вышибая по дороге ворота, за которыми скрывались частные коровники, и благодетельствуя подряд всех без исключения буренок, невзирая на робкие протесты их запуганных, ошалелых хозяек.

Насчет охоты на мамонтов. Мироздание намного мудрей человека и играет с ним в свои шахматы не на плоской доске, а на многомерной, решая целый ряд задач. Да, конечно, эти горы заготовленного мяса создавали своего рода кладовые впрок, но главное, на мой взгляд, заключалось в другом: переход к мясоедению значительно увеличил смертность людей от болезней и, следовательно, ускорил сменяемость поколений, то есть стал средством борьбы с консерватизмом старейшин и способом обретения популяцией все нового и нового опыта, стал движителем человечества мыслящего.

О питании северян-охотников. Да, деваться от поедания преимущественно мяса им некуда, но вот вопросы: насколько продвинули они вперед общую культуру человечества, как высоко подняли они общие представления землян о человеке и о мире, сколько выдающихся мыслителей появилось на нашей планете?.. И в то же время, перейдя в иные формы образа жизни (и питания), многие из представителей охотничьих племен заняли достойное место в рядах духовно-интеллектуальной элиты человечества.

Здоровый разум весьма практичных людей, а именно - состоятельных классов, в США, прежде всего, - уже привел их обладателей к отказу от мясоедения, к переходу на пищу растительного происхождения. Выбор мясных продуктов там исключительно широк: едва ли не на четверть мили в каком-либо универсаме во всем многообразии вытянуты лотки со всеми видами мяса и изделиями из него! И тем не менее, люди, озабоченные высоким уровнем своего здоровья, проезжают на своих авто (или на роликах) мимо этих Гималаев убоины, чтобы набрать пакеты трав, фруктов, разного рода круп и бобовых.

В чем основная разница между питанием мясным и растительным? Хотя белки состоят из одних и тех же химических элементов, но мясная пища содержит в себе много животных жиров и пуриновых соединений, что ведет к закислению крови против оптимального для человека соотношения в ней кислотно- щелочного равновесия и к обилию шлаков на клеточном уровне. Питание мясом предполагает и значительное количество соли, что также нарушает химический баланс в организме. Что же касается растительной пищи, то она, напротив, ощелачивает кровь и, наряду с поставкой белков, вводит в организм натуральные витамины, биологически активные вещества.

Принято считать, что мясо "дает силу". Кандидат мед. наук В.А. Иванченко, ссылаясь на исследования бельгийских ученых, которые провели математический анализ данных утомления при различном питании на ряд других исследований, показывает, что растительная пища давала в 25 раз меньшую интоксикацию азотными шлаками, чем смешанная. Отсюда и выносливость вегетарианцев.

По подсчетам ученых, мясоеды при работе утомляются в полтора раза быстрее, чем те, кто не ест мяса. Так что же дает вегетарианцу энергию? Этому посвящена знаменитая книга швейцарского профессора М. Бирхер-Беннера "Основы лечения питанием на началах энергетики". (На русском языке вышла в 1914 году). Ученый считает, что растительная пища отдает организму энергию, полученную ею от Солнца. А если она сырая - человек получает максимум энергии. В соответствии с этими воззрениями, ученый-клиницист успешно лечил тяжело больных.

Что же до мяса с его способностью "поддерживать силы", то тут дело в следующем. Мясо содержит много веществ, возбуждающих нервную систему человека, создавая у него ощущение сытости и бодрости. Но ощущение это так же, как при действии других возбудителей (кофе, алкоголя), проходит; никакой энергетической зарядки человек не получает. Напротив: чтобы переварить мясо, организм должен изрядно потрудиться, а значит, потратить значительное количество энергии.

Имеются и другие аспекты, которые побуждают с большой осторожностью относиться к мясу. Баланс гормонов в нашем организме определяет нашу неповторимую индивидуальность, и нет такой лаборатории в мире, которая способна была бы точно определить нашу гормональную структуру. И вот мы поедаем мясо (как правило, половозрелового скота) с присущей именно данной особи ее гормональной структурой, да еще усиленной - сплошь да рядом - гормональными препаратами: для интенсивного набирания массы при откорме. В результате этого чуждого вторжения у нас нарушаются процессы общего, жирового, солевого обмена. И не исключено, что соединение разнородных по своему происхождению гормонов дает такое искажение химических процессов в организме, которое чревато онкологией. Известно, что раковых больных среди мясоедов непропорционально больше, чем среди вегетарианцев.

Неверно выступать против мясоедения в целом хотя бы потому, что людям с некоторыми группами крови оно показано. Мясоедение - дело индивидуальное, но вот что является всеобщим, так это настоятельная необходимость при потреблении мяса поедать как можно больше зелени! Дело в том, что мясо - продукт для переваривания в организме человека не самодостаточный, оно нуждается в таком сопровождении и окружении витаминов и других ферментов, без которых долго будет лежать в желудке мертвым грузом, вызывая лишь осоло-вение и желание "придавить" подушку часок-другой. Вспомним, как едят горцы барашка (кстати, у них этот ритуал - дело редкое, совершаемое лишь по праздникам да ради дорогого гостя). Они сопровождают свою мясную трапезу сотней различных травок! А у нас? Мясо, в котором почти нет собственных энзимов (ускорителей пищеварения), сопровождаем макаронами или чищенной картошкой, в которой и вовсе они отсутствуют!.. А потом плачемся: полнеем-де. Самоубийцы - нет у меня другого слова!

Возвращаюсь к четырем строчкам древнего завета. Что значит "храбрый ест мясо", думаю, понятно - со всеми последствиями и для здоровья трупоедов, и для их вынужденно агрессивного уровня нравственности. Смешно было бы предположить, что после приведенных здесь или где-нибудь в другом месте еще более убийственных расчетов о губительности для жизни большинства людей этого закисленного, несамоусваиваемого продукта уменьшится его пожирание! Здесь существует прямая аналогия с табакокурением: вряд ли кто из курящих не знает о десятках ядовитых смол во вдыхаемом ими дыме. Кроме того, существует колоссальная инерция общественно-хозяйственного механизма: этот общеземной гигантский маховик тратит на производство 1 ккал мяса 18 ккал растительной пищи (то есть превращает труд сотен миллионов людей, занятых в скотоводстве, - я включаю сюда и специализированное для его нужд машиностроение, - и обилие земных ресурсов в целенаправленное средство для мучительного сокращения жизни людей в масштабе планетарном). А ведь каждая из этих 18 ккал может быть использована не для накопления болезней, а для укрепления общечеловеческого здоровья.

Организм человека не приспособлен к потреблению большого количества белка, Как доказательство тому примем низкое процентное содержание белка в женском молоке, которое, тем не менее, предназначено для ускоренного наращивания массы новорожденного ребенка. И вот человек выходит из грудного возраста, начинает расти менее интенсивно, но белка в процентном отношении принимается потреблять вдвое-втрое больше! Какая логика, кроме создания дополнительных энергетических нагрузок и перегрузок при их переработке, увеличения шлаков и возрастания в геометрической прогрессии болезней с ходом лет? Вопрос, разумеется, риторический, и ответ на него коренится в нашей прочной склонности к ароматическим, экстрактивным, возбуждающим веществам, которых достаточно в мясе, но еще больше - в сопутствующих его приготовлению специях. К счастью, в мире существуют люди, способные практически доказать, что можно жить счастливо, наслаждаясь идеальным здоровьем и практически не употребляя мяса. Это - племя хунзов, о котором я уже упоминал, в Гималаях, в котором 120 лет - рядовое явление для человека. В 50-е годы хунзов стал изучать английский военный врач, которого поразила не только красота и стройность этих людей, но и их работоспособность - следствие абсолютного здоровья, сохранившегося до глубокой старости.

"Это племя живет в гористой местности, где почти нет плодородной почвы, - писал Мак-Каррисон. - Обрабатываемые земли постоянно испытывают нехватку воды. Коровы у хунзов едва ли крупнее сенбернаров, молоко - менее двух литров в день - они дают лишь после отела; овцы и козы - и того меньше. Мясо этих животных жилистое и совершенно обезжиренное. Люди живут впроголодь, особенно в зимние месяцы. В эту пору они ведут исключительно вегетарианский образ жизни, питаясь скудными запасами злаков. С весной они переходят на "подножный корм" и собирают травы, пока не придет пора сбора первого урожая".

Далее:

 

Глава 6. О теориях и их полезно.

Кровеносные сосуды человека в онтогенезе.

Нагрубание молочных желез.

Химка - еще одна форма марихуаны.

208. Омела белая.

Рациональные отклики.

Сосредоточение на боге.

 

Главная >  Публикации 


0.0014