Главная >  Публикации 

 

Злоупотребление химическим веществом



В Соединенных Штатах и других странах люди, ответственные за здраво- охранение, решили проблему определений разработкой диагностических сис тем. Диагноз основан на группе симптомов, обозначенной одним словом. Это дает нам преимущество. Скажем, если два врача говорят о пневмонии, при этом используя единую диагностическую систему, то каждый из них четко представляет себе, что другой подразумевает под словом "пневмония". Он имеет ввиду прежде всего определенную группу симптомов. Подобную диаг ностическую систему можно создать и для психических заболеваний. В США организация, ответственная за создание такой системы - Американская пси хиатрическая ассоциация (АРА). С начала 50-х гг. Ассоциация публикует официальные диагностические системы по различным психическим заболевани ям или расстройствам: Руководство по диагностике и статистке (DSM). В свете новых исследований эти системы время от времени пересматриваются. Последняя версия официальной диагностической системы вышла в мае 1994 года и называется DSM-IV. В ней есть раздел о расстройствах, связанных с употреблением химических веществ (то есть алкоголя и других наркотиков), в котором содержатся определения зависимости от химических веществ и злоупотребления химическими веществами.

В таблице 1-1 даны критерии постановки диагноза зависимости от хими- ческих веществ и злоупотребления ими, согласно DSM-4. Необходимо проком ментировать эти критерии. В основном, каждый критерий применим к опреде лению зависимости и злоупотребления любыми наркотиками и группами нарко тиков, используемых не в медицинских целях. Другое важное замечание сос тоит в том, что зависимость и злоупотребление представляют собой разные диагнозы. Нельзя поставить одному человеку диагнозы зависимости от како го-то химического вещества и злоупотребления им одновременно, хотя воз можно совмещение диагнозов по разным веществам.

В отношении зависимости критерии 3 - 6 определяют то, что называется привычкой к наркотикам. Суть ее в том, что главным в жизни человека ста новится потребление и приобретение наркотиков, при этом все другие сто роны жизни игнорируются, либо им уделяется значительно меньше внимания. Человек употребляет наркотики, несмотря на риск. Он не может отказаться от употребления наркотиков или сократить его на сколько-нибудь значи тельное время, даже если хочет. Это явление называется потерей контроля.

Первые 2 критерия зависимости вводят два термина: толерантность и абстиненция. Далее мы разберем их подробнее. В диагностической системе DSM-4 диагноз зависимости может быть поставлен по одному из этих крите риев или без них вообще. Для более точного диагноза нужны по крайней ме ре 3 из 7 приведенных критериев.

Обсуждая определение зависимости, данное в DSM, нужно рассмотреть термин, имеющий широкое употребление: психологическая зависимость. По добно многим другим терминам, относящимся к наркотикам, в понятие психо логической зависимости может вкладываться разный смысл. Чаще всего пси хологической зависимостью называется эмоциональное состояние, характери зуемое ощущением настоятельной тяги к наркотику либо для получения эф фекта, связанного с его употреблением, либо для снятия негативных ощуще ний, связанных со злоупотреблением им. Как видите, это более узкое, но менее детальное определение, чем данное в DSM-4, и акцент в нем сделан на желании употребить наркотик, чтобы изменить свое психологическое сос тояние или избежать неприятных ощущений.

В критериях злоупотребления химическими веществами главное место за- нимают негативные события в различных сферах жизни (семейной, обществен ной, профессиональной), связанные с употреблением химических веществ. Применительно к злоупотреблению даны 4 критерия, и для постановки диаг ноза достаточно выявить один из них.

Указанные критерии, которые основываются на новейших разработках в области расстройств, связанных с употреблением химических веществ, сни мают часть проблемы научного изучения этой темы. Это ясные описательные критерии. Они, конечно, не идеальны и будут дорабатываться по мере при роста научных знаний.

Таблица (находится в справочных материалах нашего сайта) 1-1 Критерии диагностики злоупотребления психоактивными хими- ческими веществами и зависимости от них, согласно DSM-4

Зависимость от химического вещества

Неправильное употребление химического вещества, ведущее к ухудшению состояния или заболеванию, которое требует клинического лечения, о чем свидетельствуют три или более из нижеперечисленных признаков, зафиксиро ванные в 12-й месячный период.

1. Толерантность, определяемая любым способом из приведенных ниже:

а) нужда в заметном увеличении количества принимаемого вещества для достижении интоксикации или желаемого эффекта; б) заметное ослабление действия одинакового количества вещества при продолжительном приеме.

2. Абстиненция, проявляющаяся любым способом из приведенных ниже:

а) характерный абстинентный синдром по отношению к данному химическо- му веществу; б) прием данного (или близкородственного) вещества для облегчения или избежания абстинентных симптомов.

3. Химическое вещество принимается часто и в больших количествах или в течении более продолжительного периода, чем это предписано.

4. Устойчивое желание или неудачные попытки прекратить или сократить прием химического вещества.

5. Тратится очень много времени на действия, необходимые для приобре- тения химического вещества (например, посещение многих докторов или пре одоление больших расстояний), использования химического вещества (напри мер, непрерывное курение) или восстановления организма после его упот ребления.

6. Из-за употребления химического вещества прекращаются или уменьша- ются занятия, связанные с общественной или профессиональной дея тельностью, а также деятельностью, направленной на отдых.

7. Продолжительное употребление вещества, несмотря на осознаваемые постоянные или регулярные физиологические или психические проблемы, вы зываемые, или обостряемые этим веществом (например, постоянное употреб ление кокаина во время депрессии, несмотря на осознание того, что деп рессия вызвана кокаином, или продолжительное потребление алкоголя, нес мотря на осознание того, что из-за употребления алкоголя открылась яз ва). Зависимость наиболее вероятна, если наблюдается физиологическая за висимость: наличие толерантности или абстинентного синдрома (любого из пунктов 1-2).

Злоупотребление химическим веществом

Неправильное употребление химического вещества, ведущее к ухудшению состояния или заболеванию, требующего клинического лечения, о чем свиде тельствует один или более признаков из приведенных ниже:

1. Периодическое употребление химического вещества, приводящее к не- возможности выполнять важные социальные обязательства, как то: учиться, работать или вести домашнее хозяйство (например, систематические случаи неявки на работу, связанные с употреблением вещества, прогулы занятий, продолжительная неявка или исключение из школы, отсутствие заботы о де тях или домашнем хозяйстве).

2. Периодическое употребление химического вещества в ситуациях, когда это опасно для жизни (например, вождение автомобиля или работа на станке в состоянии опьянения).

3. Периодические проблемы с законом, связанные с употреблением ве- щества (например, аресты за противоправные действия, совершенные под влиянием химического вещества).

4. Продолжительное употребление химического вещества, несмотря на постоянные или регулярные социальные или межличностные проблемы, вызыва емые или обостряемые этим веществом, например, споры с супругой(ом) о последствиях интоксикации, драки).

Эти критерии не должны пересекаться с критериями определения зависи- мости от данного химического вещества.

Наркотическая толерантность и абстиненция

"В отличие от других, он героиновый наркоман не может найти работу, сделать карьеру, заняться наполненной смыслом деятельностью, вокруг ко торой он мог бы построить свою жизнь. Вместо этого он во всем полагается на свою привычку. "

Психолог Изодор Чейн

Среди критериев зависимости в DSM-4 есть толерантность. Другой новый термин - синдром абстиненции. Абстиненция - заболевание, вызванное прек ращением приема наркотиков или его уменьшением после того, как организм настолько привык к присутствию в нем наркотика, что далее не может функ ционировать без него. Четко определяемый абстинентный синдром вызывают не все наркотики. Симптомы абстиненции могут быть сильнее или слабее в зависимости от индивидуальных характеристик и продолжительности приема наркотика. Обычно частью абстинентного синдрома являются психологические симптомы, такие как раздражительность, депрессия и настойчивое желание наркотика. От их наличия или отсутствия зависит, может ли человек прек ратить потребление наркотиков на какое-то время.

Влияние употребления наркотиков, толерантности и абстиненции на поведение

В этой вводной главе было обращено внимание на толерантность и абсти- ненцию потому, что это центральные проблемы в психофармакологии. Без них изучение наркотика и оценка его действия невозможны. Детальное рассмот рение этих вопросов можно найти в следующих главах. Сейчас же важно от метить, что толерантность и абстиненция влияют на характер употребления наркотика. Например, если толерантность усиливается, то человеку необхо димо потреблять все большее количество наркотика для получения нужного эффекта. Это в свою очередь приводит к тому, что человек тратит больше времени на приобретение и употребление наркотика. В конце концов, увели чение количества и частоты потребления наркотика ведет к появлению новых физических, социальных и других проблем.

Подобным образом и абстиненция ведет к продолжению потребления нарко- тика, и чаще всего в больших дозах. Как показали исследования, стремле ние избавиться от абстинентных симптомов - мощный стимул к дальнейшему употреблению наркотика. Абстиненция начинается, когда падает уровень со держания наркотика в крови. Если в этот момент принять наркотик, то абс тинентные симптомы исчезнут. Но они появятся вновь и вызовут к жизни по рочный круг: прием наркотика - абстиненция - снова прием наркотика.

Изучение механизмов действия толерантности и абстиненции составляет основу психофармакологии, ищущей побудительные мотивы потребления чело веком (или другими живыми существами) наркотиков. В Главе 5, посвященной принципам и методам психофармакологии, этот вопрос будет рассмотрен де тально.

Мы показали, что длительное потребление наркотика меняет сам характер этого употребления. Критерии DSM-4 специально оговаривают эту дли тельность. Толерантность и абстиненция ведут не только к изменениям в добывании и потреблении наркотика, обычно их результатом бывает нагро мождение одного последствия на другое - эффект снежного кома. В конечном итоге к ним добавляются явления, подпадающие под другие критерии диаг ностики заболеваний, вызванных употреблением наркотиков

Глава 3 Наркотики и нервная система

Любое наше чувство или эмоция - в сущности, любое психологическое ощущение - основано на деятельности мозга. То, что мозг, эта физическая сущность, является базисом психической деятельности, дает нам ключ к по ниманию механизма воздействия химически активных веществ (наркотиков) на психические процессы.

Все психоактивные вещества производят свой эффект, разными способами воздействуя на ткани нервной системы, и эта глава посвящена таким физио логическим воздействиям наркотиков. Большинство этих воздействий проис ходит на уровне мозга. В последнее время в науках, изучающих мозг, было сделано много значительных открытий, проливающих свет на механизмы функ ционирования мозга. Параллельно с этими успехами увеличиваются наши воз можности в изучении воздействия наркотиков на организм. Появились прин ципиально новые подходы к решению таких проблем, как привыкание к нарко тикам. Впрочем, перед тем, как обсуждать действие наркотиков на мозг, следует рассмотреть основные принципы работы мозга.

Нейрон

Простейшие составляющие нервной системы - клетки, называемые нейрона- ми. Они во многом сходны с другими клетками человеческого организма, та кими как клетки крови или клетки мышечной ткани, но обладают уникальной особенностью - они могут сообщаться друг с другом. Для понимания природы процесса передачи нервных импульсов нужно рассмотреть уникальные струк турные свойства нейронов. Из рисунка 3-1 видно, что в нейроне есть кле точные тела, схожие с телами любых других клеток. В их числе - ядро, со держащее генетическую информацию для данного нейрона и контролирующее процессы обмена веществ в клетке. От клеточного тела нейрона отходят несколько родственных образований, называемых дендритами, и одно длинное образование цилиндрической формы - аксон. Такие образования есть Только у нейрона, и с ними связаны его специфические функции. Аксоны бы вают разной длины, но в любом случае длиннее, чем показано на рисунке иногда в несколько тысяч раз длиннее диаметра клеточного тела. Аксон покрыт белой жировой оболочкой, называемой миелином. (Такой оболочкой покрыты не все аксоны, и "открытые" имеют серый цвет). Миелин можно сравнить с изоляцией электрического провода. Это подходящее сравнение, так как главная функция аксона - передавать электрический ток. Аксон пе редает информацию, пересылая электрический заряд от одного конца нейрона к другому. Ток всегда передается от клеточного тела, отправляющего электрический импульс маленьким ответвлениям на конце аксона. Разница в потенциале мала (около 110 милливольт). Когда аксон проводит ток, он на зывается возбужденным, когда нет - находящимся в состоянии покоя.

Передача нервных импульсов

На концах аксона находятся маленькие утолщения - нервные окончания. В них кроется ответ на вопрос, как все-таки электрические импульсы переда ются от одного нейрона к другому. Когда были созданы микроскопы, позво лившие отчетливо увидеть нейроны, обнаружилась удивительная вещь: большая часть окончаний одного нейрона не соприкасается вплотную с денд ритами следующего, как это до сих пор предполагали. Разделяющее их пространство называется синапсом (показан на рисунке 3-2). Конечно, воз никает вопрос, каким образом электрический ток проводится от одного ней рона другому, если они не соприкасаются? Теперь известно, что когда ток достигает нервного окончания, находящиеся в нем химические вещества (нейромедиаторы) выделяются в синапс, и именно они активизируют смежный нейрон.

Таким образом, передача нервных импульсов - электрохимический про- цесс: электрический, пока ток идет по аксону, и химический в синапсе. Это важно, так как можно предположить, что наркотики воздействуют на нервную систему именно через синапс, поскольку здесь имеют место хими ческие процессы передачи информации. Действительно, большинство психоак тивных веществ производят свой основной эффект через синапс. Поэтому здесь уместно детальное рассмотрение химических процессов, происходящих в синапсе.

Для описания процесса передачи нервных импульсов воспользуемся анало- гией с ключом и замком. По всей поверхности дендритов и клеточного тела разбросаны особые окончания - рецепторы. Их можно сравнить с замками, предохраняющими нейрон от возбуждения. Для возбуждения нужно открыть замки, и это делают нейромедиаторы, выделяющиеся в синапс. Молекулы ней ромедиаторов - ключи. Механизм "открывания" замка показан на рисунке 3-2. Рецепторы изображены в виде круглых углублений на поверхности денд рита, нейромедиаторы - шарики, выделяющиеся из нервного окончания. Идея проста - для того, чтобы запустить механизм передачи нервного импульса, ключ должен подойти к замку.

В действительности молекулы нейромедиатора и рецепторы имеют значи- тельно более сложную химическую структуру, чем это видно из рисунка, и аналогия с ключом и замком не до конца объясняет процесс. Медиаторы и их рецепторы имеют электрический заряд, и поэтому притягиваются друг к дру гу, и когда ключ медиатора попадает в замок рецептора, они связываются. При попадании молекулы медиатора в рецептор в нейроне происходит реак ция, вызывающая его возбуждение. Важно отметить, что существует много видов нейромедиаторов и соответствующих им рецепторов. В ткани мозга су ществуют химически закодированные пути, по которым движутся различные нейромедиаторы.

Наркотики и передача нервных импульсов

Существует много способов, которыми наркотики могут вмешиваться в процесс передачи импульса. Предположим, что химическое строение како го-то наркотика очень похоже на строение существующего в организме ней ромедиатора. Если степень сходства велика, то молекулы наркотика свяжут ся с рецепторами и "обманут" нейрон, заставив его реагировать так же, как на настоящий медиатор. Именно таким образом действуют многие нарко тики (это называется мимикрия). Например, морфий и героин оказывают свое действие благодаря сходству с недавно открытым эндорфином.

Таблица (находится в справочных материалах нашего сайта) 3-1 Нейрохимические механизмы действия наркотиков

Наркотический эффект производится изменением следующих нейрохимичес- ких систем:

1. Синтез нейромедиатора. Наркотик увеличивает или уменьшает коли- чество вырабатываемых нейромедиаторов

2. Транспортировка нейромедиатора. Наркотик вмешивается в процесс доставки молекул нейромедиатора к нервным окончаниям.

3. Накопление нейромедиатора. Наркотик вмешивается в процесс накопле- ния нейромедиатора в пузырьках нервных окончаний

4. Выделение нейромедиатора. Наркотик вызывает преждевременное выде- ление молекул нейромедиатора в синапс.

5. Распад нейромедиатора. Наркотик влияет на распад нейромедиатора посредством ферментов.

6. Обратное поглощение нейромедиатора. Наркотик блокирует обратное поглощение нейромедиатора в нервные окончания.

7. Активизация рецептора. Наркотик активизирует рецептор благодаря мимикрии.

8. Блокировка рецептора. Наркотик делает рецептор инертным, блокируя

Помимо мимикрии, наркотики могут влиять на передачу нервных импульсов еще многими способами. Модели механизмов этого влияния приведены в таб лице 3-1. Нейромедиаторы вырабатываются из менее сложных соединений, так называемых "исходных молекул". Выработка медиаторов обычно происходит в клеточном теле или нервных окончаниях, и если этот процесс идет в кле точном теле, то прежде чем медиатор может заработать, его надо еще пе реправить в нервное окончание. Некоторые наркотики вмешиваются в произ водство или доставку медиатора. Молекулы нейромедиатора накапливаются в маленьких емкостях (пузырьках) по краям нервных окончаний. Некоторые наркотики влияют на способность пузырьков накапливать нужные вещества. Например, под воздействием наркотика резерпина, который одно время ис пользовался для лечения высокого давления, в пузырьках появляется течь, и содержащиеся в них нейромедиаторы не могут вовремя попасть в синапс в нужном количестве. Другие наркотики оказывают противоположное действие, увеличивая поступление медиаторов в синапс. Так действуют стимуляторы, например, амфетамины.

Другая важная особенность передачи нервных импульсов состоит в том, что после выделения нейромедиаторы должны быть дезактивированы. Нейрон можно сравнить с перезаряжаемой электрической батареей: после возбужде ния ему необходима перезарядка. Но она начинается после того, как ключи вынуты из замков. Дезактивация нейромедиатора может проходить двумя спо собами: ферментацией (разрушением ферментами) и обратным поглощением. Ферменты - особые соединения, ответственные как за выработку нейромедиа торов, так и за их разрушение до состояния инертных веществ. Это очень сложные процессы. В мозговой ткани находится много химических веществ, и они постоянно меняют свою структуру. Рассмотрим, как происходит произ водство и разрушение ацетилхолина, одного из самых важных нейромедиато ров. Для его получения фермент ацетилтрансфераза реагирует с "исходной" молекулой холина. В результате разрушения ацетилхолина, для чего необхо дим другой фермент - ацетилхолинэстераза, образуются два метаболита холин и ацетат. (В названиях ферментов обязательно содержатся корни наз ваний веществ, с которыми фермент реагирует, а также окончание - аза.) Наркотик может вмешиваться в процесс передачи импульса, влияя на фер мент. Например, некоторые антидепрессанты мешают дезактивации нейромеди аторов норадреналина, дофамина и серотонина, ослабляя действие моноа мин-оксидазы, фермента, разрушающего данные соединения.

Далее:

 

Основные клинические варианты невротических расстройств.

Влияние совместного использования пиридитола и дыхания гипоксически-гиперкопнической газовой смесью на мыслительные процессы.

Требования к диетологическим программам.

Методы анастомозов лицевого нерва с другими нервами.

197. Наперстянка.

• что делать, если воспитательный прием «не срабатывает».

3.3. Инфекционные болезни: общая и обязательная информация.

 

Главная >  Публикации 


0.0018