Главная >  Публикации 

 

55. Голос п речь



Увзрослого наружные межреберные мышцы поднимают ребра, переводя их из косого положения в близкое к горизонтальному. При этом объем грудной клетки увеличивается. У новорожденного пплпжрние ребер соответствует максимальному вдоху. Всякое пе-ремещение ребер вверх или вниз могло бы лишь уменьшить объем грудной клетки. Иными словами, сокращение межреберных мышц не может вызва'ть вдоха. Поэтому 'у новорожпрннпгп нппх осушр-ствляется в основном сокращением диафрагмыа частично сокращением шейных мь!Шц, которые тянут вверх всю грудную клетку. При этом грудина поднимается и ее нижний конец сильнее выпячивается вперед. В результате во время вдоха воздух входит в основ-ном в" среднюю часть легких.

Легкие новорожденного малоэластичны, относительно велики и не спадаются при вскрытии грулнпй к.пргки Растяжение во время вдоха увеличивает их объем только на It—15 мл. Чтобы удовлетворить весьма большую потребность'Ърганизма в кислороде, дыхательные движения новорожденного должны быть очень частыми. При покое их частота достигает 50—60 в минуту, а минутный объем дыхания превышает 600 мл. При повышении потребности в кислороде во время крика или двигательной активности объем дыхательных движений если и изменяется, то крайне незначительно, а потому увеличение минутного объема происходит за счет их учащения до 100—150 в минуту. Изменения частоты дыхательных движений можно наолюдать не только при возбуждении ребенка, но и во время покоя. Нерегулярный ритм дыхательных движений характерен для всего грудного возраста.

Через 8—10 дней после рождения объем легких несколько уве-дичивается, так как значительно возрасаеткр.пииргтвп"зяпплнен-ных воздухом легочных пузырьков; объИмдыхательных движений увеличивается до 20—25 мл, а минутный ебъем р покое, при частоте дыхания 40—50 в.минуту, возрастает прнмррнп n nnf> мл Наружная поверхность легочных пузырьков покрыта очень густой сетью относительно, птчрих, капилляров. Это облегчает насыщение крови кислородом и ее освобождение от углекислоты.

В течение первого года жизни размер легких, как и грудной клетки, сильно увеличивается. Уже через 2—3 недели после рождения легкие занимают з объема грудной полости. Рост легких происходит в основном за счет ветвления мелких бронхов и особенно образования новых легочных пузырьков. К концу 1-го года вес легких доходит до 150 г, а их объем до 250—280 мл. К этому же времени окружность грудной клетки увеличивается почти в полтора раза: с 30—34 до 45—48 см. Поперечный диаметр грудной клетки Рис. 75 Расположение органов в грудной клетке у новорожденного / — сердце, 2 — правое легкое, 3 — левое легкое, 4— зобная железа, в—диафрагма увеличивается сильнее, чем передне-задний, и уже к 5—6"месяцам оба диаметра становятся равными, а к концу 1-го года поперечный диаметр примерно на 6—8% больше передне-заднего.

Со второй половины 1-го года жизни заметно изменяется направление ребер, которые начинают отходить от позвоночника всё более наклонно. Соответственно опускается книзу и грудина. Если в первые месяцы жизни объем грудной клетки изменяется почти исключительно за сче-i сокращения диафрагмы, то к году в дыхательных движениях начинают участвовать межреберные мышцы. Диафрагмальное дыхание превращается в диафрагмальноребер-ное, при котором облегчается вентиляция верхней части легких.

Дыхательные движения по мере роста грудной клетки и легких становятся более интенсивными и менее частыми. Так, при покое в среднем у шестимесячного ребенка объем дыхательных движений около 50 мл, а их частота — 40 в минуту; у годовалого — 70—80 мл при частоте 35 в минуту. Значительно возрастает минутный объем воздуха: около 2000 мл у шестимесячного ребенка и 2600 мл у годовалого. Уже у месячных детей при сильной двигательной активности или крике минутный объем может увеличиваться путем не только учащения дыхательных движений, но и некоторого их усиления. В последующие месяцы способность к усилению дыхательных движений становится все более выраженной. Во второй половине 1-го года жизни максимальный объем дыхательных движений вдвое больше, чем объем при покойном дыхании.

Интенсивность обмена газов между кровью и воздухом в раннем детском возрасте значительно ниже, чем у взрослых. Так, у взрослых выдыхаемый воздух содержит 16,4% кислорода и 4,4% углекислого газа, а у годовалых детей—18% кислорода и 2,4% углекислого газа. Следовательно, в раннем детском возрасте кровь почти вдвое меньше поглощает кислорода и отдает углекислоты. В основном это объясняется большой частотой и малым объемом дыхательных движений.

После 1-го года жизни рост грудной клетки сначала заметно замедляется, а затем снова увеличивается. Так, окружность грудной клетки увеличивается за 2-й год жизни на 2—3 см, за 3-й — примерно на 2 см, за 4-й—на 1—2 см. В последующие два года рост окружности возрастает (за 5-й год на 2—4 см, за 6-й на 2— 5 см), а за 7-й—снова снижается (1—2 см).

За тот же период жизни (от 1 до 7 лет) существенно меняется форма грудной клетки. Увеличивается наклон ребер, особенно нижних. Ребра тянут за собой грудину, которая не только растет в длину, но и опускается книзу, причем уменьшается выпячивание ее нижнего конца. В связи с этим окружность нижней части грудной клетки увеличивается несколько медленнее и к 2—3 годам становится такой же, как и окружность ее верхней части (при измерении под мышками). В последующие годы верхняя окружность начинает превышать нижнюю (к 7 годам примерно на 2 см).

Одновременно изменяется соотношение передне-заднего и поперечного диаметров грудной клетки. За шесть лет (от 1 до 7 лет) поперечный диаметр увеличивается на 3'/2 см и становится примерно на 15% больше передне-заднего, который за тот же срок вырастает меньше чем на 2 см.

На долю легких к 7 годам приходится почти 3/4 объема грудной клетки, причем их вес достигает примерно 350 г, а объем — приблизительно 500 мл. К этому ж возрасту легочная ткань становится почти столь же эластичной, как и у взрослого человека, что облегчает дыхательные движения, объем которых за шесть лет (с 1 до 7 лет) увеличивается в 2—2'/2 раза, достигая 140—170 мл.

Частота дыхания при покое в среднеТм снижается с 35 в минуту у годовалого ребенка до 31 в 2 года и 38 в 3 года. Небольшое снижение происходит и в последующие годы. В 7 лет частота дыхания бывает всего 22—24 в минуту. Минутный объем дыхания за три года (от 1 до 4 лет) увеличивается почти в Г/а раза.

В дошкольном возрасте, особенно у детей старше 4 лет, покойный вдох происходит в основном за счет сокращения межреберных мышц, а покойный выдох — почти без участия мышц. Повышение потребности организма в кислороде прежде всего вызывает учащение дыхательных движений, нередко весьма значительное, а затем они становятся более глубокими, но зато менее частыми. Глубокий вдох осуществляется у дошкольников в первую очередь диафрагмой, а выдох — мышцами брюшного пресса, кроме того, Рис. 76. Двигательный аппарат голосовых связок; А—хрящи гортани (сзади); Б и В—мышцы (спереди и сбоку); /"—схема действия мышцы, раскрывающей голосовую щель; / — надгортанник. 2 — щитовидный хрящ, 3 — черпало-видные хрящи, 4—перстневидный хрящ, 5—трахея; 6—9 мышцы, суживающие голосовую щель (6), раскрывающие ее (7), расслабляющие голосовые связки и суживающие голосовую щель (S), натягивающие голосовые связки и суживающие голосовую щель (9), /О—голосовые связки, // — голосовой отросток черпаловидного хряща, 12 — мышечный отросток, стрелки — направление тяги при сокращении мышц; прерывистые линии показывают перемещение черпаловидных хрящей и раскрытие голосовой щели усиливается работа межреберных мышц, а также включаются дополнительные вдыхательные и выдыхательные мышцы.

При большом, но кратковременном физическом напряжении по сравнению с покоем объем дыхательных движений может увеличиваться у детей 3—4 лет примерно в 3 раза, а у детей 5—6 лет в 4 раза. Если, однако, напряжение длится более 15—20 секунд, дыхание становится менее глубоким, но значительно более частым.

Жизненную емкость легких у детей до 4 лет практически определить не удается. В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) она составляет примерно 1000—1300 мл. Менее частое и более глубокое дыхание дошкольника (по сравнению с годовалым ребенком) способствует несколько более интенсивному обмену газов между кровью и воздухом, находящимся в легких.

55. Голос п речь

Голосовой аппарат. Органам дыхания присуща еще одна весьма важная для организма функция, а именно издавать звуки. Они образуются при прохождении выдыхаемого воздуха через суженную голосовую щель гортани. Поэтому гортань называют органом голосообразования. Ее скелет состоит из трех непарных хрящей — перстневидного, щитовидного и надгортанника — и трех парных, из которых особое значение для образования голоса имеют черпаловидные (рис. 76). Полость гортани покрыта слизистой оболочкой, которая образует две пары складок, замыкающих вход в гортань во время глотания. Нижняя имеет и другое значение: она покрывает голосовые связки, прикрепленные передним концом к щитовидному хрящу, а задним к черпаловидному.

Гортань подвижна: она может подниматься и опускаться при помощи мышц, соединяющих ее с подъязычной костью и грудиной. Подвижны и некоторые хрящи гортани, особенно черпаловидные, в зависимости от положения которых просвет гортани суживается или расширяется.

Более 10 мышц управляют голосовыми связками, натягивая их или расслабляя, суживая или расширяя голосовую щель (рис. 77). При покойном дыхании голосовая щель раскрыта. Во время глубокого вдоха она расширяется еще сильнее. При небольшом сближении связок получается звук вздоха. Расстояние между связками должно уменьшиться примерно до 3 мм, чтобы получилась шепотная речь. При обычной речи, а также при пении голосовые связки смыкаются. Благодаря создавшейся при этом разнице в давлении воздуха ниже и выше голосовых связок приподнимаются края связок, которые в силу упругости тотчас же на мгновение принимают прежнее положение, снова приподнимаются, и так продолжается до тех пор, пока остаются голосовые связки сомкнутыми, а разница в давлении достаточно большой. Эта разница при шепотной речи равна 30 мм давления воды, при обычной речи — 140— 240 мм, при наибольшем напряжении — свыше 800 мм. Частота колебаний краев голосовых связок, а следовательно, высота звука (т. е. тон) зависит от длины и натяжения голосовых связок, а также от силы струи выдыхаемого воздуха. Небольшое усиление струи, не изменяя высоты звука, увеличивает его громкость. Тембр звука, определяемый характером обертонов, зависит от резонирующих полостей: верхней части гортани, глотки, полостей рта и носа.

Развичие гортани. У новорожденного гортань достигает относительно очень больших размеров. Так, в длину она всего лишь вдвое короче гортани юноши. Расположена она очень высоко: ее верхнее отверстие находится почти на уровне носовой части глотки..В дальнейшем гортань опускается по мере роста лицевой части черепа, и особенно нижней челюсти. Форма гортани новорожденного более.округла, чем у взрослых. В частности, пластинки щитовидного хряща сходятся под очень большим углом, а потому не образуют заметного выступа. 'Голосовые связки очень коротки: их дли-- на 4—4,5 мм. Они интенсивно растут и к концу первого года жизни достигают 7 мм в длину. В дальнейшем рост голосовых связок становится незначительным, хотя общие размеры гортани продолжают увеличиваться, причем с трехлетнего возраста начинают проявляться различия в росте гортани у мальчиков и девочек.

Образование речевых звуков. В образовании речевых звуков, из которых складывается человеческая речь, кроме гортани, принимают участие глотка, рот и нос. В зависимости от положения мяг-' кого нёба, языка и губ звук, производимый гортанью, значительно Рис. 77. Голосовая щель (вид сверху):' /—при произнесении звука; 2-—при вдохе; S—при глубоком вдохе (в глубине видно давление трахеи на два бронха); 4—рефлекторное закрытие голосовой щели при поднесении к носу сильно пахнущего вещества; 5 — при шепоте; S — при пеняй фальцетом.

меняется. Произнесение гласных звуков главным образом зависит от положения языка и ротового отверстия. При сужении того или иного участка ротовой полости возникают многие согласные звуки. Так, когда спинка языка приближается к мягкому нёбу, появляются звуки «к», «г»; его приближение к твердому нёбу приводит к звукам «д», «т»; при сближении губ получаются звуки «в», «ф», а при сближении зубов — звук «с»; звуки «б» и «п» образуются в момент размыкания губ.

Еще до образования условных связей на слова ребенок, подражая мимике и звукам речи окружающих, начинает произносить гласные звуки, к которым очень быстро присоединяются речевые шумы, связанные с размыканием губ. Так образуются звуки «ма», «ба», <<па». Вскоре появляются и другие шумы, опять-таки в сочетании с гласными звуками. Постепенно они дифференцируются, приводя к образованию истинных речевых звуков.

56. Значение правильного дыхания

Ритм дыхания. У детей дошкольного возраста дыхание, как правило, бывает неравномерным. Меняется ритм дыхания, т. е. чередование вдоха и выдоха не остается постоянным: то вдох короче выдоха, то продолжительность вдоха и выдоха одинакова. При физическом напряжении, а также при волнении частота дыхательных движений резко увеличивается. Лишь постепенно устанавливается правильное, равномерное дыхание. Однако у людей с ослабленным здоровьем или ведущих малоподвижный образ жизни учащенное, неравномерное и неправильное дыхание нередко сохраняется в течение многих лет, а иногда и на всю жизнь, мешая продуктивности умственного и физического труда и ослабляя организм.

При нормальном дыхании вдох короче выдоха. Такой ритм облегчает и физическую и умственную деятельность, так как во время вдоха дыхательный центр возбуждается, что ведет к понижению возбудимости многих других отделов мезга, а во время выдоха, наоборот, возбудимость понижается в дыхательном центре и повышается в других отделах мозга. Поэтому тонус мышц и сила их сокращения понижаются во время вдоха и возрастают во время выдоха. Внимание также несколько ослабевает во время вдоха и усиливается во время выдоха. Этим объясняется, чта человек на короткое время задерживает вдох, когда внимательно к чему-нибудь прислушивается. По той же причине движения, требующие большой силы, обычно сопровождаются выдохом. Так, у лесоруба, молотобойца, гребца момент наибольшего усилия совпадает с резким, хорошо слышимым выдохом («ух!»). Теперь понятно, почему работоспособность понижается и скорее наступает утомление, если вдох удлинен, а выдох укорочен.

Носовое дыхание. Детей надо учить всегда дышать через нос. Когда ребенок дышит через рот, затрудняется соблюдение нормального ритма дыхания. Носовое дыхание важно также потому, что при прохождении через узкие щели полости носа вдыхаемый воздух согревается, увлажняется и очищается от пыли и микробов. Дети привыкают дышать через рот, когда носовое дыхание затруднено, например при хроническом насморке, а также при появлении в носоглотке аденоидов — разрастании лимфатических узлов, прикрывающих отверстия в носовую полость.

Затруднение носового дыхания влияет на весь организм: нередко расстраивается пищеварение, сон становится беспокойным, легко возникает утомление, появляются головные боли, а иногда задерживается умственное развитие. Если ребенок все время дышит через рот, необходимо показать его врачу. При сильном разрастании аденоидов их удаляют хирургическим путем, после чего состояние ребенка значительно улучшается, физическое и умственное развитие быстро приходит к норме. У Гигиена дыхания. Каждый человек должен активно добиваться, «Ггобы его дыхание было правильным. Для этого необходимо следить за состоянием дыхательных путей. Одно из основных условий установления правильного дыхания—это забота о развитии грудной клетки, что достигается соблюдением правильной осанки, утренней гимнастикой и физическими упражнениями. Обычно человек с хорошо развитой грудной клеткой дышит равномерно и правильно.

Развитию голосовых связок, гортани и легких ребенка способствуют пение и декламация. Для правильной постановки голоса необходима свободная подвижность грудной клетки и диафрагмы, поэтому лучше, если дети поют и декламируют стоя. Не следует петь, громко разговаривать, кричать в сырых, холодных, пыльных помещениях, а также на прогулках в сырую холодную погоду, так как при этом могут возникнуть заболевания голосовых связок, дыхательных путей и легких. На состоянии органов дыхания вредно сказывается и резкая перемена температуры. Детей не следует выводить после горячей ванны (бани) сразу на мороз, разрешать разгоряченным пить холодные напитки, есть мороженое.

57. Воздушный режим дошкольных учреждений

Микроклимат. Строя жилище, человек создает в нем микроклимат, т. е. местный климат, который характеризуется физическими свойствами воздуха (температура, влажность, ионизация и проч.), а также химическими и биологическими свойствами. В результате длительного пребывания людей воздух помещений меняется: нарастает количество углекислого газа, водяных паров, тяжелых ионов, повышается температура, запыленность, бактериальная загрязненность, появляются летучие вещества, например аммиак, сероводород и др.

Изменения химического состава и физических свойств воздуха в жилых помещениях, как правило, происходят параллельно увеличению содержания в нем углекислого газа. Поэтому о микроклимате помещений принято судить по содержанию в воздухе легко определяемого углекислого газа. Установлено, что микроклимат помещений наиболее благоприятен, когда количество углекислого газа не превышает 0,1%. Обеспечение в дошкольных учреждениях доброкачественности воздуха достигается, с одной стороны, кубатурой, приходящейся на одного ребенка, с другой — правильным воздухообменом. На каждого дошкольника в групповой комнате должно приходиться 2,5 кв. м площади пола при высоте помещения 3 м; это составит 7,5—8 куб. м воздуха.

Смена воздуха в помещениях. Смена воздуха в помещениях происходит как естественным путем, так и при помощи специальной вентиляции. Естественный обмен воздуха происходит через поры строительного материала, щели в окнах, дверях. Но этот обмен недостаточен. Для улучшения проветривания помещений в дошкольных учреждениях оборудуют вытяжную вентиляцию и вентиляционные шкафы. Вытяжная вентиляция работает на естественной тяге за счет разности температур снаружи и внутри помещения. Вытяжные отверстия располагаются в верхней части стены и снабжаются специальными жалюзи для регулирования оттока воздуха из помещений. Вентиляцию в Кухнях и санитарных узлах устраивают с побудительно-вытяжным вентилятором.

Местные вентиляционные приточные шкафы встраивают в одну из наружных стен групповой комнаты; внизу приточного шкафа находится отверстие для забора наружного воздуха, который обогревается радиаторами, расположенными над отверстием. Вверху приточного шкафа имеется дырчатая филенка, через которую подогретый воздух поступает в помещение мелкими струйками. Приточное отверстие в шкафу имеет жалюзи для регулирования притока воздуха. Убирать приточные шкафы нужно ежедневно влажным способом с обязательным обтиранием внутренних стен и радиаторов. Категорически запрещается использование приточных шкафов не по назначению.

Организация проветривания. При температуре воздуха не ниже 5° и отсутствии сильного ветра помещение проветривают в присутствии детей. Приток воздуха осуществляется через форточку, фрамуги и створки окон. Для хорошего проветривания за 10 — 20 минут общая площадь отверстий форточек или фрамуг должна быть не менее '/so площади пола комнаты. Так, в групповой комнате площадью 62,5 кв. м общая площадь открытых форточек должна составлять 1,25 кв. м. Форточки (или фрамуги) устраивают в каждом втором окне; при трех окнах надо иметь две форточки.

Фрамуги всегда делают в верхней части окна. При открывании их'создается большая разница наружной и внутренней температур, что увеличивает скорость движения воздуха и объем проветривания по сравнению с проветриванием через форточки, расположенные, как правило, в средней или нижней части окна. Воздух, проникающий через фрамугу, опускаясь вниз в силу большего удельного веса, проходит через теплые слои комнатного воздуха, отнимает у них часть тепла и успевает несколько нагреться. Это позволяет в осенние и ранние весенние месяцы, а частично и зимой держать фрамуги открытыми в присутствии детей.

Далее:

 

II Часть. Мои взгляды на лечение заболеваний организма человека, сформированные.

Состав костной ткани позвоночника.

Глава 32. Изнасилование.

Глава 15. Саркоидоз селезёнки, лимфатической системы и системы кроветворения.

Литература.

Неожиданные аспекты системы малахова. Личное знакомство с геннадием петровичем малаховым.

Секс – это не пицца: лечение сексуальных травм.

 

Главная >  Публикации 


0.0008